Меланхолия фильм сюжет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Но главное, как только я сел в кресло, я, что называется, включил в себе психиатра. И здесь я должен сказать, что Ларс фон Триер меня поразил тем, что в его фильме невозможно придраться ровным счетом ни к чему. Он очень хорошо знает, что такое депрессия: судя по всему, во-первых, он сам не раз переносил это состояние, а во-вторых, он явно много чего прочел про депрессию.

Когда психиатр пишет историю болезни, то первое, с чего он начинает, — это наследственность. Первый вопрос, который задается пациенту, — вопрос про его мать и отца. Так как психиатрия — это не точная наука, а описательная, в ней очень важна наследственность. И в этом смысле Ларс фон Триер блестяще показывает маму главной героини, Джастин: мама поразительно холодна по отношению к дочери. Она абсолютно эмоционально выхолощена. Когда Джастин приходит к ней за помощью, нуждаясь в какой-то эмоциональной поддержке, мама ведет себя c ней не так, как в представлении нормального человека должна вести себя мать, она ведет себя как абсолютно холодный человек. В то же время отец Джастин — полная противоположность матери: он веселый, разбитной и, как говорят психиатры, с истерическим радикалом. Он любит быть в центре внимания и всячески привлекает к себе это внимание. Он, безусловно, артист: достаточно вспомнить этот, в общем, довольно примитивный трюк с ложками, когда он кладет ложки в нагрудный карман своего пиджака и заигрывает с официантками. Он все время в окружении девушек.

И вот это вот сочетание для психиатрии очень интересно: с одной стороны, шизоидная, холодная, деспотичная и эмоционально тупая мама и, с другой стороны, очень демонстративный, с истерическими чертами, папа. Такое сочетание нередко приводит к подобным отклонениям. Триер блестяще показывает, как у Джастин постепенно развивается депрессия, причем депрессия с элементами этого истерического радикала, который она взяла от папы. На свадьбе Джастин еще каким-то образом может корректировать эту депрессию, она смогла пойти на этот свадебный ритуал, но уже во время праздника она начинает мучиться, мучиться, мучиться, ей становится тяжелее и тяжелее. Потому что на самом деле ей ничего не хочется, в депрессии хочется быть одному и никого не видеть, она заторможена и пытается подхлестнуть себя алкоголем. Секс ее не интересует, еда ее не интересует — ей ничего не интересно. В этом состоянии ты видишь мир в таких мрачных тонах, очень легко рвать все нити: депрессивные больные часто говорят так, как будто они ничего не боятся, они не боятся даже смерти, смерть для них избавление от их состояния… Мне один пациент говорил, что он готов был бы, если бы это было возможно, отдать свою руку и ногу, чтобы только избавиться от этого состояния. Депрессия — это тяжелое состояние, поэтому больные в нем так легко расстаются с жизнью, поэтому им легко рвать социальные нити. Она всем легко говорит правду в глаза, презирая все эти примитивные, на ее взгляд, традиции, которыми мы все опутаны, она не хочет играть в эту игру, потому что ей уже на этом этапе все равно. И дальше депрессия эта только углубляется.

И здесь типично поведение ее сестры: именно так себя ведут родственники, которые любят своих близких, находящихся в состоянии депрессии. Они пытаются всячески им помочь, не понимая при этом, что такое эндогенная депрессия, которая берется неизвестно откуда — на фоне полного внешнего благополучия. На их взгляд, у нее вроде бы все нормально: ее повышают в должности, у нее замечательный любящий муж и вообще все хорошо. Но депрессия развивается изнутри по каким-то своим, пока неизвестным нам, биологическим законам. И родственники пытаются помочь. И священнослужители пытаются помочь: я не раз вступал в довольно жесткий диалог со священнослужителями, которые говорили, что депрессии никакой не существует, это все ерунда. Я никак не мог им вдолбить в голову, что депрессия — тяжеленное состояние, занимающее первое место по смертности среди психиатрических больных.

У каждого врача и у каждого психиатра есть свое кладбище, где лежат его больные, покончившие жизнь самоубийством. И у меня тоже на этом кладбище есть несколько могил. Одного больного я отпустил по настойчивой просьбе его родителей в домашний отпуск из больницы, казалось, все идет нормально, а он там повесился в ванной и из отпуска не пришел. Другой мой больной, который прошел всю войну, был очень активным человеком, но давал довольно тяжелые депрессии, в одной из них утопился в пруду больницы Кащенко.

Дальше происходит перелом. Когда приближается планета Меланхолия, мы видим, как нормальные люди просто сдаются: муж сестры Джастин сначала хорохорится, но когда он понимает, что гибель неотвратима, первым совершает суицид. На этом фоне Джастин единственная, кто находит в себе силы, ей смерть не страшна, смерть ей приятна, это для нее избавление. Именно в этот момент она находит в себе силы и до последней секунды поддерживает мальчика и свою сестру. Подобное поведение в форс-мажорных ситуациях описано в мировой психиатрии. Например, во время войны, когда фашисты были около психиатрических больниц, дефектные больные вдруг черпали откуда-то какие-то резервы и вели себя вполне разумно.

С точки зрения психиатрии это кино сделано безукоризненно. Безукоризненно сыграна роль Джастин и все остальные роли тоже. Кстати, Триер очень часто главными героинями своих фильмов делает женщин. И психологию женщины он знает великолепно. Это еще одна загадка этого режиссера, которого я очень люблю: как ему удается так глубоко постигнуть тайные уголки женской психологии.

Я разобрал этот фильм с точки зрения врача-психиатра, хотя я отлично понимаю, что психиатрия для Ларса фон Триера — это только инструмент, с помощью которого он хотел сказать совсем о другом, но это уже совсем другая тема и совсем другой разговор.

Погасшая Джастин оживляется и преображается, лишь узнав о скорой катастрофе: к Земле приближается планета Меланхолия, которая неминуемо столкнется с Землей. Джастин готовится к этому, как к причастию, как к встрече с давно желанным.

Сюжет фильма Меланхолия Ларса фон Триера сплетен из двух событий: свадьба Джастин и ожидание столкновения планеты Меланхолия с Землей. Сюжет незамысловат, главное в этом фильме — внутренний мир героев. Много противоречивых отзывов о Меланхолии. Рассмотрим фильм Меланхолия 2011 года с точки зрения системно-векторной психологии.

Очень ярко и точно в фильме Меланхолия показан подавленный, нереализованный Звуковой вектор главной героини Джастин, присущий этому вектору эгоцентризм, оторванность от всего земного, неспособность наполниться материальным. В кино рассказывается, что, будучи в плохом состоянии, она тяготится и людьми, и самой жизнью.

Как развивается сюжет фильма Меланхолия 2011 года? Свадьба зрительного Майкла и звуковой Джастин. Непонятно, как вообще они оказались вместе: это совершенно чужие и далекие друг от друга люди. Она несколько раз сбегает посреди торжества: то, запрокинув голову, смотрит на ночное небо, то ищет уединения в ванной, совершенно не заботясь о том, что кто-то подумает или скажет. Этот праздник жизни ей чужд, она понимает, что нет ничего в этой жизни, что могло бы дать ей ощущение осмысленности. Ей ничто не интересно. Она не получает радости ни от отношений с мужчиной, ни от своей работы, где ее считают очень успешной. Она не ценит то, что имеет. Звук не наполняется материальными благами, успехом, любовью. В ее душе — мучительная пустота. Она не находит себя среди людей, не ощущает радости там, где все ее ощущают.

Меланхолия фильм картинка

Чувствуя отвращение к продолжающемуся притворству, она бросает вызов всем: покидает праздник, а потом жениха; высказывает все, что думает, своему работодателю. О каком заработке можно говорить, когда зияющей пустотой болит душа? Она не задумываясь расстается с работой, не испытывая ни тени беспокойства о том, как будет обеспечивать свои насущные потребности: в этот момент она их просто не ощущает — есть только ее боль, внутренняя нехватка ответа на главный звуковой вопрос. Она разрушает все, что у нее было. Фильмы Ларса фон Триера очень точно передают звуковые нехватки и пустоты, которые не дают героям жить так, как живут остальные люди. Меланхолия находит отзыв, отклик у таких же потерянных звуковиков.

То, что в Меланхолии показана приближающаяся гибель планеты, побуждает некоторых в отзывах о фильме относить его к картинам о конце света. Но главное в нем не конец планеты как таковой, а то, как люди относятся к нему. Так, погасшая Джастин оживляется и преображается, лишь узнав о скорой катастрофе: к Земле приближается планета Меланхолия, которая неминуемо столкнется с Землей. Джастин готовится к этому, как к причастию, как к встрече с давно желанным.

Контраст создается со зрительной Клер, которая при мысли о возможной смерти полностью теряет самообладание. В Меланхолии Ларса фон Триера так показан страх Зрительного вектора, в котором жизнь — наивысшая ценность. Клер ищет поддержки и находит ее у своего звуко-зрительного мужа, он бережет ее, чтобы та не узнала правды о приближающейся катастрофе. Сам он не отрывается от телескопа, с возбуждением и тревогой наблюдая приближение планеты — планеты Меланхолия.

После внезапной смерти мужа Клер лишается опоры, она мечется в страхе, пытаясь облегчить свое состояние чисто зрительными методами: пытается уехать в деревню, стремится окружить себя людьми, просит о поддержке свою сестру. Но в Джастин нет сочувствия, в ней жестокая (в зрительном понимании) уверенность, что Земля и люди достойны лишь надвигающейся катастрофы. Она откликается только на чувства звуко-зрительного сына Клер. Помогая ему преодолеть страх перед планетой Меланхолия, она строит с ним магическую пещеру, которая якобы защитит их.

Зрительным людям может показаться, что драма Меланхолии Ларса фон Триера в том, что в нашей жизни нет настоящей любви. Но здесь это не так. Любовь — это счастье Зрительного вектора, и только. Трагедия Джастин в ее ненаполненном Звуке, в бессмысленности существования, и любовь не способна наполнить зияющую пустоту бесплодного внутреннего поиска. Она ощущает связь со Вселенной, ей необходимо постичь устройство мироздания, но ей кажется, что она уже и так все знает. она уверена, что ей больше нечего искать здесь, на Земле, поэтому ее приговор однозначен.

Фильм Ларса фон Триера — это звуковой мир режиссера, мир, который он видит недостойным, ущербным, никчемным. Суета людей и их жизни бессмысленны, слова лживы и пусты. Неудивительно, что, находясь в таком состоянии сам, фон Триер отражает в героях Меланхолии свои зрительные страхи и раскачки. Под давлением нереализованного Звука не может полностью реализоваться ни один другой вектор человека. Творчество фон Триера выступает как гиперкомпенсация его внутренних страданий.

Меланхолия фильм 2011 фото

Не существует не важных состояний, не существует напрасно данных жизней, что бы там ни писали в разных отзывах к фильму Меланхолия. Наша жизнь — это подарок, ведь только в мире физическом возможно реализовать самую главную задачу постижения Звуковым вектором замысла мироздания. Тяжелые состояния звуковиков, их депрессии, суицидальные мысли — знак того, что они не справляются со своей задачей. Мы видим, как это отражается на состоянии всего Целого — катастрофами и коллективными фрустрациями.

Счастье и позитивное мироощущение приходит вместе с полноценной реализацией заданных природой свойств. Жизнь предполагает движение. Тяжелые состояния любого человека — это своеобразный кнут к развитию, знак, что мы не делаем того, для чего были рождены. Свобода воли — в реализации заданного потенциала, и ответственность за этот выбор невозможно возложить на кого-либо, кроме себя. Если фильмы Ларса фон Триера, и в частности Меланхолия, вторят вашим собственным состояниям, значит, пришла пора осознать и наполнить свой Звуковой вектор. Все в наших руках.

Фильм Меланхолия продолжает общую сильную линию внутренней пустоты человека, начатой в предыдущем фильме. Многое в фильме непонятно с самого начала, но чем дальше заходит сюжет, тем это самое непонятное ты глубже осознаешь и начинаешь не понимать все обычное. Об этом несколько позже. Как водится – по пунктам.

ПЕРСОНАЖИ

Вот здесь их очень много. Фильм резко контрастирует с первой картиной трилогии, где было всего 2 действующих лица. В Меланхолии нас сразу бросают в такое массовое и бурное на эмоции событие, как свадьба. Гости, родственники, коллеги – тут хватает всех. Главная героиня Жюстин вместе со своим женихом едут на свадьбу, где сначала нас знакомят с близкими родственниками, например, сестрой Клэр , которую сыграла Шарлотта Генсбур . Далее, с продвижением тайминга свадьбы, нам представляют побочных персонажей, например, мать главной героини, ведущую себя стервозно и непотребно такому празднику

В общем и целом – каждая прослойка гостей этой свадьбы выполняет определенную роль. Одни – стремятся сделать этот вечер хорошим и решить любые возникающие проблемы. Вторые – понимают, что находятся не в том месте, где хотели бы, но не стремятся все портить. Третьи – играют роль раздражителей главных героев в каждый момент времени. И все эти три группы чередуются, перемешиваются и создают поток странных и не ясных ситуаций. Иногда ты, как зритель, вообще не понимаешь, как эта свадьба могла состояться.

Характерная черта картины – конусообразность персонажного наполнения. В самом начале фильма мы видим очень много персонажей, но с течением сюжета их становится все меньше. Режиссер словно показывает нам целую рощу и предлагает осмотреть ее, пройтись. А затем, он вырубает дерево за деревом, расчищая нам путь и предлагая сфокусироваться только на одном самом важном деревце. Фон Триер будто хочет, чтобы зритель увидел, как это самое деревце меняется с уменьшением соседствующих. Быть может, первые выводы о роли этого дерева были не самые верные?

СЮЖЕТ И СРЕДСТВА ФОКУСИРОВКИ

Зритель не понимает с самого начала причины странного поведения Жюстин на своей же свадьбе. Мысли и предположения меняются, но точной причины не получается найти. Может быть, она просто не хочет замуж? Или семейная жизнь ей желанна, но сам процесс свадебного торжества ей нестерпим? Обычные капризы и нервозность может быть всему виной? Мы можем задаваться разными вопросы и не окажемся правы вообще ни в чем.

Многие отмечали символичность лимузина. Он также неуместен в этом повороте, как и вся свадьба перед концом света

Многие отмечали символичность лимузина. Он также неуместен в этом повороте, как и вся свадьба перед концом света

В плену своей хондры Жюстин погружается в саму себя и дает развалиться этому празднику жизни, не жалея о нем и не воспринимая его как нечто критически важное для всей ее жизни. И вот здесь в один момент режиссер отрезает всю эту кучу персонажей, массовки и статичных предметов, и для изобразительности меняет ночные действия в огнях окружения и толпах декоративных людей на спокойный светлый день.

Нам начинают понемногу открывать суть происходящего. Существует планета под названием Меланхолия . Она давно и долго прячется за Луной , но в определенный момент выходит из-за нее и направляется к Земле . Те, кто знают об этом событии, в том числе и семья главных героев, реагируют на это по-разному. Джон , муж Клэр, увлекающийся астрологией, придерживается теории, что Танец Смерти - это не более, чем страшилка. Уточню, Танец Смерти – траектория движения Меланхолии, в ходе которой она выходит из-за Луны, проходит мимо Земли, отдаляясь от нее, а затем разворачивается и сталкивается на обратном пути с ней, вызывая ее полное уничтожение и гибель всего.

Именно ожидание этого события и реакция на его ход и лежит в основе раскрытия сюжета и личностей персонажей.

АТМОСФЕРА

Удивительно, но фон Триер обустроил для своих персонажей какой-то изолированный мир. Зритель не видит их взаимодействия с окружающим цивилизованным миром и не имеет возможность узнать реакцию этого мира на самих персонажей. Из-за этого, нет соблазна отвлечься на сторонние факторы, выключиться из важных линий характеров и забыть о главном.

Если угодно, таким способом достигается удерживание на переживании самих героев. Ты не можешь увидеть побочные сцены, ненужные для основного сюжета. Нет риска забыть о нависающей угрозе. И чем дальше к финалу, тем рафинированнее становится волнение и напряжение.

Уникальная атмосфера достигается 3 китами изобразительности этого фильма – ЦВЕТОФИЛЬТР И СВЕТ, МУЗЫКА, ТИШИНА.

Планета Меланхолия представляет собой голубой светящийся шар. Это как если взять Луну и перекрасить ее в оттенки голубого и белого. Выглядит она, конечно, фантастически. Глаза раскрываются, жадно желая вкусить этот космический пейзаж. И вот в тон этой планете режиссер словно обесцвечивает окружающий мир. Ведь светило тут одно – и это не Солнце.

Музыка из Тристана и Изольды в исполнении Пражского Филармонического Оркестра погружает зрителя туда, куда он мог бы не погрузиться сам – в недра нервных переживаний Жюстин и ее окружения. Эта музыка западает в память, даже с риском остаться там на продолжительный срок. Она усиливает масштаб меланхолии на экране и способна пленить зрительское воображение. Кроме того, эта музыка придает дополнительного масштаба и значимости надвигающейся катастрофе. Великолепные композиции.

МЕТАМОРФОЗЫ

Развитие персонажей происходит в прямо пропорциональной зависимости. Если сначала Жюстин ведет себя ужасающе отстраненно и непробиваемо, выбиваясь из общего мира, то к финалу все переворачивается с ног на голову. Она становится последним оплотом адекватности и понимания в мире, которому приходит крах. А вот Клэр, с самого начала зарекомендовавшая себя как расчетливый и рациональный человек, к финалу теряет самообладание, болезненно реагирует на уверения своего мужа и пытается найти укромное место от апокалипсиса.

Картина оборачивается наизнанку, из скрытой угрозы являя нам очевидную.

АКТЁРЫ

Кирстен Данст великолепна. Просто великолепна в этом фильме. Ты веришь в каждую ее эмоцию, в каждую ее неадекватность и железобетонную уверенность. Она звезда фильма не по имени и статусу, а по своей работе. И Золотую Пальмовую Ветвь она получила абсолютно заслуженно.

Шарлотта Генсбур снова у Ларса выглядит она иначе. Полностью уверенная в себе Клэр становится панически неадекватна и то, как Шарлотта сыграла эту панику, стоит многого. Дерганные черты лица и застывшие губы передают полное оцепенение перед падающей на тебя планетой. Александр Скарсгард исполнил роль именно того, кем видится. Полноценный живой человек, который оказывается не уместным в этом мире странных людей. В другом мире, быть может, у него все могло получиться. Но не в этом.

Все второстепенные персонажи играют роль дополнения основных, раскрывая их метаморфозы. Каких-то можно убрать, конечно. Но ведь и на вашей свадьбы человек 20 можно было спокойно выкидывать, верно?

САМОЕ ГЛАВНОЕ

В этом пункте я хотел бы дать пару рекомендаций тем, кто захотел посмотреть картину.

1 – смотрите ее ночью . Пусть мир вокруг вас будет мертвенно тих. Ничто не должно вас вынимать из мира событий фильма.

2 – смотрите на рассвете . 3-4 часа ночи самое то для этого фильма. Когда свет начинает проникать на землю, но лучи не достигли ее. Именно серо-синий период рассвета – ваш .

3 – откройте окна . Впустите прохладу утра в вашу комнату и пусть она вас окунет в мир, стоящий перед лицом апокалипсиса. Так вы сможете полностью ощутить изоляцию от окружения и вдохнуть атмосферу величия и непререкаемости природы и чего-то космического.

Как я смог осознать фильм? Я долго не мог выбрать правильные слова для описания увиденного. Но в какой-то момент у меня щелкнуло в мозгу. Точно! Меланхолия – это тот сон, который вас захватил с головой и всеми эмоциями, но который вы не смогли полностью осознать и потому он вас захватил и весь последующий день не отпускает в реальный мир. Меланхолия – это гибель, пережитая во сне под прохладой утреннего рассвета.

СУХОЙ ОСТАТОК: Меланхолия – один из моих любимых фильмов теперь. Это то, что я хотел всегда увидеть и вероятно, что мечтал бы снять сам. Если этот фильм не существовал бы – его стоило бы снять. И сделать именно так. Спасибо, Ларс, что добрался до моих забытых снов и явил миру.

Смысл фильма

Смысл фильма

Фильм “Меланхолия” появился на экранах в 2011 году. Мнения зрителей о нем разделились — нашлись и те, кому он очень понравился, и те, кто не нашел в нем чего-то особенного и стоящего внимания.

В фильме имеется две сюжетные линии. В первой Джастин не получает никакого удовольствия от своего же свадебного торжества и этим вызывает недоумение родных. Во второй появляется Клэр, сестра Джастин — она пытается вытянуть с затянувшейся депрессии свою родственницу. Вдобавок к не очень положительным происшествиям они узнают о том, что к Земле приближается непонятная планета Меланхолия, которая непонятно как может повлиять на существование Земли. Чем ближе эта планета — тем сильнее обостряется паника у сестер, теперь Клэр впадает в депрессию, а Джастин старается поддержать свою сестру. В конечном итоге они принимают все, что должно случится как неизбежное.

В чем смысл этого фильма? Многие люди, не понимая, что их ждет в дальнейшем, как им себя вести и что делать, впадают в депрессию. Часто это случается без видимых на то причин. Человеческая психология заточена на то. чтобы сразу активировать негативное мышление, а не задуматься над положительным исходом. Сестры очень боятся грядущей катастрофы, однако они не знают точно, что она произойдет. Именно неведение и тревога заставляет человека задуматься о финале в негативном ключе.

Да, смотря на то, что происходит вокруг нас, тяжело оставаться веселым и излучать во все стороны доброту и позитив. Еще сложнее убедить себя в том, что плохие обстоятельства — не навсегда, все пройдет и со временем все образуется. Но нужно обязательно находить в себе силы бороться с этими испытаниями.

Важно помнить, что плохой настрой меняет не только вашу жизнь. Он отображается на настроении ваших близких — почему ни в чем не виноватые люди должны страдать? Кроме того, закономерно то, что негатив будет передаваться от вас к вашим, например, детям и от детей к вам. Это циклично, поэтому нужно как можно скорее сделать все для того, чтоб прервать эту связь.

Сестры Клэр и Джастин, как видим по сюжету, передавали друг другу негативное настроение, сеяли панику и впадали в депрессию. Это ничем хороших не закончилось — они были подавлены и ожидали конца своего существования из-за приближающейся планеты Меланхолии. Эта планета не зря так названа — меланхоличность очень распространена среди людей, искоренить ее, скорее всего, невозможно. Человечеству нравится постоянно говорить о том, как все плохо, чувствовать себя жертвами и хотеть, чтобы их жалели. Гораздо сложнее делать что-то для собственного счастья, если совсем скоро ожидает катастрофа и скорее всего не с самым положительным исходом.

Однако смысл фильма в том, что люди, находящиеся в депрессии, способны легче переживать негатив, потому что они и так уже настроены на подобный результата — ничего хорошего они не ожидают. Режиссер показал таких людей как центр спокойствия и некого равнодушия к происходящему, что способно спасти их или по крайней мере облегчить страдания.

Сомнительное преимущество, но очень реалистичное. Таким людям действительно проще принимать на себя негатив, потому что они и без того живут в негативе. Стать счастливее и избегать негативных мыслей, которые отражаются на здоровье, поведении и внешнем виде ложно, но реально. помочь может только постоянная тяжелая работа над собой, пресечение появления негативных мыслей и контроль размышлений. Только так можно настроиться на положительный результат всего, к чему причастен человек. Депрессия укорачивает и без того недолгую жизнь человека, лишая его радости, счастья и ощущения того, что он кому-то в этой жизни нужен.

Читайте также: