Пбу 16 02 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Приказ Минфина России от 02.07.2002 № 66н утвердил новое положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02). В данной статье М. Л. Пятов, к.э.н. (Санкт-Петербургский государственный университет), поясняет общий смысл предписаний этого ПБУ и значение применения его предписаний на практике.

Нормы положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н, вступают в силу 1 января 2003 года и касаются исключительно способов представления информации в ее бухгалтерской отчетности. Таким образом, знакомясь с содержанием ПБУ 16/02, следует учитывать, что его предписания начинают действовать только по отношению к бухгалтерской отчетности организаций за 2003 год.

ПБУ 16/02 вводит совершенно новое для нормативной терминологии по бухгалтерскому учету понятие - прекращаемая деятельность. В чем состоит смысл такой новации? Дело в том, что в соответствии с духом международных стандартов бухгалтерского учета, на которые переводят наш отечественный учет, главная задача бухгалтерской отчетности состоит в том, чтобы не ввести ее пользователей в заблуждение относительно реального финансового положения организации. Допустим, что организация вела различные направления деятельности (например, выпускала несколько видов продукции), и каждые из этих направлений представляют собой существенную долю в доходах и расходах организации (т.е. в ее прибыли), а также в имуществе, которое это направление деятельности обеспечивает. В этом случае решение руководства организации о прекращении какого-либо из этих направлений деятельности существенно меняет положение вещей. Цель предписаний ПБУ 16/02 как раз и состоит в том, чтобы установить механизм донесения организациями до пользователей их бухгалтерской отчетности информации о том, какое направление деятельности организации прекращается; какова доля, занимаемая данным направлением в общем объеме деятельности организации; каковы возможные последствия прекращения данного направления деятельности; как определить порядок формирования резервов, необходимых для покрытия возможных убытков.

Можно выделить направления, по которым ПБУ 16/02 предписывает раскрытие информации о прекращаемой деятельности.

Во-первых, в отчетности за год, в котором было принято решение о прекращении деятельности, пользователи должны увидеть объем доходов, расходов, финансовых результатов и денежных потоков, относящихся к прекращаемой деятельности. Это достигается за счет включения такой информации напрямую в отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Подробный пример такого включения приводится в приложении к ПБУ 16/02.

Во-вторых, в отчетности за период, в котором направление деятельности организации признано прекращаемым, организация должна переоценить активы, непосредственно связанные с прекращаемым направлением деятельности, которые будут распродаваться или ликвидироваться.

Исходя из действующего плана счетов бухгалтерского учета, такая переоценка активов должна будет отражаться записями по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" и кредиту счетов учета соответствующих активов.

Сумма резерва под возможные в будущем обязательства организации, связанные с прекращением направления деятельности, должна будет определяться по общим правилам оценки условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01). Создание такого резерва будет отражаться в бухгалтерском учете записью по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 2 "Прочие расходы", кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей на сумму резерва" на сумму резерва.

В отличие от данных о доходах и расходах, относящихся к прекращаемой деятельности, информация об убытках от уценки активов, относящихся к прекращаемой деятельности, и суммах соответствующих резервов не выделяется обособленно в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках организации за тот период, в котором соответствующее направление деятельности признано прекращаемым, а приводится в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за этот период.

В заключение следует отметить, что сделанный нами обзор лишь объясняет общий смысл предписаний ПБУ 16/02 и значение применения его предписаний на практике. Мы вернемся к обсуждению вопроса представления информации о прекращаемой деятельности тогда, когда будем говорить о составлении бухгалтерской отчетности за 2003 год. Сегодня же, помимо сказанного, обращает на себя внимание то, что ПБУ 16/02, как обращенное ко всем коммерческим организациям (кроме банковских), к сожалению, является характерным примером отсутствия дифференциации бухгалтерского законодательства в зависимости от объемов деятельности организации.







Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10_6_8) AppleWebKit/535.19 (KHTML, like Gecko) Chrome/18.0.1025.45 Safari/535.19

ПБУ 16/02 о прекращаемой деятельности теперь нужно всем, кто продает активы

Минфин подробно разъяснил все, что связано с новым объектом учета - долгосрочным активом к продаже.

Минфин напомнил, что недавно внес изменения в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", которые надо применять начиная с отчетности за 2020 год. Но можно и раньше, раскрыв информацию об этом в бухотчетности.

Определение информации по прекращаемой деятельности теперь стало гораздо шире и включает, в частности, информацию о прекращении использования долгосрочных активов, новое назначение которых – предстоящая продажа.

Соответственно, появился новый объект – долгосрочные активы к продаже. Их число могут пополнить (при условии дальнейшего неиспользования) ОС и другие внеоборотные активы, материальные ценности, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции.

В момент принятия к бухучету долгосрочный актив к продаже оценивается по балансовой стоимости – нетто-оценке объекта, то есть стоимости, по которой он отражен в бухучете за вычетом регулирующих величин. В случае снижения стоимости на конец отчетного периода создается резерв под такое снижение. В конце следующего отчетного периода резерв может корректироваться в зависимости от новых флуктуаций стоимости.

В балансе стоимость долгосрочного актива к продаже отражается в разделе "Оборотные активы" отдельной статьей либо включается в другую статью, например, "Прочие оборотные активы", за вычетом резерва. Создание, доначисление и уменьшение резерва изменяют расходы (доходы) периода, в котором совершаются эти операции (отражаются в отчете о финрезультатах).

В пояснениях в большинстве случаев надо будет указывать:

  • описание долгосрочных активов к продаже;
  • описание фактов и обстоятельств продажи, включая предполагаемый способ и период продажи;
  • величину прибыли (убытка), связанную с долгосрочными активами к продаже, и статью отчета о финансовых результатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (если не представлена в отчете обособленно);
  • отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочными активами к продаже (в случае раскрытия информации по сегментам).

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2021 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2021 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2021 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Читайте также: