Механизм нейтрализации предпринимательских рисков кратко

Обновлено: 30.06.2024

После выявления рисков, с которыми может столкнуться фирма в процессе осуществления предпринимательской деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска, и после проведения оценки рисков, а также выявления связанных с ними потенциальных потерь, перед предпринимательской фирмой стоит задача разработки программы минимизации выявленных рисков, то есть специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации предпринимательских рисков.

Предпринимательская фирма в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности может отказаться от совершения финансовых операций или от вида деятельности, связанных с высоким уровнем риска, то есть уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с предпринимательскими рисками, но с другой стороны, не позволяет и получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью. Кроме этого, в отдельных случаях уклонение от риска может быть просто невозможным, а избежание одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.

Решение об отказе от определенных предпринимательских рисков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и позднее, путем отказа от дальнейшего осуществления деятельности, в том случае, если риск оказался выше предполагаемого. Однако большинство решений об избежании риска принимается на предварительной стадии принятия решения, так как отказ от продолжения деятельности часто влечет значительные финансовые и иные потери для фирмы, а иногда затруднителен в связи с контрактными обязательствами предпринимательской фирмы.

Применение такого метода нейтрализации финансовых рисков, как уклонение от риска, эффективно при выполнении определенных условий:

1 отказ от одного вида предпринимательского риска не влечет за собой возникновение других видов рисков более высокого или однозначного уровня;

2 уровень риска намного выше уровня возможной доходности предпринимательской сделки или деятельности в целом;

3 финансовые потери по данному виду риска предпринимательская фирма не имеет возможности возместить за счет собственных финансовых средств, так как эти потери слишком высоки.

При принятии риска на себя основной задачей является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления предпринимательского риска и как следствие — наступление потерь. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, то это может привести к сокращению объемов бизнеса.

Ресурсы, имеющиеся в распоряжении предпринимательской организации для покрытия потери, можно разделить на две группы:

1 ресурсы внутри самого бизнеса;

2 кредитные ресурсы.

Ресурсы внутри самого бизнеса. При возникновении потерь крайне редко бывают повреждены все виды собственности одновременно, поэтому к внутренним ресурсам относятся:

• наличность в кассе, которая не страдает при физическом повреждении зданий и сооружений, принадлежащих предприятию;

• остаточная стоимость поврежденной собственности;

• доход от частичного продолжения как финансовой, так и производственной деятельности;

• дивиденды и процентный доход от ценных бумаг и доходных инвестиций;

• дополнительные средства, вносимые владельцами бизнеса с целью его поддержания и пр.

• нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде, 6до его распределения может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий от­дельных финансовых рисков;

• резервный фонд фирмы, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предпринимательской фирмы. На его формирование направляется не менее 5%суммы прибыли, полученной фирмой в отчетном пе­риоде.

Кредитные ресурсы. В том случае, если предпринимательская фирма не в состоянии покрыть все потери, возникающие в результате воздействия предпринимательских рисков, из внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов.

1. Риск возникает благодаря неопределенности среды, и тем она неопределеннее, чем меньше информации о ней имеется. В этих условиях предприниматель должен помнить о том, что основная его задача не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.

2. Существует множество классификаций риска, но наиболее распространенными из них являются следующие: политический, производственный, коммерческий, финансовый, технический, отраслевой и инновационный.

3. Кроме того риск выполняет четыре функции, а именно: инновационную, регулятивную, защитную и аналитическую.

4. Необходимо помнить, что нужно не избегать риска, а уметь снизить вероятность его возникновения, что возможно при правильной управленческой работе, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации (анализ риска и его оценка, составление бизнес плана, страхование и т.д.).

5. Каждый предприниматель должен соблюдать следующие правила:

1) Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

2) Надо думать о последствиях риска;

3) Нельзя рисковать многим ради малого;

4) Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;

5) При наличии сомнений принимаются отрицательные решения;

6) Нельзя думать, что всегда существует одно решение.

Возможно, есть и другие.

Необходимо помнить, что принятие предпринимателем оптимального решения - залог успеха деятельности предприятия, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.

7. В условиях неопределенности выживают те организации, которые являются более гибкими и мобильными в изменяющейся рыночной ситуации. Т. е., действующий на рынке предприниматель, чтобы организовать в современных условиях доходное дело, должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.

8. Кроме того, в уменьшении предпринимательского риска важную роль играет государство.

9. С одной стороны риск имеет опасность для предпринимательской деятельности, но с другой, как и конкуренция, несет очистительную функцию, т. е. помогает рынку очиститься от немобильных организаций, способствует при правильном подходе к риску, развитию экономики.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое риск? Какие зоны риска можно выделить?

2. Какие виды предпринимательского риска Вы знаете? Охарактеризовать каждый.

Какие риски существуют в жизни предприятия?

Чтобы управлять рисками, их вначале выявляют и измеряют. Для каждой организации набор присущих ей угроз отличается зависимо от рода деятельности, окружающей обстановки. Необходимо их идентифицировать, проанализировать, а потом подбирать подходящие методы борьбы с ними.

методы управления рисками в организации

В зависимости от последствий выделяют 2 группы рисков:

  • Чистые — приводят к убыткам в бизнесе.
  • Спекулятивные — могут привести к убыткам или дополнительной финансовой прибыли.

В деятельности предприятия зачастую встречаются следующие угрозы:

  • Производственные — невыполнение производственного плана в силу неблагоприятных внутренних или внешних обстоятельств;
  • Кадровые — возникают при подборе персонала не отвечающего целям организации, потере ключевых сотрудников, приводят к утечке информации, ухудшению репутации, финансовым потерям;
  • Коммерческие — возможные потери при закупке/реализации продукции;
  • Финансовые — неосуществление организацией своих финансовых обязательств из-за задолженностей, инфляции, изменения курса валют или по каким-либо другим причинам.
  • Инвестиционные — упущенные возможности, снижение сумм дивидендов, прямые убытки из-за неправильных решений, падения конъюнктуры, ненадежных должников.

Это лишь краткий перечень опасностей, которые угрожают бизнесу. В каждой сфере хозяйствования присутствуют свои специфические. Нужно знать, как их оценить и разработать стратегию реагирования.

Хотите получить навыки построения карты рисков, анализа способов реагирования на риски?

Записывайтесь на курс и пройдите обучение по собственному графику!

Общие методы управления рисками

Методы риск-менеджмента — это направленные действия по снижению степени существующих угроз и возможных убытков. Они работают только тогда, когда выбраны правильно. По механизму все методы делятся на 4 большие группы.

основные методы управления рисками

1. Уклонение: преимущества и недостатки метода

Из названия понятно, что метод уклонения предполагает избегание опасных ситуаций:

  • не заключать сделки с партнерами с сомнительной репутацией;
  • отказываться от сотрудничества с непроверенными организациями;
  • не внедрять инновационные проекты, если существует хоть малейшая возможность неудачи.

Такая стратегия, возможно, избавит от множества непредвиденных опасностей, но она будет тормозить развитие компании и станет причиной упущения многих выгодных инвестиционных решений.

Страхование — один из популярных методов уклонения, когда ответственность за возмещение убытков передается страховой компании. Он позволяет решить вопрос неопределенности и финансовой устойчивости компании. Но у этого защитного механизма есть свои недостатки:

  • невозможно застраховаться от всех угроз;
  • страховые платежи вносятся, даже если опасная ситуация никогда не наступит;
  • влиятельность страховых компаний ограничена, поэтому они не могут предоставить полную защиту от всех угроз.

2. Локализация: при каких условиях используется

Метод локализации применяется только для угроз, которые легко предугадать и можно в какой-то степени изолировать. Отдельные высокоопасные этапы, участки работы передаются подразделениям, где над ними устанавливается жесткий контроль. На практике применяются следующие механизмы:

  • Создается небольшая дочерняя фирма, которая берет на себя разработку и реализацию инновационных проектов. Опасные проекты изолируются от основной деятельности компании.
  • Для реализации рискованного проекта заключается сделка между несколькими компаниями. Его разработкой занимается специально сформированная обособленная команда специалистов.

3. Рассеивание (диссипация): гибкий инструмент управления

Диссипация или рассеивание предполагает распределение существующих угроз между бизнес-партнерами. При этом создаются концерны, акционерные общества, другие формы кооперации.

Популярной формой метода диссипации является диверсификация — снижение концентрации опасностей за счет расширения линейки продукции, сфер деятельности, рынков продажи, списка поставщиков. Если по какому-нибудь направлению предприятие понесет потери, оно сможет компенсировать их за счет других.

4. Методы компенсации: разработка механизмов предупреждения убытков

Методы компенсации самые многочисленные и часто применяемые, но требуют глубокого анализа, тщательного планирования деятельности предприятия. Они позволяют предупредить опасные ситуации и смягчить финансовые потери.

методы риск менеджмента

Также к методам компенсации относится хеджирование — заключение сделок, контрактов с учетом возможных изменений в курсе валют и ценовой политике. Такой подход позволяет застраховаться, сделать доходы и убытки предсказуемей, но при этом размер возможной прибыли снижается.

Для примера рассмотрим аграрную компанию. Она заключает контракт на поставку пшеницы, но самого урожая еще нет. Есть угроза срыва сделки и, чтобы застраховаться, компания приобретает опцион на точно такую же партию пшеницы.

Кадровые риски: сложно предсказать, еще сложнее управлять

Кадровые риски сложно прогнозируемы и сильно влияют на благополучие организации. В условиях современной, основанной на знаниях, экономики квалификация и опыт персонала отыгрывают одну из ключевых ролей в развитии компании. Человеческие ресурсы наиболее непредсказуемы. В отличие от остальных активов они могут в один момент уйти, унося за собой ценные знания и умения.

Главная сложность состоит в том, что в поведении людей всегда присутствует фактор иррациональности. Поэтому объективную картину опасностей сформировать сложно. Важно также учесть вероятность, размер возможных убытков каждой из них.

методы управления кадровыми рисками

Оптимизация управления кадровыми опасностями предполагает:

  • планирование персонала;
  • создание резервов под компенсации, льготные выплаты;
  • разработку программ мотивации сотрудников;
  • контроль уровня квалификации персонала;
  • организацию обучения персонала.

Перечисленные меры работают на предупреждение и используются для управляемых угроз. Но на некоторые повлиять практически невозможно. Для них предусмотрены следующие механизмы защиты:

  • самострахование — создание финансового резерва под форс-мажорные ситуации;
  • аутсорсинг, аутстаффинг — создание кадрового резерва;
  • страхование здоровья, жизни сотрудников.

Управление рисками — ключ к финансовой стабильности компании

Проверьте себя. Какой метод управления рисками может негативно сказаться на инвестиционной деятельности компании?

Читайте также: