Медицина тибета история медицины кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тибетская медицина возникла в VII веке н.э. До этого на территории Тибета существовали местные практики лечения лекарственными растениями, однако единой системы медицинских знаний и письменных канонов не существовало.

Начало тибетской медицины

Рождение тибетской медицинской школы связано именем короля Сонгтсена Гампо, правившего Тибетом в 617 - 650 гг. н.э. В это время Тибет достиг наивысшего могущества, превратившись в мощную военную державу. С целью заключения политических союзов на западе и на востоке, Сонгтсен Гампо взял в жены двух принцесс - Бхрикути (тибетское имя Тхицун), дочь царя Непала Амшувармана, и Вэнь Чэн (тибетское имя Конг-Джо), дочь императора Китая Тай-цзуна. Принцессы прибыли в столицу Тибета г. Лхасу в сопровождении многочисленных свит, среди которых были врачи. Так произошла историческая встреча двух медицин – древнеиндийской, или аюрведической, и китайской. Результатом этого стал синтез знаний, который послужил основой тибетской медицины.

Первым великим врачом тибетской медицины считается Ютог Йондан-гонпо старший (708 - 833 гг. н.э.). Он представлял тибетскую школу на первой в истории международной медицинской конференции, которую созвал король Тибета Трисонг Дойтсен (правил в 718 - 785 гг. н.э.) в монастыре Самье. На эту конференцию прибыли врачи-делегаты из Китая, Индии, Персии, Средней Азии и Византии. В течение нескольких дней продолжались дискуссии, сравнивались практические результаты различных методов лечения. Наиболее эффективные из этих методов были использованы тибетской медициной в сочетании с традиционными рецептами фитопрепаратов, применявшихся в Тибете с древних времен.


Тантра наставлений – в ней изложены методы лечения всех заболеваний, составы фитопрепаратов.
Дополнительная тантра – в ней изложены наставления о применении пилюль, мазей, отваров, а также процедур – массажа, иглоукалывания, моксотерапии, кровопускания, компрессов и ванн.

Изначально методы лечения тибетской медицины включали фитотерапию, диету, коррекцию образа жизни, лечебные процедуры и хирургические операции. Однако после того как операции привели к смерти нескольких членов королевской семьи, хирургия в тибетской медицине была запрещена. Этот запрет действует до сих пор. Благодаря этому развитие тибетской медицины было и остается связано исключительно с безоперационными методами лечения заболеваний.

Тибетская медицина в Монголии


В русских летописях содержатся сведения о том, что монголов невозможно убить, и те, кто вчера были убиты, сегодня снова сидели в седле и сражались в строю. Секрет объяснялся тем, что Чингис-хан первым в истории создал полевые госпитали, в которых тибетские врачи оказывали помощь раненым практически на поле сражения. После битвы утомленных воинов растирали и массировали горячими камнями, снимая усталость. Этот метод, называемый стоун-терапией, и сегодня широко используется в тибетской медицине.


В XIII веке Чингис-хан и его наследники - ханы Угэдэй, Мункэ и Хубилай - завоевали Китай. В столице империи Каракоруме наряду с тибетскими врачами появилось много китайских врачей. В результате сформировалась монгольская медицина. Это тибетская медицина, дополненная китайской практикой иглоукалывания с использованием биоактивных точек и энергетических меридианов тела.

Тибетская медицина в России

В XVII - XVIII веках буддизм распространился из Монголии в Забайкалье – Российскую империю. Алтарями буддийских проповедников часто служили аптечные палатки, в которых они лечили больных. При этом в Россию был принесен монгольский вариант тибетской медицины, в котором наряду с фитотерапией активно использовались иглоукалывание и точечный массаж. Фитотерапия также претерпела значительные модификации. Первые были сделаны еще в VII - XIII веках, когда наряду с индийскими (аюрведическими) травами для лечения заболевания стали активно использоваться растения, произрастающие в Гималаях и Тибете. Дальнейшее развитие фитотерапии было связано с использованием монгольской степной флоры, а затем и забайкальской. Как результат, появились разночтения в рецептах и даже названиях тибетских фитопрепаратов по мере замены одних составляющих другими, но при сохранении общего терапевтического эффекта.


В середине XIX века в армейских частях Забайкалья вспыхнула эпидемия тифа. Ее остановил врач тибетской медицины Александр (Сультим) Бадмаев (1826 - 1873). Это привлекло внимание императора Александра II, который предложил доктору работу в военном госпитале Санкт-Петербурга. Однако наибольшую известность приобрел младший брат Александра Бадмаева – Петр (Жамсаран) Александрович Бадмаев (1851 - 1920). Будучи придворным врачом, лечившим членов императорской семьи Романовых, он открыл аптеки тибетских фитопрепаратов в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из самых известных его пациентов был Григорий Распутин.


После Октябрьской революции 1917 года тибетская медицина не была официально признана, однако продолжала практиковаться в Забайкалье как народная традиция врачевания. Наиболее известным врачом советского периода стал в 1970-х годах Галдан Ленхобоев (1907 - 1991).

Тибетская медицина на Западе

В отличие от России, страны Европы, Северной и Южной Америки долгое время ничего не знали о тибетской медицине. Все началось с того, что в 1950 году Народная освободительная армия Китая захватила Тибет. В 1956 году началось масштабное восстание тибетцев за независимость, в ответ последовали карательные действия китайских властей. В 1959 году Его Святейшество Далай-лама XIV был вынужден покинуть Тибет, эмигрировав в Индию. Вместе с ним родину покинуло большое количество врачей тибетской медицины. Часть из них осталась вместе с Далай-ламой в его новой резиденции в г. Дхарамсала (Индия), а часть рассеялась по странам Западной Европы и США. Так с 1960-х годов началось широкое распространение тибетской медицины в западных странах.


В силу исторических причин тибетская медицина в России и на Западе существенно различается. В России врачи тибетской медицины в равной степени используют фитотерапию и лечебные процедуры (иглоукалывание, точечный массаж, моксотерапию, стоун-терапию, гирудотерапию) в соответствии с монгольской традицией. На Западе в тибетских клиниках используются почти исключительно фитотерапия и диета. Этим объясняется значительно больший спектр заболеваний, которые лечатся с помощью тибетской медицины в России, и существенно более высокая ее эффективность.

История Тибетской медицины

Тибетская медицина – древнейшая традиция, которая, по одной из версий, берет свое начало из древнего государства Шанг-шунг, государственной религией которого, также как и добуддийского Тибета, являлось учение Юндрун Бон.

Согласно второй (буддийской) версии происхождения тибетской медицины, начиная с V века н.э. из соседствующих с Тибетом Индии и Китая начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII веке н.э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский язык.

В нашу страну тибетская медицина пришла через Китай и Монголию, и в XIX веке была распространена в регионах с буддийским вероисповеданием: в Бурятии, Туве и Калмыкии. А благодаря трудам П. А. Бадмаева, о ней узнали и в Санкт-Петербурге, где функционировала тибетская поликлиника, в которой вели прием больных, а также аптека, обеспечивавшая больных лекарственными средствами, приготовленными по тибетским рецептам.

Методы лечения в тибетской медицине

Дерево здоровья в тибетской медицинской традиции

Дерево здорового и больного человека в тибетской медицинской традиции

Еще в начале XIX в. тибетская медицина была для европейцев настоящей экзотикой: лишь спустя столетие ее наследием заинтересовались сначала востоковеды, а затем врачи и фармакогносты. На сегодня выполнен перевод основных медицинских тибетских трактатов; их изучение дало основания считать, что в основе этой древней традиции врачевания лежит огромный эмпирический опыт народа, а знания других культур были заимствованы и ассимилированы тибетцами, монголами и бурятами в соответствии с требованиями времени и применительно к условиям жизни.

Исследователям удалось найти научные эквиваленты практически всем тибетским названиям лекарственного природного сырья, что позволило приступить к изучению химии и фармакологии растений, использовавшихся в медицинской практике бурятских и монгольских лам. Для большого числа этих растений было установлено наличие высокого содержания различных биологически активных веществ и подтверждено именно то лечебное действие, на которое указывали тибетские трактаты. К настоящему времени на основе древней тибетской рецептуре в Институте общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ) уже разработаны 45 биологически активных добавок к пище и лекарственных средств, обладающих гепатозащитным, гиполипидемическим, диуретическим, антиоксидантным и иммуномодулирующим

В начале XIX в. тибетская медицина была для европейцев настоящей экзотикой. Ее почтили вниманием лишь отдельные путешественники и естествоиспытатели, в число которых входили известный ученый и врач, один из первых исследователей Сибири Д. Г. Мессершмидт, выдающийся натуралист, петербургский академик И. Г. Гмелин, забайкальский краевед М. А. Зензинов и др. Спустя столетие тибетской медициной заинтересовались востоковеды, а затем врачи и фармакогносты, но лишь во второй половине XX в. она стала объектом комплексных научных исследований

Тибетская медицина – это не только древняя традиция врачевания, но и культурное наследие разных народов, находившихся в тесном контакте на протяжении долгих периодов своей истории и сохранивших в процессе последующей трансформации общие черты. В основе тибетской медицины лежат древние санскритские и китайские тексты, а также многовековой опыт практических знатоков, который передавался из поколения в поколение от Учителя к Ученику.

Приступая к научному изучению наследия тибетской медицины, ученые старались ответить на важнейшие вопросы: какие сведения содержатся в древних медицинских трактатах, какие тяжелые недуги умела лечить тибетская медицина, в чем заключаются принципиальные отличия тибетской системы врачевания от других традиционных систем? И, пожалуй, самый актуальный вопрос: что и как может заимствовать из древнего арсенала современная медицина?

И хотя первое знакомство европейцев с тибетской медициной состоялось более двухсот лет назад, ответы на эти вопросы, притом далеко не полные, удалось получить лишь в последние десятилетия.

Слева – на этой странице из дневника Д. Г. Мессершмидта – известного ученого, совершившего в 1718–1725 гг. путешествие по Сибири и собравшего огромные коллекции местных растений, животных и минералов, даны описания и указаны названия забайкальских лекарственных растений на тибетском, латинском, немецком языках. ПФА РАН, ф. 98, оп. 1, д. 4, д. 22, д. 32. Справа – рисунок лекарственного растения (герани), выполненный Зензиновым (© Забайкальский краевой краеведческий музей им. А. К. Кузнецова)

Все это свидетельствует о том, что у древних тибетцев, как и у всех других народов, в основе эмпирического опыта лежали наблюдения за окружающим их миром природы. И здесь возникает вопрос: имеет ли тибетская система врачевания какие-нибудь принципиальные отличия от других традиционных систем?

Эволюция тибетской системы врачевания

Зачатки врачевания зафиксированы практически для всех народов еще на стадии первобытного общества. Судя по остаткам материальной культуры и сохранившимся письменным источникам, относительно высокий уровень медицины был характерен для развитых цивилизаций Древнего Востока (Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай) и античного Средиземноморья (Древняя Греция и Древний Рим) (Сорокина, 2008).

Нужно отметить, что оформление эмпирического опыта врачевания, накопленного за многие тысячелетий, в традиционную медицинскую систему происходило в течение длительного времени и требовало осмысления и отбора наиболее рациональных средств и методов лечения. Для этого этапа развития медицины характерно сохранение традиции врачевания и появление письменных источников. И хотя этот процесс протекает у разных народов по-разному, он в то же время имеет черты стадиально-типологического сходства.

Становление и эволюция традиционной тибетской медицины – процесс длительный и сложный. На протяжение столетий тибетская медицина, опираясь на богатый эмпирический опыт монголов и бурят, заимствовала и творчески перерабатывала знания различных традиционных медицин: индийской, китайской, монгольской и персидской с целью использовать как можно больше средств и методов, избавляющих и предохраняющих человека от болезней

При сравнении материалов по истории медицины у разных народов можно отметить ряд обязательных этапов в формировании традиционной системы врачевания. На первом, эмпирическом, этапе идет процесс познания окружающей природы и оценка действия на организм тех или иных объектов (растений, продуктов животного происхождения, минералов). Полученные знания, способствующие успешному выживанию человеческой популяции, сохраняются и закрепляются.

На следующем этапе формируется специальное знание и традиция его устной передачи; появляются носители этого знания (шаманы, знахари и т. п.), ответст­венные за сохранение информации и осуществляющие строгий контроль над ее передачей.

Наконец, происходит фиксация знаний в письменных источниках; появляются медицинские школы, центры обучения; становится возможным свободный обмен информацией; появляются врачи – специально обученные и квалифицированные специалисты.

Ученые-тибетологи ИОЭБ СО РАН доктора фармацевтических наук Т. А. Асеева, Г. Г. Николаева и доктор медицинских наук С. М. Николаев. Фото В. Урбазаева

В теоретической части знаний всех древних медицинских систем можно выделить две основные составляющие: мифологическую и стихийно-материалистическую. Первая обусловлена недостатком знания о природе недуга и вызвана попытками объяснить те или иные реальные факты и события, такие как болезнь и выздоровление. Вторая связана с наличием определенного объема эмпирических наблюдений и обобщений (огонь горячий, вода гасит огонь, ветер приводит все в движение и т. п.).

Что касается практического базиса древнейших медицин, то все они использовали большое число природных лекарственных средств, в том числе многокомпонентные составы, часто применяемые в тибетской медицине. То же самое можно сказать и в отношении диагностики по пульсу и таких терапевтических процедур, как кровопускание, прижигание и т. п. – все они не являются оригинальными элементами, присущими исключительно тибетской медицине. Например, диагностика по пульсу использовалась в Египте со II в. до н. э., в Китае – с IV—V вв. до н. э., наряду с иглотерапией и прижиганием. Это и неудивительно: культуры народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной и Юго-Восточной Азии на протяжении длительного периода неоднократно пересекались, поэтому и для медицины этих стран, как одной из культурных составляющих, характерны общие тенденции развития.

Изучение тибетских текстов дает основание считать, что тибетская медицина у бурят представлят собой сочетание опыта народной медицины тибетцев и знания других культур, заимствованные ими в прцессе развития, ассимилированные впоследствии монголами и бурятами в соответствии с требованиями времени и условиями жизни. Один из ярких примеров этому – использование в тибетской медицине сырья животного происхождения.

В разделе по анатомии части тела очень наглядно сравниваются с хорошо известными культовыми и бытовыми предметами.

Даже эти приведенные небольшие фрагменты текстов и иллюстрации к ним являются достаточными свидетельствами того, что тибетские врачи имели высокий для своего времени уровень анатомических знаний. Более того, они предпринимали попытки дать не только качественную, но и количественную характеристику объекту лечения – телу человека.

Тибетские медицинские сочинения свидетельствует, что древние врачи имели достаточно ясное представление об органах пищеварения и сложности пищеварительного процесса – важнейшего из всех физиологических отправлений организма.

1616 болезней

К настоящему времени Э. Г. Базароном расшифрованы тибетские названия патологических состояний печени. Описания клинических признаков тринадцати болезней печени, которым сопутствует жар, соответствуют описаниям ряда известных синдромов, которые можно отнести к разным формам гепатита.

А симптомы следующей болезни очень близки к симптомам отека Квинке:

От редьки до сандала

Во многих медицинских сочинениях на тибетском языке с той или иной степенью полноты описано разнообразное природное сырье, которое использовалось в лечебных целях. Имеются и различные древние изображения лекарственных растений, животных и минералов: настенные росписи, изваяния в камне, настенные гравюры и, наконец, книжные иллюстрации.

К настоящему времени удалось найти научные эквиваленты практически всем тибетским названиям лекарственного природного сырья (Варлаков, 1963; Дудин, 1993; Лекарственное сырье…2006; Тибетская медицина у бурят, 2008; и др.). Публикация таких сводок позволила приступить к изучению химии и фармакологии растений, использовавшихся в медицинской практике бурятских и монгольских лам.

На первых этапах исследований требовалось подтвердить информацию древних трактатов о тех или иных лекарственных свойствах растений. Для большого числа таких объектов было установлено наличие высокого содержания различных биологически активных веществ и подтверждено именно то лечебное действие, на которое указывали тибетские трактаты (Гаммерман, Щупинская, 1937; Гаммерман, 1982, Лекарствоведение…, 1989; Асеева и др., 1997).

Другой важной задачей являлось научное подтверждение правомерности замены индийских и китайских растений видами сибирской флоры, которая в свое время практиковалась бурятскими и монгольскими ламами. Ведь последние подбирали заменители импортного сырья, просто пробуя растения на вкус. В наши дни правомерность некоторых замен подтверждена экспериментально. Так, исследователи из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ) доказали, что древесина знаменитого красного сандала может быть с успехом заменена древесиной жестера краснодревесинного, местного кустарника из семейства крушиновых; а древесина тропического индийского кустарника костуса прекрасного – корнями мордовника широколистного или вздутоплодника сибирского (Асеева и др., 2005).

Наши коллеги из Кубанского государственного университета обнаружили, что вместо корней астрагала перепончатого можно с успехом использовать его надземную часть. В экспериментах на животных экстракты из корня и травы астрагала показали практически равное выраженное нейропротекторное действие, что открывает возможности использования их при лечении цереброваскулярных патологий (Шурыгина и др., 2012).

Судя по результатам экспериментальных исследований по химии и фармакологии лекарственного растительного сырья, можно заключить, что изучение тибетской фармакопеи открывает практически неограниченные перспективы для разработки новых лекарственных композиций различной фармакотерапевтической направленности.

К настоящему времени на основе древней тибетской рецептуры в ИОЭБ СО РАН уже разработано 45 биологически активных добавок и лекарст­венных средств, обладающих гепатозащитным, гиполипидемическим, диуретическим, антиоксидантным и иммуномодулирующим действием (Лекарственные средства, 2008).

Однако наследие тибетской медицины – это не только богатейший арсенал лекарственных средств. Прежде всего это оригинальный подход к диагностике и лечению заболеваний. Ведь лечение любого заболевания в рамках этой медицины начиналось с коррекции диеты и образа жизни, и лишь затем подключались лекарства и лечебные процедуры.

На основе принципов и рецептуры тибетской медицины в ИОЭБ СО РАН создано 45 биологически активных пищевых добавок и лекарственных препаратов, предназначенных для лечения широко распространенных заболеваний и поддержания иммунитета. Фото Е. Петрова

Наш интерес к тибетской медицине продиктован тем, что в ее истоках лежит огромный эмпирический опыт кочевых народов, выживавших в экстремальных условиях. Дальнейшее ее развитие было связано с освоением опыта древнейших медицинских систем, находившихся в зоне культурных контактов с Тибетом, и трансформации этого опыта в условиях Центральной Азии и Сибири.

Теперь, когда выполнен перевод основных сочинений по тибетской медицине, исследователи получили разноплановый материал, касающийся самых разных сторон культурной жизни тибетцев с XI по XXI в.: от описания религиозных обрядов и устройства быта до рекомендаций по рациональному и лечебному питанию.

Сегодня наиболее важной задачей исследователей является детальное изучение тибетской нозологии, т. е. схем и средств лечения, с целью выявления оригинальной информации и интеграции полезного опыта в практику современной медицины.

Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций

к тибетскому медицинскому трактату XVII века. Альбом. М.: Галарт, 1994. 592 с.

Грекова Т. И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. СПб.: Антон, 1998. 399 с.

Лекарственные средства на основе растительных ресурсов Байкальского региона / Е. В.Петров, Г. В. Чехирова, Т. А. Асеева, С. М.Николаев; отв. ред. Т. П. Анцупова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. 94 с.

Самтен Г. Учебник тибетской медицины. Новый рассвет или Краткая суть медицины / Пер. с тиб. Кособурова А. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 144 с.

Асеева Т. А., Дашиев Д. Б., Дашиев А. Д. и др.

Тибетская медицина у бурят. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2008. 319 с.

Чжуд-ши: Канон тибетской медицины / Пер. с тиб., комментарий и указатели Д. Б. Дашиева. М.,2001.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-06-12026 (в)

Глава 4

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ВОСТОКА

Две великие цивилизации – Индии и Китая – уходят корнями в очень далекое прошлое. Общность фундаментальных трактовок и феноменология методов лечения, застывших в своем развитии, не позволяют уверенно считать поступательный, накопительный путь появления знаний единственным. Нельзя исключить привнесенности знаний от более развитых цивилизаций. Свами Васвани* считает родиной Хатха – йоги Лемурию (огромный древний материк – цивилизация, погибшая около 30 – 50 тыс. лет назад); Лайа – йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа – йога была внесена в Индию древними арийскими племенами и завоевателями.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (III – II тыс. до н. э.) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги [44].

Не менее расплывчато датировано создание Вед – древнейших священных текстов, лежащих в основе философско-религиозной системы индуизма. Это 6 – 2-е тысячелетия до н. э. Гимны, прославляющие древних богов, разнообразны; космогонические и астрономические сведения, формулы, заклинания с пояснениями к ним объединены в 1028 гимнов Ригведы, 1549 песнопений Самаведы. Не менее обширны Яджурведа и Ахтарваведа.

Аюрведа (IX – III в. до н. э.) представляла собой огромную энциклопедию медицинских знаний, где причинами болезней признавались не только гнев богов, но и изменения климата, нарушения диеты, правил личной гигиены.

В Аюрведе описаны признаки 150 болезней, 760 лекарственных растений и продуктов животного происхождения. При назначении их учитывали время года, тип телосложения больного, пол, возраст, характер болезни.

Здесь же, в Аюрведе, излагается учение о двух энергиях: Паруша – мужской и Пракрити – женской. Концепция пяти элементов, впервые или также как в Китае или Греции, составляющая основу как диагностики, так и лечения, представляет собой три доша: вата (эфир и воздух), питта (огонь и вода) и капха (вода и земля). Гармония трех дошей – здоровье, дисгармония – болезнь. Разумеется, считать Аюрведу исключительно медициной – значит, существенно ограничивать ее первоначальные задачи.

Рекомендации оздоровления, заботы о физическом теле не отделимы здесь от морально-нравственных и религиозных аспектов. Однако Аюрведа, вобравшая в себя предписания по сохранению и восстановлению здоровья, носила достаточно прикладной, бытовой характер в отличие от учения йоги.

Указания по практике йоги в древних источниках являются частью синкритического (не разделенного, не дифференцированного) учения с известными трудностями истолкования. Индологи полагают, что уровень методического знания древней ведийской йоги был весьма высоким; скорее всего, знание передавалось изустно от учителя к ученику.

Внешнее и внутреннее очищение является основным правилом ниямы. Если праведность мыслей для человека западной цивилизации в массе своей декларативна, то водные гигиенические процедуры, детализированные в йоге, питье воды, процедуры очищения носа и придаточных пазух, очистка желудка и кишечника, уход за полостью рта являются эффективными лечебно-профилактическими мероприятиями, давшими направление более современным* лечебным процедурам.

Фундаментально проработаны вопросы питания, лечебного голодания, режима труда и отдыха. Следует иметь в виду, что эта диетическая терапия разрабатывалась в вечнозеленой стране с огромным выбором дешевых растительных продуктов в любое время года.

Особенностью траволечения является использование составов приготовленных фруктов, трав и ряда минеральных веществ; этим формулам нет эквивалента в обычной Западной медицине [67]. Это могут быть настойки, чаи, компоты, пилюли или порошки. Расаяна может содержать от десяти до двадцати отдельных трав, каждая из которых содержит сотни и тысячи химических компонентов. Согласно учению аюрведы, при использовании комбинированных травяных форм, в которые иногда входит растение целиком, достигается синергическая работа различных химических компонентов, что позволяет избежать вредных побочных эффектов.

Панчакарма – процесс интенсивной детоксикации – проводится в течение нескольких дней, одновременно она предусматривает комфорт и глубокий отдых.

Положение тела есть то, которое твердо и приятно. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном положение тела становится твердым и приятным. Раз овладев сидением, противоположности перестают мешать.

На Западе йога появилась сравнительно недавно. Так, в США она проникла в середине 1800 годов. Примерно в это же время, усилиями интеллектуалов, интересовавшихся эзотерическими философиями Востока, о йоге узнали в Европе и России. Свами Вивекананда в 1893 г. зажег немеркнущий интерес к йоге на Всемирной выставке в Чикаго. Методы йоги достаточно широко распространены во всем мире, проходя известные пики популярности. В СССР ажиотаж вокруг совершенно неизвестного в стране экзотического, сразу овеянного невероятными слухами метода пришелся на начало 70-х годов. Сейчас в секциях йогов можно найти истинных энтузиастов русского происхождения, отдавших многие годы практическому применению метода. В самой Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры, йогоцентры, йогоашрамы. Их работой руководят профессионалы; обучают йоге и лечат больных. Большинство из них – врачи, прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней – Аюрведу, так и современную медицину.

В Индии йога введена для обязательного изучения в армии, полиции и учебных заведениях страны. В ряде государств она является обязательной в физической подготовке военнослужащих, прежде всего летчиков и подводников [44].

Этическое развитие, психо-эмоциональная чистота личности лежат в основе великих религий и систем трансформации личности. И им, безусловно, придавалось значение большее, чем физическому совершенствованию. Западный ум в своем неуемном стремлении все разложить по классификационным признакам сумел и в данном варианте из цельного мировоззрения сделать рекламный сленг на основе лаконичности, якобы понятности и, на деле, сомнительной лечебной эффективности. Решение возникших перед человеком душевных проблем и заболеваний, по мнению ряда авторов [37,47,99], возможно через раскрытие какой-то (или нескольких) из 7 чакр. В индуизме, где, собственно, рождалось учение о энергетических центрах - чакрах, они вообще рассматривались как взаимосвязанное продолжение ума, отвечающие за свой уровень осознания.

Методов работы по раскрытию/стимуляции чакр достаточно много, также как взглядов на их функцию. Считается, что первая (чакра) ответственна за семейную безопасность, удовлетворение жизненных потребностей; вторая – за силу отношений, секс, власть, творчество; третья связана со страхом и уверенностью в себе, ответственностью в принятии решений; четвертая – центр любви, ненависти, горя, гнева, сострадания, надежды, доверия; пятая является волевым центром, с ней связаны выбор и воплощение цели, способность принимать решения; шестая – интеллектуально-творческий центр, интуитивизм и седьмая – этика, гуманность, духовность, вдохновение. Каждому центру соответствуют отдельные части тела и органы, где сердце, без всякого сомнения, принадлежит 4 чакре, а мозг – шестой, и, главное для нас – болезни соответствующих органов и систем.

Однако, как бы там ни было – все это вечный процесс ментальной переработки известной информации под требование времени. Так, С.Д. Джагдиш [37] приводит оригинальную классификацию человеческих типов в зависимости от преобладания в их энергетике того или иного центра. И где К. Юнг с его некогда революционной характеристикой психологических типов?

Для прижигания* использовали накаленную докрасна металлическую палочку, зажженный порошок серы. Наиболее широкое распространение получило применение так называемого полынного цзю. Трава представляла собой похожий на шерсть материал, очень плотно спрессованный в виде конуса или шарика. Иногда к шерстневидному пуху полыни прибавляли лекарственные вещества: сухой имбирь, чеснок и др.

Считали, что залогом успеха является образование пузырей, при отсутствии которых эффект не наступает. Частое нагноение в области ожогов привели к модификации метода в более щадящий [129].

В качестве игл использовали острые концы камней (бяньши), осколки фосфора, иглы из бамбука. Железные, серебряные и золотые иглы появились в VI в. до н. э. Считалось, что золотая игла оказывает на организм возбуждающее, а серебряная – успокаивающее действие.

Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику. Ныне это называется статическим и динамическим цигуном [95].

Это все динамические и статические упражнения, дыхательные упражнения и массаж (аньмо). При этом предпочтение отдавалось самомассажу, позволявшему сделать более подвижным все тело.

Цигун – целостный метод самолечения, укрепляющий все тело, признавался как более эффективный по сравнению с лекарствами.

В более поздних источниках времен династии Хань (206 г. до н. э. – 250 г. н. э.) приводятся многочисленные примеры и комментарии по дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика отождествляется с приемом ци, но с гораздо более выраженным эффектом.

Те, кто питается ци, долголетни, и не умирают, хотя не зерном насыщаются – наполнены ци [95].

Зародышевое дыхание (тайси) – это метод очень слабого дыхания, главное в котором – закрыть ци (не дышать). Пища зародыша – проглоченная слюна [95].

Эти компрессы, натирания, иглы и камни не есть истинное средство, введите саморегуляцию посредством ведения и привлечения*, сегодняшнее прибавляйте к завтрашнему.

Мысль – водитель ци, куда приходит мысль, туда приходит ци. В каждом месте тела, где не спокойно, происходит микрозапирание ци. Мыслью привлекают ци в больное место и нападают на него: необходим посланец [95].

К методам дыхания, массажа, даоинь и аньмо как основным методам лечения и самозакалки обращаются практически все авторы периодов Цзинь, Юань, династий Мин и Цин.

Большое внимание уделяется методу так называемого тихого сидения. Поэт Лу Ю пишет:

Сердце как вода в пучине, нет ветерка, сидишь и считаешь тысячу дыханий.

Собирать тело и сердце – это находиться в спокойствии.

Поражает количество дошедших до нас литературных медицинских источников либо комментариев к ним с упоминанием не сохранившихся, свидетельствующих о высокой значимости медицины и ее широком практическом применении.

Развитие методов иглоукалывания и прижигания отражено в работах Ян Сюйчжоу и великого врача Ли Шичженя. Этот удивительный человек оставил описание 10 тысяч рецептурных прописей, многие из которых признаны как традиционной, так и современной китайской медициной [111].

Чэнь Цзяжу, живший в то же время, говорил:

Занятия ведением и привлечением в сто раз (эффективнее) медицины и лекарств, нельзя не знать (эту систему), нельзя не стараться овладеть*.

Развитие методов традиционной терапии в последующие века не носило поступательного характера. Это были периоды гонений, упадка и вновь вспыхнувшего интереса в середине XX века. Запад более жадно воспринимал, пытался осмыслить и трансформировать традиционные методы лечения. Так, появление акупунктуры в Европе в XVII в. привлекло внимание исследователей, и метод со временем получил широкое распространение*, особенно во Франции и России. Во Франции P.Nogiee, 1969 [129], был развит метод аурикулотерапии.

Интересным фактом является методическое отличие применения метода в Японии. Здесь были сформированы собственные теоретические концепции.

В 1955 году в Пекине был создан научно-исследовательский институт методов чжень-цзю терапии в составе Академии китайской народной медицины. Метод преподается во всех средних и высших медицинских заведениях Китая.

Еще более широкое и глубокое распространение получил метод во Франции и России*.

Развиваясь (или создаваясь?) в непосредственном соприкосновении с медициной Древнего Китая и Индии, она сохранила (или приобрела?) собственное лицо. Возможным определяющим фактором в формировании теоретической основы (и уж точно мировоззренческой!) следует считать буддизм, являющийся религией Тибета, Монголии и Бурятии.

Выделяли четыре этапа в развитии болезни, а всего различали 404 болезни.

Условиями развития заболевания считали возраст, неблагоприятный сезон, неблагоприятное психическое состояние и неверный образ жизни [22]. Также как и в Индии, правда, в оригинальном варианте, были выдвинуты три доша организма: рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бадкан (слизь), в которые сводились все органы и системы. По мнению современных исследователей, рлунг соответствует нервной системе, мкхрис – гуморальной и кроветворной и бадкан – гуморальной и эндокринной. Преобладание того или иного доша определяет его темперамент и предрасположенность к болезням.

Классификация лекарственных средств по принципу аналогии основана на выявлении общности между частями лекарственных растений, частями тела человека и его отдельными органами. Считается, что корни, ветви и стебли излечивают болезни костей, мяса и сосудов. Листья, млечный сок и побеги используются при болезнях полых органов. Цветки, плоды и колосья – при болезнях глаз, лица, головы. Еще более оригинально представление о рвотном или слабительном предназначении лекарства: весной, когда растения тянутся вверх, соки тоже движутся вверх, поэтому растения вызывают рвоту. Осенью, когда соки движутся вниз, растения вызывают понос [26].

Классификация по вкусам исходит из представления о пяти стихиях. Досконально описаны свойства лекарств в зависимости от вкуса, показания к применению. Лекарства из животного сырья подразделялись на 13 видов: рога, кости, мясо, кровь, желчь, жир, мозг, кожа, когти, волосы, моча, как и средства из целого органа. Употребляли в виде зольных препаратов.

Читайте также: