Происхождение древнеадыгских племен этническое и языковое родство с хатами и красками кратко

Обновлено: 04.07.2024

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

Вы здесь: Главная История История История адыгов Предки адыгов - меоты, зихи. Период с начала первого тысячелетия до нашей эры до третьего века нашей эры.

Поиск

Новое

  • Начало сношений с Москвой
  • СРЕДНИЕ ВЕКА
  • ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
  • ПРЕДЫСТОРИЯ
  • Асланбек Кайтукин
  • Этхем-черкес
  • Аль-Мансур Калаун
  • Темирканов Юрий Хатуевич
  • Султан Бейбарс
  • Калаун Аль-Мансур

Предки адыгов - меоты, зихи. Период с начала первого тысячелетия до нашей эры до третьего века нашей эры.

МЕОТЫ

В первом тысячелетии до нашей эры побережье Меотиды (Азовского моря), почти вся территория Северного Кавказа, с прилегающими к ней с севера равнинами населены родственными между собой народами. Эти народы - синды, зихи, псессы, дандарии, досхи, тореаты, абидиакены, арреахи, ахеи, мосхи, ситтакены, тарпеты, фатеи в летописях Древней Греции и Древнего Рима собирательно именуются maiotis (здесь и далее меоты).

 Народы Кавказа в первом тысячелетии до нашей эры (Приблизительная карта).

Народы Кавказа в первом тысячелетии до нашей эры

Меоты - отличные мастера, среди них кузнецы, камнетесы, гончары, сапожники, портные, ювелиры. Представители каждого ремесла составляли родовое сословие. При этом было недопустимо, чтобы кто-то занимался не своим делом.

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.

Были распространены разные магические обряды, осуществляемые старейшинами рода. Обряды состояли в произнесении особых заклинаний, приготовлении магических снадобий. Старший рода, наиболее искушенный в магических познаниях, погружался в транс, во время которого он "видел" события прошлого, настоящего, будущего, "разговаривал" с умершими родственниками, богами, испрашивал помощи или совета как поступить в том или ином случае. Погружение в транс сопровождалось предварительным постом и уединением, или наоборот принятием обильной пищи, опьяняющих напитков и благовоний.

Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления – боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т.д. Существовали так же боги покровители представителей каждого ремесла.

Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего - посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь - курган.

В течение определенного времени от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, к какому сословию принадлежал усопший, возле могилы проводились погребальные ритуалы. Меоты устраивали круговое шествие вокруг могилы, с ритуальными песнопениями, плачем, шумом, отгоняя злых духов. Для того чтобы напугать и отогнать злых духов, вокруг могилы устанавливали всевозможные "страшные" изображения хищников, фантасмагорических чудищ.

Главным богом меотов был бог солнца, огня, света, тепла. Эти явления меоты отождествляли между собой, и считали источником жизни на Земле, обожествляли их. Тело умершего они, как и народы майкопской, дольменной, северокавказской культур, посыпали красной краской - охрой, которая символизировала огонь.

Меоты жили в горах и на равнинах Предкавказья.

Меоты-горцы вели оседлый образ жизни и занимались главным образом земледелием. На равнинах меоты обычно вели полукочевой образ жизни и занимались преимущественно отгонным скотоводством. Важной отраслью хозяйства было рыболовство. Для рыбной ловли использовалась сеть, невод, крючковая снасть.

САРМАТЫ

В первом тысячелетии до нашей эры, с северного побережья Каспийского моря в прикубанские равнины проникают родственные между собой кочевые племена ираноязычных сарматов. Народы, входящие в этот союз постоянно устраивали междоусобные стычки за власть в союзе. Это привело к дроблению сарматов на отдельные, враждующие между собой группы. Наиболее крупными, известными из этих групп являются аорсы, сираки, аланы, роксоланы, языги. К 4 веку пограничные с меотами прикубанские равнины сарматы населяют очень плотно. По свидетельству Страбона "аорсы живут по течению Танаиса. Сираки по течению Ахардея (Кубань), который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду (Азовское море). Страбон утверждает, что аорсы владели огромной территорией и господствовали над большей частью Каспийского побережья. Сарматы превосходили бесчисленные покоренные ими народы не только числом но и оружием, умением воевать. Они были отличными наездниками, их оружием не были только лук, стрелы, но, копья, длинные мечи, тяжелые доспехи.

Присутствие таких воинственных, опасных соседей как сарматы, привели к сплочению меотов. Появился свод законов, обычаев, касающихся всех сфер жизни, быта. Появилось сословия воинов и военных предводителей.

Мечи, щиты, копья, сделанные меотскими мастерами, во много раз прочнее сарматских. Стрелы пущенные из меотских луков покрывают расстояние в несколько раз больше чем стрелы кочевников. Но меоты не могли рассчитывать лишь на свое оружие перед бесчисленными полчищами кочевников. Нужны были еще средства военной дипломатии. Любому, пришедшему с миром, меоты с готовностью предоставляли пищу, кров, одаривали щедрыми подарками, оказывали всевозможные почести. Любой чужеземец почитался наравне, если не больше, чем природный житель. Любой, кто нуждался в убежище, мог на него рассчитывать. Если чужеземец имел враждебные намерения, то встречал воинственное сопротивление. Если враг превосходил числом, оружием, меот не смог оказать ему сразу сопротивление, он все равно должен сделать это позже. Мстить полагалось кровью за кровь, смертью за смерть, увечьем за увечье. За угнанного в рабство родственника меот мстил порабощением родственника неприятеля. Особо жестокая месть ждала того, кто осмелился бы осквернить главную святыню - память предков, их могилы, домашний очаг, его атрибуты. Виновный должен быть наказан смертью, его труп обезглавлен и сожжен.

Если меот умирал не успев совершить возмездие, это должны были сделать его родственники. Считали, что меот не может войти в "царство мертвых", пока жив его враг. На всех без исключения его родных это накладывало особые обязательства, ведь благополучное вхождение умершего "в страну мертвых" было их самой главной задачей во время ритуала захоронения.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕОТОВ С САРМАТАМИ

Меотская военная дипломатия имела определенные результатамы. К середине 5 века до нашей эры, меоты отгорожены от сарматских кочевий, ареалом относительно дружественных сираков. На протяжении трех веков происходит постепенное взаимное проникновение культур меотов и сарматов. Этим и возможно этническим родством, объясняется сравнительно мирное сосуществование этих племен в течение длительного времени. Да и то, что кочевники постоянно не ладили между собой, использовалось меотами с безусловной выгодой.

В последующие годы меоты испытывают сильное сарматское влияние. Во второй половине 2 века до нашей эры среди предметов меотского быта все чаще находятся сарматские оружие, орудия земледелия, посуда, украшения. Изменяется погребальный обряд. Верования меотов остаются прежними, но дополняются многими элементами сарматских культов. При этом сарматские представления не вытесняют и не вступают в противоречие с меотскими верованиями, меоты, скорее, воспринимают их как дополнительную информацию, полученную от пришедших издалека чужеземцев.

Многие сираки под влиянием оседлого земледельческого поселения переходят к оседлости, и поселяясь среди меотов, постепенно ассимилируются ими.

С оседанием среди меотов большого числа сираков меняется характер меотской общины. Нарушаются родовые связи. Усиливается имущественная и социальная дифференциация. С усилением опасности вторжения алан, на левом берегу Кубани меоты с частично ассимилированными ими сираками перемещаются из небольших селений в крупные укрепленные городища.

СИНДЫ

Одним из крупнейших меотских племен были синды, обитавшие с начала первого тысячелетия до нашей эры на Таманском плуострове и северо-восточном Черноморском побережье. К началу 5 столетия до нашей эры синды создают свое государство - Синдика, управляемое династией синдских царей. Столицей Синдики был город Синдика (ныне город Анапа). Древние греки называли этот город - Синдская гавань. Как и другие меоты, синды занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, ремесленничеством. Синдика была рабовладельческим государством.

В 480 г до нашей эры расположенные на берегах Керченского пролива греческие города - колонии, объединились в одно государство. Это государство стало называться Боспорским Царством. Столицей его стал город Пантикапей.

Синды активно торговали с Боспорскими городами. На рынках и тесных улицах синдики часто можно было встретить греческих купцов. Горожане продавали им хлеб, зерно, овощи, молоко. На рынках греки покупали рабов.

Подобно греческим городам, над домами Синдики возвышался построенный греками амфитеатр. В нем проходили театральные представления и гладиаторские бои.

Греки поставляли в Синдику соль, амфоры, вино, ткани. Многие синды перенимали привычки греков, греческие одежды, греческое оружие, методы строительства жилищ. Учились искусству греческой живописи, скульптуры.

В то же время боспорские правители вынашивали планы захвата Синдики и превращения ее в греческую колонию. Многочисленные дипломатические интриги и подкуп не дали никаких результатов и в 479 году боспоряне предприняли открытое военное вторжение в Синдику. По свидетельствам современников "в один из дней на рассвете к берегам Синдской гавани прибыла армада греческих военных кораблей. Жители, видя это, собрались на стенах города и приготовились к бою. Жители окрестных селений поспешили укрыться в городе, ворота его плотно закрылись за ними. Находившиеся в городе греческие шпионы, переодетые в синдскую одежду, по предварительному сговору с легионерами, двинулись к восточным воротам и набросившись на охранявших их воинов, закололи их . Греки проникли в город и к полудню с большими потерями захватили город полностью. ".

Впоследствии крупные отряды синдов и других меотов не раз предпринимали попытку отбить у греков Синдику. Во время этих войн город был разрушен. На его месте греки построили свой город колонию, который был называн ими Горгипия.

С падением Синдики начался процесс консолидации меотов вокруг жившего к востоку от синдов на побережье Черного моря , меотского племени - зихов. Зихами их называли греки, но в боспорских надписях так же встречается слово ADZAHA, что скорее всего, соответствует адыгскому адзэхэ ("войска" или "народ войск"). Возможно это и являлось самоназванием зихов, со временем трансформировавшееся в "адыгэ". По другой версии название адыгэ связано с распространением культа поклонения солнцу и имеет достаточно близкое звучание к раннеадыгскому "а-дыгъэ" - народ солнца. В итальянских и греческих источниках название "зихи" применительно к адыгам употребляется до 15 века. Генуэзский автор Интериано посвятивший адыгам много статей, сообщает: "зихами их называют на итальянском, греческом, латинском языках, татары и турки именуют их черкесами, сами себя они называют адыгэ".

На протяжении последующих лет до 438 между меотами и греками происходят кровопролитные сражения. Меоты под эгидой Зихии постоянно нападают на боспорские города.

В 438 к власти в Боспоре приходит Спарток I, меот по происхождению, основатель династии Спартокидов. С его приходом войны между зихами и греками прекращаются. Но начатый процесс консолидации меотов вокруг Зихии продолжается и в последующие годы.

Усиливаются торговые связи Боспора с меотами. Меоты являются поставщиками хлеба в города Боспорского царства, в другие города Древней Греции, в том числе, в Афины.

Меоты заимствовали древних греков ряд достижений материальной, духовной культуры. Под влиянием греков появился гончарный круг. Среди меотских предметов появляются амфоры, ювелирные изделия, сделанные в Древней Греции, греческие боевые доспехи. Боспоряне в свою очередь заимствуют у меотов многие виды оружия, тактику боя, покрой одежды, более удобный в местных условиях, чем греческая.

ЗИХИЯ

Во втором веке зихский царь Стахемфак, желая укрепить позиции зихов среди окружающих племен, называет себя подданным Римского Императора. Подобно иноземным правителям, зихские цари стали заводить гаремы, где жили до нескольких сотен наложниц, привезенных сюда из разных стран.

С течением времени зихи объединяют вокруг себя все большее количество меотских племен. Это приводит к образованию военного союза, ставшего стержнем меотского противостояния воинственным пришельцам.

Как и другие меоты, зихи занимаются скотоводством, земледелием, рыбной ловлей. Получает распространение виноградарство.

Значительная часть населения концентрируется в крупных городищах, окруженных со всех сторон укрепленными земляными валами, за которыми, снаружи все время продолжают пристраиваться новые дома, которые затем спустя некоторое время вновь окружают кольцом земляной оборонительной дамбы. В небольших поселениях дома располагаются по кругу и образуют снаружи оборонительную стену.

В Зихии развивается мореходство. Изначально зихские судна - небольшие лодки баркасного типа. Зихи преренимают у боспорян многие навыки кораблестроения. Зихи неизменно украшают свои суда изображением бога моря Хатха, с трезубцем в руке и рыбьим хвостом вместо ног. Зихские корабли двигаются вдоль северо-западного побережья Черного моря, группой, состоящей из нескольких кораблей. Они используют разные боевые стратегии, таким образом, что иностранный корабль внезапно оказывался в окружении сразу нескольких кораблей, которые приближались к нему с разных сторон и брали на абордаж.

Влияние Древней Греции не ограничивается виноградарством, кораблестроением, источниками гончарного ремесла. В Зихии было распространено рабство. Захваченных в пиратских рейдах рабов, зихи продавали на рынках в Боспорских городах.

В 1 веке до нашей эры Зихия опирается на поддержку Понтийского царства. Частые грабежи, набеги на соседей привели к большому изобилию в Зихии золота и драгоценностей. Золота было так много, что оно уступали в цене бронзе, стали, другим более прочным металлам, используемым для сделания орудий войны, труда.

В глубокой древности адыги, убыхи и абхазы (абазины) составляли единую группу племен, имевших общее наименование и общий язык. Разделение общего для них языка-основы произошло в более позднее время – в середине II тысячелетия до н.э. и различия, имеющиеся между абхазским, убыхским и адыгским языками, сложились впоследствии – в результате их самостоятельного развития. Поэтому древнейшая история адыгов теснейшим образом переплетается с историческими судьбами убыхов, абхазов и абазин.

Около 5 тыс. лет тому назад древние предки адыгов, убыхов, абхазов и абазин занимали обширную территорию, которая охватывала центральные и западные части Северного Кавказа, все восточное и южное побережье Черного моря, а также значительную часть Малой Азии. По мнению ученых, на всей этой территории в III и II тыс. до н.э. проживали племена, непосредственно принадлежавшие абхазо-адыгской языковой группе, либо говорившие на языках, родственных абхазо-адыгским.

Одними из древнейших предков абхазо-адыгов, чьи имена до нас дошли, являются многочисленные племена хаттов и касков, проживавшие в III-II тыс. до н.э. в Малой Азии.

Хатты занимали северные северо-восточные области Малой Азии, в районе изгиба р. Галис (ныне Кызыл-Ирмак в Турции). Они издавна имели более тесные связи с древневосточными цивилизациями и в III тыс. до н.э. у них отмечается резкий подъем культуры. Особенно заметен прогресс металлообработки, основанной на богатых рудных запасах Малой Азии. Именно им принадлежит заслуга изобретения способа выплавки железа из руды. В настоящее время уже установлено, что хаттское название железа, совпадающее с адыгским, было заимствовано в греческом, славянских, древнекитайском и др. языках.

Во второй половине III тыс. до н.э. хатты находились на стадии сложения ранней государственности. У них уже были отдельные хорошо укрепленные города. Важнейшим из них был Хатти, располагавшийся на труднодоступном горном плато близ современной турецкой деревни Богазкей. Хатские города возглавляли военные вожди, которые в ряде документов называются царями. Так, например, в документах, относящихся к 2236-2200 гг. до н.э. упоминается царь Хатти – Памба, имя которого соответствует современным абхазским мужским и женским именам Памба и Пемба (123, с.143).

В начале II тыс. до н.э. здешние цари еще носили хаттские имена, но постепенно к середине XVII в. до н.э. хаттский язык был вытеснен и ассимилирован индоевропейским – неситским (хеттским). И хотя в это время основное население Древнехеттского царства состояло из тех же хаттов, они уже успели забыть свой язык и восприняли новый неситский (хеттский). Ученые объясняют это тем, что здесь индоевропейский язык получил широкое распространение, тогда как хаттский же оставался в какой-то степени раздробленным и изолированным.

Оказывается, что хеттские жрецы, совершая ритуалы и богослужения, читали тексты на более древнем хаттском языке и давали им перевод на своем.

В результате длительного изучения хаттских текстов крупными советскими и зарубежными специалистами (И. М. Дунаевской, И. М. Дьяконовым, В. В. Ивановым, В. Г. Ардзинба, Э. Форрером, Э. Ларошем, А. Камменхубер, Х. З. Шустером и др.) установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенности грамматического строя хаттского языка. Все это позволило окончательно определить генетическое родство хаттского и абхазо-адыгского языков.

Но самое интересное то, что у хурритов (одни из древнейших предков нахско-дагестанских народов), с которыми хатты Малой Азии смешивались и имели тесные связи, существовал миф о рождении героя из скалы, подобно тому, как из камня родился нарт Сосруко. В другом тексте из Хеттского царства содержится рассказ о том, как колесо отрезало ноги герою. Как здесь не вспомнить того же Сосруко, гибель которого тоже была связана с колесом – жан-шерхъ, лишившего его ног.

Все это свидетельствует о том, что хатты принимали участие в формировании адыгов как один из компонентов.

6. Третий барьер – родство языков Кавказа.
На пути фальсификаторов, желающих выдать хАтттов за предков адыгов, имеется 3-ий барьер – родство языков Кавказа, в частности родство северо-кавказской семьи языков, а также близкое родство абхазо-адыгской группы языков, которые гармонично сочетаются с картой расселения этих народов вокруг адыгов. Причём, это гармония моментально и грубо нарушается, если поместить ядро образования адыгского языка в Малую Азию. Здесь особо ценен тот факт, что в окружении хАттов не было ни одного народа, с которым у них была бы близость языков. И ни один из 7 остальных языков Богазкейского архива так же не обладает близостью к хАттскому (или адыгскому).
Родство языков северо-кавказской семьи подтверждено наукой неоднократно, на протяжение последних ста лет, причём это подтверждались самыми именитыми учёными лингвистами.
К примеру : Сергей Анатольевич Старостин (1953-2005г.) – крупнейший русский лингвист-полиглот, разработчик направления сравнительно-исторического языкознания (т.н. лингвистической компаративистики), своими выводами не только подтвердил близкое родство всех языков, которые входят в северо-кавказской семьи языков (включая адыгский), но и утверждал, что эти языки входят в сино-кавказскую макросемью языков.
Простой обзор карты средневековой Черкессии демонстрирует нам со всей очевидностью, что основной массив адыгского этноса, проживавший издревле в рамках Майкопской архео-культуры явно никуда не мигрировал, потому как адыги ( до РЧВ) спокойно проживали буквально в окружении родственных по языку народов (и даже родственных генетически).
Фантастично предполагать, что адыги мигрировали с плодородной Малой Азии на С-З Кавказ, да ещё организовали дружную миграцию нескольких близкородственных народов (близких по языку и генетически).
Давно общеизвестно, что если опираться на языковое родство автохтонных народов Кавказа, то очевидно, что роль пришлого народа на Кавказе подходит только осетинам, у которых нет поблизости ни одного родственного по языку народа.

7.Четвёртый барьер – генетическое родство народов Кавказа.
На пути фальсификаторов, желающих выдать хАтттов за предков адыгов, имеется 4-ий барьер – вышеупомянутое генетическое родство народов Кавказа, как то наличие одних и тех же мажорных генетических маркеров, указывающие на чрезвычайную близость генетики адыгов с генетикой своих ближайших соседей, а также наличия взаимного дрейфа генов, которые могло происходить только за несколько тысячелетии добрососедского проживания.
Ни в Малой Азии, ни на всей планете, у адыгов, нет генетически более близких народов чем те, которые являются соседями древней исторической Черкессии, и этот факт очень трудно будет игнорировать.

9.Пятый барьер – конкуренция с другими научными гипотезами.
На пути фальсификаторов, желающих выдать хАтттов за предков адыгов, имеется и 5-ий барьер, в виде несколько устоявшихся научных гипотез о других претендентах на роль Родины майкопцев.
К примеру, опираясь на исследования керамики М. В. Андреева заявила, что исходной Родиной феноменально высокоразвитых майкопцев являются население из поселения типа Амук F— Гавра XI A севера Сирии и Северной Месопотамии и Восточной Анатолии (убейдо-урукского времени (Телль Хазна I).
Общеизвестно также, что на Южном Кавказе (в Грузии и Азербайджане) обнаружена лейлатепинская культура (4350—4000 гг. до н. э.), имеющая керамику, схожую с майкопской. Похожая на майкопскую керамика есть и на поселениях Куро-аракской культуры.
Если огромный ореал Майкопской архео-культуры был (предположим) плотно заселён выходцами из древней Сирии, то возникает вопрос – Как хАтты потрпевшие военный разгром от хЕттов, захваченные и ассимилированные ими (чему есть множество исторических доказательств), смогли незаметно для истории истребить многочисленных майкопцев (псевдо-сирийского происхождения) и заселить С-З Кавказ, а заодно сумели расселить по кругу вокруг себя родственные народы.

Вывод
Индоевропейская наука может долго игнорировать лежащий на поверхности факт того, что хАтты это субэтнос адыгов (мигрировавший в древности на Юг), а фальсификаторам не удастся доказать свои утверждения о том, что хАтты это предки адыгов (ведь для этого им нужно опровергнуть все выводы российской лингвистической школы (и не только российской), опровергнуть выводы именитых археологов, радиоуглеродные датировки и т.д., (т.е. нужно сломать все вышеуказанные барьёры).

Просьба ко всем честным учёным - внимательнее относится к датировкам тех или иных архео-культур, внимательнее читать выводы лингвистов, побольше писать научно-популярных статей с правильным изложением исторической истины.

ИСТОЧНИКИ :
1. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. Археология. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. – М.: Наука, 1994. С. 226-253.
2. Марковин В.И. Испун. Заметки о дольменах Западного Кавказа. Воронеж: Гамаюн-ЮГ, 2004. 73 с.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Из книги С. Хотко "История адыгов в средние века V-XV"

История абхазо-адыгского этнокультурного мира уходит корнями в глубокую древность и самым тесным образом взаимосвязана с историей средиземноморско-черноморских цивилизаций. Проблема автохтонности абхазо-адыгов относительно территории северо-восточного сектора Черного моря, а также анатолийского побережья, разрешена в ряде фундаментальных работ последних двух столетий.
Рассмотрение этногенеза абхазо-адыгов представляется целесообразным начать с так называемой киммерийской версии.

Киммерийцы.

Обширные этнологические параллели между абхазо-адыгами и хаттами, между абхазо-адыгами и киммерийцами, и, что очень важно, между киммерийцами и хаттами приводят к выводу о сплошном абхазо-адыгском этническом массиве вдоль черноморского побережья Анатолии (Малой Азии) и Кавказа в древнейшую эпоху. Здесь остается выяснить вопрос о месте довольно условной границы между северными племенами киммерийского круга и южными племенами хаттско-каскейского круга. При современном состоянии изученности проблемы точный ответ вряд ли возможен. Но в более поздний период (I тыс. н.э.) подобная граница пребывала в районе Сочи-Адлер-Гудаута. В этом же районе во II тыс. н.э. (вплоть до 1864 года) находился стык между апсуа и адыгоязычными общностями абазо-черкесского мира.

Хатты.

Многие крупнейшие специалисты по древней истории Анатолии, и в их числе следует особо выделить Г.А. Меликишвили и Г.Г. Гиоргадзе, указывают на сходство этнонима Каска со средневековым этническим названием адыгов (груз. Кашаки, Кашаг; арм. Гашк; визант. Касахия; араб. кашак; рус. касог) [29]. Самое восточное из каскейских племен - апешлайцы - созвучно с раннесредневековым обозначением абхазов (греч. апсилы; груз. апшил; арм. апшилк) и с современным самоназванием абхазов - апсуа, или апшуа. Эти сходства могут носить случайный характер, но названия племен, населенных пунктов и имена собственные в стране Каска указывают на родство их зыка с языками абхазо-адыгов.

В III тыс. до н.э. в стране Хатти наблюдается экономический и культурный расцвет, достигший своего апогея в XXV–XXIII вв. до н.э. С начала II тыс. до н.э. в Анатолию проникает многочисленная группа племен, говоривших на индоевропейских языках. Их самоназвания неизвестны, но точно установлено, что они переняли имя автохтонов и стали также именоваться хаттами. В историографии хаттов принято это новое население обозначать хеттами, что объясняется единственно стремлением избежать путаницы при освещении проблемы [30]. К середине II тыс. до н.э. хаттский язык вышел из употребления и превратился в культовый язык [31]. Общеупотребительным стал индоевропейский язык, носивший название неситского по имени города Неси [32].

По мнению ряда исследователей, хетто-язычное население не считало хаттов чужим народом и воспринимало историю хаттов как свою собственную. По мнению Г.А. Меликишвили, Хеттское царство образовалось в условиях абсолютного господства в политической и военной сферах автохтонов-хаттов, но не неситов [33]. Необходимо отметить, что большинство городов-государств, которые на рубеже III–II тыс. до н.э. и вплоть до XVIII века до н.э. вели борьбу за доминирование в Хатти, были основаны именно хаттами: это такие города как Пурусханда, Канеш, Амкува, Куссара и др. В эту борьбу были вовлечены и города неситов. Процесс завершился победой Куссара во главе с неким правителем Питхана; известен и его преемник по имени Анитта (1790–1750 годы до н.э.). Это политическое образование с центром в Куссара Г.А. Меликишвили характеризует как хаттское. Династы Куссара захватили крупнейшие анатолийские центры: Неса, Каниш, Хаттусас, Пурусханда и Цалпа [34]. Анитта дважды победил правителя Хаттусаса Пиуста. Затем Хаттусас становится столицей Хаттской (Хеттской) империи: это произошло при династе по имени Лабарна (1680–1650 годы до н.э.), который происходил из местной династии Хаттусы [35]. В царских архивах Хаттусы сохранилось большое количество хаттских текстов, сопоставление которых с текстами на хеттском (неситском) свидетельствует о культурном доминировании хаттов и их значительном влиянии на хеттов, как на генерацию, образовавшуюся в результате языковой ассимиляции автохтонов со стороны индоевропейцев.

Хаттская топонимия также демонстрирует значительную степень созвучия с топонимическим материалом абхазо-адыгов. Так, например, схожими предстают названия хаттского культового центра Лихцина и культового центра средневековой Абхазии - Лыхны. Каскейские и абхазо-адыгские топонимы и гидронимы столь схожи по звучанию, как если бы они были даны одним этносом и в одну историческую эпоху: Гагра, Ачандара, Парпара, Атара, Дахара, Ачигвара, Синоп, Арипса, Апсарея, Туапсе, Акампсис, Дуабзу, Ахыпс, Хыпс, Лашыпс, Дагарыпш, Рапш, Супса и многие другие [39].

1. Щербина Ф.А. История кубанского казачьего войска. - Т.1. - Екатеринодар, 1913. - С.166–248; Т.2. - С.4.

2. Лавров Л.И. О происхождении народов Северо-Западного Кавказа // Сборник статей по истории Кабарды. - Вып.3. - Нальчик, 1954. - С.198–199.

3. Шилов В. П. О расселении меотских племен // Советская археология. - 1950. - №15. - С.110–111.

4. Токарев С. А. Этнография народов СССР. - М., 1958. - С.221.

5. Джавахишвили И.А. Основные историко-этнологические проблемы истории Грузии, Кавказа и Ближнего Востока древнейшей эпохи // Вестник древней истории. - 1939. - №4. - С.32–35.

6. Артамонов М.И. К вопросу о происхождении боспорских Спартокидов // ВДИ. - 1949. - №1. - С.34.

7. Златковская Т.Д. Возникновение государства у фракийцев. - М., 1971. - С.234.

8. Иессен А.А. Некоторые памятники VIII–VII вв. до н.э. на Северном Кавказе // Вопросы скифо-сарматской археологии. - М., 1954. - С.131.

9. Крупнов Е.И. Киммерийцы на Северном Кавказе // Материалы и исследования по археологии СССР. - 1958. - №68. - С.193–194; Его же. Древняя история Северного Кавказа. - М., 1960. - С.116–124; Анфимов Н.В. Меоты и их взаимоотношения с Боспором в эпоху Спартокидов // Античное общество. - М., 1967. - С.127–128; Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. - М., 1971. - С.176.

10. Трубачев О.Н. О синдах и их языке // Вопросы языкознания. - 1976. - №4; Его же. Лингвистическая периферия древнейшего славянства // ВЯ. - 1977. - №6; Его же. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики // ВЯ. - 1982. - №5. - С.3–17; Его же. Таврские и синдо-меотские этимологии // Этимология. - 1979. - С.127–144, и др.

11. Трубачев О.Н. О синдах и их языке. - С.47.

12. Климов Г.А. Кавказские языки. - М., 1965. - С.13–14; Его же. Введение в кавказское языкознание. - М., 1986. - С.52.

13. Трубачев О.Н. Указ. соч. - С. 40.

14. Трубачев О.Н. К вопросу о языке индоевропейского населения Приазовья // Античная балканистика. - М., 1975. - С.42.

16. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. - М., 1881. - С.125.

17. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. - Т.1. - М.–Л., 1958. - С.530.

18. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. - М., 1976. - С.86–87.

19. Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. - Л., 1978. - С. 199.

20. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии // АБКИЕА. - С.240.

21. Spencer E. Travels in the Western Caucasus. - Vol. I. - L., 1838, p.98.

22. Коков Дж.Н. Адыгская (черкесская) топонимия. - Нальчик, 1974. - С.185.

23. Коков Дж.Н. Вопросы адыгской (черкесской) антропонимии. - Нальчик, 1975. - С.278.

24. Коков Дж.Н. Адыгская (черкесская) топонимия. - С.185.

25. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. - М., 1965. - С.391.

26. Инал-ипа Ш. Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. - Сухум, 1976. - С.303, 379–385.

27. Членова Н.Л. Оленные камни как исторический источник. - Новосибирск, 1984. - С.81–82.

28. Герни Л.Р. Хетты. - М., 1977. - С.42; Маккуин Дж.Г. Хетты и их современники в Малой Азии. - М., 1983. - С.99–103; История Древнего Востока. - М., 1988. - С.112.

29. Меликишвили Г.А. Возникновение хеттского царства и проблема древнейшего населения Закавказья и Малой Азии // ВДИ. - 1965. - №1. - С.8.

30. Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. - Нальчик. 1991. - С.50–51.

31. Дунаевская И.М. О структурном сходстве хаттского языка с языками Северо-Западного Кавказа // Сборник в честь академика Н.А. Орбели. - М., 1960. - С.73.

32. Там же. - С.73–76.

33. Меликишвили Г.А. Указ. соч. - С.8–9.

34. Бетрозов Р. Указ. соч. - С.54.

35. История Древнего Востока. - С.19.

36. Иванов В.В. Об отношении хаттского языка к северокавказским // Древняя Анатолия. - М., 1985. - С.51.

37. Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. - М., 1967. - С.176.

38. Браун Ян. Хаттский и абхазо-адыгский языки // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - С.352.

39. Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. - С.379–380; Меликишвили Г.А. Наири-Урарту. - Тбилиси, 1954. - С.84.

40. Меликишвили Г.А. Указ. соч. - С.71–72.

41. Инал-ипа Ш.Д. Указ. соч. - С.78.

42. Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии. - М., 1982; Его же. К истории культа железа и кузнечного ремесла // Древний Восток. - М., 1988. - С.263–266.

Адыги – самоназвание адыгэ, множ. адыгэхэр – один из древнейших народов Северного Кавказа в прошлом населявший практически всю его западную часть, теперь большинством (несколько миллионов человек) проживающий в диаспоре в Турции. А также диаспорах Сирии, Иордании, Израиля, Косовской Республики и – в небольшом числе, некоторых европейских странах, Канаде и США. Адыгский язык относится к абхазо-адыгской (вместе с абхазским и абазинским) группе иберийско-кавказской языковой семьи, объединяющей большинство коренных народов Кавказа.

какие народы жили в предкавказье

Языковые и антропологические (а адыги принадлежат к понтийскому типу кавказо-балканской подрасы южной ветви европеоидной расы) характеристики, некоторые элементы культуры указывают на то, что адыги являются потомками племен, населявших земли, прилегающие к Азовскому, Черному и Средиземному морям, еще в первобытную эпоху. Древние хетты , вернее – их предки, до своей языковой ассимиляции с индоевропейскими племенами тоже говорили на языке, похожем на адыгский и абхазский.

Страбон на Кавказе

Самые древние письменные источники, сообщающие о населении Западного Кавказа – это труды древнегреческих путешественников (особенно Страбона, жившего на рубеже старой и новой эр). В них говорится о проживавших по восточному побережью Азовского моря племенах меотов и населявших горы близ Черного моря племенах синдов. Последние даже создали в Приэльбрусье примитивное государство. Древние греки построили на Черноморском и Азовском побережьях Кавказа несколько городов и активно торговали с меотами и синдами, закупая у них (преимущественно) засоленную рыбу. Описание древними греками языка и одежды меотов и синдов не оставляет сомнения в том, что это были предки адыгов.

где были земли адыгов в старину

Однако по-настоящему единым народом адыги осознали себя, когда пришедшие из степей к северу от кавказской земли различные кочевые племена оттеснили их с приазовских равнин в горы за реку Кубань. В разные века города на побережьях Черного и Азовского морей, через которые адыги вели торговлю с другими странами занимали гунны, византийцы, хазары, а во времена Киевской Руси русские князья основали на крайнем западе Кавказа – близ устья Кубани, Тмутараканское княжество. Затем эти города заняли генуэзцы (итальянцы).

В основном отношения пришлых народов с адыгами сводились к мирной торговле, но нередко случались и столкновения: бывало, что пришельцы пытались покорить и обложить данью свободолюбивое местное население, а бывало и наоборот – адыгские вожди, собрав сильное войско, начинали брать дань с приморских городов. В XIII веке же адыгские земли, как и весь Северный Кавказ, подверглись агрессии монголо-татар. Однако татары, привыкшие к открытым степям, не смогли овладеть высокими и заросшими лесами горами Западного Кавказа, в которых от них и укрылись адыги. По-настоящему местное население так и не покорилось татарским ханам. В горах люди начали заниматься полукочевым скотоводством, то есть, летом перегоняли овец и лошадей на высокогорные пастбища, а зимой, когда те покрывались снегом, спускались со стадами в защищенные от врагов лесными зарослями горные долины.

Как раньше одевались кавказские воины

Постоянно сражаясь с агрессорами, защищая свое тяжелым трудом нажитое имущество, адыги стали искусными и отважными воинами, умело использовали в сражении пересеченный рельеф местности. Личное мужество и предприимчивость всегда очень высоко ценились в их среде. Адыгские воины сами стали наносить тяжелые поражения татарским войскам, и к XVII веку, когда единое татарское государство Улус Джучи (Золотая Орда) распалось, адыги широко расселились по степным районам Северного Кавказа от Дона до Терека. Этническая территория адыгов в то время занимала сегодняшние юг Ростовской области, весь Краснодарский край, запад Ставропольского края, север Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, большую часть территории современной Кабардино-Балкарии.

как жили древние адыги

Адыги жили в домах, построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом: такой дом, если его разрушали враги, легко было выстроить заново. Селения защищались валом из связанных вместе бревен. Занимались преимущественно скотоводством, на равнине выпасая крупный рогатый скот, а в горах – овец. Но значительную долю в хозяйстве занимало и земледелие: в долинах рек сеяли просо, а в горах разбивали богатые фруктовые сады. Управлялось население родовыми старшинами и племенной аристократией (последняя занималась в основном военным делом). Во главе аристократии стояли князья, имевшие довольно сильную феодальную власть. Родоплеменные отношения были очень крепки, Например, до XIX века адыги землей, на которой пасли скот и засеивали поля, владели совместно всем родом. Адыгским князьям подчинялись и многие другие народы Кавказа.

В Средневековье подавляющее большинство адыгов исповедовало древние языческие верования, одухотворявшие силы природы. Особое поклонение осуществлялось богу грома и молнии Шыблэ. Смерть от удара молнией считалась почетной. Для вызова дождя, плодовитости скота, лечения больных люди совершали ритуальные действия с песнопениями и заклинаниями. Многие представители знати исповедовали христианскую религию – ортодоксального толка, принесенную из Византии или католического, завезенную из Италии.

когда кавказцы стали мусульманами

В XVI веке генуэзские колонии по берегам Черного и Азовского морей захватили османские войска, а в северокавказских степях усилилось военное влияние крымских ханов, которые то сами по себе воевали с адыгами, то за дары в виде невольников поддерживали каких-либо адыгских князей в их усобицах. Из Крыма и Османского Халифата на Западный Кавказ пришел Ислам, который быстро стал распространяться среди местного населения – сначала союзной Крыму и османам знати, а затем и простого народа. Между адыгами, принявшими Ислам, и приверженцами старых верований долго шла ожесточенная борьба. На стороне местных мусульман всегда выступали Крымское ханство и Османский Халифат, а их противники впервые обратились за помощью к России. Борьба между адыгскими князьями, а за ними – между крымско-османскими силами и русскими войсками, с переменным успехом продолжалась до конца XVIII века. Даже когда Ислам распространился на подавляющее большинство адыгского населения, существенно повлияв на его культуру и быт, многие племена и роды, дорожа своей свободой, не желали подчиняться ни султану или хану, ни русскому царю, продолжая сопротивляться и Халифату, и России. Но при этом адыгские племена так и не пожелали объединяться друг с другом даже для достижения одной цели.

когда появился адыгейский флаг

Сопротивление и столкновения продолжались вплоть до установления на Кавказе советской власти. Она предоставила адыгам землю для хозяйствования, доступные всем здравоохранение и образование. В то же время советская политика была направлена на разрушение религии и традиционной культуры народов. Здесь это выразилось в том, что единый адыгский этнос искусственно разделили безо всякого учета местных этнических особенностей на три национальности: адыгейцев, черкесов и кабардинцев. Первые сегодня проживают в Республике Адыгея и Краснодарском крае, вторые – в Карачаево-Черкесской, третьи – в Кабардино-Балкарской Республике.

Читайте также: