Марийские народные праздники кратко
Обновлено: 07.07.2024
Шорыкйол (январь)
1 – У ий (Новый год).
3 – Ош Тӱня Кугу Юмын савыртыш кечыже (Начало космического года.)
3-10 – Шорыкйол арня (Святочная неделя)
19 – Вӱд модмо кече (Обретение воды святой силы.)
Пургыж (февраль)
12 – Конга пазар (Ярмарочный день. Праздник жителей окрестностей д. Коҥганур Куженерского района).
15 – Теле рӱдылан мучаш. Идалыкын теле пагытше шке чекшым шошо могырыш кусара (Окончание зимы и начало весны)
20 -3 марта – Ӱярня арня (Масленичная неделя)
Ӱярня (март)
14 – Овдоким кече (Овдоким кече могай шога, шошымсо пӱртӱсын вийже тугай) (Евдотьев день, какой день стоит в Евдотьев день, такова будет сила весенней природы)
22 – Агытан идалык Корак идалыкым вашталта (чон почын ойлымаш, кучедалмаш кумыл, чынлыкым арален налмаш, мутын вийжым пален налмаш (Начало марийского календарного года – года Петуха. Родившиеся в этот год преобладают желанием бороться, защищать правду, верят в силу слова.)
Вӱдшор (апрель)
7 – Тер кудалтыме кече (тиде кечын у пашам тӱҥалаш огеш лий, кайыкат тиде кечын пыжашым огеш опто, а марий калык могай кечын 7 апрель толеш, тиде кечым арнян неле кечыжлан шотлат) (В этот день нельзя начинать новую работу, птицы не вьют гнездо. Марийцы считают день недели, на который перепадает 7 апреля, тяжелым.)
13 – Воштыр пазар Кичке пайрем. (Вербное воскресение. Неделя до Пасхи).
16 – Кечыла вӱргече (Большая Среда Пасхи). Марийцы мылись в бане и готовились к поминальному четвергу.
17 – Сорта чӱктыш (Поминальный Четверг). В четверг перед Пасхой справляют поминки.
20 – Кугече (Великий день, Пасха)
21 – Шошымсо марий кумалтыш почылтмо кече (День начала весенних молений)
25 – Кугече кугарня. Шнуй да он-шамычым пелештат. (День поклонения перед марийскими святыми).
26 – Марий талешке кече (День национального героя)
Ага (май)
1 – Шошо да паша пайрем (Праздник весны и труда)
6 – Йогор кече (вольыкым пасушко лукмо кече) (В Егорьев день скотину выпускают на пашню)
9 – Сеҥымаш кече (День Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.)
Пеледыш (июнь)
2-14 – Агавайрем (День творца, праздник пашни).
6 – Лышташ кугарня. Семык пайремын кугарняже. (Пятничный день Семика)
12 – Российын кечыже (День России)
14 – Пеледыш пайрем (Праздник цветов)
22 –Чумбылат курыкышто шнуй-влак ончылно товатлымаш. Шнуй курык кугызалан кумалмаш (Десятая пятница после Пасхи, моления у горы Чумбулата в Советском районе Кировской области)
23 –Мланде шочмо кече. (День Творца и Духов день.)
Сӱрем (июль)
3 – Мланде Юмын Ош кече йыр туран савырныме кече (игече могай лиеш, шудым солымо, уржа-сорла жап тугаяк шога) (День космического полугодия, какая погода в этот день – такая же погода будет во время сенокоса и уборки урожая)
11-18 – Сӱрем кумалтыш арня (кенеж кумалтыш петыралтеш) (Неделя молений праздника Сӱрем)
Сорла (август)
1 – Илян кугарня (Святая пятница духов)
2 – Ильин кече (День Ильи пророка)
2– Шнуй Акпатырлан да Полтыш онлан вуй савыме кече (День поклонения святому Акпатыру и святому Болтушу)
14 – Мўкш илян кече (мӱкш ешын мӱйым поген шуктымыжым ончыкта) (Медовый спас).
19 – Саска илян кече (олма, вишня да груша кӱын шуыт) (Яблочный спас).
28 – Кинде илян кече (шурно парчан амбарышке пурен вочмыжым ончыкта) (Хлебный спас).
Идым (сентябрь)
14 – Кайыквусо илян кече (кайыквусо шулдыр вийвалне улмыжым ончыкта). Вӱд йӱкшымöкече, Семон кече. (День Святого Семена.)
21 – Вольык илян кече (ашныме вольыкын да янлыкын вийвалне шогымо жапше) (День осеннего равноденствия)
27 – Свизын, Маска пайрем (Воздвиженье).
Шыжа (октябрь)
11 - Покро шуматкече (Покровская суббота)
13 - Покро. Угинде пайрем (Покров день, Праздник нового урожая)
Кылме (ноябрь)
4 – Марий Эл Республикын кечыже (День Республики Марий Эл)
21 - Шыже пазар. (День Святого Михаила. В этот день осень сдает свои позиции зиме)
Теле (декабрь)
10 – Марий тиште кече (День марийской письменности)
19 – Тӱня Юмын савыртыш кечыже, тиде тат гыч марий кумалтыш петыралтеш (Начало астрономического года по марийскому календарю, отсчет всех марийских праздников начинается после первого новолуния с пятничного дня)
Руководитель: учитель ИКН Зурагаева Ю.К.
- Введение………………………………………………..стр. 3 - 4
- Основная часть………………………………………. стр. 5 - 9
- Заключение…………………………………………….стр. 10
- Литература…………………………………………. стр. 11
Мы живём в Республике Марий Эл, коренным населением которой является народ мари.
Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство - традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.
Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.
Цель нашей работы – рассмотреть праздники мари, связанные с народным земледельческим календарём.
В связи с данной целью поставили следующие задачи:
- изучить литературу о марийских праздниках;
- узнать, какие народные земледельческие праздники являются традиционными у марийцев;
- выяснить, отмечаются ли в настоящее время марийские земледельческие праздники или их некоторые элементы.
Считаем данную работу актуальной, так как в наше время идёт возрождение многих национальных традиций. Мари, чья история уходит в глубокую древность, прошёл суровый и сложный жизненный путь. Но, несмотря ни на какие трудности, он сумел сохранить и донести до наших дней свою самобытную национальную культуру.
Предмет моего исследования : культура и традиции марийского народа.
Объект исследования: марийские праздники.
Исследуя данную тему, надеюсь получить дополнительный материал о культуре, традициях, обычаях своего родного народа, как носителях народных знаний, передать изученный мной материал и оформленный в виде перекидного календаря моим сверстникам и заинтересовать их историей и культурой своего народа и сохранить ее.
Неотъемлемой частью общественного быта народа были календарно-трудовые, престольные (храмовые), местные деревенские праздники. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление о счастье, полноте существования, гармонии и творческой жизни.
Зимний цикл марийских календарных праздников.
1 января - У Ий Пайрем ( Новый год )
В новогодние праздники марийцы избавляются от плохого старого и мечтают о хорошем новом .
В зимнем цикле календарных праздников важное место занимали Святки ( Шортйол , Шартял, Шочъйол, Шорыкйол ). Шортйол марийцы проводили в период зимнего солнцестояния. Праздник завершал старый, начинал новый земледельческий год. В дни праздника проводились различные магические действия, моления, гадания, игры и ряженья, готовились обрядовые и праздничные блюда. Сложившись в большой комплекс праздничных обрядов, они были направлены на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличения будущего урожая, домашних животных.
Это праздник остается одним из любимых. Ряженые дети и взрослые ходят по домам, меняя свои голоса, разговаривают с хозяевами, справляются о здоровье, домашних делах. У всех ряженых корзинки или мешочки для угощений.
Прощаясь, желают успеха, богатства, здоровья.
Весенний цикл праздников.
Уярня (Масленица) (конец февраля начало марта)
Предки марийцев в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. В нем сочетались элементы зимней и весенней обрядности, что стало особенностью праздника. Стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил - первоначальная идея Масленицы, забыта в настоящее время. Праздник сегодня.
Жители нашего поселка до сих пор отмечают этот праздник: катаются с горок, пекут блинчики, сжигают масленицу, а также устраивают различные игры.
5 марта - день принятия герба и флага Республики Марий Эл
Кугече (Большая Среда Пасхи)
Ага - пайрем (Праздник пашни)
Праздник пашни, праздник сохи. Это праздник завершения полевых работ, большой аграрный языческий праздник с жертвоприношениями.
Семык (Семик) - главный праздник марийцев.
Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье - в день Троицы.
Значение праздника. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.
14 июня - Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)
Праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников.
Праздник сегодня. В нашем поселке этот праздник не отмечается. Но некоторые жители ездят на этот праздник в Йошкар-Олу. На празднике можно увидеть представителей горных, луговых. восточных марийцев, увидеть особенности нарядов, танцев разных регионов. Где проживают марийцы.
9-12 июля – ритуальный обрядовый праздник Сурем (Очищение)
Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями - изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных труба х .
2 августа Угинде (Праздник урожая)
Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.
5 октября - Туня кумалтыш.
Проведение - священная Роща "Ош Куэр", деревня Нурсола Куженерского района Республики Марий Эл. Всемарийское моление Тyня Кумалтыш проводится в священных рощах, куда приходят карты и их помощники из числа членов общины.
12 октября - Турек Суртан кугызын кумалтышыже..
Проведение – поселок Мари-Турек Республики Марий Эл.
Молитвы своему легендарному предку - заступнику марийского народа Туреку (Туру), прах которого, по преданию, покоится под святым курганом, вознесли язычники - маритурекцы.
12 октября - Мер кумалтыш
Место проведения - священная роща Тумерото, город Йошкар-Ола. Мер Кумалтыш – это моление союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов - мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.
12 октября - Тисте кумалтыш
Тисте кумалтыш – общинное моление марийцев. Место проведения : священная Роща "Шинурото", Куженерский район Республики Марий Эл.
19 октября - Немда кундем кумалтыш
Место проведения Немда кундем кумалтыш - Новоторъяльский район Республики Марий Эл
19 ноября - Ял кумалтыш.
Место проведения – деревня Туня Уржумского района Кировской области.
Моление ял кумалтыш проводится раз в год до или после летних полевых работ.
4 ноября – День марийской государственности
Праздник установлен в честь образования Марийской автономной области (1921) и имеет государственный статус. Впервые праздничное торжество состоялось 1 марта 1921 года.
У пучымыш (Праздник новой каши)
У пучымыш проводится до православного Михайлова дня (21 ноября), в некоторых местах - в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других - в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.
Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.
10 декабря - Марий Тиште Кече ( Праздник марийской письменности )
Сохранив, чтя культуру, традиции родного края, мы сохраним нашу нацию, наш народ.
Собранный материал поможет моим друзьям глубже познакомиться с традициями, обычаями марийского народа и не утратить его богатство.
1. Календарные праздники и обряды марийцев. Йошкар-Ола, 2003.
2. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. С. 200-214.
Формирование народа мари началось в первом тысячелетии нашей эры. Упоминания о марийцах историки находят в трудах готского историка Иордана, а также в древнерусской летописи "Повесть временных лет".
Луговые, горные и восточные
Мари (марий, мары, маре) на русский переводится как "мужчина" или "человек". Марийцы большей частью проживают в Марий Эл, а также в городах и селениях Уральского и Приволжского округов Российской Федерации. Численность народа, согласно последней переписи населения, составляет чуть больше 547 тысяч человек. Марийский язык относят к финно-угорской группе уральской языковой семьи.
Выделяют три этнические группы – луговые, горные и восточные мари. Официально мари придерживаются православия, но это не мешает сохранению марла вера – традиционной марийской религии, которой придерживаются в основном восточные и луговые мари. Как у столицы, так и практически у каждого селения есть свои священные рощи, где регулярно проходят массовые моления. Считается, что священнослужители – карты – умеют разговаривать с деревьями.
На формирование марийского этноса оказали влияние соседи-тюрки: чуваши, татары, волжские булгары. Любопытно, что во времена покорения Москвой Казанского ханства марийцы выступали в военном противостоянии как на стороне русских, так и на стороне их противников. Марийцы весьма воинственный этнос, но в обычной жизни очень дружелюбны, отзывчивы и гостеприимны.
С 1920 года существует национально-территориальное образование в рамках российского государства. Сейчас это республика Марий Эл.
Народная культура и праздники
Традиционное занятие мари – сельское хозяйство. С давних времён они занимаются земледелием и разведением домашнего скота: лошадей, овец, коров и т.д. Марийские сельские общины позапрошлого века обычно включали в себя несколько селений. При этом нередко встречались смешанные – марийско-русские, марийско-чувашские общины. Дома к XIX веку черемисы, а именно под этим именем марийцев знали в Российской империи, строили уже вполне по русскому обычаю: ставилась срубная изба с сенями и клетью, внутри возводилась русская печь, обустраивался красный уголок с иконками. Летом марийцы перебирались жить в кудо – небольшую срубную кухоньку с земляным полом и кладовыми помещениями на втором этаже, из которой было удобнее уходить на работы в поле.
Большинство обрядовых ритуалов и народных праздников земледельцев-марийцев связано с сельскохозяйственным календарем. Большинство, но не все.
Новый год – У Ий Пайрем – марийцы встречали первого января. Святочная неделя – Шорыкйол – отмечается в те же дни, что у других православных народов России. Но несмотря на христианский характер праздника в нем присутствуют языческие отголоски. Само слово "шорыкйол" переводится с марийского как "овечья нога" – именно в эти январские дни люди совершали традиционный ритуал дёрганья овечьей ноги, призывая тем самым хороший приплод домашнему скоту, а также благо и успех в свои семьи.
"Гвоздём" праздничной программы в дни Шорыкйол было шествие ряженых, во главе которых шли Старик Василий и его Старуха. Сельские жители щедро одаривали их сладостями и напитками. Считалось, что богатство подношений символически притянет к жертвователям всё самое лучшее в наступивший год.
Начало февраля у марийцев знаменуется празднованием Конга Пайрем (на русский язык словосочетание переводится как "праздник печки"). В этот день – 12 февраля – практически в каждом доме черемисских селений во всю мощь пыхтела печь, преподнося хозяевам вкусные блюда: каши, пироги, блины и сдобные румяные караваи.
Масленичная неделя наступала с 20-го февраля. Как и у славян в Уярню (то есть, Масленицу) провожали зиму и встречали весну. В течение целой недели марийцы веселились со всей широтой своей беззаботно-народной души: много ели и пили всяческой вкуснятины, пели и танцевали, играли во дворах и на улицах в снежки.
12 апреля, в конце Пасхальной недели, марийцы справляли праздник Кугече (Большая Среда Пасхи). Кугече прежде всего связан с традиционным поминовением умерших родственников. Исполняя в течение Пасхальной недели разного рода магические обряды, марийцы просили защиты у ушедших в иной мир предков, просили их о мире и благополучии.
Лето для черемисов начиналось с большого сельского праздника Ага-пайрем (праздник пашни), проходившего после окончания весеннего сева. В этот день мари приносили в жертву языческому божеству плодородия национальные кушанья: ватрушки, мёд, яйца, сырники, пиво и квас и т. д. Любопытно, что в тех районах, где марийцы соседствовали с башкирами, Ага-пайрем зачастую проходил вместе с Сабантуем.
2 августа отмечали Угинде — праздник урожая, после которого начинались уборочно-полевые работы.
Обрядовые праздники мари – это не "дела давно ушедших дней". В республике и других регионах, где живут мари, чтят национальные традиции. Инициаторами большинства народных гуляний являются национальные активисты, в большинстве своем люди молодые.
2020 ий – Ший Лудо идалык/2020 год – Год Серебряной Утки
21 - Угече (ожсо Кугече). Юмо волымо кече (кече календарь почеш). Тиде кечын мландышке, шулдыран ош имньыжым кушкыжын, Мер Юмо вола. Ожсо У ий. Шӱдыр ончен, шошо тӱҥалтыш. Маска кынелеш. Марий йӱлалан лишыл зороастрийский календарь почеш, Шоҥшо идалыкым Лань идалык (Чыным рашемдыше идалык) вашталта/
День Нового Солнца (Великий день по солнечному календарю). День спускания с неба Юмо (по солнечному календарю). В этот день с неба на землю спускается Мер Юмо (у других народов - Митра-Яма, Митра-Йима, Мир-Сусне-Хум). Древний Новый год. Астрономическое начало Весны. По близкому к мари зороастрийскому календарю, год Ежа сменяется годом Лани.
3-4 апрель – Юмын Лудо (Ӱжара шӱдыр) Лудо Пыжашке (Шокте шӱдыр) пӧртылмє жап. Ӱжара шӱдыр дене кылдалтше календарь почеш, у кандаш ияш савыртыш – Ший савыртыш тӱҥалеш/
Вемя возвращения Небесной Утки (Венеры) в своё гнездо (Утиное гнездо – Плеяды). По Венерианскому календарю, начинается новый восьмилетний – серебряный цикл.
Читайте также: