Новокрестьянская поэзия серебряного века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что такое Серебряный век

В русской поэзии период с конца XIX в. и до 30-х гг. прошлого столетия часто образно называют Серебряным веком. Название дано по аналогии с Золотым веком поэзии (нач. XIX в.). У литературоведов существует три версии авторства этого термина: философ Н. Бердяев, поэты Н. Оцуп и В. Маяковский.

Хронологические рамки периода нередко вызывают дискуссии ученых. Началом считаются 1890-е годы. А вот окончание до сих пор вызывает горячие споры. Одни утверждают, что Серебряный век закончился, когда началась Гражданская война.

Другие, таким рубежом считают смерть А. Блока и расстрел Н. Гумилева. Третьи настаивают на 1930-м, когда В. Маяковский покончил жизнь самоубийством.

Поэзия этого периода не была однородной. Она включала множество больших и малых течений и различных поэтических объединений. Наибольшую известность из них получило семь направлений:

  • символизм;
  • акмеизм;
  • футуризм;
  • кубофутуризм;
  • эгофутуризм;
  • новокрестьянская поэзия;
  • имажинизм.

Стоит отметить, что поэты Серебряного века, создававшие произведения в одном направлении, довольно часто, через какое-то время, переходили в другую группу. А творчество Марины Цветаевой невозможно отнести к определенному литературному течению.

Символизм

Это крупнейшее направление во всех видах искусства было порождено кризисом, охватившим Европу в конце XIX в. Оно характеризовалось экспериментаторством. Появляется отрицательная оценка многих идей, пересмотр нравственных ценностей, утрачивается вера в науку. Люди все больше увлекаются философией идеализма.

В России это направление зарождалось во время упадка так называемого Народничества. Общество все сильнее охватывало пессимистическое настроение. По этой причине, литература не освещала простые каждодневные вопросы, а отдавал предпочтение глобальным и философским.

Символизм наиболее ярко проявил себя с 1890-х по 1910 г. На символизм в России большое влияние оказали: российские поэты и прозаики: Фет, Тютчев и Достоевский, а также символисты Франции: Поль Верлен, Стефан Малларме, Лотреамон, Артюр Рембо и Шарль Бодлер.

Основной смысл этого течения — с помощью искусства человек может познать мир и себя. Символизм также не был единым течением. Это были отдельные школы, часто соперничающие между собой.

Критики называют такое творчество декадентством. В Москве — это поэзия В. Брюсова и К. Бальмонта, которые писали в эстетическом ключе. Они утверждали, что поэт всегда должен творить, опираясь на личные и художественные ценности.

К этой группе можно отнести: А. Блока, А. Белого и В. Иванова. Их произведения проникнуты философией, опирающейся на религию, но в поэтическом выражении.

Поэты - символисты

Слева направо: К. Бальмонт, В. Иванов, И. Анненский, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов

Символизм обогатил русскую поэзию. Поэтическому слову была придана неизвестная до этого времени подвижность и многозначность. Символисты искали в словах новые, порой неожиданные, нюансы и различный смысл.

Гениальными мастерами выразительности, с применением ассонанса и эффектной аллитерации можно по праву назвать К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Анненского, А. Блока и А. Белого. Именно они значительно расширили ритмику стиха, разнообразили строфику.

Символизм создал новую философию культуры, выработал универсальное мировоззрение. Символисты говорили об общественной роли творческой личности, возглавили движение к созданию новых форм искусства для объединения людей.

Акмеизм

Поэты Серебряного века, акмеизм

О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий

У истоков акмеизма стояли: Н. Гумилев, С. Городецкий и Анна Ахматова. Впоследствии к ним присоединились: О. Мандельштам, М. Зенкевич, Г. Иванов и др.

Футуризм

Это течение можно назвать авангардным, поскольку оно ставило целью создать прообраз искусства в недалеком будущем. Российские поэты перенимают положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. В его задачи входила идея полного уничтожения стереотипов современной им культуры.

Они предлагали заменить их воспеванием техники и урбанизма. Именно урбанизм вкупе с техническим прогрессом футуристы считали главной отличительной чертой будущего общества.

Аналогичные организации можно было встретить практически во всех крупных российских городах.

Кубофутуризм

Это еще одно авангардное течение в искусстве начала прошлого столетия. Оно гармонично соединило принципы кубистов Франции (Брак) и футуристов Италии (Боччони). Автор термина, который появился в 1913 г. — Корней Чуковский.

Поэты кубофутуристы

В. Маяковский, В. Хлебников, Давид Бурлюк, Николай Бурлюк, Б.Лившиц, В. Каменский, Е. Гуро

Это направление было востребовано в рамках русского авангарда не только в поэзии, но и в живописи. Эту форму творчества применяли: Малевич, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.

Эгофутуризм

Это течение откололось общего футуризма, заявив, что оно стремится культивировать рафинированность ощущений, широко использовать новые иностранные слова и фразеологизмы, а также способствовать себялюбию.

В манифесте основателями течения были названы М. Лохвицкая и К. Фофанов, хотя этих поэтов скорее можно было бы назвать символистами.

Поэты эгофутуристы

И. Северянин, К. Олимпов, Г. Иванов

Критики рьяно взялись за подробный разбор стихотворных произведений Игоря Северянина. Вскоре он отошел от этого течения, а после 1917 г. совершенно изменил стиль своего творчества.

Почти все эгофутуристы через некоторое время перешли в другие жанры или уходили из литературной деятельности. Напомним, что к этому направлению также примыкали В. Шершеневич, Р. Ивнев и др.

Новокрестьянская поэзия

Это понятие существует в историческом и литературном обиходе. Объединяет поэтов достаточно условно, отражая несколько общих черт, которые присущи их мировоззрению и творческому стилю.

Поэты, которых впоследствии критики причислили к этому течению, себя так не называли. У них не было поэтического объединения, отсутствовала и единая теоретическая платформа.

Поэты Серебряного века новокрестьянской поэзии

С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин

Имажинизм

Целью имажинистов было создание цельного образа. Они очень часто прибегали к такому выразительному средству, как метафора. Иногда метафорические цепи были сопоставлением разных элементов двух образов: прямого и переносного. В их произведениях также присутствует эпатаж и мотивы некоторой анархии.

Имажинизм был основан на фундаменте футуризма. Основателями этого течения считаются А. Мариенгоф и В. Шершеневич. Какое-то время имажинизмом увлекались поэты: С. Есенин, Р. Ивнев и Н. Эрдман, Л. Чернов, а также художники Б. Эрдман и Г. Якупов.

В 1919 — 1924 гг. это направление поэзии стало популярным в больших городах. Появились издательства, где печатались произведения имажинистов.

В 1919 г. имажинисты вошли в так называемую секцию Литературного поезда им. А. Луначарского. Они ездили и выступали во многих городах. Это еще больше способствовало их известности и популярности.

Впоследствии имажинисты провели несколько скандальных, эпатажных действий, например, расписали стены Страстного монастыря антирелигиозными цитатами. Имажинизм прекратил свое существование в 1925 — 1927 гг.

Видео

Термин "новокрестьянские" используется в литературоведении для того, чтобы отделить модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, от подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова. Новокрестьянские поэты развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов.

Основные черты новокрестьянской поэзии:

  • любовь к "малой Родине";
  • следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
  • использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;
  • обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
  • отрицание "порочной" городской культуры, сопротивление культу машин и железа.

Следование народнопоэтической традиции было присуще всем новокрестьянским поэтам. Ядро нового течения составили поэты Н.Клюев, С.Есенин, С.Клычков, П.Орешин. Вскоре к ним присоединились А.Ширяевец и А.Ганин. Осенью 1915 года была создана литературная группа "Краса", 25 октября в концертном зале Тенишевского училища в Петрограде состоялся литературно-художественный вечер, где Есенин и Клюев читали свои стихи. Там же было объявлено об организации одноимённого издательства. Затем было создано литературно-художественное общество "Страда" (1915 – 1917), ставшее первым объединением новокрестьянских поэтов. В стихах "новокрестьян" было немало революционно-мессианских неистовств, мотивов штурма небес, титанической активности человека, но вместе с яростью и ненавистью к врагу сохранялась и идея народа-богоносца, и нового религиозного раскрытия своей высшей цели: "Невиданного Бога / Увидит мой народ", – писал Пётр Орешин в своём сборнике стихов "Красная Русь" (1918).

С начала 1920-х годов группа новокрестьянских поэтов являлась объектом постоянных нападок, "разоблачений" со стороны критиков и идеологов пролетарской позиции.

Николай Клюев

Рождество избы

От кудрявых стружек пахнет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крупногрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.

Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолюб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конёк.

По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сонь мерещились – легки.

Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоёт резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.

И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок –
Сказ пойдёт о красном древоделе
По лесам, на запад и восток.

между 1915 и 1917

Пахарь

Вы на себя плетете петли
И навостряете мечи.
Ищу вотще: меж вами нет ли
Рассвета алчущих в ночи?

На мне убогая сермяга,
Худая обувь на ногах,
Но сколько радости и блага
Сквозит в поруганных чертах.

В мой хлеб мешаете вы пепел,
Отраву горькую в вино,
Но я, как небо, мудро-светел
И неразгадан, как оно.

Вы обошли моря и сушу,
К созвездьям взвили корабли,
И лишь меня - мирскую душу,
Как жалкий сор, пренебрегли.

Работник родины свободной
На ниве жизни и труда,
Могу ль я вас, как терн негодный,
Не вырвать с корнем навсегда?
1911, 1918 .
Николай Клюев. Избранное. Москва: Советская Россия, 1981.

Сергей Клычков

Золотятся ковровые нивы
И чернеют на пашнях комли.
Отчего же задумались ивы,
Словно жаль им родимой земли.

Как и встарь, месяц облатки водит,
Словно древнюю рать богатырь,
И за годами годы проходят,
Пропадая в безвестную ширь.

Та же Русь без конца и без края,
И над нею дымок голубой –
Что ж и я не пою, а рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?

И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль,
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.

1914, 1918
Русская поэзия серебряного века. 1890–1917. Антология. Ред. М.Гаспаров, И.Корецкая и др. Москва: Наука, 1993.

Свет вечерний мерцает вдоль улиц,
Словно призрак, в тумане плетень,
Над дорогою ивы согнулись,
И крадется от облака тень.

Уж померкли за сумраком хвои,
И сижу я у крайней избы,
Где на зори окно локовое
И крылечко из тонкой резьбы.

А в окно, может, горе глядится
И хозяйка тут – злая судьба,
Уж слетают узорные птицы,
Уж спадает с застрехи резьба.

Может быть, здесь в последней надежде
Все ж, трудясь и страдая, живут,
И лампада пылает, как прежде,
И все гостя чудесного ждут.

Вон сбежали с огорка овины,
Вон согнулся над речкою мост -
И так сказочен свист соловьиный!
И так тих деревенский погост!

Все он видится старой старухе
За туманом нельющихся слез,
Ждет и ждет, хоть недобрые слухи
Ветер к окнам с чужбины принес.

Будто вот полосой некошеной
Он идет с золотою косой,
И пред ним рожь, и жито, и пшёны
Серебристою брызжут росой.

И, как сторож, всю ночь стороною
Ходит месяц и смотрит во мглу,
И в закуте соха с бороною
Тоже грезят – сияют в углу.

1914, 1918
Сергей Клычков. Собрание сочинений в 2-х т. Москва: Эллис Лак, 2000.

Сергей Есенин

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа.
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".


См. воспоминания литературоведа В.А. Мануйлова
о Н.А.Клюеве
на сайте "Жизнь и творчество В.А. Мануйлова"



См. воспоминания литературоведа В.А. Мануйлова
о С.А.Есенине
на сайте "Жизнь и творчество В.А. Мануйлова"

ППоэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих

Новокрестьянские поэты , выходцы из деревни: Николай Клюев ( 1884-1937), Сергей Есенин (1885-1925), Сергей Клычков ( 1889-1937), Александ Ширяевец (1887-1924), Петр Орешин ( 1887-1938) – пришли в поэзию с другими темами , идеями,

интонациями, мелодиями. Они развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в ней. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство.

ВложениеРазмер
novokrestyanskie_poety_09.01.2013.rar 1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока ( 2 урока) : Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

Цель урока : дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные и поэтические истоки, обзорно рассмотреть творчество Н.Клюева, П.Орешина, С.Клычкова, А.Ширяевца ;с помощью сохранившихся отзывов о поэтах определить их своеобразие и место, занимаемое ими в русской поэзии 20 века; проследить политическую ситуацию в стране, обусловившую репрессии по отношению к ним советской власти; показать уникальность новокрестянских поэтов, принадлежащих Серебряному веку русской литературы.

1. Лекция учителя .

Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих
последующих десятилетий.

Н.Клюеву, С.Клычкову, П.Орешину суждено было стать современниками и свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. По-разному они переживали эти события, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.

Чтобы в мир поэзии новокрестьянских поэтов глубже проникнуть, давайте прежде обратимся к творчеству художников, близких по мироощущению, по духу, по идеям и темам к новокрестьянским поэтам и попытаемся приобщиться к духовному миру наших предков.

2. Смотрим презентацию , по её ходу идет короткий рассказ учителя о художниках.

А. Рассказ о Н.Рерихе. В природе, в родной земле, её истории мастер видит источник духовных сил народа. Первобытная Русь, языческий мир – эта тема надолго определила не только репертуар, но и стилистику, характер эффектов, заимствованных у тех времен.

Б.Рассказ о В.Васнецове. Глубоко верующий Васнецов, любивший патриархальный быт и уклад своей страны, не принял новый социалистический строй, хотя и не покинул Родину. Художник продолжал создавать полотна на былинные сюжеты, но теперь гораздо интенсивней использовал багряно-красный цвет, окрашивая им и полыхающее сказочное небо, и изрыгаемое чудовищем пламя, и объёмную красную юбку полуобнажённой Бабы-яги, держащей под мышкой невинного ребёнка в белой рубахе

Волшебные иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина остаются в памяти навсегда у каждого, кто хоть раз держал в руках книгу с его работами. Иван Царевич и Серый Волк, Марья Моревна, Баба Яга в ступе, Алёнушка, князь Гвидон и Царевна-Лебедь
излучают магическую силу и гордую красоту русского фольклора. Сказки с иллюстрациями этого великого художника с юных лет воспитывают в ребенке любовь к прекрасному. Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским народным сказкам, былинам, к сказкам А.С.Пушкина, а также в работах над театральными постановками.

3. Итак, подведем итог : что объединяет новокрестьянских поэтов и художников-современников поэтов?

1.Любовь к малой Родине.

2.Следование вековым народным обычаям и нравственным традициям.

3.Использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований.

4.Обращение к фольклорным сюжетам и образам; введение в поэтический обиход поэтами народных песен и частушек.

6. Трагические судьбы новокрестьянских поэтов.

Беседа после чтения стихотворений по вопросам .

1.Каково настроение стихотворений?

2. Какие образы создает поэт?

3. Какие тропы и стилистические фигуры использует?

4. Какова лексика стихотворений?

Клюеву и Есенину был дан поэтический дар создания живописных картин русской природы. В их песенных стихах органично сочетались психологическое состояние человека и эмоциональный настрой пейзажа. Клюев же не только мастерски живописует родной северный пейзаж. Он, как потомок неистовых проповедников, негодующе обличает тех, кто рожден с холодным, равнодушным сердцем, а потому враждебен природе:

В хвойный ладан дохнул папиросой

И плевком незабудку обжёг,

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох…

…Заломило черёмуха руки,

К норке путает след горностай…

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай.

Не стало кружевницы Прони,

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок

За печкой выискал клубок,

Его брыкает в сутеменки…

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орёт-

Хозяев новых обиход.

Видя с какой неуёмной ретивостью новые власти отторгают от народа многовековую культуру, поэт пророчески предупреждал:

Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 г.

Беседа по вопросам после чтения стихотворений .

1.Как создается настроение стихотворений?

2.Какие образы создает поэт?

3. Какая лексика используется в стихотворениях?

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

5. Какие ассоциации вызывают стихотворения?

А сердце всё изранено,

Всё кровью истекло,

Ржаная степь, ржаной народ,

Ржаное солнце, и от песен

Землёй и рожью отдаёт.

Рожь густая недожата,

Глянешь в небо, через хаты,

Небо в землю влюблено.

Зной палит. В крови ладони.

Рожь, как камень, под серпом.

Руки жнут, а сердце стонет,

Сердце сохнет об одном.

Думы, думы, тяжко с вами,

Серп не держится в руках.

Мил лежит под образами,

Точно колос на полях.

Рожь густая, — не одюжишь

Ни косою, ни серпом.

И поплачешь и потужишь

Над несвязанным снопом.

Беседа по вопросам после выразительного чтению стихотворений.

1.Каким чувством пронизаны стихотворения?

2.Какие образы создает поэт?

3. Что общего в поэзии Н.Клюева, С.Клычкова и П.Орешина и в чем вы видите различие?

4. Какие ассоциации у вас вызывают стихи П.Орешина?

Та же Русь без конца и без края,

И над нею дымок голубой-

Что же я не пою, не рыдаю

Над людьми, над собой, над судьбой?

И мне мнится: в предутрии пламя

Пред бедою затеплила даль

И сгустила туман над полями

Небывалая в мире печаль.

В междугорье залегло -

В Жигулях наше село.

Рядом Волга… Плещет, льнет,

Про бывалое поет…

Руси деревенской, земледельческой.

Никогда старина не загаснет:

Слишком русское сердце моё…

Позабуду ли песни на Клязьме!

Как я мчался с тяжелым копьём…

Вечевые прибойные клики!

Ветер Волхова вздул паруса!

То палач я, то нищий калика

То с булатом в разбойных лесах…

Не припомню, какого я роду,

Своего я не помню села…

Ускакал я в бывалые годы,

Старь родная меня занесла.

(Выразительное чтение стихотворений А.Ширяевца.)

Александр Ширяевец . Стихи.

Пела скрипка, и чудился раненый

Белый лебедь. алела волна.

И мерещился взгляд затуманенный

Свет- Царевны в плену колдуна.

"Не печалься, тюрьму опрокину я!

Ты недаром меня столько ждешь!"

Но звенела тоска лебединая:

"Не найдешь. Без Царевны умрешь. "(Александр Ширяевец .Стихи, 1914 г.)

Родник нездешней красоты.

Уста - раскольничьи затворы,

В снах - заповедные скиты.

Уйдешь из мира, примешь схиму,

Схоронишь девичью красу.

И узришь крылья серафима

Ты в смольной келье и в лесу.

И не уронишь наземь четки,

Не побледнеешь у ворот,

Когда невесело на лодке

Жених твой мимо проплывет. (Александр Ширяевец - стихи, 1915-1920?)

Беседа по вопросам после чтения стихотворений .

Только А.Ширяевец, рано ушедший из жизни (1924), и С.Есенин (1925) не дожили до времён массовых репрессий, поглотивших их единомышленников.

Прошло время, и поэзия некогда вычеркнутых из литературы новокрестьянских поэтов вернулась к читателю, к народу.

Закончить урок хочется стихами поэтов, звучащих ,как прежде, так и в наше время удивительно свежо, проникновенно, безыскусно и очень искренно. Тревога за судьбу красоты в живом мире в душе человека актуальна и сейчас. Нам ещё предстоит открыть художественный мир этих поэтов.

Среди людей мне страшно жить.

Среди людей мне страшно жить,

Мне, как ребенку среди ночи,

Так хочется порой смежить

Души наплаканные очи.

Как на покойницу убор,

Легла на землю тень от плахи.

- Ты слышишь, что бормочет бор?

- Скажи, о чём щебечут птахи?

На всех, на всем я чую кровь,

В крови уста, цветы, ресницы.

О, где ты, мать людей, - Любовь?

Иль детям о тебе лишь снится?

Спаси, помилуй, пожалей,

И не для казни и расплаты

Сойди и свет среди полей

Пролей на пажити и хаты.

Родимый край угрюм и пуст,

Не видно рыбаря над брегом.

И лишь улыбка чистых уст

Плывет спасительным ковчегом. (Сергей Клычков .Стихи, 1922)

Обозвал тишину глухоманью,

У креста простодушною данью

Не поставил сладимой свечи.

В хвойный ладан дохнул папиросой

И плевком незабудку обжёг,-

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох.

Светлый отрок- лесное молчанье,

Помолясь на заплаканный крест,

Закатилось в глухое скитанье

До святых, незапятнанных мест.

Заломила черёмуха руки,

К норке путает след горностай…

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай. ( 1914 и 1916)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по Серебряному веку русской поэзии

Данная презентация является хорошим сопровождением урока "Пока горит свеча".


Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева.



Андреев Леонид Николаевич - писатель Серебряного века русской литературы

О руском писателе, родоначальнике русского экспрессионизма.


Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных [ источник не указан 982 дня ] общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

· Российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского.

· Французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.

· Петербургские писатели Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

· Московские поэты В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

: Младосимволисты

Основная статья: Акмеизм

Футуризм

Кубофутуризм

Основная статья: Кубофутуризм

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.




Новокрестьянская поэзия

Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков и Сергей Есенин.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов: прямого и переносного . Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Символизм

Основная статья: Русский символизм

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных [ источник не указан 982 дня ] общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

· Российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского.

· Французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.

· Петербургские писатели Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

· Московские поэты В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

: Младосимволисты

Основная статья: Акмеизм

Футуризм

Кубофутуризм

Основная статья: Кубофутуризм

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия

Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков и Сергей Есенин.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов: прямого и переносного . Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Читайте также: