Ален турен социология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Французский социолог выделил и особый способ ведения социального исследования, который получил название социологической интервенции. В рамках данного способа исследователь должен быть участником изучаемого социального движения, участвовать во всех взаимодействиях движения, совместно с другими участниками формулировать цели движения, выяснять, как действия соотносятся с целями, характеризуются ли данные действия историчностью. По мнению Турена, так как социологическое знание является практическим знанием акторов, осознанием историчности и управлением ею, исследователи не должны занимать позицию сторонних наблюдателей, а должны вмешиваться в социальные процессы, то есть быть акторами.

Социальный акционализм, как и прочие микросоциологические парадигмы, не принимает во внимание факторы, которые не являются частью взаимодействия индивидов, но от этого не перестают оказывать реальное воздействие на жизнь других акторов. Например, принятие парламентариями законов, безусловно влияет на правовые регуляторы других индивидов, не взаимодействуя с ними.

1. Турен, А. Возвращение человека действующего: очерк социологии / перев. с фр. Е.А. Самарская – Москва: Научный мир 1998г. – 204 с.


Социология Алена Турена

Акционализм Турена вырос из его исследований труда в духе Маркса — труда как принципа изменения человека и природы. Труд всегда содержит стремление к производству и контролю и понимается как историческое действие. Он становится идентичен действию в отношении перспективы изменения, движения. Анализ труда аналогичным образом может быть перенесен на действие. При этом действие всегда соотносится со смыслом, который придается некой ситуации.

Историчностью Турен именует такое свойство общества, как самонаблюдение и самоопределение своей практики. Социолог, как и все интеллектуалы, является деятельным началом историчности, но он также в той или иной форме участвует и в классовых столкновениях, даже если теоретически не допускает этой возможности.

Классовое общество XIX в. характеризовалось тем, что классы не просто различались с экономической точки зрения, но были различными сферами общества в социальном и культурном отношении; социальная напряженность была институционализирована лишь в малой степени из-за отсутствия политического контроля над процессом индустриализации; образ общества как в буржуазном сознании, гак и в пролетарском был ориентирован на будущее.

Этот образ общества перестал существовать в результате исчезновения различных в культурном отношении основ общественных классов, они превратились в бесформенную массу, из которой затем развились чисто экономические классы и заинтересованные группы. Нарастание значения организации, иерархии и бюрократии привело к разделению проблем организации и экономической власти, принимающей решения, и, как следствие, к разделению организационных и классовых конфликтов. Концентрация власти происходит из-за того, что ориентация на будущее связана не с накоплением как проявлением интереса какого-то класса, а с программированием, которое выражает интерес всего общества. В программируемом обществе господствующими группами становятся технократы, бюрократы и инженеры.

Новый социальный конфликт зреет не вне системы производства, а скорее в ее центре, поскольку информация, воспитание и потребление более тесно, чем прежде, связаны со сферой производства. Турен противопоставляет господствующим интересам в программируемом обществе частную жизнь как сферу, где человек может себя выразить наиболее полно; протест не должен ориентироваться на интересы потребления, поскольку они гоже имеют экономический характер. Культура, с одной стороны, должна распространяться и быть доступной для всех, но с другой — она должна стать критической.

Для классового общества с его разделением экономики и общества был также типичен раскол социального мышления, которое распалось на политэкономию и философию истории. В современном обществе, где экономическая деятельность является в большей степени результатом политики, чем хозяйственных механизмов, общественный анализ становится непосредственно социологическим; в программируемом обществе появляется социология решения и аналогично — социология протеста.

Сам Турен уже видит проблески обновления социальной жизни и вместе с ней социологического мышления, которое преодолевает длительный и разносторонний кризис, сопровождающий

кризис разложения индустриального общества; это мышление основывается на отказе от претензий на господство и рационалистской концепции модернизации, которая до сих пор сопутствовала социологии.

Ален Турен выступает как критик классической социологии, свойственных ей функционализма и эволюционизма. Он отстаивает идеи о том, что социология в настоящее время находится в кризисе и испытывает необходимость в глубокой трансформации. В этой связи Турен считает неизбежным отказ социологии от понятий общества, эволюции и роли и выдвижение в центр ее существенно модифицированных понятий историчности, социального движения, субъекта. Свои представления он развивает в работах: "Социология действия" (1965), "Производство общества" (1973), "За социологию" (1977), "Возвращение человека действующего" (1984).

Отправляясь от своей оригинальной концепции социологии А.Турен разработал свой метод конкретных социологических исследований, который он назвал методом "социологической интервенции". Турен и его коллеги-единомышленники используют этот метод в своих исследованиях социальных движений. А.Турен является одним из основоположников концепции постиндустриального общества.


Турен (TouraineTouraine) Ален (03.08. 1925, Эрманвиль-сюр-Мер), - франц. социолог, проф. университета в Нантере, редактор журнала "Sociologie du travail". Основные сферы исследований - социология труда, социально-экономические концепции общественного развития, методология социального познания, социология молодежи и др.

В 60-е гг. Турен - сторонник структурно-функционального подхода, с позиций которого написаны его первые работы в области социологии труда. Основной сферой исследований в последующие годы для Турена стали проблемы социально-экономического развития общества и новые социологические подходы к их изучению. Признавая ту положительную роль, которую в прошлом сыграли функционализм и структурализм. Турен считает, что для анализа процессов, происходящих в современном динамичном обществе, они недостаточно эффективны. Турен предлагает социологию Действия (акционизм) как наиболее адекватный метод исследования общества.

В основе концепции Турена лежит понятие социального действия, которое он связывает прежде всего с трудом, физическим и интеллектуальным, подчеркивая при этом его коллективный характер. Для обозначения субъекта социального действия Турен вводит понятие исторического субъекта, который понимается как некий абстрактный теоретический принцип, подобный понятию общества или социальных норм. На социетальном уровне в качестве исторического субъекта выступают социальные движения. Турен предлагает образ общества как системы действия, в котором объектом изучения становятся социальные движения.

Особое внимание Турен уделяет структуре социологического знания и роли социолога в мире. Предметом социологии, с его точки зрения, являются социальные отношения. Однако Турен считает, что предмет социологии не может быть определен без учета отношения социолога к объекту своего анализа. Перед социологом стоит задача раскрытия обществу его действий и конфликтов, раскрытии акторам связей, в которые они вовлечены, выявлении социальных отношений, скрытых господствующим классом, государством, которые и становятся объектом современной социологии. Социология должна исходить, считает Турен, из реальных отношений классов и бороться против усилий господствующей идеологии скрыть свое господство. Но в то же время социология должна соблюдать дистанцию и по отношению к идеологии подчиненных классов, несущих новую власть.

Турен - активный сторонник концепции постиндустриального общества, которое он характеризует как общество, определяемое социальными и культурными, а не экономическими факторами. Для Турена постиндустриальное общество - это классовое общество с глубокими социальными конфликтами, проявляющимися прежде всего в борьбе между господствующим классом, технократией и профессионалами. Студенчеству как особой социальной группе Турен придавал исключительную революционную силу, а майские события 1968 г. рассматривал как революционную ситуацию, обозначившую для Франции переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Соч.: 1) Sociologie de I`action P., 1965. 2) Production de la societe. P., 1973.

Юлию Тимошенко, отбывающую наказание в Харьковской колонии за превышение полномочий во время нахождения на посту премьер-министра Украины, вероятно, часто вспоминают в правительстве Украины

Читайте также: