Жанровое своеобразие записок охотника и с тургенева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ольховатская СОШ Ольховатского района

ученица 8 класса

Учитель: Бурлуцкая О.А.

Список использованной литературы…………………………… стр. 9

1.Введение
Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли громадную роль в духовном развитии русского общества, обогатили общественную и мировую культуру.

Тургенев зашел к народу с "толстовской" стороны: он нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Лев Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

2.1 Пейзаж как средство раскрытия особенностей русского национального характера………………………………………….

2.3 Характеры помещиков в тургеневском цикле……………….

Список использованной литературы……………………………………

Принято считать, что не представляется возможным выразить в однозначных определениях русский характер. Он составляется из характеристических черт очень многих представителей русской народности, русской культуры на протяжении веков, если не целого тысячелетия. Его невозможно вычленить механически, вычислить статистически.

В настоящее время в отечественном литературоведении концепция национального характера и способов его воплощения является одной из наиболее актуальных научных проблем.

В работах литературоведов рассматривается интересующая нас проблема русского национального характера, в первую очередь осуществляется попытка указать характеристические черты, составляющую его сущность.

В работе C.B. Шешуновой [10] осмысливается концепция национального образа мира в русской литературе XIX-XX веков.

Художественные формы воплощения русского национального характера на материале прозы XIX в. были освещены в исследовании Е. В. Барашковой [11] . Русский национальный характер рассматривается сквозь призму эстетики национального быта [12] , национальной идентичности [13] .

Поставленная цель предполагает решения следующих задач :

- определить функции пейзажа в раскрытии русского национального характера;

- рассмотреть, каковы особенности женского русского национального характера;

Теоретическая ценность работы состоит в том, что ее результаты призваны дополнить и уточнить представления об арсенале изобразительно-выразительных средств одного из крупнейших русских писателей-реалистов, обратившегося к изображению русского национального характера.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее теоретических положений, конкретных материалов и выводов исследования преподавателями вузов при чтении лекций по теории и истории русской литературы XIX в., при составлении методических пособий и рекомендаций, при подготовке факультативных курсов и курсов по выбору, при написании докладов, рефератов.

Методы исследования: сравнительный, историко-литературный, типологический.

Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

По мнению К.П. Храмцовой, произведение оказывает нравственное воздействие на читателя. Оно глубоко по содержанию и совершенно по форме. Автор работы выделяет особенность описаний крестьян, которая наполнена любовью к смиренному, покорному судьбе человеку. [23]

Рассказчик повествует о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая рассказ зарисовками природы, беглыми характеристиками народного быта, нравов, тем самым раскрывая перед читателем особенности характера русского крестьянина.

В.В. Голубков отмечает, что композиция рассказов зеркальна. Предыстория, часто сопровождаемая пейзажной зарисовкой, далее – знакомство с новым героем: портрет, история жизни, беседа с ним [28] .

Э. А. Шубин считает, Тургенев учёл опыт физиологического очерка и использовал в построении сюжета: характерная для новеллы острая динамика действия сменяется уточняющим описанием явления, портрета, пейзажа. Интрига вытесняется бытовыми сценами реальной повседневности людей. [47]

Тургенев наследует характерное для физиологического очерка стремление к типизации героев, но поднимает его на новый уровень – от схематического портрета социального слоя, обусловленного средой, имеющего обобщенный характер, автор движется к раскрытию индивидуальности каждого из героев вне зависимости от его социальной принадлежности. [51]

  • за каждым рассказом закреплено определённое место;
  • общность героев: рассказчик выступает связующим звеном между всеми произведениями, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину, в нескольких рассказах встречается упоминание о Ермолае;
  • рассказы имеют идейное и тематическое единство: истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян.

Основная мысль “Записок охотника” заключается в формировании тургеневской концепции русского национального характера и выделении его характеристических черт: недоверия к бурным страстям и порывам, мудрого спокойствия, сдержанного проявления духовных и физических сил, трудолюбия, глубокой веры.

2.1. Пейзаж как средство раскрытия особенностей русского национального характера

Своего рода изгнанником предстаёт перед читателем лесник Бирюк, но он, кроме прочной связи с природой, обладает ещё и твёрдостью характера, обусловленной его должностью. Твердость характера, верность долгу являются чертами, присущими русскому национальному характеру.

Симпатии автора остаются на стороне романтиков: его постоянный спутник – охотник Ермолай, да и сам рассказчик, несомненно, близок этой группе героев.

Итак, от описаний природы И. С. Тургенев ведёт читателя к пониманию изображенных характеров, создаёт цельный образ и раскрывает доминирующую черту русского характера – близость к природе. Природа для Тургенева – среда, где живёт русский человек, именно поэтому исконно русские характеры проявляются только на фоне пейзажа.

Поиск национальных черт, присущих для русского человека, приводят писателя к характерам – ярко выраженным индивидуальностям.

Обратимся к судьбе Матрёны Куликовой. Судьба её трагична. Помещик, Петр Петрович Каратаев, полюбил её, крепостную девушку. Матрёна умна, красива, добра. Каратаев предпринял попытку выкупить её у хозяйки, но помешала барская бессмысленная жестокость.

Нравственная мощь русской женщины находит художественное выражение в сильном и глубоком чувстве любви, в естественной человеческой потребности — получать наслаждение от красот природы.

Сравнивая портрет Лукерьи с иконой, Тургенев подчёркивает, как близки они внешне: величие и красота лиц святых воплощена в лице русской крестьянки.

Святость Лукерьи не только во внешнем облике, святость Лукерьи в смирении. Смиренно, подобно святым, принимает она болезнь и одиночество, неудавшееся личное счастье: ни слова жалобы или ропота.

Отвечая на вопросы охотника, торопясь поделиться с нечаянным слушателем накопившимися думами, Лукерья охватывает и передаёт в целом свою жизнь в немногих её радостях и, в сущности, излагает историю своей души.

Будучи навеки прикованной к постели тяжёлым недугом героиня рассказа мечтает не о своем избавлении от страдания, а о том, как облегчить участь крепостных.

Сочетание в одном человеке образа высохшей мумии, который сменил собою былую красоту, с живою судьбою этой женщины, сумевшей сохранить в себе всё богатство поэтического восприятия мира, даёт нам обобщённый образ русского национального характера, образ народа, находящегося в рабском положении.

Здесь можно говорить о метафоре: прикованная к своему ложу Лукерья, и русский мужик, прикованный к земле своего барина.

Стоит обратить внимание на то, что в рассказе раскрываются некоторые черты народной пассивности. В речах Лукерьи многое благостно и умильно. Забытая всеми умирающая Лукерья виновата в своей болезни сама: послышался ей ночью голос любимого, она оступилась и упала с рундучка…

О том, что в любой момент Маша готова постоять за себя, говорит случай, где Маша отказывается петь. Она твердо говорит Чертопханову:

…– я петь не стану.

— Э, пустяки, захочется, коли…

— Что? — спросила Маша, быстро наморщив брови.

— Коли попросят, — договорил Чертопханов не без смущения [103] .

И Чертопханов, несмотря на свой вздорный, вспыльчивый характер, не посмел приказать, зная непокорный нрав Маши, которая одним движением бровей показала, что в таком тоне с ней говорить непозволительно.

Так писатель своеобразно определяет эту национальную черту своей героини.

Любовь для Маши не просто страсть. В любви – нравственное начало. Для Маши это чувство имеет глубокий нравственный смысл, поэтому она не может остаться с Чертопхановым. В нравственной чистоте заключается ценность этого образа. Маша покидает Чертопханова, она его не любит, но, уходя, старается не задеть его самолюбия. В последнем объяснении с Чертопхановым подчеркивается ум, осторожность и решительность героини.

Автор как бы говорит нам, что соединение противоположных чувств или столь же различных качеств в самом характере человека проявляются в поступке, в деянии. И Ольга нашла своим томлениям исход.

Уездный лекарь – главный герой рассказа – повествует о трагической любви умирающей Александры Андреевны. Ей 25 лет, она умна, очень красива, образована, начитана, получила отличное воспитание. Болезнь приковала её к постели. Девушка уже примирилась с нею, но её мучит и волнует сознание того, что она умирает, не испытав счастья взаимной любви. Судьба столкнула её с уездным лекарем. За три дня до смерти, уже уверенная в трагическом конце, девушка открывается ему в своей любви.

Неожиданная влюбленность в уездного лекаря лишена какой бы то ни было мотивировки, так и не разъясняется автором. Читатель вынужден сам решать: было ли это истинное чувство, или возобладавшая над всем жажда жизни, обострившаяся от сознания неминуемой, смерти, или это болезненный бред, как думает лекарь.

Первые действия лекаря по приезде к больной производятся в обычном порядке. Только постепенно, не сразу он начинает видеть в ней человека, женщину.

Рядовой случай из докторской практики становится в изображении Тургенева картиной преображения человеческой личности, освобождения в ней человеческого, гуманного начала. Любовь больной девушки к лекарю оказывается результатом открытия его духовного совершенства, её любовь — есть своего рода выход к действительности из мира книжно-идеальных представлений о жизни.

Благородны и высоки стремления и лучшие душевные качества этих женщин – отражение беспредельной доброты и стойкости русской женщины.

2.3 Характеры помещиков в тургеневском цикле

Полное представление о русском национальном характере невозможно без противопоставления крестьян и помещиков. Рисуя образы помещиков, И. С. Тургенев иногда бросает как бы мимоходом лишь быстрый, но много говорящий штрих, вкрапливая его в ткань повествования, иногда же он даёт цельное раскрытие образа, насколько это позволяют рамки небольшого произведения.

Образы помещиков, у которых стонут забитые и обнищавшие крестьяне, перемежаются с образами помещиков иного типа. Это люди со сломанной жизнью, неудачники, выпавшие из колеи жизни по милости случая, нелепости и ложности воспитания или же просто по бесхозяйственности, которая привела их к разорению.

Стоит отметить, что образ рассказчика весьма двусмыслен: поскольку он не хозяин, он – странник, который не знает своего места, поэтому вряд ли предприимчивый помещик.

Неустойчивость мира помещичьего отзывается в крестьянском мире. Здесь тоже ощущается утраченность опор, почвы, точнее, естественной трудовой прикрепленности к ней.

Основная мысль “Записок охотника” заключается в формировании тургеневской концепции русского национального характера и выделении его характеристических черт: мудрое спокойствие, недоверие к бурным страстям и порывам, сдержанное проявление физических и духовных сил, трудолюбие, глубокая вера.

Точка зрения автора-рассказчика организует структуру повествования и воплощается в речевой композиции текста, в особенностях развертывания его композиционной структуры, в создании образного строя произведения.

Важную роль в представлении тургеневского понимания национального характера играют пейзажные зарисовки. Они предваряют появление героя рассказа.

Идея русского национального характера в цикле связана также с долготерпением, истоки которого Тургенев видит в религиозности русского человека, хотя в тексте Тургенева нет прямых рассуждений о религии. По мысли Тургенева, сущностные черты русского характера раскрываются только в тесной связи с природой.

Для Тургенева книга рассказов обозначила важный этап творческого пути, завершила поиски собственной манеры письма, индивидуального стиля.

Основное значение “Записок охотника” состоит в том, что в литературу были введены образы крепостных крестьян” Они сами, их быт, надежды и представления о жизни стали предметом литературного исследования. Тургенев показал внутреннюю сложность простого человека и вместе с тем красоту. Именно глубиной психологического исследования отличаются произведения Тургенева от такого жанра, как “физиологический очерк”, который

в 40-е-50-е гг. был довольно популярен (напр., сборник “Физиология Петербурга”) и который был скорее произведением ознакомительным и описательным, а не аналитическим. Определенная очерковость присутствует и в “Записках охотника” Тургенева, но это уже не просто описания, это в первую очередь психологические портреты.

Показанная Тургеневым в конкретных образах душевная красота крестьян приходила в вопиющее противоречие с их реальным бесправным положением, поэтому подспудно все “Записки охотника” несут ярко выраженный антикрепостнический пафос.

Характеристика идейно–художественного своеобразия "Записок охотника" И.С. Тургенева. Публикация в журнале "Современник" в 1847 году очерк "Хорь и Калыныч". Особенность создания главной картины крепостнических взаимоотношений в рассказе "Бурмистр".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.01.2020
Размер файла 29,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Омский Гуманитарный Колледж

1. И.С. Тургенев “Записки охотника”: история создания, проблематика, художественное своеобразие

2. Основная тематика и проблематика записок охотника Тургенева

Список использованной литературы

Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли громадную роль в духовном развитии русского общества, обогатили общественную и мировую культуру.

Тургенев зашел к народу с "толстовской" стороны: он нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Лев Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

1. И.С. Тургенев “Записки охотника”: история создания, проблематика, художественное своеобразие

художественный тургенев журнал рассказ

2. Основная тематика и проблематика записок охотника Тургенева

Весь ужас был именно в этой обыденщине, обезличке, бесправности. Тургенев не изображает злодеев. А между тем чувствуется до предела накаленная атмосфера жизни.

Самым тяжким преступлением крепостничества было убиение живой души в подневольном рабе, лишение его всех человеческих прав. Особенность изображения их у Тургенева - сдержанность, тонкость рисунка, многозначность ситуации, высокая обобщающая художественность.

Устойчивые, повторяющиеся черты у поэтически одаренных героев Тургенева проявляются даже в портретных характеристиках: внешний облик Калиныча перекликается с портретом Степушки и Касьяна. Родственных героев сопровождает, как правило, пейзажный лейтмотив.

Писатель здесь открывается как истинный знаток своих персонажей, он обыгрывает каждую ситуацию так, чтобы как можно ярче проявилась та или иная черта народного характера. Тургенев отказывается от обобщений, он рисует своих героев как самобытных представителей нации.

Невозможно остаться равнодушным к искреннему миру души, который раскрывается в каждой мелкой детали, в речи и действиях тургеневских персонажей. Писатель любит народ, он верит в него, играя струнами его сердца, он доказывает, что в нем нет темноты и забитости, слепой покорности и смирения; все, что есть плохого в русском мужике, обусловлено условиями существования.

Список использованной литературы

1. Тургенев И. С. Записки охотника / Иван Тургенев. - М.: Гослитиздат, 1961. (Собрание сочинений: в 10 т. / Иван Тургенев; т. 1).

2. Скатов Н. Н. История русской литературы XIX века. М.: Просвещение, 1991.

Читайте также: