Учение о фонеме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Звуковую сторону языка можно рассматривать не только в аспекте акустических и артикуляционных особенностей, но и с точки зрения той, роли, которую они играют как знаки звуковой сигнальной системы, выработанной носителями русского языка для обозначения определённого смысла в процессе общения. Изучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, т.е. в социальном аспекте, занимается функциональная фонетика, или фонология.

Фонология представляет собой раздел языкознания, изучающий функциональную значимость звукового строя языка. Для обозначения звука в функциональном аспекте употребляется термин фонема, условное обозначение – ломаные скобки .

Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимается одним из центральных в современной фонетике.

Фонема выполняет в языке две основные функции – сигнификативную и перцептивную.

Сигнификативная – это различительная функция фонем. Реализуя её, фонемы различают слова и морфемы. Она может быть сильной и слабой.

В сигнификатвно сильной позиции фонема отличается от других фонем и реализуется особым звуком. Сигнификативно слабая позиция – это позиция неразличения, нейтрализации фонемы. В сигнификативно слабой позиции фонема утрачивает способность различать слова.

Одна и та же позиция для одних фонем является сильной, а для других слабой. Например, позиция в конце слова является сильной для согласных фонем про признаку твёрдости/мягкости, но слабой по признаку глухости/звонкости.

Перцептивная функция – это функция восприятия фонемы, так как именно фонемы, представленные теми или иными произносимыми звуками, человек воспринимает с помощью органов чувств (слуха). Эти функции вытекают из способности фонемы различать и отождествлять значимые единицы языка – морфемы и слова. В связи с этим различаются позиции перцептивно сильные и слабые.

В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своём основном звуковом облике: звук не испытывает редукции и воздействия соседних звуков, он как бы находится вне позиции.

В перцептивно слабой позиции фонема представлена звуками, которые подвергаются воздействию соседних звуков.

Фонема может быть сильной сигнификативно, но слабой перцептивно.

Перцептивно и сигнификативно сильная позиция фонем называется абсолютно сильной. В этой позиции фонема реализуется свои основным вариантом – доминантой. По этому звуку фонема и называется фонемой.

В сигнификативно сильных позициях фонема представлена разновидностями, которые называются вариациями. Вариации фонем, по мнению Л. Л. Касаткина, являются своеобразными звуковыми синонимами своих доминант.

В сигнификативно слабых позициях фонема представлена своими вариантами.

Варианты нейтрализованных фонем – своеобразные звуковые омонимы. Обобщённо варианты и вариации фонем называют аллофонами.

· Инвариант (лингвистика) — абстрактная структурная единица языка (фонема, морфема, лексема и т. п.) в отвлечении от её конкретных реализаций.

Вопрос. Система фонем. Московская и Ленинградская фонологические школы.

Фоне́ма — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

при замене одной фонемы на другую получится другое слово ( ом — ом);

при изменении порядка следования фонем также получится другое слово ( — );

при удалении фонемы также получится другое слово (т он — тон).

Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.

ПРИЗНАКИ ФОНЕМ

Каждой сильной и слабой фонеме присущ определенный набор конститутивных (т. е. постоянных, независимых от позиции в словоформе) признаков. Для сильных и слабых гласных фонем конститутивными признаками являются три степени подъема языка (верхний, средний и нижний, а также верхне­средний и средне­нижний - для безударного положения) и отсутствие или наличие лабиализации (гласные лабиализованные и нелабиализованные). Ряд гласной является признаком, зависимым от позиции в слове (от качества предшествующей или последующей согласной, например, фонема |а| в позиции t'аt' выступает в варианте и поэтому не включается в число конститутивных признаков звуковых единиц языкаю

Московская фонологическая школа – направление в исследовании звукового яруса язы­ка. Она возникла в кон. 20-х гг. ХХ в. Её основатели – Аванесов, Реформатский, Сидоров, Сухотин и др. опирались на идеи Бодуэна де Куртенэ. Обобщение идей этой школы в виде целостной концепции, отражающей её состояние в 60-80-х гг., осуществлено Пановым.

Основа теории Московской фонологической школы – учение о фонеме. Важнейшее положение - необходимость последо­вательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка (в этом главное отличие этой школы от Ленинградской (Пе­тербургской) фонологической школы и от других фонологических школ). Для отнесения раз­ных звуков к одной фонеме необходимо и доста­точно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме, т.е. позиционно чередовались. Фонему представляет весь ряд позиционно чередующих­ся звуков.

В этот ряд могут входить самые различ­ные звуки: артикуляционно и акустически близкие и далёкие, а также нуль звука. Так, в рус. языке фонема (с) может быть представлена звуками [с] - с отцом, [с°] - с отчимом, [с'] - с сестрой, [з] - с братом, [з'] - с дядей, [ш] - с шурином, [ж] -с женой, [ш'] - с чадом, нулём звука - с щедрым и др.

Московской фонологической школой выдвинуто положение о параллельных и пересекающихся рядах по­зиционно чередующихся звуков. Кроме того, эта школа ввела понятие гиперфонемы, которая есть особый случай неполной реализации в отдель­ных морфемах всего ряда позиционно чередую­щихся звуков, воплощающих фонему.

Построение фонологической модели языка, в т. ч. определение всех его фонем и их взаимоотно­шений в разных позициях, с точки зрения Московской фонологической школы, возможно только при учёте всех слов, грамматических форм и морфем данного языка и всех фонетических реализаций фонологических единиц.

Идеи Московской фонологической школы нашли применение в первую оче­редь в теории письма - графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диа­лектологии и лингвистической географии, препо­давании неродного языка.

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа – направление в исследовании звукового уровня языка. ее основоположник – академир Щерба (последователь Бодуэна де Куртене). Шерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения звуковой по­следовательности на фонемы морфологическим членением (в словах бы-л, засну-л, он-а, был-а конечные фонемы отделяются благодаря возмож­ности провести перед ними морфологическую гра­ницу).

Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с её способностью участвовать в образо­вании звукового облика значимой единицы (одет - одеть и т. д.).

Основной принцип подхода этой школы к зву­ковым единицам - стремление связать языковую (социальную) природу фонемы с её ролью в рече­вой деятельности человека. Фонема, будучи мини­мальной языковой единицей, лежащей в основе иерархии фонема - морфема - слово - синтагма, в то же время является единицей уникальной, поскольку именно фонема обеспечивает использо­вание материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значимых единиц языка.

Актуальность идей школы определяется сущностью основных направлений: углублённое исследование фонетических характеристик языков с различными звуковыми системами, позволяющее раскрыть общие закономерности использования материальных средств в естественном языке; ис­следование фонетики и фонологии спонтанной ре­чи; изуче­ние интонационных средств языка; анализ фактов рече­вого поведения человека.

Фонетику обычно определяют как раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи , но это слишком упрощённое и устарелое понимание, т.к. вне остаются такие важные явления звукового языка, как динамика, ритм, мелодия, слог, такт и т.п. Таким образом, предметом фонетики является весь план выражения в его акустической (звуковой) форме, т.е. фонетическая система языка, включающaя все звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.

Фонетика помогает нам при анализе плана выражения, напр. с помощью описания образования или артикуляции звуков.

Термин фонетика может употребляться в двух значениях:

  1. Дисциплина, изучающая физическую сторону плана выражения, включая, главным образом, описание артикуляции и акустических свойств звуков речи.
  2. Дисциплина, изучающая план выражения во всей полноте (т.е. включая и фонетику, и фонологию).

Что такое фонетика?

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка (Зиндер 2017, онлайн).

В зависимости от характера задач, решаемых в области фонетики, можно различать фонетику частную и общую. Частная фонетика занимается изучением фонетических средств и явлений отдельных конкретных языков либо определённых групп языков (напр., фонетика русского языка). Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков (т.е. на основе данных, полученных частной фонетикой), напр., общая фонетика может изучать, типы ударения в разных языках мира.

В рамках частной фонетики различается фонетика описательная (синхронная) и фонетика историческая (диахронная). Историческая фонетика изучает вопросы формирования, изменения и развития фонетических явлений отдельных языков или определённых групп языков и фонетических систем этих языков в целом. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определённом этапе развития данного языка, конкретнее – в его современном состоянии.

В описательной фонетике в силу своей сложной природы звуковая сторона языка может изучаться с трёх точек зрения (аспектов): акустической, артикуляционной и функциональной.

1. Акустический (физический) аспект фонетики

Звуки речи возникают в результате колебательного движения воздушной среды. Источником звуков речи является колебание голосовых связок в гортани и трение воздушной струи о стенки речевого аппарата. Исходя из этого, мы можем характеризовать звуки речи по их высоте, интенсивности (силе), спектру и длительности (протяжённости звука во времени).

  • Высота звука зависит от частоты колебаний голосовых связок – чем чаще происходят колебания, тем выше звук; единица измерения высоты звука – герц (Гц). Среди звуков различаются тоны (чаще всего гласные) и шумы (чаще всего согласные).
  • Сила звука – это количество энергии, проходящее за 1 сек. через 1 см 3 площади, расположенной перпендикулярно направлению звуковой волны. Сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Силу звука необходимо отличать от громкости.
  • Громкость – это восприятие интенсивности (силы) звука слуховым аппаратом человека. Зависимость между интенсивностью и громкостью звука определяется высотой: звуки, одинаковые по силе, но различные по высоте, могут восприниматься как звуки различной громкости. Единица измерения уровня силы звука – децибел (дБ).

Восприятие звуков

2. Артикуляционный (анатомо-физиологический) аспект фонетики

Анатомо-физиологический аспект фонетики изучает строение и работу произносительного (речевого) аппарата (см. блок 2 - Артикуляционная фонетика. Речевой аппарат).

3. Функциональный (лингвистический) аспект фонетики

Рассматривает звуковую сторону языка с точки зрения её функций в процессе коммуникации, другими словами – это функциональная фонетика (сегодня – фонология) .

Это интересно!

Как отмечает Л.Р. Зиндер, современная фонетика различает в звуке речи 4 аспекта: функциональный (лингвистический), артикуляторный, акустический и перцептивный (восприятие звука/звуков речи органами слуха) (Зиндер 2017, онлайн).

Восприятие звуков

Функциональный аспект фонетики как особая область был выдвинут в 70-х гг. XIX в. И.А. Бодуэном де Куртенэ, который предположил, что кроме кроме материальной природы звуков (акустический и физиологический аспекты) фонетика также изучает роль звуков в механизме языка, их значение для чутья народа .

Основываясь на идеях И.А. Бодуэна де Куртенэ, его ученик Л.В. Щерба создал оригинальную фонетическую теорию, ядром которой является учение о фонеме: . элементы смысловых представлений оказываются зачастую ассоциированными с элементами звуковых представлений; так, л в словах пил, бил, выл, дала ассоциировано с представлением прошедшего времени; а в словах корова, вода ассоциировано с представлением субъекта; у в словах корову, воду – с представлением объекта и т.д. . Другими словами, отдельная звуковая единица может характеризоваться связью со значением благодаря тому, что она составляет звуковую оболочку морфемы: звук [л] – звуковую оболочку глагольного суффикса прошедшего времени, звуки [а], [у] – звуковые оболочки падежных окончаний имён существительных. Такая звуковая единица называется фонемой. Фонему можно рассматривать в трёх отношениях:

  1. Фонема как мельчайшая звуковая единица, способная иметь непосредственную связь со значением, т.е. потенциально связанная со значением.
  2. Фонема как предел линейного членения речевого потока.
  3. Фонема как независимая единица в системе фонетических противопоставлений

1.2 Фонология

Фонология – функциональная фонетика, которая рассматривает звуковую сторону языка как систему средств выражения, отвечающих каким-либо целям, т.е. выполняющих определённые функции.

В XX в. в период между двумя мировыми войнами возникла Пражская лингвистическая школа, к основным принципам которой относится положение о функциональности языковой системы, отсюда вытекает необходимость исходить при лингвистическом анализе из функциональной точки зрения. Пражская школа положила основу для разграничения фонетики в узком смысле слова от фонологии как функциональной фонетики, занимающейся функциональными, инвариантными единицами речи, т. е. фонемами.

Фонема – это минимальная дискретная единица плана выражения, составляющая звуковую оболочку значимых единиц языка (морфем), способная различать звуковые оболочки разных морфем или их вариантов.

Главными функциями фонемы являются:

При описании фонетической системы языка, и особенно при разборе взаимоотношений между инвариантами (фонемами) и вариантами (аллофонами) очень важную роль играет понятие позиции, т.е. все фонетические явления, находящиеся в соседстве звука, а также и другие явления, накладывающиеся на данный звук прямо, напр. ударение, мелодия.

Определение фонемы в работах чешских учёных

Как отмечают О. Шефчик и З. Палкова, фонема – это (самый) минимальный инвариант звуковой формы языкового знака. Фонема – это элементарный звуковой сегмент, для которого характерна способность дифференцировать (различать) более крупные единицы языковой системы, напр. морфемы либо формы слов (Šefčík, Palková 2017, онлайн).

Итак, можно сделать вывод, что основная функциональная единица плана выражения называется фонемой, её конкретизации (реализации), т.е. позиционно обусловленные варианты, называются аллофонами.

Фонемы являются в данном языке различителями слов (словоформ) и морфем, ср.:

  • балка – палка /б/, /п/
  • вол – вал /о/, /а/
  • брат – брать /т/, /т’/

Фонемы не делятся на самостоятельные части, а потому и оказываются простейшими (минимальными) единицами языка.

Фонемы – минимальные единицы плана выражения, составляющие звуковую оболочку более сложных единиц, напр. морфем. Морфемы – это минимальные двусторонние единицы языка, которые нельзя разложить на более мелкие значимые единицы плана содержания, напр. звуковую оболочку морфемы стол можно разбить на отдельные фонемы /с-т-о-л/, не обладающие самостоятельным значением. В отличие от морфем слова могут состоять или из одного простого знака (морфемы), напр., за, да, на, или из ряда простых знаков (морфем), напр. стар-ик-и, дел-а-л-а, стол-ø и т.д.

Отсюда следует, что при анализе и описании языка основными единицами являются:

  1. фонема, как минимальная единица плана выражения, т.е. минимальная единица языка, не имеющая самостоятельного значения, но помогающая различать значения более крупных единиц, напр., морфем и слов (словоформ);
  2. морфема, как минимальная двусторонняя единица, т.е. минимальная последовательность фонем с определённым значением (единица плана содержания).

Московская фонологическая школа (МФШ)

Московская фонологическая школа (МФШ) – одно из основных направлений в русской фонетике и фонологии, опирающееся на идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме и её сути. МФШ возникла в конце 1920-х гг., её основателями являются Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский и др. Обобщение, углубление и развитие теории МФШ было осуществлено М.В. Пановым, который подробно описал фонетический уровень русского языка.

Основа теории МФШ – учение о фонеме. Важнейшее положение – необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка.

(Касаткин 2017, онлайн)

1.3 Известные учёные

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII в., оно было вызвано потребностями обучения глухонемых. В конце XVIII в. Х. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных. К середине XIX в. исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. Брюкке.

Пражская лингвистическая школа

Пражская лингвистическая школа – одно из направлений структурной лингвистики. Основу школы составил кружок, сложившийся во 2-ой половине 1920-х гг. в Праге вокруг В. Матезиуса (известен как Пражский лингвистический кружок). К участникам кружка (Б. Трнка, Б. Гавранек, Я. Мукаржовский) присоединились эмигранты из России – Р.О. Якобсон и живший в Австрии Н.С. Трубецкой. Кружок окончательно сформировался к 1928 г. С 1929 г. издавались Труды кружка (на французском языке). Деятельность кружка прервалась после немецкой оккупации Чехословакии в 1939 г., после войны работа кружка была возобновлена (до 1953 г.).

Все представители Пражской лингвистической школы разграничивали язык и речь и стремились рассматривать явления языка в системе.

(Алпатов 2016, онлайн).

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) – один из создателей теории фонемы. Развил концепцию фонемы, воспринятую им от И.А. Бодуэна де Куртенэ. Является основателем Ленинградской фонологической школы.

Ленинградская фонологическая школа

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) – одно из направлений в фонетике и фонологии, исходящее из понимания фонемы как звуковой единицы со смыслоразличительной функцией. Развивается наряду с МФШ (см. выше).

ЛФШ внесла значительный вклад в разработку теории слога и слоговых языков. Представители ЛФШ (Л.В. Щерба, Л.В. Бондарко, В.Б. Касевич, Л.А. Вербицкая и др.) придают огромное значение исследованию речевой деятельности, занимаются вопросами восприятия речи, а также вопросами орфоэпии.

(Касевич 2017, онлайн).

Здесь важно различать понятия звук речи и звук. Звук вообще, т.е. звук как физическое, акустическое явление, возникает как результат механических колебаний материальных частиц упругого тела и является родовым понятием по отношению к звуку речи. Звук речи как понятие видовое следует определять с учётом конкретных признаков, по которым он отличается от всех других звуков, напр. звуков природы, музыкальных инструментов, звуков животных. В качестве важнейших отличительных признаков звука речи можно назвать следующие: 1) звуки речи образуются с помощью речевых органов человека, его речевого аппарата (ср. при хлопке ладонями тоже возникает звук, при ударе ногой о землю возникает звук); 2) звуки речи используются в процессе общения людей, т.е. выполняют социальную, коммуникативную функцию (ср. напр. такие звуки, как свист, вздохи, стоны); 3) звуки речи сами по себе не выражают языковых значений (напр. звук [а] или [т]). На основании перечисленных признаков звук речи можно определить как звук, создаваемый с помощью речевых органов человека, служащий средством общения людей, лишённый языкового значения.

В некоторых учебниках встречается также термин перцептивный аспект фонетического описания, который относится ко всем процессам восприятия звуков речи – от чисто физического и физиологического до лингвистической интерпретации полученного звукового сигнала (подр. см. Современный русский язык 2016, 15).

БОДУЭН де КУРТЕНЭ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. М., 1963. С. 66.

ЩЕРБА, Л. В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. СПб., 1912. С. 6-7.

В данных учебных материалах звуки речи будут обозначены при помощи квадратных скобок, напр., [б], фонемы будут обозначены при помощи косых скобок, напр., /б/. В некоторых учебниках и учебных пособиях фонемы обозначаются при помощи угловых (ломаных) скобок – .

Литература

Mgr. Anastasija Sokolova, Ph.D.Кафедра русского языка и литературы – Педагогический факультет Университета им. Масарика

Техническое и графическое сотрудничество:

Сервисный центр по электронному обучению в Университете им. Масарика, Факультет информатики Университета им. Масарика

Онлайн калькуляторы

Звуковую сторону языка можно рассматривать не только в аспекте акустических и артикуляционных особенностей, но и с точки зрения той роли, которую они играют как знаки звуковой сигнальной системы, выработанной носителями русского языка для обозначения определенного смысла в процессе общения.

Фонема и звук

Необходимо различать звук речи и звук языка.

Звук речи — это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Он является своеобразной точкой в артикуляционном и акустическом пространстве. Экспериментально доказано, что нельзя в точности произнести один и тот же звук дважды — это будет уже другой звук. Каждый человек произносит звуки по-своему и не всегда одинаково в одном и том же слове. Они будут различаться по высоте тона, длительности, силе и тембру.

Однако человек на слух не может определить разницу между ними. Звук языка — это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка является не конкретным звуком, а абстрактной величиной, отвлеченным понятием.

Фонетическая транскрипция передает именно звуки языка. Так, ударную фонему представляют звуки [а], [-а], [а’], ['а'] в словах астра, тяга, мальчик, мяч. Фонема в словах сон, сном, сливки, срезать представлена разными звуками: перед [о] звук [с°] в конце артикуляции огубляется, перед [н] — получает носовой призвук, перед [л] — становится боковым, перед [р] — дрожащим. Говорящий разницы в звуках не замечает, он убежден, что произносит один и тот же звук. Но звуки здесь различные, а фонема — одна: в первом случае гласная фонема , во втором — согласная . Это происходит потому, что в языковом сознании говорящих существует единый звуковой комплекс, единое представление, которое в лингвистике называется фонемой. Таким образом, понятия фонемы и звука тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

Фонема и буква

Недопустимо смешивать фонему и букву. Фонема — звуковая единица языка, буква — элемент алфавита, графическая единица, имеющая определенное начертание. Так, звук [н] — произносится, буква н (эн) — графическое изображение, фонема — не произносится и не пишется. Однако существует определенное соответствие между буквой и фонемой. Буква на письме в большинстве случаев обозначает именно фонему, а не звук речи. Например, в слове поля [плл’й] звук [л] реализует фонему , так как в сильной позиции ей соответствует звук [о] — поле [пбл’ь]. Иногда буква передает реально произносимый звук. Так, в слове разрубить буква р (эр) передает звук [р], в слове раскусить буква с (эс) передает звук [с].

Фонологические школы

Фонема как абстрактная единица языка имеет разные трактовки в лингвистической науке, что дает основание для существования различных взглядов, различных точек зрения на ее определение. Фонология, изучающая фонему, сравнительно новый раздел языкознания, зародившийся в отечественной науке в конце прошлого столетия. Именно русской науке мировая лингвистика обязана созданием учения о фонеме.

Основоположником учения о фонеме был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ ( 1845— 1929). Его учение развили академик JI.B. Щерба (1880—1944) и Н.С. Трубецкой (1890-1938). Они обратили внимание на то, что восприятие звука речи может не совпадать с его акустическими свойствами. И.А. Бодуэн де Куртенэ впервые ввел понятие фонемы, противопоставив
его понятию звука, и выделил ее функциональную особенность. На основе его идей возникло несколько фонологических школ, в той или иной степени разделяющих исходные положения ученого. Однако они расходятся во взглядах на функциональную сущность фонемы. Так, что же такое фонологическая школа?

Фонологическая школа — это направление в мировой лингвистической науке, разрабатывающее учение о фонеме, т. е. фонологию. В настоящее время в России ведущее положение в фонологической науке занимают два научных направления, условно называемые Московская фонологическая школа (МФШ ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (П(Л)ФШ ). В основу П(Л)ФШ, которая исторически возникла раньше других фонологических школ, легли высказанные впервые в 1912 году идеи академика Л.В. Щербы, ученика И.А. Бодуэна де Куртенэ.

В дальнейшем эти положения развивают ученики и последователи Л.В. Щербы: Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, Л.Л. Буланин, Л.А. Вербицкая и др. Московская фонологическая школа возникла в конце 20-х годов XX века. Ее основали московские ученые: Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский. Впоследствии идеи МФШ продолжают развивать М.В. Панов, Л.Л. Касаткин, В.А. Виноградов, П.А. Лекант и др. Обе фонологические школы рассматривают фонему с одной и той же точки зрения — функциональной.

Представители П(Л)ФШ при определении понятия фонемы исходят из конкретной словоформы, в составе которой по физиолого-акустическому признаку выделяются кратчайшие звуковые единицы. Так, в слове вол [вол] гласный звук [о] реализует фонему , а в слове волы [вллы] гласный звук реализует фонему , так как в соответствии со звучанием звук [л] ближе к звуку [а], чем к звуку [о]. Это свидетельствует, во-первых, о его независимости от морфемы, во-вторых, позволяет подчеркнуть самостоятельность фонологического уровня как одного из уровней языка. Представители Московской фонологической школы исходным моментом во взглядах на фонему считают морфему.

Они определяют фонему как кратчайшую звуковую единицу в составе морфемы: тождество морфемы определяет границы и объем понятия фонемы. Звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по акустическому сходству, а по их функционированию в составе морфемы. Так, в словах валы и волы безударные гласные звуки [а] и [о], несмотря на одинаковое звучание, представляют разные фонемы.

В первом случае в сильной позиции налицо фонема — вал, во втором случае фонема — вол. В таком понимании подчеркивается, во-первых, образующая функция фонемы, во-вторых, из него следует, что фонема — такая звуковая единица, которая обеспечивает связь между звуковой и смысловой сторонами языка. Следовательно, представители МФШ, усиливая связь фонемы с морфемой, фактически не признают фонологический аспект самостоятельным языковым уровнем. Таким образом, в учении Л.В. Щербы фонема — это собственно фонетическая, звуковая единица; в концепции московских фонологов это единица не собственно фонетическая, а морфологическая.

Учитывая расхождения во взаимоотношениях между фонемой и звуком в пределах концепций двух фонологических школ, заметим, что МФШ больше отражает особенности письменных форм речи, П(Л)ФШ — особенности восприятия устных форм речи. Для отечественной лингвистики важное значение имеет Пражская фонологическая школа (ПФШ ). Она возникла в 20-е годы XX века и связана главным образом с именами русских ученых Н.С. Трубецкого ( 1890— 1938) и P.O. Якобсона ( 1896—1982), которые перенесли в зарубежное языкознание идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.В. Щербы.

Именно Пражская школа разработала фонологию как особый раздел языкознания. Ученые впервые обратили внимание на различительные возможности фонемы, в этом они видели основное ее функциональное предназначение. В понимании Пражской школы фонема рассматривалась как единица противопоставления, то есть как звуковая единица, различающая высшие единицы языка, - морфемы или слова. Таким образом, Пражскую фонологическую школу и Московскую фонологическую школу сближает идея нейтрализации фонем.

Для ПФШ характерна детальная разработка теории оппозиции (противопоставления) фонем и их дифференциальных признаков, а МФШ основное внимание обращает на теорию позиций, в которых выступает фонема. Само существование нескольких фонологических школ свидетельствует о том, что фонема — сложная и многообразная языковая единица. Каждая школа, описывая звуковую реальность с разных точек зрения, отражает лишь отдельные стороны функционирования фонемы в разнообразной жизни языка.

Разные взгляды фонологических школ в совокупности позволяют глубже исследовать языковую природу фонемы в целом. В лингвистическом аспекте все изложенные концепции относительно равноправны, так как строятся на анализе прежде всего результатов речевой деятельности (устной и письменной).

В настоящем учебнике принято описание фонематической системы русского языка на основе теории Московской фонологической школы, то есть фонема рассматривается как компонент морфемы. По МФШ , фонема — это кратчайшая, линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Функции фонемы по МФШ:

1) фонема представляет ряд позиционно чередующихся звуков в однокоренных словах: поле —поля — полевод [Чередующиеся звуки [о ] / / [л] / / ъ] реализуют фонему ;
2) фонема служит для различения слов. Так, слова дом — дам —дым — дум различаются гласными фонемами — - - ; слова дом — ком — лом — ром — сом — том различаются согласными фонемами — — — — — ;
3) фонема служит для отождествления звуков. В словах ножа — ножу — ножницы отождествляются звуки [ж], с носовым призвуком.
Реализацию данных функций фонемы можно пронаблюдать в составе любой морфемы. Например, в приставке под- — подрёзать — подпись чередуются гласные звуки [ъ],[л],[о], реализующие фонему , и согласные звуки [т] и [д], реализующие фонему .

Позиции фонем

Фонологическая позиция — это условия употребления, реализации фонем в речи: в разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Позиции могут быть комбинаторными и конститутивными.

Комбинаторные позиции — это положение фонемы перед определенными звуками или после них.

Конститутивные позиции — это место фонемы в более крупной речевой единице: на границе слова или слога, в ударном или безударном слоге, в том или ином месте фразы.

Архифонема

Термин слабая фонема был предложен Р.И. Аванесовым, одним из основателей МФШ. Для обозначения слабой фонемы лингвисты используют и термин архифонема, предложенный представителями Пражской фонологической школы. Архифонема — это языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем. Архифонема обладает меньшим набором дифференциальных признаков, чем соответствующие ей парные фонемы: признак, по которому противопоставлены нейтрализующиеся фонемы, у архифонемы отсутствует.

Так, согласная фонема — глухая, согласная фонема — звонкая, но архифонема не обладает этим признаком. В позиции нейтрализации отсутствует противопоставление фонем — по глухости / звонкости. Чтобы определить, какой фонеме соответствует звук в слабой позиции, нужно изменить данное слово, подобрать однокоренное (если фонема в корне) или подобрать другое слово с данной морфемой (приставкой, суффиксом или окончанием) так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.

Так, в слове код фонему можно проверить однокоренным словом — кодовый, в прилагательном липовый безударный гласный в суффиксе словом дубовый, в словоформе на рёчке безударный гласный в окончании можно проверить существительным женского рода единственного числа в предложном падеже на рекё.

Система фонем русского языка

В современном русском литературном языке около четырех десятков фонем, т. е. столько, сколько звуков реализует их в сигнификативно сильных позициях. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты. Так, санкт-петербургские (ленинградские) фонологи обычно насчитывают 41 фонему: 6 гласных и 35 согласных. Московские ученые считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. Такое различие объясняется разным подходом к анализируемому материалу. Спорным является вопрос о фонематической принадлежности звуков [ы], [г’], [к’], и долгих шипящих.

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка. По ПФШ, фонема – пучок дифференциальных признаков.

Содержание

Теория фонемы в ЛФШ

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых имакустических эффектов) для образования значащих единиц языка. Таким пониманием фонемы определяется интерес представителей ЛФШ к материальным свойствам звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике и методам анализа речи.

Понятие фонемы

Сторонники ЛФШ полагают, что задача теории фонемы состоит в объяснении того факта, что одни звуковые различия замечаются говорящими и оцениваются ими как существенные, а другие, не меньшие с фонетической точки зрения, обычно не замечаются носителями языка.

Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различенияозначающих морфем и слов. Определение фонемы как способной к смыслоразличению позволяет признать различными фонемами единицы, не образующиеминимальной пары, однако выступающие в тождественных фонетических позициях. Указание же на смыслоразличительную функцию позволяет противопоставить фонему оттенку (варианту) фонемы как не обладающему данной функцией и обеспечить самоё возможность выделения фонемы в потоке речи, где звуки в артикуляторно-акустическом отношении не отграничены друг от друга и лишь отнесение соседствующих звуков к разным морфемам или словам позволяет слушающему разграничить их.

Теория фонемы в МФШ

Московская фонологическая школа (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме.

Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного составаязыка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы.

Понятие фонемы

Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем. Поскольку морфема понимается как множество чередующихся морфов, фонема предстаёт множеством звуков, чередующихся в составе морфов по фонетическим правилам. Если чередование обусловлено не фонетически, а морфологически (как в рус. водит — вожу) илилексически, чередующиеся элементы входят не в состав фонемы, а в состав морфонемы (морфофонемы). Следует отметить, что за морфонемами не признаётся статус самостоятельных языковых единиц, а морфонология считается не отдельным уровнем языка, а особой сферой, входящей как в фонологию, так и в морфологию; от явлений первой её отличает обусловленность морфологическими условиями вместо фонетических позиций, от явлений второй — отсутствие значимостей, присущих морфемам.

Каждая фонема реализуется в определённых разновидностях, каждая из которых выступает в определённых фонетических условиях; в одной и той же позиции всегда выступает одна и та же разновидность, в различных позициях — разные.

Как следует из определения фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков (возможно, включающего и нуль звука), для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости исключительно от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме. Фонетическая близость звуков не играет роли в их отнесении к той или иной фонеме. Такой критерий называется морфологическим.

Функции фонемы

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

  • перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем;
  • сигнификативную — способствовать различению значимых единиц.

Применение морфологического критерия опирается как на перцептивную (по мнению сторонников МФШ, опознавание и отождествление говорящими слов и заметно видоизменяющимися в зависимости от контекста морфем основано не только на единстве значения, но и на тождестве фонемного состава), так и на сигнификативную функцию фонем (позиционно чередующиеся звуки не участвуют в смыслоразличении).

Теория фонемы в ПФК

Пражский лингвистический кружок (фр. Cercle linguistique de Prague, чеш. Prazský lingvistický krouzek; также Пражская лингвистическая школа) — один из основных центров структурной лингвистики. Основан в 1926 году чешским лингвистом Вилемом Матезиусом, распался в 1953 году. К направлению ПЛК относятся также определения Пражский структурализм, Пражская школа функциональной лингвистики. Возникла во второй половине 20-х гг. ХХ в. Создатели теории – Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон. В ПФШ разрабатывалась идея нейтрализации фонем. В позиции нейтрализации, с точки зрения ПФШ, выступают архифонемы – особые фонологические единицы, отличные от фонем, обладающие иным набором дифференциальных признаков.

Теория фонемы по ПФШ

По ПФШ, фонема – пучок дифференциальных признаков. Архифонема состоит из дифференциальных компонентов, общих для нейтрализованных фонем (у слов прут и пруд один и тот же фонологический состав – фонемы , , и архифонема . ПФШ разрабатывает теорию оппозиций фонем. В основе учения – сигнификативная функция фонемы, в отличие от МФШ, где основой учения является перцептивная функция.


06.02.2016, 17954 просмотра.

Читайте также: