Лыжная подготовка 3 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Ученики начальных классов имеют высокую потребность в подвижной деятельности — причем аэробного типа (большие нагрузки нежелательны). Занятия на лыжах способствуют развитию организма ребенка, закаливанию, оздоровлению. Рассмотрим основные принципы проведения урока на свежем воздухе в зимнее время.

Организация уроков лыжной подготовки

До наступления лыжного сезона нужно познакомить учеников с элементами экипировки лыжника (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) и с правилами ухода за экипировкой.

Физическая подготовка тоже начинается заблаговременно. Осенью проводятся пробежки на открытой площадке, на слегка пересеченной местности. Упражнения: ходьба на полусогнутых ногах, имитация скользящего шага, имитация движений руками как при лыжной ходьбе, имитация положения при одноопорном скольжении, имитация попеременного двухшажного хода (все это можно выполнять с лыжными палками в руках).

Уроки по лыжным гонкам проводятся на открытой площадке. Желательно, чтобы ее размер составил 100 на 40 метров. Площадка может быть и меньше, но тогда нужно предусмотреть две лыжни: внешнюю и внутреннюю. Площадка должна быть защищена от ветра и, в идеальном варианте, находиться рядом со склоном, горкой.

Длина лыж должна соответствовать росту ученика с поднятой рукой. Лыжные палки, поставленные на пол – доходить до плеч ребенка.

Хранить лыжи лучше в прохладном месте с распорками. Перед занятием рекомендуется натирать лыжи мазью для лучшего скольжения.

Проводить уроки лыжной подготовки, как и другие занятия на свежем воздухе, лучше в конце учебного дня.

Переодевание, выдача и сдача лыж производятся на перемене.

Этапы урока лыжной подготовки

Построение учеников и объяснение задач урока.

Изучение элементов лыжного строя.

Организованное передвижение к месту занятий.

Общеразвивающие упражнения и игры на быстрое построение.

Изучение способов передвижения на лыжах, подъемы и спуски, игры на лыжах и без лыж.

Возвращение в школу.

Подведение итогов, обсуждение рекомендаций по лыжной подготовке во внеурочное время.

Физическая культура. 1 класс. Учебник

Пособие содержит задания разных типов, обучающие младших школьников разным способам работы с информацией; также оно включает проблемные задания-кейсы для совместного обсуждения. Помимо заданий для работы детей в группе, есть задания, ориентированные на совместное выполнение детьми и взрослыми. Пособие адресовано учащимся 1—4 классов. Приложение, адресованное педагогам и родителям, подскажет, как организовать физкультминутки и подобрать полезный рацион питания для младшего школьника.

Элементы лыжного строя

Этапы изучения лыжных шагов в 1-4 классах

Ступающий шаг. Носки лыж поочередно поднимаются, пятки прижаты к снегу и так постепенно происходит передвижение вперед. При ступающем шаге скольжения нет. Вначале шаг изучается без палок, после ученики начинают использовать палки и тренируют шаг на подъеме.

Скользящий шаг. Выполняется толчок левой ногой и согнутая в колене правая нога выносится вперед, происходит скольжение на правой лыже. Одновременно с этим вперед движется левая рука. При скольжении туловище подается вперед в направлении правой ноги. Как только скольжение заметно замедляется, происходит толчок правой ногой и так далее. Также как и ступающий шаг, скольжение вначале изучается без палок.

Торможение падением. Беспорядочное падение, особенно вперед, очень опасно, поэтому обучение падению является важным элементом программы. Этапы правильного падения: 1. спускаясь по склону в основной стойке, глубоко присесть; 2. мягко упасть назад и в сторону на бедро, а затем на бок; 3. распластаться на снегу, широко раскинув руки с палками вверх и в стороны; 4. лыжи развернуть поперек склона.

Попеременный двухшажный ход (основной в лыжных гонках). Левая нога двигается вперед и одновременно выносится вперед правая рука с палкой. Правая нога и левая рука в это время делают толчок. Вес тела переносится на левую ногу, происходит одноопорное скольжение на левой лыже. При замедлении скольжения правая палка ставится на снег на уровне носка левой ноги. Далее следуют такие же движения правой ногой и левой рукой и так далее.

Подъем скользящим шагом. Очень похож на попеременный двухшажный ход, но шаг короче, движения чаще, опора на палки сильнее.

Спуски. В высокой стойке: ноги слегка согнуты, одна лыжа немного впереди (выполняется на крутых склонах). В низкой стойке: ноги сильно согнуты, туловище подано вперед, руки впереди (выполняется на прямых пологих и длинных склонах).

Поворот переступанием. При повороте налево после небольшого разбега, во время скольжения на лыжах в полуприседе, тяжесть тела переносится на правую лыжу. Левая лыжа поднимается с развернутым влево носком и ставится на снег в новом направлении, после правая лыжа приставляется к левой. Для переступания в правую сторону ноги меняются соответственно. Следует отработать на ровной местности.

В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.

Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут. Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить.

Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике – правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.

Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.

Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.

  • Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты.
  • Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах).
  • Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание).
  • Развивать выносливость.
  • Устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);
  • Определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъёмов, поворотов, торможений.

Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах. На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу. Как правило, рельеф местности при этом бывает самым разнообразным.
Сокращение подготовительных упражнений до минимума, выполняемых на месте, и их замена специальными упражнениями, направленными на овладение отдельными элементами техники лыжных ходов, а также организация одновременного обучения ступающему шагу, повороту переступанием и скользящему шагу позволяет повысить эффективность обучения. Дает возможность учащимся быстрее приобрести навык управления лыжами, почувствовать их вес, скольжение на них, сохранять параллельное положение лыж, научиться свободному передвижению.

Классификация лыжных ходов в школьной программе.

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

Последовательность обучения лыжным ходам:

  • упражнения на месте без лыж (в разминке);
  • упражнения на лыжах на месте;
  • упражнения при передвижении на лыжах на учебной лыжне.
  • Упражнения при передвижении на лыжах по пересеченной местности.

ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД

Имитация без лыж:

Имитация на снегу:

ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД

  • Имитация хода на месте;
  • Локти прижаты к туловищу, отталкивание за счет наклона туловища.

ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД

  • Выполнение под счет без палок;
  • Выполнение под счет с палками;
  • Выполнение слитно без палок;
  • Выполнение слитно с палками;
  • Использование на пологом подъёме.

Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага:

  • Имитация на три счета;
  • Маятникообразный вынос палок;
  • Слитное выполнение;
  • Использование на различном рельефе.

ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.

  • Имитация хода с остановкой в граничных позах;
  • Выполнение хода на три счета;
  • Имитация хода слитно;
  • Использование на различном рельефе.

ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КОНЬКОВЫЙ ХОД

  • Без палок на хорошо укатанном пологом склоне;
  • Перенос центра тяжести;
  • То же с отведением носка;
  • На повороте: влево – переступание левой ногой, правая – скользящим упором; вправо – переступание правой ногой, левая – скользящим упором;
  • По восьмерке.

ИНВЕНТАРЬ

Лыжи, как пластиковые, так и деревянные, выбираются по размеру в зависимости от роста и массы человека. На лыжах не должно быть царапин, перекосов, искривлений.
Длина лыж должна соответствовать росту занимающегося и длине руки до основания пальцев (середина кисти). Более точно размер лыж определить можно по таблице (для классических ходов).

Итоговое тестирование по лыжной подготовке для учащихся 3 класса. Подходит для учащихся освобождённых от уроков лыжной подготовке.

ВложениеРазмер
test_3_klass.docx 29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Какой из способов торможения на лыжах больше всего подходит для начинающего лыжника?

б) торможение падением

Какой из подъемов в технике передвижения на лыжах имеет название одного из деревьев?

Ступающий лыжный ход это

а) левая рука выносится вперёд вместе с правой ногой, а правая рука – с левой ногой

б) одновременная работа рук и ног

в) левая рука выносится вперёд вместе с левой ногой, а правая рука – с правой ногой

Как должен поступить лыжник на дистанции, если соперник, догнавший его, просит уступить ему лыжню?

а) может не уступать лыжню

б) следует уступить лыжню, сойдя с нее обеими лыжами

в) следует уступить лыжню, сойдя с нее хотя бы одной лыжей

а) лицом к склону

б) боком к склону, приставными шагами

в) спиной к склону

При какой температуре разрешается кататься на лыжах во 2-3 классах?

Как должен одеваться ученик на уроки лыжной подготовки?

а) куртка, не промокаемые штаны, шапка, рукавицы

б) шуба, рукавицы, шарф, шапка

в) ветровка, без рукавиц, без шапки

Как правильно переносить лыжи?

а) лыжи – вверх носками, палки – кольцами вверх

б) лыжи – вперёд носками, палки – вперёд кольцами

в) лыжи - вверх носками, палки – кольцами вниз

а) сведение пяток, разведение носков, лыжи на ребро

б) сведение носков лыж, разведение пяток, лыжи на ребро

в) сведение носков лыж друг на друга, разведение пяток

Напишите какие стойки лыжника вы знаете?

Из чего состоит цикл попеременного двухшажного хода?

а) из трёх скользящих шагов и трёх попеременных отталкиваний палками

б) из одного скользящего шага и одного отталкивания палками

в) из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками

Какие первые признаки обморожения?

б) по беление кожи

Как правильно подобрать лыжи?

а) палки высотой по плечо, лыжи по кисть вытянутой вверх руки

б) палки по пояс, лыжи по росту лыжника

в) палки по пояс, лыжи на 50 см выше роста

Как нужно правильно падать?

а) на спину, палки вверх

б) на бок, палки прижаты к туловищу

в) вперёд, палки прижаты к туловищу

Как правильно лыжник должен переходить дорогу?

а) снять лыжи и перейти дорогу, держа лыжи в руках

б) перейти в лыжах, по пешеходному переходу

в) снять лыжи и перейти по пешеходному переходу, держа лыжи в руках

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физической культуре по теме"Лыжная подготовка". 2 класс.

Конспект урока совершенствования скользящего шага.


Конспект урока по лыжной подготовке для 4 класса

Обучение техники лыжных ходов.


Презентация по лыжной подготовке "История развития лыжного спорта"

Данная презентация может быть использована в качестве теоретическиго материала на уроках лыжной подготовки как в начальных класса так и 5 - 11классах. Цель: познакомить учащихся с ист.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ Прохождение дистанции до 1000 м без учета времени. Закрепление одновременно бесшажного и двухшажного ходов. 3 класс
план конспект по лыжной подготовке для 2-х классов

в конспекте подготовительная, основная ,заключительная часть.


Тест по лыжной подготовке, с сылкой на обучающий видеофрагмент.

Тест по лыжной подготовке -введение, с сылкой на обучающий видеофрагмент.

Для всестороннего физического развития и закаливания детей хирурги-травматологи советуют брать уроки лыжной подготовки. На занятиях ребята приобретают морально-волевые качества, осваивают строевые приёмы, изучают технику разных ходов, подъема, спуска с гор, торможения и поворотов. Учебная программа делится на 2 курса. На лыжную подготовку в системе физического воспитания отводится 40 часов.

Способы лыжной подготовки

Процесс обучения

Обучение проводится в несколько этапов. Урок состоит из трёх частей: подготовительная (20 минут), основная (75 минут) и заключительная (5 минут). Первое занятие считается ознакомительным. Дети учатся следующему:

  • правильная подготовка оборудования к преодолению горных троп;
  • выявление требований, которым должно отвечать основное снаряжение для спорта: крепления, палки, мази.

Проверка умения детей ходить на лыжах

Первое занятие проводится с целью проверки умения детей ходить на лыжах. Последующие уроки начинаются с отработки строевых приёмов на месте и в движении. Будущие лыжники знакомятся с профилактикой обморожений. Если температура окружающей среды низкая, должен выполняться медленный бег без лыж на протяжении 5 минут. Способ эффективен от обморожения пальцев ног.

Другие особенности обучения:

  1. Первые занятия проводятся в максимально благоприятных условиях: исключение скоростного режима, отказ от быстрого спуска, выполнение упражнений на пологих склонах холмов и в облегчённой форме одежды.
  2. Применение ходьбы по лыжне и целине, но без палок.
  3. Требования к площадке для обучения: отсутствие ветра, возможность проложить 1−2 замкнутые лыжни, а в центре снаряжение для преподавателя, наличие уклона.
  4. Чтобы сэкономить время и исключить травмы, рекомендуется проводить занятия на коротких склонах. На такой площадке дети или туристы не могут набрать большую скорость, а при необходимости способны тормозить в нужный момент.

Классические упражнения по передвижению на снаряжении включаются в каждое занятие. Они выполняются в основной части урока. Физические нагрузки возрастают постепенно, что способствуют развитию выносливости и скорости в перемещении на лыжах. Если ученики выполняют шаги колонной, наиболее подготовленный учащийся является замыкающим.

В его задачи входит:

Чтобы в строю была дисциплина, учитель обязан строго пресекать любые нарушения.

Требования к снаряжению

В подготовку к занятию входит опрятный внешний вид ученика. Отдельно предъявляются требования к подбору лыж. Учитывается рост и вес спортсмена. Крепление должно находиться в устойчивом положении. Для этого оно монтируется по центру лыжи, а снизу фиксируется надёжно ботинок. Рекомендуется использовать жесткие крепления либо резиновые аналоги.

Требования к снаряжению для лыж

Палки комплектуются специальными наконечниками, кольцами, ремнями для кистей. Они считаются универсальными, если регулируется длина. Ботинки подбираются по размеру ноги. Периодически они смазываются гуталином. Средство — отличное препятствие для проникновения влаги. Чтобы предупредить быстрое замерзание, нельзя зашнуровывать обувь туго, обвязывая шнурки вокруг ноги. В таком случае нарушается кровообращение.

После уроков ботинки просушиваются. Не рекомендуется использовать печку либо батарею. В противном случае обувь будет жёсткой. Ботинки надеваются на 2 носка, изготовленных из шерсти и хлопчатобумажной ткани. Описание одежды:

  • надёжная защита от ветра и холода;
  • небольшой вес;
  • удобство и комфорт.

Рекомендуется носить свитер, который будет перекрывать брюки при сильном наклоне туловища в разные стороны. Подготовка лыж к соревнованиям требует наличия головного убора и перчаток. Если тренировки проводятся в суровых районах, лучше носить шапочку, прикрывающую уши. Дополнительно используются специальные наушники. После получения инвентаря необходимо проверить его на исправность, развязав лыжи до выхода на улицу.

Чтобы предупредить появление льда на инвентаре, необходимо дать им время остыть. Лучшая профилактика травматизма — соблюдение правильной техники выполнения упражнений. Независимо от способа передвижения на лыжах соблюдается дистанция до впереди идущего ученика 3−4 м, а на спуске — до 30 м. В последнем случае запрещено выставлять вперёд палки.

Чтобы остановиться быстро, рекомендуется присесть, упасть на бок, удерживая инвентарь сзади. В конце спуска спортсмен не останавливается у подножия склона. Для выполнения прыжков с трамплина требуется специальная подготовка и лыжи. Нельзя пересекать инвентарь других спортсменов.

Принципы проведения уроков

Обучение предполагает попеременный переход от одной техники передвижения к другой. На протяжении всего курса дети обучаются новым методикам, одновременно совершенствуя предыдущие. Подобная методика соответствует специфике перемещения на лыжах. На уроках передвижение совершается во время обучения, с целью достижения учебного склона, при возвращении на базу. Установленные принципы распространяются на любой рельеф.

Обучение ходьбы на лыжах

Чтобы повысить эффективность уроков, рекомендуется:

  • сократить количество подготовительных упражнений до минимума, которые выполняются на месте
  • заменить их специальной программой по овладению отдельными элементами скользящей техники.

Если программа составлена правильно, ученики смогут за курс приобрести навыки по управлению лыжами с учётом их веса, сохранив их параллельное расположение. В основе классификации лыжных ходов находится классический и свободный стили. В первую группу входят следующие методики:

  1. Попеременные: четырехшажная, двухшажная.
  2. Одновременные: бесшажные, основная и скоростная одношажная, двухшажная.

Свободный либо коньковый стиль характеризуется попеременными и одновременными методиками. Существует специальная схема последовательности обучения ходам. В качестве разминки выполняются упражнения на месте, но без инвентаря. На следующем этапе выполняются спортивные задачи на лыжах и на месте.

Способы выполнения двухшажного хода:

Способы выполнения двухшажного хода

Описание подъёмов

Если задания выполняются на некрутом уклоне, соблюдается ступающий шаг. Лыжами нужно притопывать, оказывая упор на палки сзади. Другие упражнения на подъёмах:

  1. Лесенка. Выполняется на крутом склоне. Ученик поднимается правым либо левым боком, соблюдая приставные шаги. Нога поднимается с лыжей до ½ голени, параллельно передвигая лыжу на полшага вправо (влево). При выполнении упражнения тяжесть тела распределяется на две стопы. Корпус тела наклоняется незначительно вперёд, а палка размещается вблизи стопы.
  2. Полуелочка. Лучше исполнять наискось, чтобы подняться на горку. Приём выполняется по определённой технике: лыжа, которая находится по склону выше, переставляется в линии движения, а вторая с разворотом носка поперёк горы.
  3. Елочка. Подъём осуществляется при надёжном удерживании ноги креплением. Для техники характерно широкое разведение носков лыж в разные стороны. Пятки при шаге переносятся одна через другую. Лыжи ставятся на снегу внутренними ребрами: задняя часть впереди расположенного инвентаря опускается на склон против обуви стоящей на снегу ноги. Палки должны находиться сзади нижней конечности.

Правила ухода

Лыжи деревянные и пластиковые подбираются по размеру, основываясь на массе тела и росте ученика. Рекомендуется пользоваться инвентарём без царапин, перекосов и искривлений. Длина должна соответствовать росту. Учитывается расстояние от плеча до окончания пальцев руки. Чтобы улучшить скольжение лыж по снегу, обеспечив их сцепление, используются мази и парафины.

Дополнительно составы предупреждают преждевременный износ. Если средство наносится тонким слоем, лыжи хорошо скользят, а толстый слой обеспечивает прочное сцепление при выполнении зигзагообразных упражнений, змейки. Мазь с низкой температурой скользит лучше. Специалисты советуют использовать одновременно несколько составов.

Лыжи деревянные и пластиковые подбираются по размеру

Таким способом можно добиться получения комбинированного слоя. Нужно наносить на носок, пятку и желоб скользящую мазь, а на середину — состав удерживающего типа. Чтобы обработать коньковые ходы, используется парафин. Его нужно распространить по всей поверхности. Мази, которые применяются для лыж, классифицируются на 3 группы:

  1. Твёрдые.
  2. Жидкие.
  3. Полутвёрдые.

По цвету специалисты различают голубые, зелёные, светло-зелёные, чёрные. Первые составы предназначены для ходьбы по старому крупнозернистому покрытию, насту и гололёду. Если снег только выпал, используется фиолетовая либо жёлтая мазь. Парафины рассчитаны на температуру от нуля и выше. Голубой применяется, когда температура находится в пределах -1- -10, а зеленый — ниже -10 градусов. Новичкам рекомендуется выбирать спортивное снаряжение с помощью тренера.

Читайте также: