Коррупция здравоохранения экономика кратко

Обновлено: 03.07.2024

Проблема коррупции остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Наиболее распространенными виды коррупции являются бытовая деловая коррупция, кумовство, коррупция в органах власти и др. [1, 4, 5]. Бытовая коррупция порождается некорректным взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Кумовство предполагает помощь и оказание различных услуг знакомым и родственникам. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса, например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция в органах верховной власти связана деятельностью руководства, и верховных судов в демократических странах, она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Недостаточное финансирование медицинских учреждений, небольшой размер заработной платы способствует появлению нелегальных вознаграждений, которые среди врачей зачастую воспринимаются как должное.

Наиболее эффективными средствами снижения коррупции считаются:

• непосредственная работа с населением и оповещение через СМИ;

• стабильное государственное финансирование здравоохранения;

• введение системы вычетов социальных расходов из налогооблагаемой базы налогоплательщиков;

• установление уголовной ответственности за получение незаконного “вознаграждения” медицинскими работниками;

• более активное освещение в СМИ судебных процессов над коррупционерами;

Целью работы является изучение отношения населения к коррупции в сфере медицины.

Был проведен опрос жителей города Саратова и студентов медицинского университета в возрасте от 18 до 28 лет (N=90).

Согласно результатам исследования, основной причиной коррупции в медицине по мнению граждан является то, что врачи сами провоцируют подобную ситуацию. Результаты опроса студентов медицинского университета иные: 60% респондентов считают, что граждане сами проявляют инициативу в взяточничестве.

Основной причиной, по которой врачи берут взятки, больше 80% всех опрошенных считают низкий уровень заработной платы. Наиболее эффективными методами борьбы с коррупцией 44% опрошенных студентов и граждан считают обеспечение обязательности наказания, 25% ужесточение наказание за взяточничество, 24% повышение должностных окладов сотрудников системы здравоохранения, 7% совершенствование законодательной базы.

Наиболее эффективными способами снижения уровня коррупции в медицине. 50% респондентов считают реальные действия органов государства, 30% полагают, что уровень коррупции в медицине снизить не удастся, даже если государство будет предпринимать меры, то ситуация в целом не изменится, 20% уверены, что уровень коррупции снизить можно, но это вопрос десятилетий.

Для достижения реальных результатов в противодействии с коррупцией необходимы устойчивая политическая воля, активизация различных социальных групп, сотрудничество ученых и практиков в непрерывном поиске наиболее эффективных антикоррупционных мер. Принимаемые государством законодательные акты должны обеспечивать неотвратимость наказания за совершенные коррупционные преступления, а осуществляемая борьба с коррупцией должна сопровождаться развитием форм обратной связи общества с государством, подразумевающих общественное обсуждение антикоррупционных мероприятий и законодательных инициатив. Только посредством совместного участия населения и государства возможно предотвращение роста коррупционной преступности и развитие антикоррупционной правовой культуры у всех представителей общества.

Литература

1. Дынышева Р.К., Сеферов К.Д., Ермолаева Е.В. Теневая экономика в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1492.

2. Иванова А.А., Александрова А.С., Ермолаева Е.В. Качество жизни населения Российской Федерации // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1505.

3. Лемзина А.Е., Идрисова Х.У., Ермолаева Е.В. Электронное здравоохранение: проблемы и перспективы // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 181.

4. Смерека В.Ю., Ермолаева Е.В. Уровень и качество жизни в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1559.

5. Харитонова М.А., Калинина К.Ю., Ермолаева Е.В. Проблемы формирования среднего класса в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1488.

6. Эльдарханова Д., Камрикова М., Ермолаева Е.В. Отношение к коррупции в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1569.

Забайкальский
Территориальный Центр
Медицины Катастроф

Материал опубликован: 11 октября 2019 в 04:38
Обновлён: 09 ноября 2019 в 13:11

Печать

Коррупция в здравоохранении – распространенное явление, чему способствует сама специфика медицинской деятельности и многообразие форм коррупции. Расскажем о видах коррупции в медучреждениях, о том, как разработать грамотную политику, предупреждающую такие преступления.

Коррупция в здравоохранении

Особенности коррупции в здравоохранении – это злоупотребление должностным лицом медучреждения своими полномочиями для получения выгоды в виде материальных ценностей, денежных средств, имущества или каких-либо выгод неимущественного характера.

Коррупцией является дача или получение взятки, коммерческий подкуп или иное проявление злоупотребление полномочиями с указанными выше целями. Коррупция в медицине проявляется в разных формах и действиях должностных лиц: подкуп сотрудников медучреждений; фальсификация результатов клинических испытаний медпрепаратов; нецелевое использование бюджетных средств, а также других ресурсов; предоставление завышенных счетов страховым организациям; коррупция в сфере госзакупок.

Виды коррупции

Коррупция в медицине в России характеризуется самыми разными коррупционными явлениями.

1. Незаконная растрата и хищение финансовых средств, которые выделены организации из бюджетов всех уровней, а также получение доходов со стороны потребителей медуслуг.

3. Коррупция путем подделки платежных документов. С этой целью фальсифицируются платежные и расходные документы, квитанции, предоставляются поддельные документы в страховые компании, оказываются услуги привилегированным клиентам.

4. Коррупция с поставками лекарственных средств и медизделий. Среди коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами можно встретить расхищение медпрепаратов на всех этапах их распределения между организациями. Чиновники разных уровней занимаются вымогательством, требуя от поставщиков денежные средства для разрешения продажи тех или иных препаратов, нередко выдаются разрешения на продажу поддельных или недоброкачественных медикаментов.

5. Коррупция в сфере здравоохранения при оказании медицинских услуг. В этом случае денежные средства вымогаются за предоставление тех медуслуг, которые должны предоставляться пациентам бесплатно и т.д.

Распространенные типы взяток в медицине

В рамках совершенствования мер противодействия коррупции в медицине были выделены наиболее распространенные типы взяток в медицинских учреждениях.

1. Незаконное оформление справок и больничных листок, например: об освобождении от физической нагрузки; о разрешении заниматься тем или иным видом спорта; о годности к получению водительских прав; о негодности к несению военной службы.

2. Одним из проявлений коррупции в медицине является дача взятки за качественное проведение медицинского вмешательства пациенту, например, проведение операции с индивидуальным подходом. Врачи за определенную плату обещают особый уход за пациентом до и после операции, гарантируют применение лучших перевязочных материалов, лекарственных препаратов, особой анестезии и т.д.

3. Взятки вымогаются за скрытие медработниками некоторых медицинских фактов, например, о факте наличия телесных повреждений и т.д.

5. Коррупция в здравоохранении включает искажение выводов врача-патологоанатома о причинах смерти человека. Именно по этому направлению выявляются огромные суммы взяток, т.к. часто скорректированные выводы эксперта позволяют скрыть преступление или уйти преступнику от уголовной ответственности.

6. Продолжение госпитализации пациента за определенную плату или досрочная выписка из стационара.

Меры противодействия коррупции

Как мы видим, коррупция в здравоохранении имеет разные варианты проявлений. В связи с этим большое значение имеет противодействие коррупции в медицинских учреждениях. Один из элементов борьбы с коррупцией на уровне медучреждения – антикоррупционная политика.

Принципы антикоррупционной политики для учреждения здравоохранения

При составлении антикоррупционной политики организации следует ориентироваться на общие принципы:

1. Принцип соответствия мер по борьбе с коррупцией в организации общепринятым нормам и действующему законодательству. В частности, политика медучреждения по борьбе с коррупцией в медицине должна соответствовать Конституции РФ, международным договорам РФ, а также другим нормативным актам РФ.

2. Принцип личного примера руководства медучреждения. Руководитель медучреждения имеет ключевую роль в формировании антикоррупционной модели поведения на уровне организации. Она выражается в нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также в создании в организации системы мер по эффективному противодействию и выявлении коррупции.

3. Принцип вовлеченности сотрудников медучреждения в меры по борьбе с коррупцией. Медработники должны понимать, что такое коррупция в здравоохранении, что это незаконно, знать основные положения законодательства о противодействии коррупции, а также принимать активное участие в формировании и соблюдении антикоррупционных процедур и стандартов.

4. Принцип соизмеримости. Этот принцип в отношении антикоррупционной политики медучреждения означает, что предпринятые меры по предотвращению коррупции должны быть соразмерны риску коррупции. Антикоррупционная политика медучреждения включает в себя формулирование и анализ рисков, которые существуют в организации с точки зрения вероятности возникновения коррупционных явлений. Следовательно, комплекс мер, предусмотренных политикой медучреждения, должен быть прямым образом нацелен на устранение и учет этих рисков.

5. Принцип эффективности антикоррупционных мер. Борьба с коррупцией в медицине должна включать такие меры, которые будут низкими по стоимости, значимыми, простыми в реализации и приносить положительный результат.

6. Принцип неотвратимой ответственности за коррупционные преступления. При применении мер юридической ответственности к нарушителям закона не имеет значение их должностное положение, стаж работы и условия совершения преступления. Руководитель медучреждения несет личную ответственность за реализацию антикоррупционных мер в медучреждении.

7. Принцип открытости. Сведения об антикоррупционных стандартах медучреждения должны быть доступны общественности, контрагентам и партнерам.

8. Принцип постоянного мониторинга и контроля. Этот принцип предполагает, что реализация антикоррупционных процедур и стандартов подлежит постоянному мониторингу, а также контролю со стороны ответственных лиц.

Ответственные за противодействие коррупции

За противодействие коррупции в медицинских учреждениях персональную ответственность несут главные врачи. В свою очередь, главврачи назначают ответственных специалистов, которые непосредственно подчиняются главному врачу и занимаются реализацией антикоррупционной политики. В сферу обязанностей такого специалиста входят следующие:

Как оценить коррупционные риски в здравоохранении

Коррупция в здравоохранении может быть пресечена, если медучреждение оценит существующие коррупционные риски и разработает меры по их пресечению. Коррупционные риски – это конкретные деловые операции в деятельности медицинской организации, при осуществлении которых вероятность совершения сотрудниками коррупционных преступлениях в целях личной или иной выгоды наиболее высока. Оценка таких рисков имеет большое значение, эта процедура позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечить реализацию антикоррупционных мероприятий с учетом специфики деятельности медицинской организации;
  • рационально и эффективно использовать имеющиеся ресурсы для работы по профилактике коррупции.

Проводить оценку следует как на этапе разработки антикоррупционной политики, так и в дальнейшем, на регулярной основе, поскольку коррупция в здравоохранении имеет разные формы проявления, в том числе не учтенные ранее.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков:

1. Разложить деятельность медучреждения на отдельные деловые операции (процессы), выделить их составные подпроцессы.

3. Описать каждый подпроцесс, который выделен на первом этапе, с точки зрения возможных коррупционных преступлений. Это описание включает:

  • характеристику тех преимуществ и выгод, которые может получить организация или конкретный медработник при совершении преступления;
  • выделение должностей специалистов, которые могут иметь ключевое значение в совершении коррупционного правонарушения. То есть это те должностные лица, которые могут своими действовать поспособствовать тому, чтобы преступление совершилось;
  • возможные формы получения денежных средств, имущества и иных видов при совершении коррупционного преступления.

5. Формируется перечень должностей, замещение которых связано с высокими рисками коррупции. Учитывая, что коррупция в здравоохранении может проявляться на самых разных уровнях, этот перечень может быть обширным. Для некоторых должностей могут устанавливаться специальные антикоррупционные требования и процедуры, например, периодическое заполнение декларации о конфликте интересов

Конкретный перечень таких мероприятий устанавливается медицинской организацией.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения. Последствия коррупции в медицине: дискриминация граждан, деструктивное воздействие на систему государственного управления и снижение экономического роста страны.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.11.2013
Размер файла 19,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Коррупция в медицине

Коррупция (от лат. corruptio -- порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Термин "коррупция" можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки - как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.

Коррупция известна всем видам эксплуататорских государств, но особенно широкое распространение её присуще империалистическому государству; она характерна для буржуазного государственного аппарата и парламента, где государственные и политические деятели устраивают личные дела, пользуясь своим официальным положением. В. И. Ленин, характеризуя империализм как паразитический, загнивающий капитализм, указывал на такие его свойства, как "продажность, подкуп в гигантских размерах. "

Широко распространена Коррупция в США. В 1967--1969 годах в США получило огласку дело сенатора Т. Додда -- председатель сенатской комиссии по внутренней безопасности, уличенного в присвоении 116 тыс. долларов, собранных его сторонниками в штате Коннектикут в фонд его избирательных кампаний. В 1969 в Вашингтоне было сообщено, что сенатор от штата Луизиана Р. Лонг и бывший сенатор от штата Мэриленд Д. Брюстер, получив крупную взятку от строительной компании Фрэнкеля, добились предоставления ей выгодного подряда.

Коррупция как состав преступления предусмотрена в уголовных кодексах многих буржуазных стран, однако, как правило, эти преступления остаются без наказания.

Ни для кого уже не является секретом - тотальная коррупция в нашей стране достигла теоретически недопустимого, критического уровня. Мы заняли "достойное" место в списке самых коррупционных стран мира. Коррупция губит экономику, культуру, социальную сферу, а главное - духовность и нравственность. С другой стороны коррупция является результатом потери нравственности. Несмотря на неоднократно декларированные антикоррупционные кампании, коррупция до сих пор в той или иной мере пронизывает все стороны нашей жизни. Словом "коррупция" в нашей стране давно уже никого не удивить. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие "коррупция" стало привычным и для медицины.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины - это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений. Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Согласно анализу уголовной статистики, проведенному сотрудниками МВД по Ростовской области, 40 процентов случаев коррупции в регионе приходится на сферу здравоохранения. Всего за 2012 год ростовские полицейские зарегистрировали 767 коррупционных преступлений, из них 161 квалифицировалось как взяточничество. В крупном и особо крупном размере ростовчане дали "на лапу" пять раз. По сведениям онлайн-издания "Блокнот", любую медицинскую справку или больничный лист в ростовских детских поликлиниках можно приобрести, заплатив 100 рублей за каждый день нахождения на больничном. В своем отчете полицейские также упомянули, что материалы уголовного дела о махинациях чиновников ростовского Минздрава при закупке томографов направлены в суд. По версии следствия, замминистра здравоохранения Василий Кравченко и глава отдела централизованных закупок областного Минздрава Марина Липова нанесли государству ущерб почти на 120 миллионов рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней. Обогащение за счет здоровья пациентов, поддельные справки, растрата бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств нуждающимся, лучшие места в больнице для "блатных", особое отношение к "платным пациентам" и скотское - к "простым смертным", частные клиники, удобно расположившиеся на базе государственных больниц - все это коррупция на крови, самая безбожная из всех видов коррупции.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации.

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил. мошенничество обогащение коррупция медицина

Итак, наиболее распространенные виды взяток:

- За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

- За качественное проведение операции пациенту (т.е. не "как всем", а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.

- За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений)

- За выписку "нужного" рецепта.

- За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений.

- За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, -- за продление нахождения пациента в больнице.

- За выдачу "нужных" справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в целом.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения -- от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Последствия коррупции в контексте влияния на безопасность экономических систем.

1. Экономические последствия:

* растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств, снижается уровень финансовой безопасности государства;

* неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;

* растут цены за счет коррупционных "накладных расходов", в итоге страдает потребитель, подрывается экономическая компонента его личной безопасности;

* коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату "помогать" их соблюдать. В результате теряется доверие к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;

* возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой - подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам, в результате страдает экономическая безопасность государства.

2. Социальные последствия:

* отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

* дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти;

* увеличивается социальная напряженность в обществе, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

3. Политические последствия:

* происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

* снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;

* падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;

ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Взятки, вымогательство и другие коррупционные проявления в здравоохранении воспринимаются гражданами наиболее болезненно (по сравнению с другими видами "бытовой коррупции") потому, что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого другие ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде "подношений" врачам за лечение (к этому все уже давно привыкли и относятся может быть даже слишком терпимо), сколько об участившихся в последние годы более опасных получивших распространение коррупционных практик. Одна из них - искусственное создание "дефицита" оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях (начиная с лекарств или банальных анализов), вынуждены ждать их неделями и месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно.

Причем вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество. Особенно кощунственны случаи, когда речь идет о предоставлении медицинских услуг, связанных с жизнью и смертью пациента. Среди медицинских учреждений, где наиболее развиты такого рода коррупционные проявления, особое место занимают наркологические и онкологические диспансеры, родильные дома.

Еще одна опасная тенденция, имеющая коррупционный характер - постепенное превращение лечебных заведений в "торговые", в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины, находящихся в сговоре с поставщиками медикаментов или аптечными сетями. В результате страдает самая незащищенная, малообеспеченная группа граждан, которые еще пользуются услугами городских поликлиник, но из-за низкого качества или искусственного дефицита этих услуг, понуждающего к их оплате, отказываются от них вовсе и переходят на самолечение. Это более 15 миллионов граждан (без учета лечения детей), вытесняемых из сферы бесплатного амбулаторного медицинского обслуживания (причем вытеснение увеличивается с возрастом, и больше для женщин, чем для мужчин). Коррупция в сфере здравоохранения лишает наиболее нуждающихся доступа к базовым медицинским услугам и способствует стремительному распространению лекараственно резистентных форм смертельных заболеваний. Коррупция способствует развитию высоко прибыльного рынка торговли поддельными медицинскими препаратами. Нелегальные платежи обеспечивают беспрепятственность доставки подделок от места их производства до ничего не подозревающего потребителя. Учитывая тот факт, что расходы на приобретение лекарственных препаратов составляют чуть ли не самую значительную часть семейного бюджета, коррупция в фармацевтической индустрии оказывает прямое и болезненное влияние на жизнь людей, борющихся за выживание. Ситуация в фармацевтической отрасли сейчас такова, что расходы на маркетинг и лоббирование значительно обогнали по объемам бюджеты, выделяемые компаниями на создание новых и остро необходимых лекарств, которые могли бы спасти многие жизни в беднейших странах мира. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

5 НОЖЕЙ В СПИНУ КОРРУПЦИИ

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью (напомним, что зарплата украинских медиков -- порядка 1200--1500 грн./мес.).

3. Больничным кассам -- кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет сдавать в налоговую. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно -- использование протоколов лечения (см. "нож" №1).

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список "рецептурных" препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек.

В медицине как никакая другая создает социальное неравенство, разрушает систему государственности, снижает потенциал демографического и экономического развития страны. С юридической точки зрения эти преступления в медицине являются нарушением конституционных прав абсолютного большинства населения стран нашего региона.

Подобные документы

Последствия коррупции для экономики и развития государства в целом. Превенция коррупции, оценка и контроль качества государственных услуг. Условия формирования антикоррупционной культуры. Вопросы противодействия коррупции в сфере предпринимательства.

презентация [800,6 K], добавлен 02.04.2016

Сущность понятия коррупция. Исторические предпосылки проникновения коррупции в систему госслужбы. Формы коррупционного поведения у госслужащих. Коррупция как условие проникновения организованной преступности в систему государственной службы России.

дипломная работа [18,4 K], добавлен 19.12.2007

Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов, правовая база ее предотвращения. Виды потерь от коррупции, методы противодействия ей. Анализ Федерального закона № 94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов.

курсовая работа [81,4 K], добавлен 18.07.2012

Причины коррупции в сфере государственных служащих. Понятие и признаки коррупции. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы. Анализ основных обязанностей государственного служащего и требований к его служебному поведению.

реферат [26,6 K], добавлен 03.06.2019

Коррупция как социально-правовое явление. Феномен коррупции и коррупционные преступления с позиций криминологической теории. Определение детерминант коррупции в России. Закономерности проявления коррупции в России на различных этапах истории страны.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

- За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

- За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

- За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;

- За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

1) характеристики служебной среды;

2) характеристики работников;

3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения - от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения.

Термин экспертиза определяется как анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемое выпуском акта заключения, в отдельных случаях сертификата качества, соответствия.

Антикоррупционная экспертиза проводится не в ходе судебного разбирательства по гражданскому, уголовному делу или делу об административном правонарушении. Минюстом РФ утвержден перечень видов судебных экспертиз, которые выполняются в учреждениях Министерства Юстиции РФ, в этот перечень антикоррупционная экспертиза не входит. С позиции нормативного регулирования относить антикоррупционную экспертизу к одному из видов судебных экспертиз, представляется не совсем верным. Но исходя из общего определения понятия экспертизы и рассмотрения ее с позиции научного познания возможно применение общих положений теории судебной экспертизы для более детального рассмотрения предмета антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения.

Необходимо рассматривать предмет антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы, потому что сам термин экспертиза определяется как исследование, завершаемое вынесением заключения.

Поэтому представляется наиболее верным решением признать предмет антикоррупционной экспертизы, как устанавливаемые в ходе проведения экспертом сведения и факты, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии в нормативно-правовом или его проекте коррупциогенных норм, то есть правовых норм, прямо способствующих проявлению коррупции. Эти сведения, факты необходимо установить из анализа проекта нормативно-правового акта или нормативно-правового акта на основе исследования с использованием методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Проблема коррупции является очень острой в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но на недопущение проявления агоспособствующих коррупции факторов.

Для обеспечения социальной поддержки государства в противодействии коррупции необходимо целенаправленное формирование массового правового сознания, согласующегося с культурными особенностями населения и нравственными регуляторами социального поведения. Проблема эффективных мер и механизмов противодействия коррупции менее сложна и многогранна для решения, чем само явление коррупции.

В рамках реализации антикоррупционных мероприятий, органами государственной власти на сегодняшний день уже приняты необходимые шаги, направленные на налаживание комплексной работы по предупреждению коррупции в области здравоохранения, устранению причин и условий, ее порождающих. В регионах основной упор сделан на существенном расширении направлений противодействия коррупции с использованием в этих целях политических, правовых, экономических, организационных, воспитательных и других мер. К ним, в частности, относятся:

- разработка и принятие областного антикоррупционного законодательства в области здравоохранения;

- создание уполномоченного органа по противодействию коррупции, координирующего и направляющего антикоррупционную деятельность в данной сфере деятельности;

- внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в здравоохранении.

Однако, несмотря на обоснованность всех предложений и их целесообразность, ряд идей на практике реализуется слабо либо не реализуется вообще. В частности, антикоррупционная пропаганда, которая является, на наш взгляд, неотъемлемой частью эффективного противодействия коррупции, на практике практически не проводится. Подобный недостаток можно устранить следующим образом: необходимо проводить антикоррупционные мероприятия, направленные на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции в области здравоохранения. В этих целях целесообразно задействовать СМИ т.е. систематически публиковать материал об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, на недостаток системы здравоохранения, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина в данной области, субъектов предпринимательской деятельности, а также проведение публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции в области здравоохранения, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения в данной области деятельности.

Ещё одним направлением противодействия коррупции стала организация проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, правовые и организационные основы для осуществления антикоррупционной экспертизы созданы и уже сегодня успешно внедряются в практику.

Лучшим решением со стороны разработчиков методики и правил явилось бы совмещение этих документов в один документ. Методику проведения экспертизы, в которой были бы определены сроки проведения антикоррупционной экспертизы, раскрывались основные понятия, установлены объекты экспертизы, были отмечены методы проведения экспертного исследования, порядок действий эксперта. А также были бы раскрыты коррупциогенные факторы законодательства. Такой подход представляется наиболее разумным с позиции общей теории судебных экспертиз.

Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции осуществляются поэтапно. О существенных изменениях в положительную сторону говорить пока рано, однако, в регионах, где внедрялись такие меры, наблюдается положительная динамика.

Ещё одним направлением противодействия коррупции является декларирование.

Декларацию по налогу на доходы физических лиц должны сдавать:

- частные нотариусы, адвокаты, детективы, работники системы здравоохранения и другие лица, получавшие в течение отчетного года доходы от частной практики. Кроме того, человек обязан сдать декларацию, если он в отчетном году.

Данный способ борьбы с коррупцией в области здравоохранения на сегодняшний день является одним из наиболее действенных, однако и он не может полностью перекрыть весь поток взяток, поступающий в сферу здравоохранения коррупционным путем.

Существуют дополнительные механизмы борьбы с коррупцией. Для выполнения этих механизмов необходимо:

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью.

3. Предоставить больничным кассам кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет - сдавать в налоговую инспекцию. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно - использование протоколов лечения.

8. Более активное освещение в СМИ судебных процессов над коррупционерами;

9. Улучшение качества работы правоохранительных органов;

11. Создание специализированного Кодекса об охране здоровья граждан, который бы объединил столь разобщенное законодательство в сфере здравоохранения, ликвидировал бы коллизию норм. Процесс формирования основ отрасли, накопления основных законодательных положений, судебной практики, связанной с их применением должен быть завершен проведением кодификации и унификации законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на сегодняшний день существует достаточное количество механизмов по борьбе с коррупцией. Однако в силу сопротивления встречаемого данными механизмами со стороны коррумпированных структур, многие из них не получают широкого распространения и качественной проработки. На сегодняшний день ведется множество разговоров о новых законопроектах в области антикоррупционных мероприятий, предлагается вносить поправки в уже существующее законодательство, и даже президент озвучивает вопрос о борьбе с коррупцией в здравоохранении, как приоритетный. Тем не менее, на сегодняшний момент данный вопрос остается открытым и подлежит дополнительной разработке.

Список используемой литературы

4. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Анализ российского законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном обществе: сб. ст. междунар. науч.-практич. конф. - Челябинск, 2013 г.

5. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Международно-правовые основы противодействия коррупции // Проблемы права. - М. №4. - 2012 г.

6. Александров В.И. Барабашев А.Г., Стружак Е.П. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность. - Ростов-на-Дону 2012 г. №2.

7. Борков В. Новая редакция норм об ответственности за взяточничество: проблемы применения // Уголовное право. М. 2013 г.

8. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Рязань. Журавль. 2014 г.

9. Васильчиков И.С. Преступления в сфере здравоохранения. Р-н-Д.: Феникс, 2011 г.

10. Дронов Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в сфере здравоохранения. - Автореф. дис. докт. юрид. наук. - СПб., 2012 г.

Читайте также: