Крымчаки в крыму кратко

Обновлено: 04.07.2024

, еврейская этнолингвистическая группа (община). До Второй мировой войны крымчаки в основном населяли Крымский полуостров. Самоназвание евреев Крыма дороссийского периода — иехуди или срэл балалары (`сыны Израиля`).

  1. Название общины
  2. Расселение
  3. История евреев Крыма
    • Боспорский период
    • Хазарский период
    • Татарский период
    • Российский период
  4. Крымчаки в 20 веке

Название общины

Расселение

В 14–16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. — 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае — около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи. По-видимому, в конце 19 в. — начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же — в Симферополе, 750 — в Феодосии, 500 — в Керчи, 400 — в Севастополе, остальные — в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч — в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков — на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 — по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941–42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 — в Феодосии, 100 — в Керчи, 400 — в Симферополе, и несколько — в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700–750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4–1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970–80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. — начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога. В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

История евреев Крыма

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период

Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2–1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7–6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3–4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите, а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями — старожилами Крыма. Во 2–3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Иероним свидетельствовал о наличии евреев в Боспорском царстве в конце 4 в. — начале 5 в. Среди них якобы были потомки семей, изгнанных ассирийцами и вавилонянами, а также попавших в плен воинов Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание).

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией. Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6–8 вв.

Хазарский период

В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма — Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. — начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873–874 гг. и 943 г.).

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932–936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940–941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60–70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) — одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов, родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села ха-иехудим) и Мангупе — столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее — в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472–86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства — как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше ха-Голе, 1448–1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы — садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. — начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648–49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие — на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кохен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

Российский период

Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство — земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие — торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки — земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

Крымчаки в 20 веке

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке — в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887–1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, — лауреат Государственной премии.

Как крымчаки назывались в источниках XVIII – XIX веков

История формирования общины

Кроме того, небольшие еврейские общины появляются не позже XVII века в Мангупе, Чуфут-Кале и Бахчисарае. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раввинисты составляли лишь 25% от общего числа иудейских подданных ханства (ок. 800 человек), а караимы – 75 % (ок. 2600 человек).

Состав общины

В XIII-XVII веках в Крым прибывает большое количество евреев из других стран мира. Среди них были говорившие на идиш ашкеназские (европейские) евреи, греко-, ладино-, тато- и арабоязычные евреи из Византии, Испании, Италии, Востока, Кавказа и Руси. О разнородности еврейской общины нам неопровержимо свидетельствуют фамилии современных крымчаков. Так, фамилии Берман, Гутман и Ашкенази (Ачкинази) будут указывать на говорящих на идиш эмигрантов из Европы и России; Абрабен, Пиастро, Ломброзо и Тревгода – на переселенцев-сефардов из Италии и Испании; Бакши, Стамболи, Измирли, Токатлы и Мизрахи – на Турцию и мусульманский Восток; Лехно и Варшавский – на Польшу; Гота и Вайнберг – на Германию; Гурджи – на Кавказ и т.п. Окончательно все вышеупомянутые течения и землячества сливаются в единое целое в XVII–XVIII веках. Как и караимы, крымские евреи-раввинисты оказываются под сильным культурным влиянием татар, никогда не выходившим, впрочем, за рамки культурных, лингвистических и бытовых заимствований. Особенно важной частью этого влияния стал переход всех вышеуказанных еврейских общин из разных стран от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту (или, точнее, этнолекту) крымско-татарского языка.

В Российской империи и Советском Союзе

Ко времени присоединения Крыма к России тюркоязычная раввинистическая община Крыма составляла около 800 человек. В XIX веке, по-видимому, из-за низкого экономического состояния, крымчакская община пребывает в состоянии сильнейшего культурного упадка. Как свидетельствуют сами крымчаки в петиции к Александру I в 1818 году, среди них не было ни одного человека, который бы владел русским языком!

Расцвет крымчакской общины в Крыму был прерван немецкой оккупацией полуострова. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80% крымчакского населения – пожалуй, ни один другой народ Советского Союза не пострадал в процентном отношении столь серьезно, как крымчаки.

В наши дни

Кто такие крымчаки?

Крымчакский язык близок крымскотатарскому языку и относится к кыпчакско-половецкой подгруппе тюркских языков. Однако в современной разговорной и особенно в письменной речи много огузских элементов, так что язык крымчаков с полным правом можно считать смешанным кыпчакско-огузским языком. Крымчакский язык сохранил древнейшие архаичные черты, которые, несмотря на заметное влияние османского или огузского языка, разительно сближают его с карачаево-балкарским языком больше даже, чем с караимским.


Некоторые крымчаки считают себя этнолингвистической группой евреев и в настоящее время проживают в Израиле, а также в некоторых бывших республиках СССР. В начале 1920-х известный тюрколог А.Н. Самойлович, изучавший лексику крымчаков, полагал, что они принадлежат к хазарской культуре. В. Заболотный проводил исследования крови, надеясь подтвердить предположение о несемитском происхождении крымчаков.

В российских документах до 1917 года они именовались евреями-крымчаками. Анализ крымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские исефардские. По одной из версий, после того, как римский император Адриан подавил восстаниеБар-Кохбы, часть евреев, избежавших казни, были изгнаны на Крымский полуостров. Крымчакский просветитель Е.И Пейсах полагал, что крымчаки – потомки прозелитов, принявших еврейскую веру в начале нашей эры от поселившихся в Крыму немногочисленных евреев.

У крымчаков существовало предание, согласно которому крымчаки пришли в Крым в VIII веке из Киева в небольшом числе семейств. Существовал и рукописный молитвенник IX века. Принимая во внимание версию о том, что Киев, возможно, был основан хазарами, которые, будучи тюркского происхождения, исповедовали со второй половины VIII века иудаизм, можно сделать вывод, что это предание может содержать историческое ядро.

К сожалению, отсутствуют обобщающие работы по этнографии крымчаков. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные антропонимики, хотя они отражают ситуацию конца XIX – начала XX века, не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы. Исследование каждой из перечисленных групп источников, сможет пролить свет на этногенез малочисленной этнической общности крымчаков.

Кто такие крымчаки?

Предки крымчаков, вероятно, прибыли в Крым в древние времена и селились в греческих колониях. Недавние археологические раскопки обнаружили еврейские надписи в Крыму, датируемые первым веком до н. э.

Предполагается, что в XIII веке иудейская община появилась в Кафе. В 1309 там была построена одна из древнейших на территории бывшего СССР синагога, (уничтоженая в результате немецкой бомбежки во время Великой Отечественной войны). Один из представителей иудейской общины Кафы, торговец Хозя Кокоз, участвовал в 1472-1486 гг. в переговорах между Иваном III и крымским ханом Менгли I Гиреем.

Известно, что часть их переписки велась на древнееврейском языке. Помимо Кафы (Феодосия) и Солхата-Къырыма (Старый Крым) крупнейшим центром тюрков-раввинистов (раббанитов) в Крыму стал город Карасубазар (Белогорск), где в 1516 также была построена синагога. Община крымчаков-раббанитов сущестовала также в Мангупе.

В конце XV века иудейская община Крыма значительно увеличилась за счет евреев-изгнанников из Византии, Испании, Италии, Кавказа и Руси. Вскоре крымчаки начали немного ассимилироваться евреями и все они начали сливаться в единое целое на основе принадлежности к иудаизмуталмудического (то есть не-караимского) образца. Важным фактором в процессе этого объединения стало заимствование разговорного языка, одежды и повседневных обычаев у соседей-татар.

Раббанитская община остается проживать преимущественно в восточной части Крыма, в Кафе и Карасубазаре. Караимы превышали раббанитов-крымчаков и по численности. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII векараббаниты составляли лишь 25% от общего числа иудейских подданных Крымского ханства, а караимы – 75%. Взаимоотношения между крымскими раббанитами и караимами, несмотря на религиозные противоречия, были в целом достаточно добрососедскими, и эти общины часто помогали друг другу.

По переписи 1897 г. было зафиксировано 3345 крымчаков. Перед Второй мировой войной в Крыму проживало около 6 тысяч крымчаков. После захвата фашистами Крыма все крымчаки были расстреляны осенью 1941 года вместе с остальными евреями. После войны в живых осталось около 1 тыс. человек – мужчины-фронтовики, и немногочисленные семьи, успевшие эвакуироваться.

Часть уцелевших крымчаков была депортирована советскими властями в Среднюю Азию вместе с крымскими татарами в 1944 г..

Кто такие крымчаки?

Общая численность: около 1,5 тыс. человек, включая 600-700 – в Израиле, 294 – в России (в т. ч. 204 – в Крыму), 204 – в Украине, 173 – в Узбекистане.


Теги: искусство , культура , крым , народ , крымчаки , кърымчак , крымчахлар , кърымчахлар , альманах , музей , крымчакская музыка , вымирающий этнос , фото крымчаков

В 1989 году в Крыму стали вырастать, как грибы после дождя, национальные общества. Наряду с другими, было создано и крымчакское культурно-просветительское общество с целью возрождения родного языка, истории, культуры. Так как основные носители всех признаков этничности - старые аксакалы - были зверски снесены немецко-фашистскими варварами, пришлось всё это восстанавливать оставшимся в живых. При обществе была открыта школа по изучению родного языка. Как известно, первый просветитель крымчакского народа в ХХ веке И.С.Кая считал, что крымчаки говорят на татарском языке. Естественно, он прекрасно видел разницу между крымчакским и татарским языками (он сам создавал учебники и татарского и крымчакского языка, и они существенно отличались друг от друга), но приписывал это вопиющей неграмотности крымчаков.

Несмотря на то, что 80 процентов крымчаков было уничтожено, у некоторых, оставшихся в живых, сохранились старинные рукописи крымчаков – джонки. Они были написаны на крымчакском языке, но древнееврейский алфавит, которым пользовались крымчаки, был забыт, и не осталось уже никого, кто мог бы их прочитать. Несколко лет потребовалось для освоения этого алфавита. И нам открылось то, что и теперь недоступно многочисленным историкам.

Вспомним: в 1925 году крымчаки просили власть классифицировать себя как отдельную этническую группу с родным (они не назвали его татарским. ) языком. Старинные крымчакские рукописи подтвердили: это был не каприз, их просьба была обоснованна.

Читайте также: