Любовная лирика маяковского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Любовная лирика Маяковского

Но вступление содержит и жизнеутверждающую патетику, веру и радостное мировосприятие, противостоящее трагедии и уродству:

У меня на душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Иду – красивый,
Двадцатидвухлетний.

Какие метафоры и сравнения в тексте поэмы произвели на вас особенно сильное впечатление? Выпишите их.

Вопросы для беседы

Татьяна Алексеевна Яковлева, которой были подарены стихи, в 1925 году по вызову отца, проживавшего в Париже, уехала и СССР и осталась жить за границей. Маяковский познакомился с ней осенью 1928 года в Париже. После его отъезда переписка продолжалась до августа 1929 года.

В названии стихотворения обозначена его тема – любовь. Маяковский понимает, что, находясь в Париже, естественно говорить об этом чувстве, так как Париж в сознании читателей стал ее символом.

Письмо формально адресовано редактору, представляя собой своеобразный отчет командированного в Париж поэта. Поэт рисует картину встречи с той, которая вызвала в груди сильное сердцебиение.

Лирический герой Маяковского влюблен в Россию. Он чувствует кровное родство с тем миром, простым и грубоватым, который остался за спиной. Он напорист, активен, не защищен против женской красоты, сам себе дает лестные рекомендации. Что чувствует при этом героиня его романа, неизвестно. Любовное чувство к женщине растет, оно становится высшей ценностью бытия, источником вдохновения, которое дает ощущение цельности мира.

Письмо приобретает форму откровенной исповеди, оно пронизано нежностью к возлюбленной.

Любовь дает ощущение цельности, физической и нравственной силы, слияния человека с Вселенной.

Кому же это объяснение в любви? Это обращение ко всему человечеству, утверждение ценности любви как таковой, которую, может быть, кто-то и не испытал.

Поэма создавалась с декабря 1922 по февраль 1923 года, в период расцвета непа и широкого распространения мещанства в стране. Поэт откликается на эту тему. В то же время произведение стало ярким выражением громадного чувства любви. Поэма носит автобиографический характер и отражает взаимоотношения автора с Лилей Брик.

Вопросы для беседы

Что снова отвергается и что утверждается им в понимании любви?

Разделяете ли вы эту точку зрения?

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. СПб.: Паритет, 2002

Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Именно эта тема является тем самым ларцом постоянного вдохновения и идей, толкающая знаменитых автор на создание новых произведений искусств. Абсолютно все поэты видели в этом великом и грандиозном, что-то личное.

Любовь у Маяковского, явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.

Любовная лирика Маяковского

Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, надеждами и отчаяниями — в его стихах. Произведения поэта, рассказывающие о его жизни, не могут не затрагивать тему любви.

Поэт считал, что писать можно лишь о том, что пережил сам, поэтому все его произведения во многом автобиографичны. Хотя самые ранние стихотворения о любви (“Я”, “Любовь”, трагедия “Владимир Маяковский”) мало связанны с личными переживаниями поэта. Позже появляется знаменитая поэма Маяковского “Облако в штанах”, в которой поэт рассказывает о своей безответной любви, причинившей ему мучительную, нестерпимую боль

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Из некоторых источников известно, что между Маяковским и Марией встало препятствие, одно из тех, которые порождались тогдашней общественной жизнью, социальными условиями, основанными на неравенстве людей, на господстве материальных расчетов. В поэме этому дано очень краткое объяснение словами самой Марии:

муча перчатки замш,

Не смоют любовь

Здесь поэт размышляет о сущности любви и её месте в жизни человека. Продажной любви Маяковский противопоставил любовь истинную, страстную, верную.

То есть можно заметить, как тесно переплетаются в творчестве Маяковского чувства поэта и чувства лирического героя.

Понять помогают Маяковского-человека именно его искренние и прекрасные стихи о любви.

Девушка пугливо куталась в болото,

ширились зловеще лягушечьи мотивы,

в рельсах колебался рыжеватый кто-то,

и укорно в буклях проходили локомотивы.

В облачные пары сквозь солнечный угар

врезалось бешенство ветрян_о_й мазурки,

и вот я — озноенный июльский тротуар,

а женщина поцелуи бросает — окурки!

Бросьте города, глупые люди!

и Идите голые лить на солнцепеке

пьяные вина в меха-груди,

дождь-поцелуи в угли-щеки.

Произведение отличается нарочитой сложностью образов. В нем поэт противопоставляет жизнь городскую жизни загородной, очевидно отдавая предпочтение второй. Близость к природе – вещь в какой-то степени опасная. Недаром девушка кутается в болото пугливо, а ширящиеся лягушачьи мотивы названы зловещими. Скорей всего, эти яркие образы – результат прогулок Владимира Владимировича по подмосковному Кунцевскому парку.

Ими же навеяны локомотивы, упорно проходящие в буклях, рыжеватый кто-то, колеблющийся в рельсах. Вторая строфа стихотворения переносит читателей из действительности загородной в реальность урбанистическую. В новой локации с любовью дела обстоят настолько плохо, что женщина целуется, будто на тротуар окурки бросает. Прибавьте к этому солнечный угар и бешенство ветряной мазурки – согласитесь, картина изнывающего под летним зноем города получается не слишком привлекательной.

Ведь, если звезды зажигают -

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда! -

не перенесет эту беззвездную муку!

но спокойный наружно.

“Ведь теперь тебе ничего?

Ведь, если звезды

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда?!

Начинается стих с восклицания, которое занимает слух читателя, после этого следует несколько философских вопросов. Читатель выступает здесь больше в роли слушателя. Дальше разворачивает сам сюжет, в котором кто-то просит появление новой звезды на небе у самого Бога. Автор использует повторение начальных строк в конце стихотворения, но в финале эти слова звучат более уверенно и жизнеутверждающе. Этот прием называется кольцевой композицией.

Каждый читатель может трактовать стихотворение по-своему. В нем все так же будут присутствовать боль и крик души поэта. Этим произведением автор пытался достучаться к сердцам слушателей, добиться всеобщего признания и понимания своего авангардного и модернистского творчества.

Любовная лирика Маяковского в 9 — 11 классе

Глупой комедии остановите ход!

Лирический герой, по-моему, романтичен в своих чувствах. Но разочарование и внутреннее страдание делают его жестоким и циничным. Боль души настолько сильна, что Маяковский перестает верить в любовь земную:

души не растрачу,

и в сердце насмешку плюну ей!

Человеческая любовь, по мнению поэта, невозможна в мире материальном и поверхностном. В своих стихах Маяковский рисует высокий идеал любви-созидания, которая обогащает человека, делает его лучше и чище. По мнению автора, человек не может быть счастлив для себя одного, даже в таком исключительном чувстве.

ревнуя к Копернику,

а не мужа Марьи Иванны,

тяжкая гиря ведь –

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

Горечь обиженных жалоб.

Это чувство настолько сильно, что лирический герой не видит без любимого человека смысла жизни и красоты окружающего мира:

Кроме любви твоей,

А я не знаю, где ты и с кем.

В своем чувстве лирический герой – обычный человек, а уже не поэт. Перед любовью все люди равны: сильны и беззащитны одновременно. Даже творчество не способно спасти героя от душевных мук. Только осознание того, что любимая счастлива, хотя и не находится рядом с ним, делают жизнь лирического героя значимой, имеющий смысл.

Мне кажется, что любовную поэзию Маяковского нельзя сравнивать с любовной лирикой других поэтов, поскольку у него свое, особое, чувствование этой проблемы. Любовь, по мнению Маяковского, возможна только в мире идеальном, а в современной дисгармонии, где царит только стремление к материальному, ее нет. Но человеческая душа как проявление идеального мира, все же тянется к этому чувству.


Любовная лирика Владимира Маяковского

2.Кому посвящал свои стихи Маяковский

3.Особенности любовной лирики Маяковского

Владимир Маяковский – один из самых выдающихся и экстравагантных поэтов 20 века. Начиная как футурист, он создал свой собственный и уникальный литературный стиль, который нельзя спутать ни с одним другим.

Не смотря на большую популярность в обществе, жизнь у Владимира была не легкой. Он прошел через множество трудностей и душевных терзаний. Особенно ему досталось от представительниц прекрасного пола – женщин. Именно они были лекарством и ядом для Маяка.

Они причинили ему много боли, однако без них мир бы не лицезрел ряд прекрасных художественных произведений. Именно о любовной лирике этого поэта и пойдет речь.

Кому посвящал свои стихи Маяковский?

У Владимира была крайне необычная внешность. Грубо говоря, это был высокий мужчина с грубыми чертами лица. Однако за суровой внешностью скрывалось ранимое и чувствительное сердце. Именно этим он и привлекал женщин, которым и посвящал свои стихотворения. Поэт влюблялся не часто. В отличии от Есенина, он был крайне избирателен. Можно назвать только четырех избранниц, которые смогли покорить “облако в штанах”.

Первой была Мария Денисова-Щаденко – известный в СССР скульптор. Познакомились они в Одессе в 1914 году и начался длительный роман. Поэт посвятил ей не одно стихотворение. Одним из лучших считается “Это было в Одессе”. Однако они не смогли быть вместе долгое время. Разное социальное положение, общественные нравы – все это быстро разлучило эту необычную пару. В итоге Мария вышла замуж за другого.

Тема разлуки и разбитого сердца нашла отражение в первом крупном произведении поэта “Облако в штанах”. Все раны рано или поздно заживают. Расставание Маяковский пережил и сразу же нашел свою главную музу - Лили Брик. Отношения между этими людьми были страстными, безумными, но прекрасными. Лили была необычной женщиной, которая всегда стремилась к свободе. Владимиру же нравилось подобное свободомыслие, однако от него он и страдал.

В том, что Маяк был по уши влюблен, сомневаться не приходится. Достаточно просто прочитать лучшее произведение поэта “Лиличка! Вместо письма”. Поэт одновременно наслаждался и страдал от этих отношений. Он неоднократно рассуждал о сущности любви в своих стихотворениях (“Люблю”, “Про это” и так далее). Часто автор приходит к выводу, что настоящая любовь тесно сопряжена со страданиями. Ведь по-настоящему влюбленный готов на все, ради объекта своего обожания.

Отношения с Лили были слишком непостоянными, поэтому пара распалась. Долгое время поэт блуждал в гордом одиночестве. Однако в 1928 году познакомился с Татьяной Яковлевой, которая стала новой фрейлин Маяковского. Они были идеальной парой. Как писал сам поэт в “Письмо Татьяне Яковлевой”, это была единственная девушка, под стать ему. К сожаления, Татьяны вышла замуж за другого мужчину. Очередная история отношений закончилась трагично для нашего “быка”. Последние отношения были у Владимира с Вероникой Полонской. Многие считают, что они были просто хорошими друзьями. Однако прекрасное стихотворение “Неоконченное” было посвящено именно ей.

Особенности любовной лирики

Этим прекрасным дамам поэт посвятил такие же замечательные стихи. Основной их отличительной чертой является искренность и душевность. Поэт не стеснялся своих чувств, поэтому вкладывал в них всего себя. Каждое произведение – это настоящая ода возлюбленной. Все эти произведения наполнены невероятно сильными метафорами. Чего только стоит фраза “Я все разно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем.” Стихотворения о любви имеют необычную и сложную ритмику. Автор никогда не стремился к стихам в их классическом стиле. Он всегда экспериментировал со звучанием. Именно поэтому, вся любовная лирика имеет короткие, но броские строфы.

Любовь – это прекрасное чувство. Она принесла много боли Владимиру Маяковскому, однако она также заставляла его творить. Если бы не все эти женщины, никто бы никогда не узнал о богатом внутреннем мире этого добродушного гиганта мужчины.

В XX веке было множество удивительных и необычных поэтов — Сергей Есенин, Марина Цветаева, Анна Ахматова и другие. В творческой среде особенно выделялась любовная лирика Маяковского. Его обычно считали певцом революционного толка, но среди его работ можно найти немало тех, что посвящены чувствам. В них Владимир Владимирович отразил личные переживания.

Владимир Владимирович Маяковский

Биографические факты

Не всегда читатель понимает, как оценивать произведения Маяковского о любви. Его стихотворения отличались необычной формой и поэтому их сложно воспринимать. Поэт выглядел грубо и часто вел себя не самым лучшим образом, но в душе он был ранимым и чутким человеком. В его сердце жила любовь, и она нашла выражение в стихотворениях.

Адресатом его лирики была не только Лиля Брик. В жизни Маяковского было несколько женщин, которых он любил и посвящал им стихи. Среди них особо выделяются три дамы:

Мария Денисова

Тема любви в творчестве Маяковского стоит особняком. Ему не везло на личном фронте и все его отношения заканчивались плохо. Поэт не смог вынести разлуки с Полонской и закончил жизнь самоубийством.

Лиля Брик тоже занимала важное место в жизни Маяковского. Часть стихотворений была посвящена именно ей. Их отношения были странными: Лиля была замужем за Осипом, но встречалась с Владимиром. Официальный супруг женщин был в курсе ее союза с поэтом, но не препятствовал связи.

Особенности лирики

Маяковский был уверен, что в поэзии нужно рассказывать о том, что испытывал человек сам. Поэтому его работы являются отражением пережитого опыта. Он стремился поделиться с миром своими переживаниями, чувствами, мыслями.

В первой части произведения Владимир противопоставляет обыденное восприятие чувств поэтическому. Маяковский описывал любовь как врожденный навык, но у большинства людей оно постепенно отмирает. В остальной части произведения поэт детально описывает свои эмоции, но он признает: в жестоком и равнодушном мире нет места чувствам.

Позже лирический герой встречает женщину, которая становится его мечтой. Она не спешит отвечать на чувства мужчины и словно играет с ним как с мячиком. Герой стремится подарить свои чувства и ничего не желать взамен.

Любовные стихотворения

Основная мысль стихотворения — любовь может вдохновлять человека на самые смелые поступки. В другой работе поэт рассуждает на тему, что значат чувства в жизни человека. Владимир подчеркивает размер своих эмоции, придает им эмоциональную окраску и всячески превозносит.

Лирика для поэта всегда была способом самовыражения. С помощью текстов мужчина рассказывал миру о своих мыслях, чувствах. Кратко изучать его стихотворения невозможно, так как в них скрыт глубокий смысл, поэтому каждый текст нужно внимательно читать и выделять важные моменты.

Любовная лирика Маяковского — это отражение маленького кусочка жизни поэта.

Читайте также: