Международные отношения 60 70 годов 20 века кратко

Обновлено: 01.07.2024

Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР с западными странами начинается т.н. разрядка напряженности, которая явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета США и СССР. Такой паритет не предусматривал победы одной из сторон в гипотетической ядерной войне.

В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (договор ОСВ-1). Он устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок. Однако этот договор не остановил увеличение ядерных зарядов у каждой из сторон.

Годом ранее, в 1975 г. главами 33 государств Европы, а также лидерами США и Канады был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран участниц Совещания будут определяться рядом таких принципов, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод.

Однако СССР видел ключевую роль Акта в признании границ в Европе, а западные страны – в соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. После начала западной кампании в защиту прав человека и войны в Афганистане в 1979 г. политика разрядки была свернута.

Политика в отношении стран Азии и Африки

В отношениях с развивающимися странами СССР отдавал приоритет странам, взявшим курс на развитие социализма (Кампучия, Лаос, Сомали, Мозамбик, Ангола, Никарагуа), которые получали от Москвы экономическую и военную помощь. Союзнические отношения были установлены у СССР и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия), выступавшими против США. Точно такую же политику вел и Вашингтон, поддерживавший режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

СССР и социалистические страны

Нарастание международной напряженности. Гонка вооружений

В июне 1979 г. во время встречи в Вене Л.И. Брежнева и президента США Дж. Картера договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов.

Карибский кризис 1962 г. и его урегулирование. Победа 1 января 1959 г. Кубинской революции обострила напряженность в бассейне Карибского моря. США неприязненно относились к политическому режиму на Кубе. Обе стороны подвергали друг друга жесткой критике. Высшей точкой противостояния двух стран стали события января 1961 г., когда из Гаваны были высланы американские дипломаты, а США в ответ на это разорвали с Кубой дипломатические отношения.

США стали разрабатывать планы вторжения на кубинскую территорию. Одной из таких акций был организованный американскими спецслужбами десант кубинских эмигрантов в апреле 1961 г. на побережье Кубы в местечке Плая-Хирон. Интервенция закончилась провалом. После этого кубинское руководство обратилось за помощью к СССР. Советский Союз смог незаметно, под видом промышленного оборудования доставить на территорию Кубы 42 ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Но американский самолет-разведчик обнаружил их. Разразился международный кризис. 22 октября американский президент Дж. Кеннеди выступил по Национальному телевидению и заявил, что США вводят против Кубы морскую блокаду. Были приведены в полную боевую готовность соединения флота, армии и авиации.

Генеральный секретарь ООН У Тан приступил к интенсивным переговорам со всеми сторонами, участвовавшими в конфликте. Однако ситуация продолжала оставаться напряженной. 23 октября брат президента Дж. Кеннеди Роберт Кеннеди, занимавший пост министра юстиции, нанес неофициальный визит советскому послу в США А.Ф. Добрынину. Посол изложил позицию руководства СССР, объяснив, что советские ракеты размещены на Кубе как ответная мера на угрозу США правительству Ф. Кастро и размещение американских ракет в Турции. В конечном итоге удалось найти компромиссное решение. Советское правительство дало обязательство вывезти ракеты с Кубы, а правительство США обещало не совершать интервенцию в отношении Кубы и убрать из Турции свои ракеты.

20 ноября правительство Соединенных Штатов отменило блокаду Кубы. Карибский кризис был разрешен мирным путем.

В 1959 г. на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР выступил с Декларацией о всеобщем и полном разоружении всех государств. Однако была принята лишь общая резолюция, одобрявшая идею всеобщего и полного разоружения без принятия конкретного плана.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1960 г. СССР внес на рассмотрение документ “Основные положения Договора о всеобщем и полном разоружении”, которое должно было проходить под строгим международным контролем. Однако западные страны не поддержали эту инициативу.

Сильное влияние на пересмотр США и НАТО их прежней политики и стратегии оказали запуск в космос первого советского спутника в 1957 г. и полет Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Эти факты, а также активная позиция миролюбивых сил заставили США и Великобританию подписать вместе с Советским Союзом в 1963 г. Договоре запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Этот документ стал победой всех миролюбивых сил, которые неустанно боролись против ядерной угрозы.

Советско-китайские отношения. На рубеже 60-х годов произошло резкое ухудшение отношений между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. Формальным поводом для этого послужила критика Н.С. Хрущевым культа личности И. В. Сталина. Лидеры Коммунистической партии Китая (КПК) принципиально с ней не согласились. Новый виток обострения отношений между двумя странами произошел после XXII съезда КПСС, который китайское руководство охарактеризовало как “ревизионистский”. В китайских средствах массовой информации началась открытая антисоветская пропаганда.

Усиление напряженности между двумя державами было вызвано также проблемой национальных меньшинств. Прежде всего это касалось жителей Синьцзяна. На территории Синьцзян-Уйгурского автономного района проживали достаточно многочисленные диаспоры казахов, уйгуров, узбеков. В начале 60-х годов из этого региона начался массовый переход населения в СССР. Только с 22 апреля до начала июня 1962 г. нелегально перешли границу 67 тыс. человек. Китайское руководство стало преподносить начавшуюся миграцию как “подрывную деятельность советских ревизионистов”, которые якобы насильственно удерживают китайских граждан на территории СССР.

По инициативе СССР в июле 1963 г. состоялась встреча делегаций КПК и КПСС в Москве. Однако она закончилась безрезультатно. Стороны обвиняли друг друга в отходе от принципов марксизма-ленинизма. В действительности же это была борьба двух стран за гегемонию в мировом коммунистическом движении.

Пекин продолжал свои территориальные притязания. 10 июля 1964 г. председатель ЦК КПК Мао Цзэдун высказал серьезные территориальные претензии Китая к СССР и заключил: “Мы еще не представляли счета по этому реестру”. Территориальное противостояние двух стран в конечном итоге вылилось в вооруженный конфликт. В ночь на 2 марта 1969 г. специально подготовленное подразделение китайской армии численностью около 300 человек, нарушив советско-китайскую границу на р. Уссури, вышло на остров Даманский. Когда советские пограничники подошли к нарушителям с намерением заявить протест и потребовать удалиться с советской территории, те открыли огонь, в упор расстреляв стражей границы. Срочно вызванный резерв советских погранвойск вступил в боевые действия с нарушителями границы и изгнал их за пределы своей территории. В результате этого конфликта погибли 31 советский пограничник, 14 человек получили ранения.

14 марта была предпринята новая попытка вторжения китайских отрядов на остров Даманский, которая тоже закончилась провалом. Советское руководство направило правительству КНР ноты протеста, требуя немедленного прекращения подобных провокаций.

11 сентября 1969 г. по инициативе СССР в Пекине состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина с премьер-министром Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Были обсуждены вопросы улучшения обстановки на границе и дальнейшего развития торговых и экономических связей. 20 октября 1969 г. в Пекине возобновились переговоры по пограничным вопросам. В конце 1970 г. СССР и КНР обменялись послами и подписали торговый протокол.

Однако отношения между двумя странами продолжали оставаться напряженными.

Поворот к разрядке международной напряженности. С начала 70-х годов международные отношения вступили в новый виток своего развития — этап перехода от конфронтации двух миров к разрядке напряженности. Начало ему положил договор между СССР и ФРГ 1970 г. Он базировался на отказе западногерманской стороны от претензий на пересмотр послевоенных европейских границ.

Важное значение для укрепления мира в Европе и дальнейшего развития разрядки международной напряженности имели договоры: 1970 г. (между ПНР и ФРГ); 1971 г. (четырехстороннее соглашение по Западному Берлину); 1972 г. (между ГДР и ФРГ); 1973 г. (между Чехословакией и ФРГ).

Борьба за международную безопасность становится важным фактором международных отношений в этот период. В 1972 г. участники совещания Политического консультативного комитета стран — участниц Варшавского договора выступили с инициативой создания системы европейской безопасности, которая получила поддержку многих стран мира.

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт, в котором были зафиксированы согласованные принципы взаимоотношений стран — участниц совещания, определены меры по снижению опасности возникновения вооруженных конфликтов, содержание и формы сотрудничества между европейскими государствами.

Участники Совещания взяли на себя обязательства руководствоваться следующими принципами: 1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; 2) неприменение силы или угрозы силой; 3) нерушимость границ; 4) территориальная целостность государств; 5) мирное урегулирование споров; 6) невмешательство во внутренние дела; 7) уважение прав человека и основных свобод, включая свободу слова, совести, религии и убеждений; 8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; 9) сотрудничество между государствами; 10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Итоги Совещания отразили заинтересованность народов в мире, разоружении, развитии сотрудничества. Процесс, начатый в Хельсинки, показал реальную возможность достижения взаимовыгодных договоренностей, идущих на пользу всем государствам.

Встречи представителей государств — членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стали проводиться периодически, и в 1995 г. СБСЕ было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Советско-американские отношения в 60—70-х годах. Начало 60-х годов ознаменовалось наметившимся улучшением советско-американских отношений.

После визита Н.С. Хрущева в США в 1959 г. намечался ответный визит в СССР американского президента Д. Эйзенхауэра. Однако полет американского самолета-разведчика, сбитого в мае 1960 г. под Свердловском, привел к срыву визита и ухудшил отношения между двумя странами.

Приход к власти в США в январе 1961 г. демократической администрации и изменение внешнеполитической доктрины создавали условия для улучшения отношений. В период президентства Дж. Кеннеди был подписан ряд советско-американских документов, способствовавших ослаблению угрозы ядерной войны.

Вторая половина 60-х годов характеризуется усилением напряженности в советско-американских отношениях. Это было вызвано прежде всего усилением военной эскалации США во Вьетнаме. Приход к власти в Соединенных Штатах республиканского правительства во главе с Р. Никсоном вселял надежду на потепление отношений между двумя странами. В 1972 г. состоялся визит президента США в Москву. Советско-американские переговоры 1972—1974 гг. внесли определенный вклад в оздоровление международной обстановки. Были подписаны важные документы, в которых признавалось, что в современных условиях нет иной альтернативы кроме мирного сосуществования. Большое значение имело подписание Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Было подписано также советско-американское Соглашение о предотвращении ядерной войны.

После продолжительных переговоров в 1979 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), основанный, как и ранее подписанные документы, на принципе равенства и одинаковой безопасности сторон. Эти договорно-правовые акты создавали предпосылки для развития двустороннего сотрудничества на долговременной основе в соответствии с принципом мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Однако договор ОСВ-2 не был ратифицирован США. Причиной тому послужило ухудшение советско-американских отношений.

Обострение отношений между Востоком и Западом. Срыв разрядки и курс США на победу в “холодной войне”. На рубеже 70—80-х годов международная обстановка вновь обострилась. Это было обусловлено целым рядом причин. В 1974—1975 гг. практически все развитые страны Запада охватили экономический и энергетический кризисы. Это привело к нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнило нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировало всю сферу финансово-кредитных отношений. Создавшиеся условия требовали новых подходов и решений. Пришедшие к власти в ряде стран Западной Европы, США и Канаде консерваторы отстаивали идею проведения жесткого курса на международной арене.

Поводом к этому послужили события в Афганистане. В конце 1979 г. СССР ввел в эту страну, как отмечалось в советских СМИ, по просьбе афганского правительства ограниченный контингент войск. Средства информации Запада обвинили СССР в агрессии против суверенной страны и стали культивировать идею “советской военной угрозы”. Используя эти события, определенные силы в США добились принятия невиданной по масштабам долгосрочной программы наращивания стратегических вооружений. Они поставили целью достижение военного превосходства над Советским Союзом. В США было развернуто производство качественно новых видов вооружения первого удара. Вашингтон проявил стремление осуществить милитаризацию космоса. В ряде стран Западной Европы, входящих в НАТО, были размещены новые американские ядерные ракеты средней дальности.

Это привело к ответным мерам со стороны СССР, что еще более обострило международную обстановку. Рост международной напряженности был вызван также вмешательством США во внутренние дела других стран. Так, сферой “жизненных интересов” США были объявлены Ближний Восток, Африка, Индийский океан. Пентагон стал расширять военное присутствие американцев в этих регионах. Помимо этого, объектами американского вмешательства в конце 70-х — начале 80-х годов стали Ливан, Афганистан, Иран, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Гренада, Ливия.

В 1983 г. президент Р. Рейган провозгласил долгосрочную программу создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования. Она получила официальное название — Стратегическая оборонная инициатива (СОИ). Ее цель заключалась в создании противоракетного щита для прикрытия территории США путем развертывания эшелонов ударных космических вооружений, чтобы иметь возможность первыми применить ядерное оружие против СССР и уменьшить последствия ответного удара по американской территории. Цель СОИ состояла в том, чтобы, разместив американские ракеты в космосе, получить военное превосходство над СССР.

Усиление пацифистских настроений в мире. Тем временем во многих странах возникли антивоенные организации и движения, что было вызвано ростом пацифистских настроений. По инициативе Всемирного совета мира и других общественных организаций был проведен ряд международных конференций и конгрессов за мир, безопасность и международное сотрудничество. В 1986 г. в Копенгагене состоялся Всемирный конгресс миролюбивых сил, посвященный Международному году мира. В работе этого форума, который прошел под девизом “Сохранить мир и будущее человечества”, участвовали около 2,5 тыс. делегатов из 136 стран, представлявших многочисленные антивоенные движения, политические партии и общественные организации. Широкая открытая дискуссия завершилась принятием “Копенгагенского призыва”, требующего прекратить гонку ядерных вооружений на Земле и не допустить ее в космосе.

Движение сторонников мира не являлось решающим фактором в системе международных отношений, но, выражая интересы мировой общественности, оно сыграло свою позитивную роль в разрядке международной напряженности и укреплении мира.

Основы взаимоотношений между СССР и США (1972 г.)

(Извлечение)

Обе стороны признают, что попытки получения односторонних преимуществ, прямо или косвенно, за счет другой стороны несовместимы с этими целями. Необходимыми предпосылками для поддержания и укрепления между СССР и США отношений мира являются признание интересов безопасности сторон, основывающейся на принципе равенства, и отказ от применения силы или угрозы ее применения.

1. Чем был вызван Карибский кризис? Какое значение имело его урегулирование?

2. Каким образом решались вопросы разоружения в 60-х годах?

3. В чем выразилось обострение советско-китайских отношений? Каковы были его причины?

4. Определите субъективные и объективные факторы, которые привели к разрядке международной напряженности.

5. В чем состоят основные достижения процесса разрядки?

6. Назовите причины ухудшения международной обстановки в конце 70-х — начале 80-х годов.

Нормализация от­ношений СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. в мае 1972 г. были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО.

Разрядка напряженности в Европе фактически основывалась на взаимном признании раздела континента на Восток и Запад, принятии господства СССР в его сфере влияния.

Во Франции в 1958 г. Шарль де Голль. Внешнеполитическая концепция де Голля была нацелена на возрождение величия Франции Де Голль форсировал работы по созданию французского атомного оружия, его первое успешное испытание было проведено в феврале 1960 г.

В январе 1963 г. президент де Голль и канцлер ФРГ Аденауэр подписали Елисейский договор, предусматривавший тесное сотрудничество двух стран. В марте 1966 г. он лично принимает решение о выходе Франции из военной организации НАТО. Активизация контактов между Москвой и Парижем создала предпосылки для визита президента Франции де Голля в СССР 20 июня – 1 июля 1966 г. По итогам визита президента де Голля в СССР была подписана советско-французская декларация. В ней отмечалось, что советские и французские руководители уделили первостепенное внимание проблемам Европы.

Первым важным шагом в намеченном направлении стало присоединение Федеративной Республики Германии к Договору о нераспространении ядерного оружия 28 ноября 1969 г.

После ратификации договоров ФРГ с Советским Союзом и Польшей представители ГДР и ФРГ в августе 1972 г. приступили к подготовке договора о нормализации отношений между обоими государствами. 21 декабря в Берлине был подписан Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ. Договор предусматривал установление нормальных добрососедских отношений между ФРГ и ГДР.

3 июля 1973 года в Хельсинки по инициативе Организации Варшавского договора началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1 августа 1975 года после двух лет переговоров был, наконец, подписан Заключительный акт Хельсинкского совещания, в котором европейским странам гарантировались неизменность границ, территориальная целостность, мирное урегулирование конфликтов, невмешательство во внутренние дела, отказ от применения насилия, равенство и равноправие суверенитетов.

СССР и США готовы были к кооперативной биполярности, то есть пойти на такие договоренности, которые закрепляли бы их положение гарантов Ялтинско-Потсдамской системы. С осени 1958 г. в Женеве проходили переговоры трех держав (СССР, США, Великобритании) о прекращении ядерных испытаний.

СССР: укрепление позиции в тех зонах, где США наиболее чувствительны: Сомали (1975 г., порт Бербера), в Эфиопии (1977 г., порт Массауа) и Южном Йемене. Это было проявлением новой военно-морской стратегии СССР, которая предусматривала создание мощных военно-морских сил, способных уравновешивать военно-морскую мощь США и создавать угрозу Соединенным Штатам.

Вьетнамская война или Вторая Индокитайская война (1961 году - 30 апреля 1975). В рез-те ее Вьетнам стал единой незав. страной. Часто война во Вьетнаме рассматривается как пик "холодной войны". В 1956 г., по Вьетнаму, д.б. проводиться референдум о воссоединении страны, затем-выборы президента. Однако, президент Южн. Вьетнама отказался проводить референдум на Юге, т. к. настроения в обществе были в пользу президента Демократич Респ Вьетнама (ДРВ). През-т ДРВ создает на Национ-ый Фронт освобождения Южного Вьетнама, и начинает партизанскую войну с целью свергнуть през-та Юж.Вьетнама. США оказывают помощь Юж Вьетнаму и все более втягиваются в войну. Окончание войны.27 янв 1973 г были подписаны Парижские соглаш-я о прекращении огня во Вьетнаме.

22. Международные отношения на Ближнем Востоке (40-е – 80-е годы XX века). Арабо-израильский конфликт

Первая арабо-израильская война.

Суэцкий кризис (Вторая арабо-израильская война).

Действия Насера вызвали беспокойство в Лондоне и Париже. Англия, Франция, Израиль (=Тройственная агрессия) развернули планомерную подготовку к его реализации. на первом этапе Израиль осуществлял наступление на Синайском полуострове, а Англия и Франция — воздушные налеты; на втором этапе Англия и Франция высадили морские и воздушные десанты в зоне Суэцкого канала.

Третья арабо-израильская война длилась всего шесть дней (с 5 по 10 июня 1967 г.). Арабы планировали начать наступление первыми, но были перенесены на более позднее время. Этим 5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) во главе с Я.Арафатом. Израильские войска быстро продви­гались вглубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Международные отношения в 1960-1980 гг.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Международные отношения в 1960-1980 гг.

Международные отношения в 1960-1980 гг.

Зоны влияния СССР и США в Европе в 1960-1980 гг. После Второй Мировой Войны.

Зоны влияния СССР и США в Европе в 1960-1980 гг. После Второй Мировой Войны в мире появились 2 сверхдержавы – СССР и США. Эти страны были самыми мощными и самыми влиятельными в мире. Разгром фашизма, освобождение Советской Армией Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии позволило Москве создать большую зону влияния. В этих странах были созданы народные органы власти, восстановлены независимость и внешнеполитический суверенитет, проведены крупные социально-экономические реформы. США получили большое влияние в Западной Европе. Великобритания, Франция, Италия, ФРГ стали зависимыми от США. США создают военный блок НАТО, СССР в ответ ОВД. (Организация Варшавского Договора).

Советская Армия Военные стран ОВД

Советская Армия Военные стран ОВД

К концу 1940-х годов оформляется мировая система социализма. В эту систему во.

К концу 1940-х годов оформляется мировая система социализма. В эту систему вошли европейские, азиатские, африканские и южноамериканские государства. Главным социалистическим государством был СССР. К 1982 году в социалистических странах проживало 40% населения Земли. Создание мировой системы социализма стало крупнейшим внешнеполитическим успехом СССР. Социалистический лагерь

Гонка вооружений между СССР и США Монополией на атомную бомбу изначально обла.

Гонка вооружений между СССР и США Усилия, предпринятые советскими конструктор.

Гонка вооружений между СССР и США Техника СССР

Гонка вооружений между СССР и США Техника СССР

Продолжение Холодной войны в 1960-1980 гг. Две сверхдержавы – СССР и США пыта.

Продолжение Холодной войны в 1960-1980 гг. Две сверхдержавы – СССР и США пытались поделить мир, установив в разных странах свои зоны влияния. Противостояние социализма и капитализма нередко приводило к войнам в различных государствах. При этом напрямую СССР и США старались не воевать. Ключевые события: -Деколонизация и распад Британской империи -Карибский кризис (1962) -Берлинская стена (1961-1990) -Война США во Вьетнаме (1965-1973) -Война СССР в Афганистане (1979-1989) -Движение неприсоединения

Деколонизация и распад Британской империи При поддержке СССР в 1950-1960-х гг.

Деколонизация и распад Британской империи При поддержке СССР в 1950-1960-х гг. начинаются национально-освободительные движения в британских, французских и португальских колониях. В результате Великобритания, Франция и Португалия в 1960-1980 гг. потеряли почти все свои колонии. Бывшие колонии стали независимыми государствами. Некоторые новые государства выбрали социалистический путь развития и вошли в социалистический лагерь (второй мир).

Карибский (Кубинский) кризис 1962 года - это международная конфликтная ситуац.

Карибский (Кубинский) кризис 1962 года - это международная конфликтная ситуация, вызванная размещением советских ракет среднего радиуса действия на Кубе. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. 14 октября 1962 г. самолеты разведки ВВС США обнаружили на "острове Свободы" советские ракеты, представлявшие реальную угрозу безопасности США. Американский президент Джон Ф. Кеннеди потребовал от советского правительства вывода ракет. Эти события могли поставить мир на грань ракетно-ядерной войны. Карибский кризис (1962)

Причины Карибского кризиса Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соед.

Причины Карибского кризиса Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности "Юпитер", напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза. Этот тип ракет “доставал" до Москвы и основных промышленных центров. Более того, США планировали размещение стратегических ракет в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность ядерных зарядов и их носителей в отношении 17: 1 в пользу США, так и сократить "подлетное время"

Советские стратеги осознали, что можно эффективно достичь некоторого ядерного.

Советские стратеги осознали, что можно эффективно достичь некоторого ядерного паритета, разместив ракеты на Кубе. Советские ракеты средней дальности на кубинской территории, имея дальность стрельбы до 4 000 км (Р-14), могли держать под прицелом Вашингтон и около половины авиабаз стратегических ядерных бомбардировщиков Стратегических ВВС США, с подлётным временем менее 20 минут. Таким образом, США ведя агрессивную политику против Кубы, не только не добились положительных результатов, но и показали всему человечеству, что собственные национальные интересы для них важнее, чем общепризнанные нормы международного права. Размещение советских ракет на Кубе

Президент Кеннеди обратился к американской публике (и советскому правительств.

Президент Кеннеди обратился к американской публике (и советскому правительству) в телевизионном выступлении 22 октября. В своем обращении Джон Кеннеди подтвердил присутствие ракет на Кубе и объявил военно-морскую блокаду в виде карантинной зоны в 926 км вокруг берегов Кубы, предупредив, что вооружённые силы были "готовы к любому развитию событий" и осудил Советский Союз за "секретность и введение в заблуждение". Никита Хрущёв заявил, что блокада незаконна и что любой корабль под советским флагом будет её игнорировать. Он пригрозил, что если советские корабли будут атакованы американскими, ответный удар последует немедленно. В итоге советская и американская стороны смогли договориться и таким образом избежать ядерной войны. США выводили свои ракеты из Турции, а СССР из Кубы. Сама Куба так и осталась в советской зоне влияния. Обострение и разрешение кризиса

Берлинская стена (1961-1990) Была построена в начале 1960-х годов руководств.

Берлинская стена (1961-1990) Была построена в начале 1960-х годов руководством ГДР, разделяя Берлин на 2 части. Существовала до 1990 года. Пересекать её не разрешалось. Эта стена строилась с целью предотвращения попыток восточных немцев попасть в Западный Берлин и затем в ФРГ.

Война США во Вьетнаме (1965-1973) США в 1965 году начали войну во Вьетнаме. В.

Война СССР в Афганистане (1979-1989) Серьезной ошибкой советского руководства.

Война СССР в Афганистане (1979-1989) Серьезной ошибкой советского руководства являлась война в Афганистане. Ограниченный контингент советских войск оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником. В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) — с другой.

Война СССР в Афганистане (1979-1989) Борьба велась за полный политический кон.

Война СССР в Афганистане (1979-1989) Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран — членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. Общие потери СССР – свыше 13 тыс. человек. Гражданская война в Афганистане продолжается и сегодня.

Движение неприсоединения (Третий мир) В 1961 году в разгар холодной войны бла.

Движение неприсоединения (Третий мир) В 1961 году в разгар холодной войны благодаря усилиям Неру (Индия), Сукарно (Индонезия), Насера (Египет) и генерала Тито (Югославия), было создано Движение неприсоединения с целью интеграции государств, не входящих в коммунистический или капиталистический лагеря. Движение неприсоединения сформировалось с целью борьбы против колониализма, империализма и нового колониализма, объединения развивающихся стран, установления либеральных и независимых от сверхдержав политических и экономических отношений с целью поддержания мира и безопасности между государствами - членами. Гамаль Абдель Насер Иосип Броз Тито Сукарно Джавахарлал Неру

Движение неприсоединения (Третий мир) В условиях, когда Запад и Восток подели.

Движение неприсоединения (Третий мир) В условиях, когда Запад и Восток поделили мир на сферы своего влияния, некоторые свободолюбивые лидеры мира в стремлении объединить государства, независимые от 2 сверхдержав, решили создать организацию, которая могла бы приобрести весомое влияние на международном уровне. Сегодня эти государства динамично развиваются и представляют из себя мощную силу.


Урок знакомит с развитием отношений СССР и США в условиях биполярного мира. Рассматривается деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Движения неприсоединения. Анализируются причины обострения международных отношений в 1980-е годы. Говорится о роли ООН в поддержании мира и урегулировании конфликтов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Международные отношения во второй половине XX века. 1950-е – конец 1980-х годов"

Вопросы занятия будут такими:

биполярный мир: от конфронтации к разрядке. Гонка вооружений;

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Движение неприсоединения;

обострение международных отношений в 1980-е годы;

международные и региональные конфликты 1950-х – 1980-х годов;

роль Организации Объединённых Наций.

В первое послевоенное десятилетие утвердилась биполярная система международных отношений.

Началось глобальное противостояние двух сверхдержав – СССР и США. Конфронтация военно-политических блоков – НАТО и ОВД.

В основе противоборства сторон лежали идеологические причины. Советский Союз пытался расширить зону влияния социализма, следовал идеям мировой революции. США стремились укрепить капиталистическую систему, способствовали распространению демократии, правда её американской версии.

Внешнеполитическая доктрина США преследовала цели:

В советской идеологии США отводилась роль главного мирового агрессора. Но прямого военного конфликта двух сверхдержав удалось избежать.

Угроза тотального уничтожения сохраняла шаткое равновесие в отношениях двух сверхдержав. Мир постоянно балансировал на грани войны.

Появление тактического ядерного оружия стёрло различия между локальным конфликтом с применением данного вида вооружений и мировой ядерной войной.

В 1962 году разразился Карибский кризис. Конфликта удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым.

В августе 1963 года состоялось подписание Московского договора. Он запрещал ядерные испытания в трёх средах – в атмосфере, в космосе, под водой. Правда, от участия в нём отказались Франция и Китай. Московский договор стал первым соглашением по ограничению гонки вооружений.

Но соперничество в области ядерного оружия не прекратилось. В 1970 году СССР заявил о достижении стратегического паритета с США.

То есть, страна создала равное американскому количество ядерных зарядов и средств их доставки. Но к этому времени стороны уже располагали количеством ядерного оружия, превышающим разумную достаточность.

Его хватало не только для взаимного гарантированного уничтожения, но и для того, чтобы несколько раз превратить в пепел весь мир.

К тому же появилась угроза распространения ядерных вооружений. Такая ситуация вынудила стороны начать переговоры о разоружении.

В 1970 году вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Впоследствии к нему присоединились более 170 стран.

В мае 1972 года состоялся первый в истории официальный визит президента США (на тот момент им являлся Ричард Никсон) в Москву.

Главы государств подписали договоры об основах взаимоотношений двух стран, документы, фиксирующие паритет в ядерных вооружениях, соглашения, ограничивающие гонку вооружений.

Среди этих договорённостей особое значение имели:
Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1);

Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).

Одним из его условий являлось ограничение числа участков, защищённых системами ПРО, до одного. СССР развернул такую систему вокруг Москвы. США защитили ракетный комплекс в Гранд Форкс в Северной Дакоте. Для иных территорий СССР и США противоракетной защиты не предусматривалось.

В 1950–1970-е годы угроза новой мировой войны была особенно ощутима в Европе. Регион стал одной из главных арен противостояния СССР и США. ОВД и НАТО сосредоточили в Европе огромное количество оружия, в том числе ракетно-ядерного. Напряжения добавлял тот факт, что страны, входившие в противоборствующие блоки, граничили друг с другом.

Желая ослабить риски, социалистические государства, входившие в ОВД, предложили созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). После нескольких лет переговоров, 1 августа 1975 года в Хельсинки был подписан Заключительный акт СБСЕ. Свои подписи под ним поставили главы 33 европейских государств, а также Канады и США.

Несмотря на ряд договорённостей, СССР и США не могли отказаться от противостояния. Сверхдержавы пытались вовлечь в сферу своего влияния как можно большее количество стран.

Ввиду этого большая группа государств, представлявшая все регионы мира, решила занять нейтральную позицию. В 1955 году данные государства провели Бандунгскую конференцию. В 1961 году состоялась конференция неприсоединившихся государств в Белграде.

Инициаторами этого совещания выступили глава Югославии Иосип Броз Тито, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, президент Египта Абдель Насер.

Так было положено начало Движению неприсоединения.

Но мирные инициативы не возымели должного эффекта и на рубеже 1970–1980-х годов напряжённость в международных отношениях усилилась.

Ряд стран пережил революции. В 1974 году – Эфиопия. В 1978 – Афганистан. В 1979 – Иран. В этом же году сменился режим в Никарагуа.

В 1975 году получили независимость Ангола и Мозамбик. Страны заявили о приверженности социализму.

В итоге обстановка в мире снова накалилась. В 1979 году США отказались ратифицировать договор ОСВ-2. Начался очередной виток гонки вооружений.

Практика переговоров между СССР и США была возобновлена при Михаиле Горбачёве.

В 1986 году состоялась встреча советского лидера и президента США Рональда Рейгана в Рейкьявике. Она открыла путь переговорам о сокращении ракетно-ядерного оружия сторон.

В 1987 году был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1991 – Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Самыми острыми международными конфликтами второй половины 20 века стали:

Корейская война 1950–1953 годов;

Войны во Вьетнаме.

Тем не менее, благодаря достигнутым договорённостям, в 1970-е годы удалось сгладить международные противоречия в Европе.

Но это не означало распространения политики разрядки на другие регионы мира. Наоборот, зона конфликтов переместилась на периферию – в развивающиеся страны. В послевоенные десятилетия главным очагом напряжённости стал Ближний Восток.

Сохранение палестинской проблемы, агрессивная политика Израиля к арабским странам, деятельность ближневосточных террористических организаций создавали постоянную угрозу безопасности. Только с 1947 по 1973 год произошло пять крупномасштабных арабо-израильских войн.

Восстановление мирных отношений Израиля с арабскими странами началось в 1978 году вместе с заключением Кэмп-Дэвидских соглашений.

После 30 лет в состоянии войны Египет и Израиль заключили мир.

Во второй половине 20 века международное значение приобрели и иные военные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке:

Ирано-иракская война 1980–1988 годов.

Последняя началась из-за старого пограничного спора. В войне погибли сотни тысяч иранцев и иранцев, но убедительной победы не одержала ни одна из сторон.

В августе 1990 года началось вторжение Ирака в Кувейт. Страна была оккупирована и объявлена иракской провинцией. Целью войны был захват богатейших залежей нефти.

В ответ на агрессию по решению Совбеза ООН в район Персидского залива была направлена коалиция Многонациональных Сил во главе с США.

Война в Персидском заливе имела особое значение для США. В её ходе была отработана стратегия вмешательства Соединённых Штатов в региональные конфликты.

После деколонизации, Африка превратилась в одну из самых напряжённых зон конфликтов. На этом континенте столкнулись интересы СССР и США.

Кроме того, здесь сплелись пограничные, территориальные, племенные, этнические противоречия. Они привели к громадным человеческим жертвам и разорению многих стран континента.

Вторая половина 20 века была не только временем глобального противостояния, но и периодом борьбы за мир. Проводником такой политики стала Организация Объединённых Наций. Особое значение имела деятельность различных миротворческих миссий и вооружённых сил ООН в разрешении региональных конфликтов.

Миротворцы действовали в самых различных районах:

на Ближнем и Среднем Востоке;

в Конго и в иных районах Африки и Азии.

Международный авторитет позволял ООН принимать важные резолюции. Они осуждали конфронтацию и гонку вооружений, выдвигали предложения о разоружении, призывали к демократизации международных отношений, осуждали колониализм и политику апартеида.

Таким образом, к концу 1980-х годов лидерам СССР и США удалось преодолеть конфронтацию.

Во второй половине 20 века было создано СБСЕ. Появилось Движение неприсоединения.

В 1980-е годы основными очагами международных конфликтов оставались Ближний и Средний Восток, Африка.

Важную роль в поддержании мира и урегулировании конфликтов стала играть ООН.

Читайте также: