Лучизм в живописи это кратко и понятно
Обновлено: 25.06.2024
Что же было в российском авангарде незадолго то супрематизма Малевича? Ответ прост - лучизм от Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. А родился он в головах русских художников под впечатлением от выставки Уильяма Тёрнера в 1906 году в Англии, на которой присутствовал Ларионов.
Историки называют периодом жизни лучизма период с 1909 по 1914 годы. Казалось бы, какие-то пять лет, однако какое сильное влияние лучизмом было оказано на развитие творческих гениев, таких как Казимир Малевич, Татлин, лучизм стал предтечей не только супрематизма, но и конструктивизма.
Особенности
Как и положено любому из -измов начала 20го века, лучизм не был полностью уникальным, некоторые черты он заимствовал из более ранних направлений, таких как кубизм и и постимпрессионизм в воплощении Врубеля. Но давайте к особенностям стиля разработанного Ларионовым:
- Лучисты “отталкивались” от предметов, чтобы творить картины, но, в отличие от кубистов, не пытались делать двумерными трёхмерные предметы, а показать отражения;
- В принципе лучизм - это желание показать предмет через лучи, пронизывающие весь холст;
- Как и импрессионисты, лучисты пытались на своих картинах передать впечатление, полученное от изображаемого предмета при помощи лучей;
- Лучизм отличают яркие, насыщенные цвета, попытки игры с цветовой массой, с контрастами.
А теперь личности!
Без личностей картина любого направления была бы не полной, так что давайте посмотрим, кто творил в стиле лучизма: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Александр Шевченко, Сергей Романович, Михаил Ле-Дантю. Ну и конечно же, посмотрим на пару-тройку работ этих удивительных художников.
Художественные особенности лучизма
Мастера, работавшие в этом стиле лучизм, изображали не предметы, а отраженные от них лучи. Тем самым, по их мнению, удавалось приблизиться к восприятию натуры человеческим глазом, а также стереть границы между плоскостью картины и реальностью. Сами же предметы при этом не имели для живописцев значения, поэтому итоговый результат получался весьма абстрактным.
Картины лучистов имеют характерные черты:
- обилие косых линий, зачастую собирающихся в пучки;
- резкие контуры;
- острые углы;
- акцент не на форме, а на цвете.
Современные искусствоведы рассматривают лучизм-районизм как одно из направлений раннего абстракционизма. Выделяют так называемый реалистический лучизм, где отправной точкой служат предметы, от которых отражается свет, и пневмолучизм, где лучи полностью заслоняют объекты.
История лучизма-районизма: короткая, но яркая вспышка
- Наталья Гончарова;
- Владимир Бурлюк и Давид Бурлюк;
- Михаил Ле-Дантю;
- Сергей Романович.
В выставках лучистов-районистов участвовали также Василий Кандинский и другие абстракционисты, творившие в близких стилях.
Работы живописцев-лучистов демонстрировались на выставках в Москве и Париже. Стиль стал сенсацией, картины бурно обсуждались. Но ярко вспыхнувший интерес к лучизму быстро угас. Парижская выставка 1914 года стала лебединой песней лучистов. Тем не менее, это направление не только дало миру интересные картины, но и оказало влияние на развитие авангарда. Отголоски его заметны и в конструктивизме, и в супрематизме.
Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России , можно сказать — стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так , что мы воспринимаем не сами предметы , а отраженные ими лучи , то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга , благодаря чему мы можем любоваться яркими , сияющими , во всех смыслах энергетическими картинами лучистов.
Лучистое искусство: откуда и куда
С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство – абстрактное. Читать дальше
, по крайней мере , русский. Что ему предшествовало? Считается , что самым первым провозвестником будущего лучистого искусства стала выставка Уильяма Тернера, которую Ларионов посетил в Лондоне в 1906 году. Тот самый Тернер , предвосхитивший будущие направления , наполнивший туманы Альбиона такой цветовой страстью , что из них , туманов этих , вышли и импрессионисты , и постимпрессионисты и , что в данном случае актуально, — лучисты.
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь , 1900.
Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает художник Павел Мансуров, хорошо знавший Ларионова. Он рекомендует искать первые ростки будущего лучизма у Врубеля. Известно , что Ларионов в молодости некоторое время работал под его руководством. Конечно , прямых цитат из Врубеля мы в лучизме не найдем , а вот отголоски — вполне.
Лучизм среди других авангардных течений
Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства. Попробуем разобраться , чем отличается лучизм от прочих -измов тех лет.
Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей , которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы , но и наши чувства , впечатления , ощущения и мы сами — всё отображается в виде лучей , заявил Ларионов. Он мечтал , что когда-нибудь даже будет создан прибор , который позволит оценить , насколько сильно любящие друг друга любят…
Лучисты признавали кубизм, футуризм и орфизм , полагая лучистую живопись вершиной художественного искусства и синтезом этих направлений.
Лучистые картины цепляют за живое именно этой особенностью — сочетанием структуры , присущей кубизму , и водоворота ощущений , впечатлений , который родом из импрессионизма.
Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации , насыщенность , сочность цвета , соотношение цветовых масс , напряженность восприятия , следование
энергетическим векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это , безусловно , не объем. Но это и не плоскость , как в неопримитивизме , и не наложение плоскостей , как в орфизме. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу , и на выходе создается объемное пересечение плоскостей.
При этом отметим , что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова , более многообразны в смысле формы , ее лучи — не непременно именно лучи , они могут создать округлые дуги , изгибаться , вносить глубину и объем в холст.
Лучистые выставки
История
Принципы лучизма
Целью живописи лучисты считали передачу четвёртого измерения, в котором должны действовать совсем другие живописные законы и приемы в отличие от обычной живописи, т.к. человеческий глаз и чувства воспринимают не сами предметы, а отраженные ими цветовые лучи. Эти лучи и должны быть изображены, потому что именно они и являются сущностью предмета.
В. Маяковский, сам занимавшийся живописью, назвал лучизм кубистическим толкованием импрессионизма.
Заключение
Рубеж XIX-XX вв. в России был отмечен многочисленными экспериментами в области искусства.
В чём отличие лучизма от прочих течений и направлений тех лет?
Лучизм считается ранней разновидностью абстрактной живописи. Художник изображает оптическое восприятие предмета, т.е. отражённые от предмета лучи. Ларионов сравнивал лучистый вид предметов с миражом в раскалённом воздухе пустыни.
Но в своих рассуждениях о лучизме М. Ларионов пошёл ещё дальше: он считал, что не только предметы отображаются в виде лучей, но и наши чувства, ощущения и даже мы сами.
Это сложная теория, но на практике произведения лучистов – изображения с резкими контурами, острыми углами и пучками косых линий.
Читайте также: