Лучизм в живописи это кратко и понятно

Обновлено: 25.06.2024

Что же было в российском авангарде незадолго то супрематизма Малевича? Ответ прост - лучизм от Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. А родился он в головах русских художников под впечатлением от выставки Уильяма Тёрнера в 1906 году в Англии, на которой присутствовал Ларионов.

Историки называют периодом жизни лучизма период с 1909 по 1914 годы. Казалось бы, какие-то пять лет, однако какое сильное влияние лучизмом было оказано на развитие творческих гениев, таких как Казимир Малевич, Татлин, лучизм стал предтечей не только супрематизма, но и конструктивизма.

Особенности

Как и положено любому из -измов начала 20го века, лучизм не был полностью уникальным, некоторые черты он заимствовал из более ранних направлений, таких как кубизм и и постимпрессионизм в воплощении Врубеля. Но давайте к особенностям стиля разработанного Ларионовым:

  • Лучисты “отталкивались” от предметов, чтобы творить картины, но, в отличие от кубистов, не пытались делать двумерными трёхмерные предметы, а показать отражения;
  • В принципе лучизм - это желание показать предмет через лучи, пронизывающие весь холст;
  • Как и импрессионисты, лучисты пытались на своих картинах передать впечатление, полученное от изображаемого предмета при помощи лучей;
  • Лучизм отличают яркие, насыщенные цвета, попытки игры с цветовой массой, с контрастами.

А теперь личности!

Без личностей картина любого направления была бы не полной, так что давайте посмотрим, кто творил в стиле лучизма: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Александр Шевченко, Сергей Романович, Михаил Ле-Дантю. Ну и конечно же, посмотрим на пару-тройку работ этих удивительных художников.

Художественные особенности лучизма

Мастера, работавшие в этом стиле лучизм, изображали не предметы, а отраженные от них лучи. Тем самым, по их мнению, удавалось приблизиться к восприятию натуры человеческим глазом, а также стереть границы между плоскостью картины и реальностью. Сами же предметы при этом не имели для живописцев значения, поэтому итоговый результат получался весьма абстрактным.

Лучизм. Сергей Романович. Лучистая композиция

Картины лучистов имеют характерные черты:

  • обилие косых линий, зачастую собирающихся в пучки;
  • резкие контуры;
  • острые углы;
  • акцент не на форме, а на цвете.

Современные искусствоведы рассматривают лучизм-районизм как одно из направлений раннего абстракционизма. Выделяют так называемый реалистический лучизм, где отправной точкой служат предметы, от которых отражается свет, и пневмолучизм, где лучи полностью заслоняют объекты.

История лучизма-районизма: короткая, но яркая вспышка

  • Наталья Гончарова;
  • Владимир Бурлюк и Давид Бурлюк;
  • Михаил Ле-Дантю;
  • Сергей Романович.

В выставках лучистов-районистов участвовали также Василий Кандинский и другие абстракционисты, творившие в близких стилях.

Работы живописцев-лучистов демонстрировались на выставках в Москве и Париже. Стиль стал сенсацией, картины бурно обсуждались. Но ярко вспыхнувший интерес к лучизму быстро угас. Парижская выставка 1914 года стала лебединой песней лучистов. Тем не менее, это направление не только дало миру интересные картины, но и оказало влияние на развитие авангарда. Отголоски его заметны и в конструктивизме, и в супрематизме.

Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России , можно сказать — стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так , что мы воспринимаем не сами предметы , а отраженные ими лучи , то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга , благодаря чему мы можем любоваться яркими , сияющими , во всех смыслах энергетическими картинами лучистов.

Лучизм

Михаил Федорович Ларионов. Голубой лучизм

Лучистое искусство: откуда и куда

Михаил Федорович Ларионов. Стекло

С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство – абстрактное. Читать дальше

, по крайней мере , русский. Что ему предшествовало? Считается , что самым первым провозвестником будущего лучистого искусства стала выставка Уильяма Тернера, которую Ларионов посетил в Лондоне в 1906 году. Тот самый Тернер , предвосхитивший будущие направления , наполнивший туманы Альбиона такой цветовой страстью , что из них , туманов этих , вышли и импрессионисты , и постимпрессионисты и , что в данном случае актуально, — лучисты.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Петуорт-парк с церковью Тиллингтона вдали

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900. Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь , 1900.

Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает художник Павел Мансуров, хорошо знавший Ларионова. Он рекомендует искать первые ростки будущего лучизма у Врубеля. Известно , что Ларионов в молодости некоторое время работал под его руководством. Конечно , прямых цитат из Врубеля мы в лучизме не найдем , а вот отголоски — вполне.

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий

Лучизм среди других авангардных течений

Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства. Попробуем разобраться , чем отличается лучизм от прочих -измов тех лет.

Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей , которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы , но и наши чувства , впечатления , ощущения и мы сами — всё отображается в виде лучей , заявил Ларионов. Он мечтал , что когда-нибудь даже будет создан прибор , который позволит оценить , насколько сильно любящие друг друга любят…

Михаил Федорович Ларионов. Лучистые линии

Лучисты признавали кубизм, футуризм и орфизм , полагая лучистую живопись вершиной художественного искусства и синтезом этих направлений.

Лучистые картины цепляют за живое именно этой особенностью — сочетанием структуры , присущей кубизму , и водоворота ощущений , впечатлений , который родом из импрессионизма.

Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации , насыщенность , сочность цвета , соотношение цветовых масс , напряженность восприятия , следование
энергетическим векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это , безусловно , не объем. Но это и не плоскость , как в неопримитивизме , и не наложение плоскостей , как в орфизме. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу , и на выходе создается объемное пересечение плоскостей.

Михаил Федорович Ларионов. Петух. Лучистый этюд

При этом отметим , что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова , более многообразны в смысле формы , ее лучи — не непременно именно лучи , они могут создать округлые дуги , изгибаться , вносить глубину и объем в холст.

Наталья Сергеевна Гончарова. Ткач

Лучистые выставки

История

Принципы лучизма

Целью живописи лучисты считали передачу четвёртого измерения, в котором должны действовать совсем другие живописные законы и приемы в отличие от обычной живописи, т.к. человеческий глаз и чувства воспринимают не сами предметы, а отраженные ими цветовые лучи. Эти лучи и должны быть изображены, потому что именно они и являются сущностью предмета.





В. Маяковский, сам занимавшийся живописью, назвал лучизм кубистическим толкованием импрессионизма.

Заключение

Рубеж XIX-XX вв. в России был отмечен многочисленными экспериментами в области искусства.

В чём отличие лучизма от прочих течений и направлений тех лет?

Лучизм считается ранней разновидностью абстрактной живописи. Художник изображает оптическое восприятие предмета, т.е. отражённые от предмета лучи. Ларионов сравнивал лучистый вид предметов с миражом в раскалённом воздухе пустыни.

Но в своих рассуждениях о лучизме М. Ларионов пошёл ещё дальше: он считал, что не только предметы отображаются в виде лучей, но и наши чувства, ощущения и даже мы сами.

Это сложная теория, но на практике произведения лучистов – изображения с резкими контурами, острыми углами и пучками косых линий.


Читайте также: