Литература северного возрождения кратко

Обновлено: 28.06.2024

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше

стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия , подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так , практически на столетие позднее , зародилось Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Северное Возрождение

Первыми странами , обратившимися к ренессансным идеалам , стали Германия и Нидерланды. Затем Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Ганс Гольбейн Младший. Послы (Портрет Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва)

Художники Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

проявило себя в архитектуре , живописи , литературе , философии и науке , однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

Рогир ван дер Вейден. Семь таинств. Фрагмент

Ганс Мемлинг. Триптих Воскресения Христова

Особенности Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало отправной точкой гуманистического развития , духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии , в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Живопись северных стран характеризовалась своими уникальными выразительными чертами.

Франсуа Клуэ. Кормление младенца

— В отличие от итальянского Возрождения , черпавшего вдохновение в античности , северные художники больше тяготели к готическому наследию, его архаичности , символизму и религиозности.

— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.

— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом , гармонии , конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах , как пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

— Для Северного Возрождения характерна детализация , порождающая невероятную реалистичность , и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.

Жан Фуке. Мадонна в окружении серафимов и херувимов. Створка Диптиха из Мелена

Ян Ван Эйк

Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его крупнейшим произведением считается Гентский алатарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты , Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные , осязаемые образы.

Ван Эйк стал одним из первых крупнейших мастеров портрета в Европе. В его портретах строгость сочетается с удивительной выразительностью , как , например , в первом европейском парном портрете купца Джованни Арнольфини с супругой — символичный и сдержанный , в то же время этот портрет

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Ян ван Эйк. Гентский алтарь

Будучи одним из первых художников , освоивших масляную живопись , Ван Эйк создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких , просвечивающих слоев краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем , но и повлияло на итальянских мастеров , таких как Антонеллло да Мессина.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший был прекрасным художником , графиком и рисовальщиком. В 1550-х годах он посещал Италию , а с 1563 года работал в Брюсселе. В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми , что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи. Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами , Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Гротеск и фантастическая причудливость Босха в значительной мере повлияли на монументальные композиции и на воплощение камерных сюжетов из крестьянской жизни Брейгеля. Отметим , что широта композиции и тональное единство живописи Брейгеля заложили основы национального нидерландского пейзажа.

Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец

Питер Брейгель Старший. Игры детей

Иероним Босх

Иероним Босх провел всю жизнь в городе Хертенбосе в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные композиции , основанные на поговорках , притчах и пословицах , сочетают гротеск , фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны , традиционны и оригинальны.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений

Завораживающее чувство тайны , известной только художнику , сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II. Босх — удивительно современный художник , его видение повлияло на экспрессионистов и сюрреалистов.

Иероним Босх. Искушение святого Антония

Иероним Босх. Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер является одним из столпов Северного Возрождения. Находясь под влиянием итальянской гуманистической мысли и поздней готики , этот великий германский живописец , график и теоретик искусства сочетал в своих работах экспрессивность , философское начало , прославление человека как венца божественного творения и сложный символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и Дьявол

Лукас Кранах Старший

В своих работах германский художник Лукас Кранах Старший обращался к самым разным сюжетам , причудливо сочетая как античные традиции , так и готическую трактовку человеческого тела и пейзажа. Основатель Дунайской школы , Кранах прославился гармоничным сочетанием пейзажа и человеческой фигуры.

Лукас Кранах Старший. Оленья охота близ замка Хартенфельс

Художник жил в Австрии и Нидерландах , был сторонником Реформации и часто писал портреты своего друга Мартина Лютера.

Лукас Кранах Старший. Диптих. Портрет Мартина Лютера и его супруги Катарины Бора

Лукас Кранах Старший. Портрет Саксонских принцесс Сидонии, Амелии и Сибиллы

Во всех сферах

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало эпохой научных открытий , среди которых можно отметить гелиоцентрическую модель Вселенной , предложенную польским астрономом Николаем Коперником.

Воздействие гуманистического движения в 15 веке на культурный процесс в Англии, Германии, Нидерландах и Франции. Развитие гуманистической литературы эпохи Возрождения в Нидерландах. Явление Реформации в германском Возрождении. Творчество У. Шекспира.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.12.2014
Размер файла 23,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Возрождение в Нидерландах

Идеи гуманизма в Германии

Ренессанс в Англии

Творчество У. Шекспира

Список использованной литературы

возрождение гуманистический шекспир реформация

Введение

Гуманистическое движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу от родины Ренессанса. Поэтому под термином Северное Возрождение, будем подразумевать Возрождение в Англии, Германии, Нидерландах и Франции.

Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний как эпоха Ренессанса. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения.

Северное Возрождение тесно связано с другим понятием: Реформацией.

Реформация (от лат. reformatio -- преобразование) движением за реформу католической церкви, за создание "дешевой церкви" без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.

Движение началось в Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран.

Возрождение в Нидерландах

Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляется весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость.

В эпоху Возрождения литература в Нидерландах развивалась по двум языковым руслам: на латыни и на общем для страны национальном языке письменности.

Величайшим нидерландским поэтом и драматургом был Йост ван ден Вондел (1587--1679), автор трагедий на библейские и исторические темы, чьи пропитанные духом времени произведения способствовали дальнейшему формированию национального самосознания.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469--1536). Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов, оказав сильнейшее воздействие на гуманистический процесс в Германии, Франции, Испании, Англии. Однако Эразма Роттердамского больше связывают с немецким Возрождением.

Основная часть литературы на нидерландском языке создавалась редерейкерами - риторами, членами устроенных на цеховой лад объединений любителей театра и литературы.

В поэтическом творчестве редерейкеров одной из вершин стали стихи антверпенской учительницы Анны Бейнс (1493 - 1575). Она сочетала риторическую технику и философские размышления с силой искреннего лиризма. Хотя поэтесса немало своих сочинений посвятила страстной пропаганде преимуществ католической веры и обличению протестантов, лучшие ее произведения связаны с темами любви и описаниями мук души, исстрадавшейся от тщеты и суеты, царящих в мире.

В цветах стояла нимфа, словно Флора,

Равна Диане чистотою взора,

Прекрасна -- хоть Венерой назови;

За честь и ум сравнимая с Минервой,

С Юноной -- небожительницей первой;

И жажду я с тех пор ее любви.

Идеи гуманизма в Германии

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации. Возглавлял движение за Реформацию Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августовского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Вот вам дурак библиофил:

Он много ценных книг скопил,

Хотя читать их не любил.

Французский Ренессанс

Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее культуру.

Я знаю, кто по-щегольски одет,

Я знаю, весел кто и кто не в духе,

Я знаю тьму кромешную и свет,

Я знаю -- у монаха крест на брюхе

Я знаю, как трезвонят завирухи,

Я знаю, врут они, в трубу трубя,

Я знаю, свахи кто, кто повитухи,

Я знаю все, но только не себя.

Ренессанс в Англии

Творчество У. Шекспира

Биография Шекспира очень туманна, и о нем мало что известно. Не было сомнений, что Уильям Шекспир существовал, ему отказывали лишь в авторстве, предполагая, что его имя просто было кем-то куплено, чтобы скрыть собственное. Самый знаменитый претендент на авторство пьес Шекспира Кристофер Марло. Он ровесник Шекспира, намного обогнал его своей литературной славой. Марло выделялся и дарованием и честолюбием.

Творчество Шекспира-драматурга делится на 4 периода:

Первый период творчества Шекспира относится ко времени расцвета английской гуманистической драмы. Театры имели большую зрительскую аудиторию, их представления были постоянными.

Несмотря на то, что в этот период написана первая трагедия Шекспира, трагических мотивов очень мало в творчестве этого периода.

Список использованной литературы

1. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. М.: Центр, 1999. 304 с.

2. Симкина Н.Н. Культурология: учеб. пособие. / Н.Н. Симкина. Брянск: БГТУ, 2004. 268 с.

3. Грибунина Н.Г.История мировой художественной культуры: учебное пособие / Н.Г. Грибунина. Тверь, 1993. 239 с.

4. Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения: Учеб. пособие / И.О. Шайтанов. М.: Просвещение, 1997. 400 с.

5. Лосев Л.Ф. Эстетика Возрождения. / Л.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. 624 с.

6. Кузьминой М.Т. История зарубежного искусства. / Под ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л. М., 1984 г.

7. Бердичевский А.М.: Методические материалы к курсу "История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения".

8. Искусство средних веков и возрождения. Энциклопедия. М., 2002 г.

9. БВЛ. Серия первая. Том 32. Европейские поэты Возрождения.

Подобные документы

Культура итальянского Возрождения. Северное Возрождение. Эпоха возрождения, титаны Ренессанса. Европейская литература эпохи Просвещения. Немецкий романтизм. Реализм и романтизм во Франции и в Англии.

доклад [60,7 K], добавлен 21.03.2007

Специфические признаки и особенности эпохи Возрождения, ее место и значение во всемирной истории. Культурное наследие Возрождения, представители и шедевры, характерные черты литературы. Преобразования в искусстве с переходом к новому восприятию мира.

реферат [11,1 K], добавлен 14.09.2010

Основные факты биографии Уильяма Шекспира - наиболее известного английского поэта и драматурга. Репутация и критика, сомнения вокруг личности поэта. Вопросы периодизации творчества. Язык драматургических произведений автора. Идеи эпохи Возрождения.

презентация [3,5 M], добавлен 09.12.2014

Франческо Петрарка как основоположник послесредневекового гуманизма. Джованни Боккаччо и "Декамерон" как главное произведение его жизни. Литература французского Возрождения. Вершина английского возрождения, анализ и исследование творчества Шекспира.

курсовая работа [38,5 K], добавлен 16.10.2013

Исторические аспекты эпохи просвещения в странах Западной Европы. Развитие литературы в эпоху просвещения. Литература Англии, Франции, Германии. В иной эмоциональной тональности снова зазвучали новеллы-притчи, романы-притчи, пьесы-притчи.

Список рекомендуемой литературы

1. Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения / О. Бенеш. - М., 1973.
2. Брагина, Л.М. Итальянский гуманизм / Л.М. Брагина. - М., 1977.
3. Брагина, Л.М. Социально-эстетические взгляды итальянских гуманистов / Л.М. Брагина. - М., 1983.
4. Виппер, Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XIV вв. / Б.Р. Виппер. - М., 1977.
5. Воронина, Т.С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии / Т.С. Воронина, Н.Л. Мальвина, В.В. Стародубова. - М., 1994.
6. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич. - М. : Современник, 1996.
7. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М., 1993.
8. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / под ред. Н.М. Брагиной. - М., 1999.
9. Любимов, Л. Д. История Западной Европы / Л. Д. Любимов. - М., 1982.
10. Василевская, Л.Ю. Мировая художественная литература / Л.Ю. Василевская. - М., 1996.
11. Всемирная история: в 13 т. - М., 1957. - Т. 3.
12. Дюби, Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. - Смоленск, 1994.
13. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века / Л.Д. Любимов. - М., 1982.

Искусство Северного Возрождения

Северным Возрождением мы называем искусство Нидерландов (Голландии), Германии, Франции XV- XVI веков. На севере Европы, в отличие от Италии, художники не знали античного искусства и в своем творчестве скорее продолжали традиции средневековой готики с ее эмоциональностью, глубокой верой. Но с итальянским Возрождением их объединял интерес к человеку и реальной жизни. Я предлагаю вам презентацию и краткий иллюстрированный рассказ о самых известных художниках Северного Возрождения. Ян ван Эйк первым стал применять масляные краски, и его картины поражали насыщенностью цвета и точностью деталей. Иероним Босх писал картины, полные жутких и загадочных изображений, которые должны были заставить современников задуматься о проблемах нравственности, о грехах и наказании за них. Питер Брейгель Старший создавал эпические картины земной жизни, повествуя о трудах человека и радостях, которые он получает на земле. Современник Реформации, возможно, он первым говорил о трудолюбии как одной из главных добродетелей человека. Альбрехт Дюрер был и живописцем, и графиком, блестящим мастером портрета и автопортрета. Он, подобно итальянцам, не уставал изучать природу и раздумывать о сущности человека, его внутреннем мире. В конце поста есть вопросы для учеников художественной школы.

Особенности искусства северного Возрождения. Живопись, скульптура, архитектура

человек северного возрождения


Люди на портретах Рогира ван дер Вейдена углублены в себя, словно пребывают в непрерывном общении с Богом.

На картинах художников Северного Возрождения люди не так красивы, как те, что нарисованы, у Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру. Итальянские художники создают картины все более светского характера. У северян сохраняется религиозный дух средневековья с его законами. Так, если у итальянцев обнаженное тело в искусстве воспринималось спокойно, и Микеланджело написал их множество даже на потолке Сикстинской капеллы, то подобные примеры на севере редки. Так, изображения Адама и Евы на Гентском алтаре ван Эйка и диптихе Дюрера имели сложную судьбу и долго воспринимались как непристойные.

сюжеты Поклонение волхвов

У художников Северного возрождения, кроме умения показать внутренний мир человека, поражает обилие деталей, та тщательность, с которой изображены предметы, находящиеся даже на большом расстоянии. Это было продолжением средневековых традиций, так как те или иные предметы имели символическое значение на языке христианства (роза, лилия связывались с Богоматерью, четки — знак благочестия и т.д.). Но с другой стороны в тонкой проработке деталей ощущался интерес к земному миру.

Скульптура и архитектура

Наибольший интерес в искусстве Северного Возрождения представляет живопись, но надо отметить, что во французской скульптуре XV- XVI веков наряду с готикой ощущается интерес к античной скульптуре, что было характерно и для итальянского Возрождения. Здесь надо назвать скульпторов Ж. Гужона и Ж. Пилона.

Скульптура северного возрождения

В искусстве Нидерландов выделяются скульпторы: Клаус Слютер и его племянник Клаус де Верве. Их работы отличаются портретным сходством и эмоциональностью.

Если говорить об архитектуре северного возрождения, то в Нидерландах это, в основном, готика. Зато во Франции, которая гораздо теснее, чем северные страны взаимодействовала с Италией. В XV-XVI веках строились замки в долине реки Луары, которые до сих пор являются одной из главных достопримечательностей страны. Одним из прославленных архитекторов Франции был Филибер Делорм (XVI в). Он автор дворца Тюильри и замка Шенонсо в долине Луары. К строительству замка Шамбор, который находится неподалеку, как считается, имел отношение Леонардо да Винчи. Он в последние годы жизни жил во Франции по приглашению короля Филиппа I, большого поклонника итальянского Ренессанса.

Ян ван Эйк ( (1385 — 1441).

Ван Эйк Мадонна

Северяне не заботились о красоте лиц. А вот детали — каждая, как маленькая драгоценность, и наш взгляд от основных фигур перебегает на заросли роз и лилий, городской пейзаж, павлинов и галок, — все они прописаны с удивительной тщательностью, даже если предметы находятся далеко. Кстати, современники ван Эйка понимали, что галки — символ тщеславия, а павлины — гордыни.

Портрет супругов Арнольфини. По крайней мере, так принято думать. Джованни Арнольфини был богатым купцом. Справа его портрет кисти ван Эйка. Похож? Известно, что он был женат на Констанце Трента которая умерла через несколько лет после свадьбы. Так что когда писался портрет, ее уже не было в живых. Тогда кто эта женщина? Как и другие картины ван Эйка, этот портрет вызывает много вопросов.


Если же не думать о тайнах и просто смотреть на картину, то мы видим двух людей, каждый из которых погружен в свой мир. Они некрасивы, но так трогательно держатся за руки, так серьезны и торжественны, что хочется верить в любовь, которая их соединяет. А на задней стене зеркало и в нем отражается вся сцена, но с другой точки. И как ни мелко изображение, мы видим четко 4 людей, а еще религиозные сюжеты, расположенные на раме.

6 мая 1432 года в городе Гент в соборе святого Бавона был освящен Алтарь, одно из самых грандиозных произведений мировой живописи. Столько людей хотели увидеть это чудо ван Эйка, что решили держать его створки закрытыми и открывать лишь по праздникам.

Гентский алтарь

Но ни одно произведение искусства не претерпело столько приключений, как этот шедевр ван Эйка. Первыми убрали изображения Адама и Евы, потому что в отличие от итальянского Возрождения к обнаженной натуре на севере относились с предубеждением, и австрийский император Иосиф, увидев алтарь во время путешествия, приказал эти доски убрать. С этого начнется разворовывание или продажа отдельных частей алтаря. Частично или полностью его крали 13 раз. И сейчас одна из его досок находится в розыске с 1934 года.

Ад и рай Иеронима Босха (1450-1516).

В конце XV века в Европе в очередной раз ждали конца света. Находили тому множество подтверждений. Тема конца света, Царствия Божьего, где вечно будут благоденствовать праведники и ада, где после Страшного суда будут вечно мучиться грешники, найдет свое отражение и в литературе, и в живописи.

Босх

Левая часть изображает рай. Адам и Ева только что сотворены Богом. А вокруг цветы, животные. Если присмотреться, в раю все не так уж прекрасно. В центре — фонтан жизни, но почему там в окошке довольно мрачная сова? Кошка уже убила мышку, а среди более крупных зверей и вовсе идет поедание друг друга. Так что рай у Босха, несмотря на нежные краски, вовсе не идиллия.

В центре — жизнь людей, которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами. Сегодня опять много говорят о том, что люди должны получать удовольствие, и все СМИ рассказывают о вкусной еде, красивых домах дорогой одежде, приучая людей к мысли о том, что именно так надо жить.

Босх

Босх так не считает, и вкладывает всю свою фантазию в создание жуткой картины ада, которая поражает даже нас, людей XXI века. А на современников художника, которые порой так эмоционально воспринимали проповеди священников о воздаянии за грехи, что падали в обморок, фантастические образы должны были действовать очень сильно.

Левая часть изображает рай. Адам и Ева только что сотворены Богом. А вокруг цветы, животные. Если присмотреться, в раю все не так уж прекрасно. В центре — фонтан жизни, но почему там в окошке довольно мрачная сова? Кошка уже убила мышку, а среди более крупных зверей и вовсе идет поедание друг друга. Так что рай у Босха, несмотря на нежные краски, вовсе не идиллия.

В центре — жизнь людей , которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами. Сегодня опять много говорят о том, что люди должны получать удовольствие, и все СМИ рассказывают о вкусной еде, красивых домах дорогой одежде, приучая людей к мысли о том, что именно так надо жить.

Босх так не считает, и вкладывает всю свою фантазию в создание жуткой картины ада, которая поражает даже нас, людей XXI века. А на современников художника, которые порой так эмоционально воспринимали проповеди священников о воздаянии за грехи, что падали в обморок, фантастические образы должны были действовать очень сильно.

Босх И.

Тем более, что они куда лучше нас представляли их символическое значение. Вот эти полые дерево и яйцо — символы пьянства. Посмотрите, стволы дерева или ноги обуты в лодки. Качает его. А странное существо с клювом, по разным толкованиям, то ли дьявол, то ли безжалостное время.

Перевернутый стол, карты на полу. Эти грешники — картежники и прочие игроки. А вот почему в аду у Босха так много музыкальных инструментов? Предполагают, что музыка, даже церковная, тогда не приветствовалась. Ну уж это слишком. А вот что значит ухо, пронзенное ножом? Не нашла ответа. Может, муки сплетников?


Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569).

Питер Брейгель Старший или Мужицкий писал картины о том, как люди работают, причем всегда его симпатии именно на стороне трудящихся даже если это вразрез с общепринятыми взглядами. Скажем, в Библии Вавилонская башня — символ людской гордыни: надо же, люди решили добраться до Бога. А Брейгель с особой тщательностью рисует те приспособления, которые люди придумали, чтоб построить такую громаду.

Вавилонская башня

Брейгель Питер

Питер Брейгель

Брейгель П.

Великий немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Альбрехт Дюрер

Дюрер написал 13 автопортретов, первый в 13 лет. На некоторых он молод и красив, не других измучен болезнью. Наверное, для него автопортреты были способом познать себя. Один он написал в 1500 году, когда ждали конца света. Говорят, когда его старый отец увидел эту картину, он посчитал, что это Христос, и лишь приглядевшись, узнал своего сына. Он писал автопортрет даже когда был очень болен, желтое пятно — место, где он чувствует сильную боль. Так он пытался рассказать врачу о своей болезни. Самый известный автопортрет 1497 года, он написал его в 26 лет, вернувшись из своей второй поездки в Италию. Дюрер здесь одет нарядно, так одеваться было не принято среди немецких мастеров живописи. Белые кожаные перчатки, тоже привезенные из Италии, тонкая шелковая рубаха, своего рода вызов: он теперь чувствует себя не ремесленником, но творцом.

Дюрер Автопортреты и гравюры

  • Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
  • И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
  • И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
  • И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.


Вопросы для учеников художественной школы

Читайте также: