Лошади на войне кратко

Обновлено: 05.07.2024

Приближается великий праздник для нашей страны и для нашего народа. Живущим сегодня под спокойным синим небом, в мирное время не понять, что такое война. Но мы хотя бы можем приблизиться к пониманию того ужаса, который пришлось пережить нашим предкам, читая книги о войне, просматривая фильмы, читая фронтовые письма и слушая истории доживших до этого времени очевидцев. В преддверии 9 мая мы хотим еще раз обратить внимание наших читателей на то, какую важную роль играли в великой отечественной войне лошади.

Итак, вторая мировая война – это война техники, и коням вроде бы нечего делать на поле боя, где ежесекундно с легкостью можно было нарваться на свинцовую пулю. Но, так или иначе, лошади участвовали в войне, если не как воины, то как помощники, как тяжелая рабочая сила. Там, где не могла пройти даже самая маневренная техника, там, где солдаты нуждались в продовольствии, снарядах, медикаментах, там проходили телеги, запряженные лошадьми, и надежда загоралась в потухших сердцах красноармейцев.

Как мы знаем, в России две беды, так вот пресловутые дороги по весне и по осени превращались в такое месиво, что ни один автомобиль не мог проехать, а вот крепконогие лошадки выручали людей и с завидным упорством переносили все тяготы и лишения армейской службы. Впрочем, немцы тоже вскоре осознали эффективность использования лошадей, и увеличили число лошадей, разумеется, за счет возросшего количества захваченных территорий. Однако, есть по свидетельствам самих же немцев, наши кони и выносливей, и податливей, и если удавалось захватить русских лошадей, немцы ценили их и уважали.

Кстати, наши русские лошадки не чета упитанным холеным немецким сородичам. Наши солдаты не раз захватывали лошадей противника, но те, не выдерживая и недели, падали от усталости прямо в упряжи. Дело в том, что наши лошади привыкли существовать на скудном рационе, и в голодные времена довольствовались соломой с крыш деревенских изб. А вот, привыкшие к полноценному трехразовому сбалансированному питанию, немецкие кони, не имели ни крепких желудков, ни привыкшего к лишениям характера.

Русские не были готовы к войне, об этом все знают. Не хватало в первую очередь техники, а лошадей собирались списать в архив, как анахронизм и неактуальный способ вести бой. Но в 1941 году, оказалось, что списывать конницу преждевременно. Например, выходило, что командиру батальона удобней объезжать своих подчиненных на лошади, а не на положенном мотоцикле. Оказалось, что совершать налеты в тыл противника также эффективней на лошадях. Немцы, уверенные, что если нет дороги, значит, нет прохода, не раз попадались в эту ловушку. Вот цитата одного немецкого генерала.

Не только налеты в тылу оказались под силу кавалерии. Дорога на Дрезден в конце войны оказалась в руках дивизии генерала Блинова. Конечно, боевой дух немцев был уже на нуле, но нельзя не отметить смелость и дерзкую наглость солдат, решивших атаковать немцев, вооруженных самой современной техникой, на обыкновенных лошадях. Были случаи, когда конные отряды красноармейцев брали города и села. Так что конница наглядно доказала свою актуальность и необходимость.
Партизанские отряды целиком и полностью зависели от лошадей. Ведь скрытность и бесшумность – главное оружие партизан, и передвижение на автомобилях и мотоциклах было невозможным. А на лошадях партизаны тихонечко проникали в любую лазейку, разрушали коварные планы врагов, а затем также тихонечко ускользали.
Сколько раненых солдат должны благодарить лошадей за своевременную их доставку в госпиталь? Лошади тянули санитарные фургоны, и у каждого лазарета была своя четырех копытная тягловая сила.
Невозможно назвать точную цифру лошадей, участвовавших в войне, но историки сходятся к мнению, что на в великой отечественной войне участвовало не менее 2 миллионов лошадей. Причем около половины животных погибло на местах сражений. Малок кто знает, что погибнуть могло гораздо больше, если бы не ветеринарная служба, созданная для лечения болезней и ранений лошадей и работавшая четко и организованно. Благодаря ветеринарам десятки и сотни лошадей возвращались в строй и с новой силой продолжали работать на нужды фронта. Так что раненых лошадей никогда не бросали на поле боя, на специальном транспорте их вывозили в ближайшее отделение ветеринарной больницы, и там лошадка, окруженная заботой и квалифицированным лечением, отдыхала и поправляла здоровье.
Какие же породы лошадей участвовали в войне? Да, многие. И донские, и кабардинские, и ахалтекинцы, и простые кузнецкие, и монгольские. Последним недавно установлен памятник скульптора Баяра Банзрагча. К 9 мая в честь 70-летия победы памятник установят на одной из московских улиц. Монголия помогала фронту лошадьми, причем более полумиллиона лошадок этой породы участвовали в войне. Это крепконогие низкорослые лошади, отличающиеся огромной выносливостью и неприхотливостью. Памятник пока не установили, но у нас уже есть его фотография.
Но мы надеемся, что на этом инициатива по созданию памятников не закончится. И нужно отдать должное их подвигу хотя бы посмертно. Пусть люди пронесут через года благодарную память умным и благородным животным, а когда еще, как не сейчас, их чествовать и вспоминать. Ведь на войне лошадям не давали ни медалей, ни званий, ни орденов, у них ведь у большинства даже имен не было. Давайте внесем хоть малую лепту в распространение истории о подвигах лошадей в Великую Отечественную. Поделитесь этой статьей с друзьями, и пусть все знают, что мы помним о значительной роли лошадей на войне и о том, что наша победа эта и их заслуга.

Приближается день Великой Победы. Страшная война унесла миллионы жизней людей и на полях сражений, и в тылу. Несмотря на то, что против пулеметов и танков кавалерия стала бессильна, лошади сопровождали человека всю войну. По официальным данным, штатная численность лошадей в войсках равнялась 1,9 млн голов, но сколько их было в реальности, не подсчитанных, погибших еще до записи в книгу довольствия? Точно неизвестно. По некоторым данным, мобилизовано было 3 миллиона лошадей. Из них около миллиона погибло.

Кавалерию тоже нельзя списывать со счетов. Несмотря на то, что с 1937 года численность конных войск была сокращена вдвое, делая ставку на бронетанковые части, уже в первые недели войны стало понятно, что без конницы не обойтись.

Считается, что история боевого применения лошадей закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулеметов. Конь ничем и никак не защищен от пулеметной очереди, а значит, кавалерия автоматически выбыла из дела.


Появление на полях сражений танков и самоходной артиллерии довершили дело. Теперь лошадь на войне стали рассматривать как анахронизм. Но тем не менее…

Очень правильно судьбу лошадей времен войны раскрыл Николай Бобров

(г. Вольск , Саратовская область) автор нижеследующего стихотворения:

КОНИ НА ВОЙНЕ

Кони на войне. Война моторов,
Танки на прорыв повсюду шли,
Только тысячи коней-тяжеловозов,
Пушки многотонные везли.

Так же как людей, военкоматы,
На войну призвали лошадей,
Ведь они такие же солдаты,
Верные помощники людей.

С конницы войну мы начинали,
Против танков, самолетов шли,
Шашками фашистов порубали,
Под Кущевской выстоять смогли.

Всю войну те кони воевали,
Шли на бой и раненных везли,
Партизанам в битвах помогали,
Сколько же всего они смогли?

Званий, орденов им не давали,
Фуражом могли лишь поощрять,
Но коней конечно врачевали,
Чтоб в строю увидеть их опять.

Не было у лошадей защиты,
И не спрячешь ведь ее в окоп,
Под обстрелами они убиты,
Или ждали - может пронесет.

Видно выбора и не было другого,
Или то была и их война,
И они тянули пушки снова,
Иль топтали лютого врага.

Мы людей погибших посчитали,
Сколько же погибло там коней?
От работы иль снарядов пали,
Или стали пищею людей.

Я уверен, нет тому учета,
Хотя тяжкий труд они несли,
Очевидно кони, их работа,
Победить в войне нам помогли.

Лишь сейчас решили ветераны,
Памятник поставить лошадям,
На горе Поклонной, с павшим рядом,
Поклониться нужно и коням!

Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных!

Конница идет парадом на фронт через Красную Площадь (7ноября 1941г)

Конница идет парадом на фронт через Красную Площадь (7 ноября 1941г)

Советские кавалеристы в строю.(Битва за Москву (Зима 1942г)

Советские кавалеристы в строю.(Битва за Москву (Зима 1942г)

Кавалерийская атака.

Кавалерийская атака. Советские кавалеристы участвовали и в открытом противостоянии. Так, например, в конце войны кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. А 7-й гвардейский конный корпус отличился тем, что взял города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. Так что и здесь кавалерия доказала свою эффективность.

Гвардии-генерал Доватор с кавалеристами(1941г)

Гвардии-генерал Доватор с кавалеристами(1941г). Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что конь может преодолеть расстояние до 100 км за сутки, и пройти там, где не пройдёт никакая техника и сделает это незаметно. Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора во время битвы за Москву сковывал тылы целой армии.

Конники-гвардейцы. Корпус Белова(1941г)

Конники-гвардейцы. Корпус Белова(1941г)

Использование тачанок на войне

Использование тачанок на войне

Конный разъезд ведет наблюдение

Конный разъезд ведет наблюдение

Лейтенант Гуйвик с конем Орликом.

Лейтенант Гуйвик с конем Орликом. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.

Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.

Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.

Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.

Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.

Лошади.Расчет бронебойщиков (1941).

Лошади. Расчет бронебойщиков (1941). Казачий расчет бронебойщиков передвигается верхом на лошадях. На вьючной лошади перевозится противотанковое однозарядное ружье системы Дегтярева образца 1941 года (ПТРД-41).

Форсирование под обстрелом подпись:Форсирование реки под обстрелом 1942 год.

Форсирование реки под обстрелом 1942 год.

Орудийные расчеты при помощи лошадей меняют позиции

Орудийные расчеты при помощи лошадей меняют позиции

Лошади артиллерийского подразделения.

Лошади артиллерийского подразделения.

Пушки ЗИС-3 на марше

Пушки ЗИС-3 на марше" Советская 76-мм дивизионная пушка ЗиС-3 обр. 1942 года
на марше-конная тяга. (1942, 1943, 1944, 1945 гг.)

Лошади вьючные под Севастополем

Расчет 37мм пушки на позиции у дороги. Мобильно перемещались на конной тяге.

Расчет немецкой 37-мм пушки Pak 35/36 на позиции у дороги, также производил маневр при помощи конной тяги

Жизнь лошадей на войне была не долгой

Жизнь лошадей на войне была не долгой

Убитые лошади орудиной упряжки советской 76-мм дивизионной пушки образца 1939 года (УСВ) в поле под Керчью.

Лошади орудийной упряжки (июнь 1942г). Убитые лошади орудиной упряжки советской 76-мм дивизионной пушки образца 1939 года (УСВ) в поле под Керчью. На втором плане немецкий полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 11 с 105-мм легкой полевой гаубицей le.FH 18.

Лошади после боя. Кенигсберг 1945г

Лошади после боя. Кенигсберг 1945г

Седла павших после битвы лошадей

Седла павших после битвы лошадей

Окруженные немцы поели лошадей Гора копыт лошадей, съеденных окруженными в Сталинграде немцами (После окружения под Сталинградом немецкой 6-й армии и перекрытия путей ее снабжения продовольствием, в немецких войсках начался голод.)

Окруженные немцы поели лошадей.
Гора копыт лошадей, съеденных окруженными в Сталинграде немцами (После окружения под Сталинградом немецкой 6-й армии и перекрытия путей ее снабжения продовольствием, в немецких войсках начался голод.)

Лазарет, медсомбаты на конной тяге.

Лазарет, медсомбаты на конной тяге. Сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов были "на конной тяге".

Санитарка на поле боя.

Санитарка на поле боя.

С помощью лошадей расчищали дорогу, по которой шли машины с хлебом

С помощью лошадей расчищали дорогу, по которой шли машины с хлебом

Первый обоз через Ладожское озеро в блокированный Ленинград

Первый обоз через Ладожское озеро в блокированный Ленинград

Берлин. Советские конные обозы(1945)

Берлин. Советские конные обозы(1945)

Лошадь у здания универмага.Сталинград(1947г)

Лошадь у здания универмага.Сталинград(1947г)

Ростов. Горит здание на Энгельса - центральной улице города

Ростов. Горит здание на Энгельса - центральной улице города

(Театр Горького) Парад Победы 1945г. Ростов. Театральная площадь Конница.

(Театр Горького) Парад Победы 1945г. Ростов. Театральная площадь Конница.

Ростов парад победы 1945г. Театральная площадь, тачанки.

Ростов парад победы 1945г. Театральная площадь, тачанки.

Маршал Семен Буденный на параде 7 ноября 1947 года на Красной площади.

Маршал Семен Буденный на параде 7 ноября 1947 года на Красной площади.

Мемориал погибшим животным.

Советский кавалерист в тылу немецких войск. Фото: voenpravda.ru

Какие же породы лошадей преобладали в кавалерии во время Великой Отечественной войны? Самые разные. Любая кавалерийская часть располагала в первую очередь породами лошадей, которые были популярны в местах формирования подразделения:

  • Донские казаки отдавали предпочтение донской породе;
  • Лихие джигиты с Кавказа больше всего ценили кабардинских лошадей;
  • Гордые наездники из Средней Азии обычно восседали на ахалтекинцах;
  • Сибиряки не могли нарадоваться на кузнецкую породу;
  • Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства.
  • Использовали трофейных немецких упряжных лошадей, и постоянно удивлялись: вроде здоровые кони, а через несколько дней работы почему-то падают,а владимировец пол Европы пройдет, питаясь соломой с крыш.

Иногда в конные части приходило пополнение из метисов и полукровок. И, надобно заметить, в большинстве случаев они также честно несли службу, как и их "чистопородные" собратья. "В Москве установлен памятник монгольским лошадям, прошедшим ВОВ до самого Берлина" Памятник сам по себе - хорош, но по СПРАВЕДЛИВОСТИ(. ) название его должно бы звучать " Память всем ЛОШАДЯМ– участникам Великой Отечественной Войны "

К началу Великой Отечественной войны лошадь оставалась важнейшим фактором боеспособности РККА. Конная тяга была основной в полковой артиллерии и обозах, в большинстве тыловых частей. Не такая многочисленная, как прежде, кавалерия уступила роль главной ударной и манёвренной силы механизированным войскам, однако оставалась самостоятельным стратегическим родом войск. При этом лошади собственно кавалерийских соединений составляли меньшую часть конского состава РККА, штатная численность которого равнялась приблизительно 1,9 млн голов.

​Зимний санитарный обоз одной из частей Красной армии - Лошадь себя показала… | Warspot.ru

Зимний санитарный обоз одной из частей Красной армии

В каждом стрелковом полку по штату полагалось иметь около 350 лошадей. На них перевозили артиллерийские орудия и миномёты, имущество связистов, сапёров, химиков и др. Конные повозки были основным транспортом и в полковом тылу. На них доставляли продовольствие, боеприпасы и другое имущество. Нельзя не упомянуть и о полевых кухнях на конной тяге, которые всюду сопровождали войска, чтобы накормить бойцов горячей пищей. Специальные санитарные повозки были и у полковых медиков — на них везли укладки с медикаментами, инструментарием и другим имуществом полковых лазаретов, эвакуировали в дивизионный тыл раненых.

Немало штатных лошадей было и в различных других частях и тыловых учреждениях. Их количество значительно увеличивалось в период снежных заносов, весенней и осенней распутицы, когда отказывал автотранспорт. На фронте многие командиры старались обеспечить свои части дополнительным конным транспортом за счёт трофейных или бесхозных лошадей, которых можно было найти в зоне боевых действий. В некоторых стрелковых частях общее количество лошадей порой доходило до 600, почти вдвое превышая штатную численность.


Достигнутые во второй половине 1930-х годов стабилизация, а затем и рост конского поголовья при значительном улучшении его качества позволили в предвоенные годы бесперебойно обеспечивать армию лошадьми. Пополнение конского состава шло за счёт поставок из военных конных заводов и покупки лошадей ремонтными комиссиями в коневодческих хозяйствах всех зон СССР. Покупали лошадей заводских и лучших местных пород в возрасте от 3 до 8 лет. При правильном телосложении и отсутствии заболеваний и пороков ремонтные лошади должны были иметь высоту в холке не ниже: 147 см — верховые (лошади местных пород — не ниже 142 см), 151 см — артиллерийские, 145 см — вьючные и 136 см — обозные. Обхват пясти у верховых лошадей допускался на менее 18 см, у артиллерийских — не менее 19 см. Принимались лошади всех мастей, кроме пегой.

Уже первые трагические дни после нападения Германии и её союзников на СССР принесли жестокое, но неоспоримое подтверждение правоты тех, кто в годы предвоенных пятилеток ратовал за восстановление и дальнейшее развитие отечественного коннозаводства, претерпевшего столь большой урон в период коллективизации сельского хозяйства.

​Передача коня в фонд обороны от артели имени Ворошилова Мамонтовского района Алтайского края, 1941 год - Лошадь себя показала… | Warspot.ru

Передача коня в фонд обороны от артели имени Ворошилова Мамонтовского района Алтайского края, 1941 год

Но оккупанты расхищали не только породных лошадей. За счёт местных конских ресурсов они покрывали свои потребности в войсковых лошадях. В армиях нацистской Германии и её союзников были кавалерийские части, были и большие конные обозы. По данным немецких историков, в 1939 году вермахт имел по штатам мирного времени свыше 180 000 лошадей и мулов, ещё 393 000 были получены в самой Германии при мобилизации. Всего же за время войны в немецкой армии было использовано свыше 2,75 млн лошадей, три четверти из них — на Восточном фронте.

Недостаток горючего и бездорожье увеличивали потребность оккупантов в гужевом транспорте, и они конфисковали лошадей у местного населения, забирали их из колхозных и совхозных конюшен. По немецким данным, для пополнения потерь и новых формирований вермахта было изъято на оккупированных территориях 2,18 млн лошадей. По официальным же советским данным, захватчики уничтожили и похитили за годы войны на территории СССР около 7 млн лошадей.

На фоне этих потерь ещё более существенной выглядит помощь, оказанная Монгольской Народной Республикой. За годы войны из МНР было поставлено в СССР несколько сот тысяч лошадей, из них 32 000 переданы безвозмездно в дар Красной армии. Это в определённой степени облегчило обеспечение лошадьми. Маленькие, но неприхотливые и выносливые монгольские лошади, сохранявшие работоспособность даже при перебоях в обеспечении кормами, высоко ценились командирами и бойцами. При возможности выбора их зачастую предпочитали крупным трофейным лошадям — более красивым и сильным, но быстро терявшим упитанность при напряжённой работе и недостатке овса и очень медленно её восстанавливающим. Монгольских лошадей использовали под седлом, в обозах и даже в запряжках лёгких артиллерийских орудий.

​В начальный период войны горькую судьбу людей сполна разделили лошади - Лошадь себя показала… | Warspot.ru

В начальный период войны горькую судьбу людей сполна разделили лошади

В рамках проводимой летом 1941 года грандиозной эвакуации населения и предприятий особое место занимает спасение коневодческих хозяйств и конных заводов СССР. Например, успешно прошла эвакуация старейшего Хреновского конного завода (Воронежская область), занимающегося разведением знаменитых орловских рысаков. Всё племенное поголовье завода было эвакуировано сначала в Саратовскую, а затем в Курганскую область. В трудных условиях эвакуации работники завода смогли сохранить большую часть производящего состава и молодняка, продолжить племенную работу, тренинг и испытания рысистых лошадей на Свердловском ипподроме.

Удалось сохранить и поголовье военных конных заводов. Уже в начале августа 1941 года в соответствии с мобилизационным планом военные конные заводы сдали для формирования кавалерийских частей 9000 верховых лошадей. Удачно прошла эвакуация чистокровных арабских лошадей военного Терского конного завода из Львова, где они скакали на ипподроме. За 19 дней лошади прошли своим ходом 1200 км и без потерь прибыли в Провальский военный конный завод в районе города Дебальцево в Донбассе.

К сожалению, эвакуация лошадей других конных заводов с Львовского ипподрома проходила не так организованно. Высококровные и чистокровные верховые лошади не выдержали марша и пропали, затерявшись на оккупированной территории. В конце июля пришлось эвакуировать с Украины два военных конных завода. Полукровные лошади Украинского конного завода перешли в городе Запорожье Днепр и своим ходом дошли в Провальский завод. Ценнейших чистокровных лошадей Александрийского конного завода отправили по железной дороге в Ростовскую область в военный конный завод имени Первой конной армии.

Продвижение противника вглубь СССР в ноябре 1941 года заставило осуществить эвакуацию военных конных заводов в Западный Казахстан. Эвакуационный поход был начат 22 октября. Лошади Терского и Александрийского заводов были отправлены по железной дороге, остальные двигались к Волге походным порядком. Переправа началась 28 октября в районе села Никольское Астраханской области, в 60 км южнее Сталинграда. Переправлялись на баржах до 13 ноября. Потом река встала, а когда лёд достаточно окреп, оборудовали по нему дорогу и перевели остававшихся на правом берегу Волги лошадей.

К началу декабря Управление военных конных заводов расположилось в посёлке при железнодорожной станции Верхний Баскунчак (Астраханская область), а конские табуны — на землях Урдинского конного завода, окружающих колхозов и других хозяйств Уральской области Казахской ССР. Всего было эвакуировано около 40 000 лошадей, а также 8000 голов крупного рогатого скота и 100 000 овец из всех военных конных заводов, кроме Карачаевского, который остался на месте — в случае прорыва гитлеровцев на Северный Кавказ его планировали увести через перевалы в Грузию.

Зимовка на новом месте была очень тяжёлой. Местные хозяйства смогли выделить из своих очень ограниченных запасов лишь менее половины необходимого для эвакуированного поголовья сена. Некоторое количество зернофуража удалось получить из госрезерва. Это помогло сохранить в условиях крайне суровой зимы весь маточный состав и ремонтный молодняк, свести потери до минимума. В спасении лошадей и скота велика была заслуга всех работников конных заводов, особенно же табунщиков, конюхов, гуртовщиков и чабанов, героически трудившихся в морозной и вьюжной степи.

​Ушедших на фронт мужчин в коневодстве сменили дети и подростки - Лошадь себя показала… | Warspot.ru

Ушедших на фронт мужчин в коневодстве сменили дети и подростки

Весной 1942 года в конных заводах смогли организованно начать случную кампанию, провели выжеребку, сдали ещё 9000 ремонтных лошадей в действующую армию. Успех советских войск на фронтах позволил начать полевые работы на землях ростовской группы конных заводов. Туда отправили технику, а затем переправили обратно на правый берег Волги и разместили на территории Дубовских конных заводов часть табунов. Однако новое наступление гитлеровцев, вторично захвативших Ростов-на-Дону и прорвавшихся к Сталинграду, вынудило срочно эвакуировать переправленные табуны конных заводов имени Кирова и имени Фрунзе, а также Карачаевский конный завод в Грузию. В размещении их на новом месте и обеспечении условий для работы большую помощь оказал командующий Закавказским фронтом ветеран Первой конной армии генерал армии И.В. Тюленев.

Летом 1942 года пришлось вторично эвакуировать и остальные военные конные заводы, так как под Сталинградом сложилась крайне тяжёлая обстановка. Вскоре после того, как Управление военных конных заводов переехало в район Уральска, станция Верхний Баскунчак, где оно размещалось до того, была полностью разрушена бомбардировкой с воздуха. Конные заводы ушли без потерь. Перегон табунов вглубь Западного Казахстана начался в конце июля и закончился в середине сентября. Заводы разместились в Уральской области от посёлка Урда на западе до Джамбейтинского района за рекой Урал на востоке. Многотысячные табуны конных заводов имени Будённого, Терского и Зимовниковского переправились вплавь через Урал у села Чапаево, где в 1919 году погиб легендарный герой Гражданской войны.

​Хлебный обоз: лошади были нужные не только на фронте, но и в тылу - Лошадь себя показала… | Warspot.ru

Хлебный обоз: лошади были нужные не только на фронте, но и в тылу

Вторая зимовка в эвакуации также была нелёгкой, но закончилась вполне удовлетворительно. За весну 1943 года лошади на пастбищах хорошо поправились и без потерь перенесли длительный перегон обратно в освобождённые районы Ростовской области и Северного Кавказа. Ровно через два года после начала первой эвакуации, в октябре 1943 года, все военные конные заводы, кроме украинской группы, вернулись на свои старые места.

Лошади пришли хорошо упитанными и здоровыми, в эвакуации были сохранены весь маточный состав и жеребцы-производители (кроме единичного отхода). В середине октября 1943 года командующий кавалерией Маршал Советского Союза С.М. Будённый посетил военные конные заводы и был поражён прекрасным состоянием многотысячных табунов золотисто-рыжих дончаков и англо-донских лошадей. За сохранение в условиях эвакуации ценнейшего поголовья породистых лошадей и овец более 100 работников военных конных заводов были награждены орденами и медалями.

К исходу 1943 года положение в коневодстве оставалось очень напряжённым. Поголовье продолжало снижаться. На 1 января 1944 года оно составило всего 7,7 млн голов — на 0,4 млн меньше, чем в предыдущем году, и почти в три раза меньше по сравнению с 1941 годом. Если в первые годы войны потери были связаны с оккупацией значительной территории страны вражескими войсками, то теперь основной причиной убыли лошадей стали чрезмерная эксплуатация, бескормица и совершенно недостаточное воспроизводство.

Уже в первый год войны резко снизилась механизация сельского хозяйства. В 1942 году в деревне было тракторов 66%, комбайнов 77%, а грузовых автомашин лишь 20% от довоенного количества, но даже для остававшихся машин не хватало горючего. Снова пришлось выполнять большую часть работ на живом тягле, на лошади — исконной помощнице и кормилице крестьянина. Можно без преувеличения сказать, что в годы войны без лошади не только невозможно было вести боевые действия, но и нельзя было обеспечить армию и тыл хлебом, другими продуктами питания.

Между тем, лошадей повсеместно не хватало. Наиболее работоспособные были мобилизованы в армию, а остальные из-за непосильной работы и скудного кормления часто преждевременно заболевали и погибали. Заменить их было нечем, так как подрастающего молодняка почти не было. Слишком мало было жеребцов-производителей и кобыл, годных по возрасту и состоянию здоровья для получения потомства. Да и опытных конюхов, табунщиков, зоотехников и ветеринаров, которые могли бы правильно организовать воспроизводство лошадей в колхозах и совхозах, почти не оставалось.

​Лошадь была незаменима на фронте для командира, связного, разведчика - Лошадь себя показала… | Warspot.ru

Лошадь была незаменима на фронте для командира, связного, разведчика

В 1944 году уменьшение поголовья лошадей прекратилось, начался его постепенный рост. На 1 января 1945 года в стране насчитывалось уже 9,9 млн лошадей. Прирост за год на 2,2 млн — то есть, на 30% — объяснялся, прежде всего, полным освобождением от оккупации всей территории СССР. Однако обеспеченность лошадьми сельского хозяйства освобождённых республик и областей была совершенно недостаточной, так как большая часть поголовья была расхищена оккупантами или погибла. Предстояла большая работа по восстановлению коневодства в стране. Постепенно стала налаживаться деятельность вернувшихся из эвакуации конных заводов; в первую очередь военных. Было начато восстановление многих конных заводов Наркомзема.

Возобновились прерванные войной испытания чистокровных верховых и рысистых лошадей на Центральном московском ипподроме. В начале войны тренировочные отделения были эвакуированы из Москвы. Все годные к военной службе мужчины призывного возраста — жокеи, наездники, тренеры, конюшенный персонал — ушли в армию, их заменили женщины, старики и подростки.

​Бывший комбриг Первой конной армии генерал-майор Михаил Иванович Чумаков (1884 — 1957) с 1921 года занимал ряд ответственных должностей в военном коневодстве - Лошадь себя показала… | Warspot.ru

Бывший комбриг Первой конной армии генерал-майор Михаил Иванович Чумаков (1884 — 1957) с 1921 года занимал ряд ответственных должностей в военном коневодстве

4 июня 1944 года Указом ПВС СССР по ходатайству командующего кавалерией маршала С.М. Будённого было проведено награждение личного состава тыловых подразделений и служб кавалерии. Орденами и медалями были отмечены успехи генералов и офицеров, сержантов и вольнонаёмных в подготовке личного состава, формировании запасных кавалерийских частей, сбережении конского состава. Всего награждалось 315 человек, из которых наиболее высокую награду — орден Ленина — получили руководители Управления военных конных заводов (ВКЗ) РККА:

  • генерал-майор интендантской службы Чумаков Михаил Иванович — начальник Управления ВКЗ, один из выдающихся работников советского коневодства, в 1935 году уже награждённый орденом Ленина за умелое руководство конным заводом имени Будённого, ветеран Первой конной;
  • полковник Бацкалевич Александр Иванович — заместитель начальника Управления ВКЗ, бывший командир 32-й кавалерийской дивизии, с которой в июле 1941 года совершил рейд по немецким тылам в районе Гомеля и Бобруйска;
  • полковник ветслужбы Сильченко Илья Герасимович — начальник ветеринарного отдела Управления ВКЗ, впоследствии лауреат Сталинской премии 1949 года за выведение будённовской породы лошадей.

По мере освобождения советскими войсками Европы появилась возможность вернуть породистых лошадей, ранее угнанных на территорию противника. Командующий 1-м Украинским фронтом маршал И.С. Конев, под началом которого в Берлинской операции сражался 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Баранова, вспоминал:

​Памятка офицерам 7-го гвардейского кавалерийского корпуса с изображением тавро самых известных немецких конных заводов. - Лошадь себя показала… | Warspot.ru

Памятка офицерам 7-го гвардейского кавалерийского корпуса с изображением тавро самых известных немецких конных заводов.

Читайте также: