Литература постсоветского периода кратко

Обновлено: 06.07.2024

Проза Виктора Пелевина - удачное сочетание казалось бы несоединимых качеств: массовости и элитарности, острой современности и погруженности в реалии прошлого, всегда увиденного под весьма эксцентрическим углом зрения. В его новом романе поистине вавилонское столпотворение персонажей - от древней богини Иштар и Че Гевары до вполне реальных сегодняшних политических деятелей. Реальных ли? Или они - плод воображения неких таинственных сил и существуют лишь в рекламных клипах, периодически бомбардирующих сознание "электората"? Герой романа Вавилен Татарский сам создает рекламу и знает ей истинную цену. Но ему и в страшном сне не могло привидеться, какого джина он выпускает из бутылки.

Проза Виктора Пелевина - удачное сочетание казалось бы несоединимых качеств: массовости и элитарности, острой современности и погруженности в реалии прошлого, всегда увиденного…

Роман "Ложится мгла на старые ступени" решением жюри конкурса "Русский Букер" признан лучшим русским романом первого десятилетия нового века. Выдающийся российский филолог…

Герой нового романа…

ISBN: 5-9560-0174-7
Год издания:2003
Издательство: Вагриус
Язык:Русский
ISBN: 5-7516-0054-1
Год издания:1995
Издательство: Текст
Серия:Коллекция 2
Язык:Русский

В новой книге Фазиля Искандера собраны воедино новеллы, иногда веселые и смешные, иногда грустные и трагические, действие которых происходит в легко узнаваемом южном городе Мухусе. Они не связаны между собой сюжетно, а объединяет их мастерство автора и пронизывающая книгу мысль: "цель человечества - хороший человек, и никакой другой цели нет и быть не может".

В новой книге Фазиля Искандера собраны воедино новеллы, иногда веселые и смешные, иногда грустные и трагические, действие которых происходит в легко узнаваемом южном городе…

Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но - легендарный статус!
Повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову и обретает черты сюрреалистического юмора!
Книга, в которой гомерически смешно и изощренно зло пародируется сама идея счастливого детства.
Чуткий и умный Санаев все правильно понял. Оттого ценность его повести возрастает и ей гарантировано место в истории русской литературы.

Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но - легендарный статус!
Повесть, в которой тема…

ISBN: 5-699-01052-1, 5-04-005667-2
Год издания:2004
Издательство: Эксмо
Язык:Русский

Большой кусок моей жизни был связан с биологией, но по прихоти судьбы меня вынесло на другой берег. Те годы оставили значительный след в моей жизни. Это тогда мне открылось родство профессии врача с деятельностью жреца или священника, это оттуда и множество сложнейших вопросов: где границы человеческой свободы и где пролегают границы между здоровьем и болезнью, между жизнью и смертью.

Большой кусок моей жизни был связан с биологией, но по прихоти судьбы меня вынесло на другой берег. Те годы оставили значительный след в моей жизни. Это тогда мне открылось…

ISBN: 5-9560-0049-Х
Год издания:2003
Издательство: Вагриус
Язык:Русский

Действие романа происходит не в далеком будущем, как чаще всего бывало в сочинениях А. и Б. Стругацких, но "здесь и сейчас". Внешняя интрига - попытка неких криминальных структур использовать способность одного из героев угадывать будущее. Примет нашего времени (мафия, коррумпированные выборы, "новые русские") в романе достаточно, но, как всегда, главное в нем - интрига идей и "проклятые" вопросы: имеем ли мы право на вмешательство в чужие дела, пусть даже и во имя высшей цели (привет благородному дону Румате!), где пролегает грань между чистыми побуждениями и своекорыстием, а также - в чем сила и в чем бессилие личности в истории.

Действие романа происходит не в далеком будущем, как чаще всего бывало в сочинениях А. и Б. Стругацких, но "здесь и сейчас". Внешняя интрига - попытка неких криминальных структур…

В застойные годы в городе на Ангаре крестьянская дочь Тамара Ивановна обжилась и создала крепкую трудовую семью: муж-шофер, сын и дочь, сама – труженица. Начавшаяся в стране перестройка обрушила на эту семью испытания, ударив по самому слабому звену. Сбилась с пути и стала жертвой насильника шестнадцатилетняя Света. В этой ситуации Тамара Ивановна выступила главной защитницей не только своих домочадцев, но и самого феномена семьи. Силы при этом она черпала в своих деревенских корнях, в убеждениях и нравственных установках, полученных в детстве. А надежды на будущее связывала с сыном, названным ею в честь своего отца Иваном.

В застойные годы в городе на Ангаре крестьянская дочь Тамара Ивановна обжилась и создала крепкую трудовую семью: муж-шофер, сын и дочь, сама – труженица. Начавшаяся в стране…

Владимир Шаров - выдающийся современный писатель, автор семи романов, поразительно смело и достоверно трактующих феномен русской истории на протяжении пяти столетий - с XVI по XX в. Каждая его книга вызывает восторг и в то же время яростные споры критиков. Три книги избранной прозы Владимира Шарова открывает самое захватывающее произведение автора - роман "Репетиции". В основе сюжета лежит представление патриарха Никона (XVII в.) о России как Земле обетованной, о Москве - новом Иерусалиме, где рано или поздно должно свершиться Второе Пришествие. Евангельский миф и русская история соединены в "Репетициях" необыкновенной, фантастически правдоподобной, увлекательной, как погоня, фабулой.

Владимир Шаров - выдающийся современный писатель, автор семи романов, поразительно смело и достоверно трактующих феномен русской истории на протяжении пяти столетий - с XVI по XX…

Герой романа – поэт-декадент, красный комиссар и пациент психиатрической больницы Петр Пустота. Каждый раз, засыпая в дивизии своего командира Василия Чапаева, он просыпается в лечебнице для умалишенных. Петр убежден, что лечебница – плод его воображения. Однако Чапаев уверяет, что оба этих мира – нереальны, и Петру нужно всего лишь окончательно проснуться. Но как это сделать, если вместо реальности – сияющая пустота?

Герой романа – поэт-декадент, красный комиссар и пациент психиатрической больницы Петр Пустота. Каждый раз, засыпая в дивизии своего командира Василия Чапаева, он просыпается в…

Роман известного российского писателя, публициста, правозащитника Георгия Владимова "Генерал и его армия" критики недаром сравнивают с такими масштабными произведениями в нашей литературе, как "Война и мир" Толстого или "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана. Это произведение - глубокое исследование не только истории Великой Отечественной войны, но и той цены, какую пришлось заплатить за победу. Одна из важнейших тем, которые поднимает при этом писатель, - нравственная целостность человека и его достоинство в самые тяжелые для родины времена.

Роман известного российского писателя, публициста, правозащитника Георгия Владимова "Генерал и его армия" критики недаром сравнивают с такими масштабными произведениями в нашей…

"Роман о том, как люди и народы, обретая родину, обретают судьбу.
XV век от Рождества Христова, почти семь тысяч лет от Сотворения мира… Московское княжество, укрепляясь, приценивается к богатствам соседей, ближних и дальних. Русь медленно наступает на Урал. А на Урале — не дикие народцы, на Урале — лесные языческие княжества, древний таёжный мир, дивный и жуткий для пришельцев. Здесь не верят в спасение праведной души, здесь молятся суровым богам судьбы. Одолеет ли православный крест чащобную нечисть вечной пармы — хвойного океана? Покорит ли эту сумрачную вселенную чужак Иисус Христос? Станут ли здешние жители русскими? И станут ли русские — здешними?"
Алексей Иванов

"“Сердце Пармы” — история про то, что настоящее пространство не на Западе, а на Востоке; что там не пустота неназванная, а историческое, этнографическое и лингвистическое сырьё для еще одной империи; напоенная кровью на три сажени вглубь земля, колонизированная не на картах, а по-настоящему. Роман… про бремя, если хотите, русского человека"
Лев Данилкин, "Афиша"

"Роман о том, как люди и народы, обретая родину, обретают судьбу.
XV век от Рождества Христова, почти семь тысяч лет от Сотворения мира… Московское княжество, укрепляясь,…

"Современный патерик. Чтение для впавших в уныние" Майи Кучерской в одном монастыре сожгли, а в одной из семинарий используют как учебное пособие.
Такой книги раньше никогда не было. Споры о ней разделили читателей на два непримиримых лагеря. Кому-то этот сборник коротких рассказов о священнослужителях и их пастве кажется слишком ироничным и ядовитым, другие убеждены, что книга написана с большой теплотой и любовью.

"Современный патерик. Чтение для впавших в уныние" Майи Кучерской в одном монастыре сожгли, а в одной из семинарий используют как учебное пособие.
Такой книги раньше никогда не…

Переиздание главной сорокинской антиутопии.

Пустить красного петуха и поймать золотую рыбку — лишь малая толика того, что должен совершить за день опричник, надежда и опора государства российского. Слово и дело — его девиз, верность начальству — его принцип, двоемыслие — его мораль, насилие — его инструмент.
Повесть Владимира Сорокина "День опричника" — это и балаганное действо, способное рассмешить до колик, и неутешительное предсказание. Опричник отлично себя чувствует в сорокинской Москве недалекого будущего — потому что он незаменим.

Переиздание главной сорокинской антиутопии.

Пустить красного петуха и поймать золотую рыбку — лишь малая толика того, что должен совершить за день опричник, надежда и опора…

Классик современной русской литературы Владимир Маканин "закрывает" чеченский вопрос своим новым романом "Асан". Массовые штампы, картонные супергерои, любые спекуляции по поводу чеченских войн уходят в прошлое. После "Асана" остается только правда. Каждому времени - свой герой. Асан - мифический полководец, покоривший народы, - бессилен на современном геополитическом базаре мелких выгод. Но победы в войне не бывает без героя. Тезки великого завоевателя - сашки, шурики и александры, отчаянно негероические ребята - удерживают мир в равновесии.

Действие происходит на территории современной Чечни во время первой и второй кампаний. Главный герой романа - майор Александр Жилин - не воюет, просто делает бизнес. Его дело маленькое: поставить горючее федералам, или боевикам, доставить грузы по горной дороге, выкупить пленника у чеченцев за небольшое комиссионное вознаграждение.
Его ориентиры - позывные в вечернем радиоэфире: "Асан хочет крови" - значит, планируется расстрел колонны, или "Асан хочет денег" - можно договориться об обмене.

Асан - древнее языческое божество кавказских народов. По версии одного из героев книги его происхождение связано с походами Александра Македонского. Когда войско завоевателя загнало местных жителей высоко в горы, те придумали своего героя - Асана, великого полководца, покорителя народов.

Роман вошел в шорт-лист премии "Большая книга-2008".

Классик современной русской литературы Владимир Маканин "закрывает" чеченский вопрос своим новым романом "Асан". Массовые штампы, картонные супергерои, любые спекуляции по поводу…

Сегодня писать о войне - о той самой, Великой Отечественной, - сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи.
Оказывается, нет! Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было.
Перед глазами предстанут они: по пояс в грязи и снегу, партизаны конвоируют перепуганных полицаев, выменивают у немцев гранаты за знаменитую лендлизовскую тушенку, отчаянно хотят отогреться и наесться. Вот Димка, потерявший семью в первые дни войны, взявший в руки оружие и мечтающий открыть наконец счет убитым фрицам. Вот и дерзкий Саныч, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, болтун и боец от бога, боящийся всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины. А тут Ковалец, заботливо приглаживающий волосы франтовской расческой, но смелый и отчаянный воин. Или Шурик по кличке Щурый, мечтающий получить наконец свой первый пистолет. Двадцатый век закрыл свои двери, унеся с собой миллионы жизней, которые унесли миллионы войн. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк.
ОБЛАЧНЫЙ ПОЛК - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие "геройства", простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века.

Для детей старшего школьного возраста.

Сегодня писать о войне - о той самой, Великой Отечественной, - сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит.…

Когда речь заходит о конце века XX и начале XXI, возникает мысль о повторяемости литературных процессов, связанных со сменой общественных и государственных формаций. Как правило, исторические смены эпох в России проходили болезненно. Вот характеристика одной из них: “. Все было доступно - роскошь и женщины, разврат проникал всюду. из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги. великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским. Спешно открывались игорные клубы, дома свиданий, театры, кинематографы, лунные парки. ”. Не спешите с ответом. Это художественный слепок России образца начала XX века, данный А.Н. Толстым, - времени, когда всевозможные “измы” пытались теснить реалистическую литературу.

Менялись литературные направления, течения. Мы не сторонники того, чтобы относить господствующую в XX столетии литературу к методу социалистического реализма. В.Г. Белинский в статье “О русской повести и повестях Гоголя” писал о двух методах: “Поэзия двумя, так сказать, способами объемлет и воспроизводит явления жизни. Эти способы противоположны один другому, хотя ведут к одной цели. Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от образа его воззрения на вещи, от его отношений к миру, к веку и народу, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей ее наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам ее действительности. Поэтому поэзию можно разделить на два, так сказать, отдела - на идеальную и реальную”. О таком же делении писал в далекие времена Аристотель в своей “Поэтике”. Литература советского периода тяготела в основном ко второму “отделу”. Никакого нового метода не было. А как сокрушать несуществующее?

Литературу новейшего времени называют постсоветской литературой. Она представляет собой неоднородное явление. В ней заметно выделяются, по крайней мере, два направления: реалистическое и авангардистское (или постмодернистское).

Говоря о современной литературе, следует назвать и писателя Леонида Бородина, дважды побывавшего в застенках ГУЛАГ а, но не отказавшегося от своих убеждений. Об этом, о мужестве людей, о долге перед собственной совестью рассказывается в повести “Третья правда”. Боль за будущее России звучит в произведении “Женщина в море”. Верой писателя в романтические идеалы, в светлую мечту пронизана повесть “Год чуда и печали”.

В произведениях реалистической литературы не надо разгадывать шарады и композиционные коды, выяснять значение и истоки симулякр. Это не значит, что современная реалистическая проза чрезмерно проста: в ней есть и символика, и фантастика, и смысловая многозначность, для ее языка характерно разнообразие выразительных средств, а по сложности сюжетных коллизий она не уступает постмодернистской литературе.

Изучающие феномен постмодернизма выделяют в его истории три периода (“три волны”): становление - 60-70-е годы; утверждение в качестве литературного направления - 70-80-е годы; расцвет - 90-е годы. Именно на годы перестройки, на период вседозволенности, отмены цензуры и падает легализация и пропаганда неомодернизма. Литературоведы пытались давать определения “постмодерну” еще до появления произведений, отвечающих требованиям этого направления: Р. Паннвиц “Кризис европейской культуры” (1917 г.). В трактовках термина нет достаточной четкости. Сошлемся на характеристику постмодернизма как направления, данную Н. Русовой и В. Шевцовым в книге “Читаем русскую прозу. Хрестоматия с пояснениями” (2001 г.): “Постмодернизм - философско-эстетический способ освоения мира, свойственный определенному течению в литературе и искусстве второй половины XX века. Эстетика постмодернизма активизирует метод свободных ассоциаций и ориентирована на безличный текст, фрагментарность, полистилистику. Постмодернистские формы в литературе - коллаж, пародия, метароман, историческое повествование, мобильные малые жанры”.

В отличие от модернистских направлений конца XIX - начала XX века в 90-х годах XX столетия не было четкого организационного оформления литературных групп, если не считать представителей андеграундской группы “Митьки”, в которую входили малоизвестные литераторы и художники: Д. Шагин, А. Флоренский, В. Шинкарев, В. Тихомиров, А. Филиппов.

Если исходить из изображения абсурда, прозаики постмодернизма достигли немалых успехов. Удивил многих читателей представитель “первой волны” постмодернистов Юз Алешковский повестями “Кенгуру” и “Николай Николаевич”. Несмотря на фривольность сюжетов произведений, они, как считает сам автор, несут политический заряд, направленный на критику Советов. В повести “Николай Николаевич” герой сдает сперму для научной лаборатории. Однако зародыш, зачатый в пробирке, погибает, что дает повод Юзу Алешковскому сделать вывод: “марксизм-ленинизм - это очевидный онанизм”.

Период демократии и гласности способствовал появлению на книжном рынке порнографической литературы. К таковой можно отнести и повесть Эдуарда Лимонова “Это я, Эдичка!” Если у Лимонова инвективная лексика и секс выступают как явления частного характера, то Вик. Ерофеев (обычно его творчество относят к шизоаналитическому модернизму) в романе, “Русская красавица” пошлость выводит в ранг добродетели, ради романтизации половых чувств обращается к мистике.

Большой оригинальностью обладает постмодернистская проза, открыто направленная против официальной реалистической литературы. Типической литературе противопоставляется культ индивидуализма и интеллектуальной избранности. Еще в 80-е годы, отвергая советский офиоз, сравнительно молодые тогда Вен. Ерофеев, Юз Алешковский, Л. Петрушевская, В. Нарбикова, Е. Попов, В. Пьецух, Т. Толстая, Э.Лимонов, В. Сорокин, С. Четвертков, ввели в литературный процесс нового героя - не передового инженера и отсталого директора, не коммуниста (как это часто было в произведениях прошлых лет), не рабочего и колхозника, а таких людей, которых в народе презрительно называют “отбросами общества”: пьяницы и проститутки, безработная интеллигенция, шпана и недоучившиеся в институте “вундеркинды”. Постмодернисты ведут поиски своего стилевого почерка (В. Набикова “Равновесие света дневных и ночных звезд”, Л. Петрушевская “Свой круг”, “Бессмертная любовь”). Открытость повествования, реализм, переходящий в натуралистические сцены, или, напротив, ирреальная манера изображения характеризуют прозу С. Каледина (“Смиренное кладбище”, “Стройбат”), Саши Соколова (“Школа для дураков”).

Содержание повести Вен. Ерофеева “Москва - Петушки” составляет жизнь пьяниц, собирающихся за стойками распивочных, в тамбурах электричек, на железнодорожных станциях. В состоянии алкогольного опьянения герои словесно раскрепощаются. “Что у трезвого на уме - у пьяного на языке”. Есть такая народная мудрость. Так и на страницах повести персонажи не стесняются в выражениях. Беспомощный пьяный треп заставляет читателя задуматься о судьбах людей, оказавшихся на обочине жизни. Журнал “Огонек” в октябрьском номере за 1998 г. сообщал читателям: “Вот и открыли памятник главному русскому алкоголику Венечке Ерофееву. При жизни он укладывал кабель, играл в сику и регулярно ездил в Петушки. Теперь в бронзе провожает поезда на Курском вокзале. А в Петушках их встречает “гармоническая сука. с косой от попы до затылка”. Подобные бронзовые памятники - своеобразные символы, характеризующие в определенной степени литературный процесс постсоветского периода.

Постсоветская литература уничтожила границы и сняла деление на эмигрантскую литературу и литературу метрополии: не только сами писатели из эмиграции постоянно приезжают на родину, где выходят сравнительно большими тиражами их книги, но и печатные периодические издания (например, “Континент”) стали издаваться после 1991 года в России. Но в ней возникли иные деления.

Постсоветская литература состоит из писателей и писательских групп, исповедующих разные принципы, вплоть до взаимоотрицающих. В нее входят: 1) массовая литература — с расцветом жанров современного бытового детектива (Александра Маринина), псевдоисторического детектива (Б. Акунин с его серией книг о сыщике Фандорине и монахине Пелагии), политического детектива (Лев Гурский, Эдуард Тополь), триллера (В. Доценко), фэнтези (Ник. Перумов), любовного романа и т.д.; 2) высокая словесность, в которой активно работают прозаики и поэты разных поколений, от АлександраСолженицына до ЛюдмилыПетрушевской, ВладимираМаканина, Олега Чухонцева, Максима Амелина и др.; сюда входят по направлениям — кроме реализма — постмодернисты-концептуалисты разных поколений24 , соц-арт25 , входящий отчасти в понятие концептуализма, но не до конца с ним пересекающийся, необарокко26 , ярче всех представленное в прозе Андрея Битова, Саши Соколова, Татьяны Толстой, прозоэссеистике Дм. Галковского; 3) беллетристика, самой успешной представительницей которой стала ЛюдмилаУлицкая. Реалистическую традицию продолжает неонатурализм (“чернуха” в прозе Сергея Каледина, “новая женская проза” Светланы Василенко, Нины Горлановой, Марины Палей, драматургия Николая Коляды), сопряженный с неосентиментализмом (Алексей Слаповский, Марина Вишневецкая) постреализм, формирующийся как новая художественная система (например, “новый автобиографизм” пьес и прозы ЕвгенияГришковца), “новый реализм” молодых (Олега Павлова, Романа Сенчина, Сергея Шаргунова), гипернатурализм новой русской драмы — М. Угаров, братья Пресняковы и др.

Литература постмодернизма из маргинальной в течение 90-х годов переходит в ранг актуальной и модной. Литература, продолжающая классические традиции, вытесняется наступлением, с одной стороны, масскульта, с другой — постмодернистской словесности, принципиально не различающей “массовое” и “элитарное” (проект “Б. Акунин” Григория Чхартишвили).

Идеологическое противостояние сменяется деидеологизацией. Идеологическая и политическая дискуссия, для которой литература была темой и поводом, сменяется литературной. Начало эстетической полемике положила статья Виктора Ерофеева “Поминки по советской литературе”27 , отмежевавшая “новую” (другую, вторую и т.д.) литературу от трех потоков литературы советской: официальной, либеральной и “деревенской”. Постсоветская литература позиционирует себя как явление, дистанцируясь от “прогрессивных” шестидесятников. Новое размежевание, уже внутри либеральных изданий, происходит в период острой дискуссии о постмодернизме — поддерживающие новую, модернистскую и постмодернистскую эстетику “Соло”, “Вестник новой литературы”, “Но­вое литературное обозрение” противостоят в первой половине 90-х традиционализму “Нового мира”, “Конти­нента”.

В постсоветской литературе происходит размывание сверх-повествования, диффузия и сокращение присутствия традиционных прозаических и поэтических жанров (романа, повести, рассказа, поэмы, стихотворения), их вытесняют промежуточные (термин Л. Гинзбург), гибридные образования.
Знаменитый лозунг Л. Фидлера, открывший постмодернизму широкую дорогу, “Пересекайте рвы, засыпайте границы”, активно реализуется и по сей день писателями разных направлений, как реалистического, так и постмодернистского письма, — что, разумеется, никак не отменяет идейно-художественных оппозиций и противостояний в современной русской литературе по многим параметрам (коммерческая, массовая — некоммерческая, модная — народная; либеральная — “патриотическая” и т.д.)
К какому направлению относитесь вы?
Зачем нужна современная литература?
Медиа индустрия XXI века постоянно транслирует философию потребительства, которая изменила мировоззрение людей и существенно повлияла на межличностные отношения. Друзей, даже любящих друг друга людей объединяют общие коммерческие интересы, именно поэтому наши современники чувствуют себя одинокими. В связи с этим возникает вопрос о значении литературы, как одного из направлений медийного рынка.
. современной литературе не хватает доброты. Большинство произведений изобилуют описаниями страданий, жестокости, и очень немногие авторы напоминают нам о вечных ценностях.

А мне кажется, литература как искусство художественного слова, никому ничего не должна! Как и авторы. Просто писать надо так, чтобы вашим детям и внукам не было за вас стыдно.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.04.2010. ***
  • 20.04.2010. Направления постсоветской литературы 21 века

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

100 главных книг

100 главных книг

Можно сказать, что сейчас

мы отмечаем 30-летие свободного книгоиздания в России

(с той оговоркой, насколько оно может быть свободно в условиях капитализма, крайне консервативных вкусов большинства читателей и т. д.).

И решили обратиться к профессионалам, с разных сторон связанным с книгоизданием и литературой, с просьбой назвать пять наиболее значимых, на их взгляд, книг, опубликованных в России за эти тридцать лет.

24 эксперта сообща назвали 103 книги.

По одному и два голоса набрали очень разные книги - за неимением иного критерия мы расположили их в хронологическом порядке.











Читайте также: