Проблема решения важности правды или истины кратко

Обновлено: 07.07.2024

ИСТИНА И ПРАВДА — понятия, используемые для характеристики наших убеждений. Если истина характеризует убеждения в их отношении к реальности, то правда характеризует их в отношении к нравственным ценностям.

Полезное

Смотреть что такое "истина и правда" в других словарях:

истина — Правда, аксиома. Истина азбучная, голая, горькая, непреложная, непререкаемая, святая. Говорит правду, режет правду матку, истина глаголет его устами. Это принято за аксиому. Выбрил ему всю правду матку в глаза. . Прот … Словарь синонимов

истина — ИСТИНА, аксиома, правда, разг. сниж. правда матка ИСТИННЫЙ, законченный, истый, настоящий, подлинный, разг. завзятый, разг. заправский, разг. прямой, разг. стопроцентный, разг. сущий, разг. форменный, разг. чистейший, разг. чистокровный,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

правда-матка — см. правда Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. правда матка сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов

Истина — У этого термина существуют и другие значения, см. Истина (значения). Истина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету[1]. Содержание 1 Определения 1.1 В философии … Википедия

правда / истина - ложь / фальшь — • ангельская ложь • безгрешный грех • безгрешный грешник • бессовестная честность • бесчестье в чести • … Словарь оксюморонов русского языка

Истина — (ц. слав. – истый, есть, реальность) – это достоверно известное людям знание, правильное, соотнесенное со смыслом человеческой жизни на земле, с очевидностью выражающее положение дел. Поиск и принятие истины означают отречение от лжи, фальши,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПРАВДА, ИСТИНА — И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Евангелие от Иоанна, 8, 32 И познаете истину, и истина сведет вас с ума. Олдос Хаксли Истина, которая делает нас свободными, это чаще всего истина, которую мы не желаем слушать. Герберт Эйгар… … Сводная энциклопедия афоризмов

правда — См. быль, да, действительно, истина, хотя всеми правдами и неправдами, выбрить всю правду матку в глаза, за правду бог лица набавляет, резать правду матку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.:… … Словарь синонимов

ИСТИНА — жен. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость … Толковый словарь Даля

ПРАВДА — жен. истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоят за правду. Нет правды на свете суда по правде. Небеса, возвещают правду Его, Псалтирь.. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче,… … Толковый словарь Даля

Непосредственно целью любого процесса познания является истина. Важным, соответственно, является вопрос, что есть истина? Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина отличается от заблуждения, то есть неверного представления о сути предмета. Примеров заблуждений много, например, очень часто первокурсники думают, что если конец семестра подошел, то все зачеты и экзамены будут поставлены. Истина имеет субъективную и объективную сторону. Субъективная сторона подразумевает, что истина находится в сознании человека и степень ее раскрытия зависит от уровня развития человека. Так, врач, обладающий специальными знаниями, способен понять, в чем причина недомогания человека. В данном случае верный диагноз и есть истина. А не обладающий медицинскими знаниями человек этого сделать не может. Истина объективна в том отношении, что в ней фиксируются обстоятельства объективного мира, и они независимы от сознания человека. Если говорить про медицинский диагноз, то человек, которому врач этот диагноз поставил, болен независимо от того, хочет этого врач или нет.

Второй аспект. Под абсолютной истиной понимают действительно полное, исчерпывающее знание о действительности. Возможно, ли знать абсолютно все? Нет, поэтому учитывается, что абсолютная истина в этом плане – это некий недостижимый идеал, к которому человечество стремится.

Чаще мы имеем дело с относительной истиной, то есть с истиной, которая конкретизируется, уточняется. Для процесса познания всегда характерен процесс обновления знаний. Со временем то, что казалось очевидным, может уточняться, а может вообще оказываться неверным. Например, как люди представляли себе раньше Землю? Плоская, на трех китах. Потом это было выяснено, уточнено, и соответственно, эта относительная истина перешла в разряд заблуждений. Некоторые вещи уточняются, конкретизируются, то есть не признается, что это было неправильно, но уточняется. Даже такие основополагающие вещи, как, например, теория происхождения человека, дарвинская теория сейчас уже конкретизируется, трактуется несколько иначе.

Учение И. П. Павлова о рефлексах тоже конкретизируется, уточняется. Уточняются многие положения исторической науки. Пару десятилетий назад события октября 1917 г. рассматривались как самостоятельное событие, имеющее передовое значение, именовались Великой Октябрьской революцией, отделялись от событий, имевших место в феврале и летом 1917 г. В ряде современных исследований все события 1917 г. рассматриваются как единый революционный процесс, а октябрьские события трактуются как один из этапов этого процесса.

Очень важным является вопрос о критериях истины. А что, действительно, есть истина? Как отделить истину от заблуждений? Главным критерием истины является проверяемость на практике. Также, бесспорно, истина должна опираться на доказательства. Любое утверждение должно чем-то подкрепляться. Какими-либо или логическими построениями, или практическими моментами.

Еще одно важное понятие – ложь. Ложь – это умышленное представление за истину того, что не соответствует действительности, то есть умышленное искажение истины, осознанное. Когда студент говорит, что учил, а сам даже книжку не открывал, то это ложь. Или на вопрос, почему пропустил, отвечает, что болел, а на самом деле было просто лень вставать, то это ложь. В этом случае индивид четко понимает, что говорит то, что не соответствует истине.

Существует несколько подходов к трактовке, что такое истина. То, что было нами ранее сказано об истине – это классическое восприятие истины. Ее еще называют истиной корреспондентской, т. е. главным признаком является соответствие действительности, действительность как бы корреспондируется в содержание знания. В то же время существуют еще несколько неклассических подходов к трактовке истины.

1. Прагматическая истина. В этой концепции истина оценивается как польза, то есть истинным является то, что полезно.

2. Религиозная истина. В этом случае истинным является то, что соответствует религиозным догмам.

3. Когерентная истина. В этой концепции трактовка истины основывается на логической взаимосвязи всех положений. То есть за аксиому берется какое-либо положение, и истинным является то, что соответствует этому положению. Вот можно взять два суждения, например, круг не квадратен и круг квадратен. Все, что соответствует тому или иному положению, и есть истина. Некоторые философы и ученые считают, что в некоторых науках, например истории или литературе, возможна только когерентная истина в силу различных обстоятельств (личные убеждения ученого, особенность источниковой базы, наличие ментальных установок в обществе). Исходя из этой точки зрения, главное для исследователя – обосновать свою позицию, чтобы все в его точке зрения было логично, взаимосвязано, если он говорит какое-то положение, то все остальное также должно быть привязано к этому положению.

Истина есть великое слово и еще более великий предмет. Если у человека еще здоровы дух и душа, при звуках этого слова его грудь должна вздыматься выше.
Гегель

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман

Пушкин

Для начала — несколько типовых ситуаций, возникших в ходе опросов общественного мнения в последние годы.

Очевидно, что последовательность и временная протяженность представления обществу различных уровней информации обусловлена не столько техническими, сколько социально-политическими обстоятельствами (интересы структур власти, военных, ВПК и др.). В этой связи неизбежно возникает вопрос об информированности самих различных властных структур, прежде всего, президентской, пользующейся особым вниманием и доверием общества. Согласно ряду опросов последних лет, в общественном мнении существует довольно устойчивое представление о том, что президент получает от своего окружения преимущественно неполную и неверную информацию (по ряду опросных данных 2000–2001 годов, такое мнение разделяли более половины населения).

Ситуация 2: Чечня

Отсюда и преобладание пессимистических суждений относительно возможных результатов конфликта (чаще всего упоминается возможность его распространения на другие регионы Северного Кавказа). И отсюда же, конечно, устойчивое преобладание установок на мирное урегулирование как единственно возможный выход из безнадежной ситуации. Если выражаться предельно кратко, то недоверие к получаемой информации рождает растерянность, а она, в свою очередь — стремление уйти от конфликтной ситуации.

Ситуация 3: Отечественная война 1941–1945 годов

В июне 2001 года более двух третей (68%) против одной четверти (25%) опрошенных признали, что не знают всей правды об этой войне.

Ситуация 5: о цензуре и свободе мнений

В последнее время, в связи с известными переменами в условиях деятельности СМИ, в опросах общественного мнения неоднократно ставился вопрос об отношении к публичной разноголосице в прессе и о возможности установления каких-то форм цензуры.

В-третьих, за обретение правды сплошь и рядом принимается разоблачение разнообразных неправд, разрушение запретов и т.п.

Последняя тема заслуживает более пристального рассмотрения.

Теперь пора вернуться к методологическому началу предложенных рассуждений — проблеме определения и судеб исходных понятий.

Стоит отметить, что первые шаги на таком пути практически везде воспринимались как возвращение к возвышенным идеалам. Отсюда псевдосакральные авторитеты и критерии политических культов, а также идолы Прогресса, Равенства, Революции, Модернизации и т.д. и т.п. А идолы требовали поклонения и жертв — как будто во имя достижения собственного успеха любой ценой.

Уместно завершить статью еще одной поэтической цитатой (из Н. Коржавина):

Но все масштабы эти помня,
Свои забыть нам не дано.
И берег — тверд,
Земля — огромна
И жизнь серьезна все равно.

[1] См.: Гудков Л.Д. Победа в войне: к социологии одного национального символа // Мониторинг общественного мнения. 1997. № 6 [= Гудков Л. Негативная идентичность: Статьи 1997–2002 годов. М., 2004. С. 20–58].

[3] Берлин И. Европейское единство и превратности его судьбы / Предисловие Б. Дубина // Неприкосновенный запас. 2002. № 1. С. 5, 8.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Понятие истины было введено Парменидом. Он противопоставил истину мнению, причем критерием истинности считал постоянство мнений. Получалось что истинность решалась у древних греков постоянством мнения большинства.

Ученик Сократа Платон считал что каждой вещи соответствует её истинная идея, эти идеи находятся в надлунном нетленном мире, а в подлунном мире всё течет, люди смертны - но их души бессмертны как неизменные звёзды на тверди небесной. Трудности познания он описал с помощью своего знаменитого "образа пещеры" в которой сидит человек спиной ко входу в пещеру привязанный так, что он не может пошевелиться и смотрит только на стену, к которой его повернули ( надо полагать соплеменники и правители) и видны ему только тени вещей проносимых мимо. Невесёлая картина.

Ученик Платона Аристотель спустился на землю и поднялся до корреспондентной или "классической теории истины" как соответствия знания реальности. Но тёмные средние века затормозили развитие философии и возникли рецидивы онтологизма, например, представление о Боге как истине, поскольку сказано "Я есмь Истина".

Некоторые литераторы и философы в России на пресловутом "рубеже" 19 и 20 века утверждали: "Истина" - от слова "Естина". Это наивный и ошибочный онтологический подход Могут возразить: но ведь "Волга впадает в Каспийское море" - разве это не истина? - Нет! Это суждение которое является истинным. В море впадает река, а не истина! - вот в чем дело.

Хайдеггер полагал что истина есть "несокрытость бытия" проявляемая через бытийность человека как одной из составляющих этого бытия. Это большой шаг шаг вперёд . но и уход от проблемы, так как мы все - частица бытия, некая "чтойность" и степень "несокрытости" нам неизвестна. Проблема остаётся.

Современная философия полностью отказалась от онтологического понимания истины и рассматривает истину с позиций теории познания, с гносеологических позиций как знание, содержание которого по некоторым критериям обладает свойством истинности. Оказалось что п роблема истины является пограничной между логикой и философией.

Итак,

Истинность есть оценочная характеристика знания, фиксирующая по принятым субъектом познания критериям его соответствие своей предметной области. И стинность – это свойство знания, а не свойство предмета. Дуб не может быть истиной, а вот суждение о дубе том может быть истинным или ложным . Для краткости мы называем истинное суждение истиной . (отсюда порой и возникает путаница)

Читайте также: