Социализация и идентичность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Идентичность изучается разными психологическими школами, причем каждая из них опирается на свое специфическое представление о личности, идентичности и психологических механизмах, определяющих поведение человека. Поэтому этот термин может иметь разные значения и содержание в зависимости от того, к какой школе мы апеллируем.

Суммируя сказанное, отметим, что, во-первых, что при интерпретации поведения человека необходимо учитывать оба аспекта идентичности, а, во-вторых, что социальную и личностную идентичность можно рассматривать как две подсистемы в рамках единого представления об идентичности.

Г. Брейкуэлл выделяет следующие составляющие структуры идентичности.

1. Биологический организм. «Идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом.

2. Содержательное измерение. «Включает все характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность. Содержательные характеристики, образующие это измерение, относятся как к социальной (роли, групповое членство), так и к личностной (ценности, мотивы, эмоции, установки, каузальные схемы, персональные конструкты) идентичности.

Особо ценным, на наш взгляд, является описание Дж. Марсиа состояний или статусов идентичности. Если проводить аналогию с типологией социализированности, то здесь мы имеем, фактически, описание типов идентичности. Он рассматривает четыре такие типа:

«Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Это описание раскрывает смысл и назначение гражданской идентичности в рамках формирования личности. Перечислим наиболее значимые характеристики этого понятия.

5) Формирование гражданской идентичности предполагает:

«рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д. и др. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. – М. 2002.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 93-118.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 93-118.

Мудрик А.В. Социализация человека. М. 2004.

Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе. // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 75 - 88.

1. Социализация и идентичность Семья и современность

2. План лекции

• Теории социализации и идентичности (Т.
Парсонс, Г. Мид)
• Этапы социализации
• Гендерная социализация
• Идентичность. Социальная и личная
идентичность
• Семья. Типология семьи
• Социальные функции семьи

Структура личности
• Социальный статус – место человека в
системе общественных отношений.
• Социальная роль – образ поведения,
одобренный нормативно и соответствующий
социальному статусу.
• Направленность – потребности, интересы,
взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся в
процессе социализации.

4. Процесс социализации

Социализация – это процесс усвоения
человеком социальных норм и социальных
ролей, превращение человека в личность.
Социальная роль – это способ поведения
человека в соответствии с занимаемым
социальным положением.
Социальные нормы- это образцы, правила
поведения в обществе

Социализация (от лат. socialis –
общественный) – это процесс усвоения и
дальнейшего развития индивидом
культурных норм и социального опыта,
необходимых для успешного
функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю
жизнь, поскольку человек за это время
осваивает множество социальных ролей.

В процессе социализации человек все более четко осознает
собственное "Я" и свое место в окружающем социальном мире:
формируется то, что принято называть идентичностью.
Анализ современных исследований социальной идентичности
позволяет вычленить ее основные функции:
- когнитивная функция, связанная с осознанием особенностей
различных социальных общностей (в частности, их
дифференцирующих и интегрирующих признаков, отличий "Нас" от
"Них"), а также с формированием представлений о самом себе как
члене социальных общностей и носителе социальных характеристик;
- эмоциональная (аффективная), проявляющаяся в оценке
значимости своего членства и формировании определенных
установок по отношению к "своим" и "чужим";
- смысловая (ценностная), которая предполагает усвоение
(иптериоризацию) сложившихся в общности ценностей, норм и
ориентиров индивидуального поведения (правила, разрешения,
запреты) и групповых устремлений;
- организующая (регулирующая, защитная), необходимая в
ситуациях нестабильности в периоды социальных трансформаций и
приводящая к росту устойчивости социальной общности.

• ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity –
тождественность) – многозначный
житейский и общенаучный термин,
выражающий идею постоянства, тождества,
преемственности индивида и его
самосознания

Проблему соотношения социальной
детерминации и свободы личности Дж. Мид
решает, выделяя два типа идентичности:
осознаваемую и неосознаваемую.
Неосознаваемая идентичность - это
воспринятый человеком комплекс
социальных норм, ценностей, привычек.
Осознаваемая же идентичность - это
результат сознательного рефлексивного
построения Я - концепции.

В вопросе о становлении идентичности Дж. Мид
придерживался мнения о ее социальной
обусловленности. Он считал, что идентичность не врожденный атрибут человека и необходимое
условие ее развития - включение индивида в
социальную группу. Неосознаваемая
идентичность, таким образом, первична, а
дальнейшее развитие идет по пути к
осознаваемой идентичности. Неоднородность
социальных влияний при слабости осознаваемой
идентичности предполагает возможность
варианта регресса идентичности -ее
"расщепление". В ситуациях, когда человек
находится между разными социальными
группами, имеющими разные нормы и
ценностные ориентации, могут возникать две
(или более) различные идентичности.

13. Этапы социализации

• В социологической науке принято выделять
два основных типа социализации:
• первичная — усвоение норм и ценностей
ребенком;
• вторичная — усвоение новых норм и
ценностей взрослым человеком.

• Процесс социализации состоит из нескольких
этапов, стадий
• Стадия адаптации (рождение — подростковый
период). На этой стадии происходит некритическое
усвоение социального опыта, главным механизмом
социализации является подражание.
• Появление желания выделить себя среди других —
стадия идентификации.
• Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества,
которая может проходить либо благополучно, либо
неблагополучно.
• Трудовая стадия. На этой стадии происходит
воспроизведение социального опыта, воздействие
на среду.
• Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная
стадия характеризуется передачей социального
опыта новым поколениям.

• Воспитание девочек и мальчиков для
выполнения предписанных им мужских и
женских ролей, т.е. гендерная
социализация, охватывает всю жизнь
человека, с разной степенью активности
проявляясь в начале, середине и в конце
жизненного цикла.

• Детям необходимы гендерные маркеры, обозначающие, кому с
кем играть или дружить, почему мальчики и девочки
различаются и чего они не должны делать. Ответы на эти и
подобные им вопросы позволяют сформировать гендерные
стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные
представления о том, как действительно ведут себя мужчины и
женщины.
Ключевыми понятиями в теории гендерной социализации являются:
• гендерная идентификация – отождествление себя с кем-то или с
чем-то, в данном случае – с представителем своего биологического
пола;
• гендерная идентичность – базовая структура социальной
идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его
принадлежности к тому или иному полу. Это более широкое
понятие, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер
включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ
человека в целом (от прически до особенностей туалета).

Термины "идентичность" и "идентификация"
различаются тем, что первый
обозначает структуру, а второй –
процесс. Гендерная идентичность определяет
степень, в которой каждый индивид
идентифицирует себя в качестве мужчины,
женщины или некоего сочетания того и другого.
Исследования, показывают, что она никогда не
бывает законченным продуктом социализации, но,
как и сама социализация, постоянно развивается. В
течение жизни она наполняется различным
содержанием в зависимости от социальных и
культурных изменений, а также от собственной
активности личности.

• В целом можно выделить пять факторов,
оказывающих влияние на процесс
социализации:
• биологическая наследственность;
• физическое окружение;
• культура, социальное окружение;
• групповой опыт;
• индивидуальный опыт.

• Процесс социализации охватывает все слои общества. В
его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен
старых называется ресоциализацией, а утрата личностью
навыков социального поведения — десоциализацией.
Отклонение в социализации принято
называть девиацией.
• Модель социализации определяется
тем, каким ценностям привержено общество, какой тип
социальных взаимодействий должен быть воспроизведен.
Социализация организуется так, чтобы обеспечить
воспроизводство свойств социальной системы. Если
главная ценность общества — свобода личности, оно и
формирует такие условия. Когда личности
предоставляются определенные условия, она обучается
самостоятельности и ответственности, уважению к своей и
чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в
семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта
либеральная модель социализации предполагает
органическое единство свободы и ответственности.

• Семья — это основанное на браке и
кровном родстве объединение людей,
связанное общностью быта и взаимной
моральной ответственностью.
Первоначальную основу семейных
отношений составляет брак.
• Брак — это исторически изменяющаяся
социальная форма отношении между
женщиной и мужчиной, посредством
которой общество упорядочивает и
санкционирует их половую жизнь и
устанавливает их супружеские.
родительские и другие родственные права
и обязанности.


Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и
совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее
членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи
тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия
с другими семьями и обществом в целом.
Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно
свести к следующим:
• репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная
функция семьи;
• воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание,
поддержание воспроизводства культурных ценностей;
• хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и
престарелыми членами семьи;
• экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и
нетрудоспособных членов семьи;
• функция первичного социального контроля — регламентация моральной
ответственности в отношениях между членам и семьи:
• духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
• социально-статусная - предоставление определенного социального статуса
членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
• досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
• эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В зависимости от формы брака выделяют
моногамную и полигамную семью:
• моногамия — брак одного мужчины с одной
женщиной в одно время:
• полигамия — брак, предполагающий наличие
нескольких партнеров в супружестве. Известны три
формы полигамного брака:
– групповой брак, когда несколько мужчин и несколько
женщин одновременно находятся в супружеских
отношениях (сегодня данная форма сохранилась
только на Маркизских островах):
– полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся
форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
– полигиния (многоженство) - самая распространенная
среди всех форм полигамного брака, существует в
мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
• нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их
несовершеннолетних детей;
• расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями
семей.
Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
• эндогамные, предполагающие заключение брака между
представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
• экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей
(например, между близкими родственниками, членами одного
племени и т.д.) запрещается.
Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
• патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
• матрилокальные - в семье родителей жены;
• неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
• матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
• патриархат - во главе стоит мужчина;
• эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается
статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в
настоящее время).

В современном обществе наблюдаются
процессы трансформации семьи как
социального института, изменение некоторых
ее функций, перераспределения семейных
ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в
социализации индивидов, организации досуга
и других важнейших функций. Вместе с тем в
обществе появляются альтернативные формы
брака, под которыми понимают системы
брачных отношений, не получивших
официального признания государства, но
допускаемые общественным мнением той или
иной социальной среды.

Под функциями семьи понимают способы проявления
активности семьи, ее жизнедеятельности и отдельных
членов семьи.
К важнейшим функциям семьи относятся следующие
функции:
• репродуктивная,
• воспитательная,
• хозяйственно-экономическая,
• рекреационная,
• социально-статусная,
• медицинская.
Все функции тесно между собой взаимосвязаны, их
удельный веси соотношение в каждой семье могут
быть разными.

• Репродуктивная и воспитательная функции
Репродуктивная функция реализуется через
воспроизведение потомства. Общество не может
существовать, если не будет замещения одного поколения
другим. На репродуктивную функцию большое влияние
оказывают политическая нестабильность и
неблагоприятные социально-экономические изменения.
Их воздействие выражается в расширении масштабов
низкого материального достатка у семей с детьми;
снижение минимальных социальных выплат, реального
уровня доходов; усиление имущественной и доходной
дифференциации; нарастании региональных различий по
главным показателям благосостояния; ухудшение
возрастной структуры населения; снижение контингента
трудоспособного населения.

Воспитательная функция связана с социализацией
молодежи, передаче ей опыта, знаний, моральных
ценностей старшего поколения. Ячейкой первичной
социализации является семья, так как именно родители:
прививают своим детям хорошие манеры, передают
жизненный опыт, обучают ремеслам, закладывают основы
владения речью, осуществляют контроль за действиями
детьми. На воспитательную функцию семьи негативное
влияние оказывает ряд факторов:
неполная семья;
плохие взаимоотношения между родителями;
недостаточный объем знаний и навыков по воспитанию
детей;
вмешательство родственников в процессы воспитания.

Хозяйственно-экономическая функция Хозяйственноэкономическая функция включает разнообразные
аспекты семейной жизни: организация семейного
потребления, ведение домашнего хозяйства;
планирование и использование семейного бюджета;
распределение домашней работы;
опека и поддержка над пожилыми плицами и
инвалидами.
На осуществление данной функции больше влияние
оказывают денежные доходы семьи и социальные
гарантии, представляемые государством.

• Рекреационная функция позволяет
восстанавливать физические и нравственные
силы, здоровье членов семьи и их душевное
равновесие за счет семейных отношений,
базирующихся на любви, взаимопомощи и
эмоциональной поддержке. Предоставляет
всем членам семьи возможность в
психологической разрядке, организации
досуга и отдыха.

• В современных условиях роста социальных и
психологических нагрузок, убыстряющегося
ритма жизни, увеличении числа различных
стрессовых ситуаций семья играет
психотерапевтическую роль. Исследования
показали, что наиболее полно силы
восстанавливаются в кругу семьи, при
общении с детьми, близкими людьми.
Рекреационные факторы семейной жизни
связаны с культурой семейных отношений, что
оказывает влияние на стабильность семьи, ее
жизнедеятельность, способность существовать
как пара.

• Социально-статусная функция обеспечивает
предоставление всем членам семьи определенного
статуса, воспроизводство ее социальной структуры.
Каждый воспитанный в семье человек обладает
рядом статусов:
национальность, расовая принадлежность,
социальное положение, классовый статус;
занимаемое место в сельском или городском укладе
жизни и т.д.
Семья должна подготовить ребенка к статусам,
принадлежавшим семье, привить соответствующие
ценности, интересы, формируя необходимый образ
жизни.

Медицинская функция, или сохранение физического
здоровья чаще всего носит профилактический
характер. Функция заключается в соблюдении
здорового образа жизни, активном отдыхе, отказе от
вредных привычек, проведении оздоровительных
мероприятий, усвоении гигиенических навыков.
По медико-социальным факторам выделяют семьи:
дисфункциональные (многодетные, неполные, с
детьми-инвалидами, малоимущие);
социопатические (семьи наркоманов и алкоголиков,
родители и дети с девиантным поведением,
правонарушители).
В таких семьях выше, чем в обычных процент
хронических заболеваний.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

В определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной личности; 2) индивидуация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. Юнг тщательно разводит понятия индивидуации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами.

Процесс индивидуации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что индивидуация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями: интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса индивидуации. Нередко символизм индивидуации рассматривается через понимание того, как могут объединяться противоположности, чтобы продуцировать новый личностный синтез. Юнг утверждал, что мондалы (изображения геометрических фигур с более или менее регулярными делениями, число которых кратно четырем) выражают целостность психики примерно так, как это воспринимается и переживается при индивидуации. Хотя Юнг считал, что собственно индивидуация является прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути. Нерешенным по сей день остается вопрос, должна ли интеграция обязательно предшествовать индивидуации; очевидно, однако, что лучше, чтобы благодаря интеграции Я стало достаточно сильным и могло противостоять вторгающимся в сознание феноменам индивидуации.

Статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Социальный статус – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Когда-то чернокожих в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому чернокожему – талантлив он или нет, добродетельный человек или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на задний план. Национальные – на передний. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример: предрассудки по отношению к женщинам. Бытует мнение, что с руководящей работой она справится хуже мужчины только потому, что она – женщина.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, т.е. неформальный авторитет.

Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благодаря удаче и везению.

это определенное положение, которое занимает индивид в системе социальных (общественных) отношений.

Если более конкретно, то социальная роль , это функция , некий одобренный и общепринятый образец поведения ,который ожидается от каждой личности занимающей определенную позицию. Это ожидание определяет общие контуры социальной роли личности, они не зависят от поведения и сознания определенного индивида и направлены в первую очередь на общество.

В рамках общественных отношений люди вступают во взаимодействие между собой, где проявляются их индивидуальные характеристики. Потому , социальная роль не означает абсолютной заданности шаблона поведения , она всегда имеет некий диапазон возможностей для своего исполнителя, что можно назвать стилем исполнения. Этот диапазон является основой для построения отношений второго ряда, отношений – межличностных (или психологических).

Идентифика́ция (лат. identific ā re — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмампсихологическойзащиты.

Как защитный механизм

Защитнаяформа идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция ЭрикаЭриксона).

social

Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация.

Типы и фазы социализации

Есть два базовых типа социализации:

  • Первичная социализация. Это период социализации от рождения до формирования зрелой личности. Она имеет исключительную важность, т.к. является фундаментом для дельнейшей социализации личности. Главный источник первичной социализации – семья. Ребёнок перенимает паттерны поведения своих родителей, их мировоззренческие установки и т.д. Первое представление о поведении в обществе закладывается именно семьёй. Также важными источниками первичной социализации являются друзья и школа. Человек в любом возрасте зависит от влияния среды, а в детстве это проявляется особенно сильно. Индивид ещё долго может следовать тем правилам и нормам, которые он усвоил в детском возрасте.
  • Вторичная социализация. Это некое перерождение в социальном плане. Человек избавляется от некоторых старых моделей поведения и мировоззренческих установок, формирует новые. Этот процесс происходит в течение всей жизни.

Также выделяют дополнительные типы социализации:

Что же касается фаз, то основные фазы социализации личности таковы:

  1. Первая фаза – усвоение ценностей и норм социальной среды, в которой находится индивид. Человек стремится соответствовать обществу.
  2. На второй фазе проходит процесс самоактуализации и персонализации. Человек пытается каким-либо способом воздействовать на других людей.
  3. На третьей фазе человек интегрируется в определённую социальную группу, где он получает возможность раскрыть свои способности и проявить их.

Кроме того, в процессе социализации человек проходит еще и несколько стадий.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

Читайте также: