Альберт великий 1193 1280 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Профессор-теолог

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 231.

Немецкий философ

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 16.

Один из идеологов католицизма

Альберт Великий (Albertus Magnus), граф фон Больштедт (Bollstädt) (ок. 1193 или 1206 или 1207 - 15.XI.1280) - немецкий теолог и философ-схоластик, один из идеологов католицизма и феодального строя; доминиканец с 1223 года. В условиях зарождавшейся городской культуры и новых философских течений, отражавших антифеодальную идеологию, Альберт, преподававший в различных орденских школах, а в 1245-1248 годы в Парижском университете, выступил в защиту католической ортодоксии против "еретиков" - Беренгара Турского, Абеляра, Давида Динанского и др. Философию и научные знания он рассматривал как "служанку богословия", а распространявшуюся в ту пору философию Аристотеля схоластизировал и пытался примирить с католицизмом, требуя примата веры над разумом. Его учеником и продолжателем был Фома Аквинский. Провозглашен папами Пием XI "святым" в 1931 году и Пием XII "покровителем наук" в 1941 году. Его сочинения "Opera omnia" в 38 тт. изд. в 1890-99. Новое издание начато в 1951.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 101-03; Liertz R., Albert der Grosse, Münster, 1948; Scheeben H. C., Albertus Magnus, Köln, 1955.

Доминиканский теолог

Альберт Великий (Albertus Magnus) (1193/1207- 1280) - немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Больштедт, удостоенный звания "Doctor Universalis" ("всеобъемлющий доктор"). В доминиканский орден вступил около 1223. Преподавал в Парижском университете с 1245. В 1931 канонизирован католической церковью. Преподавал в доминиканском университете в Кельне, был учителем в т. ч. и Фомы Аквинского. Первый крупный христианский продолжатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и "Парафразы" к Аристотелю, а также философское сочинение "Сумма теологии". Стремясь согласовать богословие и науку, полагал первую сверхъестественным опытом, а вторую - опытом естественным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверждая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были так называемых четыре "со-вечных" сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы - бессмертные части любой человеческой души). Различал "простое", сущность которого совпадает с источником его бытия, и "составное", бытие которого не тождественно его сущности. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Космос, по А., - наполненная различными силами совокупность форм. Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия чувственного восприятия и мышления. Высшее доступное человеку состояние - растворение в созерцании Бога. Соединение с Богом осуществимо через отрешение от мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей. Противопоставление души и тела неправомерно. Мораль человека - продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Благодаря Альберту Великому в обиход средневековой философии и науки вошли все работы Аристотеля, которые он изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христианской теологии. Утверждение о сотворённости материи и времени даёт Альберту Великому возможность узаконить в рамках схоластики аристотелеву физику с её учением о непрерывности материи как основы изменения. Согласно Альберту Великому, первыми в порядке творения были так называемые четыре совечных: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. В космологии Альберта Великого неоплатоническое учение о свете переплетается с аристотелевской космологией и арабской астрологией: неподвижное небо эмпирея — высшее в иерархии небес и объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея — аналог неподвижного двигателя; имея природу света, оно — причина многих светов, которые составляют сферу звёзд и своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если Аристотель в учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной сущности (в аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, таким образом, смертными), то Альберт Великий принимал существование составных нематериальных сущностей (ангелы и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеческой души), основываясь на восходящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) которого совпадает с источником его бытия (quo est), и составным, бытие которого не тождественно его сущности. Этика Альберта Великого — учение о практическом разуме, направляющем через познание волю и действие человека; к практическому разуму относится и совесть, благодаря к-рой человек по природе обладает универсальными принципами нравственного поведения. Теология, понимаемая как учение о спасении, не сливается у Альберта Великого с метафизикой, как у многих схоластов.

Альберт Великий утвердил в обиходе схоластики свод естественно-научных знаний, представленных в сочинениях Аристотеля и араб, учёных; наряду с большой систематизаторской работой в области естествознания он проводил и собственные исследования, основанные на наблюдении и опыте.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; Opera omnia, t. 5—37—, Münster, 1951—78; в рус. пер.— О растениях, в кн.: Агрикультура в памятниках Зап. средневековья, М.— Л., 1936, с. 231 — 283.

Литература: С о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, с. 336—38; Pelster F., Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften Alberts des Grossen, Freiburg, 1920; Grabmann M., Der heilige Albert der Grosse. Wissenschaftliches Charakterbild, Münch., 1932; Balss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttg., 1947; N о с k e F. - J., Sakrament und personaler Vollzug bei Albertus Magnus, Münster, 1967.

В антропологии Альберт, примиряя платоновско-августиновское и аристотелевское учение о душе, утверждает, что в то время как сущностно душа есть чисто духовная субстанция, чья интеллектуальная деятельность не связана с телесными органами (и это обусловливает ее бессмертие), операционально функционирует как форма тела человека, определяющая его видовое отличие и придающая ему жизнь.

Альберт, граф фон Больштедт, обыкновенно называемый Albertus Magnus - один из самых ученых и самых богатых познаниями людей средних веков, род. в 1193 г. в Лауингене в Швабии. Будучи по слабому телосложению неспособен к военной службе, он был предназначен к духовному званию. Окончив курс учения в Падуе, поступил в незадолго перед тем основанный орден Доминиканцев, начальство которого послало его в Германию, где он был преподавателем в различных монастырях - в Кёльне, Гильдесгейме, Фрейбурге, Регенсбурге и Страсбурге. Большую часть своей жизни он провел в Кельне, где образовал много превосходных учеников, прежде всего Фому Аквинского. Некоторое время он занимал доминиканскую кафедру богословия в парижском университете и, по преданию, читал свои лекции, вследствие громадного стечения слушателей, под открытым небом. С 1254 он действовал, как провинциал своего ордена, в Германии. Когда, нисколько лет спустя, в Парижском университете вспыхнула сильнейшая ненависть против Доминиканцев, так что делегаты обеих сторон обратились в Рим, А. одержал при помощи своего красноречия победу для ордена и был затем назначен преподавателем богословия при папской курии (Magister Palatii). Папа Александр IV возвел его в 1260 г. в сан регенсбургского епископа, но А. уже в 1262 выхлопотал себе у наследника Урбана IV дозволение низложить епископский посох. Он возвратился в качестве лектора назад в К„льн и посвятил себя всецело науке. Как друг и советник архиепископа Конрада фон Гохштеден, он несомненно принимал деятельное участие в составлении плана для постройки к„льнского собора. Он умер в Кельне, в 1280 г., сделавшись уже несколько лет перед тем слабоумным. Он обладал самым всесторонним образованием из всех ученых ХIII века, вследствие чего и получил от современников и потомства название Великого, или "Doctor universalis". Но от остальных схоластиков отличается не столько большею энергией самостоятельного философского мышления, сколько большим изобилием весьма прилежно обработанного материала. Он широко воспользовался сделавшимися в начале ХШ века известными как подлинниками сочинений Аристотеля, так и византийскими, арабскими и еврейскими комментариями и подавляющею силою этого материала дал схоластическому мышлению аристотелелево направление. Таким образом А. сделался главным учителем аристотелевой философии и виновником того, что она взяла решительный перевес, хотя он сам и не был вполне самостоятелен в ее понимании и стоял в полной зависимости от своих источников. Более самостоятельности и значения имел он в области естествознания, где он расширил и пополнил аристотелевы исследования своими собственными. В особенности он отличился в ботанике подробными исследованиями. Его необыкновенные для того времени знания в физике, химии и механике были причиною заподозрения его в колдовстве и в этом отношении с его именем связаны многочисленные легенды. Его сочинения, собранные, (но не во всей полной) Ямми (21 т., Лион, 1651), состоят частью из комментариев к философским сочинениям Аристотеля, частью из исследований физического, алхимического и естественноисторического содержания. Критическое издание части этих последних предприняли Эрнст Мейер и Карл Ессен (Берл., 1867), под заглавием: "Alberti Magni de vegetabilious libri VII, historiae naturalis pars XVIII". Его богословские сочинения состоят главным образом из изъяснения книг Священного Писания и из трудов догматического содержания. К последним принадлежит (изданное в первый раз в Нюрнберге, в 1473 г.) "Compendium theologicae veritatis", которое, как и многие другие сочинения А., распространено в бесчисленных изданиях XV в. и первой половины XVI в.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Далее читайте:

Сочинения:

Opera omnia, ed. A. Borgnet, t. 1-38. P., 1890-99;

Opera omnia, ed. B. Geyer, t. 1-40. Miinster, 1951-84 (к 1984 издано 14 тт.); в рус. пер.: О растениях. - В сб.: Агрикультура в памятниках Западного средневековья. М.-Л., 1936, с. 231-283.

Биография Альберта Великого

В ромонской церкви Святого Андрея в Кёльне находится саркофаг с мощами выдающегося ученого Средневековья, философа, астронома, алхимика, теолога и оракула, епископа и служителя монашеского Доминиканского ордена Альберта Великого, которого называли еще Альбертом Магнусом, Альбертом Кёльнским, Альбертом Святым.

Кто такой Альберт Великий?

У него учился другой выдающийся религиозный философ того времени, Фома Аквинский.

В своем позднем постулате Оракулы Альберт Великий, который был магистром, универсальным доктором, сделал несколько удивительных предсказаний.

Обладая энциклопедическими знаниями из многих сфер жизни, он высказывал убеждение, что через несколько столетий мир значительно изменится - люди начнут осваивать другие планеты, откроют новые земли, создадут искусственные острова.

В те времена за подобные высказывания монахи-единоверцы, называемые Псы Господни, могли объявить Альберта еретиком, за что ему грозил бы костер. Но свои предсказания Альберт доверял только бумаге.

Помимо изучения трудов философов Древнего мира, особенно Аристотеля, Альберт Великий, он же фон Болынтед, магистр всех наук, увлекался алхимией - пытался добывать ценные металлы, выращивал новые сорта растений, изобретал разные механизмы, выводил математические формулы.

Говорили, что в тайне от всех он создавал искусственных людей, которых в те времена называли гомункулами, или гомункулусами, по латински человечек.

И как будто бы создал одного, но не живого из плоти и крови, которого позднее пытался воспроизвести немецкий целитель Парацельс, а в виде механической говорящей куклы, раза в три меньше натуральной величины человека.

Краткая биография Альберта Великого

Альберт появился на свет в самой южной части Германии, в небольшом городке Лауингене на Дунае. Точная дата его рождения неизвестна, предполагается, что это либо 1193 год, либо позже, 1200.

Никаких записей на этот счет не сохранилось. В Лауингене прошло его детство, там он с родителями ходил в новую отстроенную католическую церковь, заинтересовался вопросами религии, думал стать священнослужителем.

Его отец, видный деятель местной общины, граф Болынтед не очень благосклонно отнесся к такому желанию сына.

Зачем ему служить Богу, пусть лучше изучает науки, и отправил сына учиться в Италию, в Падую, где в 1222 году открылся университет и куда съезжались студенты со всей средневековой Европы.

Там преподавались основные предметы того времени: теология, философия, медицина, астрономия.

В университете Альберт много времени уделял изучению трудов древнегреческого философа, выдающегося диалектика, основоположника формальной логики Аристотеля, ученика Платона и воспитателя Александра Македонского.

Там у него выработался стиль научного мышления, рассуждения над проблемами, создание аргументации за и против, поиск оптимальных решений.

Примерно в 1223 году Альберт вопреки желаниям отца неожиданно вступил в Доминиканский орден и стал монахом. Отец не мог понять этого решения и хотел силой вызволить сына оттуда.

Почему Альберт Великий решил посвятить себя служению Богу?

Почему он, лучший студент университета, проявивший задатки большого ученого, вдруг решил посвятить себя служению Богу? Тому есть два аргумента.

  1. Во-первых, в то время наиболее активными распространителями знаний являлись монахи-доминиканцы. Они даже создавали свои университеты.
  2. Во-вторых, Альберт хотел заранее оградить свою научную деятельность от всякого посягательства со стороны священнослужителей. Как бы там ни было, он стал монахом-доминиканцем.

фото

Альберт Великий (11931200-1280). Фреска Томмазо да Модена в церкви Сан-Никколо в Тревизо (Италия)

Рассказ Фомы Аквинского

В истории сохранился рассказ Фомы Аквинского, любимого ученика Альберта Великого, первым увидевшего странное творение универсального доктора.

Когда Фома пришел к своему учителю на последнее занятие, то в лаборатории никого не застал и решил подождать. В помещении царила тишина.

На столах были расставлены реторты, пробирки, лежали открытые древние книги. В углу он заметил какие-то странные существа, то ли засохшие мумии, то ли.

Фома не мог понять. Сгорая от любопытства, он подошел к ним. Это были куклы. С человеческими головами, руками, ногами.

И тут произошло невероятное: одна из кукол неожиданно раскрыла глаза, протянула ему руку и заговорила человеческим голосом.

От страха Фома схватил кочергу и стал нещадно бить ожившую тварь. Бесы, бесы окружили магистра, шептал он, враги обманным путем пробрались к нему, их надо уничтожить.

Что сотворил ученый-чародей, зачем вывел на свет искусственную плоть и оживил ее, этот вопрос долго не давал Фоме покоя.

Как мог магистр совершить величайший грех, достойный самого страшного наказания?

Об этом происшествии Фома никому не рассказывал, но позднее написал о произошедшем.

Он не сообщил, был ли у него впоследствии разговор с учителем, признался ли тот, что тайно создавал искусственных людей и для какой цели? Может хотел наделить их разумом и послушать тайные откровения?

Больше Фома в лабораторию учителя никогда не заглядывал.

фото

Фома Аквинский (1225-1274)

Чему учил Альберт Великий?

С 1228 по 1254 год Альберт вместе со своим любимым учеником Фомой Аквинским разъезжал по разным городам Европы и в местных университетах выступал с лекциями.

Он преподавал теологию - связь философии с богоучением, толковал догматы религии так, как от него требовал орден.

Как теолог и монах-доминиканец он говорил о необходимости верить в учение о Боге, сопротивляться всяким искушениям и помнить, что все сущее создано Отцом-Творцом.

Но как ученый Альберт сомневается в исключительности главенства божеского над материальным и духовным. Отсюда его интерес к астрономии, физике, химии, медицине.

Он пытался найти в них ответы на мучившие его вопросы о первичности материи или духа.

Он рассказывал студентам о природе физических явлений, о сути разных преобразовательных процессов на земле, проводил лабораторные испытания и убеждался, что Бог не участвует в них.

Приобщение к таинствам

Результаты научных опытов подвели Альберта к мысли о первичности материального над духовным. Что было на земле первым - материя или дух. Если дух - то это Бог, который создал все сущее. А если материя?

Но какова роль Бога в происходящих процессах? Кто это определит? Кто видел Бога, кто спрашивал его?

Не зная как ответить на эти вопросы, Альберт начал по-своему толковать божественное учение, называя его сверхъестественным опытом, то есть не познаваемым разумом, данным сверху.

Естественные процессы, наблюдаемые человеком, по его представлению, являются низшей материальной сутью окружающего мира. Они знакомы человеку в повседневной деятельности, их можно объяснить.

Обширная научная и преподавательская деятельность Альберта была одобрена руководством Доминиканского ордена, и в 1260 году Папа Римский Александр VI назначил Альберта епископом немецкого города Регенсбурга.

В роли главного наставника общины ему приходилось совершать таинства священства, миропомазания, то есть конфирмации, выступать с проповедями, заниматься также разными организационными и финансовыми вопросами.

Через два года он отказался от изнурительной должности епископа и полностью посвятил себя научным изысканиям, не забывая о проблемах теологии, писал трактаты.

фото

Статуя Альберта Великого около университета в Кёльне

В 1270 году Альберт из Регенсбурга переехал в Кёльн. Последние годы он тяжело болел, сказалось истощение с возрастом умственной и нервной энергии, появились провалы в памяти. Умер он в 1280 году, в 1931 году был канонизирован.

фото

Святой Доминик. Художник К. Коэльо

Преподавательская деятельность Альберта

Католический монашеский Доминиканский орден был образован проповедником из Испании, в миру Доминго де Гусман Гарсес в 1216 г.

Его главной задачей первоначально было проповедование Евангелия и наук. Тогда же Доминик создал свою резиденцию в Париже, затем приехал в Италию, обосновался в Риме.

В новых условиях деятельность его ордена заключалась в создании собственных центров образования, так появились университеты в Болонье, Кёльне, Оксфорде.

Монахи-доминиканцы, они же ярые миссионеры-проповедники и просветители, были вездесущи, отбирали лучших студентов университетов, уговаривали их вступить в орден, стать верными проводниками его идей. Они обвиняли в ереси разных хулителей веры, требовали их сожжения.

Богословские кафедры в университетах Падуи, Праги, других городов возглавляли также монахи-доминиканцы.

В 1221 г. под свою опеку они взяли около 10 университетов Европы, имели в собственности 70 монастырей. Тогда же у доминиканцев появилась собственная эмблема - бегущая собака с горящим факелом в зубах.

Отсюда их название Псы Господни.

Одетые в красивые хабит - белую тунику с капюшоном и черный плащ с черным капюшоном, подпоясанные кожаным поясом, с четками и Библией в руках они возвещали миру истинную веру Господню и охраняли церковь от ереси.

Монах-доминиканец Альберт сумел избавить себя от миссионерской и проповеднической деятельности, он занялся изучением разных наук, в первую очередь теологии, и их преподаванием, попутно, в тайне от всех, работал над своими предсказаниями.

Какие предсказания сделал Альберт Великий?

В наследство Альберт Великий оставил 38 томов сочинений, в том числе и свои прогнозы - Оракулы, которым на всякий случай завуалированно дал подзаголовок Алхимические загадки, чтобы те, кому неинтересно, не заглядывали в них.

Исходя из потребностей человечества, его исследовательского потенциала, жажды открывать все новое, Альберт писал, что через несколько столетий на большом расстоянии от Геракловых столпов, или столбов, которыми со времен Античности обозначались горы, расположенные по обе стороны Гибралтарского пролива, люди откроют большой берег.

Эту землю начнут заселять северные народы, превратят ее в огромное государство. Главенствовать в нем будет крест.

Такое пророчество Альберта следует понимать как будущее открытие земель Америки и установление в новых землях европейской религии - христианства.

Так и произошло в 1496 году, когда испанский мореплаватель итальянского происхождения Христофор Колумб, в поисках Индии, причалил к берегам американского континента и перенес на новую землю идеи христианства.

Еще одно важное его предсказание касалось судеб немецких земель, откуда он был сам родом и где проживал до конца своих дней.

Альберт, зная воинственность германских племен, которые служили у римских императоров, считал, что в дальнейшем германский народ не сможет объединиться. Германцы будут страдать от междоусобиц.

Он исходил из предсказаний римских авгуров, которые прокляли короля варваров, или вандалов, Гейзериха и его германские племена за то, что в 455 году они разграбили и затем сожгли Рим.

И предрекал, что Германия будет жить порознь. Что и происходило в разные годы существования этого государства - при Габсбургах, Гогенцоллернах и сразу после нацистов.

Полеты к Луне и Марсу

Альберт описал полеты людей к Луне и Марсу, указал даже сроки - через 700-800 лет после собственной смерти. И оказался очень близок к истине.

В 1959 году советская автоматическая меж- планетная станция Луна-2 достигла поверхности Луны, затем в 1969 году по программе Аполлон на поверхности Луны состоялась высадка американских астронавтов.

фото

Колумб высаживается в Вест-Индии 12 октября 1492 года (остров Сан-Сальвадор). Художник Дж. Вандерлин

Список предсказаний Альберта Великого достаточно длинен. Стоит обратить внимание на его завершающую часть, нравственную.

Если в первой Альберт предсказывал как ученый, как историк, как материалист, то во второй в нем победил теолог, монах-доминиканец.

Он заговорил о вере и высказал опасение, что дьявол сумеет победить человека. Он войдет в его суть, и тогда человек будет молиться не именем Божьим, а именем Сатаны.

И далее, мир разделится на три огромных государства. И пусть Бог поможет решить спор между ними.

Никаких дальнейших объяснений, никаких дополнений. Эти строчки так и остались незаконченными.

Очевидно, Альберт Великий полагал, что борьба добра со злом продолжится. И опасался, что зло может оказаться сильнее.

Это надо понимать так, что человечество, прошедшее через войны к мирному сосуществованию в XXI веке, должно сделать вывод из прошлой убийственной истории и не совершать в дальнейшем поступки, которые могут привести к всеобщей гибели человечества.

фото

Саркофаг с мощами Альберта Великого в склепе церкви Святого Андрея

Прах Альберта Великого

фото

Церковь Святого Андрея в Кёльне, где захоронен Альберт Великий

Католическая церковь Святого Андрея в Кёльне, где находится прах Альберта Великого, относится к древнейшим на немецкой земле.

Согласно дошедшим до нас историческим документам, она появилась во второй половине X в. Позднее церковь приобрела облик романского религиозного сооружения, а в XIV в. ее перестроили под готический стиль.

После смерти тело Альберта Великого хранилось в доминиканском монастыре. Но в 1802 г. все монастыри Рейнской области были закрыты.

Таково было решение французских властей, которые во время правления императора Наполеона хозяйничали также в немецком городе Кёльне. Тогда же гроб с мощами Альберта перенесли в романскую церковь Святого Андрея.

В годы Второй мировой войны Кёльн был разрушен на 95 процентов. Церковь же Святого Андрея осталась цела.

Альберт фон Больштедт родился в 1193 году в обеспеченной семье жителей баварского городка Лауинген. В детстве Альберт не отличался ни особым умом, ни выдающимися способностями, которые бы указывали на его блестящее будущее.

Однако у маленького Альберта была одна страсть: при всей своей набожности будущий ученый, теолог и корифей герметической науки Средневековья неудержимо стремился к постижению разнообразных знаний.

Святая сила

Однажды, как гласит легенда, на столетия пережившая Альберта, к юноше во время его жаркой молитвы явилась Пресвятая Дева и спросила его, в какой науке он хочет преуспеть. Альберт пожелал достичь успеха в изучении царицы наук - философии.

Богородица сказала с печалью: «Я выполню твою просьбу - ты станешь великим философом. Но, увы, ты предпочел заниматься философией, а не теологией. А ведь именно теология заслуживает наибольшего предпочтения перед всеми другими науками, ибо нет ничего прекрасней постижения величайшей премудрости нашего горячо любимого единого Бога. В наказание за недостаток благочестия ты вернешься перед своей смертью в прежнюю глупость."

В конце жизни великого ученого предсказание сбылось.

Мало найдется в истории западноевропейского Средневековья фигур столь крупного масштаба, которые бы еще при жизни вызывали у современников такое благоговейное поклонение. Смерть же только способствовала росту их и без того великой славы.

Представленный труд автора посвящен физиогномике - методу определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения. В целом, физиогномика - это эзотерическое учение приверженцы которого отстаивали тесную связь между внешним обликом человека и его внутренними качествами

Чудеса

Среди многочисленных учеников Альберта в его кельнский период был сам Фома Аквинский - впоследствии ставший величайшим философом и теологом Римско-католической церкви. В одном из своих поздних произведений Аквинский утверждал, что в 1240 году стал свидетелем того, как Альберт Великий на его глазах превратил ртуть в золото.

При этом эксперименте присутствовали еще несколько учеников Альберта, которые, воспользовавшись предложением учителя повторить эксперимент, не сумели достичь желаемого результата.

Тот же Фома Аквинский, правда более осторожно, предполагает, что Альберту Великому при помощи философского камня удалось создать гомункулуса - искусственного человека. Однако по настоянию церкви ученый был вынужден уничтожить свое удивительное творение.

Приняв монашеский сан и вступив в 20-летнем возрасте в орден доминиканцев, Альберт Великий, тем не менее, сумел стать выдающимся исследователем и изобретателем, чьи открытия надолго опередили свое время, а загадочные творения его рук приводили современников в трепет. Так, сохранились воспоминания о созданной из чистого золота механической птице, которая умела петь соловьем и перелетать с ветки на ветку.

За эту птицу король Богемии предлагал Альберту баснословную сумму, однако ученый отказался расстаться со своим творением. Альберту Великому приписывают изобретение особых подъемных механизмов для королевских серебряных рудников Баварии. Для того чтобы привести механизмы в действие, не нужно было "применять традиционную в те годы физическую силу людей и лошадей.

По некоторым сведениям, ученым была построена гигантская теплица из неизвестного материала и создан искусственный сад, все процессы в котором производились неведомой силой. Свидетельства об этом нашли подтверждение в целом ряде исторических документов. В частности, в них говорится о том, что Альберт Великий решил для постройки монастыря купить участок земли, принадлежавший голландскому королю Вильгельму II.

Но правитель отказал ученому в сделке. Как-то во время поездки короля в Кельн Альберт пригласил венценосного гостя на устроенный в его честь пир. Так как дело происходило зимой - 6 января 1249 года, - король был неприятно удивлен тем, что столы с угощениями стояли на улице под открытым небом.

Однако едва Вильгельм со свитой сели за столы, небо вдруг очистилось, перестал дуть ледяной ветер и выглянуло долгожданное солнце. На глазах у изумленных гостей в считанные минуты растаял снег, на поляне появились цветы, а на деревьях проклюнулись почки. Пораженный увиденным, король согласился на сделку, а когда обед закончился, зима вернулась: начал падать снег, увяли цветы и опали почки.

Предсказания

Так, астролог предсказывал, что народ Германии никогда не будет объединен, так как им осквернен дух древних римлян. Германские племена сожгли в 455 году Рим. И с того времени на них легло большое проклятие. Лишь на короткие периоды объединялись германские народы, потом шли междоусобицы, войны и – снова разъединение. Даже нынешнее объединение неполное, ибо многие германские земли принадлежат теперь другим государствам.

А вот вам еще некоторые пророчества из его книги.

И снова ничего не вышло.

Как мы можем заметить, Германия и действительно за период с XIV по XX век трижды почти овладела миром, но так и не добилась окончательной победы.

Альберт Великий – знаменитый схоластик, род. в Лауингене, в Баварии 1193 г.; ум. в Кельне 15 ноября 1280 г. Он учился в Падуе и Болонье; вступил в орден доминиканцев в 1223 г., и служил в качестве лектора в различных монастырских школах своего ордена в Германии, особенно в Кельне, где среди его учеников был Фома Аквинат. После трехлетнего пребывания в Париже (1245–48), он сделался regens школы в Кельне; и в 1254 г. вормский капитул избрал его генералом доминиканского ордена в Германии, в каковой должности он прошел пешком всю Германию от конца до конца, посещая монастыри и усиливая дисциплину. В 1260 г. папа Александр IV сделал его епископом регенсбургским; но эта должность так мало согласовалась с его характером и привычками, как учителя и писателя, что, по прошествии двух лет, он отказался от нее, и удалился в свой монастырь в Кельне, где провел остаток своей жизни, за исключением непродолжительного посещения Парижа, где он, имея уже свыше восьмидесяти лет от роду, принял на себя труд оправдания правоверности своего бывшего ученика, Фомы Аквината. Это был весьма плодовитый и многосторонний писатель, которому в ученом мире дано было прозвание doctor univеrsalis, причем его познания в естественных науках с их практическими приложениями сделали его в народном мнении своего рода волшебником. Большой его заслугой было то, что он посредством свободного воспроизведения всей системы Аристотеля сделал ее доступной разумению своих современников: он вопроизводил собственно не греческий подлинник, а арабские переводы и комментарии. Его богословские сочинения состоят из комментариев на различные книги Библии, проповедей и аскетических трактатов (Parаdisus Animae sive de Virtutibus), догматических раcсуждений (Summa Theologiae) и проч. Многие из его сочинений были изданы отдельно. Полное собрание сочинений было сделано в Лионе, в 1651 г., в двадцати-одном томе fol.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Читайте также: