Конкуренция макдональдса и бургер кинг кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Первый ресторан McDonald's был основан в 1948 году в калифорнийском городе Сан-Бернардино Ричардом и Морисом Макдоналд. В 1955 году предприниматель Рэй Крок, оценив быстрый сервис заведения, открыл свой ресторан McDonald's по франшизе, а в 1961 году приобрел права на компанию за $2,7 млн. Сейчас сеть McDonald's оценивается в $46,1 млрд.
  • Параллельно с McDonald's во Флориде развивалась фастфуд-сеть Insta-Burger King. В 1954 году предприниматели Дэвид Эджертон и Джеймс Маклэмор купили компанию, изменили название на Burger King и открыли первый ресторан в Майами. Некоторое время заведение испытывало трудности, но реабилитировалось с появлением воппера — бургера, который стал главным блюдом сети. На сегодняшний день стоимость империи Burger King достигла $8,2 млрд, а количество ресторанов выросло до 18 000 по всему миру.
  • McDonald’s на протяжении десятилетий добивалась успеха за счет расширения меню и отказа от классических блюд, что иногда вело к увеличению времени ожидания заказа и недовольству клиентов. В 2015 году руководство сети решилось на изменения, сосредоточившись на качестве продуктов и сокращении позиций в меню.
  • Burger King не удалось добиться успеха по примеру McDonald’s: компания сделала ставку на базовое меню и качественное обслуживание посетителей, чтобы сократить время ожидания заказов, а заодно начала вкладываться в провокационную рекламу. В 2020 году Burger King выпустила ролик с заплесневелым воппером, заявив тем самым, что отказывается от искусственных добавок. Сеть планировала таким образом привлечь на свою сторону адептов правильного питания, но спровоцировала споры в социальных сетях. Многие писали, что вид воппера, покрытого плесенью, не повысит продажи Burger King, пока другие восхищались рекламой. Иными словами, готовность компании пойти на риск не всегда попадает точно в цель, но стабильно привлекает внимание.

Сейчас McDonald’s и Burger King развиваются по схожему сценарию, например разрабатывают экологические упаковки и веганское меню. Рекламы Burger King недостаточно, чтобы конкурировать с прибылью McDonald’s, но конкуренция в отрасли провоцирует инновации — пока компании соревнуются за свою долю в индустрии, они продолжают двигаться вперед.

Гастрономический лабиринт и музыкальное бистро: 7 новых ресторанов и баров Москвы

Гастрономический лабиринт и музыкальное бистро: 7 новых ресторанов и баров Москвы

McDonald's


В 1954 году предприниматель Рэй Крок приобрел у братьев эксклюзивное право на франчайзинг. В 1955 году он открыл первый ресторан McDonald's и начал заниматься продажей франшизы на открытие точек быстрого питания по всей стране. В 1961 году Крок выкупил все права на бренд. В 1963 году McDonald's продавала миллион бургеров в день. В эфире одного из телешоу предприниматель продал миллиардный бургер. На момент смерти бизнесмена в 1984 году его состояние оценивалось в $500 миллионов. В 1965 году у компании появился символ — клоун Рональд Макдональд.


В 1966 году сеть запустила свою первую рекламу на телевидении. Сейчас рестораны McDonald's работают более чем в 110 странах. В 1990 году в первый день работы сеть в Москве побила все рекорды продаж, существовавшие до этого, обслужив около 30 тысяч посетителей.

До 2010 года McDonald's считалась самой большой в мире ресторанной сетью. В 2011 году лидерство перехватила Subway — 33749 точек продаж против 32737 у McDonald's. По количеству ресторанов в США Subway обошел McDonald's еще девять лет назад.

Burger King

Burger King основали Кейв Крамер и Мэтью Бернс в 1953 году. Вдохновленные опытом братьев Макдоналдов, предприниматели искали свою концепцию изготовления бургеров. Приобретя права на печь Insta, бизнесмены открыли свои первые точки Insta-Burger. Однако финанансовые проблемы не дали им развить сеть закусочных, и они продали ее Дэвиду Эдгертону и Джеймсу Макламору. Первое, что предприняли новые владельцы, — переименовали компанию в Burger King.


В 1957 году в меню ресторанов появился Whopper, который стал отличительным знаком Burger King наряду с Big Mac у McDonald's. В 1967 году Эдгертон и Макламор продали свою сеть компании Pillsbury за $18 миллионов. Тогда она насчитывала более 250 точек.

В 1978 году в компанию из McDonald's перешел топ-менеджер Дональд Смит. При нем сеть ресторанов Burger King вышла за пределы США. Именно в это время бренд решил привлечь в свои закусочные детей. В противовес клоуну Рональду Макдональду компания выпустила героев Wizard Fries и Sir Shake-A-Lot:



В 1980 году Смит перешел работать в Pepsi. Его место занял Норман Бринкер, которого привела компания Pillsbury, купив его сеть Steak and Ale. Бринкер прославился тем, что начал рекламную кампанию против McDonald's, заявив, что бургеры Burger King больше и лучше, чем у конкурента. Предположительно, это стало первой рекламной войной в пищевой индустрии.

После его ухода в сети начался кризис, который привел к тому, что в 1989 году Pillsbury приобрела компания Grand Metropolitan PLC. В 1997 году она объединилась с Guinness и образовала новую компанию Diageo PLC. Это слияние вошло в пятерку самых крупных сделок в мире. Бренд стал мировым лидером по производству фирменных блюд и напитков. В Москве первый ресторан Burger King открылся в 2010 году.

Ежедневно по всему миру в рестораны Burger King приходит более 11 миллионов человек. Согласно информации на их официальном сайте, компания занимает второе по величине место в мире среди сетей ресторанов быстрого питания, специализирующихся на бургерах.

McDonald's против Burger King


В 2014 году, согласно исследованию аналитической компании IBISWorld, McDonald's занимал 18,6% всей мировой индустрии быстрого питания, тогда как Burger King — только 4,6%. Внутренний рынок в США принес McDonald's почти $35,5 млрд — это больше, чем Starbucks Corporation, Subway и Burger King вместе взятые.


Владимир Журавельпрезидент агентства PR2B Group

Лидерство McDonald's определяется именно более совершенной бизнес-моделью. Она менее затратна и более прибыльна по сравнению с конкурентами. Маркетинговые войны могут помочь добиться временного успеха, но без стратегического изменения бизнес-модели решающего преимущества достичь нельзя. McDonald's отнюдь не стоит в уголке зареванный и надувший губки. Имея большие ресурсы, он покупает и лучший маркетинг.

После этого ролика некоторые СМИ сообщали, что актрисе пожизненно запретили появляться в сети ресторанов McDonald's, но это оказалось легендой.

Адвокаты McDonald's подали в суд на компанию. Возмущенная реакция со стороны конкурента сыграла на руку Burger King — о рекламе заговорили на телевидении и в газетах по всей стране. Продажи бренда по сравнению с предыдущим годом выросли в среднем на 10%, а у McDonald's — только на 3%.

Burger King в своей рекламе не раз сравнивал главные продукты компаний — Whopper и Big Mac не в пользу последнего.

В 2011 году немецкое отделение McDonald's подшутило над конкурентом. В телевизионном ролике, снятом рекламным агентством DDB Tribal Group, мальчик несколько раз пытается пообедать на детской площадке. Каждый раз ребята постарше отбирают у него пакет McDonald's с картошкой и бургером. Однако ребенку удается поесть, когда он кладет еду в пакет Burger King. На этот раз все проходят мимо — никто уже не обращает на него внимания.


Wendy's


Сеть ресторанов Wendy's, созданная бывшим вице-президентом KFC Дейвом Томпсоном, открыла свою первую точку в 1969 году. Компания стала еще одним конкурентом McDonald's и Burger King. Бренд прославился тем, что там нет готовых бургеров — каждый из них собирают по индивидуальному заказу покупателя.

Эта рекламная кампания помогла Wendy's поднять продажи на 26%.

Starbucks


Чашка кофе в Starbucks в то время стоила в городе на цент дороже, чем кофе такого же размера в McDonald's. Рекламные билборды в других городах компания размещать не стала.

В продолжение рекламной кампании Burger King показал в своих официальных аккаунтах в соцсетях постер, в котором обыграл главный символ McDonald's — клоуна Рональда:



Pizza Hut


Сеть ресторанов Pizza Hut основали в 1958 году братья Дэн и Франк Карни. Легенда гласит, что названия они придумали исходя из размера вывески ресторана, который они арендовали, чтобы открыть свое дело. Пиццерия сразу стала пользоваться популярностью, и Карни начали продавать франшизу. За 10 лет их сеть посетили около миллиона гостей.


Большой прорыв компания совершила в 1986 году, когда начала доставлять пиццу. В те годы сам факт заказа еды на дом стал сенсацией. В 1989 году впервые в истории Pizza Hut доставили пиццу в Белый дом в Вашингтоне. В то время первая леди Барбара Буш лично разместила заказ для 200 детей, которые находились там на благотворительном мероприятии. Сегодня у Pizza Hut около 13 тысяч точек в более чем 100 странах мира.

Papa John's


В 1983 году Джон Шнаттер купил подержанное оборудование для изготовления пиццы и решил открыть свое дело. До этого молодой человек подрабатывал мытьем посуды в пиццерии. Там он понял, что компании, которые работают по франшизе и доставляют пиццу на дом, имеют хороший сервис, но экономят на качестве. Те же пиццерии, которые уделяют большое внимание качеству, не занимаются доставкой. Так созрела бизнес-концепция: изготовлять качественную пиццу и доставлять ее.


Согласно легенде, основатель сети Шнаттер ради дела продал свой любимый автомобиль за $1600. В 2009 году он выкупил такую же машину того же года выпуска за $250 тысяч.

Papa John's против Pizza Hut

В 1998 году компания Papa John's усомнилась в качестве томатного соуса, который использует Pizza Hut. Сам бренд утверждал, что готовит его только из свежих помидоров, тогда как конкурент был обвинен в использовании пасты.

Domino's pizza


Domino's pizza — вторая сеть пиццерий в США после Pizza Hut. История создания бренда во многом перекликается с историей конкурента. У истоков также стояли два брата — Том и Джеймс Монэгены. Все началось с покупки пиццерии под названием Dominick's Pizza в 1960 году. Вскоре Джеймс обменял свою долю в бизнесе на подержанный автомобиль. Единственным владельцем пиццерии стал Том Монэген, который переименовал заведение в Domino's.


Уже в конце 70-х годов в США было открыто более 200 точек, впервые пиццерии Domino's стали появляться за пределами страны. Многие годы в основе слогана компании было правило о том, что пицца доставляется в течение 30 минут. Если приходится ждать дольше, потребитель освобождался от платы.

В 1993 году компания приняла еще более радикальное решение: если покупателю не нравилась пицца, он мог получить новую или вернуть деньги. Сейчас сеть пиццерий Domino's Pizza насчитывает более 11 тысяч точек в более чем 70 странах.

Subway


В 1965 году Фред Де Люка и Питер Бак открыли первое заведение в сети Subway, тогда оно называлось Pete's Super Submarines. Позже оно было изменено на Pete's Subway, а потом — на Subway.


Domino's pizza против Subway

В 2009 году сеть Domino's запустила рекламу, в которой людям давали пробовать сэндвичи, но не называли производителя. Согласно ролику, американцы в два раза чаще выбирали бренд Domino's, чем Subway.

Subway отреагировала письмом, которое направила регулятору рекламы в США. В заявлении представители бренда жаловались и требовали прекратить трансляцию ролика.

Однако прежде чем запустить рекламу, представители Domino's проконсультировались с юристами. Поэтому уже через несколько дней президент компании Дэвид Брэндон в следующем рекламном ролике на глазах у зрителей сжег письмо Subway в печи. Далее в рекламе напомнили, что сэндвичи Domino's по-прежнему в два раза популярнее в США, чем Subway.

Годом ранее для рекламы всё тех же запеченных в духовке сэндвичей компания Domino's выпустила несколько роликов с участием бренда Sub Mart. И хотя название Subway не прозвучало прямо, вымышленный конкурент по оформлению зала, униформе, использованной цветовой гамме напоминал известный бренд.

В одном видеоклипе доставщик пиццерии Domino's приносит заказ в Sub Mart. Сначала сотрудник демонстративно перед коллегами отказывается от сэндвича, мотивируя это тем, что работает в Sub Mart и любит их еду. Позже, расплачиваясь за заказ, он дает доставщику чаевые, чтобы тот незаметно ушел, а сам обвиняет курьера в том, что тот ошибся адресом.

Маркетинговые войны, как правило, являются прерогативой сетевых компаний. Чтобы реклама сработала, оба бренда должны быть хорошо узнаваемы. Но это не единственная причина того, почему воюют только гиганты:


Владимир Журавельпрезидент агентства PR2B Group

Маркетинговая война между обычными ресторанами просто невозможна. Сейчас у них не хватает ресурсов даже просто на рекламные кампании. Маркетинговые войны подразумевают кратное увеличение затрат на креатив, монтажно-демонтажные и перебукировочные работы. Да и размещение рекламы в целом приходится изменять в зависимости от стратегии конкурента. Если вы ввязались в маркетинговую войну, будьте готовы к увеличению бюджетов. Нет бюджетов — нет войн.


Как санкции повлияли на общепит

По мнению вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России Максима Беляева, западные санкционные ограничения не очень сильно повлияют на деятельность российских ресторанов.

Ресторатор говорит, что после 2014 года рестораны переориентировались на сырье отечественных производителей. По его словам, проблемы с логистикой наблюдаются в Белгородской области, так как она близка к ДНР и ЛНР. Ресторанам было легче работать с поставщиками из Украины. Такие же трудности в Калининградской области, которая работала с Польшей. Многие западные компании уже ушли с отечественного рынка.

Известная сеть McDonald’s не будет приостанавливать работу своих кафе в РФ.

McDonald’s и Burger King продолжают работу в России

Сеть также не будет отзывать франшизы, сообщил источник в руководящем составе Университета Гамбургерологии в Москве.

Наоборот, Макдональдс рассматривает варианты открытия новых точек заведений в Российской Федерации. В данной сети общепита работает более 60 тысяч человек, и компания просто так не может закрыть предприятия в России и уволить её сотрудников.

Разумеется, что уход с рынка РФ обернётся для McDonald’s колоссальными убытками, кроме этого, в условиях кризиса люди в большинстве стран массово переходят на фастфуд.

Кстати, по тем же причинам из России не уходит и Burger King.

И ещё раз о "санкциях"

Германия, несмотря на громкие заявления научиться "жить без российских энергоносителей", продолжает получать наши газ, уголь и нефть. Об этом был вынужден сказать канцлер Германии Олаф Шольц. При этом он сказал, что власти ФРГ начали закупки газа в "обход РФ".

Ранее канцлер назвал военную спецоперацию на Украине "нарушением" международного права. Шольц также остановил сертификацию "Северного потока-2" в ответ на признание Россией ДНР и ЛНР.

Читайте также: