Учреждение министерств комитет министров собственная его величества канцелярия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пятое отделение Собств. Е. И. В. Канцелярии было учреждено Высоч. указом 29 апр. 1836 г. временно, для управления казенными крестьянами СПб. губ., для чего повелено было отделить от СПб. казенной палаты и дпт. государственных имуществ все дела, относящиеся к управлению казенных крестьян, оброчных статей и лесов СПб. губ. В виде вспомогательного учреждения, ведавшего исключительно дела из казенной палаты, была учреждена при отделении СПб. контора казенных имуществ. Во главе отделения поставлен управляющий. В том же 1836 г. образована при пятом отделении межевая рота на одинаковых основаниях с корпусом топографов. Указом 30 авг. 1856 г. отделение упразднено.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Эта часть плана реформ была реализована практически полностью, так как соответствовала главной задаче реформаторов — создать современный сильный государственный аппарат, который эффективно влиял бы на развитие общества в направлении указанном властью и способствовал бы сохранению самодержавия. Важнейшая роль в этом, со второй четверти XIX в. отводилась такому учреждению как Собственная Его Императорского Величества канцелярия (СЕИВК).

В 1826 г. император Николай I создал специальный комитет для рассмотрения итогов проведенных реформ, состояния системы государственного управления, выработки мер по его совершенствованию. Деятельность государственного аппарата была признана не эффективной. Главной причиной этого, по мнению Николая I, было отсутствие четкой законодательной базы, слабый контроль за деятельностью государственного аппарата, за исполнительской дисциплиной чиновников.

Решение этих проблем царь взял под свой личный, постоянный контроль, для чего существенно расширил и реорганизовал Канцелярию. В 1826 г. в ней было создано три отделения, а впоследствии, по мере возникновения новых проблем, создавались еще три отделения. Каждое отделение было самостоятельным учреждением, со своими функциями, существенно отличавшимися от функций других отделений. Должность начальника не вводилась, им был по существу сам император. Начальники отделений могли требовать сведения от всех государственных учреждений и по поручению императора давать анализ их деятельности.

Главная задача I отделения заключалась в контроле за кадровым составом государственного аппарата. Два раза в год все ведомства направляли в него сведения о приеме и увольнении, перемещении по службе, награждении чиновников. Все они требовали утверждения в I отделении, причем многие дела докладывались лично императору.

Накануне реформ 1860-х гг. необходимо было повысить эффективность и оперативность деятельности государственного аппарата, и в 1858 г. решение кадровых вопросов из компетенции I отделения СЕИВК передается в ведение министерств, главных управлений, губернаторов.

Важнейшей задачей своего царствования Николай I считал проведение систематизации и кодификации российского законодательства. Ее решение было поручено II отделению Императорской канцелярии. Хотя в нем служило всего 16 чиновников и 15 писарей, но оно имело право привлекать к своей деятельности Министерство юстиции, Департамент законов Государственного Совета, что позволило к 1830 г. подготовить Полное Собрание законов, а к 1832 г. Свод законов Российской империи. II отделение СЕИВК подготовило Свод военных постановлений, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., готовило новые издания Полного Собрания законов и Свода законов Российской империи.

Исполнительным органом III отделения стал Отдельный корпус жандармов, образованный в 1827 г. Территория страны делилась на жандармские округа, руководители которых были независимы от местных властей и осуществляли надзор за их деятельностью, а также за местными периодическими изданиями, театрами, учебными заведениями.

Абсолютизм в первой половине XIX в., консервируя сословное деление общества, не проводил мер, направленных на преодоление правового, имущественного неравенства, но создал государственную систему организации общественной благотворительности. Это можно считать особенностью российского государства в XIX в. Эффективность этой системы во многом определялась тем, что руководство ею осуществлялось IV отделением, созданным в 1828 г. и имевшим возможность привлекать к этой деятельности местные органы власти и управления, дворянские губернские и уездные собрания. Поощрения от государства в виде наград, почетных званий в сословном обществе могли иметь не только моральное значение, но и повышать общественный, сословный статус благотворителей, что влекло за собой получение ими определенных привилегий.

Созданное в 1836 г. V отделение должно было подготовить существенную реформу управления государственным имуществом, изменить правовое положение государственных крестьян. Одним из итогов деятельности V отделения стало создание Министерства государственных имуществ. Начальник V отделения стал одновременно министром государственных имуществ. Это расширяло возможности нового министерства, занявшего важное место в государственном механизме решать проблемы взаимодействия с другими ведомствами.

На V отделение была возложена координация деятельности этих комитетов, информирование о их предложениях руководителей других ведомств.

Острейшей проблемой для России первой половины XIX в. была война с некоторыми народами Кавказа. В 1842 г. после неудач российской армии в этой войне создается Комитет по делам Закавказского края (позже Кавказский комитет). Он должен был выработать принципы политики по отношению к местному населению Кавказа, предложить систему управления, учитывающую его традиции и интересы империи. Значимость этого Комитета, в который входили военный министр, министр внутренних дел, финансов, юстиции, была такова, что для обеспечения его деятельности создается VI отделение. Им собираются, анализируются все предложения по реформе управления Кавказом. После создания Кавказского наместничества в начале 1844 г., как нового административно-территориального образования VI отделение упраздняется.

Таким образом, СЕИВК была ведущим звеном государственного механизма и стояла по существу над правительством. Она контролировала главные направления государственной деятельности, рассматривала важнейшие задачи, стоявшие перед властью. Начальники отделений подчинялись непосредственно императору, имея право личного доклада ему.

В со­став Комитета министров вхо­ди­ли: ми­ни­ст­ры и глав­но­управ­ляю­щие центральных государственных уч­ре­ж­де­ний (в их от­сут­ст­вие в за­се­да­ни­ях Комитета министров уча­ст­во­ва­ли их то­ва­ри­щи); обер-про­ку­рор Си­но­да (с 1835 года); пред­се­да­те­ли де­пар­та­мен­тов Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та (с 1812 года, в 1810-1812 годах - толь­ко по важ­ным де­лам); глав­но­управ­ляю­щие от­де­ле­ния­ми Соб­ст­вен­ной Его Императорского Величества кан­це­ля­рии (с 1880 года - толь­ко глав­но­управ­ляю­щий Ве­дом­ст­вом уч­ре­ж­де­ний им­пе­рат­ри­цы Ма­рии, с 1882 года - так­же глав­но­управ­ляю­щий Собственной Его Императорского Величества кан­це­ля­ри­ей); глав­но­ко­ман­дую­щий в сто­ли­це (до 1825 года); го­су­дар­ст­вен­ный сек­ре­тарь (с 1893 года); осо­бо на­зна­чен­ные им­пе­ра­то­ром ли­ца. До 1812 года в Комитете министров пред­се­да­тель­ст­во­вал им­пера­тор, а в его от­сут­ст­вие - чле­ны по стар­шин­ст­ву (с 1810 года - государственный канц­лер), c 1812 года - осо­бо на­зна­чен­ный им­пе­ра­то­ром пред­се­да­тель (эта долж­ность до 1865 года яв­ля­лась выс­шей, а за­тем од­ной из выс­ших долж­но­стей в Российской им­пе­рии). В раз­ные пе­рио­ды пред­се­да­тель Комитета министров яв­лял­ся од­но­вре­мен­но пред­се­да­те­лем Государственного со­ве­та (1812-1865), Кав­каз­ско­го ко­ми­те­та (1865-1882) и Со­ве­та ми­ни­ст­ров [19 октября (1 ноября) 1905 - 23 апреля (6 мая) 1906], а так­же ви­це-пред­се­да­те­лем Ко­ми­те­та Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги (1892-1905).

Комитет министров рас­смат­ри­вал про­ек­ты за­ко­нов и рас­по­ря­же­ний, ко­то­рые пред­по­ла­га­лось вве­сти в ви­де временных пра­вил, а так­же про­ек­ты но­вых уч­ре­ж­де­ний, ко­то­рые соз­да­ва­лись вре­мен­но и дол­жны бы­ли быть оп­ро­бо­ва­ны на прак­ти­ке. Фор­маль­но не имея пра­ва об­су­ж­дать за­ко­но­про­ек­ты, на прак­ти­ке Комитет министров не­од­но­крат­но рас­смат­ри­вал их в об­ход Государственного со­ве­та.

Ре­аль­ная роль Комитета министров за­ви­се­ла от сте­пе­ни до­ве­рия им­пе­ра­то­ра Государственному со­ве­ту и от влия­ния и ини­циа­тив­но­сти пред­се­да­те­ля Комитета министров. Наи­боль­шее зна­че­ние он имел при им­пе­ра­то­рах Алек­сан­д­ре III и Ни­ко­лае II и при пред­се­да­те­лях П.А. Ва­луе­ве, М.Х. Рей­тер­не, Н.Х. Бун­ге и С.Ю. Вит­те.

По­сле соз­да­ния объ­е­ди­нён­но­го пра­ви­тель­ст­ва - Со­ве­та ми­ни­ст­ров (19 октября (1 ноября) 1905 года) Комитет министров рас­смат­ри­вал толь­ко те­ку­щие административные де­ла. Уп­разд­нён 23 апреля (6 мая) 1906 года в свя­зи с при­ня­ти­ем Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нов 1906 года.

Одним из приоритетных направлений историко-правовой науки является исследование проблемы становления и развития отечественного законодательства, отразившего эволюцию системы органов исполнительной власти.

Для работы Комитета законодатель установил следующие правила:

  • в совещании министров должны участвовать не менее пяти министров, включая министра, по инициативе которого собираемся Комитет;
  • совещания министров рассматривает только наиболее важные дела.

С 1802 г. по 1812 г. совещания министров не обладали постоянным организационным статусом, созывались не регулярно. В 1805 г. и 1808 г. прияты законодательные акты, закрепившие порядок производства дел в Комитете министров, а также определившие степень его власти. Правила 1805 г. представляли сгруппированные узаконения о комитете министров предыдущих лет. В компетенцию Комитета министров входило:

Правила 1808 г. подразделили предметы ведения комитета министров на две группы – постоянные и временные.

Комитет министров наделялся широким кругом полномочий. В отечественной историко-правовой науке существует классификация полномочий Комитета:

  • дела, превышающие степень власти, которой обладал каждый министр в отдельности;
  • дела, требующие рассмотрения всеми министрами.

К первой группе полномочий относились:

Вторая группа полномочий более многочисленна, к ней относились:

Состав и полномочия Комитета министров сохранялись на всем протяжении его функционирования с незначительными изменениями. Комитет министров представлял собой высшее административное учреждение, к ведению которого относились дела исполнительные.

Таким образом, министерская реформа 1802 стала отправным моментом в становлении органов исполнительной власти. Законодательство начала XIX в. к административным органам с полномочиями в исполнительной сфере отнесло министерства и Комитет министров, образование и функционирование которых можно рассматривать как первоначальный этап в процессе формирования системы исполнительной власти в рамках абсолютизма.

Читайте также: