Финансовый аппарат государства кратко

Обновлено: 03.07.2024

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Посредством системы государственных и муниципальных финансов государство планомерно воздействует на социальное и экономическое развитие страны. В основе системы государственных финансов лежит ряд принципов, совокупность которых предопределяет ее сущностное содержание:

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Управление финансами (или финансовый менеджмент) означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе формирования и движения, распределения и перераспределения, а также использования; это сознательное и целенаправленное воздействие

- экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег для получения оптимального печного результата хозяйствования. Самая большая ошибка многих российских предпринимателей заключается в недооценке ими финансового менеджмента (управления плисовыми потоками). Некоторые предприниматели объясняют это он сложностью финансовых проблем, а потому делегируют свои полномочия подчиненным. Такая позиция ошибочна: никоим образом нельзя ни направлять, ни контролировать самостоятельно денежные потоки, как поступающие, так и исходящие. Именно в движении этих потоков концентрируется реальный результат предпринимательской активности и скрыты те возможности повышения результативности бизнеса, поиск которых ведет предприниматель. Поэтому отечественному предпринимателю прежде всего необходимо освоить все основные принципы и подходы управления финансами, хорошо в них разбираться, иначе он обречен на неуспех.

Таким образом, проблема овладения всем потенциалом финансового менеджмента, всеми его секретами - это вопрос жизни и смерти бизнеса, особенно в специфических условиях российского рынка[7, с. 71-76] .

Происходящие в нашей стране рыночные изменения делают насущной необходимостью приобретать и эффективно применять опыт хозяйствования в новой обстановке. Условия и принципы функционирования предприятий, результаты деятельности теперь прямо зависят от конкурентоспособности их продукции на рынке. В приспособлении к требованиям конкретных рынков очень важными являются предвидение, оценка уровня качества технико-экономических параметров продукции, ее цены, сроков поставки. Причем это необходимо делать заранее, еще на стадии разработки новой продукции, модернизации, усовершенствования выпускаемых изделий, до начала производственного цикла. Очень важно иметь всю необходимую деловую информацию и для разработки сбытовой политики.

Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации экономической политики. Вот почему сегодня, как никогда, важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития предприятия. Добиться делового успеха сегодня невозможно без применения самых разнообразных финансовых инструментов, многие из которых уже нашли широкое применение на российском рынке. Финансовое благосостояние фирмы - понятие сложное, комплексное, свидетельствующее о стабильности ее денежных капиталов, при котором создаются условия для развития, роста прибыли, поддержания платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности и рентабельности при рациональном уровне риска. Основы финансовой устойчивости фирмы прежде всего выступают естественным результатом процессов, происходящих в ней самой. Однако на нее активно воздействуют и процессы, происходящие в обществе, т.е. внешние факторы. взобраться в этом сложном взаимопереплетении и использовать возможности как внешних, так и внутренних факторов помогает финансовый менеджмент.

В то же время решение проблем, стоящих перед финансовым менеджером предприятия, невозможно без решения вопросов, которые на первый взгляд прямо к финансам не относятся (в их числе и наличие хорошо поставленного управленческого учета, и качество планирования на предприятии, и обеспеченность его высококвалифицированными менеджерами, и оптимизация налогообложения, и т.д.). Результаты финансовые, финансового менеджмента являются производными т итогов всей рыночной деятельности предприятия, качества и работоспособности всего его коллектива. Следовательно, оздоравливать финансы фирмы - это оздоравливать весь ее организм.

Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, на способность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным. Для современного менеджмента характерны:

• стабильное стремление к повышению эффективности производства

• бизнеса в целом;

• широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты: функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений;

• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

• ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности организации;

• использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

• изменение функции планирования от текущего к перспективному;

• выход финансового менеджмента на передний план во всей системе управления предприятия;

• упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

• оценка управления в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

• максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;

• привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ей;

• осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких

• опора на инновации в каждом сегменте работы организации, нестандартные решения;

• проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;

• способность разумно рисковать и управлять риском;

• возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой [5, с. 32-35].

Хозяйственные условия в России сегодня настолько отличаются от государств с развитой рыночной экономикой, что использование приемов и методов современного менеджмента в нашей стране не может не носить творческий, пионерский, новаторский характер при максимальном учете особенностей, традиций, специфики всей страны в целом, каждого региона, трудового коллектива. Ныне менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования, прогнозирования научных разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 83008
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т.п.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения валового внутреннего продукта, формы

денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый аппарат, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый аппарат является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного аппарата государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового аппарата коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового аппарата некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов. В соответствии с территориальным делением Российской Федерации следует отдельно выделить финансовый аппарат государственных и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный аппарат.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия, на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.

Функционирование финансового аппарата на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций —важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового аппарата. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед Российской Федерацией. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового аппарата.

Функционирование финансового аппарата обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной власти. Так, Президент РФ издает законы о налогах, о бюджете на соответствующий финансовый год и другие подобные документы. Министерство финансов, местные финансовые и налоговые органы на

основе действующего законодательства и постановлений Правительства РФ разрабатывают инструкции и другие материалы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации финансовой деятельности, обеспечивающие соблюдение финансовой дисциплины, проведение финансовой политики, отвечающей современному состоянию экономического развития российского государства.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом — составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощрение и санкции.

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в стране

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно

существенной перестройке, направленной на более полное

удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании. Перестройка финансового аппарата в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств,

инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

Действующий финансовый аппарат в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования — переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен

переход от выделения средств из бюджета по отдельным

статьям расходов к их финансированию по нормативам,

комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

Финансы являются системой отношений в экономической сфере, возникающих между двумя сторонами. В качестве сторон может выступать государство, физические и юридические лица, или же отдельные государства, решающие вопросы распределения, формирования и назначения денежных средств.

Понятие государственной финансовой системы

Финансовая система – важнейшая часть любого государства. Состоит она из множества совокупных частей, в число которых входят финансовые отношения, что выступают в качестве связанных воедино и действующих частей.

Представленная система занимается планированием, финансированием, а также инвестированием. В компетенцию финансовой структуры входит страхование с налогообложением, аудит, с финансово-бухгалтерской деятельность, финансовым проектированием и другие подобные сферы.

Деньги, которые находятся вечном движении, создают некий поток. Он же нуждается в направлении, четком распределении. Все денежные потоки разных сфер создают один единственный. Исходя из их сложности, выделяют одно-, двух- и многосторонние потоки.

Под односторонним потоком подразумевается переход денежных средств из государственного бюджета в фонд, например, пенсионный, где эти средства распределяются между гражданами.

Многосторонние потоки могут охватывать разные сферы и течь по разным направлениям. Домашнее хозяйство функционирует за счет разных доходов. Оно же выплачивает налоги, и вносит деньги в другие фонды.

Каждая категория финансовой структуры влияет на ее функциональность. Каждое ее звено представляет собой полноценную сферу отношений, а сама система финансов является соединением разных сфер отношений финансового характера. Данная система является системой методов и форм, которые используются для распределения и использования денежных средств отельных предприятий и страны в целом.

Система финансов по типу может быть банковской, рыночной, а также бюджетный. Первый тип характеризуется тем, то его основная доходная часть проходит и распределяется посредством рынка ссудных капиталов. Представленный вариант системы можно наблюдать у большинства европейских стран. Его характерной чертой является сосредоточение и распределение большей части денежных средств от лица кредитно-банковских структур. Происходит это посредством процесса инвестирования или же кредитования.

Следующий, рыночный тип, где главную роль в распределении дохода страны занимает фондовый рынок. Представленный вариант характерен для Соединенных Штатов, а также Канады.

Третий, или бюджетный тип характерен для Российской Федерации, Китая, а также Швеции. Данная разновидность характеризуется централизованным распределением национального дохода.

Система государственного финансового контроля

Звенья финансовых ресурсов представляют определенные категории национального дохода и расхода. Они составляют финансовые институты, хоть и являются отдельными частями. Собрание всех входящих финансовых категорий составляют государственную финансовую систему.

Эта система является совокупностью используемых форм и методов по накапливанию, разделению и использованию государственных денег. Данное понятие не является тождественным системе финансовых учреждений, поэтому не стоит путать эти два понятия. Второе является совокупностью управленческих государственных органов, которые занимаются финансовой деятельностью.

Каждая из частей финансовой системы занимается обслуживанием конкретной сферы распределения, а также перераспределения дохода страны. Производится это при помощи использования денежных фондов и способов накопления, распределения и использования средств страны или муниципальных образований. Представленные особенности разделяют отдельные категории и отношения финансового характера. Каждая категория системы финансов конкретных способом влияет на их публичную деятельность, а также выполняет определенные функции.

Государственные органы финансовой системы РФ

Государство занимается руководством собственных финансов, вносит коррективы в их поток и направляет их посредством исполнительных и законодательных органов, которые компетентны в данном вопросе.

Федеральное Собрание, которое является высшим законодательным органом, занимается рассмотрением, обсуждением и утверждение бюджета государства и его республик. Они же принимают участие в формировании законов о сборе, налогах и бюджете.

Правительство Российской Федерации, как представитель исполнительной власти, занимается обеспечением исполнения государственного бюджета, а также ведет отчет о проделанных действиях, относительно данного вопроса, а также обеспечивают проведение единой политики относительно кредитов и других финансовых вопросах.

Финансовые вопросы городов, областей, округов и краев решаются местными властями в границах своей компетентности.

Кроме перечисленных органов, в вопросах финансов принимают участие и другие, которые можно условно поделить на государственные органы, которые производят финансовую деятельность по той причине, что это является их основной задачей. Сюда относят Банк России с Министерством финансов. А также на органы, имеющие специальную компетенцию вроде федерального казначейства с органами контроля финансов, а также страхового надзора.

Главенствующую позицию занимает Министерство финансов России. В список его основных задач входит кредитная и денежная политика, бухгалтерский учет с аудитом и переработкой драгоценных камней и многое другая. Также в этот список включается страховая и валютная, налоговая и бюджетная сфера.

Главный финансовый орган выполняет следующие функции:

  1. Разработка и представление новых законов относительно государственного бюджета.
  2. Разработка и утверждение порядка составления государственного бюджета, составление отчетности относительно него.
  3. Составление финансового плана на следующий год, а также ведение учета.

По причине перехода к рыночной системе, в финансовой сфере появились дополнительные органы, в число которых входит Федеральное казначейство, с Федеральной налоговой службой и Счетной палатой.

В список задач Федерального казначейства входит:

  1. Контроль бюджета (распределения, исполнения).
  2. Управление расходов с доходами.
  3. Регулирование отношений относительно финансов между внебюджетными фондами и бюджетом федерации.
  4. Проведение сбора, обработки и анализа информации относительно финансовой сферы.
  5. Краткосрочные прогнозы относительно финансов.
  6. Разработка методов, инструкций относительно финансовых вопросов, в которых компетентно Казначейство.

Федеральная налоговая служба следит за соблюдением законодательства относительно налоговой части. Также она проверяет полноту уплаты налогообложения в государственный бюджет.

Элементы государственной финансовой системы

Финансовой системой называют совокупность разных категорий в области финансовых отношений, где каждое звено имеет свои характерные черты, различается принципом действий.

Государственная финансовая система

Структура финансовой системы

Данная система довольно обширна, поэтому включает в себя дополнительные сферы, в число которых входит страхование с государственными финансами, а также финансы фирм с организациями. Эти все компоненты имеют свой набор методов и принципов, которые служат их формирующим основанием.

Финансы государства являются центральным фондов, где располагаются денежные ресурсы. Создаются они посредством распределения дохода государства, которые производится в разных отраслях.

Общегосударственные финансы, и финансы конкретного предприятия связаны между собой. И объясняется это разными причинами, основной из которых является единый первоисточник их формирования, который был создан посредством материального производства. В этом и заключается взаимосвязь представленных категорий финансовой системы.

Основной и наиболее важной частью финансов страны является ее бюджет. Государственный бюджет характеризуется как централизованный доход страны. Данная категория состоит из двух взаимосвязанных частей – это доход и расход. Доходная часть отображает источники денежных поступлений, их назначение и количество. В категории расходов также указывается назначение средств, сфера их использования, а также их количество. На основании представленных категорий можно судить об экономическом развитии конкретного государства.

Дефицитом считается, если расходы страны значительно превышают его уровень дохода. Бездефицитный бюджет характеризуется равномерностью доходов и расходов. Профицитом называют ситуацию, когда доходы в значительно степени превышают расходы государства.

Основной и наиболее крупный источник дохода бюджета страны – это денежные средства налогоплательщиков. На их часть приходит почти 70-80 процентов всей казны. Остальные 20-30 идут от таможенной пошлины, займов государства, а также эмиссии денежных средств. В диаграмме это будет выглядеть так.

Государственная финансовая система

Внебюджетными фондами называют собрание финансовых источников, которые имеют конкретное назначение, и могут распоряжаться органами местного, федерального, регионального управления.

За счет формирования данных фондов, происходит процесс распределения дохода страны посредством органов, имеющих власть, на пользу определенной категории населения, а также главных экономических сфер.

К подобным фондам относят Пенсионный, а также фонд социального и медицинского страхования. Сюда можно отнести научно-исследовательские фонды с фондом развития сферы жилья и другие.

Кредит государства является одной из форм движения денежных средств, а также вариант привлечения новых финансовых ресурсов. Еще одним средством привлечения финансов является заем.

Долги государства могут быть внутренними и внешними. Если страна отказывается от оплаты представленных задолженностей. Данная ситуация называется дефолтом. Это же понятие может служить для привлечения денег, чтобы покрыть дефицит бюджета страны.

Принципы государственной финансовой системы

Финансовая система функционирует на основании конкретных принципов. Выделяют следующие 4 принципа:

  1. Единства.
  2. Сбалансированности.
  3. Направленности.
  4. Диверсификации источников финансирования.

Первый их них характеризует финансовую систему как ту, которая имеет единую законодательную базу, а также нормативно-правовую. Для нее также характерно единое направление в формировании бухгалтерской отчетности, единство политики финансов, которая нацелена на учет интересов субъектов.

Баланс системы состоит в оценке имущества субъектов экономики, по причине наличия конкретных формирующих источников за счет конкретных доходов с поступлениями.

Целевая направленность характеризуется тем, что субъекты хозяйства направлены на получение дохода, повышение уровня рентабельности, а также формирование устойчивости на рынке. Государство, которое заинтересовано в развитии, старается формировать устойчивое положение не только на рынке, но и на международном уровне.

Завершающий принцип позволяет экономическим субъектам производить инвестиции в разные экономические объекты, и разновидности имущества.

Методы государственного регулирования финансовой системы

Каждая страна в финансовой сфере использует свой набор принципов, законов и методов. Финансовая система Российской Федерации использует следующую совокупность методов. Условно их можно разделить на фискальные с налоговыми и бюджетные, а также те, которые регулируют рынок финансов.

Фискальные методы заключаются в том, что определяют основные компоненты государственной политики, а именно, ее налоговой части, а также систему ее сборов.

Следующий метод заключается в определении реализации государственной политики, налоговой сферы, которая заключается в получении этих самых налогов, и их сбора в бюджет.

Бюджетные методы заключаются в установлении взаимосвязи с разными уровнями государственного бюджета. К ним относят правила произведения отчислений и переводов.

Четвертый метод заключается в определении поведения рыночного участника при совершении сделки (продажи, покупки или обмене).

Рынок финансов всегда находится под пристальным вниманием государства, так как является ключевым элементов любой страны. Поэтому выделяют 4 метода, которые используются для влияния на финансовую сферу:

  1. Нормативно-юридические.
  2. Административные.
  3. Экономические (прямые и косвенные).

Первая совокупность методов заключается в определении баз законов, которые помогают функционировать рынку финансов, взаимодействовать участникам рынка, а также позволяют государству вмешиваться в эту сферу.

Вторая совокупность методов связана с применением законов, которые установлены государств для рыночных субъектов.

В качестве прямых экономических методов используется изменение рыночных настроек, вследствие эмиссии денег, ценных бумаг и другого. Косвенные регулируют ключевые настройки валютного курса и т.д.

Финансовая система является не менее важной категорией любого государства. Данное понятие пришло в человеческий обиход историческим путем, на основании проб и ошибок. Теперь же эта структура значительно упрощает жизнь тем, кто вносит порядок и формирует само понятие государства. Чем развитие финансовая система, тем выше уровень жизни каждого гражданина страны.

Читайте также: