Христианство до крещения руси кратко
Обновлено: 06.07.2024
Особенности находок перечисленных привесок в дружинных курганах с более или менее определенными скандинавскими комплексами, равно как и аналогии в Бирке — главном скандинавском торгово-ремесленном центре, связанном с Восточной Европой, привели Н.Г.Не-допшвину к предположению, что крестики распространялись на Руси с варягами-христианами. При этом она отмечает, что привески делались на местах (в Тимереве непосредственно для обряда погребения), но подражали скандинавским образцам. Важно наблюдение исследовательницы о том, что большая часть привесок найдена в женских могилах в составе ожерелий, но едва ли, судя по обряду, они были просто украшениями: могилы были ориентированы на запад (по христиански), иногда содержали гробы (как и в Бирке).
В отечественной историографии давно ведется полемика по поводу того, была ли Десятинная церковь построена на месте языческого могильника или древнейшего христианского некрополя. Автор капитального труда по Древнему Киеву М.К.Каргер совершенно справедливо отмечал, что вокруг церкви открыты вполне языческие могилы, камерные гробницы, даже трупосожжения (ср. данные новых раскопок: Килиевич, 1982. С. 42 и ел.). И все же скепсис Каргера ныне представляется чрезмерным: он отрицал и христианскую символику крестовидных привесок и считал весь киевский некрополь языческим. Однако показательно, что именно у Десятинной церкви концентрируются погребения в могильных ямах и гробах с западной ориентировкой [Килиевич, 1982. С. 42], и среди них -могила (№ 14) с тремя крестами. Не менее интересна и другая могила, открытая под восточной частью церкви [Каргер, 1958. С. 205-206]: в гробу была погребена женщина со скандинавской фибулой, превращенной в привеску, и другой привеской — имитацией византийской монеты, солида императоров Василия I и Константина (869-879).
Использование монет — арабских и византийских — в качестве привесок было обычным на Руси в X в., но изготовление имитации монеты, видимо, свидетельствует о важности для владелицы изобразительных мотивов -императоров с крестами и Вседержителя: возможно, имитация монеты использовалась в качестве иконки (образка). Типологически это погребение, как справедливо отметил Каргер, вписывается в группу могил знатных женщин, две из которых носили крестовидные привески. Все это позволяет предположить, вслед за М.Д.Мурьяновым (1978), что место для строительства Десятинной церкви действительно было выбрано неслучайно — видимо, эта часть некрополя была связана с христианской общиной.
Совмещение христианских и языческих обрядов в пределах не только одного кладбища (как это было в Киеве, ‘ Гнездове, Тимереве), но и одного погребения, свидетельствует об относительно мирном взаимодействии христианских и языческих общин — что, в общем, ясно и из описанной выше процедуры заключения договора с греками в Киеве.
Синкретизм христианских и языческих черт характерен практически для всех древнерусских комплексов X в. с христианскими символами: сами кресты, как правило, включались в состав ожерелий в женских комплексах, которые были характерны и для вполне языческих погребений.
Однако языческий контекст этих находок заставляет еще раз усомниться в том, действительно ли крестовидные привески были христианскими символами: трудно представить себе христианина, на похоронах которого убивали женщину. Материалы Бирки дают возможность по-иному интерпретировать парное погребение (№ 750), т.к. в этом некрополе известны случаи вторичных захоронений [Грэслунд, 1981. С. 36-37] — возможно, в Бирке хрещеная жена была погребена в могиле мужа-язычника.
Как уже говорилось, на Руси крестовидные подвески обнаружены по преимуществу в скандинавских могилах: означает ли это, что христианское влияние с сер. X в. проникало на Русь из Скандинавии? Христианские находки в Бирке позднего периода (IX в.) исследователи склонны связывать с миссией гамбургского епископа Унни (ум. 936): но об успехах этой миссии в Бирке ничего неизвестно. Источники не менее определенно указывают и на другой центр христианизации скандинавов и Руси.
Вместе с тем, обращают на себя внимание другие находки крестовидных привесок в Скандинавии; они обнаружены не в могилах, а в кладах X в. содержащих восточные монеты (дирхемы) и другие вещи, происходящие, видимо, из Восточной Европы: 4 находки известны в Швеции (в основном — в Средней Швеции, где расположена и Бирка) [см. Сковманд, 1942. С. 117 и ел.]. И эти находки указывают на связи с Востоком через Русь.
После введения христианства из Византии (по летописи 988 г.) интенсивная жизнедеятельность на погостах в Гнез-дове, Тимереве и др. прекратилась — единичные курганы датируются началом XI в. Дело не только в том, что перестал практиковаться языческий обряд погребения: одновременно с религиозной реформой Владимир провел политическую, посадив своих сыновей в древнерусских городах -Новгороде, Ростове, по позднейшим летописям, в Смоленске и т.д. Нужда в погостах, специализированных лагерях для княжеской дружины, контролировавших тот или иной регион, отпала (см. в гл. 5). С христианизацией стало исчезать и традиционное для ранних источников противопоставление руси (варягов) словенам и другим племенам — единая христианская культура способствовала консолидации нового восточнославянского — древнерусского — этноса.
Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков — В.Я. Петрухин
Литература: См.Источник
Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь
К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.
Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.
Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.
Владимир Святославич и крещение Руси
Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий. [Сборник: Владимир Святой]
Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.
Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.
Крещение Новгорода: на пороге гражданской войны
Проблемы возникли уже на первом этапе распространения христианства — очагом сопротивления стал Великий Новгород. Религиозный вопрос тесно переплетался с политическим: знатные люди бывшей столицы Руси с опаской относились к воле Киева, видя в крещении возможное ослабление своей самостоятельности. Проблемы осознавал и Владимир, поэтому в 990 году на северо-запад страны отправилась военная экспедиция под руководством воеводы Добрыни, дяди киевского князя. [Сборник: Крещение Руси]
Первоначально Добрыня и присланные из Киева клирики крестили несколько сотен согласившихся на это мероприятие новгородцев, чтобы убедить местное население в правильности этого решения. В следующем году, во время нового похода, новгородцы во главе с тысяцким Угоняем и волхвом Богомилом решили оказать киевлянам сопротивление. Началось восстание, в ходе которого язычники разгромили дом, где находился Добрыня. Тот принял решение действовать быстро — именно внезапность действий могла обеспечить ему победу над превосходящими силами восставших.
Его соратник Путята связал боем превосходящие силы новгородцев, а в это время сам Добрыня начал жечь дома язычников. Огонь быстро распространялся среди деревянных домов, что заставило восставших пойти на переговоры с киевлянами. На общегородском вече жители города позволили строить в Новгороде храмы и обещали не чинить препятствий христианским проповедникам, но креститься пожелало весьма малое количество горожан. Это не устраивало Добрыню — он начал проводить религиозные обряды насильно, используя свои войска, а также разгромил языческие святилища и капища. Киевляне праздновали победу. И хотя многие новгородцы приняли христианство лишь из страха перед властью — долгое время языческие боги тайно почитались в городе, — тем не менее Владимир Святославич праздновал победу: ему удалось подчинить своей воле второй по значимости город государства.
Процесс крещения русских земель затянулся на десятилетия. Фактически в новую веру обратились лишь жители крупных городов, но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.
После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну ушли в подполье. По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе, и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века.
Самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. В 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие знатным людям, которые, как казалось, утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.
В Ростове, также на фоне неурожаев, в 1071 году появились два волхва из Ярославля и начали клеймить христианских священнослужителей и местную знать — мол, они виноваты во всех бедах, которые обрушились на простой люд. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Вскоре бунтовщики дошли до Белоозера, где находился Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем. Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин.
Апостол Андрей ставит крест на Киевских горах. Миниатюра Радзивиловской летописи
В лекции рассмотрены следующие вопросы:
- Проповедь святого апостола Андрея
- Церковь Христова в Древней Скифии, Сарматии, в Закавказье
- Перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык
- Начатки христианства в Русском царстве со времени его основания до равноапостольной княгини Ольги
- Состояние христианства при великой княгине Ольге и по её смерти до обращения великого князя Владимира
Лекция Владимира Кириллина
(продолжительность: 1:27:15)
Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 36:39)
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
Читайте также: