Христианство до крещения руси кратко

Обновлено: 06.07.2024

картинка

Особенности находок перечисленных привесок в дружинных курганах с более или менее определенными скандинавскими комплексами, равно как и аналогии в Бирке — главном скандинавском торгово-ремесленном центре, связанном с Восточной Европой, привели Н.Г.Не-допшвину к предположению, что крестики распространялись на Руси с варягами-христианами. При этом она отмечает, что привески делались на местах (в Тимереве непосредственно для обряда погребения), но подражали скандинавским образцам. Важно наблюдение исследовательницы о том, что большая часть привесок найдена в женских могилах в составе ожерелий, но едва ли, судя по обряду, они были просто украшениями: могилы были ориентированы на запад (по христиански), иногда содержали гробы (как и в Бирке).

В отечественной историографии давно ведется полемика по поводу того, была ли Десятинная церковь построена на месте языческого могильника или древнейшего христианского некрополя. Автор капитального труда по Древнему Киеву М.К.Каргер совершенно справедливо отмечал, что вокруг церкви открыты вполне языческие могилы, камерные гробницы, даже трупосожжения (ср. данные новых раскопок: Килиевич, 1982. С. 42 и ел.). И все же скепсис Каргера ныне представляется чрезмерным: он отрицал и христианскую символику крестовидных привесок и считал весь киевский некрополь языческим. Однако показательно, что именно у Десятинной церкви концентрируются погребения в могильных ямах и гробах с западной ориентировкой [Килиевич, 1982. С. 42], и среди них -могила (№ 14) с тремя крестами. Не менее интересна и другая могила, открытая под восточной частью церкви [Каргер, 1958. С. 205-206]: в гробу была погребена женщина со скандинавской фибулой, превращенной в привеску, и другой привеской — имитацией византийской монеты, солида императоров Василия I и Константина (869-879).

Использование монет — арабских и византийских — в качестве привесок было обычным на Руси в X в., но изготовление имитации монеты, видимо, свидетельствует о важности для владелицы изобразительных мотивов -императоров с крестами и Вседержителя: возможно, имитация монеты использовалась в качестве иконки (образка). Типологически это погребение, как справедливо отметил Каргер, вписывается в группу могил знатных женщин, две из которых носили крестовидные привески. Все это позволяет предположить, вслед за М.Д.Мурьяновым (1978), что место для строительства Десятинной церкви действительно было выбрано неслучайно — видимо, эта часть некрополя была связана с христианской общиной.

Совмещение христианских и языческих обрядов в пределах не только одного кладбища (как это было в Киеве, ‘ Гнездове, Тимереве), но и одного погребения, свидетельствует об относительно мирном взаимодействии христианских и языческих общин — что, в общем, ясно и из описанной выше процедуры заключения договора с греками в Киеве.

Синкретизм христианских и языческих черт характерен практически для всех древнерусских комплексов X в. с христианскими символами: сами кресты, как правило, включались в состав ожерелий в женских комплексах, которые были характерны и для вполне языческих погребений.

Однако языческий контекст этих находок заставляет еще раз усомниться в том, действительно ли крестовидные привески были христианскими символами: трудно представить себе христианина, на похоронах которого убивали женщину. Материалы Бирки дают возможность по-иному интерпретировать парное погребение (№ 750), т.к. в этом некрополе известны случаи вторичных захоронений [Грэслунд, 1981. С. 36-37] — возможно, в Бирке хрещеная жена была погребена в могиле мужа-язычника.

Как уже говорилось, на Руси крестовидные подвески обнаружены по преимуществу в скандинавских могилах: означает ли это, что христианское влияние с сер. X в. проникало на Русь из Скандинавии? Христианские находки в Бирке позднего периода (IX в.) исследователи склонны связывать с миссией гамбургского епископа Унни (ум. 936): но об успехах этой миссии в Бирке ничего неизвестно. Источники не менее определенно указывают и на другой центр христианизации скандинавов и Руси.

Вместе с тем, обращают на себя внимание другие находки крестовидных привесок в Скандинавии; они обнаружены не в могилах, а в кладах X в. содержащих восточные монеты (дирхемы) и другие вещи, происходящие, видимо, из Восточной Европы: 4 находки известны в Швеции (в основном — в Средней Швеции, где расположена и Бирка) [см. Сковманд, 1942. С. 117 и ел.]. И эти находки указывают на связи с Востоком через Русь.

После введения христианства из Византии (по летописи 988 г.) интенсивная жизнедеятельность на погостах в Гнез-дове, Тимереве и др. прекратилась — единичные курганы датируются началом XI в. Дело не только в том, что перестал практиковаться языческий обряд погребения: одновременно с религиозной реформой Владимир провел политическую, посадив своих сыновей в древнерусских городах -Новгороде, Ростове, по позднейшим летописям, в Смоленске и т.д. Нужда в погостах, специализированных лагерях для княжеской дружины, контролировавших тот или иной регион, отпала (см. в гл. 5). С христианизацией стало исчезать и традиционное для ранних источников противопоставление руси (варягов) словенам и другим племенам — единая христианская культура способствовала консолидации нового восточнославянского — древнерусского — этноса.

Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков — В.Я. Петрухин
Литература: См.Источник

Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь

К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.

Крещение княгини Ольги.

Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.

Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.

3.jpg

Владимир Святославич и крещение Руси

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий. [Сборник: Владимир Святой]

Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.

Прибытие в Киев византийских миссионеров.

Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.

Крещение Новгорода: на пороге гражданской войны

Проблемы возникли уже на первом этапе распространения христианства — очагом сопротивления стал Великий Новгород. Религиозный вопрос тесно переплетался с политическим: знатные люди бывшей столицы Руси с опаской относились к воле Киева, видя в крещении возможное ослабление своей самостоятельности. Проблемы осознавал и Владимир, поэтому в 990 году на северо-запад страны отправилась военная экспедиция под руководством воеводы Добрыни, дяди киевского князя. [Сборник: Крещение Руси]

Первоначально Добрыня и присланные из Киева клирики крестили несколько сотен согласившихся на это мероприятие новгородцев, чтобы убедить местное население в правильности этого решения. В следующем году, во время нового похода, новгородцы во главе с тысяцким Угоняем и волхвом Богомилом решили оказать киевлянам сопротивление. Началось восстание, в ходе которого язычники разгромили дом, где находился Добрыня. Тот принял решение действовать быстро — именно внезапность действий могла обеспечить ему победу над превосходящими силами восставших.

Его соратник Путята связал боем превосходящие силы новгородцев, а в это время сам Добрыня начал жечь дома язычников. Огонь быстро распространялся среди деревянных домов, что заставило восставших пойти на переговоры с киевлянами. На общегородском вече жители города позволили строить в Новгороде храмы и обещали не чинить препятствий христианским проповедникам, но креститься пожелало весьма малое количество горожан. Это не устраивало Добрыню — он начал проводить религиозные обряды насильно, используя свои войска, а также разгромил языческие святилища и капища. Киевляне праздновали победу. И хотя многие новгородцы приняли христианство лишь из страха перед властью — долгое время языческие боги тайно почитались в городе, — тем не менее Владимир Святославич праздновал победу: ему удалось подчинить своей воле второй по значимости город государства.

Новгородцы приняли крещение в реке Волхов.

Процесс крещения русских земель затянулся на десятилетия. Фактически в новую веру обратились лишь жители крупных городов, но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.

После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну ушли в подполье. По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе, и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века.

8.jpg

Самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. В 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие знатным людям, которые, как казалось, утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.

9.jpg

В Ростове, также на фоне неурожаев, в 1071 году появились два волхва из Ярославля и начали клеймить христианских священнослужителей и местную знать — мол, они виноваты во всех бедах, которые обрушились на простой люд. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Вскоре бунтовщики дошли до Белоозера, где находился Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем. Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин.

10.jpg

Апостол Андрей ставит крест на Киевских горах. Миниатюра Радзивиловской летописи

Апостол Андрей ставит крест на Киевских горах. Миниатюра Радзивиловской летописи

В лекции рассмотрены следующие вопросы:

  • Проповедь святого апостола Андрея
  • Церковь Христова в Древней Скифии, Сарматии, в Закавказье
  • Перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык
  • Начатки христианства в Русском царстве со времени его основания до равноапостольной княгини Ольги
  • Состояние христианства при великой княгине Ольге и по её смерти до обращения великого князя Владимира

Лекция Владимира Кириллина
(продолжительность: 1:27:15)


Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 36:39)

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Читайте также: