Золотой век голландской живописи кратко

Обновлено: 02.07.2024

История любой страны находит своё выражение в искусстве, и особенно показательна эта закономерность на примере живописи. В частности, на примере живописи Нидерландов, переживших революцию, которая сильно повлияла на дальнейшую судьбу некогда единого государства. В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: на Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании.

Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.

Голландская живопись

Культура Голландии XVII века — живое олицетворение торжества государства, получившего независимость. Художники, окрылённые вкусом свободы, наполнили это время пафосом социального, духовного обновления и впервые обратили пристальное внимание на окружающую их обстановку — природу, человеческий образ. Голландские жанристы вдохновляются обыденностью, мелкими будничными эпизодами, что и становится одной из характерных черт голландского реализма.

К тому же основными заказчиками искусства становились не только представители элитной верхушки, но и торговцы, крестьяне. Это отчасти и повлияло на развитие живописи как предмета интерьера, а также способствовало возрастанию общественного интереса к темам обыденной жизни.

Искусство Голландии XVII века славится разветвлённой жанровой системой живописи.

Строгое сосредоточения живописца на одной подсистеме жанра способствовало детализации и совершенствованию всей голландской живописи в целом.

XVII век — это воистину золотая эпоха голландской живописи.

Художественные особенности

Свет и тонкое чувство цвета играют в картинах голландских художников главную роль.


Ян Вермеер (Вермеер/Вермер Делфтский) – живописец гармонии и ясности видения мира. Известный силой своих образных решений и тенденцией к изображению опоэтизированной атмосферы обыденности, он уделял особое внимание красочному нюансу, что позволяло передать характер световоздушного пространства.


Якоб ван Рёйсдал писал монументальные пейзажи в холодных тонах, которые воплотили его тонкое чувство драматичной и даже мрачной изменчивости мира.


Альберт Кейп прославился необычным взглядом на композицию пейзажа – у него она дана, как правило, с низкой точки зрения, что позволяет передать обширность обозреваемого пространства.


Франс Халс (Гальс/Хальс) известен выдающимися жанровыми и групповыми портретами, привлекающими своей характерностью.


Фламандская живопись

Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Феодальное дворянство и католическая церковь по-прежнему играли главную роль в жизни страны, являясь основными заказчиками искусства. Поэтому главными видами работ фламандской живописи оставались картины для замков, для городских домов богачей и величественные алтарные образа для католических церквей. Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков, изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в.

Фламандское искусство барокко (жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в изобилии форм) сложилось из черт итальянского и испанского Возрождения в преломлении своего национального колорита, особенно проявившего себя в живописи.

Фламандская живость отличается монументальностью форм, динамичным ритмом и торжеством декоративного стиля. Особенно ярко это проявлялось в творчестве Питера Пауля Рубенса, ставшего центральной фигурой фламандской живописи.

Его стиль характеризуется пышным, ярким изображением крупных тяжёлых фигур в стремительном движении. Рубенсу свойственны тёплые богатые краски, резкие контрасты света и тени, общий дух победоносного праздника. Эжен Делакруа говорил:

Всё присущее его кисти и стало общими чертами целой школы.



Антонис Ван Дейк – портретист, создавший тип аристократического портрета, исполненного тончайшим психологизмом, выраженным во внимании к динамике силуэта и общей экспрессивности типажей.


Франс Снейдерс известен изображением чувственной природы вещей, представленной красочностью и монументальностью декоративных натюрмортов, анималистических полотен.


Ян Брейгель Младший – внук художника Питера Брейгеля Старшего, запомнившийся умелым смешением пейзажа и бытовой живописи, пейзажа и аллегоричных мифологических сюжетов, а также талантливой передачей эффекта панорамы из-за высокого расположения горизонта.


Основные различия голландской и фламандской живописи

  1. В Голландии главным заказчиком искусства становится рабочий слой населения,во Фландрии — королевский двор и знать.
  2. Сюжеты. Разные заказчики просят разного. Простой народзаинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность,среди знати ожидаемо востребованы античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши.
  3. Манера письма. Характерной чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени. Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности. Во фламандской живописи центральное положение занимают характерные для барокко средства художественной выразительности — пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь.

Конец эпохи голландской и фламандской живописи можно назвать схожим — под воздействием влияния французских вкусов и воззрений и голландское, и фламандское национальное сознание постепенно слабеет, а оттого понятие фламандской и голландской живописи становится историческим прошлым.

События XVII века в Голландии и Фландрии подарили миру выдающихся авторов и свежий взгляд на общее развитие тенденций мировой живописи.

Золотой век голландской живописи — общепринятое название великой эпохи в нидерландском изобразительном искусстве, на протяжении которой местные мастера создали множество уникальных шедевров. Золотой век голландской живописи пришелся на XVII столетие, он затронул практически все известные в те времена жанры и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие европейского изобразительного искусства.

Золотой век подарил миру гигантское количество работ талантливых художников. По самым скромным оценкам современных искусствоведов в течение столетия голландскими живописцами было создано около миллиона картин, а сегодня живопись того периода является важнейшей культурной ценностью Нидерландов.

Особенности золотого века голландской живописи

Золотой век голландской живописи — уникальный феномен в истории мирового изобразительного искусства. В отличие от большинства других западноевропейских стран, в этом регионе в 1600-1700 годах сформировался собственный стиль живописи, объединивший черты барокко и реализма. В картинах местных мастеров также широко использовались символические и аллегорические образы, а вместо единого художественного центра были образованы несколько оригинальных региональных школ в разных городах:

  • Лейдене;
  • Утрехте; ;
  • Алкмааре;
  • Харлеме;
  • Гааге;
  • Амстердаме.

Особое место среди художников Золотого века занимают фигуры трех самых знаменитых голландских живописцев:

Утрехтские караваджисты в своем творчестве развивали идеи гениального итальянского живописца Караваджо (Caravaggio). Большинство из них значительную часть жизни провели в Риме, но добились признания у себя на Родине, вернувшись из длительных поездок в Вечный город. Среди них наиболее известны имена:

  • Геррита ван Хонтхорста (Gerrit van Honthorst);
  • Хендрика Тербрюггена (Hendrick Terbrugghen);
  • Дирка ван Бабюрена (Dirck van Baburen);
  • Маттиаса Стома (Matthias Stom);
  • Паулюса Бора (Paulus Bor).

Голландская живопись XVII века была на удивление многогранной. В то же время, ее важной отличительной особенностью можно назвать узкую специализацию большинства художников, работавших всю жизнь в одном или максимум двух жанрах. Основной причиной этого была огромная конкуренция, из-за которой авторам всю жизнь приходилось ожесточенно бороться за заказчиков и постоянно оттачивать мастерство в выбранной сфере искусства.

Голландская живопись Золотого века включает бесчисленное количество работ, написанных по всех популярных жанрах той эпохи:

Наряду с традиционными одиночными портретами и автопортретами голландские художники также часто писали групповые изображения людей. Кроме того, именно в те времена появилась особая жанровая разновидность портрета — трони (tronie), в которых персонажи были запечатлены с необычным выражением лица.

Благодаря голландским мастерам в мировом искусстве достойное место занял натюрморт. Более того, местные художники создали огромное количество разнообразных поджанров: от цветочного до философского. А знаменитые морские, сельские и городские пейзажи и сегодня поражают зрителей великолепными видами.

История Золотого века голландской живописи

История Золотого века голландской живописи является наглядным отображением череды событий, произошедших в ту пору в небольшой европейской стране. В конце XVI века семь северных голландских провинций в войне с могущественной Испанией обрели независимость и образовали самостоятельное государство. Молодая республика стала центром европейского прогресса в сфере торговли, мореплавания, полиграфии и текстильной промышленности.

Кроме того, в Нидерландах протестантизм окончательно утвердился в форме господствующей религии. Это привело к упадку религиозного жанра в живописи, но поспособствовало развитию других направлений. Благосостояние жителей нидерландских городов благодаря успешной торговле начало стремительно улучшаться, и многие бюргеры стали приобретать работы художников для украшения интерьера своих домов.

Уже к 1625 году в Нидерландах сформировался мощнейший арт-рынок, богатые люди покупали картины десятками, коллекционирование произведений искусства стало модной тенденцией. Бешеный спрос способствовал появлению огромного количества художников и развитию разных жанров, сформировались идеальные условия для расцвета живописи.

В последующие 50 лет нидерландское изобразительное искусство пережило небывалый подъем. Государственные служащие, купцы, учителя, мелкие торговцы и ремесленники стали активными покупателями картин, а профессия художника стала престижной и хорошо оплачиваемой.

Так продолжалось вплоть до середины 1670-х годов, когда после череды войн с Англией и Францией Нидерланды утратили господство в мировой экономике, а благосостояние жителей страны стало быстро ухудшаться. В новых условиях большинство художников осталось без работы и к началу XVIII столетия Золотой век голландской живописи завершился.

Самые известные художники золотого века голландской живописи

Среди огромного количества талантливых нидерландских мастеров изобразительного искусства XVII столетия есть немало достойных имен. И все же, к самым известным художникам золотого века голландской живописи относятся:

  • Рембрандт — величайший живописец Нидерландов той эпохи. Его имя знакомо даже весьма далеким от искусства людям, а работы отличаются колоссальным динамическим напряжением и детальностью прорисовки персонажей.
  • Франс Халс — непревзойденный нидерландский портретист, в работах которого всегда преобладал черный цвет. Его пятеро сыновей также стали художниками, хотя и не смогли превзойти по уровню мастерства своего отца.
  • Ян Вермеер — художник, чье творческое наследие по достоинству оценили потомки только спустя 250 лет после его смерти. Вермеер прославился своими жанровыми картинами и портретами, а пик популярности его работ пришелся на вторую половину XIX века.
  • Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael) — самый известный представитель пейзажного жанра Золотого века. Большинство картин Рёйсдала посвящены тематике величия природы родной страны, а его творческое наследие насчитывает около 450 произведений.
  • Ян Стен (Jan Steen) — уникальный мастер юмористического одиночного и группового портрета, чьи работы знакомят зрителей с веселым образом жизни простых голландцев той поры. Стен также написал много произведений религиозного и мифологического жанра, но предпочитал с иронией смотреть на жизнь.

Золотой век голландской живописи навсегда останется в памяти потомков благодаря прекрасным работам гениальных художников той эпохи. К счастью, огромное количество уникальных произведений сохранилось до наших дней в экспозициях лучших музеев и частных коллекциях меценатов.

Хох служанка с девочкой во дворике

Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.

Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.

Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.

Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.

Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет.

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.

Рембрандт. Блудный сын в таверне.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.

Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.

Огромное облегчение, которое сменило чувство отчаяния и вины у сына. Всепрощающую любовь отца. Сочувствие и удивление зрителей.

Рембрандт. Возвращение блудного сына.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В Голландии не нашлось ни одного мецената, который бы оценил поздние работы мастера. Поэтому они так легко разлетелись по всему миру.

Франс Хальс. Автопортрет.

Франс Хальс. Автопортрет. 1650 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.

В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.

Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.

Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия.

Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды

Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.

Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.

Франс Хальс. Цыганка.

Франс Хальс. Цыганка. 1625-1630 гг. Лувр, Париж

Герард Терборх. Автопортрет.

Герард Терборх. Автопортрет. 1668 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.

Герард Терборх. Бокал лимонада.

Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660-ые года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.

Герард Терборх. Точильщик.

Герард Терборх. Точильщик. 1653-1655 гг. Государственные музеи Берлина

Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.

Ян Вермеер. Мастерская художника.

Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Ян Вермеер. Улочка Делфта.

Ян Вермеер. Улочка Делфта. 1657 г. Государственный музей в Амстердаме

Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое ее детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.

Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.

Ян Вермеер. Женщина с весами.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.

Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике.

Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике. 1658 г. Лондонская национальная галерея

До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.

Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.

Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате.

Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате. 1658 г. Королевское художественное собрание, Лондон

Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.

Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.

Голландские художники. 8 мастеров Золотого Века Нидерландов

Ян Стен. Кавардак. 1663 г. Музей истории искусства, Вена

Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.

Ян Стен. Утренний туалет.

Ян Стен. Утренний туалет. 1661-1665 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Ссылка на бесплатный курс

Рейсдала можно по праву назвать революционером в пейзажной живописи. До него, да и после него пейзажи создавали идеализированные. Чья цель была лишь украшательная.

Рейсдал же писал не абстрактную, а настоящую природу Голландии. И каждый его пейзаж обладает своим настроением.

Якобс Ван Рейсдал. Еврейское кладбище.

Якобс Ван Рейсдал. Еврейское кладбище. 1657 г. Институт искусства, Детройт

Могучие деревья борются за выживание у топкого болота. Но не всем везёт – зачахла береза, лежит ствол уже погибшего дерева.

Якоб Ван Рейсдал. Болото.

Якоб Ван Рейсдал. Болото. 1660-ые гг. Государственный Эрмитаж.

Такой реализм в пейзаже тоже не особо ценился публикой. Поэтому пейзажи в итальянском духе, когда изображалась абстрактная природа, стоили гораздо дороже.

Но это не останавливало Рейсдаля. Он оставался верен себе, продавая свои картины за гроши. И лишь будущие поколения его по праву оценили. В 19 веке он уже был кумиром для многих пейзажистов-реалистов.

Питер Клас. Ванитас с автопортретом.

Питер Клас. Ванитас с автопортретом. 1628 г. Германский национальный музей в Нюрнберге

Ни в одной стране до этого натюрморт не получал такого развития. Не удивительно – что ещё лучше может украсить стену над обеденным столом.

Все голландские нетюрмористы старались создавать так называемые осязаемые изображения. Когда предметы были настолько реалистичны, что Вам буквально хочется их потрогать. Настолько стекло стеклянное, лимон кислый, а булка румяная.

Но даже в натюрмортах мастера узко специализировались. Так, Питер Клас знаменит своими “завтраками”. Создал он их немало. В Пушкинском музее один такой завтрак тоже есть.

Питер Клас. Натюрморт с рыбой.

Питер Клас. Натюрморт с рыбой. 1646 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Малые голландцы не гнались за оригинальностью. Поэтому похожие же завтраки Класа вы найдёте и в других музеях. Разве что вместо рыбы будет ветчина или краб.

Виллем Хеда. Завтрак с рыбой.

Виллем Хеда. Завтрак с рыбой. 1629 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

В заключение

В Золотой век в Голландии работало 3000 художников. Но великими всех их не назовёшь. Многие были очень узкими специалистами. Были даже такие, которые изображали пейзажи только при лунном свете. Или морской берег ночью.

Это сильно ограничивало их самовыражение. Это были просто хорошие ремесленники, не имевшие шансов создать шедевры на века.

И лишь некоторые были на это способны. Но им часто приходилось идти вразрез со вкусами заказчиков. Так, Рембрандт писал во всех жанрах, ни на чем не специлизируясь. Халс никогда не льстил своим заказчикам. А Вермеер качество предпочитал количеству.

Но именно поэтому мы их и помним…

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Золотой век голландской живописи — самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век.

Содержание

Исторические условия







Искусство Голландии логично выросло в искусстве Нидерландов 15-16 веков, когда они были единым государством. С 17 века прошло государственное и художественное разграничение, что побудило формирование двух национальных художественных школ, единых по происхождению, но разных по признакам. Свой вклад в художественное разграничение внесли и конфессиональные разногласия. Фландрия осталась в лоне католицизма, где религиозное искусство испытывало новый расцвет в 17 в.

В XVII веке голландская нация только начинала свой исторический путь. Именно в этот период произошел решительный разрыв голландского искусства с искусством предыдущей эпохи. Простая жизнь голландских бюргеров порождала примитивные и приземленные вкусы в искусстве, в работах художников они стремились видеть отражение собственной жизни, лишенного благородства, широкого образования, утонченных вкусов и почитания многих традиций.

Но в начале 17 века тенденция переменилась. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Самоутверждение было присуще и поведению жителей, и национальному искусству, которое активно освобождалось от религиозных ограничений, которые шли от католической Италии. Господство протестантизма привело к значительному сокращению заказов на религиозную живопись. И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Искусство Голландии 17 века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы 17 века. Путем, проложенным художниками Голландии, пойдут художники других национальных художественных школ Европы.

Читайте также: