Литература древнего востока кратко
Обновлено: 05.07.2024
Однако только в середине II тыс. до н.э. в торговых центрах Финикии на побережье Средиземного моря клинопись приобрела более простую фонетическую форму, и на свет появился древнейший алфавит, унаследованный античностью.
Литература. Древние цивилизации Востока оставили человечеству богатейшее литературное наследие. Наиболее характерными особенностями древневосточной литературы является ее неразрывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий. Многочисленные литературные сюжеты древних шумеров встречаем мы в переработанном виде в произведениях ассиро-вавилонской литературы и даже в Библии, созданной иудеями. Большая часть литературных произведений являлась художественной формой религиозных мифов, преданий, легенд, идей и догматов. Литература выполняла функцию религиозного объяснения вопросов, возникавших перед человеком, о смысле жизни и смерти, о происхождении мира, о природных явлениях и т.д. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания,исполнявшиеся в храмах при выполнении церемонии поклонения богам.
В древнеегипетской литературе мы встречаем целый похожий цикл мифов об Изиде и Озирисе. Здесь также очевидна попытка объяснить круговорот природных явлений легендой о смерти бога Озириса от руки его злого брата бога Сэта, спасении и воскресении Озириса с помощью жены богини Изиды и сына бога Гора.
Изобразительное искусство. Характерные черты свойственны древневосточной литературе — глубокая религиозность и традиционная застылость форм свойственны и изобразительному искусству. Основные черты древнеегипетского искусства, зародившиеся еще в архаический период, — это прежде всего величественность, монументальность форм, строгость и четкость, скупость, почти примитивность линии и рисунка, фронтальная развернутость изображения. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи — в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же будут использовать этот прием для изображения людей. До нас дошло довольно много памятников архитектуры, произведений изобразительного искусства египтян, так как мастера широко использовали в работе очень прочные породы камня (базальт, диорит, гранит), которым была богата страна.
Гораздо меньше сохранилось памятников архитектуры и искусства Древней Месопотамии. Применявшийся для работ материал (сырая и обожженная глина) оказался недолговечным. В искусстве двух цивилизаций весьма много общих черт. Это — теснейшая связь с религией, функция возвеличивания и упрочения царской власти и тысячелетняя верность традициям, заложенным культурой шумеров.
Архитектура. В древнеегипетском искусстве ведущая роль принадлежала архитектуре, теснейшим образом связанной с религией, и особенно с заупокойным культом. Для сохранения остатков фараонов и вельмож уже в Древнем царстве сооружались величественные усыпальницы — пирамиды, строительство которых требовало большого технического совершенства. История сохранила для нас имя выдающегося зодчего Имхотема, построившего для фараона Джосера (28 в. до н.э.) первую ступенчатую пирамиду высотой 60 м. Архитектор реализовал блестящую идею, использовав старую примитивную форму прямоугольной усыпальницы (мастаба) в многократном повторении ее по вертикали. При великих фараонах Древнего Царства: Хуфу, Хафра, Менкаура воздвигаются гигантские пирамиды, .считавшиеся в античном мире одним из чудес света.Так, знаменитая пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146, 6 м при длине стороны 233 м. Подсчитано, что для строительства пирамиды было использовано 3 млн. 300 тыс. каменных блоков весом 2,5 т каждый. Каждая пирамида была окружена заупокойным храмовым комплексом с многочисленными захоронениями придворных, статуями, рельефами с изображениями царя и его вельмож [9, с. 29, 40].
В эпоху Среднего Царства появляется оригинальная архитектурная форма усыпальниц фараонов, сочетавшая окруженные колоннадой террасы и пирамиду [9, с. 71]. Усыпальница-храм фараона Ментухотепа I (21 в. до н.э.) не подавляет монументальной мощью пирамид прошлого, а лестница за лестницей, терраса за террасой легко устремляется вверх. Те же разработки были использованы в знаменитом Храме царицы Хатшепсут (Новое Царство), построенном зодчим Сенмутом [9, с. 111—ИЗ]. К вершинам архитектурного искусства Нового Царства принадлежат два храма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Титанические колоннады этих храмов, украшенные рельефами высотой до 26 м (Карнак) составляют как бы густой каменный лес, в котором человек кажется ничтожным и жалким перед волей богов [9, с. 104-1066 166].
Многие черты египетской пластики оказали влияние на архаическое искусство Греции. Так, статуи-куросы Древней Эллады с едва выраженным движением — шагом вперед удивительно напоминают древнеегипетские образы.
Дошедшие до нас памятники архитектуры Месопотамии также свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства древних зодчих. Великолепные многоступенчатые храмы (зиккураты), первые образцы которых были созданы шумерами, мало в чем уступают пирамидам Египта [2, с. 61, 88—89], а чем-то зодчие Двуречья превзошли достижения египетской архитектуры. Именно им принадлежит честь изобретения полукруглой арки, которую унаследует потом мир античности, мусульманского Востока и романской Европы. О достижениях светской архитектуры говорят величественные развалины дворцов Вавилона и Ассирии, с изучения которых и началась ассирология. Меньше дошло до нас произведений изобразительного искусства. В основе изобразительных приемов, которыми пользовались мастера Двуречья, лежат архаические традиции первой цивилизации — древних шумеров. Это нарочитый примитивизм, ставший каноническим художественным стилем, освященным религией и традицией. Такова, например, известная скульптура правителя шумерского города Лагаша патэси Гудеа [1, с. 71]. Часто художественные приемы сводятся к следованию устоявшимся схемам; изображения приобретают упрощенно-декоративный характер.
Подводя итог краткому очерку о культурном наследии Древнего Востока, необходимо отметить, что именно здесь были заложены основные элементы современной цивилизации. На Востоке человек сделал решительный шаг из первобытной эпохи к цивилизации; высокого уровня достигла материальная и духовная культура общества. Однако те принципы, на которых она базировалась: абсолютная деспотия, власть религии, традиционность, застылость всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации к закату и гибели. Новый мощный рывок развития человечества связан с миром античности, унаследовавшим достижения восточных культур.
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М., 1953.
2. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. — М., 1976.
3. Вулли Л. Ур халдеев / Пер. с англ. —М., 1961.
4. Гонейм М.З. Потерянная пирамида / Пер. с англ. — М., 1959.
5. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 1988.
6. История Древнего Мира. Ранняя древность. Кн. 1. — 1989.
7. Керам К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. — М., 1994.
8. Косидоеский 3. Библейские сказания / Пер. с польск. — М., 1968.
9. Матъе М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. — М., 1958.
В любую эпоху литературные произведения отражали внутренний мир человека, показывали те проблемы, которые его волнуют. Литература древности свидетельствует о множестве моральных проблем, интересовавших людей древности: от любовной лирики до шедевров религиозной литературы.
На Древнем Востоке обнаружена первая настоящая систематизированная библиотека. Ассирийский царь Ашшурбанапал (669 — 629 гг. до н.э.) лично следил за созданием библиотеки в своей столице Ниневии и сбором материалов со всего Ближнего Востока.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Однако только в середине II тыс. до н.э. в торговых центрах Финикии на побережье Средиземного моря клинопись приобрела более простую фонетическую форму, и на свет появился древнейший алфавит, унаследованный античностью.
Литература. Древние цивилизации Востока оставили человечеству богатейшее литературное наследие. Наиболее характерными особенностями древневосточной литературы является ее неразрывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий. Многочисленные литературные сюжеты древних шумеров встречаем мы в переработанном виде в произведениях ассиро-вавилонской литературы и даже в Библии, созданной иудеями. Большая часть литературных произведений являлась художественной формой религиозных мифов, преданий, легенд, идей и догматов. Литература выполняла функцию религиозного объяснения вопросов, возникавших перед человеком, о смысле жизни и смерти, о происхождении мира, о природных явлениях и т.д. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания,исполнявшиеся в храмах при выполнении церемонии поклонения богам.
В древнеегипетской литературе мы встречаем целый похожий цикл мифов об Изиде и Озирисе. Здесь также очевидна попытка объяснить круговорот природных явлений легендой о смерти бога Озириса от руки его злого брата бога Сэта, спасении и воскресении Озириса с помощью жены богини Изиды и сына бога Гора.
Изобразительное искусство. Характерные черты свойственны древневосточной литературе — глубокая религиозность и традиционная застылость форм свойственны и изобразительному искусству. Основные черты древнеегипетского искусства, зародившиеся еще в архаический период, — это прежде всего величественность, монументальность форм, строгость и четкость, скупость, почти примитивность линии и рисунка, фронтальная развернутость изображения. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи — в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же будут использовать этот прием для изображения людей. До нас дошло довольно много памятников архитектуры, произведений изобразительного искусства египтян, так как мастера широко использовали в работе очень прочные породы камня (базальт, диорит, гранит), которым была богата страна.
Гораздо меньше сохранилось памятников архитектуры и искусства Древней Месопотамии. Применявшийся для работ материал (сырая и обожженная глина) оказался недолговечным. В искусстве двух цивилизаций весьма много общих черт. Это — теснейшая связь с религией, функция возвеличивания и упрочения царской власти и тысячелетняя верность традициям, заложенным культурой шумеров.
Архитектура. В древнеегипетском искусстве ведущая роль принадлежала архитектуре, теснейшим образом связанной с религией, и особенно с заупокойным культом. Для сохранения остатков фараонов и вельмож уже в Древнем царстве сооружались величественные усыпальницы — пирамиды, строительство которых требовало большого технического совершенства. История сохранила для нас имя выдающегося зодчего Имхотема, построившего для фараона Джосера (28 в. до н.э.) первую ступенчатую пирамиду высотой 60 м. Архитектор реализовал блестящую идею, использовав старую примитивную форму прямоугольной усыпальницы (мастаба) в многократном повторении ее по вертикали. При великих фараонах Древнего Царства: Хуфу, Хафра, Менкаура воздвигаются гигантские пирамиды, .считавшиеся в античном мире одним из чудес света.Так, знаменитая пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146, 6 м при длине стороны 233 м. Подсчитано, что для строительства пирамиды было использовано 3 млн. 300 тыс. каменных блоков весом 2,5 т каждый. Каждая пирамида была окружена заупокойным храмовым комплексом с многочисленными захоронениями придворных, статуями, рельефами с изображениями царя и его вельмож [9, с. 29, 40].
В эпоху Среднего Царства появляется оригинальная архитектурная форма усыпальниц фараонов, сочетавшая окруженные колоннадой террасы и пирамиду [9, с. 71]. Усыпальница-храм фараона Ментухотепа I (21 в. до н.э.) не подавляет монументальной мощью пирамид прошлого, а лестница за лестницей, терраса за террасой легко устремляется вверх. Те же разработки были использованы в знаменитом Храме царицы Хатшепсут (Новое Царство), построенном зодчим Сенмутом [9, с. 111—ИЗ]. К вершинам архитектурного искусства Нового Царства принадлежат два храма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Титанические колоннады этих храмов, украшенные рельефами высотой до 26 м (Карнак) составляют как бы густой каменный лес, в котором человек кажется ничтожным и жалким перед волей богов [9, с. 104-1066 166].
Многие черты египетской пластики оказали влияние на архаическое искусство Греции. Так, статуи-куросы Древней Эллады с едва выраженным движением — шагом вперед удивительно напоминают древнеегипетские образы.
Дошедшие до нас памятники архитектуры Месопотамии также свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства древних зодчих. Великолепные многоступенчатые храмы (зиккураты), первые образцы которых были созданы шумерами, мало в чем уступают пирамидам Египта [2, с. 61, 88—89], а чем-то зодчие Двуречья превзошли достижения египетской архитектуры. Именно им принадлежит честь изобретения полукруглой арки, которую унаследует потом мир античности, мусульманского Востока и романской Европы. О достижениях светской архитектуры говорят величественные развалины дворцов Вавилона и Ассирии, с изучения которых и началась ассирология. Меньше дошло до нас произведений изобразительного искусства. В основе изобразительных приемов, которыми пользовались мастера Двуречья, лежат архаические традиции первой цивилизации — древних шумеров. Это нарочитый примитивизм, ставший каноническим художественным стилем, освященным религией и традицией. Такова, например, известная скульптура правителя шумерского города Лагаша патэси Гудеа [1, с. 71]. Часто художественные приемы сводятся к следованию устоявшимся схемам; изображения приобретают упрощенно-декоративный характер.
Подводя итог краткому очерку о культурном наследии Древнего Востока, необходимо отметить, что именно здесь были заложены основные элементы современной цивилизации. На Востоке человек сделал решительный шаг из первобытной эпохи к цивилизации; высокого уровня достигла материальная и духовная культура общества. Однако те принципы, на которых она базировалась: абсолютная деспотия, власть религии, традиционность, застылость всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации к закату и гибели. Новый мощный рывок развития человечества связан с миром античности, унаследовавшим достижения восточных культур.
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М., 1953.
2. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. — М., 1976.
3. Вулли Л. Ур халдеев / Пер. с англ. —М., 1961.
4. Гонейм М.З. Потерянная пирамида / Пер. с англ. — М., 1959.
5. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 1988.
6. История Древнего Мира. Ранняя древность. Кн. 1. — 1989.
7. Керам К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. — М., 1994.
8. Косидоеский 3. Библейские сказания / Пер. с польск. — М., 1968.
9. Матъе М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. — М., 1958.
Древний Восток стал колыбелью первых цивилизаций, которым было суждено оставить глубокий след в истории человечества. Именно здесь произошел важный переход к оседлому образу жизни, появились условия для возникновения первых крупных государств, получило развитие искусство, культура и наука.
Кратко о культуре Древнего Востока
Зарождение и развитие культуры Древнего Востока относится к III тысячелетию до н. э. Предпосылками этому послужили благоприятные природные условия: жаркий климат, плодородные земли, но больше всего – наличие крупных рек, на берегах которых и зарождались первые цивилизации.
- На территории между реками Евфрат и Тигр была сформирована уникальная культура Месопотамии или Междуречья.
- Долина Нила стала родиной для культуры Древнего Египта.
- С реками Ганг и Инд связано зарождение культуры Древней Индии.
- Река Хуанхэ стала матерью для культуры Древнего Китая.
Рис. 1. Междуречье.
Важнейшая особенность культуры Древнего Востока – строгое соблюдение традиций. Такие страны относят к обществам традиционного типа. Это значит, что на протяжении сотен лет подобное общество тщательно соблюдает устоявшиеся традиции, которые оказывают влияние на все сферы жизни.
На территории Месопотамии проживало множество племен и народов, однако наибольший вклад в развитие науки был сделан шумерами. Они с высокой точностью предсказывали лунные и солнечные затмения, обладали глубокими познаниями в математике, слыли прекрасными архитекторами.
Достижения культуры Древнего Востока
Значение Древнего Востока в развитии культуры трудно переоценить. Именно здесь возникли все условия для разделения труда и появления различных социальных слоев общества, появились предпосылки для развития письменности, науки, искусства.
- Возникновение письменности. Самой ранней разновидностью стала иероглифическая письменность, характерная для Китая, Египта и Междуречья. Позже в Финикии была создана алфавитная письменность, которая была освоена греками и римлянами.
- Все мировые религии – буддизм, христианство и ислам – были рождены на Востоке. Их отличает большое количество последователей во всем мире, вовлеченность представителей всех социальных групп, межэтнический характер.
Читайте также: