Литература древнего востока кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако только в середине II тыс. до н.э. в торговых центрах Финикии на побережье Средиземного моря клинопись приобрела более простую фонетическую форму, и на свет появился древней­ший алфавит, унаследованный античностью.

Литература. Древние цивилизации Востока оставили челове­честву богатейшее литературное наследие. Наиболее характерны­ми особенностями древневосточной литературы является ее нераз­рывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в со­ответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий. Многочисленные литературные сюжеты древних шумеров встречаем мы в переработанном виде в произ­ведениях ассиро-вавилонской литературы и даже в Библии, со­зданной иудеями. Большая часть литературных произведений яв­лялась художественной формой религиозных мифов, преданий, ле­генд, идей и догматов. Литература выполняла функцию религиоз­ного объяснения вопросов, возникавших перед человеком, о смыс­ле жизни и смерти, о происхождении мира, о природных явлени­ях и т.д. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псал­мы, заклинания,исполнявшиеся в храмах при выполнении цере­монии поклонения богам.

В древнеегипетской литературе мы встречаем целый похожий цикл мифов об Изиде и Озирисе. Здесь также очевидна попытка объяснить круговорот природных явлений легендой о смерти бога Озириса от руки его злого брата бога Сэта, спасении и воскресе­нии Озириса с помощью жены богини Изиды и сына бога Гора.

Изобразительное искусство. Характерные черты свойственны древневосточной литературе — глубокая религиозность и традици­онная застылость форм свойственны и изобразительному искусст­ву. Основные черты древнеегипетского искусства, зародившиеся еще в архаический период, — это прежде всего величественность, монументальность форм, строгость и четкость, скупость, почти примитивность линии и рисунка, фронтальная развернутость изо­бражения. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись ты­сячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи — в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же бу­дут использовать этот прием для изображения людей. До нас до­шло довольно много памятников архитектуры, произведений изо­бразительного искусства египтян, так как мастера широко исполь­зовали в работе очень прочные породы камня (базальт, диорит, гранит), которым была богата страна.

Гораздо меньше сохранилось памятников архитектуры и ис­кусства Древней Месопотамии. Применявшийся для работ мате­риал (сырая и обожженная глина) оказался недолговечным. В ис­кусстве двух цивилизаций весьма много общих черт. Это — тес­нейшая связь с религией, функция возвеличивания и упрочения царской власти и тысячелетняя верность традициям, заложенным культурой шумеров.

Архитектура. В древнеегипетском искусстве ведущая роль принадлежала архитектуре, теснейшим образом связанной с рели­гией, и особенно с заупокойным культом. Для сохранения остат­ков фараонов и вельмож уже в Древнем царстве сооружались ве­личественные усыпальницы — пирамиды, строительство которых требовало большого технического совершенства. История сохрани­ла для нас имя выдающегося зодчего Имхотема, построившего для фараона Джосера (28 в. до н.э.) первую ступенчатую пирамиду высотой 60 м. Архитектор реализовал блестящую идею, использо­вав старую примитивную форму прямоугольной усыпальницы (мастаба) в многократном повторении ее по вертикали. При ве­ликих фараонах Древнего Царства: Хуфу, Хафра, Менкаура воз­двигаются гигантские пирамиды, .считавшиеся в античном мире одним из чудес света.Так, знаменитая пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146, 6 м при длине стороны 233 м. Подсчи­тано, что для строительства пирамиды было использовано 3 млн. 300 тыс. каменных блоков весом 2,5 т каждый. Каждая пирамида была окружена заупокойным храмовым комплексом с многочис­ленными захоронениями придворных, статуями, рельефами с изо­бражениями царя и его вельмож [9, с. 29, 40].

В эпоху Среднего Царства появляется оригинальная архитек­турная форма усыпальниц фараонов, сочетавшая окруженные ко­лоннадой террасы и пирамиду [9, с. 71]. Усыпальница-храм фараона Ментухотепа I (21 в. до н.э.) не подавляет монументальной мощью пирамид прошлого, а лестница за лестницей, терраса за террасой легко устремляется вверх. Те же разработки были ис­пользованы в знаменитом Храме царицы Хатшепсут (Новое Цар­ство), построенном зодчим Сенмутом [9, с. 111—ИЗ]. К вершинам архитектурного искусства Нового Царства принадлежат два храма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Титанические колоннады этих храмов, украшенные рельефами высотой до 26 м (Карнак) составляют как бы густой каменный лес, в котором че­ловек кажется ничтожным и жалким перед волей богов [9, с. 104-1066 166].

Многие черты египетской пластики оказали влияние на арха­ическое искусство Греции. Так, статуи-куросы Древней Эллады с едва выраженным движением — шагом вперед удивительно на­поминают древнеегипетские образы.

Дошедшие до нас памятники архитектуры Месопотамии также свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства древних зодчих. Великолепные многоступенчатые храмы (зиккураты), первые об­разцы которых были созданы шумерами, мало в чем уступают пирамидам Египта [2, с. 61, 88—89], а чем-то зодчие Двуречья превзошли достижения египетской архитектуры. Именно им при­надлежит честь изобретения полукруглой арки, которую унасле­дует потом мир античности, мусульманского Востока и романской Европы. О достижениях светской архитектуры говорят величест­венные развалины дворцов Вавилона и Ассирии, с изучения ко­торых и началась ассирология. Меньше дошло до нас произведе­ний изобразительного искусства. В основе изобразительных при­емов, которыми пользовались мастера Двуречья, лежат архаиче­ские традиции первой цивилизации — древних шумеров. Это на­рочитый примитивизм, ставший каноническим художественным стилем, освященным религией и традицией. Такова, например, из­вестная скульптура правителя шумерского города Лагаша патэси Гудеа [1, с. 71]. Часто художественные приемы сводятся к сле­дованию устоявшимся схемам; изображения приобретают упро­щенно-декоративный характер.

Подводя итог краткому очерку о культурном наследии Древ­него Востока, необходимо отметить, что именно здесь были зало­жены основные элементы современной цивилизации. На Востоке человек сделал решительный шаг из первобытной эпохи к циви­лизации; высокого уровня достигла материальная и духовная культура общества. Однако те принципы, на которых она базиро­валась: абсолютная деспотия, власть религии, традиционность, застылость всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации к закату и гибели. Новый мощный рывок развития человечества связан с миром античности, унаследовавшим достижения восточ­ных культур.

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М., 1953.

2. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история ис­кусств. Искусство Древнего Востока. — М., 1976.

3. Вулли Л. Ур халдеев / Пер. с англ. —М., 1961.

4. Гонейм М.З. Потерянная пирамида / Пер. с англ. — М., 1959.

5. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 1988.

6. История Древнего Мира. Ранняя древность. Кн. 1. — 1989.

7. Керам К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. — М., 1994.

8. Косидоеский 3. Библейские сказания / Пер. с польск. — М., 1968.

9. Матъе М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. — М., 1958.

В любую эпоху литературные произведения отражали внутренний мир человека, показывали те проблемы, которые его волнуют. Литература древности свидетельствует о множестве моральных проблем, интересовавших людей древности: от любовной лирики до шедевров религиозной литературы.

На Древнем Востоке обнаружена первая настоящая систематизированная библиотека. Ассирийский царь Ашшурбанапал (669 — 629 гг. до н.э.) лично следил за созданием библиотеки в своей столице Ниневии и сбором материалов со всего Ближнего Востока.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Однако только в середине II тыс. до н.э. в торговых центрах Финикии на побережье Средиземного моря клинопись приобрела более простую фонетическую форму, и на свет появился древней­ший алфавит, унаследованный античностью.

Литература. Древние цивилизации Востока оставили челове­честву богатейшее литературное наследие. Наиболее характерны­ми особенностями древневосточной литературы является ее нераз­рывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в со­ответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий. Многочисленные литературные сюжеты древних шумеров встречаем мы в переработанном виде в произ­ведениях ассиро-вавилонской литературы и даже в Библии, со­зданной иудеями. Большая часть литературных произведений яв­лялась художественной формой религиозных мифов, преданий, ле­генд, идей и догматов. Литература выполняла функцию религиоз­ного объяснения вопросов, возникавших перед человеком, о смыс­ле жизни и смерти, о происхождении мира, о природных явлени­ях и т.д. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псал­мы, заклинания,исполнявшиеся в храмах при выполнении цере­монии поклонения богам.

В древнеегипетской литературе мы встречаем целый похожий цикл мифов об Изиде и Озирисе. Здесь также очевидна попытка объяснить круговорот природных явлений легендой о смерти бога Озириса от руки его злого брата бога Сэта, спасении и воскресе­нии Озириса с помощью жены богини Изиды и сына бога Гора.

Изобразительное искусство. Характерные черты свойственны древневосточной литературе — глубокая религиозность и традици­онная застылость форм свойственны и изобразительному искусст­ву. Основные черты древнеегипетского искусства, зародившиеся еще в архаический период, — это прежде всего величественность, монументальность форм, строгость и четкость, скупость, почти примитивность линии и рисунка, фронтальная развернутость изо­бражения. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись ты­сячелетиями. Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова царя повернуты в профиль, а плечи — в фас. Этот рельеф датируется приблизительно 30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков мастера Нового Царства вплоть до римского завоевания точно так же бу­дут использовать этот прием для изображения людей. До нас до­шло довольно много памятников архитектуры, произведений изо­бразительного искусства египтян, так как мастера широко исполь­зовали в работе очень прочные породы камня (базальт, диорит, гранит), которым была богата страна.

Гораздо меньше сохранилось памятников архитектуры и ис­кусства Древней Месопотамии. Применявшийся для работ мате­риал (сырая и обожженная глина) оказался недолговечным. В ис­кусстве двух цивилизаций весьма много общих черт. Это — тес­нейшая связь с религией, функция возвеличивания и упрочения царской власти и тысячелетняя верность традициям, заложенным культурой шумеров.

Архитектура. В древнеегипетском искусстве ведущая роль принадлежала архитектуре, теснейшим образом связанной с рели­гией, и особенно с заупокойным культом. Для сохранения остат­ков фараонов и вельмож уже в Древнем царстве сооружались ве­личественные усыпальницы — пирамиды, строительство которых требовало большого технического совершенства. История сохрани­ла для нас имя выдающегося зодчего Имхотема, построившего для фараона Джосера (28 в. до н.э.) первую ступенчатую пирамиду высотой 60 м. Архитектор реализовал блестящую идею, использо­вав старую примитивную форму прямоугольной усыпальницы (мастаба) в многократном повторении ее по вертикали. При ве­ликих фараонах Древнего Царства: Хуфу, Хафра, Менкаура воз­двигаются гигантские пирамиды, .считавшиеся в античном мире одним из чудес света.Так, знаменитая пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146, 6 м при длине стороны 233 м. Подсчи­тано, что для строительства пирамиды было использовано 3 млн. 300 тыс. каменных блоков весом 2,5 т каждый. Каждая пирамида была окружена заупокойным храмовым комплексом с многочис­ленными захоронениями придворных, статуями, рельефами с изо­бражениями царя и его вельмож [9, с. 29, 40].

В эпоху Среднего Царства появляется оригинальная архитек­турная форма усыпальниц фараонов, сочетавшая окруженные ко­лоннадой террасы и пирамиду [9, с. 71]. Усыпальница-храм фараона Ментухотепа I (21 в. до н.э.) не подавляет монументальной мощью пирамид прошлого, а лестница за лестницей, терраса за террасой легко устремляется вверх. Те же разработки были ис­пользованы в знаменитом Храме царицы Хатшепсут (Новое Цар­ство), построенном зодчим Сенмутом [9, с. 111—ИЗ]. К вершинам архитектурного искусства Нового Царства принадлежат два храма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Титанические колоннады этих храмов, украшенные рельефами высотой до 26 м (Карнак) составляют как бы густой каменный лес, в котором че­ловек кажется ничтожным и жалким перед волей богов [9, с. 104-1066 166].

Многие черты египетской пластики оказали влияние на арха­ическое искусство Греции. Так, статуи-куросы Древней Эллады с едва выраженным движением — шагом вперед удивительно на­поминают древнеегипетские образы.

Дошедшие до нас памятники архитектуры Месопотамии также свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства древних зодчих. Великолепные многоступенчатые храмы (зиккураты), первые об­разцы которых были созданы шумерами, мало в чем уступают пирамидам Египта [2, с. 61, 88—89], а чем-то зодчие Двуречья превзошли достижения египетской архитектуры. Именно им при­надлежит честь изобретения полукруглой арки, которую унасле­дует потом мир античности, мусульманского Востока и романской Европы. О достижениях светской архитектуры говорят величест­венные развалины дворцов Вавилона и Ассирии, с изучения ко­торых и началась ассирология. Меньше дошло до нас произведе­ний изобразительного искусства. В основе изобразительных при­емов, которыми пользовались мастера Двуречья, лежат архаиче­ские традиции первой цивилизации — древних шумеров. Это на­рочитый примитивизм, ставший каноническим художественным стилем, освященным религией и традицией. Такова, например, из­вестная скульптура правителя шумерского города Лагаша патэси Гудеа [1, с. 71]. Часто художественные приемы сводятся к сле­дованию устоявшимся схемам; изображения приобретают упро­щенно-декоративный характер.

Подводя итог краткому очерку о культурном наследии Древ­него Востока, необходимо отметить, что именно здесь были зало­жены основные элементы современной цивилизации. На Востоке человек сделал решительный шаг из первобытной эпохи к циви­лизации; высокого уровня достигла материальная и духовная культура общества. Однако те принципы, на которых она базиро­валась: абсолютная деспотия, власть религии, традиционность, застылость всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации к закату и гибели. Новый мощный рывок развития человечества связан с миром античности, унаследовавшим достижения восточ­ных культур.

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М., 1953.

2. Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история ис­кусств. Искусство Древнего Востока. — М., 1976.

3. Вулли Л. Ур халдеев / Пер. с англ. —М., 1961.

4. Гонейм М.З. Потерянная пирамида / Пер. с англ. — М., 1959.

5. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 1988.

6. История Древнего Мира. Ранняя древность. Кн. 1. — 1989.

7. Керам К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. — М., 1994.

8. Косидоеский 3. Библейские сказания / Пер. с польск. — М., 1968.

9. Матъе М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. — М., 1958.


Древний Восток стал колыбелью первых цивилизаций, которым было суждено оставить глубокий след в истории человечества. Именно здесь произошел важный переход к оседлому образу жизни, появились условия для возникновения первых крупных государств, получило развитие искусство, культура и наука.


Кратко о культуре Древнего Востока

Зарождение и развитие культуры Древнего Востока относится к III тысячелетию до н. э. Предпосылками этому послужили благоприятные природные условия: жаркий климат, плодородные земли, но больше всего – наличие крупных рек, на берегах которых и зарождались первые цивилизации.

  • На территории между реками Евфрат и Тигр была сформирована уникальная культура Месопотамии или Междуречья.
  • Долина Нила стала родиной для культуры Древнего Египта.
  • С реками Ганг и Инд связано зарождение культуры Древней Индии.
  • Река Хуанхэ стала матерью для культуры Древнего Китая.


Рис. 1. Междуречье.

Важнейшая особенность культуры Древнего Востока – строгое соблюдение традиций. Такие страны относят к обществам традиционного типа. Это значит, что на протяжении сотен лет подобное общество тщательно соблюдает устоявшиеся традиции, которые оказывают влияние на все сферы жизни.

На территории Месопотамии проживало множество племен и народов, однако наибольший вклад в развитие науки был сделан шумерами. Они с высокой точностью предсказывали лунные и солнечные затмения, обладали глубокими познаниями в математике, слыли прекрасными архитекторами.

Достижения культуры Древнего Востока

Значение Древнего Востока в развитии культуры трудно переоценить. Именно здесь возникли все условия для разделения труда и появления различных социальных слоев общества, появились предпосылки для развития письменности, науки, искусства.

  • Возникновение письменности. Самой ранней разновидностью стала иероглифическая письменность, характерная для Китая, Египта и Междуречья. Позже в Финикии была создана алфавитная письменность, которая была освоена греками и римлянами.
  • Все мировые религии – буддизм, христианство и ислам – были рождены на Востоке. Их отличает большое количество последователей во всем мире, вовлеченность представителей всех социальных групп, межэтнический характер.

Читайте также: