Французская модель экономики кратко

Обновлено: 05.07.2024

— 24% населения заняты в государственном секторе;

— 54% ВВП распределяется государством;

— Крупнейшие компании / предприятия / STN находятся в государственной собственности (Renaut, Thomson, Aerospace).

Сильные традиции социальной рыночной экономики определили, что социальная сфера занимает особое место. Заработная плата в государственном секторе намного выше, чем в частном секторе. Государственные чиновники имеют более высокие привилегии, чем в частном секторе. Франция, в целом, затронута той же проблемой, что и Германия:

противоречия между частным и государственным секторами;

Экономическому развитию препятствует система социальных гарантий (около 20% ВВП — на социальные гарантии);

проблема государственных финансов;

Разведка исход / высокий уровень безработицы;

система преувеличенных социальных гарантий;

Очень большая налоговая система.

Государственные чиновники на пенсии в 50-55 лет, их уровень пенсий превышает уровень средней заработной платы. Социальные пособия превышают зарплаты в экономике. Этот факт привел к росту уровня безработицы (2008 г.). Бюджет испытывает усиливающееся давление, поддерживая высокую долю безработицы, а также чрезмерное старение населения в результате увеличения продолжительности жизни и очень небольшого естественного прироста.

С древних времен экономическая идеология страны была ориентирована на стимулирование государственного сектора и сдержанное, если не враждебное, отношение к частному. Все французы в настоящее время сосредоточены на государственной службе, которая считается более престижной. А французская высшая школа ориентирована на подготовку кадров, в частности, на государственный сектор. Государственные служащие не заинтересованы в повышении качества своей работы, их высокие зарплаты гарантированы. Французская модель управления недостаточно эффективна, стимулирует коррупцию среди чиновников и является серьезным тормозом в развитии научно-технического прогресса (PT).

Очень серьезной проблемой является проблема государственных финансов. Финансовые показатели соответствуют критериям Маастрихт (Нидерланды) для конвергенции валют: 3% дефицита бюджета ВВП и 60% государственного долга ВВП. Но медленные темпы экономического роста, уменьшение доли занятого населения, а также бремя социальной системы могут повлиять на бюджет страны в ближайшем будущем. Высокая стоимость рабочей силы делает внутреннее производство невыгодным. Столица покидает Францию в поисках лучших условий (низкие налоги, низкие затраты на рабочую силу, гибкие рынки труда, развивающиеся рынки, умеренное природоохранное законодательство и т. д). Французская компания против изменений. В стране действует закон о продолжительности 35 часов работы в неделю, что сильно тормозит конкурентоспособность французов.

Структура и особенности французской экономики :

— сельское хозяйство — 1,7% ВВП и 3,8% экономически активного населения;

— промышленность — 18,6% и 24,3% рабочей силы;

— объем услуг — 79,7% ВВП и 71,8% обученной рабочей силы.

Постиндустриальная ориентация французской экономики материализуется в развитии третичного и четвертичного секторов.

Франция занимает первое место в Европе по объему сельскохозяйственного производства и третье место в мире. Французская промышленность признана на мировом рынке:

Фармацевтическая и парфюмерная промышленность;

Транспортная индустрия и т. д

Франция занимает первое место в мире после производства TJV, самолетов (Airbus, Miraje, Falcon), передовых технологий в обработке редких металлов (TI, Cr, Ra, Ge).

Спецификой французской социально-экономической модели является традиционно высокая роль государства в экономике. После Второй мировой войны сформировались индикативное экономическое планирование и широкая система социальной защиты, а к середине 1980-х гг. в результате трех волн национализации (1936, 1945 и 1982 гг.) сложился крупнейший среди развитых стран национализированный сектор экономики, включавший ведущие компании и банки страны.

Франция входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития, занимая, если опираться на данные Доклада о человеческом развитии ПРООН, 20-е место в мире (ИЧР составляет 0,893). Среди стран схожего уровня развития она выделяется высокой ожидаемой продолжительностью жизни при рождении и относительно низкими показателями средней продолжительности обучения и ВНД на душу населения.

Во Франции, как и в ЕС в целом, отмечается увеличение доли лиц старше 65 лет в совокупном количестве жителей (17,1% в 2012 г.). Это ведет к ухудшению соотношения работающих и пенсионеров (4:1 в 2012 г.) и создает определенные трудности в условиях кризиса социальной политики в стране.

Ключевыми проблемами экономического развития Франции остаются ограничительные нормы трудового законодательства, массовая безработица, плохой доступ к финансированию, нестабильная налоговая политика, неэффективная государственная бюрократия, политическая и макроэкономическая нестабильность, дефицит квалифицированных кадров.

Французская республика является трансконтинентальным государством, расположенным на территории Западной Европы. Ее соседи: Швейцария, Люксембург, Монако, Андорра, а также Бельгия, Италия, Германия, Испания, которые являются членами Европейского Союза. Францию и Англию соединяет тоннель под Ла-Маншем (рисунок 1).


Рисунок 1. Франция на географической карте

Протяженность французских границ приблизительно 2,9 тыс. км. Ее территория омывается Средиземным и Гурийским морем, проливом Ла-Манш и Бискайским заливом.

Площадь Франции 674,6 тыс.кв.км. Все территория Франции состоит из регионов (всего их 18). Один из них территориально расположен на острове Корсика. Все они составляют 101 департамент, метрополию Лиона. Регионы состоят из 342 округов и 4039 кантонов. Также страна разделена на более чем 36 тыс. коммун.

Население – 66,99 миллионов человек, средняя густота населения 103 чел./кв.км.

Столицей государства является Париж, язык – французский. Денежной единицей Франции выступает евро.

Франция – это государство с республиканской формой правления, демократическое, социальное. По сути, это – унитарная президентская республика. Главой страны является Президент (на современном этапе – Эмманюэль Макрон). Президент во Франции представляет исполнительную ветвь власти. Законодательную ветвь представляет двухпалатный Парламент, который состоит из Сената и Национального Собрания.

Франция занимает одно из ведущих мест в мировой политике. Она выступает членом разных союзов и организаций (ООН, ВТО, ОБСЕ, ВБ, Совет Европы, МВФ). Эта страна является членом Европейского Союза и одной из Большой семерки.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Экономика Франции и ее отрасли

Франция – индустриально-аграрная страна. На сегодня она является одним из лидеров по объему промышленного производства.

Франция – страна с большим потенциалом. С географической точки зрения ее уникальность в том, что на ее территории имеются большие месторождения бокситов, угля (каменного), цинка, железа, свинца, урана и калийной соли. 50% от общей территории находится в использовании сельского хозяйства, 30% - покрыто лесом.

Во Франции развит туризм. Разнообразные климатические зоны дали развитие горнолыжному туризму и морским курортам.

Фундаментом экономики Франции является непроизводственная сфера. Она дает приблизительно 70% от общего объема ВВП государства (рисунок 2). Остальное приходится на промышленный сектор (25%) и лесное и сельское хозяйство (5%).


Рисунок 2. Экономика Франции по отраслям

После непроизводственной сфере идет промышленность, она дает 25% от ВВП. Остальное приходится на сферу лесного и сельского хозяйства.

В непроизводственной сфере львиная доля приходится на туризм и финансовые услуги. Францию любят туристы, она одна из наиболее часто посещаемых стран. Каждый год с туристической целью Францию посещает больше, чем 83 млн. человек. Туризм приносит в государственный бюджет более 40 млрд.долларов США. Характерным для Французской Республики является развитие на высочайшем уровне банковской сферы, также активно развивается торговля.

Промышленный сектор представлен, в основном, наукоемкими сферами, главными среди которых считаются:

  • Машиностроение, в структуру которого входит военное машиностроение и авиакосмическое;
  • Судостроение, автомобилестроение, железнодорожное строение;
  • Радиоэлектроника и электротехника.

Приблизительно 40% продукции выпускаемой в этих сферах является экспортной. На мировых рынках очень большим спросом пользуются одежда, произведенная во Франции, обувь, косметика и парфюмерия, а также, ювелирные изделия. По количеству экспортированной пищевой продукции Франция занимает второе место после Америки. Экспортируется, в основном, сыр, вино и коньяк.

Важная роль отведена горнодобывной промышленности, металлургии и сфере атомной энергетики.

Очень развито сельское хозяйство (третье место после США и Канады). Около 10% от всех граждан работают в аграрной сфере. Франция в больших количествах выращивает зерно, производит мясо и сыр. В аграрном секторе половину занимает животноводство.

Смешанный тип экономики Франции и его особенности

Примечательной чертой экономики Французской Республики является смешанный тип экономического развития. Главным отличием данного типа экономики от отстальных является то, что государственная и частная сферы находятся в плотном взаимодействии. Фундаментом экономики этого вида выступают государственные (этатистические) наработки, которые реализовываются во всех отраслях экономики. Вмешательство в экономику со стороны государства осуществляется на сколько грамотно, что относится к одному из наиболее перспективных на западноевропейской территории.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Залогом успешного экономического развития Франции стали государственные планы и программы. Страна смогла сделать переход от жестких императивных принципов до индикативного планирования. На определенном этапе приватизация мешала вмешательству государства в экономику, но используемые методы не дали возможности отстранить экономику от государственного управления.

  1. Около 54% ВВП распределяется государственной сферой;
  2. 24 % от всего занятого населения – работают в государственном секторе;
  3. В транснациональных корпорациях часто государство имеет свою долю (сфера автомобилестроения, самолетостроения и электроники).

Роль частного сектора в отношениях с государство ключевая. Эффективное ведение бизнеса возможно благодаря помощи со стороны государства, при этом минимизируется влияние на экономику административных методов.

Национальной экономике Франции характерен высокий уровень социализации. Социальные расходы Франции выше расходов Америки.

Для смешанного типа французской экономики характерен отказ от протекционизма в пользу усиления позиций международной экспансии.

Работа состоит из 1 файл

Фра́нция.doc

Фра́нция , официальное название Францу́зская Респу́блика —государство в За падной Европе. Столица — город Париж.

Удобство морских и сухопутных связей, положение на перекрестке международных путей издавна усиливали экономические позиции Франции, способствовали развитию ее хозяйства, росту торговых и культурных сношений с другими ранами. На протяжении многих столетий Франция играла важную роль и в мировой экономике, и в международных отношениях. Однако такое географическое положение было и одной из причин того, что Франция многократно оказывалась в центре империалистических противоречий. На протяжении XIX—XX вв. территория страны не раз превращалась в арену военных действий. Особенно тяжелые последствия для Франции имело соседство с милитаристской Германией.

По данным исследовательского центра в настоящее время во Франции проживает 65,35 млн. человек. По численности населения Франция занимает 20-е место среди 192 государств — членов ООН. Плотность населения во Франции 108 человек на 1 км². По этому показателю Франция занимает 14-е место среди стран Евросоюза. Однако, так как почти две трети территории Франции заняты лугами, горами и лесами, на остальной территории плотность достигает 289 человек на 1 км².

За 2011 год численность населения выросла на 0,5%, а это значит, что уровень рождаемости превышает уровень смертности, что, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие страны.

Уже четвертый год подряд коэффициент фертильности во Франции один из самых высоких в Европе — 2,01 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста. При этом наиболее высокая рождаемость наблюдается у иммигрантов (например, у китайцев и арабов). Однако, средний возраст, в котором француженки становятся матерями, продолжает расти и на сегодняшний день составляет 30,1 лет.

Продолжительность жизни увеличивается – мужчины в среднем могут надеяться на 78,2, а женщины – на 84,8.

Ежемесячная минимальная зарплата в целом возросла на 28 евро и достигла 1 393 евро при 35-часовой рабочей неделе. Однако, по мнению ведущих профсоюзных организаций Франции, такого прироста недостаточно. Они считают, что минимальная ежемесячная зарплата французов должна составлять не менее 1700 евро.

Во Франции одна из наиболее сложных систем пенсионного страхования в Европе. Стоит отметить, что французы – и мужчины, и женщины – до недавнего времени выходили на пенсию относительно рано, в 60 лет, тогда как большинство европейцев заканчивают трудовую деятельность в 65 лет. В то же время по средней продолжительности жизни Франция находится на первом месте в Европе: согласно прогнозам Eurostat, к 2050 году француженки будут жить в среднем 89,1 года, а французы – 82,7 года.

Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6,000 евро, максимальная в два раза больше.

Всемирная организация здравоохранения, тщательно проанализировав систему медицинского обслуживания 191 страны, отдала пальму первенства Франции. При этом учитывались такие критерии, как эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. Именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование, и, кроме того, ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения. Медицинское обслуживание во Франции платное.

Оплата медицинского обслуживания во Франции осуществляется через страховые компании, называемые "кассами". У каждого работающего француза снимается определенный процент заработной платы, чтобы в дальнейшем можно было оплатить медицинское обслуживание и возвратить стоимость лекарств. Даже получая пенсию, француз продолжает платить в "кассы". Если человек заболевает и нуждается в стационарном лечении, то 33 дня пребывания в больнице оплачивает "касса". Все остальное время больной должен оплатить из своего кармана. Если болезнь длится больше 60 дней, человек переводится в бесплатные больницы. Если это состояние продолжается 3 года, человек получает инвалидность. Во Франции существует две группы инвалидности: 1-я группа, когда человек не может обслуживать себя сам; 2-я - все остальные.

При каждой больнице имеется поликлиника для амбулаторных больных. Для официально признанных неимущих существуют бесплатные поликлиники.

На международной арене Франция выступает за разрядку и политическую независимость. В то же время она проводит неоколониалистскую политику в отношении ряда развивающихся стран, не всегда занимает конструктивную позицию в решении важных международных проблем, например, по вопросам разоружения и военной разрядки. Франция — член НАТО. Хотя она и вышла в 1966 г. из его военной организации, но сохраняет с этим блоком политическое и военное сотрудничество. Франция — одна из немногих стран, до сих пор не присоединившихся к международным договорам о запрещении ядерных испытаний и нераспространении ядерного оружия.

Франция — активный член Европейского экономического сообщества и многих других экономических и политических союзов капиталистических стран.

Французская Республика обладает второй по значимости экономикой в Евросоюзе после Германии. В 2008–2009 годах страна пережила серьезный спад. В 2010-м на волне мировой финансовой стабилизации во Франции началось оживление. Однако ему не суждено было перейти в устойчивый рост, как надеялись аналитики-оптимисты. В 2011 году оживление прервалось.

Традиционная особенность французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий).

Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля — 20 %, сфера услуг — 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Рынок капитала во Франции является открытым. Иностранный капитал приходит на фондовую биржу Франции обычно с целью долгосрочного инвестирования в индустриальные отрасли экономики этой страны, а не для получения прибылей путем спекулятивной покупки и продажи акций либо с помощью ревальвации евро.

Из соображений развития национальной экономики и защиты национальных интересов, правительство Франции обладает контрольным пакетом предприятий, которые занимают в мире передовые позиции, и иностранному капиталу будет трудно завладеть этими предприятиями.

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство — 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе.

Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его — частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50 % продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998—2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных.

Хорошие тенденции 2011 года закончились для Франции в мае. Затем стали расти страхи и ощущение нестабильности — успехи французской индустрии по итогам минувшего года не впечатляли. В ноябре 2011-го рост промышленного производства во Франции в сравнении с ноябрем 2010-го составил 2,2%. Об этом свидетельствует национальное статистическое бюро Insee, но критики официальной статистики имеют право усомниться даже в этой скромной цифре. Согласно отчету министерства труда, за 2011 год безработица в стране выросла на 5,6%, достигнув в декабре 10% трудоспособного населения республики. Лишь за последний месяц минувшего года этот печальный показатель поднялся на 1%. И все указывает на то, что в 2012 году рост безработицы продолжится.

Читайте также: