Дворец дожей в венеции история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дворец дожей (Palazzo Ducale) представляет собой одно из самых посещаемых туристических мест в Венеции. Пожалуй, осмотр достопримечательностей города стоит начать именно с Дворца дожей, располагающегося на площади Святого Марка. Здание некогда служило великолепной резиденцией дожей республики, от чего и получило свое название.

Неподражаемый памятник итальянской культуры, построенный в готическом стиле, привлекает множество туристов не только с точки зрения исторической значимости, но и как архитектурный шедевр. Дворец дожей представляет собой один из элементов основной венецианской архитектурной композиции, вместе с библиотекой Сан-Марко и собором Святого Марка.

История возникновения Дворца дожей

Если углубиться в историю, то изначально на территории, которую занимает палаццо, располагалась крепость с башнями и укрепленными стенами. Эта крепость была построена еще в 810 году.

Строительство дворца

Возведение дворца Дожей на месте прежней крепости было начато архитекторами Филиппо Календарио и Пьетро Базейо в 20-е годы 15 века. Затем в 1577 году здание значительно пострадало от пожара и его дальнейшим строительством занялся другой итальянский архитектор — Антонио де Понти.

В то время палаццо являлся главным политическим местом Венеции и использовался в качестве резиденции дожей (глав) Венецианской республики. Здесь проходили заседания Сената, Большого совета и Верховного суда, а также располагалась тайная полиция. Помимо представителей власти, в здании занимали отдельные помещения юридические конторы и цензорские службы.

Балкон, выступающий на главном фасаде, использовался в качестве трибуны для дожа, который выходил к народу в праздничные дни. В историческом плане этот балкон особенно знаменит тем, что именно с него было объявлено о присоединении Венецианской республики к Итальянскому королевству в 1865 году.

Поскольку во Дворце дожей располагался Верховный суд, то и приговоры оглашались в этом же здании. Известно, что смертные приговоры произносились между девятой и десятой колонной второго яруса. По этой причине, колонны выполнены из красного мрамора.

В современное время в палаццо располагается музей.

Архитектура Дворца дожей

Дворец дожей представляет собой уникальное творение итальянской архитектурной мысли, где каждая деталь глубоко продумана. Он сочетает в себе сразу три стиля – мавританский, готический и эпохи Возрождения.

Здание привлекает своей необычной архитектурой, гармоничностью, композиционной завершенностью и противоречивостью форм одновременно.

Фасад

Внешне палаццо выглядит довольно необычно, создавая ощущение перевернутости строения и кажущейся хрупкости основания. В действительности, дворец состоит из трех ярусов, являющихся логичным продолжением одного в другое.

Венеция

Так, основание здания составляют 36 устойчивых колонн, держащих на себе всё здание, и имеющих сквозной проход, в результате чего строение кажется несколько парящим в воздухе.

На втором ярусе массивную верхнюю часть поддерживают более тонкие и вытянутые колонны, расположенные в два ряда.

Третий ярус составляют широкие гладкие стены по периметру. Окна в стенах верхнего яруса выполнены ассиметрично и имеют разную высоту. Балконы выступают со стороны фасадной стены.

Балкон

Особенно знаменательным является балкон, расположенный в центральной части фасада с восточной стороны. Он был сконструирован в 1536 году учениками архитектора Сансовино.

Непосредственно над балконом находится изображение венецианского дожа Андреа Гритти, выполненное в виде скульптуры. Также здесь располагается статуя Правосудия, созданная Алессандро Витториа.

Лестницы Дворца дожей

Дворец дожей знаменит своими великолепными лестницами, каждая из которых имеет собственное название и историю создания.

Золотая лестница

В центральной части здания располагается парадная лестница для входа в основные залы палаццо. Лестница была выполнена по заказу дожа Андреа Гритти. Проект Золотой лестницы был создан Сансовино в 1538 году, когда и было начато строительство лестницы, завершившееся в 1559 году трудом Скарпаньино.

Лестница получила свое название от позолоченной лепнины, покрывающей весь архитектурной объект. Имена всех дожей и знаменитых особ, поднимающихся ней, записывались в Золотой книге. Составлением книги занимались сами жители Венеции. В последующем она хранилась в специальном помещении, расположенном под лестницей.

Лестница гигантов

В противовес Золотой лестнице со стороны внутреннего двора во дворец можно подняться по масштабной Лестнице гигантов, сделанной из каррарского мрамора. Свое название эта лестница получила от двух расположенных у ее верхнего основания громадных статуй Нептуна и Марса, также выполненных из мрамора.

Лестница гигантов служила в качестве торжественной площадки для проведения венчания дожа или других помпезных мероприятий.

Дворец дожей

Залы Дворца Дожей

Во Дворце Дожей располагается множество залов, хранящих в себе тайны истории и важные политические события, некогда здесь происходившие. Все залы богато украшены и поражают своим великолепием, здесь можно полюбоваться настоящими произведениями искусства венецианских живописцев.

Зал Большого Совета

Зал Большого Совета находится в южной части дворца и представляет собой самый большой по размерам зал во всей стране. Это тронный зал, в котором также располагались кресла членов Малого Совета.

Стены зала в современное время украшены великолепными портретами каждого из дожа, который когда-либо находился у власти в Венецианской республике.

Зал выборов

В Зале выборов или Зале судьбы проходили публичные выборы чиновников и провозглашались приговоры. В этом зале можно полюбоваться аллегорическими картинами Падованино.

Зал компаса

Зал Совета десяти

Зал Совета десяти – это помещение, где проводились заседания трибунала по делам о политических преследованиях. Не трудно догадаться, что трибунал состоял из десяти чиновников, входивших в Большой Совет. Также в заседаниях принимали участие шесть советников. Возглавлял трибунал венецианский дож.

Примечательно, что над этим пышным и торжественным залом располагались узкие камеры страдающих узников, потолок в которых был выполнен из отравляющего свинца. Здесь когда-то содержались Джордано Бруно и Джакомо Казанова.

Зал Скарлатти

Зал Скарлатти представляет собой также зал ожидания, но уже не для узников, а для сановников. Они собирались здесь в ожидании дожа перед официальными мероприятиями. Зал поражает богатством своего убранства и является заслугой Пьетро Ломбардо. Бросается в глаза шикарный деревянный потолок 16 века.

Зал карт

В Зале карт находятся разнообразные географические карты, расположенные на его стенах и относящиеся к 16-18 векам. В центральной части зала находятся глобусы 17 века.

Зал коллегии

В Зале коллегии проводились заседания основных представителей Венецианской республики во главе с дожем. Этот зал был создан по проекту Антонио де Понти в 16 веке, а великолепный потолок с позолотой был выполнен Франческо Белло.

Зал Сената

В Зале Сената хранятся искусные панно знаменитых венецианских художников, включая Тинторетто, а потолок зала украшен искусным рисунком Кристофоро Сорте.

Легенды

Мост вздохов соединяет Дворец дожей с тюрьмой, куда заключали приговоренных по решению суда, заседавшего в палаццо. По этому мосту узников в последний раз проводили перед заточением в тюрьму, отсюда и произошло название этого моста.

Мост Вздохов

Безусловно, множество легенд связано именно с этим мостом, где местные жители часто видят бледных призраков узников, в последний раз окидывающих взором Венецию.

Новые тюрьмы были построены по проекту Антонио де Понти. В этом месте царит действительно удручающая атмосфера. Особенно это чувствуется в узких тюремных помещениях с деревянной облицовкой. Только представьте, что убогие камеры с мучающимися узниками отделял от шикарного убранства палаццо всего лишь один мост, перекинутый через Дворцовый канал.

Как добраться до Дворца дожей

Дворец дожей находится на известной площади Венеции – площади Святого Марка (Piazzetta San Marco, 2).

  • пешком от Пьяццале Рома или или ж/д вокзала Санта Лючия примерно за 40 минут (следуйте указателям);
  • на водном трамвае №№ 1, 51, 2 от Piazzale Roma или ж/д вокзала Santa Lucia.

Часы работы

Дворец дожей работает ежедневно с 9.00 до 18.00. Последний вход в 17.00.

Стоимость билета

Для посещения палаццо приобретается комбинированный билет, который также действителен для музея Коррер (Museo Correr), Национального археологического музея (Museo Archeologico Nazionale), Монументальных залов Национальной библиотеки Марчиана (Biblioteca Nazionale Marciana).

Срок действия билета — 3 месяца. По нему можно посетить каждую из указанных достопримечательностей один раз.

По состоянию на 2022 год комбинированный билет стоит:

  • 25 Евро для взрослого;
  • 13 Евро для посетителей старше 65 лет, студентов до 25 лет, детей от 6 до 14 лет;
  • бесплатно для детей до 5 лет.

Кроме того, можно приобрести семейный билет за 13 Евро для каждого члена семьи из двух взрослых и минимум одного ребенка до 14 лет. При этом учитывайте, что детям до 5 лет проход бесплатный.

В кассе можно взять аудиогид за 5 Евро с человека.

Уточняйте информацию о расписании и ценах на билет на официальном сайте Дворца дожей palazzoducale.visitmuve.it.

Экскурсии по Венеции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Венеции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Дворец дожей

Дворец дожей, или Палаццо Дукале, в Италии в городе Венеция на площади Святого Марка – удивительное сооружение. Резиденция правителей, здание парламента, место тайных дел инквизиции и заключения преступников. Сооружение удивляет точеными колоннадами, готическими арками, зубчатыми стенами и смотрится изысканно и утонченно в городе на воде.

Как все начиналось

Строительство резиденции главы Венецианской республики (дожа) началось в 810 году. Первое дворцовое здание выглядело как суровый замок, окруженный водой, со смотровыми башнями и оборонительными рвами.

Дворец дожей строился и украшался шесть веков, изменяясь за это время. С развитием и укреплением республики крепостные башни и стены снесли, засыпав рвы. Резиденция дважды полыхала в огне, и каждый раз здание восстанавливали. В третий раз дворец возродился в 1419 году, превратившись в изысканное здание, полное роскоши.

Архитектурные особенности

У здания особенный вид. Мастера Пьетро Базейо, Филиппо Календарио создали дворец в изящном готическом стиле с византийской пышностью, соединив различные архитектурные направления. При взгляде на эклектичную архитектуру вначале кажется нелогичным то, что массивная часть стоит на легких ажурных арках: дворец напоминает перевернутое судно.

Массивное здание на воздушных арках

Наружные стены трехэтажного здания построены П-образно. Дворец возвели из красного кирпича и отделали белым, розовым, серым мрамором, выложенным геометрическим узором. Детали архитектурного комплекса гармонично сочетаются друг с другом.

Особенности фасада

Фасад включает три уровня:

  • Первый – крытый коридор с остроконечными арками.
  • Второй – открытый балкон с балюстрадой.
  • Третий – каменная стена с большими ассиметричными арочными окнами неодинаковой высоты.

В основании 36 колонн, которые держат на себе здание и образуют сквозной проход. Нижняя часть выстроена, как портик. По трем углам – массивные колонны, поддерживающие мощную конструкцию и одновременно символизирующие могущество Венецианской республики. Открытая галерея первого этажа – место, где приятно отдохнуть, укрывшись от палящего солнца.

На площади Сан-Марко казнили преступников. 9-я и 10-я колонны в колоннаде здания красного цвета, и это не случайно. Здесь стоял глашатай, объявляя приговоры, а правитель наблюдал за тем, как приговоры исполняются.

Верхнюю часть второго яруса поддерживают тонкие вытянутые колонны, расположенные в два ряда. Стрельчатые арки, выполненные в готическом стиле, декорированы изящным узором из мрамора, что делает строение воздушным.

Зубчатый карниз, богато оформленные капители колонн и стен, украшенные изображением общественных деятелей, мудрецов и ученых, символизируют величие резиденции.

Фасад

На центральной части фасада – балконы, обрамленные вытянутыми и заостренными башенками. Над одним – статуя Правосудия, второй венчает скульптура, олицетворяющая Венецию. На балконы выходил дож для встречи с народом.

В наружном оформлении дворца – барельефы и скульптуры с изображением львов и книг, это символы города на воде, атрибуты святого Марка, покровителя Венеции. В пасти хищников, распахнутых в оскале, жители Венеции бросали письма-доносы для тайной канцелярии.

Назначение дворца дожей

Тысячелетие дворец служил резиденцией дожа и государственным учреждением Венеции, оставаясь центром политической жизни до конца XVIII века. Во дворце заседали Большой совет и Сенат, Верховный суд и тайная полиция.

Внутренний двор

Конторы юристов и канцелярия, службы цензоров и морское ведомство без устали трудились в резиденции дожа. Книгохранилище и оружейная палата, залы суда и тюремные камеры нашли свое место во дворце.

Дворцовые интерьеры

Элемент потолка

Во внутренние апартаменты вела Золотая лестница, по которой проходили высокопоставленные лица. Имена избранных записывали в Золотую книгу. Служители проверяли, записано ли имя гостя в книге, только потом пропускали.

Залы дворца

Зал Большого совета площадью 1400 квадратных метра и высотой 15 метров занимает отдельное крыло дворца. Потолок держится только на внешних стенах, других опор нет. Помещение украшали знаменитые мастера.

Зал Большого совета

Пурпурная приемная – место, где послы ожидали выхода правителя. Именитые гости приезжали сюда в пурпурных накидках, за что зал и получил название.

Великолепием убранства поражает Зал выборов. Потолок и стены богаты композициями сцен победоносных сражений. В честь дожа Франческо Морозини в конце XVII века по решению Сената в зале возведена триумфальная арка, придающая помещению торжественность и монументальность.

Северное крыло занимают личные покои дожей из 10 комнат. Здесь роскошные потолки и богатые камины, стены украшают коллекции картин Тициана и Беллини.

Элемент декора

Секретные помещения

Тайная жизнь и государственные дела вершились в секретных комнатах.

Зал Совета Десяти – место заседания трибунала, выносящего приговоры преступникам, томящимся в тюрьмах дворца. Зал украшен живописными композициями, которые показывают мощь Венецианской республики и силу судебных органов. На потолке красуется изображение Юпитера, побеждающего человеческие пороки.

Две тюрьмы и пыточный зал, эшафот и зал компаса, где осужденные ждали приговора, – секретные помещения.

Тюрьма

Первая тюрьма – на чердаке здания, свинцовая крыша которого нагревалась в полуденный зной. В маленьких камерах становилось невыносимо жарко летом и также невыносимо холодно зимой. Пытки для заключенных аристократического происхождения запрещались, поэтому их содержали в камерах, потолки которых покрыты отравляющим свинцом: медленная невидимая пытка свершалась.

Вторая тюрьма – в подземелье с камерами в форме колодцев с зарешеченными слуховыми окнами. Здесь холод соперничал с промозглостью и сыростью, так что заключенные жили по колено в холодной воде. Положение усугублялось тем, что несчастных регулярно подвергали пыткам.

В верхней тюрьме отбывали срок Джордано Бруно и Джакомо Казанова, любимец женщин, которому удалось бежать. Этот побег оказался первым и последним в истории дворцовой тюрьмы. Никто из заключенных повторить побег Казановы не сумел.

Мост вздохов

Соединял дворец со зданием тюрьмы Мост вздохов. По узкому мосту вели в тюрьму заключенных, которые могли последний раз взглянуть на город.

Современный Дворец Дожей – художественный музей, который предоставляет возможность узнать о культурной жизни и истории Венецианской республики, сыгравшей важную роль в судьбе современной Италии.

Дворец Дожей Венеция

Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале (Palazzo Ducale) – это главная достопримечательность Венеции, архитектурный памятник Италии, выполненный в готическом стиле. Автором проекта является Филиппо Календарио (Calendario).

История строительства

Строительство дворца происходило на протяжении 115 лет 1309-1424. В 1577 году произошел пожар, существенно повредивший здание. Дворец восстановили в старом стиле вопреки тому, что был рассвет архитектуры ренессанса. Здание было резиденцией дожей. Дож – глава правления Венецианской республики, который избирался на пожизненный срок путем многоступенчатого голосования.

Претенденты на должность дожа происходили из самых влиятельных родов Венеции. Институт дожей просуществовал более тысячи лет, его упразднил Наполеон в 1797 году.

Дворец Дожей на площади Сан Марко в Венеции

Также во дворце заседали сенат, Большой совет, коллегия, Верховный суд, морское ведомство, тайная полиция и другие представители государственного аппарата. Дворец Дожей отличается от своих дворцов-современников тем, что он не является крепостью

Кто располагался в стенах Дворца Дожей

Несмотря на своё название помещение Дворца Дожей служило не только резиденцией правителей Республики Святого Марка. Личные апартаменты главы Венеции занимали лишь северное крыло здания. В палаццо также проводились заседания членов Большого Совета и Сената. Здесь проходили слушанья Верховного Суда, работала тайная полиция и инквизиция. На первом этаже располагались юридические конторы, канцелярия, морское ведомство и прочие муниципальные учреждения. Таким образом, Дворец Дожей был домом правительства Венеции, удивительного города-государства, не знавшего единоличной власти на протяжении нескольких веков своей яркой истории.

Билеты, экскурсии, время работы

Сейчас в старинных стенах палаццо функционирует музей, открытый для посетителей ежедневно. Гостям предлагается увидеть потрясающие убранство залов Дворца Дожей самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Посещение тайных комнат Дворца Дожей и тюрьмы, расположенной на верхнем этаже здания, не входит в основную экскурсионную программу и оплачивается дополнительно.

Расписание с 1 апреля до 31 октября:

  • воскресенье – вторник, 8:30 – 21:00;
  • пятница – суббота, 8:30 – 23:00.

Расписание с 1 ноября до 31 марта:

Групповые экскурсии на русском языке внутри Дворца Дожей проводятся туроператорами. Если вы владеете английским, итальянским, французским, испанским или немецким языков, то советую заказать экскурсию за 42 евро с человека, в которую включён билет.

Экскурсия в дворец Дожей в Венеции

Особо любознательным туристам стоит обратить внимание на экскурсию, включающую секретные маршруты и комнаты, недоступные обычным посетителям. Стоит такая экскурсия 54 евро, проводится только по предварительной брони, время начала в 08:30 или 09:00 утра.

Экскурсия в Дворец Дожей с секретными комнатами и маршрутами

Официальный сайт: palazzoducale.visitmuve.it – тут желающие посетить дворец самостоятельно могут заказать билеты онлайн за 26 евро, чтобы не стоять в очередях. Льготный билет за 15 евро предоставляется владельцам специальных туристических карт, детям от 6 до 14 лет, студентам от 15 до 25 лет с картой ISIC. Обязательно предъявление документа подтверждающего возраст и скидку.

Билеты в Дворец Дожей в Венеции

Дворец Дожей также можно посетить в формате индивидуальной экскурсии на русском языке с нашим гидом Екатериной, профессиональным искусствоведом и отличным рассказчиком. Екатерина доступным языком рассказывает про историю Венецианской республики и шедевры Дворца. Стоит экскурсия 125 евро, смотрите подробное описание на сайте gid.italy4.me.

Как устроен дворец

Первый этаж – это галерея заостренных кверху арок, которые опираются на колонны.

Второй этаж также образован колоннами, но менее толстыми и более высокими, а в верхней части находится ряд лож, украшенных орнаментом в виде четырехлистника.

Третий этаж – гладкая стена, облицованная белым мрамором, которую прорезают крупные и мелкие окна. На южном фасаде находится балкон, который являлся трибуной дожа. Над балконом установлен монумент Правосудия Алессандро Витториа.

Дворец Дожей в Венеции летом

Стена по периметру увенчана ажурными белыми мраморными зубцами. Дворец имеет два основных входа:

  1. Порта делла Карта, бумажные врата (Porta della Carta);
  2. Парадный вход дворца Дожей.

Над воротами изображен крылатый лев Святого Марка и перед ним на коленях дож Франческо Фоскари. Бумажными ворота назывались из-за традиции вывешивать на них объявления.

Порта дель Фрументо, пшеничные ворота (Porta del Frumento) – выходят на набережную и являются стартовой точкой экскурсий по дворцу.

Лестница Гигантов

Осмотр залов Палаццо Дожей начинается для туристов с внутреннего дворика. Оттуда на второй этаж ведёт парадная Лестница Гигантов (Scala dei Giganti), выполненная из ценнейшего вида мрамора, специально привезённого в Венецию из Апуанских Альп (Alpi Apuane).

Лестницу Гигантов в Палаццо Дожей украшают статую Нептуна и Марса

На протяжении нескольких веков на террасе, венчающей Лестницу Гигантов, проводилась одна из самых торжественных и пышных церемоний Республики Святого Марка – вступление в должность новоизбранного дожа. Очередной правитель получал от главного члена Совета специальный головной убор в виде парчового колпака (Corno Ducale), символизирующего власть.

Лестница Гигантов в Дворце Дожей

Пройдя по Лестнице Гигантов, гости Дворца Дожей попадают в крытую галерею. Её стены, как и другие помещения палаццо, украшены рельефными изображениями зловещих львиных морд (bocca di leone).

Зал Большого Совета

Самым впечатляющим помещением Дворца Дожей является Зал Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio), расположенный на втором этаже палаццо. Он занимает всё южное крыло здания. Здесь проводились правительственные заседания главного органа власти, рассматривавшего основные вопросы внутренней и внешней политики.

Зал Большого Совета в Дворце Дожей

Гигантская площадь помещения (1350 м2) обусловлена тем, что число членов Большого Совета, собиравшихся для обсуждения важных государственных дел, насчитывало в разные периоды существования Венецианской Республики от 1000 до более 2000 человек. Зал, являющийся одним из самых больших в Европе, отличается необыкновенной архитектурной особенностью: при 15-метровой высоте стен отсутствуют колонны и подпорки, а потолок удерживается уникальной системой крепления стропил к балкам перекрытия.

Интерьер украшен шедеврами ведущих мастеров венецианской школы живописи, таких как Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), Паоло Веронезе (Paolo Veronese), Тинторетто (Tintoretto) и многих других. Разрушительный пожар 1577 года почти уничтожил декоративное оформление стен и потолка, но большинство великих художников успело поучаствовать в восстановительных работах. Реставрация осуществлялась под руководством знаменитого архитектора и инженера Антонио де Понти (Antonio de Ponti). Здесь собрана большая часть коллекции портретов венецианских дожей, размещённых в хронологическом порядке, за исключением 55-го правителя Республики Святого Марка, Марино Фальера (Marino Faliero), лишённого титула и приговорённого к смертной казни за попытку государственного переворота. Серия изображений глав государства продолжена в соседнем Зале Судьбы.

Зал Судьбы

На втором этаже Дворца Дожей находится также Зал Судьбы (Sala dello Scrutinio) или Выборов (Голосования). Первоначально он служил местом хранения книг и рукописей. В 1469 году, истинный знаток и пропагандист античной словесности, кардинал Виссарион вручил в дар Венецианской Республике своё ценнейшее собрание, включавшее сотни манускриптов и печатных изданий на латыни и древнегреческом языке. Литературные сокровища, завещанные величайшим просветителем и гуманистом XV века, легли в основу библиотеки Марчиана (Marciana), построенной несколькими десятилетиями позже.

С 1532 года в помещении Зала Судьбы стали проводить баллотировки чиновников на высшие государственные должности. Здесь же происходила сложная, многоэтапная процедура избрания венецианских дожей. Процесс публичного голосования нередко заканчивался обвинительными приговорами, поэтому присутствующим лицам запрещалось иметь при себе оружие.

Ещё одна эффектная декоративная деталь – внушительных размеров Триумфальная арка, установленная по инициативе Сената в честь отважного венецианского дожа Франческо Морозини (Francesco Morosini), прославившегося блестящими победами в Великой Турецкой войне.

Гербовый Зал (или Зал Карт)

Гербовый Зал (Sala dello Scudo), расположенный на втором этаже палаццо, являлся частью личных апартаментов дожа (Appartamento Ducale). Правитель города-государства устраивал здесь аудиенции для гостей дворца. Своеобразная приёмная получила своё название неслучайно. На центральной стене, в обрамлении массивного, позолоченного щита, висел герб, принадлежащий семье правящего дожа.

Украшением зала служат два старинных глобуса (XVII век) и огромные географические карты, созданные итальянским писателем-путешественником Джованни Баттиста Рамусио (Giovan Battista Ramusio) и естествоиспытателем Франческо Гриселлини (Francesco Griselini).

Зал Скарлатти

Зал Скарлатти (La Sala degli Scarlatti) находится рядом с покоями дожа. Он выполнял функцию специальной комнаты, в которой собирались высокопоставленные чиновники и ожидали выхода правителя государства для проведения торжественных церемоний.

Оформление роскошного интерьера осуществлялось под руководством скульптора и архитектора Пьетро Ломбардо (Pietro Lombardo). Главный элемент декора – деревянный резной потолок с изысканными узорами, покрытыми позолотой. Стены украшены изящными барельефными композициями. Огромный камин, выполненный из белоснежного мрамора, придаёт залу особую парадность и торжественность. В его верхней части красуется фамильный герб 74-го венецианского дожа, Агостино Барбариго (Agostino Barbarigo).

Зал Гримани

Великолепный Зал Гримани (Sala dello Grimani) в былые времена входил в число немногочисленных комнат дожей. Своё название он получил благодаря богатейшему и могущественному венецианскому клану, подарившему Республике Святого Марка трёх правителей. Мудрая политика членов влиятельной семьи позволила завоевать искреннюю любовь и уважение простых граждан. Так, венецианцы ликовали и веселились несколько дней, празднуя вступление в должность 89-го дожа Марино Гримани (Marino Grimani).

Золотая лестница

Проект лестницы, изящно декорированной роскошной лепниной, мраморными скульптурами и барельефами, был создан в 1538 году Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), и реализован спустя почти 20 лет благодаря работе известного архитектора Антонио дель Аббонди (Antonio Abbondi).

Зал Четырёх Дверей

Светлый, просторный Зал Четырёх Дверей (Sala della Quattro Porte) – первое помещение, в которое попадают посетители палаццо, поднявшись на третий этаж. Он выполнял функцию комнаты ожидания для лиц, желающих встретиться с членами Коллегии, Сената и Совета Десяти.

Мраморные колонны и изящные скульптурные группы украшают массивные бронзовые двери. Роскошная лепнина на потолке, выполненная Джованни Камби (Giovanni Cambi), поражает витиеватостью и невероятным изяществом линий. Авторство великолепных фресок и живописных полотен, повествующих в аллегорической форме о величии Республики Святого Марка, принадлежит Якопо Тинторетто, Тициану Вечеллио (Tiziano Vecellio) и Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo).

Зал Антиколлегии

Зал украшает великолепный камин, декорированный мраморными статуями атлантов, замысловатыми скульптурными группами и ритмичными орнаментами. Роскошный интерьер выполнен по проекту прославленного архитектора Андреа Палладио (Andrea Palladio), считавшегося родоначальником итальянского классицизма.

Зал Коллегии

Зал Сената

Зал Сената (Sala del Senato) служил местом, где проводились совещания старейшего органа власти, сформированного ещё в первой четверти XIII столетия. К XVI веку число представителей этой правительственной единицы насчитывало почти 300 человек. Все должности были выборными. Сенаторы, облачённые в отличие от других венецианских патрициев в алые мантии, заведовали финансово-торговыми и дипломатическими делами. В их компетенции были важные вопросы, касающиеся армии и флота.

Зал Компаса

Зал Совета Десяти и помещение тюрьмы

Оружейная Палата

Посещение Оружейной Палаты (Armeria di palazzo) доставит истинное удовольствие любителям военной истории. В небольших залах третьего этажа Дворца Дожей находится богатейшая коллекция, экспонаты которой датируются разными периодами существования Венецианской Республики. Помимо холодного и огнестрельного оружия, здесь представлены также старинные доспехи, причудливые металлические шлемы и барбюты. В четырёх комнатах музея собраны всевозможные рапиры, мечи, пехотные тесаки, арбалеты, боевые топоры, кавалерийские пистолеты и многие другие интересные вещи. Примечательно, что на протяжении почти десяти веков в Республике Святого Марка не произошло ни одной революции или народного бунта. При этом, по преданию, оружие во Дворце Дожей всегда находилось в боевой готовности.

Дворец в искусстве

Итальянский художник Франческо Гварди изобразил дворец в картинах “Дворец Дожей в Венеции” – находится в Лондонской Национальной Галерее,

Картина Дворец Дожей в Венеции

а также “Аудиенция дожа в Зале Совета во Дворце дожей” находится в Парижском Лувре.

картина Франческо Гварди Аудиенция Дожа в зале совета во дворце Дожей

Сегодня Дворец Дожей, хранящий множество тайн и легенд, притягивает толпы туристов. Приподнять завесу неизвестного можно с помощью двухчасовой экскурсии проводимой внутри профессиональными гидами.

Краткое описание

Итальянский Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале, издревле украшает Венецию, передавая особенности готического зодчества. Шикарное масштабное сооружение находится на городской площади Сан-Марко и протягивается вдоль набережной. Работы по его строительству велись на протяжении шести веков – с IX по XV. Впоследствии дворец многократно подвергался изменениям, но, несмотря на это, он всегда считался одним из главных символов города на воде.

Дворец Дожей в Венеции

Вид на южный фасад здания

Первое дворцовое здание строилось еще в 810 году, а выглядело оно как высокий замок с башнями, окруженный водой и защищенный рвами и несколькими подъемными мостами. Спустя много лет он дважды полыхал в огне. Впервые это случилось в 976 г., когда итальянский народ восстал против Пьетро Кандиани IV, служившего в то время дожем. Второй случай поджога дворца уже приходится на 1106 год, однако всякий раз его восстанавливали. Существенные изменения в своей архитектуре замок претерпевал в XII столетии во время правления дожа Себастьяно Дзиани. По его указке были снесены башни, разрушены стены, засыпаны рвы. На этом месте появилась новая постройка, ничем не походившая на крепость – надобность в мощных укреплениях отпала ввиду наличия организованного флота. Таким образом, город был защищен от врагов, нападение которых было возможным с моря. Основные строительные работы продолжались довольно долго – с 1309 по 1424 годы и, наконец, территорию Венецианской республики украсил дворец, сочетающий византийскую пышность и готический стиль.

Целью возведения такого солидного здания было получение резиденции дожей, или вождей – республиканских некоронованных правителей. Вместо короны у дожа был рожок, и то, только в том случае, если он действительно хорошо справлялся со своими обязанностями. В противном случае рожок с него снимали. Однако в венецианском дворце работал не только дож – здесь несли государственную службу и сотрудники тайной полиции, и представители Сената и Верховного суда, и заседали члены Большого совета. Кроме того, на первом этаже здания размещалось морское ведомство со своими многочисленными службами юристов, канцлеров, цензоров.

Дворец Дожей в Венеции

Вид на Дворец с кампанилы собора Святого Марка

Архитектурные особенности Дворца Дожей

Шикарный Дворец Дожей представлен конструкцией из трех корпусов-крыльев:

  • 1. античное крыло, в котором располагается Зал Большого Совета (работы по его перестройке велись с 1340 года);
  • 2. крыло Дворца Правосудия, расположенное по направлению к площади (его реконструкция началась в 1424 г.);
  • 3. крыло, возведенное в эпоху Возрождения (1483 – 1565 гг.). На его территории расположены правительственные офисы и резиденция самого дожа.

Необычный внешний вид и роскошное внутреннее оформление дворцовых помещений полностью отображают финансовое благополучие Венеции. Стрельчатые арки лоджий, выполненные в модном готическом стиле и декорированные изящным узором из мрамора, зубчатый карниз, богатое оформление капителей колонн и стен, балконы и входы в здание, обрамленные интересным орнаментом, - всё подобрано со вкусом и передает величие и роскошь резиденции венецианских вождей. Ее нижняя часть, выстроенная как портик с аркадой, опирается на несколько колонн. Самые массивные из них стоят по трем углам сооружения и выполняют сразу две функции – и поддерживают мощную конструкцию, и передают символику древней венецианской республики.

Дворец Дожей в Венеции

Центральный балкон на южном фасаде Дворца

Учитывая основное предназначение Дворца Дожей, декораторы изобразили над капителями колонн несколько скульптурных групп, символизирующих божественную справедливость и правосудие:

Над нижним портиком раскинулась лоджия с аркадой из тонкого мраморного кружева. По ее углам в скульптурные группы собраны статуи архангелов. Капители портика богаты изображениями таких древних прославленных деятелей, мудрецов и талантливых ученых, как Навуходоносор, Тит, Аристотель, Пифагор, Соломон, Траян, Цицерон. Рядом с ними мирно соседствовали и другие художественные произведения – аллегорические изображения, передающие различные ремесла, месяцы года, планеты. Для малообразованного итальянского народа они были своеобразной энциклопедией знаний.

Дворец Дожей в Венеции

Дворец Дожей в Венеции

Внутренний двор с видом на портик Фоскари (слева), лестницу Гигантов (справа) и бронзовый колодец

Мост Вздохов – немаловажная деталь Дворца Дожей. В древности по нему из Зала управления уголовными делами переходили в Новые тюрьмы преступники, приговоренные к смертной казни. Сегодня мост Вздохов стал привлекательным местом для свиданий влюбленных пар.

Внутренняя планировка Дворца Дожей

Внутри дворцовое здание разбито на множество помещений:

  • апартаменты дожа;
  • книгохранилище;
  • оружейная палата;
  • судебные ведомства;
  • залы суда;
  • тюремные камеры.

Дворец Дожей в Венеции

Вид на мост Вздохов

По выходу из Зала Большого Совета через коридор можно попасть в Зал выборов, обустроенный для баллотирования в органы государственной власти. И это помещение, несмотря на серьезность своего предназначения, поражает великолепием убранства. Его потолок и стены богаты композициями со сценами победоносных сражений. Верхушка одной из стен окаймлена фризом, составленным из портретов дожей. И как только избирался новый вождь, фриз тут же пополнялся новым портретом. Но настоящим украшением зала служит внушительная триумфальная арка, возведенная в честь Франческо Морозини в конце XVII столетия по решению Сената.

Дворец Дожей в Венеции

Вид на лестницу Гигантов из портиак Фоскари

Множество живописных композиций украшают и Зал Совета Десяти. Их главной задачей является не только украсить строгое помещение, но и выразить всю мощь Венецианской республики, и показать через свои изображения силу высшего судебного органа. В свое время на потолке этого зала находилось расписное изображение Юпитера, побеждающего человеческие пороки. Но в конце XVIII века его вывезли французы, и теперь красотой этой картины можно полюбоваться в Лувре. А место настоящей картины заняла ее копия, воссозданная Якопо ди Андреа.

Современный Дворец Дожей

В наши дни правительство во дворце не заседает – он превратился в художественный музей. Для туристов, съезжающихся со всего мира полюбоваться красотой Венеции, бывший замок вождей привлекателен получением возможности ознакомления с культурной жизнью и историей Венецианской республики, сыгравшими важную роль в судьбе современной Италии.

Читайте также: