Охарактеризуйте положение русской православной церкви в первой половине 19 века кратко

Обновлено: 19.05.2024

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Положение православной церкви в России. На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Важнейшие статьи петровского “Духовного регламента” были включены в “Свод законов”. В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплялся давний союз церкви и государства. Закон объявлял православие “первенствующей и господствующей” в России верой. Император обязан был придерживаться только православного исповедания. Он объявлялся “верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния”. Это давало правительству право распоряжаться церковными делами, вплоть до догматических вопросов, и преследовать религиозное инакомыслие.

Закон разрешал исповедовать в России все религии, если они лояльно относились к существующему порядку. Христианские исповедания имели преимущества перед нехристианскими, православие — перед всеми остальными. Закон разрешал переход из нехристианских исповеданий в христианские и из “инославных” (христианских не православных) — в православие. Переходы в противоположном направлении воспрещались.

Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.

В середине XIX в. численность православного духовенства доходила до 60 тысяч человек. Оно разделялось на черное (7 тысяч человек) и белое (53 тысячи). Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначалась высшая иерархия церкви — архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты) . Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псаломщиков).

Высшим органом церковного управления являлся Синод. Его члены назначались царем из видных иерархов. Все важнейшие постановления Синода подлежали “высочайшему”утверждению. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор — светский чиновник, представитель царя в Синоде.

Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.

Основным звеном местного церковного управления были епархии, по своей территории обычно совпадавшие с губерниями. Во главе епархии стоял архиерей. Среди православных архиереев встречалось немало искренних радетелей веры, стремившихся сблизиться с рядовыми верующими, знать их нужды. Так, камчатский епископ Иннокентий объездил всю свою огромную епархию и лично познакомился со всем вверенным его попечению духовенством и почти со всей паствой. Но многие церковные иерархии были далеки от основной массы верующих и от рядовых священников.

Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого “высочайшего”разрешения. Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей — в основном за счет многочисленных пожертвований.

Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых — Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии) и другие. Большую известность в народе получил монах Саровской пустыни Серафим (1760—1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.

Только небольшая часть белого духовенства получала государственное жалованье. Большинство же “питалось от алтаря”, т. е. за счет платы за крещение, венчание и другие обряды. Сельское духовенство пользовалось церковными землями. Образ жизни деревенского священника мало отличался от крестьянского. Многие священники сами пахали землю, терпели унижения и обиды от помещиков. Митрополит Платон (Левшин), занимавший московскую кафедру на рубеже XVIII —XIX вв., с сожалением говорил, что он застал свое духовенство в лаптях, да так и не успел обуть его в сапоги и ввести в гостиные. Священник оставался за порогом дворянских гостиных, где звучала непонятная ему французская речь.

При Александре I духовные учебные заведения были объединены в одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения) . Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться лица с образованием не ниже семинарского.

До середины века православное духовенство составляло замкнутое сословие. Постороннему человеку трудно было стать священником. Существовал стойкий обычай, согласно которому приход передавался по наследству от отца к сыну или зятю. В западноевропейских странах в это время духовное сословие стало превращаться в открытый для посторонних корпус профессиональных проповедников. Их деятельность становилась менее обрядовой и более учительной, проповеднической. Русский же священник произносил не более одной-двух проповедей в год — и то по тетрадке. Неутоленная потребность в религиозном наставлении и побуждала русских людей совершать далекие путешествия к Серафиму Саровскому и другим знаменитым старцам.

Филарет, митрополит московский. В 1803 г. на должность обер-прокурора Синода был назначен князь А. Н. Голицын, личный друг Александра I. Подыскивая по заданию царя хороших проповедников, он обратил внимание на ученого монаха Филарета, профессора Петербургской духовной академии.

Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1782—:

1867) родился в Коломне, в семье диакона, окончил семинарию и в 1808 г. постригся в монахи. Даровитый и образованный, он произносил яркие проповеди, писал стихи духовного содержания. Надолго запомнилось его слово на смерть Кутузова, произнесенное в 1813 г. Его пригласили выступить с проповедью в дворцовой церкви. Там он в осторожной форме осудил роскошь. Придворным это не понравилось, и проповедь успеха не имела.

Тем не менее Голицын продолжал покровительствовать Филарету, который был удостоен архиепископского сана, занял тверскую кафедру и стал членом Синода. В 1821 г. его перевели на московскую кафедру. В это время он работал над переводом на русский язык книг Священного писания.

В конце царствования Александра I Голицын не поладил с Аракчеевым и был отставлен. Впал в немилость и Филарет. Его вывели из Синода, и он удалился в Москву.

В 1826 г., при коронации Николая I, Филарет произнес прочувствованное слово, и ему была возвращена “монаршая милость”. Он был возведен в сан митрополита и вновь стал членом Синода. Ему, однако, не понравилось, что обер-прокурор Н. А. Протасов, гусарский полковник, решал все дела сам, а с Синодом мало считался. Не мог примириться Филарет и с тем, что Третье отделение следило за иерархами. Консервативное большинство Синода отвергло предложение о переводе Библии на русский язык. Филарет, оказавшийся в меньшинстве и в изоляции, попросился назад в свою епархию. Разрешение отбыть в Москву означало новую опалу.

С тех пор Филарет, оставаясь убежденным монархистом, невзлюбил сановный Петербург, вездесущее чиновничество, самоуверенных бюрократов, которых он, случалось, осаживал с хо

Однако долгое николаевское царствование наложило отпечаток и на Филарета. Его либерализм все более оставался в прошлом. Главная проблема, справедливо считал он, заключается во внутреннем возрождении человека, а не во внешних реформах. Но такой подход привел его к отрицанию перемен. Он предостерегал против женского образования, против отмены телесных наказаний. В своей епархии Филарет практиковал деспотические методы управления.

Преследования старообрядцев. Старообрядчество не было единой организацией. Оно разделилось на два направления — приемлющих священство и не приемлющих. Первых звали “поповцами”, вторых — “беспоповцами”. Вторые разбились на множество толков и согласий. Первые держались сплоченнее, но у них не было своих епископов и некому было рукополагать (возводить в сан) священников. Старообрядцы переманивали священников из официальной церкви, переучивали их и рассылали по своим приходам.

При Николае I положение старообрядцев значительно ухудшилось. Былая голицынская веротерпимость была надолго и накрепко забыта. При активном содействии официальной церкви правительство предприняло широкие действия против старообрядцев. Был издан указ, запрещавший им принимать беглых священников. Начался разгром старообрядческих монастырей на реке Большой Иргиз в Саратовской губернии, где происходило “исправление”беглых священников. В 1841 г. был закрыт последний из иргизских монастырей. Ряды старообрядческого духовенства начали редеть. ., Но в “поповщине”вскоре возникла своя собственная церковная иерархия. В 1846 г. в старообрядчество перешел босно-сараевский митрополит Амвросий, ставший митрополитом белокриницким (Белая Криница — село в Буковине, в пределах тогдашней Австрии) . “Австрийское согласие”, имевшее своих собственных митрополитов, епископов и священников, стало как бы второй православной церковью в России. Число'ее сторонников умножалось несмотря на то, что главные организаторы новой церкви были вскоре запрятаны в монастырские тюрьмы. В Москве и Московской губернии число последователей белокриницкой иерархии составляло 120 тысяч человек.

К кануну великих перемен в жизни страны в православной церкви не было единства и росло недовольство. Иерархия была недовольна засильем светского чиновничества. Рядовое духовенство — привилегированным положением монашества и деспотизмом архиерейской власти. В своем большинстве приходское духовенство было задавлено нуждой и имело невысокий уровень подготовки. Основную свою задачу оно видело в исполнении обрядов и слабо вело проповедь, недостаточно разъясняло народу нравственные устои религии. Именно поэтому, несмотря на гонения, а то и благодаря им, укреплялось старообрядчество, чья проповедь часто была живей и доходчивей.

Закон разрешал исповедовать в России все религии, если их вероучение признает самодержавную царскую власть и не вступает в противоречие с законами. Но православие имело ряд важных привилегий. Переходы из других религий в православие разрешались и поощрялись, а в противоположном направлении запрещались.

В середине XIX в. численность православного духовенства доходила до 60 тыс. человек. Оно разделялось на черное (7 тыс. человек) и белое (53 тыс.). Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначались архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псаломщиков).

Высшим органом церковного управления являлся Синод. Его члены назначались царем из видных архиереев. Все важнейшие постановления Синода утверждались царем. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор — светский чиновник, представитель царя в Синоде.

Со времен Петра I произошло тесное сращивание православной церкви и самодержавного государства. Она превратилась в часть государственной машины самодержавия. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью в государственном устройстве. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.

В середине XIX в. в России существовало около 600 православных мужских и женских монастырей. Среди них выделялось несколько особо чтимых — Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий монастырь, Нилова пустынь, расположенная на одном из живописных островов озера Селигер в Тверской губернии. Эти центры русской религиозной жизни привлекали многочисленных богомольцев. Среди них преобладал простой народ, особенно много было женщин. Монастыри устраивали для богомольцев бесплатные обеды, по возможности размещали на ночлег. При некоторых обителях существовали небольшие больницы, богадельни для убогих и престарелых, начальные школы. Средства на их содержание поступали от богатых жертвователей (помещиков, купцов, фабрикантов). Таким образом церковь, получая деньги от богатых и передавая их бедным, отчасти смягчала общественные противоречия.


Серафим Саровский.

В последующие годы, когда старца давно уже не было в живых, память о нем продолжала привлекать в Саров богомольцев. Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. А Серафим, через 70 лет после кончины причисленный церковью к лику святых, стал первым в плеяде знаменитых русских старцев XIX в., религиозных учителей и наставников.

При Александре I духовно-учебные заведения были объединены в одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться люди с образованием не ниже семинарского.


Митрополит московский Филарет.

Филарет, митрополит московский. В начале века обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын обратил внимание на ученого монаха Филарета, профессора Петербургской духовной академии. Филарет (Василий Михайлович Дроздов, 1782—1867) родился в Коломне, в семье диакона, в 1808 г. постригся в монахи. Даровитый и образованный, он произносил яркие проповеди, писал стихи духовного содержания. Надолго запомнилось его слово на смерть Кутузова, произнесенное в 1813 г. Его пригласили выступить с проповедью в дворцовой церкви. Там он в осторожной форме осудил роскошь. Придворным это не понравилось, и проповедь успеха не имела.

Тем не менее Голицын продолжал покровительствовать Филарету, который стал тверским архиепископом и членом Синода. В 1821 г. его перевели на московскую кафедру. Когда Голицын не поладил с Аракчеевым и был отставлен, попал в немилость и Филарет. Его вывели из Синода. Он удалился в Москву, где продолжал работу над переводом на русский язык книг Священного Писания.

В 1826 г. Филарет был возведен в сан митрополита и вновь стал членом Синода. Ему, однако, не понравилось, что обер-прокурор Синода Н. А. Протасов, гусарский полковник, решал все дела сам, а с Синодом мало считался. Не мог примириться Филарет и с тем, что Третье отделение следило за архиереями. Консервативное большинство Синода отвергло предложение перевести Библию на русский язык. Филарет, оказавшийся в меньшинстве и в изоляции, попросился назад в свою епархию. Разрешение отбыть в Москву означало новую опалу.

Однако долгое николаевское царствование наложило отпечаток и на Филарета. Его либерализм все более оставался в прошлом. Главная проблема, считал он, заключается во внутреннем возрождении человека, а не во внешних реформах. Такой подход привел его к отрицанию перемен. Он предостерегал против женского образования, против отмены телесных наказаний. В своей епархии Филарет был склонен к деспотическим методам управления.

Народ в России был верующий. Но к кануну великих перемен в жизни страны в православной церкви не было единства и росло недовольство. Высшее духовенство роптало на засилье светского чиновничества, рядовые священники — на деспотизм архиерейской власти. В своем большинстве приходское духовенство было задавлено нуждой и имело невысокий уровень подготовки. Основную свою задачу оно видело в исполнении обрядов и слабо вело проповедь, недостаточно разъясняло народу нравственные устои религии. Неутоленная потребность в религиозном наставлении заставляла верующих совершать далекие путешествия к монастырским старцам или обращаться к старообрядцам, среди которых было немало умелых проповедников.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какое место православная религия, церковь занимали в государственной системе? 2. Охарактеризуйте структуру и положение православного духовенства в изучаемый период. 3. Какие внутренние противоречия имел союз церкви и государства? 4. Сравните церковную политику Александра I и Николая I. Как их церковная политика связана с общей внутренней политикой, проводимой этими государями? 5. Охарактеризуйте положение старообрядцев в первой половине XIX в.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ИТОГОВОГО ОБОБЩЕНИЯ ПО ГЛАВЕ VII

1. Сравните Россию начала XVIII в. и начала XIX в. по следующим линиям: территория, сословия и классы, политический строй. 2. Перечислите крепостнические черты, характерные для экономики России изучаемого периода. Что в ее развитии указывало на наличие капиталистических черт? Сравните соотношение крепостнических и капиталистических черт в экономике России в начале и середине XIX в. 3. Какие изменения в политическом строе России произошли в первой половине XIX в.? Чем были вызваны эти изменения? Каков их результат? Эти изменения означали ослабление или усиление самодержавнобюрократического строя России? 4. Сравните решение крестьянского вопроса в программах декабристов, западников и славянофилов. 5. Сопоставьте решение крестьянского вопроса в деятельности Александра I и Николая I. 6. Сравните решение крестьянского вопроса в программах общественных движений первой половины XIX в. и в действиях властей. 7. Проведите сравнение двух войн первой половины и середины XIX в.: Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны — по вопросам, предложенным вами. Обратите внимание на то влияние, которое эти войны оказали на международное положение России, на дальнейшее развитие страны. 8. Как в упомянутых выше войнах проявилась русская школа военного искусства, созданная в XVIII в.? Кого из полководцев и флотоводцев первой половины и середины XIX в. вы бы могли поставить в один ряд с А. В. Суворовым, Ф. Ф. Ушаковым и почему? 9. Подготовьте рассказ об одном из выдающихся памятников культуры России первой половины XIX в. (по вашему выбору). 10. Расскажите о человеке (по вашему выбору), который внес весомый вклад в развитие культуры России первой половины XIX в. 11. Что из достижений россиян в первой половине XIX в. вы бы назвали существенным вкладом в мировую культуру? Свой ответ обоснуйте.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Ключевые события истории России первой половины XIX в.

2. Сравнительная характеристика экономической, политической и общественной жизни России XVIII и XIX вв. 3. Роль Отечественной войны 1812 г. в развитии общественных взглядов и самосознании народа. 4. Вопросы освобождения крестьян и политического переустройства России в первой половине XIX в.

Документы к § 55—63.

Параграфы VII главы учебника (выборочно).

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ:

7. Вопрос об отмене крепостного права в первой половине XIX в.: причины постановки, точки зрения, практическая реализация.

8. Проблемы реформирования государственной системы России в первой половине XIX в. в проектах власти и общественной мысли. 9. Движение декабристов в российской историографии. 10. Движение декабристов как феномен общественной мысли России. 11. Деятельность М. М. Сперанского. 12. Охранительные и преобразовательные тенденции в политике Николая I. 13. Кавказская война: причины, история, влияние на дальнейший ход событий в регионе. 14. Кризис николаевской системы: причины, проявление, попытки преодоления. 15. Общественное движение 20—40-х гг. XIX в.: разнообразие взглядов и единство проблем.

16. Власть и общественное движение первой половины XIX в.

17. Утопический социализм в России первой половины XIX в.

18. Непосредственное влияние Крымской войны на положение России. 19. Сравнительная характеристика Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны в контексте их влияния на судьбы России. 20. Вклад России первой половины XIX в. в мировую культуру. 21. Выдающиеся достижения культуры России первой половины XIX в. (на нескольких примерах). 22. Взаимосвязь исторических событий первой половины XIX в. и развития культуры России данного периода. 23. Изменение положения Русской православной церкви в первой половине XIX в. в сравнении с ее положением в XVIII в.

Преподобный Серафим Саровский и митрополит Московский Филарет

Положение Русской Православной Церкви в России и ее общественная роль регулировались законом, в котором говорилось, что православная вера есть первенствующая и господствующая в России. Император провозглашался верховным защитником и хранителем догматов господствующей Церкви и блюстителем правоверия и всякого в Церкви благочиния.

К середине XIX в. численность духовенства достигала примерно 60 тыс. человек, делившегося на черное (7 тыс.) и белое (все остальные).

Черное духовенство включало монахов и монахинь, из круга которых назначались архиереи, т. е. высшие должностные лица церковного управления, — епископы, архиепископы и митрополиты.

Белое духовенство состояло из приходских священников и низших служителей прихода — диаконов и псаломщиков.

Церковное управление делилось на епархии, размеры которых примерно соответствовали территориям губерний. Во главе епархии стоял архиерей.

Имелась система духовно-учебных заведений, состоявшая из училищ, семинарий и четырех академий — Киевской, Петербургской, Московской и Казанской.

Среда православного духовенства всегда выдвигала подвижников и ревностных хранителей веры православной. Не стал в этом смысле исключением и XIX в.

Большую известность получил монах Саровской пустыни (монастыря, расположенного в Тамбовской губернии) Серафим (1759—1833). Он родился в городе Курске в семье купца Сидора Мошкина. При крещении его назвали Прохором. В 1778 г. он стал послушником (так называли тех, кто готовился стать монахом) Саровской пустыни. Через 8 лет был пострижен в монахи и получил имя Серафима, в 1793 г. рукоположен в иеромонахи. Добровольно удалившись в одинокое затворничество, он все время проводил в постах, трудах и молитвах.

Его безупречная, богоугодная жизнь и преданность вере Христовой вызывали восхищение. Ежегодно многие тысячи людей стекались в это удаленное место, надеясь увидеть известного старца, услышать его наставление. Серафим Саровский доносил до людей слово Спасителя, утешал множество душ, а иных излечивал от тяжелых недугов. Люди называли его преподобным. Так обычно именовали монахов, своей деятельностью заслуживших высочайший моральный авторитет.

В 1903 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Серафим Саровский был причислен к лику святых.

Широкую известность в первой половине XIX в. полу­чило имя митрополита Московского (с 1821) Филарета (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1783—1867). Это был выдающийся ученый-богослов, общественный деятель, талантливый проповедник.

Он родился в городе Коломне Московской губернии в семье священника. В восьмилетнем возрасте был отдан учить­ся в Коломенскую духовную семинарию, где сразу выделился среди учеников своими блестящими способностями. Продолжил обучение в семинарии Троице-Сергиева монастыря, где его разносторонние знания и усердие отмечали все преподаватели. После окончания курса был оставлен в семинарии преподавателем греческого и древнееврейского языков. В 1808 г. Василий Дроздов принял монашество под именем Филарета и был назначен инспектором петербургской духовной академии.

С этого времени началась широкая проповедническая деятельность Филарета. Ни одно сколько-нибудь важное государственное событие не проходило без его пастырского слова. В 1812 г. Филарет, имея сан архимандрита, стал ректором Петербургской духовной академии и получил шание профессора богословских наук.

Когда началась Отечественная война 1812 г., Филарет множество раз выступал со своими речами-проповедями, призывая русский народ дать отпор ненавистному врагу. Победу России в войне Филарет объяснял единством духа и воли народа, его верой православной, преданностью делам предков и своему государю.

В 1821 г. Филарет был переведен в Москву в сане митрополита. В декабре 1825 г., во время волнений на Сенатской площади, Филарет всецело взял сторону властей. Позднее он выступал перед прихожанами с напутствиями строго следовать священным установлениям власти.

С именем митрополита Филарета связано большое событие в духовной жизни страны — перевод текстов Священного Писания на русский язык. Ранее различные части Библии существовали или на греческом, или на старославянском языке, и знакомство с ними было доступно далеко не всем. Этой работе Филарет отдал несколько десятилетий своей жизни, но завершить ее не успел. Филарету принадлежит также перевод на русский язык Евангелия от Иоанна.

В ряду заслуг митрополита Филарета находится еще одно дело огромного исторического значения. По поручению императора Александра II он составил текст манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Русский утопический социализм. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский

В 1840-е гг. в России появляется теория коренного переустройства жизни страны. Ее основателями и пропагандистами выступали люди, которых одни называли революционными демократами, другие — народными социалистами, третьи — социалистами-утопистами. Их идеи были глубоко враждебны существовавшему общественному строю. Они являлись сторонниками революции и полного изменения всего устройства государства, выступая против идеализации прошлого страны, беспощадно громя славянофилов. Критиковали они и западников за их преклонение перед порядками буржуазной Европы, однако западники не стали главной мишенью их пафосной критики.

Им казалось, что в России государственное устройство следует организовать на принципах, распространенных в русской деревне, в мире сельской общины. Там не существовало деления по имущественному признаку, вся земля (основная собственность) принадлежала всем (миру), а отношения между членами регулировались не столько государственными законами, сколько старыми традициями и обычаями. Родоначальниками и известнейшими деятелями этого направления общественной мысли являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Известность Белинский получил как обозреватель ли­тературной и художественной жизни страны. Его беспощадное перо клеймило и разоблачало, воздавало хвалу одним и возносило хулу на других. Эмоциональность его критических статей и заметок создала ему в кругах западников репутацию выдающегося критика.

Выступая в качестве литературного и художественного обозревателя, Белинский все произведения искусства рассматривал с точки зрения их идейной направленно­сти. Художественные достоинства самого произведения имели для него лишь второстепенное значение. Главное — социальная идея, общественное звучание. Чем резче направлено оно против существующей действительности, тем лучше.

А. И. Герцен

Другим известным представителем революционного направления общественной мысли являлся А. И. Герцен (1812—1870), происходивший из семьи богатого помещика. Он получил хорошее образование, окончил физико-математическое отделение Московского университета.

Герцен и его дальний родственник и друг И. П. Огарев постоянно размышляли о будущем России. В 1828 г. на Воробьевых горах в Москве они поклялись друг другу ивечной дружбе и в том, что посвятят себя без остатка служению свободе. Что такое свобода, они так и не смогли определить, но уже тогда были уверены, что надо полностью перестроить весь окружающий мир.

Герцен сдержал свою клятву и действительно большую часть жизни посвятил борьбе с политической властью и России.

Еще в годы обучения в университете А. И. Герцен увлекся социалистическими учениями А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Постепенно сложился кружок его единомышленников, где страстно обсуждались политиче­ские вопросы, планы переустройства жизни. В 1834 г. вла­сти раскрыли эту нелегальную ячейку и самого Герцена выслали в Пермь, а затем в Вятку, где он служил чиновни­ком в губернской канцелярии. Ссылка была отменена в 1840 г., и Герцен был принят на службу в канцелярию Министерства внутренних дел в Петербурге.

Взгляды А. И. Герцена на общину легли в основу теоретического фундамента будущего народничества.

Особенно активную публицистическую деятельность Чернышевский развернул в период подготовки и проведе­ния крестьянской реформы 1861 г. В эти годы его радикальные взгляды проступили вполне четко. Он ратовал за крестьянскую революцию, выступал за начало работы по it осуществлению. Чернышевский был убежден, что народ мудр и сам найдет форму политического устройства сжито государства, что основу этого государства непре­менно составит общинная организация.

Чернышевский считал, что общинный строй, не лнавший частной собственности и имущественного нера-шчн-гва, станет основой будущего социалистического устпства в стране. Он резко выступал против самодержавного государства, не переставая критиковал царское правительство за его политику вообще и в крестьянском вопросе в частности. Власти его арестовывали, ссылали к Сибирь, где он находился несколько лет. Последние годы .ки;иш Чернышевский провел в Саратове.

Нее русские революционеры-демократы, или социализм-утописты, показали себя страстными и часто талант-шимми критиками политического и общественного троя России. Но их предложения по переустройству жизни носили идиллический характер. Не зная в действительности крестьянского уклада жизни, они видели в нем лишь то, что хотели видеть, — имущественную уравниюнку, взаимопомощь, отсутствие группового эгоизма. Па самом деле такой общины не существовало. Хотя все указанные признаки и имелись в наличии, но рядом с ними непременно встречались и такие черты, которые не позволяли считать крестьянскую общину эталоном общественного устройства страны.

В условиях общины трудно было выделиться наиболее трудолюбивым и предприимчивым, она принуждала всех существовать на уровне необходимой, минимальной достаточности. Здесь в самом деле не было частной собственности на землю. Земля считалась общим владением всех жителей деревни (или нескольких деревень), составлявших общину. Земля регулярно перераспределялась в соответствии с наличием членов (едоков) в той или иной семье. Это неизбеж­но подрывало стимулы к производительному труду.

Зачем улучшать землеобработку, обустраивать тот или иной участок земли, если со временем он может перейти к кому-нибудь еще? Именно община оказалась одной из главных причин бедности крестьянских урожаев, низкого жизненного уровня крестьянства. Зачем производить много продукции, если придется делиться с теми, кто не сумел толком ни вырастить урожай, ни собрать его? Такие настроения порождали иждивенчество.

Поэтому новые, более производительные приемы и методы ведения сельскохозяйственного производства плохо приживались в русской деревне. В середине XIX в. здесь были распространены все тот же инвентарь и те же приемы ведения хозяйства, которые применялись за 100, 200, а то и более лет до того. Община спасала крестьянина от голода, но мешала появлению больших и крепких индивидуальных хозяйств. Она поддерживала слабых, убогих и ставила преграды сильным и способным. Революционные же демократы считали ее зародышем нового общественного устройства.

На начало XIX столетия, в России имел юридическую силу "Свод законов", изданный еще при царе Петре I. Одним из важных положений, включенных в этот Свод, был Духовный регламент. Документ разрешал наличие разных религий на российских территориях, при условии, что данная религия признает самодержавие, и не противоречит законам самодержавного государства. Преимуществом пользовалось православное вероисповедание. Царь, в данном случае, выступал "верховным защитником и хранителем догматов" православия, и основным защитником соблюдения благочиния.

Все представители духовенства состояли из монахов и монашек, так называемого "черное" духовенство, из их числа назначались архиепископы, епископы и митрополиты. "Белое" духовенство это приходские священники, дьяконы и псаломщики. Управлял всем духовенством священный Синод, членов которого назначал сам государь из состава архиереев. Решения, принимаемые Синодом, утверждались самим царем. Царским представителем в Синоде был обер-прокурор, являвшийся обычным чиновником. Таким образом, религиозная община превратилась в часть государственной машины. Хотя Синод все время пытался принимать самостоятельные решения.

Вся паства делилась на епархии, полностью совпадавшие с территориальным делением на губернии. Управляли епархиями архиереи, являвшиеся фактически духовными губернскими правителями. Мало кто из архиереев знал местное население и сельских священников.

В начале нового века

Появилась необходимость проведения реформ в духовной жизни. В 1803 году, обер-прокурором назначен князь Александр Николаевич Голицын. По его поручению, архимандритом Евгением Болховитиновым была разработана программа по преобразованию духовных училищ, и церковно-приходских школ. Заниматься этим вопросом стала специально созданная комиссия при Синоде, контролировавшая все вопросы, в том числе и создание фондов финансирования этой программы.

Следующим моментом, усилившим подъем православия в России, стала война 1812 года. Во время наступления, французские солдаты сжигали и разоряли храмы, и святыни русского государства. Это усиливало патриотические чувства граждан. Император Александр получил благословение на борьбу с завоевателями из Троице-Сергиевой лавры от митрополита Платона, и чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. Оставляя Москву, священнослужители вывезли все чудотворные иконы: Владимирскую, Иверской божьей матери, Смоленскую. Борьба за царя и Отечество велась во славу Божью.

По окончании войны, император Александр I увлекается популярными в Европе мистическими идеями. Следствием этого стало появление мистического движения. В 1817 году, учреждается министерство духовных дел и народного просвещения. Интеллигенция все больше отходит от православных идей. Появляются всевозможные религиозные секты и течения, далекие от православной религии.

Вторая половина столетия

В середине столетия на территории России уже существовало более 600 монастырских обителей. Самые известные Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавра, Соловецкий мужской монастырь. В такие места совершали паломничества, там кормили голодных и давали кров бездомным. Вся благотворительность осуществлялась на пожертвования прихожан и богатых меценатов.

Митрополит Московский Филарет, принявший сан в 1826 году, считался слишком грамотным для своего времени. Именно Филарет, светское имя Василий Михайлович Дроздов, делал все возможное и необходимое для укрепления православия в России. Он пытался освободить учение от формальных определений и старался убрать все отвлеченные учения. За проповеди о грехе и наказании, считался неблагонадежным. В это самое время, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев наоборот делал все возможное, чтобы отделить религиозную жизнь от светской, понизить престиж православной Церкви, увести духовенство подальше от общества.

Очень страдало сельское духовенство. Сельским священникам, живущим за счет пожертвований, приходилось самим пахать свои небольшие земельные наделы, чтобы прокормить свои семьи. Их жизнь напоминала жизнь простых крестьян, в лаптях и малообразованных. Уже Филарет организует духовные академии в Киеве, Петербурге и Москве. Существует единая образовательная система, насчитывавшая 48 семинарий и 149 духовных училищ. Теперь, стать священником может только человек, окончивший духовную семинарию. Из числа выпускников духовных академий появились государственные деятели, писатели, политики и историки, такие как: М. М. Сперанский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, С. М. Соловьев, В. О. Ключевской.

Окончание века

В 1884 и 1885 годах, прошли съезды епископов, решавших вопросы различных сект, религиозного раскола среди иноверцев, миссионерской деятельности, меры по обеспечению сельского духовенства. Из текста архиерейской присяги убрали слова о царе, как о самом высоком судье. Этим подчеркивалось разделение духовной и светской жизни.

За столетие русская православная церковь расширила свои территориальные пределы, теперь было 68 епархий, вместо 55 в начале столетия, и 829 монастырей.

Читайте также: