Литература древнего египта значение для мировой культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Египетская литература создавалась на одном языке – египетском, но за тридцать пять веков своего существования он прошел в своем развитии несколько стадий: 1. Староегипетский язык эпохи Древнего царства (XXX–XXII вв. до н. э.); 2. Среднеегипетский, или классический, язык эпохи Среднего царства (XXII–XVI вв. до н. э.); 3. Новоегипетский язык эпохи Нового царства (XVI–VIII вв. до н. э.); 4. Демотический язык (VIII в. до н. э. – III в. н. э.); 5. Коптский язык (с III в. н. э.). Египетская письменность – одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне пользовались двумя системами письма: иероглифической и иератической. В VIII–VII вв. до н. э. появилось еще одно, демотическое письмо, ставшее дальнейшим этапом в развитии иератического письма. В свою очередь иератика и демотика являются курсивами иероглифики. Египетская литература, являющаяся частью египетской культуры, прожила более долгую жизнь, чем независимое Египетское государство. Египет в 332 г. до н. э. был покорен Александром Македонским, а в 30 г. до н. э. вошел в качестве провинции в состав Римской империи. Самобытная же египетская культура продолжала жить и развиваться и в новых политических условиях.

Принятая периодизация египетской литературы основывается на периодизации истории языка и истории страны: различают литературы Древнего царства, Среднего царства, Нового царства и литературу демотическую.

Немалый интерес представляют ритуальные надгробные надписи, покрывающие стены многих гробниц фараоновской знати и ставшие важнейшим историческим источником эпохи Древнего царства. Вначале они содержали только имя покойного: по представлениям египтян увековечение имени на надгробном памятнике увековечивает жизнь. Со временем вместе с именем покойного на памятниках появляются его титулы и должности, описания наиболее примечательных эпизодов его жизни, свидетельствующие о его заслугах перед фараоном. Происходит процесс превращения ритуальной надгробной надписи в развернутую биографию, появляются пространные, лишенные всяких фантастических или религиозных элементов рассказы о жизни и деятельности важных сановников. В науке принято называть эти надписи автобиографическими, поскольку писались они от лица покойного. Автобиографические надписи свидетельствуют о бесспорной творческой одаренности их авторов, независимо от того, составляли их сами вельможи или подчиненные им писцы. Из дошедших до нас автобиографий наиболее содержательными и интересными являются те, что относятся примерно к середине XXVI – середине XXIII вв. до н. э. (надписи Уашптаха Хархуфа, Уни).

К концу Среднего царства относятся сказки папируса Весткар. Они объединены общей рамкой: фараон Хуфу (Хеопс) скучает и хочет услышать от своих сыновей рассказы про старину. Сыновья по очереди рассказывают отцу сказки. В папирусе Весткар, пожалуй, впервые в мировой литературе встречается композиционный прием, известный литературам Востока и Запада, – объединение рассказов и сказок посредством рамки.

К иному жанру относятся произведения литературы эпохи Среднего царства, служившие выражением установившегося религиозного мировоззрения. Таковыми являлись гимны богам. Наибольшими литературными достоинствами отличается гимн к Хапи, богу Нила. В нем в яркой художественной форме выражено восхищение и благодарность великой реке, не только создавшей их страну, но и в течение тысячелетий кормящей ее население.

В египетской литературе этого периода есть целый ряд сказок, на содержании которых отразились исторические события эпохи Нового царства – эпохи войн и побед египетского оружия. Героем одной из них является полководец Джхути, личность историческая; в центре другой – фигура правителя Южного Египта Секененра.

С VIII в. до н. э. в Египте распространяется демотическое письмо, которым написаны различные тексты на папирусах и остраконах. Среди демотических текстов встречается новый, ранее неизвестный в Египте сказочный жанр, близкий басне, все действующие лица в нем – животные Правда, это не самостоятельные басни, они вкраплены в большой текст мифологического содержания, повествующий о приключениях в Эфиопии дочери бога Ра, принявшей образ кошки. Ра посылает за своей дочерью бога Тота, который превращается то в павиана, то в шакала и, пытаясь снискать доверие богини‑кошки, рассказывает ей басни из мира животных.

На протяжении многих веков развития литература Древнего Египта достигла очень высокого уровня, была богата жанрами, во многих произведениях египетской литературы ярко и глубоко выражены гуманистические идеи. Она была одной из первых литератур в мире, достигших высокого эстетического уровня и оказала немалое влияние на более поздние литературы народов Древности.

Издания текстов

Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке / Введ., пер. с коптск. А.И. Еланской. СПб.: Чернышев, 1993.– 350 с.

Лирика Древнего Египта / Пер. с египетск. А. Ахматовой, В. Потаповой; Сост., вступ. ст. И. Кац‑нельсона. – М.: Худож. лит., 1965.– 158 с.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.: Изд‑во АН СССР, 1956,– 169 с.

Сказки и повести Древнего Египта / Пер. с древнеегипетск. – М.: Гослитиздат, 1956. – 150 с. Тураев Б. А. Рассказ египтянина Сунухата. – М., 1915.– 70 с.

Фараон Хуфу и чародеи: Сказки, повести, поучения Древнего Египта / Пер. с древнеегипетск., предисп. И. С. Кацнельсона. – М.: Гослитиздат, 1958,– 263 с.

Lefebure G. Romans et contes égyptiens de l’epoque pharaonique. – Paris, 1949.

Литература о памятниках

Гуля Н. П. Дидактическая афористика Древнего Египта / Под ред. В. В. Струве. – Л., 1941. – 275 с.

Brunner Н. Grundzuge einer Geschichte der altoigyptischen Literatur. – Darmstadt: Wiss Buchges, 1986.‑ 116 s.

Donadoni ‘S. Storia della litteratura egiziana antica. – Milano: Nuova accad., 1957.– 337 p.

Posener G. Littérature et politique dans l’Egypte de la ХП‑dynastie. – Paris: Champion, 1956. – 170 p.

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

Древний Египет был не только силен в экономическом и военном отношении, но и обогатил человечество многочисленными культурными достижениями. Благодаря высокому технологическому уровню, многое из созданного в то время сохранилось до наших дней. Культурное наследие Египта уже неплохо изучено, нашим современникам вполне очевидно, насколько велик вклад этой цивилизации в общемировую систему достижений человечества.

Египетская религия: природа, человек и власть

Некоторые из богов Египта

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Правителем загробного царства считался возрожденный бог Осирис. Он оценивал прижизненные поступки человека и соответственно судил его душу. Обеспечению бессмертия души должны были служить сложные погребальные обряды с мумификацией тела.

Обожествляли египтяне и власть. Каждый фараон автоматически считался либо сыном, либо воплощением бога Гора – сына Неба и Солнца. После смерти фараон превращался в полноценное божество. Утверждению божественной сущности фараона служили грандиозные усыпальницы (как в пирамидах, так и вырубленные в скалах), парадные изображения и установленные в его честь обелиски. Обожествление фараона способствовало укреплению его власти, а сильная власть была необходима для выживания государства и эффективного хозяйствования в специфических природных условиях Египта.

Жрецы основных культов представляли собой влиятельную общественную прослойку. Часто они занимали важные придворные должности и всегда оказывали влияние на политику. Кроме этого, жрецы чаще других занимались врачеванием и наукой. В результате эти занятия обретали определенный магический контекст, но не лишались практичности.

Такие ассоциации приводили к обожествлению некоторых животных. Чаще всего речь шла об отдельных экземплярах – были храмовые коровы и крокодилы. Но, например, кошка (спасительница урожая от грызунов) обожествлялась в целом – этих животных мумифицировали после смерти, а убийство кошки считалось тяжким преступлением.

Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), правивший в середине XIV в. до н.э., сделал попытку избавиться от влияния разросшегося жреческого сословия. Его религиозная реформа стояла в замене многочисленного пантеона единым божеством – Атоном-Солнцем. Однако фараону не удалось победить жречество – после его смерти почитание многих богов возобновилось.

Эхнатон - египетский религиозный реформатор

Египетская письменность и литература

О египетской религии известно довольно много благодаря раннему появлению в стране письменности. Египтяне записывали не только мифы про своих богов и рассказы о деяниях фараонов – они вели письменное делопроизводство и были ценителями художественной литературы.

Египетская иероглифическая письменность считается одной из древнейших в мире – ее возникновение относят к рубежу IV-III тыс. до н.э. Она весьма сложна – в ней есть знаки, обозначающие цельные понятия, определенные сочетания согласных звуков и типы понятий (то есть они указывали, к какой сфере принадлежит написанное). Существовали разные способы начертания знаков – от полных (для высечения в камне в гробницах и храмах) до сокращенных и даже слитных (своеобразная скоропись).

Различные варианты написания иероглифов

Расшифровка египетской письменности оказалась весьма сложной. Впервые прочтение нескольких десятков иероглифов представил французский ученый Ж.-Ф. Шампольон в 1822 году. Сейчас же египтологи относительно легко читают тексты, созданные разными системами написания.

Изучение иероглифов требовало много времени, поэтому грамотных в Египте было немного. Но образованность была очень уважаема – только грамотный человек мог стать жрецом или чиновником, поэтому все знатные и богатые мужчины (возможно, и многие женщины тоже) были грамотны. В Египте существовали школы и частные учителя. Было особое сословие писцов – так называли почти всех представителей интеллектуальных профессий, кроме жрецов и приближенных фараона. Писцов уважали, это было выгодное и почетное занятие.

Для письма египтяне использовали перо из тростника и минеральные чернила. Писали на папирусе (подобие бумаги, сделанной из особого вида тростника) в листах или длинных свитках. Папирус был недешев, поэтому его нередко использовали по несколько раз (смывая записи). Для менее важных документов и личной переписки использовались известковые или глиняные таблички и даже черепки разбитой посуды. Особо важные надписи (восхваления богов и фараонов) высекали на камне на стенах храмов и гробниц.

Классический текст на камне

Египетская наука: практические соображения

Развитие научных знаний у египтян прочно увязывалось с насущными потребностями населения. Фактически выживание страны зависело от точного предсказания времени начала разлива Нила; занятия мореплаванием и дальние военные походы требовали возможности ориентироваться. Ирригационное земледелие и возвеличивание власти фараонов были невозможны без масштабных строительных работ. Сложный погребальный обряд с мумификацией способствовал изучению анатомии.

Соответственно, наибольшего развития в Египте достигли астрономия, математика и медицина. Египтяне создали точный календарь, умели ориентироваться по звездам, первыми вычислили площадь круга и объем пирамиды, неплохо предсказывали метеорологические явления. В медицине использовались лекарственные препараты минерального и растительного происхождения, а также хирургическое вмешательство.

Устройство мира: из трактата по астрономии

Высокого уровня достигло инженерное дело – египтяне использовали блоки, рычаги, умели откалывать от массива каменные глыбы весом в несколько тонн (да так, что они потом почти не нуждались в обработке). Египетские корабли могли ходить на веслах и под парусом, по Нилу и по морю. Они отличались большой грузоподъемностью, на них транспортировали даже каменные блоки для пирамид.

Развитие искусства в Египте

Египтяне желали жить не только богато, но и красиво. Искусство служило как для удовольствия, так и для церемониальных целей.

Благодаря хорошим познаниям в медицине египтяне знали строение человеческого тела – это отобразилось на реалистичности живописных и скульптурных изображений. Правда, изобразительное искусство Египта подчинялось строгим канонам, нарушать которые было нельзя. По этой причине, например, сидячие фигуры всегда изображаются с руками на коленях, а рисованные – в несколько странном смешанном ракурсе: тело в фас, лицо и ноги в профиль, глаза в фас. Большое распространение получили и различные скульптурные рельефы.

Нефертити, жена Эхнатона - известнейший египетский скульптурный портрет

Сюжеты изображений встречаются самые разные: мифологические сцены, сражения, проведение различных обрядов, развлечения, повседневные занятия. При этом египтянам не было известно понятие перспективы (все изображения плоскостны), но зато разные размеры изображаемых фигур использовались для демонстрации их общественной значимости (изображение бога или фараона обязательно было самым большим).

В архитектуре египтяне использовали не только пирамидальную форму, но и классические здания сложной планировки, с колоннами, лестницами и внутренними переходами. Дворцы и храмы украшались вырезанными надписями, барельефами, скульптурами, изображениями животных и растений (символическими).

Музыка использовалась как в ритуальных целях, так и для развлечения. В гробницах археологами найдены музыкальные инструменты, есть и соответствующие художественные изображения. Наиболее популярными были ударные инструменты, струнно-щипковые (типа арфы или лютни) и духовые типа флейты. Судя по некоторым изображениям, популярны были и танцы – ритуальные и для удовольствия.

Культура быта

Обширные познания сделали повседневную жизнь египтян довольно комфортной и разумной. Эффективное сельское хозяйство обеспечивало их достаточным количеством зерна, разнообразных овощей и фруктов и молочных продуктов (мясо тоже ели, но относительно нечасто). Жили люди в глинобитных, а самые богатые – и в каменных домах, пользовались керамической посудой, носили льняную, а при необходимости – шерстяную одежду.

Большое значение уделялось гигиене. Египтяне регулярно мылись, удаляли волосы с тела, следили за состоянием ногтей. Считается, что в Египте появилась первая косметика – из минеральных компонентов. Представители обоих полов подводили глаза, женщины пользовались макияжем более обильно. У высших слоев общества популярны были парики. Украшения также носили представители почти всех общественных слоев, только богачи – постоянно, и из дорогих материалов, а бедняки по торжественным случаям и дешевые (из глины или кости).

Египтяне умели и отдыхать. В качестве интеллектуальных развлечений существовали настольные игры, музыка. Активный отдых представлял собой охоту или катание по Нилу на лодках.

Охота на Ниле: хорошо видны каноны живописи

Значение древнеегипетской культуры

Культура Древнего Египта оказала большое влияние не только на древний мир, но и на последующие эпохи. Многие знания египтян заимствовались другими народами, с которыми они контактировали в ходе войн или торговли.

Египтяне являются изобретателями стекла и фаянса, одними из первых в мире мореплавателей. Египетские пирамиды до сих пор считаются чудом света, и сохранившиеся египетские дворцы, храмы и города тоже производят сильное впечатление. То же можно сказать о памятниках литературы и изобразительного искусства. Соседними народами были заимствованы некоторые египетские культы, в частности, почитание Исиды (жены Осириса).

Для многих древних народов Египет выступал своеобразным эталоном – с положительным или отрицательным смыслом. Его почитали то идеальным государством в принципе, то доведенной до абсолюта деспотией.

Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле

Достижения египетской культуры дали толчок к развитию многим направлениям человеческой деятельности и наукам – инженерному делу, городскому строительству, мореплаванию, метеорологии, астрономии. От египтян переняли основы государственного устройства многие соседние с ними народы.

Египет был одним из наиболее сильных и развитых государств древнего мира, а особенности его расположения способствовали распространению его опыта. Поэтому влияние египетской культуры на последующие периоды столь велико.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, дошедшие до нашего времени литературные памятники Древнего Египта, датируемые периодом от III тыс. до н.э. до начала христианской эры. Если не считать нескольких сюжетов, пересказанных греческими авторами, мы знаем эту литературу по египетским источникам, открытие которых началось в 19 в. и продолжается до сих пор.

ТИПЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИХ СТИЛИСТИКА

Сохранившийся массив литературных произведений включает короткие прозаические повествования, сказки и мифы, басни, письма, назидательную литературу (пословицы и поучения), любовные песни и другие виды нерелигиозной поэзии, а также гимны. Насколько известно, у египтян не было развлекательной драмы, но театрализованные инсценировки мифов, персонажи которых пели и обменивались речами, составляли неотъемлемую часть культа некоторых божеств. Обнаружено несколько подобных ритуальных драм. Кроме того, имеется большое количество нелитературных письменных материалов, как, например, математические, медицинские, магические, правовые тексты, а также деловые документы. Исторические документы (официальные декреты, автобиографические надписи, царские анналы) мы вправе относить к литературным произведениям только в тех случаях, когда они обладают определенной литературной формой.

Поскольку древнеегипетская письменность не предусматривает передачу гласных, о поэтической метрике известно очень мало. Исходя из коптских источников (коптский – самый поздний вариант древнеегипетского языка и письменности, в котором уже появились знаки для обозначения гласных), исследователи предполагают, что древнеегипетская поэзия основывалась на ритме, но не на регулярном размере. Поэзия отличалась от прозы главным образом лексикой и регулярным использованием других стилистических приемов. Излюбленным поэтическим приемом был параллелизм – такое построение текста, при котором мысль, выраженная в одной строке, повторяется в следующей строке или строках, либо противопоставляется мысли, выраженной в другой, соседней строке, либо более полно раскрывается в последующих строках. К другим приемам можно отнести повторы, повторы с незначительными изменениями, рефрены и аллитерацию. Иногда стихотворные строки объединяются в строфы. Многие из них используются и в египетской прозе. И в прозе, и в поэзии широко применяется игра слов. В религиозных текстах она, возможно, имела магическое значение. Во множестве встречаются также сравнения и метафоры – особенно в текстах, претендующих на возвышенность стиля. В сказках, напротив, подобные приемы редки.

ЭТАПЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ

От Древнего царства (III тыс. до н.э.) сохранилось мало текстов, которые с уверенностью можно отнести к литературным. Самые важные из них – Тексты пирамид. Хотя многие заклинания, входящие в Тексты пирамид, не являются собственно литературными произведениями, некоторым из них присуща высокая поэтичность. Одно из заклинаний описывает умершего царя, который, желая добиться могущества в потустороннем мире, пожирает богов. Этот так называемый Каннибальский гимн, даже если знакомиться с ним только по переводу, дышит подлинной поэзией. Ритуальная драма о боге Птахе времени Древнего царства частично сохранилась в поздней копии. В ней Птах предстает как верховное божество, которому подчинено все сущее. Поучение Птаххотепа, собрание разумных, хотя и сугубо житейских советов, тоже было написано в этот период, но известно лишь по более поздним спискам.

Характерный для Древнего Египта литературный стиль сложился в смутный период, последовавший за падением Древнего царства. Возможно, именно тогда были созданы некоторые произведения, известные по позднейшим копиям. Так, некий царь написал наставление о государственной политике для своего сына Мерикара. В другом сочинении назидательного характера, Поучении Ахтоя, противопоставляются положение писца, открывающее широкие возможности для карьеры, и жалкая участь представителей всех других профессий. Речения Ипуера описывают воцарившийся в стране хаос, свидетельствуя, что никто тогда не был защищен от угнетения и грабежа. Еще одно произведение, Красноречивый поселянин, представляет собой сетования пострадавшего от произвола крестьянина, взывающего к справедливости. В конце концов он выигрывает дело – после произнесения нескольких длинных и цветистых речей, составленных в весьма изысканной манере.

Язык и стиль литературы Среднего царства считались образцовыми на протяжении пятисот лет. В эпоху Нового царства Эхнатон осуществил религиозную – и литературную – революцию. Изменилась повествовательная манера, и писать стали на разговорном языке. Более естественная графика пришла на смену изыскам Среднего царства. И хотя религиозная революция потерпела поражение, революция литературная удалась. Тем не менее среднеегипетский язык продолжал считаться классическим, и попытки писать на нем возобновлялись до тех пор, пока сохранялось иероглифическое письмо.

Возвышение и падение Нового царства отразились в нескольких квазиисторических повествованиях. Так, история о царе Апофисе и Секененра рассказывает о начале войны, приведшей к изгнанию из Египта иноземных завоевателей, гиксосов. В другой истории рассказывается о захвате города Яффы – событии, произошедшем в правление великого завоевателя Тутмоса III, когда Египет находился в зените своего могущества. Хвастливый отчет о Кадешской битве превозносит в эпическом стиле личную боевую доблесть Рамсеса II. Упадок империи со всей очевидностью отразился в Путешествии Ун-Амуна, повести о чиновнике, посланном в Ливан за кедровой древесиной. К тому времени Египет успел потерять свой международный престиж, и мелкие финикийские князьки встречали его посланца без всякого уважения.

Сказка о двух братьях наверняка была записана со слов странствующего сказителя. Параллели к отдельным ее частям (фольклорные мотивы) встречаются в азиатских и европейских сказках и, в частности, на Ближнем Востоке. К сказкам можно отнести и Обреченного царевича. Царевичу предрекают, что он будет убит одним из трех зверей. Он счастливо избегает двух смертей, но конец текста не сохранился, и его дальнейшая судьба остается неизвестной.

Известно несколько сборников любовных песен. Они напоминают Песнь Песней Соломона – и по набору сравнений и метафор, и по общему тону. Было обнаружено также некоторое количество застольных песен, исполнявшихся на пирах слепыми арфистами. В них превозносятся радости жизни, а записывались они на стенах гробниц, чтобы умершие тоже наслаждались подобными радостями. Есть также поэмы, восхваляющие царей или расказывающие об их подвигах, например уже упоминавшаяся Поэма о Кадешской битве.

От традиционных гимнов, заполненных монотонными эпитетами и титулами богов, отличается Гимн Солнцу Эхнатона, пронизанный любовью к природе; в нем почти полностью отсутствует представление о боге как моральной инстанции.

Легенда об Осирисе наиболее полно изложена у греческого писателя Плутарха, но зато в одном папирусе времени Нового царства содержится весьма примечательное описание Тяжбы Хора и Сета. В этой версии мифа боги изображены без всякого почтения – то ли потому, что вера в богов постепенно ослабевала, то ли потому, что в Тяжбе отразились представления более древней эпохи. Сюжет повести – окончательный триумф Хора над Сетом в судебном процессе о правах на трон умершего Осириса. Другой миф, Истребление человечества, является параллелью к истории Ноя. Бог Ра (Ре) решает уничтожить людей, но когда богиня Хатхор, по его повелению, начинает их убивать, он раскаивается и спасает тех, кто еще остался в живых. В период Нового царства люди все более обращали свои помыслы к опасностям потустороннего мира и создавали множество заклинаний и ритуальных текстов для нужд умерших. Среди них заслуживают упоминания так называемая Книга мертвых, Книга дуновений, Книга врат, Книга о том, что в подземном мире (Книга Амдуат) и Ритуал отверзания уст.

Литература Позднего периода (7 в. до н.э. – 5 в. н.э., начиная с Саисского периода) существенно отличается от всего, что было создано ранее. Она писалась на демотике, как называют тогдашний упрощенный египетский язык. От той эпохи до нас дошли народные сказки, которые группируются в циклы. Цикл о Хаемуасе включает странную сказку Сетне Хаемуас и магическая книга. Книга содержала могущественные заклятия и тщательно охранялась – она лежала в ларце, помещенном в другой ларец, и сторожили ее змеи и скорпионы. Вся атмосфера этих историй совершенно иная, нежели в более ранних египетских повествованиях.

Демотическая литература включает также ритуальную драму (например, Плач Исиды и Нефтиды), сказки о животных, басни и то, что с некоторой натяжкой можно было бы назвать исторической художественной прозой.
См. также КНИГА МЕРТВЫХ.

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Культура древнего Египта - кратко

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Культура древнего Египта - кратко

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Культура древнего Египта - кратко

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

Культура древнего Египта (кратко)

Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался в несколько этапов. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины. Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта в тот период.

Быт народа

Повседневная жизнь очень красноречиво говорит о культуре народа в тот или иной период. Известно, что египтяне много внимания уделяли собственной внешности. Детям сбривали волосы до12 лет. К этому возрасту, мальчикам делалось обрезание. Мужчины избавлялись от любой растительности на теле и тщательно следили за собственной чистоплотностью. Женщины даже в обыденной жизни накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. Глаза подводились черным как мужчинами, так и женщинами.

В связи со сложным географическим положением, для создания адекватных условий для жизни египтянам приходилось тяжело работать. Их ежедневные рацион состоял преимущественно из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.

Архитектура и искусство

Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся.

Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Жилища богов, созданные египетскими зодчими, плохо сохранились, но сегодня археологи имеют возможность изучать развалины храмов Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ. Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют. На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы.

Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам. На сегодня сохранились развалины дворца Эхнатона.

Письменность и язык

Язык и письменность древнего Египта развивались на протяжении всего существования народа и государства. Письменность прошла долгий этап формирования, а благодаря тому, что египтяне писали на камне, путь формирования языка можно проследить.

Считается, что возникла письменность в Египте в IV тысячелетии до н. э. Она появилась на основе рисуночного письма. Ближе к II веку до н. э. рисунки стали упрощаться и получили название иероглифы. К этому моменту насчитывалось не более 700 широко употребляемых иероглифов. Они изображались не только на камнях. Еще материалами для их написания являлись папирус, глиняные черепки и деревянные дощечки.

Постепенно был выделен 21простой знак. Они передавали согласные звуки и представляли собой привычный современному человеку алфавит. На основе этих знаков начала развиваться письменность соседних государств. Однако само египетское письмо не изменилось. Писцы предпочитали традиционный способ письма.

Литература

Развитая письменность способствовала сохранению и обогащению египетской литературы, самой древней в мире. Благодаря иероглифической письменности произведения могли иметь разноплановый контекст. Устное народное творчество дошло до нас в виде нескольких песен, например, песня погонщика скота, притч или поговорок.

Читайте также: