Исполнительная власть в италии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Система государственных органов определяется парламентской формой правления и принципом разделения властей.

Важная и ответственная роль принадлежит двухпалатному Парламенту – Палате депутатов и Сенату. Они избираются сроком на пять лет.

Палаты депутатов избираются всеобщим и прямым голосованием по мажоритарно-пропорциональной системе. Число депутатов нижней палаты – 630. Активное избирательное право предоставляется с 18 лет, пассивное – с 25-летнего возраста.

Сенат – верхняя палата – избирается по областям и выражает их интересы. Всего в Италии 20 областей. Общее число избираемых сенаторов – 315. Активное избирательное право по выборам в верхнюю палату предоставляется с 25 лет, пассивное избирательное право – с 40 лет.

Каждый бывший Президент Италии является сенатором по праву и пожизненно, если только не откажется от этой привилегии.

Парламент широко использует такие формы контроля за деятельностью исполнительной власти как резолюция недоверия правительству, интерпелляция, право депутатского запроса.

Руководящими органами палат являются председатель и бюро конкретной палаты. Парламент и его палаты осуществляют разнообразные и ответственные законодательные, финансово-бюджетные и организационно-контрольные полномочия. Существует институт народной правотворческой инициативы.

Законы промульгируются Президентом в течение месяца со дня его утверждения. Президент избирается парламентом с участием представителей областей. Избрание производится тайным голосованием большинством в две трети голосов.

Правительство (Совет министров) является высшим исполнительным органом государственной власти. В его состав входят Председатель Совета министров и министры.

Правительство должно получить доверие обеих палат парламента – Палаты депутатов и Сената.

Совет министров широко использует право законодательной инициативы в парламенте. Существует институт делегированного законодательства, при котором правительство непосредственно осуществляет законодательные полномочия по поручению или с согласия парламента.

Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально – за деятельность своих ведомств.

Полномочия Председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность министерств.

Конституционный суд рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Конституции. Он выносит решения по следующим делам: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями; обвинения, выдвинутые в соответствии с конституционными нормами против Президента Республики.

В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличные мировые судьи.

Существуют вспомогательные государственные органы (Национальный совет экономики и труда, образуемый на корпоративной основе из экспертов, представителей профсоюзов, предпринимателей, объединений лиц свободных профессий).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

Глава 8. Государственные органы

Глава 8. Государственные органы Механизм государства состоит из отдельных элементов - органов государства.Государственные органы имеют свои признаки, могут быть подразделены на различные виды по различным основаниям. Наиболее существенное значение имеет деление

Государственные органы, ведающие делами о гражданстве

Государственные органы, ведающие делами о гражданстве ? Президент РФ. Он решает вопросы о приеме в гражданство, о восстановлении в гражданстве, выдает разрешения на выход из гражданства, на предоставление почетного гражданства. На его имя составляется ходатайство,

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их

2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция

2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся

Статья 23.26. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

Статья 23.26. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания 1. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов

28. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

28. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или

Конституция Италии

Конституция Италии Конституция Италии, принятая Учредительным собранием 22 декабря 1947 г., структурно имеет классическую форму и включает все основные вопросы регулирования на таком уровне. Она закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет,

34. Конституция Италии

34. Конституция Италии Итальянская Конституция была принята в 1947 г. после проведения референдума о форме правления. С 1 января 1948 г. Демократическая Конституция Италии вступила в законную силу. Итальянская Конституция представляет собой вводный раздел «Основные

45. Государственные органы Индии

45. Государственные органы Индии Парламент в Индии состоит из:1) Президента Индии;2) Совета штатов (верхняя палата), представляющего интересы штатов;3) Народной (нижней) палаты в качестве органа общегосударственного представительства.Президент Индии является главой

51. Конституция Италии

51. Конституция Италии До принятия Конституции Италии в 1946 г. был проведен референдум о форме правления, где большинство избирателей отвергло монархическое устройство государства. Демократическая Конституция Италии была разработана и принята Учредительным собранием в

73. Государственные органы Федерации, основы избирательного права

73. Государственные органы Федерации, основы избирательного права Парламент в Индии это триединое учреждение. Он состоит из Президента Индии, Народной палаты, призванной служить органом общегосударственного представительства, и Совета штатов как органа выражения

Совет министров (Правительство). Правительство в политической жизни Италии является высшим органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование всей политической и административной системы государства. В состав правительства входят председатель Совета министров и министры, которые вместе образуют Совет министров.

В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96).[6;97]

Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

По ст. 76 и 77 Конституции Италии, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы.[6;103] Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона.

Формирование правительства. Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению - министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.

Правительство выступает с законодательными инициативами, обеспечивает принятие законов и декретов. Особого внимания заслуживает возможность осуществления правительством прямых законодательных функций в соответствии со ст.76 и 77 Конституции.[6;109] В случаях необходимости и срочности правительство под свою ответственность принимает временные положения, наделяемые силой закона. Однако такие срочные декреты должны быть представлены в тот же день в Парламент для их последующего утверждения.

В Италии центральные и периферийные органы управления в качестве своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики:

· Министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны;

· Ведомства, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования;

· Министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства - министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма;

· Ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием - министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций;

· Министерства с преобладанием функций социального характера - министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды.

5. Исполнительная власть Великобритании

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти.

Монархия - наиболее древний политический институт Великобритании. Наследственный король или королева - глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главной судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально. Фактически полномочия монарха осуществляются правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма немногочисленны.

Правительство Великобритании имеет пестрый состав. Во главе его находится премьер - министр, формально назначаемый монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин.

Занимая исключительное место в системе государственных органов, премьер - министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны политической жизни страны. Премьер – министр, являясь одновременно первым лордом казначейства и министром по делам гражданской службы, располагает обширными полномочиями по назначению высших должностных лиц в государстве: подбирает членов кабинета и министров, которые утверждаются монархом в соответствии с его характеристиками, дает рекомендации, а фактически самостоятельно формирует высший состав англиканской церкви, выдвигает высших судебных лиц, высших чиновников гражданской администрации.

В отличие от других капиталистических стран в Великобритании существует особое понятие правительства. Оно охватывает два органа: само правительство, включающее всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, и кабинет, в который входит около 20 членов правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому никакого отношения.[2;65]

Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918г. и с тех пор принципиально не изменились:

1. окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента;

2. осуществление контроля за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной Парламентом;

3. постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.

Названная выше структура правительства сложилась в силу исторических причин. Особенности структуры нисколько не влияют на развитие установившейся тенденции, направленной на свертывание коллегиальных форм в деятельности правительства в пользу одного лица - премьер - министра и отражающей организационную консолидацию и совершенствование государственного аппарата.

Система центральных органов исполнительной власти Италии – это совокупность органов государственного управления, призванных обеспечивать практическую реализацию этого управления и государственной политики Итальянской Республики.

Президент в системе органов исполнительной власти Итальянской Республики

В соответствии с итальянской Конституцией Президент Италии выступает в качестве главы государства, олицетворяющего национальное единство, и в качестве представителя государства на международной арене.

Состав полномочий итальянского Президента включает:

  • участие в представлении законопроекта в Парламенте, промульгация утвержденных палатами Парламента законопроектов, издание одобренных Правительством декретов, направление Парламенту посланий по обсуждению законопроектов на повторной основе, назначение народных референдумов, участие в инициативах Правительства;
  • назначение и освобождение от должности Председателя Правительства, министров, государственных секретарей, пожизненных сенаторов, роспуск палат Парламента, назначение их новых выборов, выдвижение инициативы проведения чрезвычайной сессии Парламента;
  • назначение государственных должностных лиц;
  • аккредитация и принятие дипломатических представителей, ратификация международных соглашений при наличии соответствующей санкции итальянского Парламента;
  • командование вооруженными силами, руководство верховным советом обороны, объявление войны;
  • роспуск палат Парламента;
  • руководство Высшим Советом магистратуры, назначение членов Совета, назначение части судей в Конституционный суд;
  • применение права помилования и сокращения меры наказания;
  • жалование государственных знаков отличия.

Избрание итальянского Президента осуществляется в непрямом порядке. Выборы Президента Италии осуществляет Парламент в ходе совместного заседания всех его членов. Также к участию в выборах привлекаются делегаты от каждой области в количестве 3 человек, за исключением малочисленной области Балле д'Аоста, от которой в выборах участвует один делегат.

Срок полномочий Президента составляет 7 лет. Президент является избранным, если получает 2/3 голосов.

Правительство в системе органов исполнительной власти Итальянской Республики

В качестве высшего исполнительного органа государственного управления выступает итальянское Правительство, которое призвано обеспечивать функционирование административной политической и государственной системы. Состав Правительства включает в себя Председателя, министров, в совокупности образующих Совет министров.

Итальянское Правительство обладает широкой функциональностью и автономностью, оно призвано осуществлять полномочия в объеме, существенно превышающем объем полномочий правительств других государств с аналогичным государственным устройством. Фактически на Правительство возложены многие президентские полномочия.

Готовые работы на аналогичную тему

Правительство Италии наделено правом выдвижения законодательных инициатив, обеспечения принятия декретов и законов. Правительство наделено возможностью осуществления прямых законодательных функций.

В определенных случаях итальянское Правительство имеет право на принятие временных положений, которые имеют силу закона. При этом все равно требуется утверждение срочных декретов Парламентом.

Во главе Совета министров находится председатель, который фактически не отличается от функциональных министров. Для последнего времени характерно усиление функциональной нагрузки Председателя Совета министров. Возможность для этого создало перекрещивание президентских и правительственных полномочий. Президент является главой исполнительной власти, лишенной собственных властных и правовых инструментов, обеспечивающих реализацию полномочий. Фактически Президенту приходится постоянно делегировать свои полномочия итальянскому Правительству.

В состав итальянского Правительства включаются функциональные министры, а также министры, не имеющие портфелей. И те, и другие министры наделены одинаковым объемом прав и полномочий, а также коллективной ответственностью за действия Правительства. Помимо этого в состав Правительства включают заместителей министров, назначение которых находится в ведении Президента. Кандидатуры на должности заместителей министров предлагает глава Правительства из числа членов Парламента, представляющих партии, имеющие парламентское большинство.

Правительство ответственно перед Парламентом. Парламент выражает Правительству политическое доверие. Отсутствие политического доверия по отношению к одному министру не требует отставки всего Правительства.

На министров возлагается гражданская ответственность за осуществляемые ими действия.

Уголовная ответственность Правительства определяется судом Парламента в ходе совместного заседания всех его членов.

Государственная администрация Италии в системе исполнительной власти

Совокупность государственных ведомств и иных государственных учреждений, реализующих исполнительную власть, призвана обеспечить беспристрастность и функционирование государственной администрации. Государственные служащие служат только своему народу. Замещение должностей в системе государственной администрации осуществляется посредством конкурсов.

В отношении государственных служащих Италии отсутствуют какие-либо запреты на политическую деятельность или членство в партиях.

Законодательство ограничивает политическую деятельность только для следующей категории государственных служащих: судьи, кадровые военные, находящиеся на действительной службе, агенты полиции, должностные лица, консульские и дипломатические представители на территории других государств.

В систему государственной администрации также включают публичных служащих, которые взаимодействует с органами государственной власти в соответствии с отдельными коллективными договорами.

В 1946 году, после окончания Второй мировой войны и свержения фашистского режима в Италии, в стране был проведен общенациональный референдум, по результатам которого Италия была объявлена парламентской республикой, главой которой выбирается президент.
В 1947 году была создана новая Конституция – одна из самых демократических в мире, и через год она вступила в силу и до сих пор действует почти без поправок.

площадь Венеции и здание Парламента

Согласно Конституции Итальянской Республики, основным законодательным органом является двухпалатный Парламент, члены которого избираются народом, главой государства представлен Президент, который в свою очередь выбирается Парламентом, а исполнительной властью наделен Совет министров, назначаемый Президентом.

Итальянский Парламент состоит из двух палат – сената и палаты депутатов. Юридически они равноправны, но фактически сенат имеет меньше власти. В сенате представлены 323 сенатора, часть из которых выбраны пожизненно. В палате депутатов заседает 630 человек. Депутаты и сенаторы имеют право принимать законы, утверждать бюджет государства, ратифицировать международные договоры. Полномочия Парламента достаточно велики, чтобы называть Итальянскую республику парламентской.

В каждой палате представлен свой руководящий орган под названием бюро, который состоит из председателя, вице-председателей, квесторов и секретарей. Члены бюро подбираются таким образом, чтобы в нем были представители всех партийных фракций – групп, состоящих не менее из 20 членов в палате депутатов и не менее 10 в сенате, причем во фракции могут быть представлены несколько партий.

Также законодательная власть в меньшей мере принадлежит правительству, областным советам республики, Национальному совету экономики и труда и народной инициативе. Последний вариант возможен при создании групп избирателей, которые насчитывают не менее 50 тысяч человек. Многие свои законодательные права Парламент может отдать Правительству, кроме тех областей, которые касаются Конституции.

Парламент избирает президента – главу государства. Срок его правления – 7 лет. Президент наделен исполнительной властью: утверждает принятые сенатом и палатой депутатов законы, распускает Парламент при необходимости, издает декреты, назначает народные референдумы, объявляет состояние войны (только по решению палат).

Также президент выполняет роль главнокомандующего Вооруженных сил и является председателем Высшего совета магистратуры. В судебном отношении он имеет право помиловать и уменьшать наказания. Но любые действия президента недействительны без письменного заверения уполномоченного министра, который и несет ответственность за принятое решение.

Президент Италии назначает правительство, главный орган исполнительной власти, представленный Советом министром с председателем во главе. В течение 10 дней после формирования правительства обе палаты Парламента должны объявить свое доверие Совету министров, иначе оно считается недействительным. Правительство несет ответственность перед сенатом и палатой депутатов, исполняя законы, принимая декреты и постановления. Большинство полномочий, которыми наделен Президент Италии, по сути выполняются правительством.

Также государственная система Итальянской республики представлена несколькими дополнительными органами, которые выполняют функции контроля и содействия Правительству и Парламенту – это Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счетная палата. Судебная власть принадлежит Конституционному суду, который следит за тем, чтобы законы и акты отвечали принципам Конституции.

Решающая роль в формировании высших органов исполнительной власти Италии принадлежит парламенту. Также в формировании правительства участвует президент, назначающий председателя совета министров по итогам выборов в парламент. Премьер-министр формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем — парламенту.

Законодательство не определяет численность и общую структуру центральных органов управления. В состав правительства входят председатель совета министров, министры, а также министры без портфеля. Последние не возглавляют министерства, а занимаются вопросами, связанными с определённым направлением правительственной деятельности. Пребывание в правительстве не влечёт за собой потерю депутатских полномочий (впрочем, согласно конституции Италии, наличие депутатского мандата также не является обязательным условием при назначении на министерскую должность).

В течение 10 дней после завершения процесса формирования правительство обязано обратиться к парламенту за вотумом доверия, причём одобрение парламента должен получить весь состав правительства, а не только его председатель. За каждой палатой парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у власти правительству. Однако подобная форма парламентского давления на правительство не нашла широкого применения ввиду наличия у правительства права роспуска парламента. Каждая палата парламента имеет право утверждать правительственный бюджет и отчёт о расходах.

Министерства, как правило, имеют в своём составе министра, его заместителей, главу кабинета и его заместителя, общий секретариат, генеральную дирекцию по работе с персоналом, бухгалтерию. Далее идут различные подразделения (генеральные дирекции, отделы и другое), занимающиеся конкретными сферами деятельности данного министерства.

Министры коллегиально отвечают за действия правительства и индивидуально — за руководимые ими ведомства. Формой ответственности министра является его отставка с занимаемого поста. Уход конкретного министра обычно не приводит к отставке всего правительства, если только это не разрушает правительственную коалицию. В соответствии с законом от 16 января 1989 года, за преступления, совершенные при выполнении своих обязанностей, министры предстают перед судом общей юрисдикции (ранее обвинения, выдвинутые против министров, рассматривались специальными судами).

Существуют и так называемый вспомогательные правительственные органы — Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счётная палата. Национальный совет экономики и труда участвует в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам, имеет право законодательной инициативы. Он состоит из председателя, 20 экспертов и 59 представителей производственной сферы. Члены совета назначаются президентом по предложению премьер-министра после принятия соответствующего решения советом министров (за исключением восьми экспертов, право выбора которых принадлежит главе государства).

Государственный совет является консультативным административно-юридическим органом, а также органом охраны законности в управлении. Три его секции занимаются консультативной деятельностью по вопросам, касающимся аппарата управления, три другие осуществляют административную юрисдикцию.

Особое место в системе контроля над соблюдением закона при осуществлении государственного управления отводится Счётной палате. Её персонал (более 500 сотрудников) частично подбирается по конкурсу, частично назначается правительством. При этом председатель, главный прокурор и советники Счётной палаты не могут быть отправлены в отставку или уволены иначе как на основании декрета президента республики с учётом мнения комиссии в составе председателей обеих палат парламента и их заместителей. К ведению Счётной палаты относится контроль за законностью актов правительства и президента. Акты, признанные соответствующими закону, вступают в действие после их визирования и регистрации в Счётной палате. В случае отказа в регистрации министр, не согласный с решением палаты, может вынести свои акты на рассмотрение правительства. Если оно подтверждает целесообразность принятия подобных актов, то Счётная палата разрешает их применение под политическую ответственность правительства.

Однако в течение месяца эти спорные акты должны быть рассмотрены в парламенте, который и принимает окончательное решение. Также Счётная палата осуществляет контроль за расходованием средств и дисциплиной в бюджетной политике правительства.

Президент Италии является по конституции главой государства и олицетворяет национальное единство. Он избирается на семь лет коллегией выборщиков (число сроков не ограничено), формируемой из членов обеих палат парламента, а также 58 делегатов региональных законодательных органов. Президент должен быть гражданином Италии, достигшим 50-летнего возраста, обладающим гражданской и политической дееспособностью. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать квалифицированное большинство в 2/3 голосов выборщиков. Если никому не удаётся набрать квалифицированное большинство после трёх голосований, становится достаточным простое большинство — 50 % плюс один голос от общего количества бюллетеней.

Президент — верховный главнокомандующий вооружёнными силами, председательствует в создаваемом, согласно закону, Верховном совете обороны, объявляет по решению палат парламента состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в амнистии, помиловании и смягчении наказаний.

Президент Италии исполняет представительские функции, имеет право досрочно распустить одну или обе палаты парламента. Этого права президент лишён только в последние шесть месяцев своих полномочий. У него есть также право отлагательного вето (до одного месяца) на законы, принятые парламентом. Кроме того, президенту принадлежит право амнистии и помилования.

Читайте также: