Литература 1950 1980 годов кратко

Обновлено: 30.06.2024

Поэзия всегда прежде всех откликается на движения души народа, выражает чувства многих людей, облекает их в слова. Сложной эпохе 50-80-х годов 20 века соответствует сложный облик поэзии, с ее множеством направлений, разнообразными культурными и хронологическими пластами.

В эти годы еще жили и творили большие поэты старшего поколения: А. Ахматова (1889—1966), Б. Пастернак (1890—1961), П. Антокольский (1896—1978), А. Твардовский (1910-1971), А. Тарковский (1907—1988 , Л. Мартынов (1905—1970). Необходимо добавить, что именно в 60—70 годы массовому читателю открылось замечательное творчество безвременно умерших поэтов: М. Цветаевой, О. Мандельштама, Н. Заболоцкого, Н. Гумилева и др.

В 50-е годы 20 века возникло и покорило умы современников, особенно молодежи, третье направление, нетрадиционное для русской литературы,— эстрадно-публицистическая и песенная поэзия. Слушать стихи поэтов - публицистов — Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной собирались многотысячные аудитории. Песни Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора, К. Матвеевой, позже, в 70-е годы, В. Высоцкого знала вся страна, несмотря на официальное непризнание их. Записанные во время концертов на домашние магнитофоны, по многу раз переписанные, эти песни были известны и любимы, породили множество подражаний.

Философская лирика. Большое место в лирике второй половины XX века занимают загадки бытия, вопросы жизни и смерти, добра и зла, личной воли и общественного долга, взаимоотношений человека с природой и миром. Личность человека зачастую рассматривается укрупненно в планетарных масштабах, как в знаменитых стихах С. С. Орлова:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат.

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

Поэт сочувствует рядовому труженику, находит в нем прекрасные черты, но не может примириться с тем, что нарушает гармонию в человеке.

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так?

Извините: жил я впервые

Я ее только теперь ощущаю.

И по-другому прожить обещаю,

На стихи Рождественского написано большое количество песен, в которых лиризм соединяется с публицистической экспрессией.

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

Красные цветы мои

В садике завяли все.

Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе.

Я знаю истину простую:

любить — вот верный путь к тому,

чтоб человечество вплотную

приблизить к сердцу и уму.

Я стала жить и долго проживу,

но с той поры я мукою земною

зову лишь то, что не воспето мною,

все прочее — блаженством я зову.

Я поля влюбленным постелю —

Пусть поют во сне и наяву.

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!

Сгину я — меня пушинкой ураган сметет с ладони,

И в санях меня галопом повлекут по снегу утром, —

Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,

Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Нажмите, чтобы узнать подробности

С модернистской эстетикой было связано творчество А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В.Т. Шаламова. В 1950 — 1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторской поэзии Е. А. Евтушенко, Д. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, И.А. Бродского, в прозе В.П. Аксенова, А.Г. Битова, С. Д. Довлатова.

Авангардные поиски в литературе вели поэты Г. Н. Айги, В.А. Соснора и др. Особенность авангарда 1960-х заключается в том, что он был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам "шестидесятников". Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций.

В середине 50-х гг. начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот период принёс значительные, коренные изменения в сознание народа.

На развитие литературного процесса оказали влияние:

Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом.




ПВ-927, Литература

1. Прочитайте представленную ниже информацию. Перенесите в тетради информацию, выделенную синим цветом жирным шрифтом

(можно распечатать и вклеить)

Общая характеристика литературы 1950-1980 гг.

В середине 50-х гг. начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот период принёс значительные, коренные изменения в сознание народа.

На развитие литературного процесса оказали влияние:

Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом.

Русская литература в 1950-1980 годах развивалась неравномерно, чутко откликаясь на политическую ситуацию в стране. Этот литературный период интересен в своём многообразии, человеческое сознание бурлило и искало ответы на все те вопросы, удовлетворить которые не могли власти или авторы прошлых лет.

60-е годы считаются феноменом в истории русской литературы XX века. В этот период истории миру явилась целая плеяда имён талантливых прозаиков. Прежде всего, это были писатели, пришедшие в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. В этот период особенностью литературного процесса становится расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Г. Троепольский, Б. Можаев).

Литература 70-80-х годов

Во второй половине 1980-х произведения М. Булгакова и А. Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, А. Ахматовой и Б. Пастернака, ранее находившиеся под запретом, стали осмысляться как важнейшие составные части литературного процесса XX столетия.

Особое внимание получили писатели русского зарубежья – первой и последующей волн эмиграции: Иван Бунин, Владимир Набоков, Владислав Ходасевич и Георгий Иванов и др.

Современная литература — это произведения, на­писанные или впервые опубликованные в России с начала 1990-х годов XX века и до нашего времени.

Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Современный литера­турный процесс характеризует сосуществование различных направлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй поло­вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру­шение любых мифологий.

Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство.

Постмодер­низм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его.

К прозаическим произве­дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения:

В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира.

А в начале XXI века российский книжный рынок по темпам развития уже не имеет себе равных. В 2004 г. было выпущено более 850 млн. единиц книг на полторы сотни миллионов жителей России, включая грудных младенцев, пожилых людей, которые уже не хотят или не могут читать.
Сегодня в России своего рода бум художественной литературы. Перед каждым целая палитра авторов и жанров. Либо это русская классика. Имена Толстого, Чехова, Достоевского многое говорят читателям в самых разных точках нашей планеты.

- подъем литературы, популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;

- возникают новые литературные объединения, поэтические школы;

- появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.);

- расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;

- гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);

2. Направления в литературе 1950 – 1980-х годов

- проблема жизни на селе,

- сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности,

- человек и природа,

- интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,

- проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий;

- анализ внутреннего мира человека, его проблем;

- проблемы одиночества и неустроенности жизни;

- тема разочарования в прежних идеалах;

- герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью;

- проблема нравственности человека и обстоятельств;

- популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава,А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой, А.Башлачев и др.;

3. Проза 50 – 80-х гг. О Великой Отечественной войне

Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершенный при исключительных обстоятельствах героический поступок.

Война совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда, черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота.

Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни – нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.

Эту истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и Абрамова.

«Пора уже понять простую истину – все начинается с земли, только она может дать несравнимую ни с чем – ни с нефтью, ни с золотом, ни с алмазами самую скорую прочную отдачу – богатство… Не бывает крепкой державы, земля которой не кормит свой народ… Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым государством. Мужик-кормилец. Не беспорточник, а работящий, преуспевающий – и работник и предприниматель. Хозяин…

«– Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел . – Вновь наступило молчание. С закрытыми глазами она шептала невнятицу:

Следует заметить, что все диалоги внука, т.е. Левы Одоевцева, с дедом идут как бы через голову отца Левы, когда-то отрекшегося из-за страха от репрессированного отца. В подтексте всего поведения молодого героя – оценка предательства, соглашательства со злом, малодушия: все это существует где-то рядом. И автор, не безучастный к этим же этическим проблемам, порой заменяет героя, делает свои комментарии особой линией этого сложного романа. Естественно, что и сама русская литература – ведь Лева Одоевцев филолог – становится частью действительности.

Читайте также: