Физиологические особенности 19 25 лет кратко

Обновлено: 02.07.2024

При рассмотрении биологических и психологических особенностей молодого поколения следует учитывать, что период от 14 до 29 лет является неоднородным. В него входит подростковый возраст, юношество и начало ранней взрослости человека.

Физиологическое развитие и становление молодого поколения протекает чрезвычайно динамично

Подростковый возраст отличается существенной гетерохронностью (неодинаковым во времени появлением выраженных признаков развития в различных органах, тканях и системах организма) и гетероцикличностью (разной скорость развития возрастных изменений в различных тканях) развития организма.

Перестройка организма у подростков начинается с эндокринной системы. Гормоны, вырабатываемые гипофизом (железой, находящейся в головном мозге) стимулируют функционирование других желез внутренней секреции. Деятельность многих гормонов обусловливает рост и половое созревание. Эти процессы наиболее интенсивны у девочек.

Подростковый возраст характеризуется повышением возбудимости центральной нервной системы и ослаблением процессов торможения. При этом ухудшается дифференцировка сигналов, исходящих из внешней среды, увеличиваются латентные (скрытые) периоды реакции на эти раздражители, усиливается иррадиация (распространение) возбуждения в центральной нервной системе. Поэтому длительное нервное напряжение, вызванное отрицательными эмоциями (страх, гнев, обида и др.), большие физические или умственные нагрузки могут стать причиной функциональных расстройств нервной системы. Они проявляются повышенной раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, расстройством сна, ухудшением продуктивности в работе (учебной деятельности).

Половое созревание, являющееся биологическим процессом, имеет большое значение в формировании личности подростка. Этот процесс является одним из источников возникновения ощущения собственной взрослости. Половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

В юношеском возрасте замедляются процессы роста. У большинства юношей и девушек мускульная сила достигает максимума. К 17-20 годам

Завершается развитие многих систем организма. Например, системы терморегуляции, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Завершается и процесс полового созревания.

В этом возрасте продолжается структурно-функциональное созревание коры больших полушарий головного мозга. Усложняется ансамблевая организация его элементов, что способствует высокой эффективности интегративной деятельности центральной нервной системы. Завершается специализация полушарий мозга. Всё это способствует эффективной интеллектуальной, в том числе креативной (творческой) деятельности.

В начальный период ранней взрослости (25-26 лет) развитие сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной и др.) достигает своего максимума.

Характерно, что уже после 25 лет основной показатель эффективности системы дыхания - максимальное потребление кислорода начинает постепенно уменьшаться, что свидетельствует о снижение аэробныхспособностей организма. У физически активных людей это снижение значительно меньше.




Психологическое развитие молодежи отличается неравномерностью и кризистностью

По уровню и особенностям психического развития – это типичная эпоха детства, особенно по социальному статусу. Подавляющее большинство подростков – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность – учёба. Психическое и физическое развитие подростков характеризуется максимальными диспропорциями в уровнях и темпах развития.

Переходный критический период подросткового возраста завершается возникновением особого личностного новообразования – самоопределения-осознание себя в качестве члена общества, конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Подростковой возраст характеризуется определенными поведенческими реакциями (А.Е.Личко )

Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция является одной из самых существенных, определяющих поведение подростка. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - одна из целей психического развития подростка. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежит подросток (формальной или неформальной, регламентированной или свободной и др.). Потребность в общении со сверстниками составляет одну из главных особенностей подросткового возраста.

2. Реакция увлечения ("хобби"). Разнообразие этих увлечений поистине безгранично. В большинстве случаев подростки охладевает к предмету "детского" увлечения, но иногда оно определяет дальнейшее развитие интересов подростка, выбор профессии. Реакция увлечения – мощный фактор, противодействующий формированию девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

Подростковый возраст – это переходный период, прежде всего в биологическом смысле Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Центральным фактором физического развития в этот период является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на переживания, влечения и мысли подростка.

Юность – период социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека. Это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (промежуточное положение между ребёнком и взрослым). Один из характерных моментов развития в ранней юности (старшеклассники) и, в меньшей степени, в поздней юности, состоит в крайне неравномерном и неодновременном развитии, как в психологическом, так и физиологическом плане (имеются внутрииндивидуальные и межиндивидуальные различия).

С усложнением жизнедеятельности в юности происходит качественное и количественное изменение и расширение социальных ролей и интересов с увеличением самостоятельности и ответственности. В 18 лет появляются возможности: выбор профессии, начала трудовой жизни, использование избирательного права, вступление в брак. В полной мере юноша или девушка несут ответственность уголовные преступления. Однако подчас сохраняются черты зависимости, сходные с положением ребенка: материальная зависимость от родителей у старшеклассников и части студентов, в школе и вузе требуют послушания, но постоянно напоминают о взрослости. Таким образом, имеется некоторая неопределенность социального и психологического положения молодого человека.

Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, формирование устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Основная задача юношеского возраста – профессиональное самоопределение. Оно проявляется в окончательном выборе профессии, профессиональном обучении и профессиональной адаптации.

Характерная черта юношества – стремление в будущее. Эта устремленность связана с представлениями о нераскрытых возможностях, о способностях преодолеть жизненные препятствия. Вера в собственные силы, обоснованная осознанием роста знаний и умений, физических возможностей, ощущение безбрежных горизонтов, которые открывает жизнь, создает оптимистическое самочувствие, приводит к возникновению повышенного жизненного тонуса. Развитие самосознания – центральный психический процесс юношеского возраста. Однако, для юношества характерна большая (гипертрофированная) восприимчивость к ряду явлений действительности и отрицательное отношение к навязываемым авторитетам.

В этом возрасте имеются две противоположные тенденции в общении: расширение сферы общения и растущая индивидуализация и обособление.

Возраст от 21-23 до 30 лет – это возраст начала ранней взрослости (зрелости) Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это вершина (акме) развития человека. Б.Г.Ананьев выделил общесоматическую и половую зрелость человека как индивида, умственную зрелость (человека как субъекта познания), личностную зрелость (гражданская зрелость) и трудовую зрелость (полный объем трудоспособности).

Второй период молодости (26-30 лет – начало ранней взрослости), характеризуется некоторым снижением функций памяти, внимания, мышления вследствие возникновения многих межличностных проблем: создание и содержание семьи, освоение новой социальной роли в семье и в профессиональной деятельности, окончательное определение жизненной позиции (Гамезо М.В.и др., 1999).

Наступление зрелости человека как индивида, личности, субъекта познания и труда во времени не совпадают, т.е. наблюдается гетерохронность зрелости.

В молодости в той или иной степени выражены два психологических кризиса, требующих особого внимания

– Кризис ранней взрослости в период окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, вызванный трудностями социальной адаптации и вхождения в новый трудовой режим, неуверенностью в своих возможностях

Во второй половине 20 – начале 21 века обнаружено ускорение процессов созревания человека (общесоматического, полового, нервно-психического). При этом расширился диапазон зрелости, ее потенциалов трудоспособности, интеллектуального и личностного развития.

При рассмотрении биологических и психологических особенностей молодого поколения следует учитывать, что период от 14 до 29 лет является неоднородным. В него входит подростковый возраст, юношество и начало ранней взрослости человека.

Физиологическое развитие и становление молодого поколения протекает чрезвычайно динамично

Подростковый возраст отличается существенной гетерохронностью (неодинаковым во времени появлением выраженных признаков развития в различных органах, тканях и системах организма) и гетероцикличностью (разной скорость развития возрастных изменений в различных тканях) развития организма.

Перестройка организма у подростков начинается с эндокринной системы. Гормоны, вырабатываемые гипофизом (железой, находящейся в головном мозге) стимулируют функционирование других желез внутренней секреции. Деятельность многих гормонов обусловливает рост и половое созревание. Эти процессы наиболее интенсивны у девочек.

Подростковый возраст характеризуется повышением возбудимости центральной нервной системы и ослаблением процессов торможения. При этом ухудшается дифференцировка сигналов, исходящих из внешней среды, увеличиваются латентные (скрытые) периоды реакции на эти раздражители, усиливается иррадиация (распространение) возбуждения в центральной нервной системе. Поэтому длительное нервное напряжение, вызванное отрицательными эмоциями (страх, гнев, обида и др.), большие физические или умственные нагрузки могут стать причиной функциональных расстройств нервной системы. Они проявляются повышенной раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, расстройством сна, ухудшением продуктивности в работе (учебной деятельности).

Половое созревание, являющееся биологическим процессом, имеет большое значение в формировании личности подростка. Этот процесс является одним из источников возникновения ощущения собственной взрослости. Половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

В юношеском возрасте замедляются процессы роста. У большинства юношей и девушек мускульная сила достигает максимума. К 17-20 годам

Завершается развитие многих систем организма. Например, системы терморегуляции, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Завершается и процесс полового созревания.

В этом возрасте продолжается структурно-функциональное созревание коры больших полушарий головного мозга. Усложняется ансамблевая организация его элементов, что способствует высокой эффективности интегративной деятельности центральной нервной системы. Завершается специализация полушарий мозга. Всё это способствует эффективной интеллектуальной, в том числе креативной (творческой) деятельности.

В начальный период ранней взрослости (25-26 лет) развитие сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной и др.) достигает своего максимума.

Характерно, что уже после 25 лет основной показатель эффективности системы дыхания - максимальное потребление кислорода начинает постепенно уменьшаться, что свидетельствует о снижение аэробныхспособностей организма. У физически активных людей это снижение значительно меньше.

Психологическое развитие молодежи отличается неравномерностью и кризистностью

По уровню и особенностям психического развития – это типичная эпоха детства, особенно по социальному статусу. Подавляющее большинство подростков – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность – учёба. Психическое и физическое развитие подростков характеризуется максимальными диспропорциями в уровнях и темпах развития.

Переходный критический период подросткового возраста завершается возникновением особого личностного новообразования – самоопределения-осознание себя в качестве члена общества, конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Подростковой возраст характеризуется определенными поведенческими реакциями (А.Е.Личко )

Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция является одной из самых существенных, определяющих поведение подростка. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - одна из целей психического развития подростка. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежит подросток (формальной или неформальной, регламентированной или свободной и др.). Потребность в общении со сверстниками составляет одну из главных особенностей подросткового возраста.

2. Реакция увлечения ("хобби"). Разнообразие этих увлечений поистине безгранично. В большинстве случаев подростки охладевает к предмету "детского" увлечения, но иногда оно определяет дальнейшее развитие интересов подростка, выбор профессии. Реакция увлечения – мощный фактор, противодействующий формированию девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

Подростковый возраст – это переходный период, прежде всего в биологическом смысле Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Центральным фактором физического развития в этот период является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на переживания, влечения и мысли подростка.

Юность – период социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека. Это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (промежуточное положение между ребёнком и взрослым). Один из характерных моментов развития в ранней юности (старшеклассники) и, в меньшей степени, в поздней юности, состоит в крайне неравномерном и неодновременном развитии, как в психологическом, так и физиологическом плане (имеются внутрииндивидуальные и межиндивидуальные различия).

С усложнением жизнедеятельности в юности происходит качественное и количественное изменение и расширение социальных ролей и интересов с увеличением самостоятельности и ответственности. В 18 лет появляются возможности: выбор профессии, начала трудовой жизни, использование избирательного права, вступление в брак. В полной мере юноша или девушка несут ответственность уголовные преступления. Однако подчас сохраняются черты зависимости, сходные с положением ребенка: материальная зависимость от родителей у старшеклассников и части студентов, в школе и вузе требуют послушания, но постоянно напоминают о взрослости. Таким образом, имеется некоторая неопределенность социального и психологического положения молодого человека.

Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, формирование устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Основная задача юношеского возраста – профессиональное самоопределение. Оно проявляется в окончательном выборе профессии, профессиональном обучении и профессиональной адаптации.

Характерная черта юношества – стремление в будущее. Эта устремленность связана с представлениями о нераскрытых возможностях, о способностях преодолеть жизненные препятствия. Вера в собственные силы, обоснованная осознанием роста знаний и умений, физических возможностей, ощущение безбрежных горизонтов, которые открывает жизнь, создает оптимистическое самочувствие, приводит к возникновению повышенного жизненного тонуса. Развитие самосознания – центральный психический процесс юношеского возраста. Однако, для юношества характерна большая (гипертрофированная) восприимчивость к ряду явлений действительности и отрицательное отношение к навязываемым авторитетам.

В этом возрасте имеются две противоположные тенденции в общении: расширение сферы общения и растущая индивидуализация и обособление.

Возраст от 21-23 до 30 лет – это возраст начала ранней взрослости (зрелости) Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это вершина (акме) развития человека. Б.Г.Ананьев выделил общесоматическую и половую зрелость человека как индивида, умственную зрелость (человека как субъекта познания), личностную зрелость (гражданская зрелость) и трудовую зрелость (полный объем трудоспособности).

Второй период молодости (26-30 лет – начало ранней взрослости), характеризуется некоторым снижением функций памяти, внимания, мышления вследствие возникновения многих межличностных проблем: создание и содержание семьи, освоение новой социальной роли в семье и в профессиональной деятельности, окончательное определение жизненной позиции (Гамезо М.В.и др., 1999).

Наступление зрелости человека как индивида, личности, субъекта познания и труда во времени не совпадают, т.е. наблюдается гетерохронность зрелости.

В молодости в той или иной степени выражены два психологических кризиса, требующих особого внимания

– Кризис ранней взрослости в период окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, вызванный трудностями социальной адаптации и вхождения в новый трудовой режим, неуверенностью в своих возможностях

Во второй половине 20 – начале 21 века обнаружено ускорение процессов созревания человека (общесоматического, полового, нервно-психического). При этом расширился диапазон зрелости, ее потенциалов трудоспособности, интеллектуального и личностного развития.

Приведены результаты антропометрических и физиометрических исследований 1307 студентов Иркутского национального исследовательского технического университета в зависимости от вариантов развития их организма согласно методике соматотипирования Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989). У юношей акселерированного варианта развития организма регистрируются более высокие значения показателей антропометрических и физиометрических характеристик по сранению с банальным и ретардированным типами. Наибольший жизненный и силовой индексы установлены у юношей ретардированного варианта развития. Возрастная динамика антропометрических показателей у юношей 17–20 лет свидетельствует об увеличении значений длины, массы тела и ОГК у всех обследованных. В физиометрических характеристиках (ЖЕЛ и сила мышц кистей рук) прирост показателей отмечается в отдельные возрастные периоды. Выявленные особенности антропометрических и физиометрических характеристик юношей, разных вариантов развития организма, следует учитывать при проектировании учебно-тренировочных занятий по физической культуре в учебных заведениях и спортивных секциях.


1. Аппак Г.А. Индивидуально-типологический подход на занятиях по физической культуре у студенток 17–18 лет, имеющих различные заболевания / Г.А. Аппак // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 42-44.

2. Баскевич О.В. Взаимосвязь соматотипа с соматическим здоровьем студентов /О.В. Баскевич // Физическое воспитание студентов. – 2015. – № 6. – С. 4–9.

3. Борецкий В.М. Соматометрические показатели конституции спортсменов: Научно-информационный сборник / В.М. Борецкий. – М., 2010. – Вып. 2. – С. 96–97.

5. Вартанова О.Т. Некоторые конституциональные особенности жителей Ростовской области /О.Т. Вартанова, А.В. Евтушенко, К.А. Нор-Аревян, Е.Н. Сидорова // Астраханский медицинский журнал. – 2013. – №1. – С. 48–50.

6. Дорохов Р. Н., Петрухин В. Г. // Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов. – Смоленск, 1989. – С. 4-14.

7. Лумпова О.М. Соматотипологическая характеристика популяции девушек юношеского возраста Прибайкалья /О.М. Лумпова., М.М. Колокольцев // Валеология. – 2011. – № 2. – С.67–72.

8. Литовченко О.Г. Особенности морфофункционального и психофизиологического развития уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7–20 лет: автореф. дис. . д-ра биол. наук. – Челябинск, 2009. – 32 с.

9. Мишкова Т.А. Морфофункциональные особенности и адаптационные возможности современной студенческой молодежи в связи с оценкой физического развития: автореф. дис … канд. биол. наук. – М., 2010. – 24 с.

10. Омзар О.С. Индивидуально-типологическая характеристика роста и развития школьников коренного населения Республики Тыва: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Красноярск, 2010. – 20 с.

11. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA /О.Ю. Реброва. – М.: МедиаСфера, 2002. – 305 с.

12. Родина М.В. Принципы построения индивидуального двигательного режима в оздоровительной физической культуре женщин второго зрелого возраста /М.В. Родина, Р.Б. Цаллагова // Фундаментальные исследования. – 2012. – №12-2. – С. 355-359.

Антропометрические показатели организма, отражающие его морфофункциональные особенности, позволяют оценить характер наиболее общих закономерностей, лежащих в основе развития и совершенствования человека. В этом понимании морфологические характеристики индивида могут рассматриваться как информационные критерии особенностей ростовых процессов, служить маркерами в изучении вопросов воздействия на организм природно-климатических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, соматипологических и др. факторов [5, 7, 8, 13].

Условиями, позволяющие укрепить здоровье молодежи, являются правильно построенная естественная двигательная активность и выполнение физических упражнений на занятиях физической культурой в период обучения в вузе. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что индувидуализация объема и интенсивности физических нагрузок в определенной мере зависит от антропометрических и физиометрических характеристик занимающихся [10, 12]. Особенно важны подобные исследования в организации и проведении занятий физической культурой учащейся молодежи [1]. Использование методики соматотипирования по Дорохову и Петрухину [6], в частности, определение вариантов развития организма юношей, в совокупности с их физичическим развитием, повышает значимость исследований в области физического воспитания студенческой молодежи. Подобные исследования в литературе отражены в недостаточной мере.

Цель работы – дать характеристику возрастных особенностей антропометрических и физиометрических показателей юношей 17–20 лет разных вариантов развития их организма, согласно методике соматотипирования Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина.

Материал и организация исследования. Работа проводилась на базе Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Всего обследовано 1307 юношей-славян в возрасте 17–20 лет, уроженцев Иркутской области, отнесенных по состоянию здоровья к 1-й (основной) и 2-й (подготовительной) функциональным группам.

Для оценки физического развития исследовались антропометрические характеристики юношей: длина (см), масса (кг) тела, окружность грудной клетки (ОГК, см), сила мышц кистей обеих рук (кг), жизненная емкость легких (ЖЕЛ, мл). Проведен расчет жизненного и силового индексов по следующим формулам: жизненный индекс ЖИ = ЖЕЛ / MT (мл / кг); силовой индекс СИ = сила мышц кисти / МТ х100 %.

В исследовании применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941) [4], с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982). Измерения проводились с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ. Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие субъектов исследования в соответствии с требованиями биомедицинской этики, утвержденными Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (2000).

В период ранней взрослости - от 20 до 40 лет наблюдается физический расцвет человека, самый пик ее активности, силы и выносливости. У большинства мужчин и женщин функционирования органов, скорость реакций, двигательные навыки достигают своего максимума в промежутке между 20 и 30 годами. Снижению функционирования физиологических систем организма можно предотвратить, ведя здоровый образ жизни, занимаясь спортом, избегая вредных для здоровья привычек. Физическое развитие в ранней взрослости влечет за собой более зрелые формы сексуального поведения и сексуальных отношений, чем в юности. Период ранней взрослости является благоприятным для рождения детей Беременность у женщины 20-25 лет приводит к меньшей затраты энергетических резервов организма, чем у женщины, возраст которой около 40 лет Молодая женщина быстрее восстанавливается.

Когнитивное развитие в период ранней взрослости.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: