Углубление кризиса власти противостояние двух президентов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предпосылки противостояния[

Какая сила затянула нас в эту чёрную полосу? Прежде всего — конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах. - Борис Ельцин [1]

Рассмотрение ситуации

После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным

Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу".

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов.

В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ (схема 3).

Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993 г.)


Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением,

управление федеральной государственной собственностью,

Финансовая система,

Основы ценовой политики,

Федеральный бюджет.

Переворот РФ 1993 -

Государственный переворот 1993 года до сих пор остается самой туманной и обсуждаемой страницей истории Российской Федерации. Одни называют Бориса Ельцина преступником, другие спасителем российской демократии.

Когда в одном доме две хозяйки.


Острый политический кризис сложился после возникновения двоевластия в России. Дело в том, что согласно Всероссийского референдума от 1991 года в СССР появилась новая должность - президент. Первым президентом в истории России стал Борис Ельцин. Он признавался Верховным главнокомандующим, его полномочия распространялись на законодательную инициативу и право вето.

С другой стороны, продолжали существовать Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской федерации (последний существовал с 1937 года). Съезд народных депутатов являлся высшим органом государственной власти. Верховный Совет был лишь законодательным органом страны, но с не менее широкими полномочиями.


Первый съезд народных депутатов в РФ

Оба государственных органа по рангу были выше президента и его правительства. Ельцин обязан был ежегодно отчитываться перед депутатами о проделанной работе. В довершение, депутаты имели право импичмента, то есть сложения полномочий с Бориса Ельцина. Произойти это могло на Съезде депутатов на основании Конституционного суда.

Вступая в должность президент согласился на все эти условия и принес присягу о соблюдении и охране существующих на тот момент норм Конституции.


Как говорят, не бывать в одном доме двум хозяйкам. Обе стороны вступили в конфликт. Борис Ельцин настаивал на изменении формы правлении и передачи всей власти ему. Депутаты, понятное дело, были против. Верховный Совет был на стороне депутатов. Каждый из них пытался изменить Конституцию.

Камнем преткновения стал и Беловежский вопрос. Съезд народных депутатов отказывался признавать развал СССР и передачи независимости Белоруссии и Украины. Ельцин, напротив, почему -то стремился отпустить братские народы.

Государственный переворот


Расстрел Белого дома

21 сентября Борис Ельцин объявил, что лишает Верховный Совет России полномочий, а Съезду депутатов порекомендовал разъехаться по домам. В ответ, Съезд народных депутатов, пользуясь своими конституционными полномочиями, на основании Конституционного суда, сместили Ельцина с должности. С этого момента, Борис Ельцин становился никем.

Но президент заручился поддержкой армии и МВД, а потому начал решать вопрос силой. Правда, тут ему на руку съиграла всеобщая путаница. Ему удалось захватить телевидение и лишить, таким образом, своих противников голоса. Войска до конца не понимали сущность происходящего и просто выполняли приказ.


Солдат на фоне горящего Белого дома

Обе стороны вооружились. Верховный Совет, грубо говоря, защищали ополченцы. Силы президента окружили Белый Дом, частично перебили и разогнали высыпавших на улицу демонстрантов в защиту коммунистов и, взяли Верховный Совет штурмом.

На сегодняшний день, реальные потери с обоих сторон, скорее всего, замалчиваются. Нужно брать в расчет, что сторонники президента стреляли в плотные группы демонстрантов, зачищали город от противников, да и сам штурм осуществлялся почти двухтысячным контингентом военных, с участием танков, БТР и артиллерии. Саму блокаду осуществляли 20 тысяч солдат. В свою очередь, в Белом Доме находилось около 10 тысяч человек, в основном безоружных людей,

Конституционный кризис в России (1992—1993)

Предпосылки противостояния[

Конституционный Кризис 1992-1993 гг. в России – противостояние между двумя ветвями власти в России, закончившееся силовой отменой всей системы советской власти на территории бывшей РСФСР . После распада СССР принятая в советский период Конституция РСФСР объективно не соответствовала новым реалиям жизни, не давая возможности выстроить целостную систему законов, которые бы опираясь на эту Конституцию и регулировали бы экономические, социальные и прочие правоотношения.

Кроме того, пост президента РСФСР был внесён в неё позднейшими поправками и данные ему полномочия во многом вступали в конфликт с полномочиями Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов РСФСР, обладавшими не только функциями законодательного органа власти, но и многими функциями исполнительной.

Несмотря на очевидную необходимость изменения основного закона страны, за 1992 г. практически не было сделано никаких шагов в этом направлении.

Начавшееся на Съезде Народных Депутатов в декабре 1992 г открытое противостояние (депутаты не утвердили кандидатуру Е.Т.Гайдара на пост Председателя Правительства, предложенную Б.Н.Ельциным, Ельцин попытался сорвать съезд, призвав своих сторонников покинуть его), шло по нарастающей.

12 декабря1992 г. Съезд принял положение о стабилизации конституционного строя, наметив на 11 апреля1993референдум об основных положениях Конституции.

12 марта Съезд отменил упомянутое положение и референдум

20 марта в телеобращении к российскому народу Б.Н.Ельцин объявил о приостановке действия Конституции и введении “особого порядка управления”.

Конституционный Суд признал действия Ельцина незаконными, вновь собравшийся съезд попытался осуществить импичмент, а опубликованный текст Указа Ельцина существенно отличался от его телевизионных заявлений. Последовавший референдум о доверии политике президента и правительства и необходимости досрочных выборов президента и депутатов не изменил расстановку сил.

Противостояние продолжалось до осени 1993 г. 21 сентября Б.Н.Ельцин издал Указ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” в соответствии с которым деятельность Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов РСФСР прекращалась, а на 11-12 декабря назначались выборы в Государственную Думу.

21-22 сентября Конституционный Суд РСФСР вынес решение о неконституционности действий Ельцина, а Верховный Совет РСФСР принял решение о прекращении полномочий Ельцина в качестве Президента России.

Последовавшие шаги Ельцина, направленные на осуществление блокады “Белого Дома”, служившего в тот период местом пребывания Верховного Совета, действия сторонников Верховного Совета, пытавшихся захватывать различные объекты, в том числе Останкинский Телецентр, привели, в итоге, к обострению обстановки.

Противостояние закончилось обстрелом Белого Дома из танковых орудий и последующим штурмом, происходившими 3-4 октября.

По версии оппозиции было убито свыше тысячи человек, по официальной – более ста.

9 октября Б.Н.Ельцин указом прекратил полномочия советов всех уровней.

12 декабря был проведён референдум по принятию новой Конституции, подготовленной по поручению Ельцина. (Реальный состав авторов этого документа до сих пор неизвестен), выборы в Государственную Думу и Совет Федерации.

25 декабря новая Конституция была опубликована в "Российской газете" и вступила в силу.

23 февраля1994 г. Государственная Дума амнистировала всех участников октябрьских событий 1993 года. Те согласились с амнистией, но не признали себя виновными.

На этапе общества личной зависимости общество представляло иерархию сословий, выделенных на основе разделения общественно значимого труда и распределения его результатов. Тяжелый физический труд, низкий уровень потребления на данном этапе исключали свободу мысли и действий для дискриминируемых, плебейских сословий. Политическое сознание и культура этого периода допускали свободу только в сфере поиска нового субъекта верховной политической власти, что было основой внутриполитических конфликтов. История политики в России показывает, что целостность, стабильность и возможность развития общества обеспечивались только жесткой и концентрированной властью авторитета. Его деятельность нацелена на формирование устойчивой пирамиды власти, которая обеспечивает как подавление внутренних конфликтов, так и целостность, стабильность и возможность развития общества. Доминирующий субъект и правящая элита являются единственными субъектами политики, участвующими в подготовке, принятии и корректировке политического решения. Политические отношения на данном этапе представлены доминирующим субъектом власти и немногочисленными элитами как политическая организация общества.




На этапе общества экономической зависимости политическая организация общества перерастает в политическую систему. Ее появление обусловлено образованием устойчивых альтернативных субъектов политики, представляющих интересы основных участников системы общественного производства. Основная масса населения участвует в формировании политики посредством выборов, референдумов, политических акций, деятельности в различных общественных организациях, движениях и партиях. Сформировавшиеся на этой основе структуры представительной власти включаются в систему государственного управления и власти на всех уровнях принятия решений. Политическая система – это совокупность технологий политического и юридического согласования конкурирующих интересов в процессе принятия и реализации управленческих решений государственной властью. Политические решения принимаются с учётом общественного мнения, признавшего необходимость защиты естественных и гражданских прав человека. Наиболее эффективным механизмом их защиты стало гражданское общество и правовое государство. Наличие в обществе конкурирующих субъектов политики и систем общественного контроля над деятельностью органов власти является показателем сложившейся политической системы.

Функции политической системы заключаются в следующем:

- в политической социализации (передаче политически значимой информации), воспитании и приобщении к участию в политике;

- согласовании частных интересов конкурирующих групп в структурах власти;

- разработке и реализации норм права, обеспечивающих согласование интересов и снятие конфликтующих противоречий;

- определении стратегии и тактики развития общества, а также методов и способов их реализации;

- создании режима благоприятствования для развития национального производства и реализации естественных прав человека;

- разработке и закреплении идеологических, нравственных, правовых, политических ценностей и символов общества, а также методов и способов их достижения.

Типология политических систем

В основе типологии лежат отношения взаимодействия субъектов политики по поводу гармонизации частного и общего интересов, обусловленных важнейшими потребностями общества. В условиях структурного кризиса главной проблемой общества становится его выживание посредством подавления частных интересов и поддержки приоритета общих – тоталитарной политической системы. Когда общество испытывает потребность в поиске и запуске в серию новых технологий развития, оно стимулирует частные интересы элит, делая их приоритетными. Политическая система, которая подавляет массы и обеспечивает доминирование интересов элиты, является авторитарной. Общество, находящееся в относительно благоприятной социально-экономической ситуации, испытывает потребность в ее сохранении и развитии посредством стимулирования созидательной активности элиты и массы. Политическая система, стимулирующая созидательную активность каждого, создающая условия количественного доминирования средних слоев, является демократической. Если политическая система оказывается неспособной решить проблемы, стоящие перед обществом, то оно начинает добиваться либо смены субъектов власти, либо перестройки всей политической системы (Россия – 1917 г., 1991 г.; Германия – 1932 г., 1945–1946 гг.).

Многопартийная система — политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны. Существует в Германии, Франции, Италии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Австрии, Испании, Польше, Чехии, Румынии.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина

Конституционный Кризис 1992-1993 гг. в России – противостояние между двумя ветвями власти в России, закончившееся силовой отменой всей системы советской власти на территории бывшей РСФСР . После распада СССР принятая в советский период Конституция РСФСР объективно не соответствовала новым реалиям жизни, не давая возможности выстроить целостную систему законов, которые бы опираясь на эту Конституцию и регулировали бы экономические, социальные и прочие правоотношения.

Кроме того, пост президента РСФСР был внесён в неё позднейшими поправками и данные ему полномочия во многом вступали в конфликт с полномочиями Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов РСФСР, обладавшими не только функциями законодательного органа власти, но и многими функциями исполнительной.

Несмотря на очевидную необходимость изменения основного закона страны, за 1992 г. практически не было сделано никаких шагов в этом направлении.

Начавшееся на Съезде Народных Депутатов в декабре 1992 г открытое противостояние (депутаты не утвердили кандидатуру Е.Т.Гайдара на пост Председателя Правительства, предложенную Б.Н.Ельциным, Ельцин попытался сорвать съезд, призвав своих сторонников покинуть его), шло по нарастающей.

12 декабря1992 г. Съезд принял положение о стабилизации конституционного строя, наметив на 11 апреля1993референдум об основных положениях Конституции.

12 марта Съезд отменил упомянутое положение и референдум

20 марта в телеобращении к российскому народу Б.Н.Ельцин объявил о приостановке действия Конституции и введении “особого порядка управления”.

Конституционный Суд признал действия Ельцина незаконными, вновь собравшийся съезд попытался осуществить импичмент, а опубликованный текст Указа Ельцина существенно отличался от его телевизионных заявлений. Последовавший референдум о доверии политике президента и правительства и необходимости досрочных выборов президента и депутатов не изменил расстановку сил.

Противостояние продолжалось до осени 1993 г. 21 сентября Б.Н.Ельцин издал Указ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” в соответствии с которым деятельность Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов РСФСР прекращалась, а на 11-12 декабря назначались выборы в Государственную Думу.

21-22 сентября Конституционный Суд РСФСР вынес решение о неконституционности действий Ельцина, а Верховный Совет РСФСР принял решение о прекращении полномочий Ельцина в качестве Президента России.

Последовавшие шаги Ельцина, направленные на осуществление блокады “Белого Дома”, служившего в тот период местом пребывания Верховного Совета, действия сторонников Верховного Совета, пытавшихся захватывать различные объекты, в том числе Останкинский Телецентр, привели, в итоге, к обострению обстановки.

Противостояние закончилось обстрелом Белого Дома из танковых орудий и последующим штурмом, происходившими 3-4 октября.

По версии оппозиции было убито свыше тысячи человек, по официальной – более ста.

9 октября Б.Н.Ельцин указом прекратил полномочия советов всех уровней.

12 декабря был проведён референдум по принятию новой Конституции, подготовленной по поручению Ельцина. (Реальный состав авторов этого документа до сих пор неизвестен), выборы в Государственную Думу и Совет Федерации.

25 декабря новая Конституция была опубликована в "Российской газете" и вступила в силу.

23 февраля1994 г. Государственная Дума амнистировала всех участников октябрьских событий 1993 года. Те согласились с амнистией, но не признали себя виновными.

На этапе общества личной зависимости общество представляло иерархию сословий, выделенных на основе разделения общественно значимого труда и распределения его результатов. Тяжелый физический труд, низкий уровень потребления на данном этапе исключали свободу мысли и действий для дискриминируемых, плебейских сословий. Политическое сознание и культура этого периода допускали свободу только в сфере поиска нового субъекта верховной политической власти, что было основой внутриполитических конфликтов. История политики в России показывает, что целостность, стабильность и возможность развития общества обеспечивались только жесткой и концентрированной властью авторитета. Его деятельность нацелена на формирование устойчивой пирамиды власти, которая обеспечивает как подавление внутренних конфликтов, так и целостность, стабильность и возможность развития общества. Доминирующий субъект и правящая элита являются единственными субъектами политики, участвующими в подготовке, принятии и корректировке политического решения. Политические отношения на данном этапе представлены доминирующим субъектом власти и немногочисленными элитами как политическая организация общества.

На этапе общества экономической зависимости политическая организация общества перерастает в политическую систему. Ее появление обусловлено образованием устойчивых альтернативных субъектов политики, представляющих интересы основных участников системы общественного производства. Основная масса населения участвует в формировании политики посредством выборов, референдумов, политических акций, деятельности в различных общественных организациях, движениях и партиях. Сформировавшиеся на этой основе структуры представительной власти включаются в систему государственного управления и власти на всех уровнях принятия решений. Политическая система – это совокупность технологий политического и юридического согласования конкурирующих интересов в процессе принятия и реализации управленческих решений государственной властью. Политические решения принимаются с учётом общественного мнения, признавшего необходимость защиты естественных и гражданских прав человека. Наиболее эффективным механизмом их защиты стало гражданское общество и правовое государство. Наличие в обществе конкурирующих субъектов политики и систем общественного контроля над деятельностью органов власти является показателем сложившейся политической системы.

Функции политической системы заключаются в следующем:

- в политической социализации (передаче политически значимой информации), воспитании и приобщении к участию в политике;

- согласовании частных интересов конкурирующих групп в структурах власти;

- разработке и реализации норм права, обеспечивающих согласование интересов и снятие конфликтующих противоречий;

- определении стратегии и тактики развития общества, а также методов и способов их реализации;

- создании режима благоприятствования для развития национального производства и реализации естественных прав человека;

- разработке и закреплении идеологических, нравственных, правовых, политических ценностей и символов общества, а также методов и способов их достижения.

Типология политических систем

В основе типологии лежат отношения взаимодействия субъектов политики по поводу гармонизации частного и общего интересов, обусловленных важнейшими потребностями общества. В условиях структурного кризиса главной проблемой общества становится его выживание посредством подавления частных интересов и поддержки приоритета общих – тоталитарной политической системы. Когда общество испытывает потребность в поиске и запуске в серию новых технологий развития, оно стимулирует частные интересы элит, делая их приоритетными. Политическая система, которая подавляет массы и обеспечивает доминирование интересов элиты, является авторитарной. Общество, находящееся в относительно благоприятной социально-экономической ситуации, испытывает потребность в ее сохранении и развитии посредством стимулирования созидательной активности элиты и массы. Политическая система, стимулирующая созидательную активность каждого, создающая условия количественного доминирования средних слоев, является демократической. Если политическая система оказывается неспособной решить проблемы, стоящие перед обществом, то оно начинает добиваться либо смены субъектов власти, либо перестройки всей политической системы (Россия – 1917 г., 1991 г.; Германия – 1932 г., 1945–1946 гг.).

Многопартийная система — политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны. Существует в Германии, Франции, Италии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Австрии, Испании, Польше, Чехии, Румынии.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, и контролируемая им исполнительная ветвь власти, сторонники Ельцина, с другой стороны — руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 в центре Москвы.

Содержание

Предпосылки противостояния

Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего — конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах. [1]

Мнения о причинах конституционного кризиса

Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону "всю полноту власти" имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утверждаемого съездом нардепов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу ни к городу вице-президент

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

    1992 года — в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара1992 года — Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства 1992 года — Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов 1992 года — по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова 1992 года — Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля1993 года референдум по основным положениям Конституции 1992 года — по итогам многоступенчатого голосования Председателем Совета Министров — Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

Следует отметить, что результаты референдума были весьма противоречивыми. Например, в списки для голосования было внесено 107 310 174 участника, а бюллетеней для голосования выдано почти вдвое меньше — 69 222 858 [7] . Конкретные результаты апрельского референдума 1993 г также не совсем понятны: голоса, отданные Б. Н. Ельцину, не добавили исполнительной власти полномочий или ясности целей в проведении экономической программы. Однако, противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем, несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

Президент СССР Михаил Горбачев (слева) и Президент РФ Борис Ельцин (справа) во время вечернего заседания внеочередной сессии ВС РСФСР.

20 лет назад, 24 апреля 1991 года вступил в силу Закон о президенте РСФСР. Самого президента еще надо было выбрать всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Но зерно будущего двоевластия уже было посеяно в плодородной политической почве.

20 лет назад, 24 апреля 1991 года вступил в силу Закон о президенте РСФСР. Самого президента еще надо было выбрать всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Но зерно будущего двоевластия уже было посеяно в плодородной политической почве, и из него не могли не вырасти будущие острые конфликты.

По сути дела, заранее закладывалась коллизия, которая описывается в старинной народной поговорке "два медведя в одной берлоге". Два президента в одной столице - это ведь практически то же самое. И дело даже не совсем в том, что закон писался под Бориса Ельцина, который уже вступил на путь открытой конкуренции с президентом СССР Михаилом Горбачевым.

Роль личности в истории, безусловно, гораздо значительнее, чем ее привыкли трактовать вульгарные марксисты. Но и чрезмерно преувеличивать ее тоже не стоит. Кто бы ни стал президентом РСФСР, пусть даже самый лояльный из горбачевцев, он неизбежно вступил бы в спор с федеральным коллегой. Неизбежно пришлось бы делить власть, полномочия, министерства, источники существования.

Понятно, что это привело бы к ослаблению "Москвы союзной" и к усилению "Москвы российской". Или же - к упразднению только что введенного президентского поста самой большой из союзных республик. Мирный "симбиоз" и спокойное сосуществование двух глав государств, входящих одно в другое, словно матрешки, были политически невозможны. И в любом случае возникло бы классическое двоевластие.

Та самая конфигурация, о которой один из самых выдающихся политиков всех времен и народов Владимир Ильич Ленин писал: "В чем состоит двоевластие? В том, что рядом с Временным правительством. сложилось еще слабое, зачаточное, но все-таки несомненно существующее на деле и растущее другое правительство". То есть на территории одной страны появляются два центра власти, которые начинают конкурировать, если не воевать между собой и раздирать страну на части.

А теперь вспомним ситуацию, сложившуюся к апрелю 1991 года и от схоластики перейдем к конкретике. От общетеоретических рассуждений - к сугубо практическому взгляду. Два центра власти уже существуют, и между ними - Горбачевым и Ельциным и их соратниками - идет непримиримая борьба. "Несомненно существующие и растущие" государственные структуры РСФСР, уже не такие слабые и не зачаточные, что называется, тянут одеяло на себя. Добиваются того, чтобы республиканское законодательство и юрисдикция были приоритетными по отношению к союзным.

Недостает только равновеликого статуса у "младшего" лидера - председателя Верховного Совета РСФСР. И вот с принятием Закона о президенте перед ним открывается широкая дорога к высшей легитимности, освященной всенародными выборами, предусмотренными в документе. В этом пункте новоявленный президент становится покруче и посильнее Горбачева, который всенародным голосованием пренебрег.

Понимали ли народные депутаты РСФСР, к чему приведет такое усиление главы союзной республики? Часть депутатского корпуса не только понимала, но и сознательно ставила на это, имея в виду единственного своего кандидата - Ельцина. Однако за закон голосовали не только те, кто всецело поддерживал Бориса Николаевича. Да и сам закон возник не на пустом месте. Сначала съезд народных депутатов РСФСР принял решение провести всероссийский референдум о введении поста президента в России.

По зловещей иронии истории, этот плебисцит прошел в один день с всесоюзным референдумом о сохранении Советского Союза. За введение поста президента тоже высказалось солидное большинство избирателей, причем не только от принявших участие, но и от всех жителей РСФСР, имеющих право голоса. И решения, подтвержденные всероссийским голосованием, в отличие от итогов всесоюзного референдума, были неукоснительно исполнены. Чем был фактически забит еще один гвоздь в гроб союзного государства.

Забили этот метафизический гвоздь российские народные избранники именно 24 апреля, когда проголосовали за Закон о президенте РСФСР. Естественно, многие из них не ведали, что творили. Но "процесс пошел" - как говаривал Горбачев - гораздо раньше, 12 июня 1990 года, когда более тысячи депутатов одобрили Декларацию о государственном суверенитете самой большой и системообразующей союзной республики.

Суверенное государство, каковым объявили РСФСР законодатели, никак не могло обойтись без полноценного главы. Вот его и легитимизировали в конце концов. Следующим шагом было назначение выборов президента, что вскоре и произошло. А затем пошла полным ходом предвыборная кампания. Впрочем, это уже другая тема, заслуживающая отдельной статьи.

Закон, который приняли депутаты, был весьма компактным и лаконичным. В нем была прописана фигура президента, обладающего весьма ограниченной властью. Он не имеет права распускать съезд народных депутатов и Верховный Совет, которые, однако, имеют право отрешить его от должности, правда, большинством в две трети голосов и по заключению Конституционного суда. В принципе, это нормальное применение принципа разделения властей, действующего даже в такой сильной президентской республике, как, например, США.

Авторы Закона о президенте РСФСР были грамотными юристами, которые заранее пытались установить нормальную и гармоничную систему сдержек и противовесов между разными ветвями власти. Но на самом деле они заложили в конструкцию подводные камни, которые в будущем взорвут верхние эшелоны российской власти.

Основному и главному кандидату в президенты Борису Ельцину, под которого и сочинялся закон, было изначально тесно в этих рамках. До поры до времени он добивался расширения своих полномочий от народных депутатов, но потом просто-напросто их упразднил. Исторический законодательный акт прожил всего два с половиной года и канул в Лету - и в архивы - осенью 1993 года.

Но это мы снова сильно забежали вперед. В апреле 1991-го ни Ельцин, ни его постоянно усиливающаяся команда ни о чем таком не думали. Они готовились к первым всенародным выборам главы российского государства, на которых рассчитывали победить.

Содержание конституционного кризиса России 1992-1993 годов

Конституционный кризис России 1992-1993 годов выражался в противостоянии двух политических лагерей: Президента России Б. Н. Ельцина с его сторонниками и находящейся под контролем исполнительной ветвью власти, и с другой стороны — руководства и большей части депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, вице-президентом России А. В. Руцкой и некоторыми другими представителями исполнительной власти.

Предпосылки противостояния

Предпосылки противостояния заключались в различных представлениях сторон о реформировании конституционного устройства, новой Конституции, а также о направлениях социально-экономического развития России.

Сторона Президента России настаивала на скорейшем принятии новой Конституции, усилении президентской власти и проведении либеральных экономических реформ.

Таким образом, причиной противостояния двух точек зрения была конституционная двусмысленность, при которой Ельцин настаивал на ограничении ею своих прав, а сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию.

Отставка Правительства Гайдара и выступление Ельцина

1 декабря 1992 года в Москве проходил VI Съезд народных депутатов, на котором руководство Верховного Совета критиковало Е. Т. Гайдара, которого отказались утверждать на пост Председателя Правительства.

В ответ на это, Ельцин резко высказался о работе Съезда народных депутатов и даже попытался сорвать его работу.

Проведенные переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова не принесли результатов.

Готовые работы на аналогичную тему

Попытка импичмента

В ответ на это Конституционный суд РФ, пока еще не обладая текстом официального указа Президента, усмотрел основания для его отрешения от должности в связи с неконституционностью его действий.

26 марта на чрезвычайном Съезде народных депутатов была произведена попытка объявления импичмента Президенту Ельцину, однако она провалилась в связи с появлением настоящего текста указа, который не содержал грубых нарушений Конституции.

Апрельский референдум

Тем не менее, после несостоявшегося импичмента, Съезд народных депутатов назначил всероссийский референдум, состоящий из 4 вопросов о доверии к Президенту.

В нем приняло участие свыше 64 % избирателей, и, несмотря на фактическую неоднозначность результатов по двум последним вопросам, победа Ельцина в этой политической борьбе была очевидна.

Конституционное совещание

Когда в конце апреля 1993 года в официальной печати был опубликован проект Конституции, предложенный президентом, что опять вылилось в демонстрацию его противников и столкновение с ОМОНом.

Через три недели после этого, 20 мая Ельцин созвал Конституционное совещание в Москве, которое начало свою работу 5 июня.

1 сентября того же года Президентом был подписан указ об отстранении от исполнения обязанностей в последнее время жестко критиковавшего его вице-президента А.В. Руцкого в связи с обвинениями его в коррупции, которые не подтвердились.

Однако на тот момент в Конституции не существовали нормы об отстранении вице-президента Президентом, и 3 сентября Верховный Совет направил соответствующее ходатайство в Конституционный суд, так как, издавая свой указ, Ельцин взял на себя полномочия органов судебной системы.

Разгон Верховного Совета

21 сентября 1993 года Ельцин подписал еще один указ, о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов с введением временной системы органов власти, и назначением выборов в Государственную Думу на 11—12 декабря.

Однако в то же время, Конституционный суд вынес свое заключение по поданному ранее ходатайству Верховного Совета по вопросу отстранения вице-президента от должности, признав действия Президента противоречащими Конституции.

Верховный Совет настаивает на прекращении полномочий Президента и их передаче вице-президенту А. В. Руцкому. Чрезвычайно созванный Х Съезд народных депутатов утверждает решение Верховного Совета, и квалифицирует действия Ельцина как попытку госпереворота.

Конституционная реформа

Еще через два дня прекращаются полномочия Советов всех уровней, а Президент отказывается от самостоятельного формирования Совета Федераций, назначая его выборы.

12 декабря большинством граждан принимается новая Конституция России. В этот же день проходят выборы в Государственную Думу и Совет Федерации первого созыва, начавшие свою работу после новогодних праздников в 1994 году.

Что касается членов Верховного Совета, то, несмотря на их непризнание себя виновными, 23 февраля Госдума их амнистировала, а следствие в отношении них было прекращено.

Читайте также: