Устройство сцепления зил 131 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однодисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 обеспечивает передачу крутящего момента до 41 кГм.

Нажимной диск 8 в сборе с кожухом 3 крепится на маховике восемью центрирующими болтами, имеющими диаметр шейки 10,000—9,942 мм и длину шейки 12,5 мм. Крутящий момент от кожуха сцепления на ведомый диск передается через нажимной диск 8 четырьмя парами пружинных пластин 5.

На нажимном диске закреплены на кронштейнах четыре рычага 30, которые, опираясь средней частью, качаются на пальцах 25, установленных в опорных вилках 27. Опорные вилки закреплены на кожухе 3 при помощи регулировочных гаек 28. Для уменьшения трения пальцы рычагов и вилок работают на игольчатых подшипниках 26, в которые при сборке сцепления закладывается консистентная смазка.

Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом сцепления и нажимным диском. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы 9. Нажимный диск в сборе с кожухом статически балансируется с точностью 90 Гсм.

Ведомый диск стальной, с приклепанными фрикционными накладками и ступицей 15, имеет гаситель крутильных колебаний фрикционного типа, состоящий из восьми пружин с опорными пластинами и двух дисков гасителя. Ведомый диск в сборе статически балансируется с точностью 25 Гсм.

Подшипник муфты выключения сцепления — закрытой конструкции. Смазку в подшипник закладывают только при сборке его на заводе.


Рис. Однодисковое сцепление: 1 — крышка картера; 2 — маховик; 3 — кожух сцепления; 4 и 13—заклепки; 5 — парные пружинные пластины; 6 — болт; 7 — фасонная втулка; 8 — нажимной диск; 9 — теплоизолирующая шайба; 10 — нажимная пружина; 11 — диски гасителя; 12 — пластина гасителя; 14 и 32 — шариковые подшипники; 15 — ступица; 16 — фланец коленчатого вала; 17 — промежуточный диск гасителя; 18 — масленка; 19 — маслоотражатель; 20 — пружина упругой муфты; 21 — опорная пластина; 22 — накладки ведомого диска; 23 — стальной ведомый диск; 24 — картер сцепления; 25 — пальцы; 26 — игольчатые подшипники; 27 — опорная вилка; 28 — регулировочная гайка; 29 — прижимная пластина; 30 — рычаг нажимного диска; 31 — направляющая муфты; 33 — пружина муфты; 34 — муфта выжимного подшипника; 35 — ведущий вал коробки передач; 36 — вилка выключения сцепления

При выключении сцепления подшипник 32 муфты нажимает на внутренние концы четырех рычагов 30, а внешние концы, преодолевая усилие нажимных пружин 10, отводят нажимный диск 8 от маховика 2.

Между картером сцепления и его крышкой на автомобиле ЗИЛ-131 установлена уплотнительная прокладка. Уплотнительная прокладка установлена также под фланец вилки выключения сцепления. Обе прокладки устанавливают на уплотняющей пасте (ВТУ МХП 3336—52). Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены передний и задний торцы картера сцепления. Для уплотнения вилки выключения сцепления на ее шейках с двух сторон установлены резиновые кольца.

В нижней части переднего торца картера сцепления находится специальный обрезиненный щиток, закрывающий проем в картере сцепления. Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров выступом на передней части крышки картера сцепления. При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до соприкосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, затем затянуть болты крепления крышки картера сцепления и только после этого окончательно затянуть болты крепления щитка. При всех работах, связанных с разборкой сцепления, необходимо при установке агрегатов на место применять в указанных выше местах уплотняющую пасту (ВТУ МХП 3336—52). Тюбик с этой пастой приложен к каждому автомобилю ЗИЛ-131. Основные данные сцепления приведены в таблице.

Таблица. Технические характеристики однодискового сцепления

Детали и их параметры ЗИЛ-157К ЗИЛ-130, ЗИЛ-131
Сцепление в сборе
Количество ведомых дисков 1
Полный ход педали сцепления, мм 180
Рабочий ход педали, мм 130-150
Свободный ход педали, мм 30-45 35-50
Количество фрикционных накладок 2
Материал фрикционных накладок Асбестовая композиция
Диаметр фрикционных накладок, мм:
наружный 341-342
внутренний 186-187
Толщина фрикционных накладок, мм 3,9-4,1
Диаметр отверстий в накладках под заклепки, мм 4,0-4,3
Диаметр отверстий в накладках под головки заклепок, мм 9,5-9,7
Толщина перемычки в гнезде фрикционной накладки под заклепку, мм 1,25-1,50
Нажимные пружины
Количество нажимных пружин 16
Высота пружины в свободном состоянии, мм 61,7-63,0
Контрольная высота пружины, мм 45
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ 64-72
Минимально допустимая нагрузка при контрольной высоте, кГ 60
Пружина упругой муфты (демпфера)
Количество пружин 8
Высота пружины в свободном состоянии, мм 24,33-24,65
Контрольная высота пружины, мм (не менее) 22,5
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ 50-65
Высота пружины при сжатии до соприкосновения витков, мм 21-22
Оттяжная пружина муфты выключения сцепления
Количество пружин 1
Длина пружины в свободном состоянии, мм (не более) 36
Контрольная длина пружины, мм 56
Нагрузка при контрольной длине пружины, кГ 1,5-2,5
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной длине пружины, кГ 1,2
Пружина тяги выключения сцепления
Количество пружин 1 1
Высота в свободном состоянии, мм 130 180
Контрольная высота пружины, мм 70 147
Нагрузка при контрольной высоте пружины, кГ 23-28 9,0-12
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной высоте, кГ 18 7
Оттяжная пружина педали сцепления
Количество пружин 1 1
Длина пружины в свободном состоянии, мм 173 132
Контрольная длина пружины, мм 217 174
Нагрузка при контрольной длине пружины, кГ 23-31 22-29
Наименьшая допустимая нагрузка при контрольной длине, кГ 20 18

Рычаг нажимного диска сцепления изготовлен из стали 35 (ГОСТ 1050—60). Глубина циаиированного слоя 0.15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62. Количество рычагов — 4.

Пальцы рычага и опорная вилка рычага изготовлены из стали 15, ГОСТ 1051—59. Глубина цианированного слоя пальцев 0.15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62.

Ведомый диск изготовлен из стали 50 (ГОСТ 3680—57, ГОСТ 914—56). Твердость HRC 35—40. Подвергается фосфатации.

Ступица ведомого диска изготовлена из стали 40Х (ГОСТ 4543—61). Твердость НВ 255—285. Фосфатируется и пассивируется в растворе хромпика.

Муфта выключения сцепления изготовлена из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54).

Вилка выключения сцепления изготовлена из стали 45 (ГОСТ 1050—60). Твердость закаленных поверхностей HRC 52—62. Глубина закаленного слоя 1,0—4,0 мм.

Фланец вилки выключения сцепления изготовлен из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54). Втулка фланца вилки изготовлена из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215—59).

Рычаг вилки выключения сцепления изготовлен из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215-59).

Привод выключения сцепления показан на рисунке.


Рис. Привод выключения сцепления автомобиля ЗИЛ-130: 1 — педаль; 2 — оттяжная пружина; 3 и 10 — рычаги; 4 — контргайка; 5 — фасонная регулировочная гайка; 6, 11 и 15 — масленки; 7 — вал педали; 8 — распорная пружина; 9 — тяга; 12 — фланец; 13 — пружина муфты; 14 — вилка выключения сцепления; 16 — муфта с подшипником; 17 — картер сцепления

Техническое обслуживание сцепления ЗИЛ

Однодисковое сцепление на автомобиле не регулируют. При необходимости сцепление снимают и регулируют.

Уход за сцеплением включает очистку от грязи, своевременную подтяжку болтов крепления картера сцепления к блоку цилиндров. Болты эти затягивают (момент затяжки 8—10 кГм). Головки болтов стопорят пластинами, ушки которых отгибают на грань болта.

Уход за приводом сцепления заключается в регулировке свободного хода педали путем изменения длины тяги. Подшипник муфты выключения сцепления при эксплуатации смазки не требует. Оси вилки и педали выключения сцепления смазывают согласно карте смазки. Регулировку привода выключения сцепления смотри на рисунке.


Рис. Регулировка свободною хода педали сцепления: а — замер свободного хода педали при помощи приспособления; б — регулировка свободного хода педали; А — величина свободного хода педали сцепления

Однодисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 (рис.1) обеспечивает передачу крутящего момента до 41 кГм.

Нажимный диск 8 в сборе с кожухом 3 крепится на маховике восемью центрирую­щими болтами, имеющими диаметр шейки 10,000—9,942 мм и длину шейки 12,5 мм. Крутящий момент от кожуха сцепления на ведомый диск передается через нажимный диск 8 четырьмя парами пружинных плас­тин 5.

На нажимном диске закреплены на крон­штейнах четыре рычага 30, которые, опи­раясь средней частью, качаются на пальцах

25, установленных в опорных вилках 27. Опорные вилки закреплены на кожухе 3 при помощи регулировочных гаек 28. Для уменьшения трения пальцы рычагов и ви­лок работают на игольчатых подшипниках 26, в которые при сборке сцепления закла­дывается консистентная смазка.

Однодисковое сцепление

Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом сцепления и нажимным диском. Под пружины со стороны нажим­ного диска подложены теплоизолирующие шайбы 9. Нажимный диск в сборе с кожу­хом статически балансируется с точностью 90 Гсм.

Ведомый диск стальной, с приклепанными фрикционными накладками и ступицей 15, имеет гаситель крутильных колебаний фрикционного типа, состоящий из восьми пружин с опорными пластинами и двух дис­ков гасителя. Ведомый диск в сборе стати­чески балансируется с точностью 25 Гсм.

Подшипник муфты выключения сцепле­ния — закрытой конструкции. Смазку в под­шипник закладывают только при сборке его на заводе.

При выключении сцепления подшипник 32 муфты нажимает на внутренние концы че­тырех рычагов 30, а внешние концы, преодолевая усилие нажимных пружин 10, от­водят нажимный диск 8 от маховика 2.

Между картером сцепления и его крыш­кой на автомобиле ЗИЛ-131 установлена уплотнительная прокладка. Уплотнительная прокладка установлена также под фланец вилки выключения сцепления. Обе проклад­ки устанавливают на уплотняющей пасте (ВТУ МХП 3336—52). Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены перед­ний и задний торцы картера сцепления. Для уплотнения вилки выключения сцепле­ния на ее шейках с двух сторон установле­ны резиновые кольца.

В нижней части переднего торца картера сцепления находится специальный обрезиненный щиток, закрывающий проем в кар­тере сцепления. Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров высту­пом на передней части крышки картера сцепления. При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до со­прикосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, за­тем затянуть болты крепления крышки кар­тера сцепления и только после этого окон­чательно затянуть болты крепления щитка. При всех работах, связанных с разборкой сцепления, необходимо при установке агре­гатов на место применять в указанных вы­ше местах уплотняющую пасту (ВТУ МХП 3336—52). Тюбик с этой пастой приложен к каждому автомобилю ЗИЛ-131. Основные данные сцепления приведены в табл.1.

Техническая характеристика однодискового сцепления

Рычаг нажимного диска сцепления изго­товлен из стали 35 (ГОСТ 1050—60). Глуби­на планированного слоя 0,15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62. Количество рыча­гов — 4.

Пальцы рычага и опорная вилка рычага изготовлены из стали 15, ГОСТ 1051—59. Глубина планированного слоя пальцев 0.15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62.

Ведомый диск изготовлен из стали 50 (ГОСТ 3680—57, ГОСТ 914—56). Твердость HRC 35—40. Подвергается фосфатации. Ступица ведомого диска изготовлена из стали 40Х (ГОСТ 4543-61). Твердость НВ 255—285. Фосфатируется и пассивируется в растворе хромпика.

Муфта выключения сцепления изготовле­на из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54).

Вилка выключения сцепления изготовлена из стали 45 (ГОСТ 1050—60). Твердость за­каленных поверхностей HRC 52—62. Глуби­на закаленного слоя 1,0—4,0 мм.

Фланец вилки выключения сцепления из­готовлен из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54). Втулка фланца вилки изготовле­на из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215—59).

Рычаг вилки выключения сцепления из­готовлен из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215—59).

Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами 7, установленными между кожухом 9 сцепления и нажимным диском 3.

Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизоляционные кольца 10.

Сцепление ЗИЛ-131

Передача крутящего момента от кожуха 9 сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск 3 четырьмя парами пружинных пластин 4.

Пластины создают жесткую связь нажимного диска с кожухом сцепления в окружном и радиальном направлениях, обеспечивая в то же время возможность перемещения нажимного диска относительно кожуха сцепления в осевом направлении за счет своей гибкости, что необходимо для выключения и включения сцепления.

Пластины одной стороной крепятся к кожуху, а другой с помощью специальных втулок 5 и болтов 6 — к нажимному диску.

Выключающее устройство состоит из четырех рычагов 16, которые пальцами 20 соединяются с нажимным диском и вилкой 18.

Между пальцами 20 и рычагом 16 поставлены игольчатые ролики 22. Точками опоры рычагов на кожухе служат регулировочные гайки 17, навинченные на резьбовые концы вилок.

Гайки прижаты к кожуху сцепления упругими пластинами 19, каждая из которых закреплена на кожухе двумя болтами.

Ведомый диск сцепления

Упругость пластин 19 и сферическая опорная поверхность гаек, соприкасающаяся с кожухом, позволяют вилкам 18 совершать небольшие качательные движения при выключении и включении сцепления.

Положение рычагов 16 выключения сцепления регулируют гайками 17, которые после регулировки раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля эти рычаги не регулируют.

Ведомый диск сцепления стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (с сухим трением стали по стали).

Упругой муфтой гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин 2 (рис. 2).

Каждая пружина вместе с двумя опорными пластинами 3 помещается в отверстиях, пробитых в ведомом диске 1 и дисках 5 гасителя.

Опорная пластина 3 имеет четыре боковых выступа, удерживающих ее в отверстиях ведомого диска, и отверстие с отбортовкой, на которой центрируется пружина.

Ступица 6 ведомого диска вместе с приклепанными к ней с двух сторон дисками гасителя и маслоотражателями 4 может поворачиваться относительно ведомого диска в обе стороны на определенный угол; при этом происходит сжатие пружин.

Максимальный угол закручивания определяется полным сжатием пружин до соприкосновения витков. Ведомый диск 1 центрируется по наружному диаметру фланца ступицы 6.

Ведомый диск сбалансирован. Балансировка осуществляется установкой на ведомом диске балансировочных пластин 10 допустимый дисбаланс 25 гсм.

Для выключения сцепления служит педаль, установленная на кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы автомобиля.

Нижний конец педали связан регулируемой тягой 5 (рис. 3) с рычагом 3 вилки выключения сцепления.

Ход педали ограничивается упором в пол кабины. Вилка выключения сцепления 15 (см. рис. 1) перемещает муфту 12, на которой установлен подшипник 11.

Подшипник, нажимая на концы рычагов 16, выключает сцепление.

Подшипник 11 выключения сцепления имеет постоянный запас смазки, закладываемой на заводе-изготовителе подшипников, и при эксплуатации и ремонте не смазывается.

При необходимости этот подшипник заменяется новым.

В нижней части крышки 21 картера сцепления имеются щиток 25 маслосборника и пробка 24 со шплинтом для слива масла, попадающего в картер сцепления из коробки передач.

Сцепление приспособлено для преодоления автомобилем глубоких бродов.

Для герметизации сцепления перед преодолением брода пробка 24 должна быть заменена глухой пробкой, которая при обычной эксплуатации ввернута в крышку подшипника ведущей цилиндрической шестерни редуктора переднего моста.

Между картером сцепления 8 и крышкой 21 картера сцепления установлена уплотнительная прокладка 28; уплотнительная прокладка установлена также под фланец вилки 15 выключения сцепления; обе прокладки устанавливают на уплотняющей пасте.

Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены передний и задний торцы картера сцепления.

Для уплотнения вилки 15 выключения сцепления на ее шейках с двух сторон установлены резиновые кольца 34.

В нижней части переднего торца картера сцепления находится специальный обрезиненный щиток 29, закрывающий проем в картере сцепления.

Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров выступом на передней части крышки картера сцепления.

При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до соприкосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, затем затянуть болты крепления крышки 21 картера сцепления и только после этого окончательно затянуть болты крепления щитка.

Регулировка привода сцепления

Рабочий ход педали должен быть равен 130—150 мм, свободный ход 35—50 мм, а полный ход не менее 180 мм

Привод сцепления ЗИЛ-131

По мере износа фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это приводит к быстрому износу ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления.

В случае чрезмерного свободного хода (свыше 35— 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления. Это ведет к быстрому износу ведомого диска и затрудняет переключение передач.

Свободный ход педали надо регулировать в следующем порядке:

1. Отвернуть контргайку 2 (рис. 3).

2. Отрегулировать свободный ход педали сцепления, вращая сферическую регулировочную гайку 1; для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует навертывать на тягу 5, а для увеличения свободного хода — свертывать с тяги.

3. Затянуть контргайку.

4. После регулировки пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления.

При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между концами рычагов 16 (см. рис. 1) и подшипником выключения сцепления должен быть равен 3—4 мм.

Уход за сцеплением

Уход заключается в периодической регулировке привода сцепления, очистке от грязи, своевременной подтяжке всех болтовых соединений, смазке вилки выключения сцепления и вала педали сцепления в соответствии с картой смазки.

Передний подшипник 31 первичного вала коробки передач имеет постоянный запас смазки, закладываемой на заводе-изготовителе подшипников, и при эксплуатации не смазывается.

При ремонтных работах этот подшипник при необходимости заменяется новым.

Необходимо тщательно следить за затяжкой болтов крепления картера к блоку цилиндров.

Момент затяжки болтов должен быть равен 8—10 кГм. Болт нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Компоненты сцепления автомобиля ЗИЛ-131

Сцепление ЗИЛ-131 (рис.1) — однодисковое, сухое, установлено в литом чугунном картере 8. Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 23.

Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами 7, установленными между кожухом 9 сцепления и нажимным диском 3. Под пружины со стороны нажимного диска установлены теплоизолирующие шайбы.

Передача крутящего момента от кожуха 9 сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск 3 четырьмя парами пружинных пластин 4.

Пластины создают жесткую связь нажимного диска (корзины) с кожухом сцепления ЗИЛ-131 в окружном и радиальном направлениях, одновременно обеспечивая возможность перемещения нажимного диска относительно кожуха в осевом направлении за счет своей гибкости, что необходимо для выключения и включения сцепления.

Пластины одной стороной крепятся к кожуху, а другой — специальными втулками 5 и болтами 6 к нажимному диску.

Выключающее устройство сцепления состоит из четырех рычагов 16, которые пальцами 20 соединены с нажимным диском и вилкой 18. Между пальцами 20 и рычагом 16 поставлены игольчатые ролики 22.

Точками опоры рычагов на кожухе служат регулировочные гайки 17, навинченные на резьбовые концы вилок. Гайки прижаты к кожуху сцепления опорными пластинами 19, каждая из которых закреплена на кожухе двумя болтами.


Рис.1. Сцепление автомобиля ЗИЛ-131

1 — коленчатый вал; 2 — маховик; 3 — нажимной диск; 4 — пружинная пластина; 5 — втулка пружинных пластин; 6 — болт крепления пластин; 7 — нажимная пружина; 8 — картер; 9 — кожух; 10 — теплоизолирующая шайба нажимной пружины; 11 — подшипник; 12 — муфта; 13 — оттяжная пружина муфты; 14 — крышка заднего подшипника первичного вала коробки передач; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — рычаг выключения сцепления; 17 — регулировочная гайка; 18 — вилка; 19 — опорная пластина регулировочной гайки; 20 — палец; 21 — крышка картера сцепления; 22 — игольчатый ролик; 23 — болт крепления кожуха сцепления; 24 — пробка со шплинтом; 25 — щиток маслосборника; 26 — ведомый диск сцепления; 27 — прокладка; 28 —
обрезиненный щиток; 29 — ведущий вал коробки передач; 30 — передний подшипник ведущего вала коробки передач

Упругость пластин 19 и сферическая форма опорной поверхности гаек, соприкасающихся с кожухом, позволяют вилкам 18 совершать небольшие качательные движения при выключении и включении сцепления ЗИЛ-131.

Положение рычагов 16 выключения сцепления регулируют гайками 17, которые после регулирования раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля положение этих рычагов не регулируют.

Нажимной диск (корзина) сцепления ЗИЛ-131 в сборе с кожухом отбалансирован. Поэтому при разборке и последующей сборке необходимо обеспечивать первоначальное положение деталей.


Рис.2. Ведомый диск сцепления ЗИЛ-131

1 — диск; 2 — пружина гасителя крутильных колебаний; 3 — опорная пластина; 4 — маслоотражатель; 5 — диск гасителя; 6 — ступица ведомого диска; 7 — заклепка; 8 — фрикционная накладка; 9 — фрикционная накладка ведомого диска; 10 — балансировочная пластина

Ведомый диск сцепления ЗИЛ-131 — стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (трение стали по стали). Упругими элементами гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин 2 (рис.2).

Каждая пружина вместе с двумя опорными пластинами 3 размещена в отверстиях ведомого диска сцепления и дисках 5 гасителя.

Опорная пластина 3 имеет четыре выступа, удерживающие ее в отверстиях ведомого диска, и отверстие с отбортовкой, на которой центрируется пружина.

Ступица 6 ведомого диска сцепления ЗИЛ-131 вместе с прикрепленными к ней с двух сторон дисками гасителя и маслоотражателем 4 может проворачиваться относительно ведомого диска в обе стороны на определенный угол; при этом происходит сжатие пружин.

Максимальный угол закручивания определяется полным сжатием пружин до соприкосновения витков. Ведомый диск сцепления центрируется по наружному диаметру фланца ступицы 6.


Рис.3. Привод сцепления автомобиля ЗИЛ-131

1 — педаль сцепления; 2 — оттяжная пружина; 3 — контргайка; 4 — сферическая регулировочная гайка; 5 — масленка втулок; 6 — вал педали сцепления; 7 — регулируемая тяга выключения сцепления; 8 — рычаг вала сцепления; 9 — рычаг вилки выключения сцепления; 10 — масленка для смазывания втулок вилки выключения сцепления

Ведомый диск сбалансирован. Балансировку осуществляют установкой на ведомом диске балансировочных пластин 10.

Для выключения сцепления ЗИЛ-131 служит педаль 1 (рис.3), установленная с валом во втулках кронштейна, закрепленного на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец педали через рычаг 8 связан регулируемой тягой 7 с рычагом 9 вилки выключения сцепления.

Ход педали ограничивается упором в пол кабины. Вилка 15 (см. рис.1) выключения сцепления перемещает муфту 12; на ней установлен подшипник который, нажимая на концы рычагов 16, выключает сцепление.

Подшипник 11 выключения сцепления имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе подшипников, и при эксплуатации его не смазывают.

При необходимости этот подшипник заменяют новым. В нижней части крышки 21 картера сцепления имеются щиток 25 маслосборника и пробка 24 со шплинтом для слива масла.

Сцепление ЗИЛ-131 приспособлено для преодоления автомобилем глубоких бродов. Для герметизации сцепления перед преодолением брода пробку 24 заменяют глухой пробкой, которая при обычной эксплуатации ввернута в крышку подшипника цилиндрической шестерни редуктора переднего моста.

Между картером 8 сцепления и крышкой 21 картера сцепления находится уплотнительная прокладка 27 уплотнительная прокладка ставится также под фланец вилки 15 выключения сцепления; обе прокладки устанавливают на уплотняющей пасте.

Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены передний и задний торцы картера сцепления. Для уплотнения вилки 15 выключения сцепления на ее шейках с двух сторон установлены резиновые кольца.

В нижней части переднего торца картера сцепления ЗИЛ-131 находится специальный обрезиненный щиток 28, закрывающий проем в картере сцепления.

Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров выступом на передней части крышки картера сцепления.

При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до соприкосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, затем затянуть болты крепления крышки 21 картера сцепления и только после этого окончательно затянуть болты крепления щитка.

При установке агрегатов на место необходимо применять в указанных выше местах уплотняющую пасту.

При правильной регулировке сцепление ЗИЛ-131 не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не должно вести). Свободный ход педали должен составлять 35 . 50 мм, а полный ход — не менее 180 мм.

По мере изнашивания фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления ЗИЛ-131, в результате чего оно может пробуксовывать. Это приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления.

В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления ЗИЛ-131. Это ведет к быстрому изнашиванию ведомого диска и затрудняет переключение передач.

Регулировка свободного хода педали сцепления ЗИЛ-131 производится в следующем порядке:

- Отвернуть контргайку 3 (см. рис.3).

- Отрегулировать свободный ход педали сцепления, вращая сферическую регулировочную гайку 4;

- для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует навертывать на тягу 7, а для увеличения свободного хода — свертывать с тяги.

- Пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления.

При правильно отрегулированном приводе сцепления ЗИЛ-131 зазор между концами рычагов 16 (см. рис.1) и подшипником выключения сцепления должен быть 3 . 4 мм.

Обслуживание заключается в регулировке привода сцепления, очистке от грязи, своевременной подтяжке всех болтовых соединений, смазывании вилки выключения сцепления и вала педали сцепления в соответствии с картой смазывания.

Передний подшипник первичного вала коробки передач имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе подшипников, и при эксплуатации не смазывается. При ремонтных работах этот подшипник при необходимости заменяют.

Надо тщательно следить за затяжкой болтов крепления картера к блоку цилиндров. Момент затяжки болтов должен быть равен 80 . 100 Нм (8 . 10 кг/см). Болты следует затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

Пальцы рычага и опорная вилка рычага изготовлены из стали 15, ГОСТ 1051—59. Глубина планированного слоя пальцев 0.15—0,30 мм. Твердость HRC 56—62.

Ведомый диск изготовлен из стали 50 (ГОСТ 3680—57, ГОСТ 914—56). Твердость HRC 35—40. Подвергается фосфатации. Ступица ведомого диска изготовлена из стали 40Х (ГОСТ 4543-61). Твердость НВ 255—285. Фосфатируется и пассивируется в растворе хромпика.

Муфта выключения сцепления изготовле­на из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54).

Вилка выключения сцепления изготовлена из стали 45 (ГОСТ 1050—60). Твердость за­каленных поверхностей HRC 52—62. Глуби­на закаленного слоя 1,0—4,0 мм.

Фланец вилки выключения сцепления из­готовлен из серого чугуна СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—54). Втулка фланца вилки изготовле­на из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215—59).

Рычаг вилки выключения сцепления из­готовлен из ковкого чугуна КЧ 35—10 (ГОСТ 1215—59).


Привод выключения сцепления показан на рис. 2.

Читайте также: