Лирический мотив это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Порочность понятия мотив — за пределами фольклора, особенно популяризованного формалистами в их полемике с культурно-исторической школой — в механистической концепции художественного метода как техники комбинирования некоторого количества качественно неизменных элементов; эта концепция предполагает отрыв техники (приемов) художественного мастерства от его содержания, т. е. в конечном счетз отрыв формы от содержания. Поэтому в конкретно-историческом анализе лит-ого произведения понятие М. как понятие формалистическое подлежит существеннейшей критике.

Вся совокупность мотивов, входящих в состав данного художественного произведения образует то, что называется сюжетом его. В отношении этого последнего мотив является как бы шелковой цветной нитью в пестрой сюжетной ткани, отдельным камешком сложной сюжетной мозаики. (По вопросу об отношении мотива и сюжета — см. А. Н. Веселовский, Поэтика сюжетов, СПБ. 1913).

Важнейшей чертой мотива оказывается его способность быть полуреализованным в тексте, его загадочность, незавершённость. Сферу мотива составляют произведения, отмеченные невидимым курсивом. Внимание к структуре мотива позволяет глубже и интереснее рассмотреть содержание художественного текста. Один и тот же мотив звучит у разных авторов по-разному.

Исследователи говорят о двойственной природе мотива, имея в виду, что мотив существует как инвариант (содержит устойчивое ядро, повторяющееся во многих текстах) и как индивидуальность (у каждого автора мотив свой в плане воплощения, индивидуального приращения смысла). Повторяясь в литературе, мотив способен приобретать философскую наполненность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мотив (искусство) — является характерным элементом, регулярно используемым в каком-либо произведении, например, в картине, росписи, вышивке, орнаменте;

Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета;

Мотив (музыка) — является простейшей ритмической единицей мелодии, которая состоит из некоторой короткой последовательности звуков, объединённых одним логическим акцентом;

Мотив (из глоссария психологических терминов) – является материальным или нематериальным предметом, для которого человек делает те или другие действия. В качестве мотива может выдаваться желание удовлетворить какую-то нужду, либо какой-то предмет, который мы хотим приобрести. Так, к примеру, жажда добиться чьей-либо любви может принудить нас делать эффектные и красивые поступки, а желание иметь престижную марку машины – постараться заработать как можно больше денег. Кроме того, мотивом может стать осмысливаемая цель, которая лежит в основе выбора поступков и действий – так, к примеру, желание стать президентом будет мотивом для выбора человеком обусловленной тактики поведения.

Таким образом, подытожив все вышесказанное, сформулируем определение литературного мотива.

Мотив является устойчивым смысловым элементом литературного текста, который повторяется в пределах цепи фольклорных (где он значит наименьшую единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений.

В последующем движении художественной эволюции, на наиболее безупречных стадиях развития литературы, лирическое произведение создается путем срастанием довольно значительного числа некоторых мотивов. В данном случае главный из мотивов совпадает с темой. Мотив выступает как шелковая цветная нить в пестрой ткани сюжета, отдельным камнем сложной его мозаики.

Список использованных источников

Благой, Д.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 2015

Верли, М. Общее литературоведение, М., 1957, с. 144

Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1992, с. 300

Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика, М. — Л., 1928, с. 136 и след.

Чернец, Л. В. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины, 2003

В лирический мотив Он включает в себя ситуации, идеи или эмоции, которые пробуждают чувствительность поэта и вокруг которых строится стихотворение. Это важные человеческие переживания, выраженные в стихотворении. Эти важные переживания, которые могут стать лирическим мотивом, чрезвычайно разнообразны и обширны по своей природе.

Например, это может быть любовь матери к своим детям, чувство одиночества, воспоминания о годах молодости, тоска от пребывания вдали от дома, боль из-за отсутствия любимого человека и другие. Вообще лирический мотив - одна из сторон, на которой строится лирический жанр.

Последний имеет своей основной целью передать чувства или ощущения автора в отношении человека или объекта. Обычно выражением лирического жанра является стихотворение. В свою очередь, это обычно выражается в стихах, хотя есть и стихи в прозе (лирическая проза). В обоих случаях всегда присутствует лирический мотив.

характеристики

Лирический мотив - это идея, ситуация или чувство, которые вдохновляют стихотворение и отражаются в нем. Для лирического оратора этот объект (или предмет, или событие) наполнен личными значениями.

В этом - что характерно для жанра - выражается субъективность поэта. Для его описания обычно используются абстрактные существительные, такие как печаль, тоска, наслаждение, счастье и другие.

Напротив, лирический мотив отличается от повествовательного. В повествовании определенная ситуация (или мотив) ускоряет события. Со своей стороны, в поэзии именно внутренний импульс запускает произведение.

Таким образом, лирический мотив понимается как значимые ситуации, которые не обязательно связаны с развитием действия, но трансформируются в переживания для души.

Примеры

Смерть

"Плотоядный нож
сладкое и смертоносное крыло
держит полет и свечение
вокруг моей жизни.

Крепкий металлический болт
блестяще упавший,
клюни меня в бок
и свит в нем печальное гнездо.

Мой храм, цветочный балкон
моего раннего возраста,
черный есть, и мое сердце,
и мое сердце с седыми волосами.

Такова плохая добродетель
молнии, которая меня окружает,
Я иду в молодость
как луна в мою деревню.

Беру с ресниц
вылезти из души и вылезти из глаз
и цветы паутины
Я забираю свою печаль.

Куда я пойду, чего не пойду
мое падение искать?
Ваше место назначения - пляж
и моё призвание - море.

Отдых от этой работы
ураган, любовь или ад
это невозможно, и боль
сделает меня в моем вечном сожалении.

Но наконец я могу победить тебя
светская птица и скат,
сердце, что смерти
никто не должен заставлять меня сомневаться.

Лицемерие

Далее, стихотворение Сор Хуаны Инес де ла Крус имеет лирическим мотивом лицемерие мужчин по отношению к поведению женщин.

"Глупцы вы обвиняете
женщине без причины,
не видя, что ты повод
того же, в чем вы вините:

да с несравненным рвением
Вы просите их презрения,
Почему вы хотите, чтобы они преуспели
если вы подстрекаете их ко злу?

Вы боретесь с их сопротивлением
а затем с гравитацией
ты говоришь, это была легкость
что сделал дилижанс.

Вы хотите с глупой самонадеянностью
найди того, кого ищешь,
для притворства, Таис,
и во владении, Лукреция.

Какой юмор может быть страннее
чем тот, кому не хватает совета,
он сам размывает зеркало
и чувствуете, что непонятно?

С благосклонностью и презрением
у тебя такое же состояние,
жаловаться, если к тебе плохо относятся,
высмеивают вас, если они вас хорошо любят.

Мнение без победы,
Ну тот самый скромный,
если он не принимает вас, это неблагодарно
и если он вас допускает, то он легкий.

Ты всегда такой глупый
что с неравномерным уровнем
Вы обвиняете одного в жестокости
и еще один для легкого обвинения.

Ну как его закалять
тот, что притворяется твоя любовь,
если неблагодарный обижает
а тот, что легко, рассердится? . "

Игра жизни

"В его могиле игроки
правило медленных фигур. Доска
он откладывает их до рассвета в своем суровом
область, в которой ненавидят два цвета.

Внутри они излучают волшебную суровость
формы: Гомеровская башня, свет
лошадь, армия королевы, последний король,
косой слон и пешки агрессора.

Когда игроки ушли
когда время поглотило их,
обряд, конечно, не прекратится.

На Востоке разгорелась эта война
чьим амфитеатром сегодня вся Земля.
Как и другие, эта игра бесконечна.

Слабый король, предвзятость епископа, жестокий
ферзь, прямая ладья и пешка ладино
на черно-белой дороге
они ищут и ведут свою вооруженную битву.

Они не знают, что заостренная рука
игрока управляет своей судьбой,
они не знают, что адамантиновая строгость
предмет его действия и его путешествия.

Игрок тоже заключенный
(предложение от Омара) с другой доски
черных ночей и белых дней.

Бог перемещает игрока, а игрок - фигуру.
Что за Бог за Богом начинается сюжет
пыли, времени, сна и агонии? "

Отличия лирического мотива от темперамента

И темперамент, и лирический мотив - часть структуры лирического жанра. Первое - это настроение лирического оратора, а второе - то, что порождает это состояние.

Еще одно важное различие между этими двумя терминами заключается в том, что настроение может меняться на протяжении всего стихотворения. Вместо этого лирический мотив обычно один и тот же на протяжении всего произведения.

Лирический мотив тот, который воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора.
Пример-романс.

это красивая мелодия и слова

Песни Анны Марли в авторском исполнении


Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Читайте также: