Научный коммунизм это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Научный коммунизм (русский: Научный коммунизм , Научный коммунизм) был одним из трех основных элементов Марксизм-ленинизм как учили в Советский Союз во всех учреждениях высшее образование и проводится в соответствующих научно-исследовательских учреждениях и отделах. [1]

Дисциплина заключалась в исследовании законов, закономерностей, способов и форм классовая борьба, социалистическая революция и развитие социализм и строительство коммунизм.

Этот термин рассматривался советскими властями как синоним научный социализм Маркса и Энгельса, хотя и включали в себя теории Ленина и Коммунистическая партия Советского Союза.

Содержание

Обзор

Сдача экзаменов по научному коммунизму была обязательной предпосылкой для получения любого аспирант ученая степень в Советском Союзе (см. Кандидат наук подробнее). Типичные курсы обучения включали, среди прочего, следующие темы:

Рудольф Григорьевич Яновский (1929-2010), член корреспондент АН СССР (1989) и РАН (1991). Он был секретарем совесткого райкома партии по идеологии, а хатем первым секретарем, зав. отделом науки и высшей школы Новосибирского обкома КПСС, зам. зав отделом науки и высшей школы ЦК КПСС, ректором Академии общественных наук при ЦК КПСС.


Когда я учился в Ленинградском Политехническом институте, у нас на первом курсе читались лекции и велись семинарские занятия по основам марксизма-ленинизма. (ОМЛ), где изучалась история КПСС, На втором курсе – изучали марксистко-ленинскую философию – диалектический и исторический материализм. На третьем - политэкономию капитализма и политэкономию социализма.

Что же изучали в этом курсе?

Советская идеология и советская научная школа считала научный коммунизм полновесной наукой, в которой обоснованно доказана неизбежность гибели капитализма и победа коммунистической формы организации общества и объективный характер исторического движения к коммунизму. Здесь я вынужден привести цитату, чтобы пояснить, чем же занималась эта наука:

Нет, он не был лишен всех своих регалий и не осуждён (хотя бы морально) за свою деятельность. Он просто перешел в 1991 году на работу в Институт социально-политических исследований РАН ведущим, а затем и главным научным сотрудником, заведующим сектором Отдела социологии национальной безопасности и федерализма, научным руководителем Центра национальной безопасности.

И сегодня я читаю в Википедии, что Р.Г. Яновский (1929-2010) – это советский, российский специалист в области социальной философии и социологии общественного сознания, становления и духовно-нравственного развития личности, проблем безопасности; партийный и общественный деятель, член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1987 по Отделению философии и права (научный коммунизм, социально-политические проблемы социализма), член-корреспондент РАН (1991).

GGУшла ли Россия от коммунизма? Вроде, ушла.

И кого мог считать врагами российского государства Научный руководитель Центра национальной безопасности Р.Г. Яновский? Вопрос вовсе не праздный.

учение о коммунизме, к-рое, в отличие от утопического социализма, зиждется на науке, на знании законов исторического развития. Основоположниками Н. к. являются Маркс и Энгельс. Н. к. — одна из составных частей марксизма, к к-рым также относятся философия марксизма и его экономическое учение, находящиеся в неразрывной связи друг с другом. Предметом Н. к. являются законы возникновения и развития коммунистической общественно-экономической формации, реализующиеся в борьбе пролетариата — носителя коммунистических отношений. Общее обоснование исторической необходимости коммунизма дано в марксистском учении о закономерной смене способов производства, порождаемой конфликтом между возросшими производительными силами и тормозящими их развитие отжившими производственными отношениями. Более конкретное обоснование содержится в учении Маркса о неизбежной гибели капитализма, развитом Лениным в его учении об империализме как последней стадии капитализма и кануне социализма. Доказательство исторической необходимости коммунистического переустройства об-ва — осн. идея Н. к. Ее конкретизацией и развитием является учение о двух фазах коммунизма: первой фазе (социализм) и второй, высшей (коммунизм). Учение о двух фазах коммунизма имеет общеобязательный характер для всех стран: ни одна из них не может прийти к полному коммунизму, минуя его первую фазу — социализм. Переход от социализма к коммунизму есть также закономерный процесс. Основоположники Н. к. охарактеризовали его в общих чертах. Конкретная, более точная характеристика этого процесса может быть дана уже в самом ходе строительства коммунизма, на основе обобщения практики этого строительства. Закономерности перерастания социализма в коммунизм раскрыты в новой Программе КПСС. Программа обосновывает объективную необходимость создания материально-технической базы коммунизма и развертывает всю ту цепь следствий, к-рые проистекают из создания новых производительных сил для формирования коммунистических общественных отношений, расцвета материального и культурного благосостояния людей и их всестороннего развития. Программа показывает значение материально-технической базы коммунизма, в первую голову автоматизации производства, для перерастания социалистического труда в коммунистический груд, обосновывает конкретные пути образования единой всенародной собственности, полного стирания классовых различий между колхозным крестьянством и рабочим классом, стирания культурно-бытовых различий между деревней и городом, стирания различий между этими классами и интеллигенцией, растущего сближения наций, национальных культур, поступательного движения в направлении к социальной однородности. В качестве важной составной части коммунистического строительства Программа ставит задачу воспитания нового человека, всестороннего развития личности. В Программе определены конкретные пути решения этой задачи: формирование научного коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, утверждение принципов коммунистической морали и др. Важным вкладом в теорию Н. к. является выдвинутое и обоснованное в Программе положение о том, что в ходе строительства коммунизма диктатура пролетариата, исчерпав свои задачи, перерастает в общенародное государство. Программа определяет конкретные пути перерастания социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление. Теория Н. к., обогащенная Программой КПСС, освещает будущее людей светом научного знания и ведет их верной дорогой к исторической цели.

Нау́чный коммуни́зм — одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией, дающая наиболее прямое, непосредственное, социально-политическое обоснование исторической миссии рабочего класса, условий и путей её осуществления; наука об общих социально-политических закономерностях, путях, формах и методах коммунистического преобразования общества.

В отличие от диалектического и исторического материализма научный коммунизм изучает не общесоциологические законы, которые действуют во всех или многих общественно-экономических формациях, а особые, специфические законы коммунистической формации, её возникновения, становления и развития. В отличие от политической экономии в центре внимания Научного коммунизма находятся не экономические, а социально-политические отношения социализма и коммунизма и закономерности их развития.

Основной вопрос Научного коммунизма — вопрос об исторической миссии рабочего класса [1] .

Научный коммунизм не следует путать с научным социализмом. В СССР научный коммунизм рассматривался как полноценная наука, в которой обоснованно доказана неизбежность гибели капитализма и победа коммунистической формы организации общества, и объективный характер исторического движения к коммунизму.

Лет 10 назад приехал один канадский профессор и попросил рассказать об истории философского факультета МГУ.
Гобозов: У нас до 1991 года было 2 отделения: отделение философии и отделение научного коммунизма. После 1991 года отделение научного коммунизма закрыли.
К.П.: А преподаватели куда делись?

Гобозов: Они сейчас политологию преподают. [3] .

По мнению британского историка Джона Гренвилла (англ.) ( рус. , в СССР было запрещено подвергать сомнению постулаты научного коммунизма [4] .

Студенты вуза после лекции, 1962 год

От Сталина к Суслову и обратно

Михаил Суслов

В этой же речи Суслов уделяет много внимания антикоммунизму, который в дальнейшем станет предметом изучения и борьбы, апологетического противостояния для этой дисциплины. После этого съезда начинается обсуждение возможностей введения этого курса.

1) движущая причина — воля высшего руководства страны, запустившая определенные административные механизмы;
2) материальная причина — люди, которые были готовы к ведению этой дисциплины, настаивали на этом, им была нужна марксистская наука, которую можно было бы противопоставить социологии;
3) формальная цель — модернизация идеологической системы в изменившейся глобальной политической ситуации;
4) целевой фактор — создание нового человека (цель, поставленная Хрущевым на XXII съезде, ознаменовавшая переход от репрессивного общества к дисциплинарному).

Студенты в одном из кабинетов Московского инженерно-строительного института, 1959 год

Студенты в одном из кабинетов Московского инженерно-строительного института, 1959 год

Фото: Михаил Озерский / ТАСС

Кто стоял за научным коммунизмом

Тень Мао над СССР

Другим важным фактором курса научного коммунизма становится борьба за лидерство в мировой социалистической системе. В 1962 году значительно вырастает набор иностранцев на обучение в СССР и в это же время происходит расхождение с Китаем. 14 июля 1963 года противостояние КПК и КПСС становится открыто обсуждаемым и публичным, следуют взаимные обвинения и впервые Советский Союз оказывается перед угрозой потери глобального идеологического лидерства в социалистическом мире.

Издания Карла Маркса и Фридриха Энгельса по научному коммунизму

Издания Карла Маркса и Фридриха Энгельса по научному коммунизму

Есть свидетельство, как китайцы в Ташкентском университете успешно агитировали приехавших на стажировку кубинцев, и пришлось принимать решение о том, как противостоять этому, на уровне руководства вуза. В итоге преподаватели обращаются к руководству с просьбой объяснить, что делать в сложившейся ситуации.

Со всеми плюсами и минусами научный коммунизм повлиял на весь комплекс общественных наук.

Читайте также: