Ликвидация последствий чс в мирное и военное время кратко

Обновлено: 03.07.2024

К основным мероприятиям, проводимых органами управления ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС мирного и военного времени относятся:

  • оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуация и рассредоточение;
  • прогнозирование обстановки;
  • инженерная защита населения и территорий;
  • радиационная и химическая защита;
  • медицинская защита;
  • обеспечение пожарной безопасности.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Своевременное оповещение и информирование

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Базовыми составляющими защиты населения и ликвидации ЧС являются:

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС)
  • Гражданская оборона (ГО)

Базовыми институтами реализации мероприятий защиты населения и ликвидации ЧС являются комиссии всех уровней управления по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечении пожарной безопасности (КЧС и ПП)

Основная цель создания РСЧС

    1. Объединение органов государственного управления всех уровней
    2. Органов местного самоуправления
    3. Организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств

Все это сформулировано в Федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС

Основные принципы защиты населения:

  • Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ

РСЧС и ГО предусматривают своевременную ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также последствий военных действий (даже с применением ядерного оружия)

Ликвидация ЧС - совокупность организованных действий, выполняемых органами управления всех уровней, силами и средствами системы РСЧС и ГО

Зона ЧС характеризуется:

  1. Массовые поражения людей
  2. Разрушение и повреждение сооружений
  3. Массовые пожары
  4. Образования зоны завалов
  5. Массовые аварии на коммунальных сетях

Наибольшую сложность для ликвидации последствий представляет очаг поражения в результате ядерного взрыва; аварии на АЭС; аварии на ХОО.

Ликвидация ЧС включает:

  • Проведение экстренных мер по защите населения и территорий
  • Комплекс аварийно-спасательных и других работ, проводимых с целью спасения жизни и сохранения здоровья людей; снижения ущерба окружающей среде и материальных потерь; ликвидация зоны ЧС и прекращение действий ее опасных поражающих факторов

Мероприятия по ликвидации ЧС по времени проведения классифицируются:

  1. меры экстренного реагирования (предупреждение, оповещение, выявление обстановки методом разведки)
  2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (эвакуация, оказание экстренной медпомощи, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения)
  3. последующие меры (реабилитация пострадавших, восстановление функционирования пострадавших объектов)

Неотложные работы по ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению всех видов помощи в создании условий для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности

Эффективность ликвидации ЧС достигается:

1. Экстренным реагированием на возникновение ЧС и организацией разведки

2. Принятием обоснованного решения по ликвидации ЧС

3. Непрерывным ведением работ до полного их завершения

4. Организацией всестороннего обеспечения работ и жизнеобеспечения населения, оказанием психологической помощи пострадавшим

Последовательность реализации решений руководителя по ликвидации ЧС:

  1. Оценка сложившейся обстановки
  2. Оповещение сотрудников организации (населения) об опасности
  3. Немедленная организация спасения людей и осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий
  4. Обеспечение сохранности материальных ценностей

Ведение работ по ликвидации ЧС предполагает совместные действия формирования гражданской защиты и самих спасаемых людей, которые должны уметь оказывать самопомощь и взаимопомощь при поражениях, а также принимать меры к устранению аварий. Всеобщая подготовка населения предусматривает не только овладение минимумом знаний по защите, но и приобретение навыков действий в очаге поражения. К примеру, через сутки после землетрясения не спасают примерно 40% пострадавших, 3 сутки – 60%, 6 сутки – 90%

РСЧС и ГО объединяют органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, органы муниципального управления и организации. Сущность управления в РСЧС и ГО – постоянная целенаправленная деятельность органов управления, направленная на всестороннюю подготовку и своевременное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, а также по повышению устойчивости потенциально опасных объектов. Важное условие – обеспечение твердого и непрерывного управления проведением мероприятий и действиями формирования ГО в любых условиях.




Министерство по делам ГО создано в 1994. Сейчас МЧС объединяет в себе РСЧС и ГО.

Задачи РСЧС и ГО:

    • Предупреждение и оповещение населения о прогнозируемых или состоявшихся ЧС
    • Защита населения и территории в предвидении ЧС и в ходе ее развития
    • Эвакуация населения и материальных ценностей
    • Обеспечение функционирования объекта в условиях ЧС
    • Ликвидация последствий ЧС (мирного и военного времени)
    • Предоставление населению убежищ и СИЗ
    • Обучение населения защите от поражающих факторов

Организационная структура РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Предназначены эти подсистемы для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах этих субъектов. Функциональные подсистемы РСЧС создаются для организации предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности министерств и ведомств, а также порученных им отраслям экономики. Они состоят из комиссий по ЧС и пожарной безопасности (КЧС и ПП). Каждый уровень РСЧС имеет:

  1. Координационные органы управления
  2. Постоянно действующие органы управления (органы повседневного управления)
  3. Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС
  4. Резервы материальных и финансовых ресурсов
  5. Система связи, оповещения и информационного обеспечения

На федеральном уровне – правительственная комиссия по РСЧС и ГО

На региональном уровне

На муниципальном уровне

На основе структуры РСЧС базируется организационная структура ГО (с учетом изменения элементов в военное время). Перевод страны с мирного на военное время – первый шаг. ГО способствует оборонной функции государства и поддержку экономического потенциала страны, обеспечивает защиту населения от поражающих факторов военных действий. В настоящее время РСЧС и ГО объединяются в РССГЗ (Российская система гражданской защиты).

ГО – система мероприятий поп подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Государство, все его управленческие органы и службы должны обеспечивать:

  1. Выживаемость населения в ЧС мирного и военного времени
  2. Защиту населения и территорий от ЧС
  3. Защиту материальных и культурных ценностей

Система РСЧС и ГО – одна из важнейших функций государства, составной частью обеспечения национальной безопасности страны. Каждый гражданин обязан принимать участие в ликвидации ЧС, проходить обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы и учебы

Статистика

Техногенные ЧС – 900-1200

Пожары и взрывы – 350-450

Аварии на трубопроводах 60-80

Лесные пожары (100 га) – 200-500

Бури, ураганы – 80-120

Биолого-социальные ЧС – 100-150

Изношенность основных средств – 60-80%

Вывод: в РФ увеличивается количество ЧС постоянно.

Базовыми составляющими защиты населения и ликвидации ЧС являются:

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС)
  • Гражданская оборона (ГО)

Базовыми институтами реализации мероприятий защиты населения и ликвидации ЧС являются комиссии всех уровней управления по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечении пожарной безопасности (КЧС и ПП)

Основная цель создания РСЧС

    1. Объединение органов государственного управления всех уровней
    2. Органов местного самоуправления
    3. Организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств

Все это сформулировано в Федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС

Основные принципы защиты населения:

  • Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ

РСЧС и ГО предусматривают своевременную ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также последствий военных действий (даже с применением ядерного оружия)

Ликвидация ЧС - совокупность организованных действий, выполняемых органами управления всех уровней, силами и средствами системы РСЧС и ГО

Зона ЧС характеризуется:

  1. Массовые поражения людей
  2. Разрушение и повреждение сооружений
  3. Массовые пожары
  4. Образования зоны завалов
  5. Массовые аварии на коммунальных сетях

Наибольшую сложность для ликвидации последствий представляет очаг поражения в результате ядерного взрыва; аварии на АЭС; аварии на ХОО.

Ликвидация ЧС включает:

  • Проведение экстренных мер по защите населения и территорий
  • Комплекс аварийно-спасательных и других работ, проводимых с целью спасения жизни и сохранения здоровья людей; снижения ущерба окружающей среде и материальных потерь; ликвидация зоны ЧС и прекращение действий ее опасных поражающих факторов

Мероприятия по ликвидации ЧС по времени проведения классифицируются:

  1. меры экстренного реагирования (предупреждение, оповещение, выявление обстановки методом разведки)
  2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (эвакуация, оказание экстренной медпомощи, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения)
  3. последующие меры (реабилитация пострадавших, восстановление функционирования пострадавших объектов)

Неотложные работы по ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению всех видов помощи в создании условий для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности

Эффективность ликвидации ЧС достигается:

1. Экстренным реагированием на возникновение ЧС и организацией разведки

2. Принятием обоснованного решения по ликвидации ЧС

3. Непрерывным ведением работ до полного их завершения

4. Организацией всестороннего обеспечения работ и жизнеобеспечения населения, оказанием психологической помощи пострадавшим

Последовательность реализации решений руководителя по ликвидации ЧС:

  1. Оценка сложившейся обстановки
  2. Оповещение сотрудников организации (населения) об опасности
  3. Немедленная организация спасения людей и осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий
  4. Обеспечение сохранности материальных ценностей

Ведение работ по ликвидации ЧС предполагает совместные действия формирования гражданской защиты и самих спасаемых людей, которые должны уметь оказывать самопомощь и взаимопомощь при поражениях, а также принимать меры к устранению аварий. Всеобщая подготовка населения предусматривает не только овладение минимумом знаний по защите, но и приобретение навыков действий в очаге поражения. К примеру, через сутки после землетрясения не спасают примерно 40% пострадавших, 3 сутки – 60%, 6 сутки – 90%

РСЧС и ГО объединяют органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, органы муниципального управления и организации. Сущность управления в РСЧС и ГО – постоянная целенаправленная деятельность органов управления, направленная на всестороннюю подготовку и своевременное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, а также по повышению устойчивости потенциально опасных объектов. Важное условие – обеспечение твердого и непрерывного управления проведением мероприятий и действиями формирования ГО в любых условиях.

Министерство по делам ГО создано в 1994. Сейчас МЧС объединяет в себе РСЧС и ГО.

Задачи РСЧС и ГО:

    • Предупреждение и оповещение населения о прогнозируемых или состоявшихся ЧС
    • Защита населения и территории в предвидении ЧС и в ходе ее развития
    • Эвакуация населения и материальных ценностей
    • Обеспечение функционирования объекта в условиях ЧС
    • Ликвидация последствий ЧС (мирного и военного времени)
    • Предоставление населению убежищ и СИЗ
    • Обучение населения защите от поражающих факторов

Организационная структура РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Предназначены эти подсистемы для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах этих субъектов. Функциональные подсистемы РСЧС создаются для организации предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности министерств и ведомств, а также порученных им отраслям экономики. Они состоят из комиссий по ЧС и пожарной безопасности (КЧС и ПП). Каждый уровень РСЧС имеет:

  1. Координационные органы управления
  2. Постоянно действующие органы управления (органы повседневного управления)
  3. Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС
  4. Резервы материальных и финансовых ресурсов
  5. Система связи, оповещения и информационного обеспечения

На федеральном уровне – правительственная комиссия по РСЧС и ГО

На региональном уровне

На муниципальном уровне

На основе структуры РСЧС базируется организационная структура ГО (с учетом изменения элементов в военное время). Перевод страны с мирного на военное время – первый шаг. ГО способствует оборонной функции государства и поддержку экономического потенциала страны, обеспечивает защиту населения от поражающих факторов военных действий. В настоящее время РСЧС и ГО объединяются в РССГЗ (Российская система гражданской защиты).

ГО – система мероприятий поп подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Государство, все его управленческие органы и службы должны обеспечивать:

  1. Выживаемость населения в ЧС мирного и военного времени
  2. Защиту населения и территорий от ЧС
  3. Защиту материальных и культурных ценностей

Система РСЧС и ГО – одна из важнейших функций государства, составной частью обеспечения национальной безопасности страны. Каждый гражданин обязан принимать участие в ликвидации ЧС, проходить обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы и учебы

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Задачи ГО

1. обучение населения в области гражданской обороны;

2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10. санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13. срочное захоронение трупов в военное время;

14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

15. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.


Вы здесь: Главная Безопасность Гражданская оборона, защита населения и территорий от ЧС Защита населения


Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени – это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф ( ГОСТ Р 22.3.03-94 ).

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

- риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

- предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке к защите населения на территории Российской Федерации проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

- оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;


Вы здесь: Главная Безопасность Гражданская оборона, защита населения и территорий от ЧС Защита населения


Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени – это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф ( ГОСТ Р 22.3.03-94 ).

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

- риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

- предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке к защите населения на территории Российской Федерации проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

- оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Читайте также: