Ликвидация последствий чс в мирное и военное время кратко
Обновлено: 03.07.2024
К основным мероприятиям, проводимых органами управления ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС мирного и военного времени относятся:
- оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
- эвакуация и рассредоточение;
- прогнозирование обстановки;
- инженерная защита населения и территорий;
- радиационная и химическая защита;
- медицинская защита;
- обеспечение пожарной безопасности.
Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.
Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.
Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.
Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации.
Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.
Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.
Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Базовыми составляющими защиты населения и ликвидации ЧС являются:
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС)
- Гражданская оборона (ГО)
Базовыми институтами реализации мероприятий защиты населения и ликвидации ЧС являются комиссии всех уровней управления по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечении пожарной безопасности (КЧС и ПП)
Основная цель создания РСЧС
- Объединение органов государственного управления всех уровней
- Органов местного самоуправления
- Организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств
Все это сформулировано в Федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС
Основные принципы защиты населения:
- Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ
РСЧС и ГО предусматривают своевременную ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также последствий военных действий (даже с применением ядерного оружия)
Ликвидация ЧС - совокупность организованных действий, выполняемых органами управления всех уровней, силами и средствами системы РСЧС и ГО
Зона ЧС характеризуется:
- Массовые поражения людей
- Разрушение и повреждение сооружений
- Массовые пожары
- Образования зоны завалов
- Массовые аварии на коммунальных сетях
Наибольшую сложность для ликвидации последствий представляет очаг поражения в результате ядерного взрыва; аварии на АЭС; аварии на ХОО.
Ликвидация ЧС включает:
- Проведение экстренных мер по защите населения и территорий
- Комплекс аварийно-спасательных и других работ, проводимых с целью спасения жизни и сохранения здоровья людей; снижения ущерба окружающей среде и материальных потерь; ликвидация зоны ЧС и прекращение действий ее опасных поражающих факторов
Мероприятия по ликвидации ЧС по времени проведения классифицируются:
- меры экстренного реагирования (предупреждение, оповещение, выявление обстановки методом разведки)
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (эвакуация, оказание экстренной медпомощи, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения)
- последующие меры (реабилитация пострадавших, восстановление функционирования пострадавших объектов)
Неотложные работы по ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению всех видов помощи в создании условий для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности
Эффективность ликвидации ЧС достигается:
1. Экстренным реагированием на возникновение ЧС и организацией разведки
2. Принятием обоснованного решения по ликвидации ЧС
3. Непрерывным ведением работ до полного их завершения
4. Организацией всестороннего обеспечения работ и жизнеобеспечения населения, оказанием психологической помощи пострадавшим
Последовательность реализации решений руководителя по ликвидации ЧС:
- Оценка сложившейся обстановки
- Оповещение сотрудников организации (населения) об опасности
- Немедленная организация спасения людей и осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий
- Обеспечение сохранности материальных ценностей
Ведение работ по ликвидации ЧС предполагает совместные действия формирования гражданской защиты и самих спасаемых людей, которые должны уметь оказывать самопомощь и взаимопомощь при поражениях, а также принимать меры к устранению аварий. Всеобщая подготовка населения предусматривает не только овладение минимумом знаний по защите, но и приобретение навыков действий в очаге поражения. К примеру, через сутки после землетрясения не спасают примерно 40% пострадавших, 3 сутки – 60%, 6 сутки – 90%
РСЧС и ГО объединяют органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, органы муниципального управления и организации. Сущность управления в РСЧС и ГО – постоянная целенаправленная деятельность органов управления, направленная на всестороннюю подготовку и своевременное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, а также по повышению устойчивости потенциально опасных объектов. Важное условие – обеспечение твердого и непрерывного управления проведением мероприятий и действиями формирования ГО в любых условиях.
Министерство по делам ГО создано в 1994. Сейчас МЧС объединяет в себе РСЧС и ГО.
Задачи РСЧС и ГО:
- Предупреждение и оповещение населения о прогнозируемых или состоявшихся ЧС
- Защита населения и территории в предвидении ЧС и в ходе ее развития
- Эвакуация населения и материальных ценностей
- Обеспечение функционирования объекта в условиях ЧС
- Ликвидация последствий ЧС (мирного и военного времени)
- Предоставление населению убежищ и СИЗ
- Обучение населения защите от поражающих факторов
Организационная структура РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Предназначены эти подсистемы для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах этих субъектов. Функциональные подсистемы РСЧС создаются для организации предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности министерств и ведомств, а также порученных им отраслям экономики. Они состоят из комиссий по ЧС и пожарной безопасности (КЧС и ПП). Каждый уровень РСЧС имеет:
- Координационные органы управления
- Постоянно действующие органы управления (органы повседневного управления)
- Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС
- Резервы материальных и финансовых ресурсов
- Система связи, оповещения и информационного обеспечения
На федеральном уровне – правительственная комиссия по РСЧС и ГО
На региональном уровне
На муниципальном уровне
На основе структуры РСЧС базируется организационная структура ГО (с учетом изменения элементов в военное время). Перевод страны с мирного на военное время – первый шаг. ГО способствует оборонной функции государства и поддержку экономического потенциала страны, обеспечивает защиту населения от поражающих факторов военных действий. В настоящее время РСЧС и ГО объединяются в РССГЗ (Российская система гражданской защиты).
ГО – система мероприятий поп подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Государство, все его управленческие органы и службы должны обеспечивать:
- Выживаемость населения в ЧС мирного и военного времени
- Защиту населения и территорий от ЧС
- Защиту материальных и культурных ценностей
Система РСЧС и ГО – одна из важнейших функций государства, составной частью обеспечения национальной безопасности страны. Каждый гражданин обязан принимать участие в ликвидации ЧС, проходить обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы и учебы
Статистика
Техногенные ЧС – 900-1200
Пожары и взрывы – 350-450
Аварии на трубопроводах 60-80
Лесные пожары (100 га) – 200-500
Бури, ураганы – 80-120
Биолого-социальные ЧС – 100-150
Изношенность основных средств – 60-80%
Вывод: в РФ увеличивается количество ЧС постоянно.
Базовыми составляющими защиты населения и ликвидации ЧС являются:
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС)
- Гражданская оборона (ГО)
Базовыми институтами реализации мероприятий защиты населения и ликвидации ЧС являются комиссии всех уровней управления по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечении пожарной безопасности (КЧС и ПП)
Основная цель создания РСЧС
- Объединение органов государственного управления всех уровней
- Органов местного самоуправления
- Организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств
Все это сформулировано в Федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС
Основные принципы защиты населения:
- Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ
РСЧС и ГО предусматривают своевременную ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также последствий военных действий (даже с применением ядерного оружия)
Ликвидация ЧС - совокупность организованных действий, выполняемых органами управления всех уровней, силами и средствами системы РСЧС и ГО
Зона ЧС характеризуется:
- Массовые поражения людей
- Разрушение и повреждение сооружений
- Массовые пожары
- Образования зоны завалов
- Массовые аварии на коммунальных сетях
Наибольшую сложность для ликвидации последствий представляет очаг поражения в результате ядерного взрыва; аварии на АЭС; аварии на ХОО.
Ликвидация ЧС включает:
- Проведение экстренных мер по защите населения и территорий
- Комплекс аварийно-спасательных и других работ, проводимых с целью спасения жизни и сохранения здоровья людей; снижения ущерба окружающей среде и материальных потерь; ликвидация зоны ЧС и прекращение действий ее опасных поражающих факторов
Мероприятия по ликвидации ЧС по времени проведения классифицируются:
- меры экстренного реагирования (предупреждение, оповещение, выявление обстановки методом разведки)
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (эвакуация, оказание экстренной медпомощи, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения)
- последующие меры (реабилитация пострадавших, восстановление функционирования пострадавших объектов)
Неотложные работы по ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению всех видов помощи в создании условий для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности
Эффективность ликвидации ЧС достигается:
1. Экстренным реагированием на возникновение ЧС и организацией разведки
2. Принятием обоснованного решения по ликвидации ЧС
3. Непрерывным ведением работ до полного их завершения
4. Организацией всестороннего обеспечения работ и жизнеобеспечения населения, оказанием психологической помощи пострадавшим
Последовательность реализации решений руководителя по ликвидации ЧС:
- Оценка сложившейся обстановки
- Оповещение сотрудников организации (населения) об опасности
- Немедленная организация спасения людей и осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий
- Обеспечение сохранности материальных ценностей
Ведение работ по ликвидации ЧС предполагает совместные действия формирования гражданской защиты и самих спасаемых людей, которые должны уметь оказывать самопомощь и взаимопомощь при поражениях, а также принимать меры к устранению аварий. Всеобщая подготовка населения предусматривает не только овладение минимумом знаний по защите, но и приобретение навыков действий в очаге поражения. К примеру, через сутки после землетрясения не спасают примерно 40% пострадавших, 3 сутки – 60%, 6 сутки – 90%
РСЧС и ГО объединяют органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, органы муниципального управления и организации. Сущность управления в РСЧС и ГО – постоянная целенаправленная деятельность органов управления, направленная на всестороннюю подготовку и своевременное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, а также по повышению устойчивости потенциально опасных объектов. Важное условие – обеспечение твердого и непрерывного управления проведением мероприятий и действиями формирования ГО в любых условиях.
Министерство по делам ГО создано в 1994. Сейчас МЧС объединяет в себе РСЧС и ГО.
Задачи РСЧС и ГО:
- Предупреждение и оповещение населения о прогнозируемых или состоявшихся ЧС
- Защита населения и территории в предвидении ЧС и в ходе ее развития
- Эвакуация населения и материальных ценностей
- Обеспечение функционирования объекта в условиях ЧС
- Ликвидация последствий ЧС (мирного и военного времени)
- Предоставление населению убежищ и СИЗ
- Обучение населения защите от поражающих факторов
Организационная структура РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Предназначены эти подсистемы для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах этих субъектов. Функциональные подсистемы РСЧС создаются для организации предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности министерств и ведомств, а также порученных им отраслям экономики. Они состоят из комиссий по ЧС и пожарной безопасности (КЧС и ПП). Каждый уровень РСЧС имеет:
- Координационные органы управления
- Постоянно действующие органы управления (органы повседневного управления)
- Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС
- Резервы материальных и финансовых ресурсов
- Система связи, оповещения и информационного обеспечения
На федеральном уровне – правительственная комиссия по РСЧС и ГО
На региональном уровне
На муниципальном уровне
На основе структуры РСЧС базируется организационная структура ГО (с учетом изменения элементов в военное время). Перевод страны с мирного на военное время – первый шаг. ГО способствует оборонной функции государства и поддержку экономического потенциала страны, обеспечивает защиту населения от поражающих факторов военных действий. В настоящее время РСЧС и ГО объединяются в РССГЗ (Российская система гражданской защиты).
ГО – система мероприятий поп подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Государство, все его управленческие органы и службы должны обеспечивать:
- Выживаемость населения в ЧС мирного и военного времени
- Защиту населения и территорий от ЧС
- Защиту материальных и культурных ценностей
Система РСЧС и ГО – одна из важнейших функций государства, составной частью обеспечения национальной безопасности страны. Каждый гражданин обязан принимать участие в ликвидации ЧС, проходить обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы и учебы
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Задачи ГО
1. обучение населения в области гражданской обороны;
2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10. санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
13. срочное захоронение трупов в военное время;
14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
15. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Вы здесь: Главная Безопасность Гражданская оборона, защита населения и территорий от ЧС Защита населения
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени – это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф ( ГОСТ Р 22.3.03-94 ).
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
- риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
- предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Мероприятия по подготовке к защите населения на территории Российской Федерации проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Комплекс мероприятий по защите населения включает:
- оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
Вы здесь: Главная Безопасность Гражданская оборона, защита населения и территорий от ЧС Защита населения
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени – это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф ( ГОСТ Р 22.3.03-94 ).
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
- риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
- предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Мероприятия по подготовке к защите населения на территории Российской Федерации проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Комплекс мероприятий по защите населения включает:
- оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
Читайте также: