Лестница существ аристотеля кратко
Обновлено: 05.07.2024
Смотреть что такое "ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ" в других словарях:
ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ — распространенное среди натуралистов и философов 18 в. представление о иерархическом расположении тел природы от простых неорганических (минералов) до сложнейших живых существ. Идея лестницы существ восходит к Аристотелю … Большой Энциклопедический словарь
Лестница существ — распространённое среди натуралистов и философов XVIII в. представление о иерархическом расположении тел природы от простых неорганических (минералов) до сложнейших живых существ. Идея Лестницы существ восходит к Аристотелю. * * * ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ … Энциклопедический словарь
"лестница существ" — (истор.) схема иерархического распределения живых существ по их морфологическим признакам от низшего уровня организации к высшему, составленная Аристотелем; одна из первых попыток систематизации органического мира … Большой медицинский словарь
ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ — распространённое среди натуралистов и философов 18 в. представление о иерархич. расположении тел природы от простых неорганич. (минералов) до сложнейших живых существ. Идея Л. с. восходит к Аристотелю … Естествознание. Энциклопедический словарь
Лестница существ — распространённая среди натуралистов и философов 18 в. идея иерархического расположения тел природы, начиная от самых простых неорганических тел (минералы) и кончая наиболее сложными живыми существами. Идею об усложнении форм природы… … Большая советская энциклопедия
Лестница — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница (значения). Потёмкинская лестница в Одессе … Википедия
Бонне Шарль — (Bonnet) (1720 1793), швейцарский естествоиспытатель и философ, иностранный почётный член Петербургской АН (1764). Экспериментальные работы по партеногенезу и регенерации; сформулировал общность бесполого размножения, регенерации и трансплантации … Энциклопедический словарь
Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне — Ламарк (Lamarck) Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1.8.1744, Базаптен, Пикардия, ≈ 18.12.1829, Париж), французский естествоиспытатель, создатель первой целостной эволюционной теории (см. Ламаркизм), член Парижской АН (1783). В 1772≈76 в Высшей… … Большая советская энциклопедия
Для истории эволюционной идеи огромное значение имеет тот факт, что биологические явления рассматривались Аристотелем под углом зрения определенной философской системы.
Отсюда идея Аристотеля о ступенеобразном расположении существ, как общем законе живой природы, отражающей ее ступенчатое многообразие.
Несомненно, что наиболее выдающимся представителем аристотелевской школы был Теофраст (371—286 до н. э.), продолживший работы Аристотеля в области ботаники.
Рассматривая природу в ее движении, Теофраст защищал идею ее единства. Он указывал, что закономерности развития, питания и размножения животных и растений подчиняются единому плану. Семя растения Теофраст трактовал как растительное яйцо и т. п.
Теофраст в еще большей мере, чем Аристотель, придавал значение опыту и наблюдению, как единственным источникам истинного знания. Он горячо защищал индуктивный метод исследования и, несомненно, был одним из основоположников научной ботаники. Труды Теофраста по зоологии, к сожалению, не сохранились.
Сочинения Аристотеля относятся ко всем областям знания того времени: философии, логике, психологии, естествознанию, истории, политике, этике, эстетике. Для истории биологического знания особую значение имеют его труды биологической направленности.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) написал 4 больших и 11 малых биологических трактатов, которые полностью охватывают весь круг знаний того времени об организмах. Заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Это дает полное право считать Аристотеля основателем биологии как науки.
Аристотель первый поставил классификацию животных на научную основу, группируя виды не только по сходству, но и по родству. Всех животных Аристотель подразделял на кровяных и бескровных. Такое деление примерно соответствует современному делению на позвоночных и беспозвоночных.
К кровяным он относил:
1) живородящих – человек, киты, четвероногие (т.е. млекопитающие)
2) яйцеродных – птицы, яйцекладущие четвероногие (рептилии, амфибии), змеи и рыбы.
К бескровным он относил:
1) мягкотелые (головоногие)
2) панцирные (ракообразные)
3) моллюски (кроме головоногих)
4) насекомые, пауки, черви.
Растения подразделяет на высшие и низшие.
Аристотель вводит в биологию понятия аналогичных и гомологичных частей тела, идею о сходстве путей эмбриогенеза у животных и человека.
Сочинения Аристотеля относятся ко всем областям знания того времени: философии, логике, психологии, естествознанию, истории, политике, этике, эстетике. Для истории биологического знания особую значение имеют его труды биологической направленности.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) написал 4 больших и 11 малых биологических трактатов, которые полностью охватывают весь круг знаний того времени об организмах. Заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Это дает полное право считать Аристотеля основателем биологии как науки.
Аристотель первый поставил классификацию животных на научную основу, группируя виды не только по сходству, но и по родству. Всех животных Аристотель подразделял на кровяных и бескровных. Такое деление примерно соответствует современному делению на позвоночных и беспозвоночных.
К кровяным он относил:
1) живородящих – человек, киты, четвероногие (т.е. млекопитающие)
2) яйцеродных – птицы, яйцекладущие четвероногие (рептилии, амфибии), змеи и рыбы.
К бескровным он относил:
1) мягкотелые (головоногие)
2) панцирные (ракообразные)
3) моллюски (кроме головоногих)
4) насекомые, пауки, черви.
Растения подразделяет на высшие и низшие.
Аристотель вводит в биологию понятия аналогичных и гомологичных частей тела, идею о сходстве путей эмбриогенеза у животных и человека.
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
В настоящее время идея о существовании лестницы существ оставлена как неприемлемая, а для отражения эволюционных отношений между различными группами организмов стали использовать филогенетическое древо.
Причина эволюции, по мнению Ламарка, заключается в том, что организмы изначально способны к изменению и способны целесообразно реагировать на изменения внешних условий.
Движущей силой эволюции, по мнению Ламарка, является изначальное (заложенное Творцом) стремление природы к прогрессу, а организмов к совершенствованию.
Механизм эволюционных изменений, по мнению Ламарка, заложен в двух предпосылках, лежащих в основе сформулированных Ламарком законов:
1. Упражнение и неупражнение частей организма.
2. Наследование приобретённых признаков.
В результате, видов (как и других систематических категорий) в действительности не существует, потому что они постоянно преобразуются в новые виды под влиянием изменений условий среды. В процессе эволюции происходит постепенное усложнение строения живых организмов, что нашло отражение в лестнице существ, представленной Ламарком.
В теории Ламарка были впервые объединены идея изменяемости видов и идея прогрессивной эволюции. Для ламаркизма характерны идея изначальной целесообразности живой природы и признание организма в качестве элементарной единицы эволюции.
Эта работа также содержит первую стройную эволюционную теорию (где раскрываются причины, механизмы и результаты эволюции, вопросы происхождения живых организмов).
Ламарк впервые разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных (ранее основным критерием различия животных было наличие или отсутствие крови), а также выделил паукообразных из насекомых. Главной особенностью животных Ламарк считал раздражимость, а не способность к передвижению (поскольку, например, устрицы и полипы неподвижны). Всего Ламарк выделил 14 классов животных — от инфузорий до млекопитающих. Любопытно, что он ещё не выделяет земноводных в отдельный класс, а причисляет их к рептилиям (лат. Reptilia , в русском переводе того времени — класс Гады). Амфибиями Ламарк называл ластоногих млекопитающих.
Одним из главных оппонентов учения Ж. Б. Ламарка выступил Ж. Кювье , авторитет которого в науке того времени был необыкновенно высок. Ясный, логичный стиль изложения, огромный фактический материал, результаты собственных исследований и обобщение работ предшественников, — все это привлек Ж. Кювье для доказательства постоянства видов. Неизменность видов хорошо сочеталась с христианским мировоззрением.
Представления о постоянстве природы были привычны — кто своими глазами видел превращение одного вида в другой? Что мог этому противопоставить Ж. Б. Ламарк? Абстрактные рассуждения о стремлении живых существ стать совершеннее? Об усилиях внутреннего чувства, направленных на появление нового органа? Что касается наследования благоприобретенных свойств, — пункт теории Ж. Б. Ламарка, вызывающий наибольший протест с точки зрения ученых XX и XXI веков, — то во времена Ж. Б. Ламарка такой взгляд на наследственность был достаточно распространен и не вызывал особых нареканий. Но в целом на фоне работ Ж. Кювье, блестяще оперировавшего точными фактами, учение Ж. Б. Ламарка выглядело беспочвенной фантазией, оно не было понято и замечено современниками.
Слабая обоснованность построений Ж. Б. Ламарка не позволяет назвать его теорию подлинно научной. Отсутствие фактических доказательств автор пытался восполнить обилием чисто умозрительных допущений.
Всплеск интереса к работам ученого произошел только после выхода в свет эволюционных работ Ч. Дарвина. Стремление проследить корни новой теории и, одновременно, поиск иных точек зрения, привели к появлению во второй половине XIX в. ламаркизма.
Читайте также: