Производство связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов гпк кратко

Обновлено: 03.05.2024

"О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О защите конкуренции"

"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

"О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018)

"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Исполнительное производство – установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

Вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принудительное исполнение осуществляется службой судебных приставов, которая входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

В службу судебных приставов Министерства юстиции РФ входят:

1) департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

2) служба судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ;

3) службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

4) районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов.

Исполнению подлежат не все юрисдикционные акты. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство – последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводятся в исполнение решения суда по делу. Процесс по защите права после вынесения решения и вступления его в законную силу продолжается в форме исполнительного производства.

Исполнительное производство в гражданском процессе характеризуется рядом признаков:

1) в гражданских процессуальных правоотношениях обязательным участником является суд;

2) имеется диспозитивность, которая определяет механизм движения гражданского процесса. Диспозитивность предполагает, что основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц;

3) существует взаимосвязь прав и обязанностей всех субъектов;

4) существует урегулированность гражданских процессуальных отношений нормами права;

5) носителем властных полномочий является суд;

6) существуют основания возникновения правоотношений.

Исполнительное производство – установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

Вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принудительное исполнение осуществляется службой судебных приставов, которая входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

В службу судебных приставов Министерства юстиции РФ входят:

1) департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

2) служба судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ;

3) службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

4) районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов.




Исполнению подлежат не все юрисдикционные акты. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство – последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводятся в исполнение решения суда по делу. Процесс по защите права после вынесения решения и вступления его в законную силу продолжается в форме исполнительного производства.

Исполнительное производство в гражданском процессе характеризуется рядом признаков:

1) в гражданских процессуальных правоотношениях обязательным участником является суд;

2) имеется диспозитивность, которая определяет механизм движения гражданского процесса. Диспозитивность предполагает, что основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц;

3) существует взаимосвязь прав и обязанностей всех субъектов;

4) существует урегулированность гражданских процессуальных отношений нормами права;

Исполнительное производство представляет собой процессуальную деятельность федеральных органов власти, призванную обеспечивать принудительное исполнение актов различных юрисдикционных органов, в том числе и судебных. В целом такую деятельность осуществляет ФССП России на основании ныне действующих федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах". Вместе с тем она невозможна без определенного судебного функционирования, сопряженного с выдачей исполнительного листа и производством контрольно-надзорных полномочий, что образует содержание производства, связанного с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

Выдача судом исполнительного листа взыскателю происходит после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В противном случае исполнительный лист является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебный акт.

Подлежащими обязательному немедленному исполнению, согласно ст. 211 ГПК и иным федеральным законам, являются следующие решения:

1) о взыскании алиментов;

2) о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;

3) о восстановлении на работе;

4) о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума;

5) о назначении даты выборов (Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления").

В то же время, руководствуясь ст. 212 ГПК, суд по просьбе истца вправе обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение вообще окажется нереальным.

Исполнительный лист выдается взыскателю на руки либо по его ходатайству направляется судом для принудительного исполнения. Другими словами, по общему правилу без желания заинтересованного лица самостоятельно орган правосудия не может адресовать исполнительный документ в службу судебных приставов. При этом по каждому решению суда выдается один исполнительный лист, но если оно было принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, то выдается соответствующее количество исполнительных листов; это же касается солидарных ответчиков.

При утрате подлинника исполнительного листа или судебного приказа суд, разбиравший дело, выдает дубликаты исполнительных документов. Заявление о выдаче рассматривается в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле, однако их неявка не препятствует разрешению по существу вопроса по поводу дубликата, который обладает такой же юридической силой, что и утерянный документ. По итогам рассмотрения выносится судебное определение, в отношении которого может быть подана частная жалоба. На должностное лицо, виновное в утрате исполнительного документа, возлагается административная ответственность в виде штрафа.

Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

4.2) удостоверения, выдаваемые уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг";

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса;

Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения, индексация присужденных денежных сумм осуществляются при обнаружении обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, по заявлению взыскателя и должника либо по представлению судебного пристава-исполнителя, адресуемых в суд, рассматривавший дело, или по месту совершения исполнения. Суть отсрочки исполнения состоит в принятии судом решения о перенесении начала исполнительных действий на иную дату, например при отсутствии у должника активов.

Рассрочка исполнения заключается в предоставлении должнику возможности исполнить возложенную на него обязанность не единовременно, а по частям в рамках очерченного судом периода времени.

Приостановление исполнительного производства приводит к перерыву в совершении исполнительных действий на неопределенный период времени вплоть до устранения обстоятельств, вызывавших это приостановление.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом: а) при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; б) оспаривании в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; в) нахождении должника в длительной служебной командировке; г) принятии к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; д) обращении взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Приостановленное органом правосудия исполнительное производство возобновляется определением того же суда после отпадения обстоятельств, повлекших за собой его приостановление. При этом ст. 42 Закона об исполнительном производстве не поясняет, необходимо ли в таком случае заявление взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя либо же процедура возобновления инициируется судом полностью самостоятельно, что не отвечает сути ст. 438 ГПК.

Прекращение исполнительного производства означает его окончание без права вторичного возбуждения. Руководствуясь ч. 1 ст. 439 ГПК, исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных вышеназванным Законом, иными словами, норма также является отсылочной. Все основания для прекращения подразделяются на производимые судом и судебным приставом-исполнителем.

Исполнительное производство прекращается судом в случаях: а) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; б) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); в) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

г) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства. Например, исходя из ст. 103 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление подлежит прекращению в случае отмены приговора в части назначения штрафа. При этом должнику возвращаются все денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения.

Исполнительное производство представляет собой процессуальную деятельность федеральных органов власти, призванную обеспечивать принудительное исполнение актов различных юрисдикционных органов, в том числе и судебных. В целом такую деятельность осуществляет ФССП России на основании ныне действующих федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах". Вместе с тем она невозможна без определенного судебного функционирования, сопряженного с выдачей исполнительного листа и производством контрольно-надзорных полномочий, что образует содержание производства, связанного с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

Выдача судом исполнительного листа взыскателю происходит после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В противном случае исполнительный лист является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебный акт.

Подлежащими обязательному немедленному исполнению, согласно ст. 211 ГПК и иным федеральным законам, являются следующие решения:

1) о взыскании алиментов;

2) о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;

3) о восстановлении на работе;

4) о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума;

5) о назначении даты выборов (Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления").

В то же время, руководствуясь ст. 212 ГПК, суд по просьбе истца вправе обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение вообще окажется нереальным.

Исполнительный лист выдается взыскателю на руки либо по его ходатайству направляется судом для принудительного исполнения. Другими словами, по общему правилу без желания заинтересованного лица самостоятельно орган правосудия не может адресовать исполнительный документ в службу судебных приставов. При этом по каждому решению суда выдается один исполнительный лист, но если оно было принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, то выдается соответствующее количество исполнительных листов; это же касается солидарных ответчиков.

При утрате подлинника исполнительного листа или судебного приказа суд, разбиравший дело, выдает дубликаты исполнительных документов. Заявление о выдаче рассматривается в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле, однако их неявка не препятствует разрешению по существу вопроса по поводу дубликата, который обладает такой же юридической силой, что и утерянный документ. По итогам рассмотрения выносится судебное определение, в отношении которого может быть подана частная жалоба. На должностное лицо, виновное в утрате исполнительного документа, возлагается административная ответственность в виде штрафа.

Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

4.2) удостоверения, выдаваемые уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг";

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса;

Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения, индексация присужденных денежных сумм осуществляются при обнаружении обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, по заявлению взыскателя и должника либо по представлению судебного пристава-исполнителя, адресуемых в суд, рассматривавший дело, или по месту совершения исполнения. Суть отсрочки исполнения состоит в принятии судом решения о перенесении начала исполнительных действий на иную дату, например при отсутствии у должника активов.

Рассрочка исполнения заключается в предоставлении должнику возможности исполнить возложенную на него обязанность не единовременно, а по частям в рамках очерченного судом периода времени.

Приостановление исполнительного производства приводит к перерыву в совершении исполнительных действий на неопределенный период времени вплоть до устранения обстоятельств, вызывавших это приостановление.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом: а) при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; б) оспаривании в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; в) нахождении должника в длительной служебной командировке; г) принятии к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; д) обращении взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Приостановленное органом правосудия исполнительное производство возобновляется определением того же суда после отпадения обстоятельств, повлекших за собой его приостановление. При этом ст. 42 Закона об исполнительном производстве не поясняет, необходимо ли в таком случае заявление взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя либо же процедура возобновления инициируется судом полностью самостоятельно, что не отвечает сути ст. 438 ГПК.

Прекращение исполнительного производства означает его окончание без права вторичного возбуждения. Руководствуясь ч. 1 ст. 439 ГПК, исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных вышеназванным Законом, иными словами, норма также является отсылочной. Все основания для прекращения подразделяются на производимые судом и судебным приставом-исполнителем.

Исполнительное производство прекращается судом в случаях: а) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; б) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); в) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

г) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства. Например, исходя из ст. 103 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление подлежит прекращению в случае отмены приговора в части назначения штрафа. При этом должнику возвращаются все денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение. Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. - М.: ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ", 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству . А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала .

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения) , выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Цели исполнительного производства:

    защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства , а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Участники исполнительного производства (субъектный состав):

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

  • о возбуждении исполнительного производства либо
  • об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

    1. в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения (5 дней) должником содержащихся в исполнительном документе требований и
    2. предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

    Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

    После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

    исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

    исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий , за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона;

    документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона;

    • прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона;
    • окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 Федерального закона;

    Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

    Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    Судебная практика и законодательство — ГПК РФ. Раздел VII. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов

    В соответствии с положениями раздела VII Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и главы 17 Закона об исполнительном производстве полномочиями по контролю за соблюдением закона на стадии исполнения судебных решений наделен суд.

    Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется путем выдачи исполнительного листа в соответствии с требованиями раздела VII ГПК РФ на основании определения суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (глава 47 ГПК РФ).

    "Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется путем выдачи исполнительного листа в соответствии с требованиями раздела VII ГПК РФ на основании определения суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (глава 47 ГПК РФ).".

    2. Вопросы исполнительного производства, отнесенные к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

    В целях обеспечения установленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условий и порядка принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации приказываю:

    Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 24, ст. 2335, N 31, ст. 3230, N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (ч. I), ст. 20, N 30 (ч. I), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 8, N 50, ст. 5303; N 31, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084, N 50, ст. 6243; 2008, N 24, ст. 2798, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. I), ст. 3603);

    1.1. Методические рекомендации по приему, учету, хранению, использованию и уничтожению бланков исполнительных листов (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 N 579 "О бланках исполнительных листов" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 49) (далее - Постановление), в соответствии с разделом 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в редакции от 03.06.2009) "Об исполнительном производстве".

    Читайте также: