Александр 1 время упущенных возможностей кратко

Обновлено: 17.05.2024

Вложенные файлы: 1 файл

Была ли первая половина XIX ПРАВКА.doc

Была ли первая половина XIX в. Для России временем упущенных возможностей или временем подготовки Великих реформ?

Однозначную оценку событиям первой половины XIX века дать невозможно. С одной правительством предпринимались меры, направленные на либерализацию жизни страны, с другой - на укрепление самодержавия.

Таким образом, первую половину XIX века нельзя назвать временем подготовки Великих Реформ – слишком тяжело шел процесс либерализации жизни страны. Однако и временем упущенных возможностей назвать данный период будет неправильно – некоторое облегчение положения крестьян, образовательная реформа, кодификация законов показывают, что российское общество развивалось. И Александр I,и Николай I понимали, что Россия, прежде всего, ее граждане, не готовы к радикальным реформам, и действовали в соответствии с реалиями своего времени.

Разработка (1810) М.М. Сперанским либерального проекта реформирования государственного устройства России, в основе которого принцип разделения властей, создание законодательных учреждений (дум), введение гражданских прав. Реализован не был.

Подписана в 1815 г. Конституция Царства Польского в составе России.

Социально – экономическая сфера

1801 г.: предоставление права покупки земли другим сословиям; запрет на раздачу населенных земель и казенных крестьян в частные руки;

1816-1819 гг.: отмена крепостного права в Прибалтике;

1818 г. Разработан проект (А. А. Аракчеев) отмены крепостного права, по которому крестьяне выкупались за счет средств казны у помещика и наделялись землей. Реализован не был.

1816 г. Начало организация военных поселений: зачисленные на военную службу государственные крестьяне совмещали ее с занятием сельским хозяйством. Цель: снизить расходы армии и создать обученный резерв.

Духовная сфера

Реформа образования. Создание 4 типов учебных заведений (сельское приходское училище, уездное училище, гимназия, университет),преемственных в программном отношении и составлявших законченную систему образования. На низших ступенях обучения действовал принципбессословного и бесплатного образования. Открытие новых учебных заведений. Автономия университетов. Создание привилегированныхучебных заведений – лицеев. Запрещение в России тайных обществ имасонских лож (1822 г.)

Таким образом, осуществленные Александром I преобразования значительно отличались от задуманных им более глубоких и значительных реформ (отмена крепостного права, конституционное ограничение монархии). Причин, по которым Александр I так и не решился обнародовать Конституцию и отменить крепостное право, несколько:

неготовность российского общества к реформам (большая часть общества не понимала и даже не испытывала потребности в глубокой модернизации);

оппозиция дворянства, боявшегося потерять с крепостными статус и привилегии;

протестный потенциал чиновничества и, прежде всего, высшей бюрократии, опасавшейся утраты власти в ходе возможных демократических преобразований политической системы;

революционные события в Европе 1820-21 гг.;

перемены в душевном состоянии Александра I (постоянные неудачи, угрызения совести, связанные с участием в заговоре против отца, глубокие переживания от сдачи Москвы Наполеону во время военной компании 1812 г., разочарование в своих возможностях, в своем окружении, внутренний страх и нерешительность перед возможным ограничением собственной власти, погружение в религию).

После Отечественной войны и блестящей военной компании 1813-1814 гг. у Александра I были и возможности и поддержка среди либерального дворянства для глубоких преобразований (конституция и отмена крепостного права), но эти возможности были упущены, модернизация страны была отложена на 30-40 лет. Ответом на отсутствие дальнейших реформ стало появление движения декабристов, вылившееся в восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

27. Внешняя политика России в первой половине XIX в.

28. Консервативная модернизация Николая I.

29. Общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в.

В 1-й пол. ХIХ в. в России обострилась общественно-политическая борьба, суть которой составляла дальнейшая судьба страны. Консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаивали на коренной ломке политической системы (революционный путь). Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны.

П. И. Пестель высказался за учреждение парламентской формы правления. Он провозгласил принцип всеобщего избирательного права.

В решении аграрного вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян.

Николай I сурово покарал восставших. Пять декабристов – П. И. Пестель, Ю. Ф. Рылеев, С. Я. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский – были повешены. Около 280 декабристов сослали на каторгу в Сибирь.

Основные причины поражения декабристов: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания.

Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Декабристы понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, т. к. усугубляет отставание России от развитых стран Европы. Пройдя Отечественную войну 1812 г., декабристы поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Они впервые попытались практически изменить судьбу России.

Поражение декабристов активизировало деятельность консерваторов, пропагандирующих теорию официальной народности. Создателем этой теории был министр просвещения граф С. С. Уваров. Теория официальной народности была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие признавалось единственно возможной формой правления в России, а крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Либералы критиковали теорию официальной народности. Среди либералов сложилось два идейных течения – славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин и др.). Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России, считая капиталистический строй порочным, они призывали к возвращению в допетровскую Русь. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они критиковали крепостное право и выступали за просвещение народа, видя в этом единственно верный путь к успеху модернизации строя России.

В 40-е гг. наметился новый подъем в радикальном направлении. Он был связан с деятельностью В. Т. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Создаются новые кружки. По имени одного из руководителей их участники были названы петрашевцы. Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостное право, призывали к уничтожению существующих порядков революционным путем.

30. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития.

В 1860-70-е годы были проведены следующие реформы:

Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Крестьянская реформа проводилась в несколько этапов:

1-й этап – 1861 год. Отмена крепостного права. Была решена судьба 22 млн. помещичьих крестьян. 2-й этап – начался в июне 1863 года. Была решена участь двух млн. удельных крестьян, живших на царской земле. Царская земля передавалась в собственность общины. 3-й этап – реформа государственных крестьян. Была решена участь 20 млн. государственных крестьян. Государственные крестьяне получили земли больше, чем помещичьи крестьяне. Крестьянская реформа сохраняла общину.Отмена крепостного права. Крепостное право являлось тормозом на пути дальнейшего развития страны. 35% населения страны были крепостными.

В целом отмена крепостного права в России имела прогрессивное значение, поскольку открывала путь для развития капитализма в России.

Конечно, время правления императора Александра I значительно отличалось от предыдущего периода. Придя к власти, император обещал провести демократические преобразования, провести радикальные реформы. Был даже создан Непременный совет при императоре.

Началась разработка проекта Конституции и проект отмены крепостного права. Но после войны 1812 года все эти проекты так и остались на бумаге, а свои обещания император позабыл. После победы над Наполеоном у России была возможность стать демократической республикой со своей Конституцией.

Так что это правление Александра I можно смело назвать периодом упущенных возможностей. Ведь еще почти 100 лет после Александра Россия оставалась самодержавным государством без конституции.





Разработка (1810) М.М. Сперанским либерального проекта реформирования государственного устройства России, в основе которого принцип разделения властей, создание законодательных учреждений (дум), введение гражданских прав. Реализован не был.

Подписана в 1815 г. Конституция Царства Польского в составе России

1801 г.: предоставление права покупки земли другим сословиям; запрет на раздачу населенных земель и казенных крестьян в частные руки;

1816-1819 гг.: отмена крепостного права в Прибалтике;

1818 г. разработан проект (А. А. Аракчеев) отмены крепостного права, по которому крестьяне выкупались за счет средств казны у помещика и наделялись землей. Реализован не был.

1816 г. начало организация военных поселений: зачисленные на военную службу государственные крестьяне совмещали ее с занятием сельским хозяйством. Цель: снизить расходы армии и создать обученный резерв.

Реформа образования

Создание 4 типов учебных заведений (сельское приходское училище, уездное училище, гимназия, университет), преемственных в программном отношении и составлявших законченную систему образования. На низших ступенях обучения действовал принцип бессословного и бесплатного образования.

Открытие новых учебных заведений.

Создание привилегированных учебных заведений – лицеев.

Запрещение в России тайных обществ и масонских лож

Таким образом, осуществленные Александром I преобразования значительно отличались от задуманных им более глубоких и значительных реформ (отмена крепостного права, конституционное ограничение монархии). Причин, по которым Александр I так и не решился обнародовать Конституцию и отменить крепостное право, несколько:

неготовность российского общества к реформам (большая часть общества не понимала и даже не испытывала потребности в глубокой модернизации);

оппозиция дворянства, боявшегося потерять с крепостными статус и привилегии;

протестный потенциал чиновничества и, прежде всего, высшей бюрократии, опасавшейся утраты власти в ходе возможных демократических преобразований политической системы;

революционные события в Европе 1820-21 гг.;

перемены в душевном состоянии Александра I (постоянные неудачи, угрызения совести, связанные с участием в заговоре против отца, глубокие переживания от сдачи Москвы Наполеону во время военной компании 1812 г., разочарование в своих возможностях, в своем окружении, внутренний страх и нерешительность перед возможным ограничением собственной власти, погружение в религию).

После Отечественной войны и блестящей военной компании 1813-1814 гг. у Александра I были и возможности и поддержка среди либерального дворянства для глубоких преобразований (конституция и отмена крепостного права), но эти возможности были упущены, модернизация страны была отложена на 30-40 лет. Ответом на отсутствие дальнейших реформ стало появление движения декабристов, вылившееся в восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Читайте также: