Легенда о кобызе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кобы́з, также кыл-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз ) — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.

Содержание

Описание

Кобыз имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 600-730 мм.

Играют на кобызе, сжимая его в коленях (как виолончель), коротким смычком. Этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов.

Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

История

В XX веке благодаря исследованиям таких европейских учёных, как Вернера Бахмана, Слави Дончева и др., было доказано, что кобыз — самый древний в мире смычковый струнный инструмент. Он был создан тюркскими племенами в незапамятные времена. На запад его понесли тюрки-огузы и другие народы, которые меняли его форму и назначение соответственно своим представлениям о музыке, художественно-эстетическим традициям и имеющимся природным материалам. Но казахский кобыз сохранил самые древние черты. Его изогнутая форма сохранила связь с охотничьим или военным луком. Трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было, по мнению болгарского учёного Слави Дончева, прообразом игры на смычковых инструментах. При этом лук был моделью как смычка, так и корпуса инструмента.

Кобыз является прародителем многих смычковых инструментов. Его наследники — фидель, ребек (от арабского ребаб), пошет, который получил своё название от того, что его могли носить в кармане (от фр. Pochette – карман). Фидель и ребек, в свою очередь, являются европейскими предками скрипки. Всевозможные их модификации к концу XV века породили виолу, которая также отличалась огромным разнообразием форм и размеров. Как и на ребеке, на ней играли в вертикальном положении, дугообразный смычок держали по-прежнему ладонью вверх, но форма виолы, приближенная к формам гитары, уже напоминала маленький контрабас. Её изображение часто встречается на картинах художников эпохи Возрождения. В скрипке соединились форма виолы, размеры фиделя и ребека и резкий звук пошета. Начиная с XVII века скрипка стала соперничать с виолой. И в конечном итоге в XVIII веке, когда в городах Европы у молодой буржуазии стали популярны концерты в больших залах, скрипка полностью и бесповоротно вытеснила из европейской культуры салонную виолу.

Высказывания о кобызе

Евгений Брусиловский: Внутри кобыза, на задней стенке, они прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: "Нак! Нак!", и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья — Жер уюк. Вообще, кобыз по характеру его звучания был как бы пессимистическим инструментом.

Легенда о создании кобыза

По легенде кобыз создал Коркыт ата, великий шаман и сказитель степей. "Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем. По казахской же версии Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркыт, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. М. Ауэзов. Мысли разных лет. – Алма-Ата, 1961".

История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими аруахами (*духи предков) и духами-помощниками (*силы природы и не только). Шаманский инструмент выглядел весьма необычно: головка венчалась перьями филина, была обвешена различными металлическими пластинками в виде роговых завитков, фигур птиц, которые звенели в такт музыке; на дне чаши помещалось зеркало. Все это были не просто украшения, а шаманские знаки – символы. Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека. Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (*певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Постепенно историческая судьба как кобыза, так и кобызовой традиции стала угасать; устойчивыми носителями кобызовой традиции остались только баксы. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбры.

В традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кобыз, смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других. У каждого народа такие смычковые имеют свое название, но они похожи строением, волосяными струнами, настройкой, способами игры. О древности говорит само строение инструментов. Кобыз выдалбливался из одного цельного куска дерева – можжевельника (арша), клёна, сосны, берёзы. Инструмент состоял как бы из трех частей: головной ("бас" - голова), средней (основание - кеуде) и нижней ("аяк" - ноги). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей (дека). На ней устанавливается подставка (тиек). Струны для кобыза до сих пор изготавливаются из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук: к двум концам изогнутой ветки привязывается пучок конского волоса и скрепляется крепкой нитью из верблюжьей шерсти. Исполнитель обхватывает смычок сбоку своей ладонью. Две струны кобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном. Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Музыкальный инструмент кобыз

Казахские шаманы с древних времен умели играть на удивительном струнном смычковом инструменте, звуки которого помогали им общаться с духами предков. Простой народ верил, что кобыз священен, в руках шаманов он обретает особую силу, его музыка способна воздействовать на судьбу человека, изгонять злых духов, исцелять от болезней и даже продлевать жизнь.

Устройство инструмента

Еще в древности казахи научились изготавливать кобыз из цельного куска дерева. Они выдалбливали в куске клена, сосны или березы полый полушар, который с одной стороны продолжала изогнутая шейка с плоской головкой. С другой сооружалась вставка, служившая подставкой во время игры.

Верхней доски инструмент не имел. Чтобы играть на нем, применялся смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти – нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 сантиметров.

Музыкальный инструмент кобыз

За прошедшие столетия национальный музыкальный инструмент почти не изменился. Его также изготавливают из куска дерева, считая, что только цельные фрагменты могут сохранить душу, способную петь, как вольный ветер, завывать подобно волку или звенеть, как запущенная стрела.

В середине прошлого столетия к двум уже имеющимся добавились еще две струны. Это позволило исполнителям расширить диапазон звучания, воспроизводить на инструменте не только примитивные этнические мелодии, но и сложные произведения русских и европейских композиторов.

История

Легендарный создатель кобыза – тюркский акын и сказитель Коркыт, живший в X веке. Жители Казахстана бережно хранят, передают из уст в уста легенды об этом народном композиторе. Инструмент с древности считается атрибутом носителей тенгрианской религии – баксов.

Древний кыл-кобыз

Степные кочевники использовали кобыз, чтобы развеять печаль в долгом пути. Искусство игры на инструменте передавалось от отцов к сыновьям. В начале XX века начались гонения на шаманов, как следствие, прервались традиции игры на инструменте. Кобыз чуть не утратил свое национальное и историческое значение.

Вернуть народный инструмент и даже вывести его на большую сцену удалось казахскому композитору Жаппасу Каламбаеву и преподавателю Алма-Атинской консерватории Даулету Мыктыбаеву.

Легенда о создании кобыза

Во времена, которых уже никто не помнит, жил юноша Коркут. Ему было суждено умереть в 40-летнем возрасте – так напророчил старец, явившийся во сне. Не желая поддаваться печальной участи, парень снарядил верблюдицу, отправился в странствие, надеясь найти бессмертие. В путешествии он встречал людей, которые рыли для него могилы. Юноша понял – смерть неминуема.

Тогда он в печали принес в жертву верблюдицу, создал из ствола старого дерева кобыз, а кожей животного обтянул его корпус. Он играл на инструменте, и все живые существа прибегали послушать красивую музыку. Пока она звучала, Смерть была бессильна. Но однажды Коркут заснул, и его ужалила змея, в которую перевоплотилась Смерть. Покинув мир живых, юноша стал носителем бессмертия и вечной жизни, покровителем всех шаманов, владыкой Нижних вод.

Легенда о Коркыте и кобызе

Использование кобыза

В разных странах мира есть похожий на казахский инструмент. В Монголии это морин-хуур, в индии – таус, в Пакистане – саранги. Русский аналог – скрипка, виолончель. В Казахстане традиции игры на кобызе связаны не только с этническими ритуалами. Его использовали кочевники и жырау – советники ханов, воспевавшие их подвиги. Сегодня он входит в состав ансамблей и оркестров народных инструментов, звучит сольно, воспроизводя традиционные национальные кюи. Казахские музыканты используют кобыз в рок-композициях, в поп-музыке и в народном эпосе.

Игра на кыл-кобызе

Известные исполнители

Самые известные кобызисты:

  • Коркыт – композитор конца IX-начала X веков;
  • Жаппас Каламбаев – виртуоз и автор музыкальных сочинений;
  • Фатима Балгаева – солистка Казахского академического оркестра народных инструментов, автор оригинальной техники игры на кобызе.

В Казахстане популярна Ляйли Тажибаева – известная кобызистка, фронт-вумен группы Layla-Qobyz. Коллектив исполняет оригинальные рок-баллады, в которых особый колорит придает звучание кобыза.


Коркыт-ата - родоначальник кобыза, композитор, акын, покровитель баксы (знахарей-шаманов). С его личностью связана одна из самых удивительных и значительных легенд в мировой литературе – страхе смерти и жажде бессмертия. Однако вообще всю его жизнь окутывает некий ореол догадок, гипотез и предположений, что неудивительно, учитывая, каким выдающимся человеком он был.

d93736213adbef5d604d75f714ca4d52.jpg

Коркыт родился на побережье Сырдарьи, и его мать носила его ровно три года и девять дней. Если прибегнуть к символике чисел, можно прийти к интересным выводам. Число "три" обладает сакральными характеристиками, оно - наиболее положительное из всех чисел, так как обозначает единство тела, души и разума; рождение, жизнь, смерть; прошлое, настоящее и будущее; и, наконец, бытие, жизнь, постижение. И именно последний пункт наиболее подходит по смыслу к легенде. Далее, число "девять" - символ постоянства и цикличности, а также имеет исключительное значение в большинстве культур как утроенная (тройная) триада и первая квадратная степень среди нечётных чисел. То есть 3 и 9 в легенде неразрывно между собой связаны и дополняют друг друга. Возможно, что все это - не более чем совпадение, но все же очень интересно.

Перед рождением Коркыта началась страшная по своей силе буря, засверкали молнии, и землю окутала тьма. Все это было настолько страшно, что люди уже поверили в пришествие нечистой силы, однако когда Коркыт родился, засияло солнце и природа успокоилась, будто ничего и не было. И решили люди: "Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт".

В народе есть и такая песня:

Когда родился Коркыт,

Черное небо разлилось водой.

При его рождении страна испугалась,

И обрадовалась после.

О, мой кобыз,

Вывернутый из корня сосны.

О, мой кобыз,

Извлеченный из клена.

Мой кобыз, чей резонатор

Из кожи быстроногого верблюда.

Мой кобыз, чья подструнная подставка

Из рога дикого козла.

Мой кобыз, чьи струны

Из хвостового волоса пятилетнего жеребца.

Я покручу твои колышки.

Если мои мечты не сбудутся,

Я об землю тебя разобью.


С такими словами взялся он за инструмент, и запел кобыз голосом верблюдицы, потерявшей своего верблюжонка. И вся природа, и все живое — бегущий зверь, летящая птица, дующий ветер — замерли и стали слушать Коркыта (Коркыт ата. Энциклопедический сборник. Алматы, 1999. С. 113 -114.).

По легендам, Коркыт ата — создатель кобыза, сказитель, музыкант, композитор, покровитель баксы (знахарей-шаманов), который жил в VIII—IX веков на берегу Сырдарьи. Предания о нём встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и южной огузской (туркмены, азербайджанцы и турки) ветвей.

01

Рождение Коркыт Ата

Имя “Коркыт” с казахского переводится как “напугай”. А потому что, согласно легенде, перед его рождением, мама отведала кулана. Затем ежегодно в течение трёх лет у нее бывали схватки, и женщина носила сына три года и девять дней. Когда наступило время ребёнку появиться на свет, поднялся ураган, сопровождаемый молниями и громом. Вокруг стало темно.

Ребёнок, родившись, тут же заговорил, чем немало напугал собравшихся. Люди думали, что это демон в обличии ребёнка, и, только заметив, что он ничем не отличается от обычного младенца, успокоились. Прибывшие на праздник рождения сказали: “Его удивительный приход в этот мир так напугал нас, что имя ему будет Коркыт”.

В народе есть и такая песня:

Когда родился Коркыт,
Чёрное небо разлилось водой.
При его рождении страна испугалась,
И обрадовалась после.

Возвращаясь к сроку беременной. Число “три” обладает сакральными характеристиками, оно – наиболее положительное из всех чисел, так как обозначает единство тела, души и разума; рождение, жизнь, смерть; прошлое, настоящее и будущее; и, наконец, бытие, жизнь, постижение. И именно последний пункт наиболее подходит по смыслу к легенде. Далее, число “девять” – символ постоянства и цикличности, а также имеет исключительное значение в большинстве культур как утроенная (тройная) триада и первая квадратная степень среди нечётных чисел. То есть 3 и 9 в легенде неразрывно между собой связаны и дополняют друг друга. Возможно, что все это – не более чем совпадение, но все же очень интересно.

Между тем в “Книге Коркыт ата” говорится:

Одни источники утверждают, что он был визирем трех ханов, а другие – пяти. Некоторые именуют его не иначе как пророком, а кто-то – шаманом (баксы). Но все же все легенды сходятся в одном – он много времени уделял созданию нового музыкального инструмента.

Создание кобыза. Легенда №1


Коркыт с ранних лет научился играть на всех музыкальных инструментах. Но на этом не успокоился. Ему захотелось создать такой музыкальный инструмент, который бы мог воспроизвести все голоса животных и явлений природы. Он долго думает, пробует. Из березового полена пытается мастерить различной формы инструмент. Но что делать дальше, не знает. Он мучается, думает. Однажды, устав, он задремал. И видит во сне ангела, который говорит ему:

“Коркыт, созданный тобой инструмент похож на берцовую кость шестилетнего верблюда. Теперь ему не хватает резонатора, обтянутого шкурой верблюда нара, подструнной подставки из рога дикого козла и струн, вырванных из хвоста пятилетнего жеребца. Если все это будет, то твой инструмент запоет соловьем”.

С такими словами взялся он за инструмент, и запел кобыз голосом верблюдицы, потерявшей своего верблюжонка. И вся природа, и все живое — бегущий зверь, летящая птица, дующий ветер — замерли и стали слушать Коркыта.

Для мелодий Коркыта характерны глубокие философские раздумья, элегическое настроение и легкий приглушенный лиризм. Музыкант извлекает из кобыза музыку судьбы народа и страны, думает о их будущем. Инструмент вместе с людьми переживает боль разлуки, муки и страдания. Кобыз размышляет о смысле жизни, о счастье. Он то плачет, как верблюдица, потерявшая верблюжонка, то изливается мечтой о вечной жизни и красоте, подражая лебединой песне счастья.

Поговаривают, что кобыз – прародитель скрипки, но мы не будем пускаться в рассуждения и споры об этом и перейдём к той легенде, в которой Коркыт смог приостановить смерть.

Смерть Коркыта и создание кобыза. Легенда №2

Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Однажды во сне он услышал “Если не будешь вспоминать про смерть, то будешь жить вечно”. Гонимый мечтой о бессмертии композитор отправился на все четыре стороны света. Но везде он встречал людей, которые копали могилу. На вопрос “чья она?” Коркыт неизменно получал ответ “Это могила Коркыта”. Тогда музыкант ушёл от людей, но и там встречал смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта.

Увидев и услышав всё это, Коркыт вернулся на родину, выдолбил из дерева ширгай кобыз, натянул струны, постелил ковёр в середине реки и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. Тем временем за Коркытом пришла Смерть в виде маленькой змеи, выползшей из воды. Увидев это Коркыт продолжал играть, а змея всё это время слушала мелодию кобыза. Ходят слухи, продолжалось это в течение 50 лет. Однако нельзя играть вечно, поэтому он устал и заснул. Тогда змея очнулась и укусила Коркыт Ата. Так создатель кобыза и ушёл из жизни.

Ещё

Между тем в годы жизни Коркыта Дешт-и-Кипчак в основной массе еще не принял мусульманство. Ислам только начал распространяться. Всякая религия не сразу воспринималась любым на­родом. Истории известен факт, когда китайцы отвергали буддизм и вели жесточайшую борьбу против него. В начале нашей эры на Среднем востоке отчаянное сопротивление оказывало иному вероисповеданию несторианство.

Время, когда жил Коркыт, характеризуется не только распадом великой Тюркской империи, но и другим не менее важным событием в жизни тюрков – проникновением ислама, религии, доселе неиз­вестной (А. Аскаров, 1998 год). Коркыт, являвшийся тенгрианцем, язычником, не мог принять новую религию. Ислам в среде кочевых народов распространялся силой оружия.

Народ, исповедовавший тенгрианство, не мог так просто воспри­нять ислам, религию, чуждую привычным нравам, обычаям и психологии, формировавшейся на протяжении веков.

“Бег Коркыта от смерти, восстание против смерти, вовсе не было действием самосохранения, спасения собствен­ной души, а было сопротивлением против наступающего ислама”, – пишет исследователь, публи­цист Таракты Акселеу.

Известный историк, академик В.В. Бартольд указывал на то, что Коркыт – носитель народной мудрости. В народе до сих пор живут легендарные афоризмы, приписываемые Коркыту: “Как ни украшай осла – не быть ему тулпаром, как ни одевай рабыню – не быть ей ханшей”.

В Кызылординской области у разъезда Коркыт стоял древний мазар с куполом. Местные жители считали его захоронением Коркыта, священным местом. Долгое время на могиле постоянно горел огонь. Разливы Сырдарьи подточили фундамент памятника, и со стороны реки часть земли обрушилась еще в 1952 г. В 1980 г. по проекту архитектора Б. Ыбраева и физика-акустика С. Исатаева был создан оригинальный памятник. Памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из железобетона в виде кобызов.


Для того, чтобы быть в курсе новостей в сфере науки, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: