Государственная служба во франции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Традиции государственной службы во Франции отличаются от англо-американских. Государственная служба приобрела здесь, наряду с Германией, классический для континентальной Европы характер. Термин "бюрократизм" имеет французское происхождение.

Чиновники во Франции всегда претендовали на то, что являются не столько наемными служащими государства, сколько одним из его воплощений, и что именно они лучше других понимают и защищают национальные интересы. Среди известных семейств Франции принято отправлять своих сыновей на пополнение не только офицерского, но и чиновничьего корпуса. Французская административная элита пополнялась преимущественно из среды элиты экономической и интеллектуальной, образуя целые династии. Только в последнее десятилетие произошла ее демократизация.

Выходцы из рядов чиновничества занимали самые высокие государственные посты, включая президентские (Помпиду, Жискар д'Эстен, Ширак).

Франция является родоначальницей создания системы специализированых учебных заведений, выпускники которых пополняли ряды государственных служащих. Среди них наиболее престижны: Высшая нормальная школа, Политехническая школа, Национальная административная школа (ЭНА), Региональный институт администрации. Слушатели ЭНА специализируются на правовых и экономических проблемах управления. Право на поступление сюда имеют три категории граждан, каждая из которых проходит отдельный конкурс:

- лица с высшим образованием и не старше 26 лет;

- государственные служащие не старше 30 лет со стажем не менее 5 лет;

- выборные должностные лица местных органов, а также руководители профсоюзов и общественных ассоциаций.

По окончании школы, исходя из результатов экзаменов и зачетов, производится классификация выпускников, по итогам которой они назначаютсч на тот или иной пост. При этом подписывается

личное обязательство работать на государство в течение 10 лет под залог возврата сумм, выплаченных слушателю во время обучения116.

Выпускниками ЭНА являются практически все высшие чиновники, что способствует сохранению в их среде корпоративных принципов.

В 1946 году издан Закон об общем статусе чиновников. Он установил новую структуру и иерархию корпуса госслужащих, их зароботную плату и социальные права. Им было разрешено создавать профсоюзы и бастовать (но сохраняется запрет на политические забастовки). По данному закону, их можно было увольнять только на основании специального закона о сокращении не только должностей, но и персонала.

Назначения на высшие посты производит президент совместно с премьер-министром. Последний осуществляет общее руководство государственной службой. В этом ему помогает входящая в штат премьера специальная Дирекция администрации и публичной службы, созданная в 1945 г. Она призвана следить за движением кадров, заботиться о единообразии принципов кадровой политики ведомств, производить необходимые исследования. Однако глава правительства обычно делегирует свои полномочия по руководству государственной службой одному из министров или госсекретарей.

Важной структурой является Высший совет публичной службы, который возглавляется премьер-министром или уполномоченным им лицом. В его состав на паритетных началах входят представители профсоюзов и администрации (по 19). Он обсуждает предполагаемые реформы государственной службы, заслушивает ежегодный доклад о ее состоянии, рассматривает жалобы служащих на решения администрации.

Государственные служащие делятся на политических назначенцев и профессиональных чиновников.

В 1946 г. было введено понятие "класс", которое характеризовало положение чиновника во всем государственном аппарате, а не в его ведомстве, важность и сложность исполняемой им работы. Класс А (20% госслужащих) призван вырабатывать управленческие решения исходя из политических установок правительства. Класс В (41%) выполняет данные решения. Класс С (32%) составили специалисты. Класс Д (7%) - вспомогательный персонал (данный класс был в 1990 г. фактически слит с классом С).

Комплектование корпуса государственных служащих происходит в два этапа. На первом из них - кандидаты оцениваются по общим формальным критериям (гражданство, моральные качества, служба в армии, образование, медицинские критерии, возрастной предел в 40-45 лет).

Лица, прошедшие предварительный отбор, обычно должны пройти его второй этап - конкурс, который часто принимает форму экзамена, проводимого ЭНА. Учитывая важность конкурса, его порядок определяют законом, а также подзаконными актами. Они конкретизируют характер и программу экзаменов, порядок формирования экзаменационной комиссии, обязывают регулярно публиковать список открывающихся вакансий.

Характер экзамена зависит от класса, в состав которого желает поступить соискатель. Выработаны специальные критерии:

- класс А - обширные общие знания, профессионализм, высокие интеллектуальные способности и твердый характер;

- класс В - наряду с общими и специальными знаниями, особо требуется умение принимать административные решения, хорошее ориентирование в законах и подзаконных актах;

- класс С - необходимые специальные навыки;

- класс Д - общие знания в объеме начальной школы. Специалисты (класс С) и вспомагательный персонал (класс Д)

набираются не через конкурс, а с помощью тестов, призванных подтвердить их квалификацию или образованность.

Прохождение конкурса не обязательно ведет к немедленному назначению победителя на должность. Возможно зачисление претендента или на годичную работу в качестве стажера, или в список кандидатов с правом поступления в специализированное учебное заведение. После этой дополнительной подготовки происходит окончательное назначение.

Аттестация чиновников обычно проводится ежегодно и заключается в оценке деятельности служащих в баллах, а также в составлении на них развернутой характеристики. Каждый служащий оценивается по нескольким стандартным параметрам, важным как для исполнителей (физическая пригодность, знание работы, пунктуальность, рвение, быстрота работы), так и руководителей (умение предвидеть, организовывать, наблюдать). Кроме этих общих критериев, существуют специальные, зависящие от специфики ведомства.

Зарплата государственного служащего должна составлять не менее 100% прожиточного уровня. Разница между максимальными и минимальными окладами сократилась с 20:1 - в начале XX в. до 5:1 - в его конце.

Служащие-специалисты (юристы, экономисты, инженеры) обычно получают больше административных чиновников. Государственные служащие получают больше служащих местных органов власти. Публичные служащие в начале своей карьеры обычно получают меньше работников, занятых в частном секторе, однако постепенно их доходы выравниваются.

Обычно стандарты рабочей недели, отпуска, условия получения пенсии чиновников превышают стандарты, действующие в частном секторе.

Закон устанавливает пятилетний мораторий на переход государственных служащих в частные предприятия.

Это страна с давними традициями государственной службы. Как организационный институт государственная служба появилась там еще при короле Людовике, пройдя затем многие этапы развития.

Французское законодательство проводит различие между государственной и местной (муниципальной) службами.

  • лица, принятые администрацией на работу по контракту;
  • лица, принятые на работу в государственное учреждения, но положение которых регулируется нормами частного права (например, органы социального обеспечения);
  • лица, работающие на государственных предприятиях (в Национальной компании железных дорог, Эр-Франс).

Судьи, полицейские и военнослужащие имеют также особый статус государственных служащих.

Чиновник имеет более высокий государственный статус. Закон о государственной службе от 13 июля 1983 г. определяет круг лиц, обладающих статусом чиновника. К ним относятся служащие центральной государственной администрации и администрации регионов, департаментов, коммун и их учреждений, за исключением служащих палат парламента и судей общих судов. Правовое положение чиновников характеризуется включением их на постоянной основе в штат государственного административного органа на должность, соответствующую его рангу в административной иерархии. Таким образом, простые служащие, стажеры, а также служащие госпредприятий, публичных служб промышленного или торгового характера не рассматриваются в качестве чиновников.

В настоящее время во Франции насчитывается примерно 2,6 млн. чиновников, что составляет 12% всего занятого населения страны. 230 тыс. работников не входят в категорию чиновников, но относятся к государственным служащим. Свыше 1,1 млн. служащих работают на местном муниципальном уровне, из них около 900 тыс. - в общинных организациях, 160 тыс. — в департаментах. 24 тыс. — на уровне округов. Развитие численности служащих в сторону увеличения шло до 80-х годов XX в. В настоящее время количество государственных служащих постепенно сокращается.

В зависимости от выполняемых функций и условий приема государственные служащие пал разделяются на три основные категории: А, В, С. Каждая категория определяется двумя критериями, уровнем образования и характером исполняемых функций:

При назначении на должность чиновнику присваивается чин (класс) — звание, которое даст его обладателю право занимать определенные должности. Присвоение ранга должно основываться на конкретной деятельности чиновника. Каждый чин охватывает несколько ступеней в должностной иерархии. Таким образом, чиновник продвигается по службе путем занятия определенной ступени и повышения в чине. Законодательство Франции установило единую табель классификации персонала, должностей и чинов как для центральной государственной службы, так и для местной службы. Чиновник имеет право перейти из центральной государственной службы в местную, с сохранением своего должностного положения.

Законодательство Франции закрепляет за государственными служащими их права обязанности и гарантии. Закон от 13 июля 1983 г. гарантирует чиновникам свободу мнений и запрещает проводить различия между чиновниками по политической, религиозной, этнической принадлежности. Запрещено регистрировать в личном деле чиновника сведения о его взглядах и принадлежности к какой- либо политической организации.

Закон от 13 июля 1983 г. гарантирует служащим права в отношении профсоюзов. Они могут создавать профсоюзные организации, вступать в них, представлять их интересы. Профсоюзы чиновников имеют право обжалования в судебном порядке нормативных актов, ущемляющих права чиновников. Профсоюзы могут также вести переговоры с правительством относительно оплаты труда, условий организации работы.

Право на забастовку регулируется законодательством. Преамбула Конституции 1946 г. устранила запрет на забастовки. Это положение подтверждено в Законе от 13 июля 1983 г. Однако некоторые категории госслужащих (чиновники, полицейские, сотрудники национальной безопасности) лишены права на забастовку.

При исполнении своих должностных обязанностей чиновники пользуются защитой государства. Оно обязано также защищать работников от угроз, насилия, оскорблений, насильственных действий. Публичная служба вправе представлять интересы чиновников в суде и требовать возмещения материального ущерба, нанесенного чиновнику.

Закон от 13 июля 1983 г. фиксирует обязанности чиновников, профессиональная деятельность которых должна быть полностью посвящена выполнению служебных обязанностей. Им запрещается заниматься какой-либо иной деятельностью, связанной с получением дохода. Исключение из этого правила возможно с разрешения Государственного совета. Чиновники не могут сами или через своих посредников участвовать в деятельности предприятий, находящихся под контролем администрации, где они работают.

Закон предписывает чиновнику соблюдать профессиональную тайну, обязывает их удовлетворять запросы граждан на получение информации. В своей работе государственный служащий обязан строго следовать предписаниям своего руководства, быть беспристрастным и сдержанным.

Любые упущения чиновников при исполнении служебных обязанностей влекут за собой дисциплинарную и гражданскую ответственность, а в ряде случаев и уголовное наказание. Все дисциплинарные взыскания делятся на четыре группы: предупреждение, выговор и отстранение от должности до пяти дней; понижение в должности и временное отстранение от должности на срок до 15 дней; понижение в чине и временное отстранение от должности от шести дней до шести месяцев; увольнение, принудительный вывод на пенсию.

Дисциплинарной властью пользуется орган, назначивший чиновника на должность. При этом любое взыскание налагается только после консультации с дисциплинарным советом. Решение о взыскании может быть обжаловано чиновником в дисциплинарном апелляционном совете, при этом отстраненный от должности чиновник сохраняет право на жалованье и все прочие денежные доплаты. Служащий имеет право для обжалования взыскания обратиться в административный суд. Если в течение четырех месяцев решение о наказании чиновника не принято, он восстанавливается в своей прежней должности.

За некоторые проступки — взяточничество, коррупцию, подлог, превышение власти чиновник несет уголовную ответственность.

Если ущерб наносится чиновником вследствие его личной ошибки, он привлекается к гражданской ответственности.

Система государственной службы, функционирующая во Франции, основывается на принципе специфичности деятельности государственной администрации, что требует наличия профессиональногоперсонала. Служащий, получивший специальную подготовку, поднимается по служебной лестнице в соответствии с определенными механизмами карьерного про­движения. Такая система организации государственной службы получила название "системы карьеры" или "системы закрытой государственной службы". Эта система применяется в большинстве европейских стран (Франции, Германии, частично в Великобритании), в Японии и в ряде стран третьего мира (Марокко)[30].

Французское законодательство полно ичетко регламентирует организацию государственной службы в стране. Ее основные принципы закреплены в Конституции от 4 октября 1988 г., которая содержит базовые положения.

Правовой основой организации и функционирования государственной службы Франции является "Общий статут публичной службы", который включает четыре закона:

- Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях чиновников;

- Закон от 11 января 1984 г., содержащийположения огосударственной публичной службе;

- Закон от 26 января 1984 г. регламентирующий местную публичную службу;

- Закон от 9 января 1986 г., содержащий положения статута о государственной медицинской службе.

Французское законодательство проводит различие между государственной и местной службами. Во французском законодательстве отсутствует определение понятия "государственный служащий": Закон от 13 июля 1983 г. определяет круг лиц, обладающих статусом чиновника. К ним относятся служащие центральной государственной администрациии администрации peгионов, департаментов, коммун и их учреждений, за исключением служащих палат парламента и судей общихсудов.

Правовая доктрина и административная практика различают понятия "служащий" и "чиновник". Государственными служащими считаются лица принятые администрацией на работу по контракту; лица, принятые на работу в государственное учреждения, но положение которых регулируется нормами частного права (например, органы социального обеспечения); лица, работающие на государственныхпредприятиях. Судьи и военнослужащие имеют также особый статус, который близок статусугражданских служащих. В целом служащий - это"лицо, которое назначено на постоянную должностьи введено в штат с определенным званием в иерархии администраций, служб или административных публичных учрежденийгосударства или местных коллективов.[31]

В зависимости отвыполняемых функций и условий приема служащие подразделяются на четыре основные категории (класса):А, В, С, D. Каждая категория определяется двумя критериями: уровнем набора и характером исполняемых функций:

- Категория А объединяет чиновников, имеющих диплом о высшем
образовании и исполняющихфункции по руководству и разработке концепций. К ним относятся атташе, гражданские администраторы, препода­ватели среднего и высшегозвена;

- Чиновники категории В занимаютсяисполнительными функциями и набираются из числа бакалавровили лиц, имеющих равноценный диплом;

- Категории С и D соответствуют практическойработе, куда принимаются лица со свидетельствами обучения первого цикла и сертификатом о начальном образовании. В 1990 г. принято решение о ликвидации категории D.

Данная классификация призвана внести большую стройность в систему государственной службы.[32]

Французское законодательство содержит полный перечень правовых оснований, по которым человеку может быть отказано в приеме на государственную службу. К ним относятся: отсутствие французского гражданства; недееспособность; лишение гражданских прав; судимость, исключающаявозможность работы в государственных органах; несоответствие требований, предъявляемых кодексом национальной службы; физическое состояние, препятствующее выполнению функций.




Прием на государственную службуопределяетсяпринципом равен­ства, закрепленным в ст. 6 Декларации прав человека и гражданина, согласно которому все граждане "в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразноих способностям без каких-либо различий, кроме тех, которые обусловлены их добродетелями и талантами".

Важнейшимпринципом государственной службы является конкурс.Существует три основных вида проведения конкурсов: "внешний" - для лиц, имеющих определенные дипломы; "внутренний" - для чиновников, имеющих стаж государственной службы; смешанный, совмещающий два предыдущих. Главным принципом отбора на конкурсе являются не профессиональные качества претендентов, а общая эрудиция и элегантность стиля изложения, в основе которых должно быть классическое гуманитарное образование[33]. Закон от 13 июля 1983 года определяет конкурс как способ распределения ограниченного количества должностей на основании экзаменов или проверок.

Следует подчеркнуть, что в отличие от США, где господствует концепция специализации служащего в госаппарате, во Франции превалируют положения о необходимости широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических функций. Французская государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые различные задачи.[34]

Законодательство Франции закрепляет за государственными служащими их права и гарантии. Закон от 13 июля 1983 г. гарантирует чиновникам свободу мнений и запрещает проводить различия между чиновникамипо политической, религиозной, этнической принадлежности. Запрещено регистрировать в личном деле чиновника сведения о его взглядах и при­надлежности к какой-либо политической организации. Закон от 13 июля 1983 г. гарантирует служащим профсоюзные права. Они могут создавать профсоюзные организации, вступать в них, представлять их интересы. Закон от 13 июля 1983 г. фиксирует обязанности чиновников, профессиональная деятельность которых должна быть полностью посвящена выполнению служебных обязанностей. Им запрещается заниматься какой-либо деятельностью, связанной с получением дохода. Исключение из этого правила возможно с разрешения Государственного совета. Чиновники не могут сами или через своих посредников участвоватьв деятельности предприятий, находящихся под контролем администрации,где они работают.[35]

Любые упущения чиновников при исполнении служебных обязанностей влекут за собой дисциплинарную и гражданскую ответственность, а в ряде случаев и уголовное наказание.

Ответственность за проведение политики в области государственной службы несет премьер-министр. Он следит за исполнением положений статута о государственных служащих.

Координацией и выработкой политики занимается Генеральное управление администрации и государственной службы. Управление организует межведомственные конкурсы на замещение должностей, курирует региональные институты администрации, Национальнуюшколу администрации, руководит межведомственными штатами.

Кроме премьер-министра, полномочиями в области государственной службы обладаютпрезидент республики и правительство (министры). Ключевую роль в координации всей политики в области государственной службы играет Министерство государственной службы, которое является одним из подразделений секретариата премьер-министра.

Президент назначает на высшие гражданские и военные должности членов Государственного совета, префектов, послов, высших судебных чиновников, профессоров университетов и др. Правительство принимает постановления в отношении политики в области государственной службы, законопроекты, касающиеся положения чиновников, разрабатывает осо­бые статуты административных служб. Министры обладают полномочиями по руководству вверенной им администрации.Особая роль принадлежит министру финансов и экономики, который осуществляет контроль за всеми актами, затрагивающими финансовую сторону деятельности государственной службы.

В соответствие с принципом участия чиновников в самоуправлении существуетчетыре категории консультативных органов: Высший совет государственной публичной службы, который формируется на паритетной основе из представителейадминистрации и профсоюзов; паритетные административные комиссии; паритетныетехнические комиссии; советы по гигиене и охране труда.

Опыт Франции представляет большой интерес для стран, принадлежащих, как и она, к континентальной государственно-политической семье. Пятая республика доказала возможность соединения сильной президентской власти и демократических институтов.[37]

Система государственной службы, функционирующая во Франции, основывается на принципе специфичности деятельности государственной администрации, что требует наличия профессиональногоперсонала. Служащий, получивший специальную подготовку, поднимается по служебной лестнице в соответствии с определенными механизмами карьерного про­движения. Такая система организации государственной службы получила название "системы карьеры" или "системы закрытой государственной службы". Эта система применяется в большинстве европейских стран (Франции, Германии, частично в Великобритании), в Японии и в ряде стран третьего мира (Марокко)[30].

Французское законодательство полно ичетко регламентирует организацию государственной службы в стране. Ее основные принципы закреплены в Конституции от 4 октября 1988 г., которая содержит базовые положения.

Правовой основой организации и функционирования государственной службы Франции является "Общий статут публичной службы", который включает четыре закона:

- Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях чиновников;

- Закон от 11 января 1984 г., содержащийположения огосударственной публичной службе;

- Закон от 26 января 1984 г. регламентирующий местную публичную службу;

- Закон от 9 января 1986 г., содержащий положения статута о государственной медицинской службе.

Французское законодательство проводит различие между государственной и местной службами. Во французском законодательстве отсутствует определение понятия "государственный служащий": Закон от 13 июля 1983 г. определяет круг лиц, обладающих статусом чиновника. К ним относятся служащие центральной государственной администрациии администрации peгионов, департаментов, коммун и их учреждений, за исключением служащих палат парламента и судей общихсудов.

Правовая доктрина и административная практика различают понятия "служащий" и "чиновник". Государственными служащими считаются лица принятые администрацией на работу по контракту; лица, принятые на работу в государственное учреждения, но положение которых регулируется нормами частного права (например, органы социального обеспечения); лица, работающие на государственныхпредприятиях. Судьи и военнослужащие имеют также особый статус, который близок статусугражданских служащих. В целом служащий - это"лицо, которое назначено на постоянную должностьи введено в штат с определенным званием в иерархии администраций, служб или административных публичных учрежденийгосударства или местных коллективов.[31]

В зависимости отвыполняемых функций и условий приема служащие подразделяются на четыре основные категории (класса):А, В, С, D. Каждая категория определяется двумя критериями: уровнем набора и характером исполняемых функций:

- Категория А объединяет чиновников, имеющих диплом о высшем
образовании и исполняющихфункции по руководству и разработке концепций. К ним относятся атташе, гражданские администраторы, препода­ватели среднего и высшегозвена;

- Чиновники категории В занимаютсяисполнительными функциями и набираются из числа бакалавровили лиц, имеющих равноценный диплом;

- Категории С и D соответствуют практическойработе, куда принимаются лица со свидетельствами обучения первого цикла и сертификатом о начальном образовании. В 1990 г. принято решение о ликвидации категории D.

Данная классификация призвана внести большую стройность в систему государственной службы.[32]

Французское законодательство содержит полный перечень правовых оснований, по которым человеку может быть отказано в приеме на государственную службу. К ним относятся: отсутствие французского гражданства; недееспособность; лишение гражданских прав; судимость, исключающаявозможность работы в государственных органах; несоответствие требований, предъявляемых кодексом национальной службы; физическое состояние, препятствующее выполнению функций.

Прием на государственную службуопределяетсяпринципом равен­ства, закрепленным в ст. 6 Декларации прав человека и гражданина, согласно которому все граждане "в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразноих способностям без каких-либо различий, кроме тех, которые обусловлены их добродетелями и талантами".

Важнейшимпринципом государственной службы является конкурс.Существует три основных вида проведения конкурсов: "внешний" - для лиц, имеющих определенные дипломы; "внутренний" - для чиновников, имеющих стаж государственной службы; смешанный, совмещающий два предыдущих. Главным принципом отбора на конкурсе являются не профессиональные качества претендентов, а общая эрудиция и элегантность стиля изложения, в основе которых должно быть классическое гуманитарное образование[33]. Закон от 13 июля 1983 года определяет конкурс как способ распределения ограниченного количества должностей на основании экзаменов или проверок.

Следует подчеркнуть, что в отличие от США, где господствует концепция специализации служащего в госаппарате, во Франции превалируют положения о необходимости широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических функций. Французская государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые различные задачи.[34]

Законодательство Франции закрепляет за государственными служащими их права и гарантии. Закон от 13 июля 1983 г. гарантирует чиновникам свободу мнений и запрещает проводить различия между чиновникамипо политической, религиозной, этнической принадлежности. Запрещено регистрировать в личном деле чиновника сведения о его взглядах и при­надлежности к какой-либо политической организации. Закон от 13 июля 1983 г. гарантирует служащим профсоюзные права. Они могут создавать профсоюзные организации, вступать в них, представлять их интересы. Закон от 13 июля 1983 г. фиксирует обязанности чиновников, профессиональная деятельность которых должна быть полностью посвящена выполнению служебных обязанностей. Им запрещается заниматься какой-либо деятельностью, связанной с получением дохода. Исключение из этого правила возможно с разрешения Государственного совета. Чиновники не могут сами или через своих посредников участвоватьв деятельности предприятий, находящихся под контролем администрации,где они работают.[35]

Любые упущения чиновников при исполнении служебных обязанностей влекут за собой дисциплинарную и гражданскую ответственность, а в ряде случаев и уголовное наказание.

Ответственность за проведение политики в области государственной службы несет премьер-министр. Он следит за исполнением положений статута о государственных служащих.

Координацией и выработкой политики занимается Генеральное управление администрации и государственной службы. Управление организует межведомственные конкурсы на замещение должностей, курирует региональные институты администрации, Национальнуюшколу администрации, руководит межведомственными штатами.

Кроме премьер-министра, полномочиями в области государственной службы обладаютпрезидент республики и правительство (министры). Ключевую роль в координации всей политики в области государственной службы играет Министерство государственной службы, которое является одним из подразделений секретариата премьер-министра.

Президент назначает на высшие гражданские и военные должности членов Государственного совета, префектов, послов, высших судебных чиновников, профессоров университетов и др. Правительство принимает постановления в отношении политики в области государственной службы, законопроекты, касающиеся положения чиновников, разрабатывает осо­бые статуты административных служб. Министры обладают полномочиями по руководству вверенной им администрации.Особая роль принадлежит министру финансов и экономики, который осуществляет контроль за всеми актами, затрагивающими финансовую сторону деятельности государственной службы.

В соответствие с принципом участия чиновников в самоуправлении существуетчетыре категории консультативных органов: Высший совет государственной публичной службы, который формируется на паритетной основе из представителейадминистрации и профсоюзов; паритетные административные комиссии; паритетныетехнические комиссии; советы по гигиене и охране труда.

Опыт Франции представляет большой интерес для стран, принадлежащих, как и она, к континентальной государственно-политической семье. Пятая республика доказала возможность соединения сильной президентской власти и демократических институтов.[37]

Целью исследования является изучение особенностей организации госслужбы во Франции.

Задачи, требующие подробнейшего рассмотрения, следующие:

1.Законодательная основа госслужбы во Франции;

2.Понятие и категории госслужащих;

3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы;

4. Правовой статус госслужащего;

5.Руководство государственной службой.

Файлы: 1 файл

гос служба во Франции.docx

Государственная (публичная) служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службы. На государственной службе занято около 2 млн. человек, местной – 1,4 млн. и медицинской – 0,8 млн.

Местная публичная служба начала формироваться во Франции в середине 1980-х годов. Законами от 13 июля 1983 года и от 26 января 1984 г. для государственной и местной служб был установлен единый табель классификации персонала, должностей и чинов.

Французская система администрации во многом представляла для России нечто вроде недостижимого идеала упорядоченной государственной организации. И во многом организации госслужбы в России и Франции были похожи (внешними чертами), особенно в некоторые исторические периоды.

Изучение бюрократической системы Франции, уходящей корнями во времена абсолютизма, единой централизованной административной системы, позволяет сделать выводы о некоторой преемственности российской госслужбы.

Целью исследования является изучение особенностей организации госслужбы во Франции.

Задачи, требующие подробнейшего рассмотрения, следующие:

1.Законодательная основа госслужбы во Франции;

2.Понятие и категории госслужащих;

3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы;

4. Правовой статус госслужащего;

5.Руководство государственной службой.

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ВО ФРАНЦИИ

Французское законодательство достаточно полно и четко регулирует организацию государственной службы. Ее основные принципы закреплены в Конституции 1958 года, а также в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле Конституции 1946 года. Статья 34 Конституции 1958 года относит "установление категорий публичных учреждений" и "основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим" к сфере законодательного регулирования. Декларация прав человека и гражданина провозглашает принцип равного доступа граждан к публичной службе (ст. 6), а Преамбула Конституции 1946 г. – свободное определение условий труда и право на забастовку. 1

Отдельное место в механизме нормативно- правового регулирования публичной службы занимают статуты – нормативные акты, регулирующие правовое положение чиновников. Различают общий, особые и специальные статуты. Общий статут публичной службы применяется ко всем чиновникам. Его положения содержатся в четырех законах: Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях чиновников; Закон от 11 января 1984 г., содержащий положения статута о центральной публичной службе; Закон от 26 января 1984 г., содержащий положения о местной публичной службе; Закон от 6 января 1986 г., содержащий положения статута о государственной медицинской службе.

Кроме того, существуют и особые статуты, регламентирующие специфику применения общего статута к служащим, входящим в определенный штат (корпус) чиновников). В них, как правило, фиксируются функциональные обязанности служащих, условия и порядок принятия на службу, продвижение по службе и присвоение соответствующих чинов и рангов. Особые статуты принимаются декретом Государственного совета после консультации с Высшим советом центральной государственной службы.

Ряд принципиальных положений, касающихся государственной службы, содержится в решениях Конституционного совета.

ГЛАВА 2.ПОНЯТИЕ И КАТЕГОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.

По французскому праву чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получившее ранг в административной иерархии. Госслужащий – понятие более широкое: это лицо, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу госоргана. Таким образом, все чиновники – госслужащие, но не все госслужащие – чиновники. Если чиновник по определению связан с госслужбой на всю профессиональную жизнь фактом включения его в штат и присвоения ему ранга, то другие категории госслужащих рассматриваются как люди временные или, во всяком случае, не до конца интегрированные в систему. К таким категориям относятся:

Таким образом, правовая доктрина и административная практика различают понятия "служащий" и "чиновник". Правовое положение чиновника характеризует включение на постоянной основе в штат государственного органа на должность, соответствующую его чину (рангу) в административной иерархии. 3

Важным понятием является штат (корпус) – объединение чиновников, выполняющих примерно одинаковую работу (гражданские администраторы, инспекторы казначейства, учителя и др.). В системе центральной госслужбы Франции существует около тысячи штатов (корпусов). В зависимости от выполняемых функций и условий поступления на госслужбу чиновничество внутри штата (корпуса) подразделяется на четыре категории: A, B, C, D. Каждая определяется уровнем найма и характером исполняемых функций.

Высшая – A – объединяет штаты чиновников с магистерской степенью, выполняющих функции по разработке концепций и руководству (атташе, гражданские администраторы и пр.). В категорию B входят чиновники среднего звена, имеющие диплом бакалавра или равноценные (административные секретари, контролеры и пр.). Последующие две категории охватывают работников практического уровня с более низким образованием, при этом категория D постепенно сокращается.

Как правило, вся карьера чиновника проходит внутри одной категории. Переход в более высокую, скорее, исключение. Каждой категории соответствует индексированная классификация, определяющая минимальный и максимальный оклады входящих в нее чиновников.

Каждая категория охватывает несколько рангов. Ранги – основное звено карьерной классификации. Это звание, дающее его владельцу право на занятие ряда соответствующих рангу должностей, является для чиновника важной гарантией стабильности его положения, его защитой от превратностей административной жизни. Иногда ранги называют классами. Каждый ранг делится на ступени, и вся карьера чиновника проходит, как правило, через повышение ступеней и рангов.

Должность – понятие, отдельное от ранга. Это конкретная рабочая позиция и соответствующая ей ставка в бюджетном расписании. Административный орган самостоятельно назначает чиновника на должность, соответствующую его рангу. Каждому рангу соответствует ряд должностей.

ГЛАВА 3.ПРОЦЕСС СЛУЖБЫ

Принцип равного доступа, закрепленный в Конституции, предполагает запрет любой дискриминации на основании пола, убеждений или взглядов кандидата. Однако этот принцип не является абсолютным. Если кандидат выражает несовместимые с должностью, на которую он претендует, взгляды, это служит основанием для отклонения его кандидатуры. В целом же Закон устанавливает пять условий допуска: наличие французского гражданства, обладание политическими правами, соблюдение законов, положительное отношение к законам о службе в армии, а также физическая пригодность для данной работы. Соблюдение принципа равного доступа контролируется судом, и поэтому на практике, кроме кандидатов, не удовлетворяющих требованиям закона и статута, отсеиваются лишь умственно отсталые либо явно безнравственные лица.

Конкурсный отбор

Конкурс считается наиболее демократичной процедурой, обеспечивающей соблюдение принципа равного доступа, а также наиболее эффективным способом отбора, поскольку позволяет выделить самых способных, основываясь на их заслугах и талантах.

Жюри образует орган, обладающий полномочиями назначать на открывающиеся должности. Оно должно быть беспристрастным и подчиняться регламенту конкурса. По результатам испытаний жюри составляет список пригодных, с точки зрения, кандидатов, ранжируя их в соответствии с полученными оценками. Оно вправе вообще не одобрить ни одного кандидата либо представить дополнительный список. Этим полномочия жюри исчерпываются. Его положительная рекомендация дает лишь возможность, а не право получить должность.

Само назначение проводится органом или лицом, объявившим конкурс. Организатор конкурса должен учитывать рекомендации жюри: придерживаться представленного жюри списка, а также установленной им ранжировки кандидатов, но в принципе может и вообще отказаться от назначения кого-либо на должность. Лицо, получившее назначение, не сразу приобретает статус чиновника, а получает должность-стажера либо ученика.

Административный суд контролирует законность конкурсов и производимых по их итогам назначений. Любой участник конкурса имеет право обжаловать его результаты. Если жалоба признана правомерной, то итоги конкурса аннулируются, и он проводится заново.

Принцип конкурса не является универсальным. Закон и общий статут допускают и другие процедуры – использование списков пригодности, профессиональные экзамены или даже в некоторых случаях произвольный выбор. Есть перечень высших должностей, назначение на которые производится по решению правительства. Это так называемые политические должности – генеральный секретарь, префект, посол и пр. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться правительством с согласия суда. Это дает правительству большую свободу в назначениях. Но лицо, назначенное подобным образом и не состоявшее до тех пор на госслужбе, посредством такого назначения статуса чиновника не приобретает.

Для чиновников был создан особый правовой статус. Одна из отправных позиций, сформулированная Государственным советом, сводится к тому, что государство может создавать любые управленческие учреждения, которые сочтет необходимыми, и имеет право предоставлять персоналу привилегии для обеспечения их деятельности. Администрация рассматривается как особая социальная функция, а сам чиновник является специальным агентом власти. Конституция 1958 года усилила тенденции укрепления исполнительной власти.

Концепция карьеры имеет серьезное идеологическое обоснование: она основана на понимании государственной службы как специфичной профессии, требующей полной отдачи в служении государству. Карьера характеризуется гарантией занятости для служащих, а также профессиональной мобильностью на все время прохождения службы.

Правовое положение чиновников характеризуется включением на постоянной основе в штата государственного административного органа на должность, соответствующей ее рангу в административной иерархии. Таким образом, временные служащие, стажеры, а также служащие публичных служб промышленного или торгового характера, за исключением директоров и бухгалтеров, не рассматриваются в качестве чиновников.

Читайте также: