Сарьян художник биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мартирос Сарьян (1880 — 1972) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.

Содержание

Биография Мартироса Сарьяна

На хуторе, расположенном в сорока километрах от Нахичевани, принадлежащем отцу М. Сарьяна, прошли детские и юношеские годы художника. Об этих годах Мартирос Сергеевич всегда вспоминал с любовью:

Эти детские впечатления зародили в художнике любовь к природе и во многом определили в последующие годы его интерес к пейзажной тематике.

В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина.

Учителями Сарьяна в Училище были К. Горский, А. Корин, В. Бакшеев, С. Милорадович, Н. Касаткин, Л. Пастернак, А. Архипов. Некоторое время Сарьян работал в мастер-ских А. Степанова и А. Васнецова. Последний заменил умершего И. Левитана, у которого Сарьяну пришлось работать очень недолго.

Интересно высказывание о Серове самого Сарьяна:

В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

Художника пленили здесь не только природа, южное солнце и зной, но и тот новый, своеобразный мир, в котором ему открылись иная жизнь, иной быт, иные люди и даже
иные животные. Это было так не похоже на всё то, что он видел в Москве. В нём пробуждались затуманенные впечатления детских лет — его жизнь на хуторе отца.

Впечатления, хотя и очень сильные, были так новы, что найти сразу отражение в исполненных здесь, в Армении, работах не могли, но они зародили в художнике какие‐то
ещё неясные, смутные представления о совершенно новых формах изображения природы.

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна.

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани.

В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже.

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Творчество Сарьяна

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В пейзажах‐картинах Сарьяна 20‐х годов, показывающих широту и грандиозность раскрывающихся панорам, есть много верно подмеченных и метко переданных черт природы Армении. В том, как схватывает художник структуру пейзажа, как пишет горы, возвышенности, поля, круто обрывающиеся ущелья, иногда одиноко стоящее дерево и падающую от него резкую тень и другие детали, есть большая убедительность. Одна-ко считать эти синтетические пейзажи всецело списанными с натуры нельзя. Уже самая задача синтеза, сводящаяся к тому, чтобы передать на одном холсте пейзаж Армении в целом — его низменные, возвышенные и горные места, его долины, ущелья, реки и пр., — требует условного композиционного построения. То же самое приходится сказать и о цветовом решении. Отбрасывая все разнообразнейшие цветовые нюансы, имеющиеся в природе, и сводя краски армянского пейзажа к нескольким контрастным сочетаниям жёлтого, розового, синего, голубого, художник допускает и здесь известную условность.

Но эти моменты условности не умалили, а усилили эмоциональное звучание пейзажей, подчеркнули остроту, новизну сарьяновского восприятия Армении. Всё это дало основа-ние А. В. Луначарскому писать:

В творчестве Сарьяна первой половины 20‐х годов заметное место занимает пор-трет. Большинство портретов графические, но есть и несколько живописных. Среди последних следует прежде всего выделить портрет поэта Егише Чаренца (1923). Это один из удачных психологических портретов Сарьяна. В нём поэт предстаёт таким, каким мы, современники, его знали. Особенно выразительны глаза, метко схваченный, исподло-бья устремлённый, как бы недоверчивый взгляд. Выбрав удлинённый формат полотна, художник ограничился изображением головы портретируемого. Сдвинув её несколько вправо от центра, слева он противопоставляет ей красно‐коричневую египетскую маску.

Разителен контраст маски и живого лица. В портрете Чаренца сказалось и увлечение ху-дожника декоративноживописными задачами, но это не снижает выразительности соз-данного художником образа. Серия графических портретов Сарьяна этого времени исполнена преимущественно карандашом. В работах художника дореволюционных лет графика занимала ограничен-ное место, обычно он пользовался карандашом для небольших зарисовок подсобного характера. Как на исключение можно указать лишь портрет Александра Мясникяна.

Карандашные портреты Сарьяна, исполненные в первые советские годы, — это уже не беглые наброски, а вполне законченные работы. В 1923 – 1925 годах художник испол-няет около двадцати графических портретов выдающихся общественных деятелей Ар-мении. Тут и портреты руководителей Коммунистической партии Армении — А. Мра-вяна, А. Иоаннисяна, А. Кариняна, А. Ерзинкяна — и ряд портретов артистов, писателей, музыкантов — А. Восканяна, А. Акопяна, В. Папазяна, М. Манвеляна, Д. Демирчяна, Р. Меликяна и других. Они исполнены примерно на одинаково высоком уровне, трудно среди них выделить наиболее удавшиеся.

Графические работы художника можно разделить на две группы. К первой относятся портретные рисунки и зарисовки с натуры, ко второй — книжные иллюстрации.

Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении.

Живя вдали от родины, Сарьян продолжает находиться под впечатлением природы Армении и Закавказья. Исполненные в Париже армянские пейзажи, в отличие от монументальных работ 1923 – 1924 годов, имеют камерный характер как по своему содержа-нию, так и по размерам. Это или городские и деревенские пейзажи с узкими улицами, кубическими домиками с плоскими крышами, оживлённые редкими деревьями, живот-ными, одинокими фигурами людей, или склоны гор с пасущимися овцами, долины, замыкаемые цепью гор с выступающими местами тополями, бегущими ланями и т. п. Как и в прошлом, в годы путешествий на Восток, в них фантастическое, созданное воображе-нием художника, сочетается с меткостью реальных наблюдений. Эти новые армянские пейзажи менее декоративны, местами художник пользуется импрессионистическими приёмами мелких мазков. Но лаконизм, резкие контрасты светотени связывают их со старыми работами.

Примерно то же самое можно сказать и о натюрмортах, в них помимо декоративных задач художник стремился к пластической характеристике предметов.

Природа Франции и сам Париж не привлекали Сарьяна‐художника. За время пребы-вания в Париже им было написано лишь четыре пейзажных этюда. Три из них — берега Марны в окрестностях города — малопримечательны в живописном отношении, инте-реснее четвёртый — Сена в окрестностях Парижа — вид из окна парижской мастерской художника, написанный вскоре по приезде, — выполнен ещё в декоративно‐плоскост-ных приёмах. Сарьян совершил поездку в Шамони, но природа французской Швейцарии не заинтересовала художника, он ограничился всего несколькими карандашными зарисовками.

Работы, исполненные Сарьяном по возвращении в Ереван из Парижа, свидетельству-ют о совершившемся в искусстве художника переломе, который, впрочем, наметился ещё до поездки. Перелом сказался во всех областях творчества, но наиболее нагляден он в пейзажах. Работа с натуры в области станкового пейзажа стала с этого времени не толь-ко основным, но и единственным методом художника. Огромно количество армянских пейзажей, написанных Сарьяном. Поражает разнообразие аспектов изображения. Один
и тот же мотив, например вид на Арарат из Еревана или окрестностей города, предстаёт каждый раз по‐новому, в зависимости от условий освещения, состояния атмосферы. В
каждом пейзаже Сарьяна заложены определённое чувство, мысль.

Мартирос Сарьян (Martiros Saryan; 16 февраля 1880 — 5 мая 1972 гг.) — выдающийся армянский художник ХХ века, яркий представитель символизма и фовизма. Мартирос Сарьян наиболее известен созданием картин в портретном и пейзажном жанрах, хотя среди многочисленных шедевров его творчества также есть немало натюрмортов и красочных иллюстраций к сказкам. Биография мастера тесно связана с Ереваном, где он прожил большую часть жизни и был похоронен после смерти.

Мартирос Сарьян. Фотопортрет художника, 1920-е

Мартирос Сарьян по праву считается величайшим армянским художником советской эпохи. На протяжении многих лет он вел активную общественную деятельность, а за заслуги перед национальным искусством был неоднократно награжден государственными премиями, почетными званиями, орденами и медалями СССР.

Биография Мартироса Сарьяна

Мартирос Сарьян появился на свет 16 февраля 1880 года в зажиточной семье интеллигентов в городе Нахичевань, который сегодня является частью Ростова-на-Дону. Мальчик с детства увлекался рисованием, поэтому после получения аттестата о среднем образовании в 1897 году он уехал в Москву и был зачислен на обучение в училище живописи, ваяния и зодчества.

Еще будучи студентом Мартирос впервые побывал в Армении и горячо полюбил историческую родину своих предков. Тем не менее после окончания училища он остался в Москве, где активно принимал участие в деятельности целого ряда модернистских художественных объединений. Тогда же его работы впервые были представлены широкой публике на нескольких выставках, но особого успеха молодому автору они не принесли.

Общение с тысячами людей, переживших ужасные события геноцида, произвело огромное впечатление на психику живописца. Он пережил сильнейшее душевное потрясение и не мог больше заниматься искусством. Друзья уговорили его уехать из Армении в Грузию, где здоровье Сарьяна постепенно восстановилось. Здесь же он встретил свою будущую супругу — армянскую девушку по имени Лусик Агаян. В 1916 году пара поженилась, в этом браке у Мартироса впоследствии родилось двое сыновей.

Революционные события 1917 года застали художника в Тифлисе, откуда он вместе с женой вскоре переехал в родную Нахичевань. На берегах Дона он пережил смутные времена Гражданской войны, а вскоре после ее окончания получил личное приглашение от председателя Совнаркома Армении переехать на постоянное место проживания в Ереван.

Летом 1921 года Мартирос Сарьян переехал с семьей в Закавказье и сразу же активно включился в общественную работу. Он принял участие в создании республиканского общества художников, музея искусств и училища живописи, а также разработал проект герба Армянской ССР и дизайн занавеса народного театра. В те годы художник часто путешествовал по районам республики и создал множество очаровательных сельских пейзажей.

В 1925 году картины Мартироса впервые в эпоху Советской власти были представлены на престижной московской выставке, где получили высокие оценки критиков. Более того, художнику предоставили право выезда за границу, которым он тут же воспользовался. Сарьян с семьей уехал в Париж и прожил в столице Франции до 1928 года, создав десятки произведений живописи в разных жанрах.

В отличие от многих представителей интеллигенции той поры, Мартирос никогда не хотел навсегда покинуть Советский Союз и после двухлетнего пребывания за рубежом вернулся в Ереван. К несчастью, во время путешествия домой на корабле случился пожар и все работы, написанные мастером в Париже, уничтожил огонь.

Мартирос Сарьян. Герб Армянской ССР, 1922

Тем не менее Сарьян с энтузиазмом вновь взялся за кисть и занялся созданием произведений, прославляющих новое свободное общество. В этот период творчества любимым жанром мастера стал городской пейзаж и появилось множество работ с видами уютных двориков старинного Еревана. Тогда же художник написал целый ряд портретов высоких политических вождей Армении и видных представителей местной интеллигенции.

Однако в середине 30-х прошлого столетия власти СССР решили взять искусство под полный контроль и окончательно искоренить свободу творчества. Начался очень сложный период в жизни мастера, его нередко обвиняли в формализме и безыдейности, но, к счастью, репрессии не коснулись его близких. В этих условиях художник практически перестал писать картины и переключился на иллюстрирование книг, а также разработку декораций к театральным постановкам.

Только после смерти Сталина Мартирос Сарьян смог вздохнуть с облегчением и вновь обратиться к живописи. При Хрущеве и Брежневе он был признан живым классиком национального искусства и получил множество высоких наград. Несмотря на почтенный возраст мастер продолжал творить до глубокой старости, и свою последнюю картину написал за месяц до смерти в возрасте 92 лет. Прожив очень долгую и насыщенную событиями жизнь, Мартирос Сарьян навсегда отошел в вечность 5 мая 1972 года в своем ереванском доме-студии.

Самые известные картины Мартироса Сарьяна

Гениальный армянский живописец подарил человечеству множество прекрасных произведений искусства. Самыми известными картинами Мартироса Сарьяна считаются:

Мартирос Сарьян навсегда останется в памяти армянского народа величайшим национальным мастером живописи ХХ столетия. Он прожил долгую жизнь и оставил человечеству множество замечательных картин разных жанров.

В ростовской Нахичевани вы можете пройти по улице Сарьяна, в Ереване — заглянуть в музей его имени и поскрипеть половицами его старого дома. Судьба и история распорядились так, что нахичеванский армянин стал ереванским, а сын землепашца — великим художником, принадлежащим всему миру.

12.jpg

Мартирос Сарьян с женой, сестрой, сыновьями, невестками и внучками.

5.jpg

Сарьян с ростовским племянн иком Никитой.

10.jpg

Мартирос Сергеевич с невесткой и внучкой.

1.jpg

9.jpg

Супруга Мартироса Сергеевича — Лусик на открытии посмертной выставки Сарьяна в Ростове-на-Дону.

6.jpg

Лусине с невесткой и внучкой.

Мартиро́с Серге́евич Сарья́н (арм. Մարտիրոս Սարյան ; 28 (16) февраля 1880, Нахичевань-на-Дону, Российская империя — 5 мая 1972, Ереван, Армянская ССР, СССР) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник. [1]

Действительный член АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1960). Действительный член АН Армянской ССР (1956). Герой Социалистического Труда (1965). Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—1951). Лауреат Ленинской премии (1965) и Сталинской премии второй степени (1941).

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Содержание

Биография



Художник Мартирос Сарьян (второй снизу слева) рядом с хачкаром в армянском монастыре Санаин в 1902 году

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.



Блок почтовых марок Армении с портретами деятелей искусства: Комитас, Хачатурян, Сарьян, Тертерян, Спендиарян, Горки, Аветисян, Орбели, Симонян

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Депутат ВС СССР 2—4-го созывов (1946—1958). Депутат ВС Армянской ССР с 1959 года.

Работы находятся в собраниях

Награды и премии

Память

Работы











Сочинения

Библиография

В кино

Примечания

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои

Улица. Полдень · Константинопольские собаки · Натюрморт. Виноград · Армянка · В армянской деревне (1901) · Цикл Сказки и сны (1903—1908) · Сказка (1904) · Король с дочерью (1904) · У подножия Арарата (1904) · У родника (1904) · Чары Солнца (1905) · В ущелье Ахуряна (1905) · Комета (1907) · Вечер в горах (1907) · В тени (1908) · У колодца (1908) · Гиены (1909) · Автопортрет (1909) · Фруктовая лавочка (1910) · Финиковая пальма (1911) · Утро. Зелёные горы (1912) · Цветы Калаки (1914) · Портрет поэта Цатуряна (1915) · Гора Шамирам (1922) · Ереван (1923) · Горы Армении (1923) · Армения (1923) · Пёстрый пейзаж (1924) · Газели (1926) · К роднику (1926) · Портрет архитектора А. Таманяна (1933) · Цикл Армянские народные сказки (1930, 1933, 1937) · Горный пейзаж (1942) · Автопортрет с палитрой (1942) · Апрельский пейзаж (1944) · Бжни. Крепость (1946) · Колхоз села Кариндж в горах Туманяна (1952) · Груши (1957) · Земля (1969) · Портрет Р. Н. Симонова ·

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сарьян, Мартирос Сергеевич" в других словарях:

Сарьян, Мартирос Сергеевич — Мартирос Сергеевич Сарьян. САРЬЯН Мартирос Сергеевич (1880 1972), армянский живописец. Мастер жизнеутверждающего эмоционального пейзажа, яркого и декоративно–обобщенного по манере ( Армения , 1923), строгого по характеристике портрета ( Р.Н.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сарьян Мартирос Сергеевич — [16(28).2.1880, Нахичевань на Дону, ныне в черте г. Ростов на Дону, ‒ 5.5.1972, Ереван], советский живописец, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического… … Большая советская энциклопедия

Сарьян Мартирос Сергеевич — (1880 1972), советский живописец. Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1965). Председатель СХ Армянской ССР (1947 51). Учился в… … Художественная энциклопедия

САРЬЯН Мартирос Сергеевич — (1880 1972) армянский живописец, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армении (1956), Герой Социалистического Труда (1965). Мастер жизнеутверждающего эмоционального пейзажа, яркого и… … Большой Энциклопедический словарь

Сарьян Мартирос Сергеевич — (1880 1972), живописец, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1965). Мастер жизнеутверждающего эмоционального пейзажа, яркого и декоративно… … Энциклопедический словарь

Сарьян Мартирос Сергеевич — Мартирос Сергеевич Сарьян Мартирос Сарьян. Автопортрет. 1925 год Юбилейная армянская марка 2005 года Дата рождения: 16 (28) февраля 1880(18800228) … Википедия

Мартирос Сергеевич Сарьян — Мартирос Сарьян на юбилейной армянской марке 2005 года Дата рождения: 1880 Место рождения: Нахичеван на Дону Дата смерти … Википедия

Сарьян, Мартирос — Мартирос Сергеевич Сарьян Мартирос Сарьян. Автопортрет. 1925 год Юбилейная армянская марка 2005 года Дата рождения: 16 (28) февраля 1880(18800228) … Википедия


Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880 года в России, в армянском городе Новая Нахичевань, близ реки Дон (ныне район Ростова-на-Дону). Предки Сарьяна были выходцами из Ани – древней столицы Армении.

1897 -1903


В 1897 году Мартирос Сарьян становится студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Юноша стал жадно впитывать всё богатство культурной жизни российской столицы.

1904 -1909


Поездки на Кавказ в 1901-1903 гг. стали для Сарьяна истинным откровением. Летом 1902 года художник побывал в Ани. "В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрёл сказочный мир моего детства", - рассказывал художник.

1910 -1913


Интерес к восточной культуре стал определяющим на пути развития европейского и русского искусства XX века. Но в творчестве Сарьяна, художника армянского происхождения, обращение к Востоку стало и важным этапом самопознания.

1914 -1920


Сарьян отличался огромной взыскательностью к самому себе и удивительным чутьём истинного в искусстве.
"Мне не нравился мой успех, я боялся стать модным художником , - признавался он. ".

1921 -1925


По приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А.Мясникяна Сарьян переезжает с семьёй в Ереван на постоянное жительство. Здесь он организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства.

1926 -1928


После успеха на выставке в Москве Сарьяну была предоставлена возможность поехать за границу.
"Я хотел непременно побывать в столице художников – Париже", - признавался Сарьян.

1929 -1945


Судьба уготовила художнику тяжёлое испытание. Но, как это и было свойственно творцу удивительно жизнеутверждающего искусства, мобилизовав свою волю, Сарьян постепенно возвращается к работе.

1946 -1972


Ярко индивидуальное, новаторское искусство Сарьяна всегда вызывало противоположные оценки. В 1941 году Мастер был удостоен Государственной премии за оформление оперы А.Спендиарова "Алмаст".

Читайте также: