Легенда о казаках кратко

Обновлено: 05.07.2024

Казачество – одна из наиболее ярких и славных страниц российской истории. Неудивительно, что со временем образ казака стал достоянием народного творчества, обрастая всевозможными домыслами, которые превращались в устойчивые заблуждения.

Казачество – оплот демократии

Литераторы и историки XIX столетия идеализировали казачество. Шевченко, Драгоманов, Чернышевский, Костомаров видели в запорожской вольнице простой народ, который, освободившись от панской неволи, пытался строить демократическое общество. Такая мифологема живуча и сейчас.

Запорожская Сечь действительно была поборником идеи освобождения крестьянства от крепостного права, однако жизнь в казачьем обществе была далека от демократических принципов. Попавшие в Сечь крестьяне чувствовали себя там чужаками: хлебопашцев казаки недолюбливали и держались от них особняком.

Когда появились реестровые казаки, они стали активно захватывать землю и превращаться в помещиков, а некоторые стремились добиваться дворянских прав. Позднее в казачество активно потянулись и знатные шляхтичи. К середине XVII столетия казачья аристократия по своему достатку мало уступала мелкому и среднему дворянству.

Запорожцы – первые казаки

Существует устойчивое мнение, что казачество ведет свое происхождение из Запорожской Сечи. Отчасти это так. После роспуска Запорожской Сечи многие казаки вошли в состав вновь созданного Черноморского, Азовского и Кубанского казачества. Однако параллельно с зарождением казачьей вольницы в Приднепровье в середине XVI века стали возникать казацкие общины и на Дону.

Вхождение в состав регулярной армии

Роль казаков, защищавших южные границы Русского государства трудно переоценить. Даже когда опасность набегов спала, казачьи формирования охотно привлекались российским правительством к несению воинской службы.

Казак шел на службу с собственным оружием

Хазарское происхождение казаков

По словам историка Татьяны Таировой-Яковлевой, эта концепция хоть и имеет неясное происхождение, но преследует вполне прозрачную цель: не оставить и намека на общность русского и украинского народа, а также секуляризировать генеалогию казачества и разорвать религиозные связи между Гетманщиной и Москвой.

Письмо запорожцев турецкому султану

Оскорбительный ответ запорожских казаков на просьбу турецкого султана Мехмеда IV сложить оружие до сих пор вызывает среди исследователей вопросы. Спорность ситуации придает то, что оригинал письма не сохранился, а поэтому большинство историков ставит под сомнение подлинность этого документа.

Казаки – это отдельный народ

Такая точка зрения существует давно и активно обсуждается в современных СМИ. Отстаивая свою идентичность, казаки нередко противопоставляли себя соседним народам.

Антропологические исследования казачества, проведенные В. Ф. Кашибадзе и О. Г. Насоновым показали, что история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных областей Центральной России, а также незначительное включение южных и восточных элементов. Пример Донского казачества демонстрирует нам пеструю этническую картину, в которую вписаны представители нескольких десятков народностей, среди которых есть и совсем неожиданные – молдаване, турки, эстонцы, таджики.

Преданность казаков Российской короне

Казачество далеко не всегда проявляло верноподданнические чувства к российской монархии. Зачастую интересы казаков шли вразрез установленных в империи порядков. Так было во время крупнейших народных бунтов – восстаний под предводительством донских казаков Кондратия Булавина, Степана Разина и Емельяна Пугачева. Нередко казачество демонстративно отстаивало свою позицию и в период сложных внешнеполитических ситуаций в стране.

Во время Смуты донские и запорожские казаки отметились активной поддержкой самозванцев, а все те же запорожцы много раз нарушали свои обязательства данные русскому царю, заключая союзы с Польшей, Турцией или Швецией.

Массовый переход казачества на сторону вермахта

Установлено, что гитлеровской Германии, умело использующей пропаганду, удалось переманить на свою сторону до 40 тысяч казаков. В первую очередь это были жители станиц, имевшие личные счеты с советской властью – пострадавшие во время расказачивания и коллективизации.

Однако, учитывая общее число советских граждан, воевавших на стороне вермахта – по разным данным от 800 тыс. до 1 млн. 500 тыс. человек – эта цифра не вызывает удивление. Гораздо больше казаков сражалось в рядах Красной Армии. Если в составе вермахта историки насчитывают не более 2-х казачьих корпусов, то в советской армии их было 17.

В каждой станице виднелись курганы. Земля, населенная скифами, оставила много подобных примет далеких времен. Скифские насыпи получили название. Прощальный курган — часть жизни казака, его семьи.

За этим курганом обрывалась жизнь станичная и начиналась другая, неведомая. С кургана атаман наблюдал за своими помощниками, за полевыми учениями казаков. Хорошо помнили этот курган матери, провожавшие своих детей в город, здесь встречались и расставались парубки и девчата. После молебна в церкви и построения на площади новобранцы на конях, по три в колонне, в походной форме, направлялись за станицу. За ними тянулся обоз с вещами, шли родственники и друзья.

Прощальный курган был последней остановкой всей колонны, а там последняя чарка, поцелуй, слеза, горсть земли, что казаки брали с собой в кисеты перед дальней дорогой. По окончании службы или военных действий казаки возвращались домой, и тут их первым встречал Прощальный курган. Они спешивались, садились в кружок, доставали свои походные припасы и поднимали чарку вина за свое возвращение. А если случалось, что кто-то погибал на фронте, в далеких краях, то из кисета перед крестом высыпали горсть земли родной — с этого кургана.

Легенда о казаке и птицах

Давным-давно в одной из станиц Кубанской области жил казак по имени Сашко. И так как война с турками в то время прекратилась, Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием. Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб и варил крепкую кубанскую горилку. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом и крепкой горилкой.
Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок.
Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видали. Даже река Кубань - быстрая и бурлящая - покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало.
Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. Набил люльку табаком, закурил и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают. Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.
С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.
Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил.
Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.
И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит - шум, гам да удивление соседей на улице. “Что такое?” - думает, и вышел во двор.
Глядит , а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и скворцы, и воробьи, и множество других птиц, и каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз.
Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.
А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской области и родилось у них много казачат. И жили они долго и счастливо.

Непутёвая собака

Жил да был в одной кубанской казачьей станице очень добрый казак.

И было у того казака славное хозяйство: – быки, лошади, кролики, птицы и прочие животные.

И была у него ещё породистая собака.

Собака эта была английской породы и чтобы она была здоровой и красивой, кормить её нужно было один раз в день.

Хозяин растил её ещё с того времени, когда она была щенком, правильно кормил и оберегал её.

Собака росла красивой, здоровой, но было у неё мало ума.

Как ни пытался казак учить её, она все равно выделывала иногда такие штуки, которые были ему неприятны.

Но каждый раз он прощал её и снова ухаживал за ней.

А у казака был сосед.

Очень злой, вредный и льстивый кацап.

Он не так давно поселился рядом с казаком и постоянно строил ему всякие козни.

И вот однажды кацап соседу говорит:

— Слушай, друг, отдай мне свою собаку.

— Зачем она тебе нужна?

— Как это – зачем? – Удивился казак.

— Я её люблю и хочу, чтоб она стала мне настоящим другом. Никому я собаку не отдам.

— Ну хорошо,- говорит злой кацап,- тогда я сделаю так, что она сама ко мне прибежит.

Казак ничего ему не ответил. На том и разошлись.

А так как у соседей между дворами была общая ограда, кацап и начал каждый день подкармливать собаку казака.

Что сам ест, то и собаке кидает. Самые вкусные кусочки ей даёт.

Бегала она к кацапу полакомиться, бегала и через некоторое время перебежала к нему совсем.

Опечалился казак, сидит и думает:

— Чем же я своей собаке не подошёл? Что не так сделал?.

А собака живёт у кацапа и радуется. Новый хозяин ей все позволяет, кормит несколько раз в день самой вкусной едой и разрешает вволю гулять с другими псами.

Поначалу так оно и было.

А спустя время привязал её кацап к тяжёлой цепи и не отпускал. А кормить стал чем попало, лишь бы не сдохла.

Долго ли, коротко ли, но завыла та собака от такой жизни. Она сделалась злой, противной и некрасивой. А по ночам издавала страшный вой.

Казак слышал и видел это, но ничего не мог поделать. Его собака сама сделала выбор.

А однажды выходит он из хаты, глядит, а у крыльца его собака сидит. Увидела та старого хозяина, легла к его ногам и скулит, а из глаз слезы катятся.

Посмотрел на неё казак, помолчал с минуту и все простил. Стал снова заботиться о ней и кормить как следует.

И собака постепенно стала здоровой и красивой.

И стала она хозяину настоящим другом.

Батька и булат

Давным-давно шли на Кубани ожесточенные бои казаков с турками.

И вот после очередного боя наступило затишье и было большое спокойствие.

Турецкий бей заслал к казачьим укреплениям своего лучшего лазутчика, чтобы тот выведал, какое у кубанцев войско, оружие, расположение и прочее.

Перебрался турок через лес и спрятался в прибрежных камышах.

Сидит, наблюдает, думает, как бы ему поближе к казачьим пикетам подобраться.

А недалеко от того места, где засел лазутчик, купались в реке дети.

И был среди них мальчик одиннадцати лет.

Он хорошо умел плавать.

Но вот, заплыв далеко в реку, он зацепился за корягу и никак не мог выпутаться, потому что был в одежде.

Коряга плыла по течению, попала в водоворот и потянула мальчика за собой ко дну.

Иван, так его звали, начал тонуть и кричать.

Но никто из детей не мог его спасти, а взрослых поблизости не оказалось.

Тогда турок, сидевший в камышах, выскочил и бросился к Ивану на помощь.

С большим трудом он смог вытащить мальчика на берег.

Когда Иван очнулся и открыл глаза, то увидел перед собой турецкое лицо с большим шрамом на лбу.

Он не испугался, а стал благодарить.

Но тут послышался конский топот, то приближались казаки.

Лазутчик потихоньку пробрался в камыши и скрылся.

Иван подрастал и набирался сил и мудрости как в военном искусстве, так и в словах.

За необычайную силу и стойкость характера прозвали его казаки Булатом, что значило—стальной, крепкий.

И наступил день, когда стал Иван казачьим сотником.

И был он теперь не просто казаком, а батькой Булатом.

Сотня батьки Булата совершила немало славных подвигов.

И о ней и о батьке ходили легенды по всей Кубанской области.

И вот однажды отдыхали казаки после очередного боя.

А в сарае у них сидели несколько пленных.

Вот вывели их всех к батьке, чтобы решить, что с ними делать дальше.

Посмотрел сотник на них, а они все, как один, стоят в синих мундирах и красных фесках.

А один из них был со шрамом на лбу.

И узнал Булат в этом турке того самого лазутчика, который спас его много лет назад.

А пленный, конечно же, не мог узнать в славном казачьем батьке того одиннадцатилетнего мальчика.

Тогда батька Булат приказал всех накормить и закрыть в сарае до времени, а затем взял старого лазутчика и повел его в сторону турецких траншей.

Они шли вдвоем и молчали.

Остановились и батька говорит:

- Вон твои укрепления. Я дальше идти не могу. Возвращайся к своим и больше не попадайся.

Турок очень удивился, что сам батька его отпускает, так как думал, что тот ведет его на расстрел.

- Неужели ты меня и правда отпустить хочешь? Но почему ты это делаешь?

- А ты помнишь, как много лет назад вытащил тонущего мальчика из воды?

И тогда турок понял, что перед ним и стоял тот самый мальчик.

- Так вот,- продолжал батька Булат,- знай, что кубанский казак всегда быстро забывает зло, причиненное ему, но добро помнит всю свою жизнь.

Выехал казак в поле

Посеял просо, потом пообедал, быков в телегу запряг и собрался домой.
А тут наперед ему черт забежал и спрашивает:
— Чего, казачок, посеял?
Казак молчит.
Черт же поле обежал кругом, через голову три раза перекувыркнулся и опять к казаку пристает:
— Чего, казачок, посеял?
Досада казака взяла.
Он черта кнутом изо всех сил вдоль спины вытянул и говорит:
— Кнуты, милый, кнуты посеял!
Черт отбежал подальше, на меже присел, почесывает спину.
С опаской поглядывает на казака.
— Ну, ладно, казачок, пусть у тебя и уродятся кнуты.
Пришло время и урожай убирать.
Казак приехал в поле Глядит, а у него выросло не просо, а какие-то кусты – и на каждом кнуты по три, по четыре, а есть и по пятаку.
Черт на меже сидит, посмеивается.
— Ну, что, казачок, кнуты сеял, они и уродились у тебя.
Казак на это ни слова черту.
Заехал на поле и ему назло давай кнуты ломать да бросать в телегу.
Набрал целый воз.
А черт кричит с межи:
— Казачок, ты знаешь, у тебя какие кнуты?
— Откуда же знать мне, - отвечает казак.
— Ага, так запомни, у тебя они самобойные, как им скажешь: - кнутики, погуляйте, так тут же начнут гулять. Да ещё запомни, что если их хозяин плут да мошенник, то они первого его выпорют.
Сказал это черт, перекувыркнулся и пропал.
Поехал казак домой и всю дорогу думал, куда бы ему свою поклажу сбыть.
В станице ему повстречался поп.
Казак и смекнул тут - дайка я награжу его - и говорит:
— Батюшка, кнутиков вам не надобно ли?
Подумал поп, бороду погладил, а потом сказал:
— В хозяйстве годятся, не откажусь.
— Только они у меня не простые, а самобойные.
— Тем лучше.
Завернул к попу казак, свалил весь воз ему кнутов и просит:
— Ты, батюшка, за них святым угодникам от меня молебен отслужи.
— Ладно, - согласился поп, - отслужу.
На другой день поп решил испытать свою обновку.
Кликнул работников и приказывает кнутикам:
— Ну-ка, погуляйте, потешьте мою душу.
Хотел поп, чтобы выпороли кнуты его работников.
Кнутики зашевелились да за самого попа принялись.
Взвыл поп не своим голосом на всю станицу.
Работники посмеиваются да кнутики просят, чтобы попу ещё добавили, за-то, что обманывал их, не кормил досыта, как уговаривался, хлебом, не платил сполна заработанные деньги.

В общем, казак рисуется этаким воином-профессионалом, беззаветно преданным матушке - России, истым православным и поборником веры.

Ок. Начнем по-очереди

Воинские умения казаков.

Буквально до начала 20 века казацкие части котировались чуть выше конных башкир и калмыков, на конях без седел и вооруженных луками.

0_6e174_6d8fc897_XL[1]

Низкая боевая дисциплина, привычка при первых же признаках неудачи первыми покидать поле боя (благо по преимуществу сражались конными), абсолютная неспособность противостоять регулярной коннице (особенно тяжелой) – всё это делало казацкие части больше пригодными для партизанской войны, с налетами-отскоками, грабежами и добычей, для караульной службы, ведения конной разведки.

Собственно о боестолкновениях казаков с регулярными воинскими частями известно немного (о плачевном для казаков исходе этих столкновений говорят хотя бы неудачи многочисленных бунтов и восстаний казаков Яика, Дона, Кубани).

Наиболее известный пример – рейд казаков Платова (8 конных полков) и 1-ого кавалерийского корпуса Уварова во фланг и тыл армии Наполеона в Бородинском сражении.

У нас не принято критически отзываться ни о самом сражении (реально проигранном), ни об его участниках. Но вот тут есть исключение.

Ну а потом все вернулись на исходные позиции.

Контрудар по левому крылу неприятеля, нанесенный русской резервной кавалерией, отвлек внимание французского командования от событий в центре и, считается, что был причиной отказа Наполеона от введения в бой Старой гвардии. Однако Кутузов ожидал от этой атаки много большего. Да, войска Уварова и Платова нанесли неожиданный удар противнику, да ещё и в тыл, вызвали панику, но существенного ущерба неприятелю не причинили.

Не даром атаман Платов и пострадавший с ним за компанию бедолага Уваров были единственными генералами, не получившими за Бородинское сражение даже вшивенькой медальки.

В первой мировой войне картина была схожая – казачьи полки были четвертыми полками конных дивизий (первых три: уланский, драгунский и гусарский), штабной кавалерией, занимались охраной штабов, обозов, конвойной и караульной службой. Ну и расстрельные команды были тоже из них.

Эффективны они были в партизанской борьбе (да, и в Первую мировую было партизанское движение на территориях Империи, занятых неприятелем), когда были предоставлены сами себе с полной свободой грабежа и бесчинств.

Скажите, были чисто казацкие части. Да, были - три Донских дивизии, две Кубанских, одна Терская, одна Оренбургская, одна Уральская дивизия. Они были созданы по ходу войны в связи с тяжелыми потерями регулярной кавалерии.

К октябрю 1917 года русская конница насчитывала 100 регулярных и 161 казачий полк, сведенные в 52 дивизии, в том числе чисто казачьих, и 3 отдельные бригады.

В русской армии конницы было больше, чем в армиях всех остальных участников войны вместе взятых. А толку? Большая ее часть была казачьей, не могущей по своим боевым качествам сравниться с регулярной кавалерией.

Ну, с профпригодностью казаков разобрались. Перейдем к патриотизму.

«Самозванец: . Ты кто?

Карела: Казак. К тебе я с Дона послан

От вольных войск, от храбрых атаманов,

От казаков верховых и низовых,

Узреть твои царевы ясны очи

Самое подходящее время для проявления патриотизма – година смуты и тяжелых испытаний. Выделим два из них – Смута начала семнадцатого века и Революция начала 20.

Начнем со Смуты.

Число казаков в отрядах самозванца было велико, так, например, в Туле к нему примкнул атаман Смага Чертенский.

Не только Лжедмитрию Первому служили верой и правдой казаки – но и Лжедмитрию Второму.

Значительной частью русских казаков в лагере Лжедмитрия II командовали И. М. Заруцкий и А. Лисовский.

Александр Лисовский происходил из рядовой шляхетской семьи, на гербе которой был изображен скромный и безобидный ежик.

Нет-нет. Не только оккупантам прислуживали казаки, но и к русским боярам нанимались.

Велика их роль была в Первом ополчении

И тут нам в помощь биография поистине казачьего (в подлинно нелестном смысле этого слова) атамана Ивана Мартыновича Заруцкого (вспомнили, я упоминал о нем, перечисляя ближайших помощников Лжедмитрия II (первому, кстати, он тоже служил)?

Как говорит Задорнов – теперь следите за руками!

Заруцкий в свите Лжедмитрия Первого вступает в Москву, встречает войско Болотникова и вместе с ним громит войска Шуйского, а затем героически обороняет от русских войск Тулу. Чудом спасшись, находит следующего Лжедмитрия, который вводит его в самый ближний круг. Тот отвечает взаимностью. Так, именно Заруцкий привел самозванцу в подкрепление с Дона пять тысяч казаков.

В феврале 1610 года он уже с Яном Сапегой.

Но казаки и тут блеснули – фактически развалили Первое ополчение, пригласив на свой казачий круг и там изрубив в капусту лидера земцев Прокопия Ляпунова.

И тут же Заруцкий приводит их к присяге… Не смейтесь – Лжедмитрию III ! (ребенку Марины Мнишек толи от первого Лжедмитрия, толи от второго).

А вам слабо вот так?!

Поняв, что от разложенного казаками Первого ополчения толка не будет, Русь собирает Второе ополчение, без всяких там казаков, ополчение Минина и Пожарского.

Заруцкий пытался примазаться и к ним, но после отказа подослал в Ярославль наемных убийц. Не выгорело.

Дальше пути Заруцкого и остатков Первого ополчения во главе с Трубецким расходятся. Казачки Трубецкого остались под Москвой, между делом взяв Белый город и перепортив немало крови монархистам Пожарского. В частности, именно они перебили сдавшихся поляков и чуть не прикончили семейку будущего царя, первого Романова, которая скрывалась от любви народной в обороняемом поляками Кремле. Сам Мишенька тоже едва не попал в казачьи руки вместе с мамой и дядей. Их с боем отбили отряды Пожарского, чем, собственно, тот и завоевал признательность трона и место в истории.

О роли казачества в Гражданской и Великой отечественной войне, а так же о его верности православию – во второй части.

Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском темника беклярбека части Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 (21 по новому стилю) сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области). Решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.


Одна из легенд, связанных с Куликовской битвой, гласит, что возвращаясь после сражения в Москву, князь Дмитрий Иванович побывал в казачьем городке Сиротине, где получил в дар бесценную реликвию, впоследствии ставшую одной из главных русских православных святынь:

(Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии, составлена в 1471 г.)


Более поздние интерпретации легенды утверждают, что казаки с иконой прибыли в стан московского князя Дмитрия накануне битвы, чтобы оказать ему помощь в сражении с татарами. На протяжении всей битвы икона находилась в стане русских войск и её заступничеству была приписана одержанная победа. Эта версия легенды зафиксирована в окладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году:


Между тем, городок Сиротин впервые упоминается в письменных источниках только в 1672 году, а время его возникновения относится не ранее чем к концу XVI века.

Как бы то ни было, до или после сражения казаки подарили икону князю Дмитрию, и тот увёз её в Москву. Сегодня она известна как Донская икона Божией Матери. Пока существовала Российская империя эта икона являлась особо чтимой святыней, к которой, как к главной заступнице, обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. С 1919 года икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Читайте также: