Лашманская повинность в 19 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Когда Петр I в 1718 году издал Указ о закладке в Казани верфи по строительству кораблей для Каспийского флота, все последовавшие за ним тяготы и лишения легли на плечи, в первую очередь, татарских крестьян. Столетние дубы и сосны, пригодные для строительства кораблей, иногда приходилось заготовлять в лесах, расположенных за десятки верст, и сплавлять по рекам до Казани. Татарских крестьян, прикрепленных к Казанскому адмиралтейству, чаще всех употребляли именно на этих тяжелейших работах. В лесозаготовители, прозванных позже "лашманами", отправляли мужчин от 15 до 60 лет. Они вынуждены были работать в лесах безвыездно в течение или целого года, или полугода. При наборе в лашманы на полгода из 9 крестьян брали одного пешего и одного лошадного, при наборе на год - из 25 крестьян одного лошадного и двух пеших. За крещеных односельчан эту повинность выполняли некрещеные крестьяне (см. С. Алишев). Когда же в 1740-1750 годах почти все черемисы, чуваши, мордва, удмурты приняли христианство, то лашманская повинность уже полностью досталась татарским крестьянам. Так, если в 1747 году из прикрепленных к адмиралтейству 44739 крестьян более 37 тысяч составляли татары, то в 1767 году из 66151 лашмана 45146 человек были татарами (см. X. Хасанов). Когда из-за лашманства отсутствовал глава семьи, то его хозяйство приходило в запустение. Крестьяне, уезжая на лесозаготовки, не могли сеять хлеб, заготовлять сено и дрова. Несмотря на такие лишения, царская администрация не освобождала лашманов от ежегодных подушных налогов. Да и за адский труд в лесах, за мучения крестьян в холодных шалашах и землянках правительство не платило ни одной копейки денег. Только начиная с 1757 года (под влиянием восстания Батырши) ввели смехотворную плату: лошадному крестьянину зимой - 8, летом 10 копеек, а пешему 5 копеек за день, несмотря на времена года. И никто не учитывал то, что лашман-крестьянин вынужден был привозить с собой на лесозаготовки как инструмент, одежду и продукты для себя, так и фураж и амуницию для лошади. Под бревнами или от холода лашманы в лесах погибали сотнями. Цитата из книги Н. Калинина "Прошлое крестьян нашего края": "Много калечились татары во время лашманских работ. Среди десяти человек восемь всегда становились инвалидами. Они тратили в три раза больше денег на заготовку леса, чем получали от казны за работу".

Лашманы (Laschmann, от н.-нем. laschen - обрубать, отёсывать, обделывать и Маnn - человек) — одна из групп государственных крестьян преимущественно Вятской, Оренбургской, Казанской губерний, участвовавших в заготовке корабельного леса для постройки флота России.

Лашманская повинность введена Указом Петра I от 31 января (11 февраля) 1718 года [1] :

в Казанской, Воронежской и Нижегородской губерниях и Симбирском уезде, для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих. Вместе с тем постановлено было набрать до 300 человек плотников, кузнецов, пильщиков и бочаров из русских сел и волостей тех же губерний (кроме Воронежской), зачислить их в рекруты и поселить особыми селениями, с возложением на них обязанности заготовлять корабельный лес для флота.


Рядом с Казанью в устье Камы была заложена крупная верфь по строительству судов и кораблей для Каспийского флота. В Казанской губернии лашманской повинностью первоначально было охвачено преимущественно служилое татарское население, прикреплённое к Казанскому адмиралтейству (из-за чего их называли также "адмиралтейскими крестьянами"). Столетние дубы и сосны, пригодные для строительства кораблей, иногда приходилось заготовлять в лесах, расположенных за десятки вёрст, и сплавлять по рекам до Казани. В лесозаготовители отправляли мужчин от 15 до 60 лет. Они были вынуждены работать в лесах безвыездно в течение или целого года, или полугода. При наборе в лашманы на полгода из девяти крестьян брали одного пешего и одного лошадного, при наборе на год — из 25 крестьян одного лошадного и двух пеших.

Поначалу для них был установлен одинаковый со всеми другими государственными крестьянами 7-гривенный и 4-гривенный подушный оклад, выплачиваемый адмиралтейству, к которому лашманы были приписаны.

На реке Вятке сплавом леса занимались бурлаки, сопровождавшие груз на всём маршруте от плотбища до верфи.

За крещёных односельчан эту повинность выполняли некрещёные крестьяне. Когда в 1740—1750 годах почти все черемисы, чуваши, мордва, удмурты приняли христианство, то лашманская повинность досталась преимущественно татарским крестьянам. В 1747 году из прикреплённых к адмиралтейству 44739 крестьян более 37 тысяч составляли татары, в 1767 году из 66151 лашмана татарами были 45146 человек.

Когда из-за лашманства отсутствовал глава семьи, то его хозяйство приходило в запустение. Крестьяне, уезжая на лесозаготовки, не могли сеять хлеб, заготовлять сено и дрова. За тяжёлый труд в лесах, за мучения крестьян в холодных шалашах и землянках правительство первоначально не платило ни одной копейки денег. Под брёвнами или от холода лашманы в лесах погибали сотнями. Только начиная с 1727 года после крупных крестьянских выступлений в Поволжье ввели оплату. [2] Зарплата на лесозаготовках была незначительной и не покрывала расходы лашманов-крестьян, которые были вынуждены привозить с собой как инструмент, одежду и продукты для себя, так и фураж и амуницию для лошади.

Год Плата пешим лашманам Плата лашманам с лошадью
1757 5 коп. в сутки 8 коп. (зимой), 10 коп. (летом)
1774 10 коп. 16 коп.
1782 н/д 20 коп.

Лашманы.jpg


Несмотря на такие лишения, царская администрация не освобождала лашманов от ежегодных подушных налогов. Всё необходимое для жизни они получали от своего крестьянского хозяйства. Деньги, заработанные ими на лесозаготовках, зачитывались в уплату подушной подати. До 1788 года лашманы платили 3 руб. 60 коп., к 1797 году налог вырос до 3 руб. 85 коп.

В татарских народных сказаниях (баитах) отразились картины тяжелой и порой безысходной жизни лашман:

…Когда уходим в лашманы, на подводу мы садимся,
Туманным становится ясный день от плача наших семей.
…Когда я пилил осину, устали мои белые руки,
Под той осиной я (остался), взял душу мою Азраил.
…Ваше озеро – круглое, утка с утятами не нырнет,
Придавит дерево – ни одному человеку не уцелеть.
…Истории этих лашманов надо побольше писать,
Редко лашманы возвращаются живыми назад.

— Татарский эпос: баиты. - Казань, 2005. - С.347–350.

В 1799 году были установлены подробные правила о заготовлении лашманами корабельных лесов.

При императоре Александре I в 1817 году было издано особое Положение о лашманах (ПСЗ. Т. XXXIV, № 27.023) [4] , которым они были освобождены от рекрутской повинности. К концу XVIII века лашманов было до 609 тысяч, а в 1817 году — уже 943 тысячи, что значительно превосходило имевшуюся в них потребность. При преобразовании (в том же 1817 году) управления корабельными лесами было признано возможным избавить от лашманской повинности татар, живущих вдали от мест заготовок корабельного леса, и ограничить состав лашманов 120-ю тысячами душ, с назначением ежегодно на работу по 8000 человек.

На лашманов возложили обязанность заготовлять в губерниях низового округа — Казанской, Нижегородской, Вятской, Оренбургской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской и Саратовской — корабельных лесов, кроме мачтовых, ещё до 28 тысяч дубовых деревьев.

В 1767 и 1832 гг. проводились попытки возложить на лашманов охрану казённых лесов.

Деревни, в которых проживали лашманы, административно выделялись в отдельные волости. В "Списке населённых мест Вятской губернии за 1802 год" деревни Елабужской округи, приписные к адмиралтейству, записаны в Адаевскую волость (1283 души муж. пола) и Шунскую волость (861 душа м. п.).

Количество лашманов (обоего пола) в Вятской губернии по данным на 1850 год [5] :

  • В Малмыжском уезде, в волостях
  • В Елабужском уезде, в волости
  • В Уржумском уезде, в волости
  • Итого: 8111

О былых занятиях крестьян напоминает местный топоним Лашманский лог в русском селе Ершовка Вятскополянского района, которое до начала ХХ века входило в Мамадышский уезд Казанской губернии. В этом селе до сих пор от старожилов можно услышать предания о лашманской повинности.

В XVIII веке многие "инородцы", чтобы не попасть в лесорубы (лашманы) на заготовку корабельного леса для Казанского адмиралтейства, охотно принимали православие. Они получали определённую сумму денег, хромовые сапоги, брюки, рубашку и серебряный крестик. По поводу этого сохранились в народе повествования о том, что сметливые инородцы ходили вслед за священнослужителями по деревням и вновь, и вновь принимали православие.

— Галимуллин И.И. Откуда есть и пошла Ершовка (славные страницы из истории села Ершовка). - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - С.8.


После передачи в 1859 году корабельных лесов из Морского министерства в Министерство государственных имуществ, а также в связи с отменой крепостного права, лашманов освободили от лежавшей на них повинности и обратили в общий разряд государственных крестьян.

(Lascmann, от немецкого laschen – обрубать, отесывать, обделывать и Mann – человек), категория населения в XVIII – первой половины XIX вв., выполнявшая феодальную повинность по заготовке, обработке и вывозке лесоматериалов в пользу государства (для нужд российского военно-морского судостроительства)

Содержание

В XVIII в. наряд на работы выпадал в среднем раз в 4–8 лет, а общее число занятых на заготовке и вывозке леса в конце столетия составляло от 2 до 4 тысяч человек ежегодно. В 1817 г. количество привлекаемых к работам было установлено на уровне 8 тысяч душ, но реально число было меньше.

В начальный период существования повинности Лашманы заготавливали лес бесплатно. Не явившиеся на работу или бежавшие с нее должны были отрабатывать летом на верфи в Казани при строительстве транспортных судов. С 1727 г. труд Лашманов стал оплачиваться: в летнее время конному работнику полагалось 10 копеек, пешему – 5 копеек в день; в зимнее – соответственно по 6 копеек и по 4 копейки. Заработанные деньги засчитывались в счет уплаты подушной подати и поступали в распоряжение Адмиралтейства. В случае невозможности Лашманов лично отбыть повинность (из-за болезни, возраста и тому подобного) они нанимали вместо себя вольнонаемных работников, оплачивая их труд по расценкам в 2–2,5 раза выше официальных. В дальнейшем, вследствие инфляции и увеличения размеров подушной подати, стоимость рабочего дня неоднократно индексировалась. В 1817 г. она была установлена в размере 40 копеек для пешего и 80 копеек для конного работника. В последней четверти XVIII в. Лашманам стали оплачивать время, затраченное на путь от дома до места лесозаготовки и обратно, а также на переходы непосредственно в ходе работ.

В ответ на многочисленные прошения Лашманов правительство неоднократно (1729, 1763, 1774, 1824) предпринимало попытки заменить их вольнонаемными работниками. Однако дешевизна и выгода для казны подневольного труда обусловливали сохранение прежнего порядка лесозаготовок. Наиболее значимой уступкой властей по отношению к Лашманам было освобождение их в отдельные периоды (1722–1737, 1757–1766, 1817–1860) от рекрутской повинности.

К середине XIX в., в связи с постепенным отмиранием деревянного парусного флота и переориентацией российского военного судостроения на строительство железных кораблей, значение лашманной повинности уменьшилось. В 1859 г. корабельные леса были переданы из ведения Морского министерства в Министерство государственных имуществ. Указом императора Александра II от 28 марта 1860 г. Лашманов перевели в общий разряд государственных крестьян.

Литература

Фирсов Н.А. Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. Казань, 1869.

Семевский В.И. Крестьяне в царствование Екатерины II. Санкт-Петербург, 1901. Том 2.

Даишев С.И. Лашманы Среднего Поволжья в первой половине XIX в. // Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья. Дооктябрьский период. Йошкар-Ола, 1978.

Клеянкин А.В. Лашманы // Вопросы истории. 1978. № 6.

Ногманов А.И. Законодательство XVIII в. об участии нерусского населения Среднего Поволжья на адмиралтейских работах // История и исторический процесс. Нижний Новгород, 2005.

Русские военные корабли строили благодаря лашманам!

В Петровскую эпоху отечественный язык обогатился огромным количеством иностранных слов, в основном — немецких. Прежние приказы превратились в коллегии, царские пирушки — в ассамблеи, боярская дума — в Сенат, крупные мастерские с разделением ручного труда — в мануфактуры, суды — в гофгерихты.

От восхода до заката

Труд лашманов был даже не тяжёлым, а ужасным — даже для XVIII века. Они должны были не просто валить лес, но делать это наиболее экономным (для леса) способом. То есть им полагалось рубить деревья (пил у них не было!) у самого корня, практически не оставляя пней. Лесорубные работы проводили зимой, когда было много снега. Поэтому лашманам предписывалось сперва расчистить снег у корня, а потом уже валить дерево. Лашманы же должны были определять качество самих деревьев, сверлить проверочные отверстия, делать проверочные надрубы на предмет гнили или болезни будущих стройматериалов и ставить на каждое срубленное дерево клеймо. Если все же происходила ошибка, и дерево оказывалось с дефектами, им полагалось обтесать его равномерно до устранения повреждений. Они же должны были потом сплавлять лес до назначенного пункта, а до этого времени укладывать очищенные от сучьев стволы на пристанях по рангам и размерам. Было чётко определено, как вывозить лес на пристани: на одну лошадь должно было приходиться от 10 до 15 пудов веса, возить следовало на подводах и аккуратно, чтобы ничего не повредить. Иногда бревна были огромные и очень тяжёлые, и в одно бревно впрягалось несколько десятков лошадей. Часть бревна надёжно укреплялась на повозке, а остальная лежала на длинных полозьях. Так и возили.
Лашманы разделялись на конных и пеших. Конные занимались перевозкой брёвен и должны были явиться на исполнение повинности со своей лошадью. Пешие занимались рубкой и укладкой. Этим лашманам и плотникам полагалось ходить на работу пешком, подводы были предназначены только для перевозки деревьев и осмотра лесов инспекторами. В документах особо указывалось: понапрасну лошадей не гонять.
Почти всегда лашманов надолго отрывали от их семей и хозяйств. Леса, где они валили деревья, находились далеко от дома. Часто — в глуши. И обустраиваться в зимнем лесу приходилось самостоятельно: они строили зимние хижины из веток и снега, так и трудились. Грелись у костров. Работы начинались в конце октября и иногда длились до таяния снегов. Избавиться от повинности — да и то лишь при последующих императорах — можно было только за плату и не всегда. Беглецов ловили и при первой провинности накладывали штрафы в размере двойной подати, а при последующих нарушениях применяли телесные наказания.
Первоначально возраст лашманов законом не ограничивался, позже он был определён от 16 до 60 лет. Да и сам отбор стал строже: старались брать сильных и здоровых инородцев, чтобы не выбиваться из графика работ. Ведь леса требовалось очень и очень много. И для избежания недостачи, если вдруг бревна оказывались плохими, следовало валить лес с запасом. Добыча корабельного леса распространилась на Тамбовскую, Саратовскую, Пензенскую, Вятскую, Оренбургскую губернии.
С конца XVIII века лесорубы были очень популярной профессией: их насчитывалось в 1799 году более 600 тысяч человек, а в 1817 году — почти миллион.

Почему инородцы?

И на Воронеже, и на Волге существовали и русские села. Но православные крестьяне не желали надолго отлучаться от своих домов, да и помещики, которые были обязаны поставлять Петру рабочую силу, симпатизировали единоверцам. Татары, мордва, чуваши, удмурты до середины XVIII века оставались некрещёными, так что для христиан они были не совсем людьми. Вероятно поэтому, а вовсе не из-за кораблестроительных талантов, петровская администрация возложила на них все тяготы лашманской повинности. При Петре имелся другой опыт: русских крестьян зачисляли в рекруты и селили в лашманских сёлах. Вероятно, опыт оказался не слишком удачным. И постепенно русских заготовщиков строевого леса и вовсе не стало. Основная масса профессиональных лашманов была татарами. Они оказались более исполнительными и сговорчивыми.
Но даже татары не выдержали бесплатного труда и в конце концов подняли восстание. Им стали платить по шесть копеек в день пешему и 10 копеек конному рабочему. С учётом того, что лашманам самим приходилось закупать фураж для лошадей, обзаводиться инструментом, продуктами питания и тёплой одеждой, вся оплата их труда уходила только на это. Но свою судьбу они не кляли, на тяготы не жаловались и в народных сказаниях выступали как лихие богатыри, построившие русский флот. Только вот к русскому флоту лашманы имеют весьма косвенное отношение. Постройкой кораблей они не занимались.
Это была в те годы достаточно привилегированная работа для христиан. Ею руководили любимые Петром иностранные мастера, а трудились на верфях обученные русские крестьяне и ремесленники. Татарских корабелов привлекали к постройке судов только на Волге. Но они не были лашманами, эти татарские корабелы. Они были мастерами.. Что же касается лашманов, то официально они просуществовали до 1859 года. К этому времени нужда в таком количестве корабельного леса отпала, переквалифицировать лашманов в лесников или инспекторов лесных угодий не удалось. И в конце концов они были возвращены в тот самый разряд, из которого прежде их изъяли — в государственных крестьян. И уже к началу XX века о том, что было такое ремесло, помнили только старики. А когда старики умерли — не вспоминал уже никто.

Журнал: Загадки истории №41, октябрь 2019 года
Рубрика: Забытое ремесло
Автор: Николай Котомкин

Читайте также: