История создания архангельского собора кратко

Обновлено: 30.06.2024

Есть несколько версий о храмах с посвящением Архистратигу Михаилу (покровителю московских государей), стоявших там, где в начале XVI в. был возведен белокаменный собор. По одной из них, первый Архангельский храм был из дерева и строился в 1247-1248 гг. Однако данное предположение является дискуссионным. Наиболее вероятна версия о постройке храма Иваном Даниловичем Калитой, так как 1333 г. отмечен в летописи как дата создания подобного собора из камня. Предположительно, князь построил его в честь избавления страны от неурожая.

В период с 1344 по 1347 гг. при Симеоне Гордом Архангельский собор был расписан княжеской иконописной артелью (известны такие имена, как Захарий, Иосиф и Николай). При Василии I собор обогатился росписями авторства Феофана Грека (1399).

Во второй половине XV в. у него появилось два придела из дерева. Однако они сильно пострадали во время пожара 1475 г. и были обновлены в камне.

Во второй половине XV – начале XVI вв. Иваном III начала проводится реконструкция Кремля. Поэтому в 1505 г. Архангельский собор разбирается по причине ветхости. Приглашенным в Москву итальянским архитектором Алоизо (Альвизо) Ламберти да Монтаньяна, который отразился в источниках как Алевиз Новый, было заложено здание нового храма.

В 1508 г. уже при Василии III собор был освящен митрополитом Симоном.

Новый храм вместил в себя стилистические традиции венецианской архитектуры в сочетании с культурно-идеологическими запросами архитектоники Соборной площади.

Дальнейшая судьба

Храм выполнял функцию государевой усыпальницы. Предположительно, княжеские погребения имели место и в постройке 1333 г., однако их расположение неизвестно. В храме 1505-1508 гг. захоронения имеют определенную структуру, согласующуюся с эсхатологическими представлениями Средневековья.

Вдоль южной стены помещались погребения великих князей, вдоль западной - захоронения удельных князей, у северной хоронили опальных князей. В 60-х гг. XVI в. Иван IV устроил в южном предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы. Царей из рода Романовых погребали уже в наосе у средних столпов. Последним русским государем, погребенным в данном некрополе, стал Петр II. В 1928 г. в крипту собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

По-видимому, собор не расписывался с момента постройки вплоть до середины XVI в., когда в 1564-1565 гг. была выполнена стенопись, фрагменты которой частично сохранились.

Дошедшая до нас роспись относится к середине XVII в. Ее авторами стали такие мастера иконописи как Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов, Федор Козлов, Иван Филатов, Гурий Никитин. За небольшим исключением они полностью повторили уникальную иконографию фресок 60-х гг. XVI в.

Во время Отечественной войны 1812 г. многие иконы были повреждены, а их оклады и украшения были украдены. После освобождения Москвы соборное убранство было поновлено, часть гладких колонн была заменена на резные, изготовлены резные царские врата.

В 1893 г. наиболее ценные предметы из храмовой ризницы были переданы в Синодальную ризницу.

В 1918 г. восстанавливалась алтарная часть собора, пострадавшая во время обстрела Кремля революционными войсками. В 1955 г. Архангельский собор стал частью музея Кремля.

Архангельский собор или собор Святого Архистратига Михаила – православный храм и одна из старейших церквей Соборной площади Московского Кремля. Пятиглавое, величественное сооружение известно в христианском мире как место последнего упокоения представителей княжеской династии Рюриковичей, в том числе и основателя собора – Ивана Калиты.

Сэкономь на путешествии!

История Архангельского собора

По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.

С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.

Интересный факт: часть внутренней росписи первого Архангельского собора была выполнена легендарным иконописцем Феофаном Греком.

После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.

В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.

Архитектура

Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.

Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.

Интерьеры

Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.

Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.

Усыпальница Архангельского собора

У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.

Как добраться

Архангельский собор в ансамбле Московского Кремля.

В 2008 году Архангельскому собору исполнилось пятьсот лет. Однако его начальная история восходит к более ранним временам.

Архангельский собор.
Архангельский собор.

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

Схема Архангельского собора

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Архитектура собора

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Внутренее убранство

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Внутри храма

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Иконостас

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Гробницы

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

Погребения

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Архангельский собор Московского Кремля

Мы на Соборной площади. Давайте повернёмся лицом на юго-восток, — к Москва-реке и полюбуемся на Архангельский собор Московского Кремля!

По наружному убранству Архангельский собор Московского Кремля напоминает больше светское здание, чем православный храм. В нём ясно просматриваются черты итальянской дворцовой архитектуры эпохи Возрождения. Чего стоят одни только белоснежные раковины, размещённые в закомарах, венчающих фасады здания! А входы в собор, оформленные резными декорированными порталами? Очевидно, что строил собор итальянский мастер. Однако, начнём сначала.

Архангельский собор. История создания

Ещё в начале 13 века брат Александра Невского Михаил Хоробрит получил в удел Москву и построил на этом месте деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – архангела Михаила.

В те времена Москва ещё была уделом великого княжества Владимирского. При взятии Москвы ханом Батыем в 1238 году церковь была сожжена.

Однако, архангел Михаил не ушёл с освящённого места. Почти через столетие, в 1333 году, великий князь московский Иван Данилович Калита снова возвёл здесь прекрасный Архангельский храм из белого камня. Он и стал первым из князей, погребённых в Архангельском соборе.

Великий князь Иван Данилович Калита Надгробие великого князя Ивана Даниловича Калиты

Архангельский собор — усыпальница русских правителей

С 1340 года до первой трети 18 века Архангельский собор был местом захоронения правителей (великих князей, царей) и их ближайших родственников из династий Рюриковичей и Романовых. Обычай погребения в церкви пришёл на Русь из Византии. Семейные усыпальницы обычно посвящались архангелу Михаилу, — проводнику душ усопших в загробное царство.

Архистратиг Михаил. Храмовая икона Архангельского собора, конец XIV века

Архистратиг Михаил. Храмовая икона Архангельского собора, конец XIV века

Хоронили в соборе только мужчин, а усыпальницей великих княгинь и цариц был собор Воскресения Христа Вознесенского монастыря Кремля. В 1929 году монастырь снесли, а останки перенесли в Архангельский собор Московского Кремля, — в южную его часть.

Строительство нового Архангельского собора

Как вы уже знаете, после строительства Успенского собора в 1479 году великий князь Иван III начал перестройку московского Кремля. Не обошёл он своим вниманием и родовой некрополь. Иван III приказал разобрать обветшавший Архангельский собор, а на его месте построить новый.

Архангельский собор

Архангельский собор

Для строительства из Венеции был приглашён итальянский архитектор Алевиз Новый.

Однако, Ивану III не пришлось увидеть новый Архангельский собор – в 1505 году он скончался.

Иван III

Великий князь Иван III Васильевич

Дело отца продолжил его сын — Василий III (сын Ивана III и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного). Он не только построил Архангельский собор (1505-1508), но и продолжил политику своего отца по объединению русских княжеств.

Таким образом, Михайло-Архангельский собор стал не только великокняжеской усыпальницей, но и памятником правителям княжеств объединённого русского государства.

Первоначально собор выглядел ещё наряднее, чем теперь: фасады были выкрашены под красный кирпич, а резные белые детали очень красиво смотрелись на красном фоне.

За пять столетий своего существования собор не раз менял свой вид, к нему были пристроены приделы, галереи. Со шлемовидной на луковичную изменилась форма центрального купола.

Внутри же интерьер собора был традиционным для древнерусских храмов: шесть столпов, имеющих в плане форму креста, подпирали высокие своды.

Роспись Архангельского собора

Во времена правления Ивана Грозного, а именно во второй половине 16 столетия, собор был расписан фресками. В настоящее время эти фрески сохранились частично в алтарной части храма.

Царь Иван IV Васильевич Грозный

Царь Иван IV Васильевич Грозный

В 1652-1666 годах 17 столетия по приказу царя Алексея Михайловича Романова более ста художников, выбранных царским иконописцем Симоном Ушаковым, заново расписали собор, так как первоначальная живопись обветшала. Однако, новая роспись сохранила сюжеты и замысел предшествующей росписи.

Царь Алексей Михайлович Иконостас Архангельского собора. Справа- сень над ракой святого царевича Димитрия

Так изображения на сводах собора и западной стене посвящены Символу православной веры. Изображения на южной и северной стенах посвящены деяниям архангела Михаила, победителя предводителя тёмных сил, покровителя ратного дела, защитника невинно пострадавших.

В нижней части столпа фреска с изображением святого благоверного князя Александра Невского, мощи которого покоятся в Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербурга Роспись Архангельского собора Роспись Архангельского собора Роспись Архангельского собора Роспись Архангельского собора Роспись Архангельского собора

Отличительной особенностью росписи собора является то, что в нижнем ярусе стен и на столпах изображено более шестидесяти исторических лиц, — московских князей и их предков, начиная с великого князя Владимира.

Так воплощена идея преемственности власти московских князей от князей владимирских, киевских и далее, до византийских императоров.

В нижнем ярусе стен изображены фигуры князей, погребённых в соборе.

Надгробия захоронений в Архангельском соборе Московские князья, похороненные в соборе

Читайте также: