Кунсткамера интересные факты кратко

Обновлено: 28.06.2024

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.

Интересные факты о Кунсткамере

Факт 1. Знаменитая Кунсткамера, созданная Петром I, официально называется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого, и находится в ведении Российской Академии Наук. Собственно, само слово “кунсткамера” происходит от немецкого “kunstkammer”, что переводится, как “кабинет редкостей”. Первые экспонаты для петербургской экспозиции были куплены императором у голландского аптекаря Альберта Себа, который владел небольшим музеем.

Факт 2. Пётр I до того жаждал пополнить коллекцию Кунсткамеры, что пообещал большую награду за всех существ, достойных занять в ней своё место, в основном различных мутантов. И, прибегнув к методу кнута и пряника, за укрывательство потенциальных “экспонатов” правитель пригрозил огромными штрафами всем причастным.

Факт 3. Сейчас вход в Кунсткамеру платный, как и в большинство других музеев. Но первое время он был не только бесплатным – посетителям на входе ещё выдавали либо порцию водки, либо чашку кофе по их выбору. Таким образом монарх желал привлечь аудиторию в свой музей, что было непросто – многие люди попросту боялись жутковатых экспонатов.

Факт 4. Вопреки распространённому мнению, коллекция Кунсткамеры отнюдь не состоит лишь из анатомических курьёзов. Анатомическая экспозиция – лишь одна из семи, представленных здесь. Хотя, конечно, самым известным является именно Анатомический театр, первые 2000 экспонатов для которого император купил у голландца Фредерика Рюйша. Рюйш собирал свою коллекцию почти 50 лет, из которых почти 20 император пытался уговорить его продать её.

Факт 5. Первое здание Кунсткамеры находилось на стрелке Васильевского острова, но вскоре правитель приказал построить новое, более просторное. Сам он до завершения строительства не дожил, оно затянулось на целых 16 лет! В том здании музея, что мы все можем увидеть сейчас, в своё время даже работал знаменитый учёный Ломоносов.

Факт 6. Один из экспонатов Кунсткамеры – скелет человека огромного роста, целых 226,7 см. Это всё, что осталось от француза Николя Буржуа, верного слуги Петра I, который был с ним много лет. После того, как он скончался, император из-за его выдающегося роста принял решение превратить его экспонат. Правда, голова скелета давным-давно пропала, а куда – никто не знает.

Факт 7. Большой ущерб коллекции Кунсткамеры нанёс пожар, который в 1747 году уничтожил множество экспонатов. Безвозвратно оказался утерян уникальный Готторпский глобус, который снаружи был, собственно, глобусом, а изнутри (внутрь можно было забраться по лесенке) показывал карту звёздного неба. Увидеть Готторпский глобус можно и сейчас, но это лишь копия, восстановленная из того, что осталось от оригинала.

Факт 8. Все разделы Кунсткамеры, кроме анатомического и исторического (повествующего об истории самого музея), посвящены разным частям света. Здесь хранится огромное количество редкостей из Африки, Китая (объединённого в единую экспозицию с Монголией), Японии, Северной Америки, и также Индии с Индонезией.

Факт 9. Первая экспозиция Кунсткамеры размещалась в Летнем дворце императора, там, где сейчас находится Летний сад. Точнее, в Людских палатах, которые не сохранились до наших дней, так как были давным-давно разобраны. Но вскоре коллекции стало тесно в палатах, и тогда-то император и решил построить для неё отдельное здание.

Факт 10. Древнейшая в мире кунсткамера, то есть “кабинет редкостей”, была основана в XVII веке в Дании королём Фредериком III. Знаменитый детский писатель Х. Х. Андерсен даже упомянул её в своей “Принцессе на горошине.


Расширение коллекции

Штраф

Выбор места

Однажды, прогуливаясь по Васильевскому острову, император увидел странную сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав полукольцо. Петру I так это понравилось, что он велел вырезать интересный фрагмент и построить на месте дерева здание для музея. Часть этой сосны до сих пор хранится в музее.

Затяжное строительство

Царское поощрение

Кунсткамера открыла свои двери для посетителей в 1719 году. Петр I решил сделать просмотр коллекции бесплатным да еще и выдавать посетителям угощение — чашечку кофе или рюмку водки. Таким образом император позаботился о том, чтобы просмотр уникальных экспонатов был доступен абсолютно всем.

Живые экспонаты

Коллекция Рюйша

Коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша — одна из жемчужин экспозиции. Заспиртованных младенцев и отдельные части человеческого тела ученый собирал на протяжении 50 лет. Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить Рюйша расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Вместе с экспонатами в Россию был привезен и рецепт сохранения и бальзамирования трупов.

Готторпский глобус

Коллекция музея была полна самых разнообразных и удивительных вещей. Не исключением был и удивительный Готторпский глобус, который преподнесли правителю в качестве подарка. Этот огромный шар диаметром около 3 м, на наружной поверхности которого была карта земли, а внутри — звездного неба, переживший пожар и блокаду, восстановлен и сейчас находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Разделы музея

В Кунсткамере собраны богатейшие коллекции по истории, культуре и быту народов из разных уголков мира: Северной Америки, Японии, Африки, Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании. Отдельного внимания заслуживает известный анатомический раздел, где собраны экспонаты с физическими уродствами и разнообразные природные редкости.


Первый в России музей – Кунсткамера – был учрежден по приказу Петра I, если верить ряду источников, 31 января 1714 года.


История о дереве-монстре

Центром города на берегах Невы, согласно замыслу архитекторов, должен был стать Васильевский остров. На его стрелке хотели поместить культурный центр, в который бы вошли Академия наук, библиотека, Кунсткамера и прочие институты.

Согласно версии, которой придерживаются и в Музее антропологии и этнографии, именно на Васильевском острове Петр I увидел необычную сосну. Дерево было редким и представляло аномалию, которых впоследствии будет немало выставлено в Кунсткамере. Ветка сосны умудрилась вырасти из ствола и вернуться в него назад. Получалось, что отросток образовал петлю, напоминающую ручку от кружки.


Ствол дерева с особенностью, на которую обратил внимание царь. Фото: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН

Удивительно, но эта ветка, вместе с куском ствола сосны, не исчезла. Её по-прежнему бережно хранят в Кунсткамере. Посмотреть на редкость, повлиявшую на решение царя, можно и по сей день.

В конце XVII века во время визита в Амстердам Петр I встретился с известным бальзамировщиком Фредериком Рюйшем. У него царь впоследствии выкупил большую коллекцию примеров заспиртованных анатомических отклонений: Петр понимал, что вскрытие человека может дать большой простор для медицины в плане дальнейшего изучения болезней.


Голова великана

Петр I путешествует по миру и привозит в Петербург из Коле француза-гиганта Николя Буржуа. Его рост был 226,7 см. Царь назначил его на должность гайдука.

Буржуа ушел из жизни в 1724 году – причиной стал апоплексический удар. Царь решает, что Кунсткамере послужит скелет и сердце великана.

Карлик с клешнями

Голова Марии Гамильтон

Камер-фрейлина Екатерины I и любовница Петра I Мария Гамильтон была детоубийцей и воровкой. При дворе она имела отношения не только с царем, но и с денщиком императора Иваном Орловым. От последнего она была трижды беременна, и два раза ей удавалось избавиться от плода при помощи лекарств, третьего родившегося малыша она убила, а тело отдала своему привратнику. Кроме того, когда открылась страшная тайна, выяснилось, что Гамильтон воровала у Екатерины ценности. В ходе обыска они были найдены у нее в покоях.


Петр I не потерпел детоубийства и приказал отрубить голову Марии Гамильтон. Приговор привели в исполнение 14 марта 1719 года на Троицкой площади в Петербурге.

Уже в конце XVIII столетия княгиня Екатерина Дашкова, когда начала проверять счета Российской Академии наук, заметила необыкновенно большой расход спирта. Смотритель, вызванный к начальству, рассказал, что спирт ушел на научные цели – для смены раствора в больших стеклянных сосудах с двумя человеческими головами – мужской и женской, которые хранились в подвалe около полувека.

Дашкову эта история заинтересовала. Свершившись с документами, она выяснила, что заспиртованные головы принадлежат Виллиму Монсу и той самой Марии Гамильтон.

По одной из версии, головы осмотрела Екатерина II и приказала захоронить их в том же подвале.

Согласно другим сведения, голова Монса до сих пор находится в Кунсткамере. А вот голова Марии могла пропасть при довольно странных обстоятельствах. Якобы спирт из колбы был выпит, а голова исчезла. Тогда к морякам стоящего напротив здания на Университетской набережной корабля обратились с просьбой найти экспонат хранители музея. Матросы пообещали, но пропали на долгое время. Почти через год они появились в Кунсткамере и предложили вместо одной головы Гамильтон три, но подстреленных ими басмачей.

Также существует версия, что эта голова принадлежала не английской леди, а 15-летнему мальчику.

Не доживший создатель

Отдельное здание для петровской коллекции достроили только в 1734 году. Строительство постоянно прерывалось и шло с осложнениями.


Петр I в 1698 году, когда еще только задумывал реализацию комнаты редкостей. Фото: репродукция/ Г. Кнеллер

Смерть человека стала причиной переезда редкостей в 1718 году. Тогда был казнен за причастность к делу церасевича Алексея опальный вельможа Александр Кикин, а его дом - конфискован. В Кикиных палатах и разместилась коллекция царя, а также библиотека. В этом же году, спустя четыре года после учреждения, началось строительство здания на Васильевском острове. Кунсткамера же пробыла в Кикиных палатах до 1728 года.

Петру I, скончавшемуся после тяжелой болезни в 1725 году, увидеть экспонаты в историческом здании так и не удалось.

Уничтожающее пламя

Разрушительное происшествие, будто расплата за ореол мистики, случилось 5 декабря 1747 года. В ту пору в Кунсткамере уже работал Михаил Ломоносов. Он также стал свидетелем страшного пожара.

Огонь разгорелся в башне у западного крыла галереи. Полностью выгорела деревянная башня, в которой была обсерватория с инструментами. Там был и знаменитый Готторпский глобус. В итоге от него осталась только дверца и металлический остов.

Огонь, произошедший из-за неисправности оборудования отопления, уничтожил и шкафы с этнографическими коллекциями.

Но больший ущерб произошел от того, что служащие Кунсткамеры, опасаясь, что огонь перекинется на всё здание, начали выбрасывать на снег документы, книги и вещи. Ночью существенную часть экспонатов похитили.


Сохранившиеся редкости перевези в дома Демидова и Строганова, Которые были недалеко от Кунсткамеры.

Экспонаты вернулись в отремонтированное здание лишь в конце 1766 года. Однако башня Кунсткамеры в ее историческом виде была восстановлена лишь через 200 лет.

Читайте также: